Конспект урока чтения в 1 классе на тему: К. Д. Ушинский "Мое Отечество"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Ольга Анатольевна Лимонова

В материале представлен конспект урока чтения в 1 классе. Урок разработан в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок чтения в 1 классе23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 1 классе. К. Д. Ушинский «Наше Отечество»

 Цель урока: Создание условий для формирования у первоклассников личностного смысла в понятии «Родина», осознания значимости родины для каждого человека через анализ и определение главной мысли текста К. Ушинского «Наше Отечество» в ходе совместной деятельности под руководством учителя.

Задачи урока:

1) – актуализировать и углубить представление учащихся о Родине, России, её символах;

- познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами и поговорками о Родине;

- формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей.

2) – развивать критическое мышление   учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением   и с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;

 - учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого.

- развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.

3) – способствовать формированию личностного смысла в понятии «Родина» и осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать уважение и любовь к Родине;

- пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений о Родине.

- развивать самооценку учащихся.

 Планируемые результаты:

Личностные: ценностное отношение к Родине, к России,  осознание значимости родины для каждого человека и самого учащегося; познавательный  интерес  и мотивация к теме «Родина».

Метапредметные:

регулятивные  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определяют границы знания и незнания по теме «Родина», принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять её решение под руководством учителя;

познавательные  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, осуществлять анализ содержания художественного текста, строить ответы на вопросы учителя;

коммуникативные – слушать и слышать других, допускать возможность существования различных точек зрения, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

чтение: работа с информацией: под руководством учителя 

- работать с   информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;

- работать с толковым словарём;

- определять главную мысль текста и соотносить её с пословицей;

- использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта.

Предметные: познакомиться с текстом К.Д. Ушинского «Наше Отечество», определить главную мысль произведения; подбирать слова, близкие по смыслу  к слову Отечество,  повторить  пословицы и поговорки о Родине.

Технология достижения цели: деятельностный  метод обучения, развитие критического мышления  через чтение и письмо (РКМЧП)

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Необходимое оборудование и материально – техническое обеспечение:

  • «Азбука» 1 класс, 2 часть, УМК «Школа России», автор В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, - М.: Просвещение. 2017.
  •  карточки со словами и картинками для «кластера»;
  •  карточки с пословицами для работы в группах;
  •  презентация к уроку;
  • компьютер, проектор.

ХОД УРОКА.

I. Орг. момент

1. Долгожданный дан звонок,

Начинается урок чтения.

Ребята, у нас сегодня гости, повернитесь, пожалуйста, к гостям и поздоровайтесь с ними, а теперь тихонько сядьте.

2.  Снятие эмоционального напряжения.

Повернитесь лицом друг к другу, прикоснитесь своими ладошками к ладошкам соседа и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится, поддержите друг друга перед началом работы.

А теперь улыбнитесь и повернитесь ко мне, мы начинаем.

II. Актуализация знаний, постановка цели и определение темы урока.

На прошлом уроке мы познакомились с рассказом «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Какую неточность в заголовке допустил автор?

Да, звуки мы произносим и слышим, а на письме обозначаем их буквами.

Прочитайте слова на доске: родители, Родина, Россия.

Что объединяет все слова?

Какое слово «лишнее» и почему? (родители – с маленькой буквы)

Почему Россия написано с заглавной буквы? А Родина? Сегодня узнаем, почему иногда слово Родина пишется с заглавной буквы, а иногда – с маленькой.

Какое слово можно назвать лишним по другому признаку? (Россия – не родственное для оставшихся слов)

О чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (о нашей Родине, о России)

III. Работа по теме урока. Составление кластера.

На доске появляется карточка «Родина».

Как бы вы определили, что такое Родина? (ответы детей – «мозговой штурм») На доску прикрепляются карточки: «место рождения – малая родина», «Родина – страна, где мы живем».

Обратите внимание, ребята, когда имеют ввиду малую родину, то это слово пишут с маленькой буквы, а когда страну, то слово Родина пишут с заглавной буквы. Как называется наша малая родина? («Самара, поселок Рубежное») – карточки прикрепляются на доску.

Релаксация. 

Сейчас мы немножко отдохнём. Пока будет звучать песня “С чего начинается Родина?”, вы будете слушать, представлять картины нашей Родины, которые возникнут в вашем воображении.
Расскажите, что вы представляли. (ответы детей)

Родина бывает разная, но у всех она одна. Как называется наша Родина? («Россия», «Российская Федерация») – на доску.

А как называли нашу страну раньше? Давайте вспомним стихотворение И. Никитина, которое читали в 1 части «Азбуки» (читает подготовленный ученик отрывок из стихотворения «Русь»)

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Встать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову…

(слово «Русь» - на доску)

Названий у нашей страны было много- Русь, Российская империя, СССР. Но в каждое из них народ вкладывал огромную любовь, защищал её, гордился ей.

Сегодня мы будем читать рассказ, который написал великий русский педагог и писатель К.Д. Ушинский.

К. Д. Ушинский очень любил свою Родину, восхищался красотой природы, с интересом наблюдал за жизнью животного мира, и всё это передавал в рассказах, которые писал для детей.

 Прочитайте название рассказа в учебнике. («НАШЕ ОТЕЧЕСТВО»)

 Мы говорили, что урок наш будет о Родине, а здесь написано слово «Отечество»? Может быть, мы что-то перепутали?  (Предположения)

Ответ на этот вопрос получим, познакомившись с текстом.

IV. Работа с учебником.

1. Первичное чтение произведения учителем.

Я прочитаю рассказ, а вы послушайте внимательно и ответьте на вопрос: "Почему Ушинский назвал свой рассказ «Наше отечество»?

(Чтение текста учителем.)

 Понравился вам рассказ? Какие чувства возникли у вас, когда вы прослушали это произведение?

(Ответы детей. (Гордость, любовь к родному краю.)

Почему Ушинский назвал рассказ «Наше отечество»? (Потому что про Родину, про отечество, про Россию…)

Как иначе можно озаглавить этот рассказ? (Наша Родина, наша Россия…)

 

 Словарная работа.

 Перед чтением произведения прочитаем слова, которые могут вызвать трудность:

Го-су-дар-ство – что такое государство? (страна, ….)

О-те-чест-во – что мы называем отечеством?

“испокон веку” - Как вы понимаете выражение? (В “Словаре” Ожегова – издавна, с давних времён.)

2.  Вторичное чтение произведения учащимися.

(Повторное чтение рассказа хорошо читающими детьми (по выбору учителя, остальные дети следят при чтении за текстом).

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы:

Почему мы зовём Россию Отечеством?

(Отечеством мы зовём нашу Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды).

 Почему мы зовём нашу страну Родиной?

(Родиной мы зовём нашу страну потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном языке и всё в ней для нас родное).

 Как ещё К. Д. Ушинский называет Россию? (Матерью).

(Матерью мы зовём страну потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами и бережёт нас от врагов). 

Найдите слова, которыми автор описывает действия Родины, сравнивая её с мамой. (вскормила, вспоила, выучила, защищает, бережёт)

Вот какие хорошие и добрые слова подобрал Ушинский, чтобы сказать о Родине, как о маме.

Мамы похожи друг на друга или они все разные?  Чем они похожи?

(Все мамы похожи чем-то, но и все разные.)

А может быть, обменяться мамами, выбрать получше, покрасивее, подобрее?

(Нет.  Каждому дорога своя мама.)

А может быть у человека 2 Родины или 3? Прочитайте, как об этом сказано в тексте.

(Родина у нас одна. В русском языке слово Родина и употребляется только в единственном числе).

Как вы думаете, ребята, какие слова в этом тексте самые главные?

 (Одна у человека родная мать - одна у него и Родина.)

 И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться?

(Её надо любить, беречь, защищать, охранять). (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).

Главная мысль рассказа выражена в пословице. Пословицы о Родине прославляют землю русскую. В каждой пословице прослеживается огромная любовь к матушке России, нашему Отечеству. (на доску добавляется слово «Отечество»)

VI. Самостоятельная работа.

Сейчас в парах вы будете собирать пословицы. Соедините стрелками начало и конец пословицы, обсудите, что означает каждая из них.

Родина – мать,

Жить –

Всякому мила

Береги землю родимую,

Родине служить.

своя сторона.

как мать любимую.

умей за неё постоять.

VII. Фиксируем новое знание в речи и знаках. Беседа по иллюстрации.

Наша страна имеет богатую историю, которая насчитывает сотни лет. Рассмотрите иллюстрацию на с. 87 и расскажите, что на ней связано с прошлым нашей страны. (древняя книга, воины, летописец)

Летописец – монах, который записывал все важные события, которые происходили в стране.

В монастырской келье узкой,

 В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Со старинным преданием связана и другая иллюстрация. На ней изображен Георгий Победоносец, который копьем убивает змея. Георгий считается покровителем воинов, защитников страны, а змей – это символ врагов, которых русские воины всегда побеждали. Сегодня мы видим изображение Георгия Победоносца на гербе России.

Какие еще детали иллюстрации на с. 87 рассказывают о настоящем? (современная Москва, самолет, мальчик-школьник)

VIII. Итог урока. Рефлексия.

На уроке мы много говорили о Родине. Попробуем составить синквейн на тему Родина.

                (Родина

         любимая могучая

защищает бережет кормит

Родина у человека одна.

                   Россия)

Дома подумайте, а что для вас значит – Родина. Нарисуйте рисунок «Моя Родина» или приготовьте стихотворение о Родине.

А сейчас продолжите предложения:

Я узнал…

Было интересно…

Меня удивило…

Я бы хотел…

В заключение я хочу подарить вам стихотворение. Оно с секретом. Попробуйте его разгадать. (на слайде)

Ручеёк заливисто журчит.

Одуванчик ярко золотится.

Солнце так развесило лучи,

Словно крылья радужной жар-птицы.

И, на воле весело играя,

Я скажу вам: «Нет прекрасней края!»

Догадались? Молодцы. Наш урок о России, о нашей Родине подошел к концу. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме: Слушание и работа с детскими книгами. «А.П.Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья»

Цели урока:Совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения.Учить находить в тексте нужные отрывки и ответы на вопросы.Развивыть монологическую речь учащихся.Прививать чувство сострадания,...

Конспект урока чтения 4 класс. Тема: Басня И. А. Крылов « Трудолюбивый медведь»

Конспект урока чтения в специальной коррекционной школе VIII вида....

конспект урока во 2 классе на тему "Чтение буквы Сс" УМК Кауфман

конспект урока во 2 классе на тему "Чтение буквы Сс" УМК Кауфман...

Конспект урока чтения 1 класс на тему "Звук и буква д"

Цель урока: познакомить учащихся со звуком и буквой д....

Конспект урока чтения 3 класс Тема урока: И. Соколов-Микитов «Зимняя ночь» школа 8 вида

Урок чтение 3 классТема урока:  И. Соколов-Микитов «Зимняя ночь»     Цель:     формирование навыка осознанного, правильного чтенияЗадачи: ...

Конспект урока чтения 2 класс. Тема: «Образ березы в поэзии русских поэтов».

Конспект урока чтения 2 класс. Тема: «Образ березы в поэзии русских поэтов».Цель: Развивающие-Развивать умение наблюдать и рассказывать о своих наблюдениях. Учиться делиться мыслями, эмоци...