С. Маршак «Снег теперь уже не тот…».
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Создать условия для ознакомления со стихотворениями о весне; способствовать развитию памяти, навыков чтения и анализа стихотворного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_1.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
Программа, автор (ы) | УМК «Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. | ||
Класс | 2 | ||
Раздел (содержательная линия) | Люблю природу русскую. Весна | ||
Тема урока | С. Маршак «Снег теперь уже не тот…». | ||
Цели урока | Создать условия для ознакомления со стихотворениями о весне; способствовать развитию памяти, навыков чтения и анализа стихотворного текста. | ||
Основное содержание урока | Работа с учебником, рабочей тетрадью на печатной основе, с индивидуальными карточками. | ||
Термины и понятия | Метафора, олицетворение, сравнение. | ||
Планируемый результат | |||
Предметные умения | Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Личностные умения | |
Научатся: читать стихотворения с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса, сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Получат возможность научиться: представлять картины весенней природы, самостоятельно придумывать вопросы к стихотворениям. | Познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами. Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу. Коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления. | Сравнивают поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев. | |
Организация образовательного пространства | |||
Межпредметные связи | Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал) | Формы работы | |
Окружающий мир | Учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись стихотворения С.Маршака «Снег теперь уже не тот..», карточки с заданиями. | Фронтальная, индивидуальная. | |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||
Название этапа: Организационно – мотивационный Педагогические задачи: настроить детей на предстоящую работу. Планируемый результат: Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу. Коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления. | |||
– Дети, рано утром некто, хорошо вам известный, попросил меня поздравить вас с днём весеннего равноденствия и передать вам кое – что. - Хотите узнать, кто это был? - Отгадайте загадку: Переносье с белым кругом, Важно я хожу за плугом Огороду, полю врач Глянцеватый, чёрный …. - Верно, это был грач. Он очень беспокоился, что вы пропустите, не заметите что – то важное и просил передать вам фотографии, но вы сами должны сказать, что он увидел с высоты своего полёта. Слайды презентации - Как можно назвать то, о чём поведал нам грач? Что это? - Верно. Недаром говорят: Слайд презентации - Прочтём хором: Увидел грача – весну встречай. - Прочитайте эту фразу: ТИХО – ГРОМКО МЕДЛЕННО – БЫСТРО ГРОМКО – ТИХО УДИВЛЁННО РАДОСТНО - Кто готов прочитать наизусть выученные дома стихотворения? - Что объединяет эти стихотворения? | Предполагаемые ответы детей: - Да, хотим. Дети отгадывают загадку -грач ледолом, ледоход, половодье, таяние снега, проталины, первоцветы, прилёт птиц. - Это приметы весны. Дети хором читают фразу: «Увидел грача – весну встречай» с учётом заданий Дети читают наизусть стихотворения, выученные к уроку (по выбору). -Они о весне. - В них описан приход весны. | ||
Название этапа: Актуализация опорных знаний Педагогические задачи: подготовить к изучению нового. Планируемый результат: Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу. Коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления. | |||
Работа в группах На столе у каждой группы учащихся карточка №1 На карточке написана фраза: «Снег уже теперь не тот…» Учитель: Грач провожал меня до школы, он шёл, прыгал, иногда перелетал немного вперёд и повторял одну и ту же фразу: (учитель произносит фразу 3 раза , меняя логическое ударение: - Снег уже совсем не тот … - Снег уже совсем не тот … - Снег уже совсем не тот … | Дети внимательно слушают | ||
Название этапа: Постановка проблемы. Планируемый результат: Познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами. Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу. Коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Личностные: сравнивают поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев. | |||
Я спросила: - «Что это значит?» Он как-то хитро посмотрел на меня и ответил: - «А это Вам ребята объяснят, они всё знают, только Вы у них обязательно спросите». - Дети, вы согласны рассказать нам по секрету, что значит эта фраза? - Дать вам время подумать? -работаем с карточкой №1. -прочитайте фразу, обсудите её, как вы понимаете это суждение? Ответы можно писать на карточке. (Для детей, которые затрудняются при выполнении задания, учитель предлагает ответить на вопросы: - что происходит со снегом весной? - Какой он по состоянию, по цвету?) - Дети, определите тему урока, поставьте цели. Учитель обобщает и уточняет ответы детей: - верно, мы познакомимся со стихотворением С.Я. Маршака «Снег уже теперь не тот…» Слайд презентации Научимся описывать приход весны- создадим картину весенней природы. -Чем пользуется художник при написании картины? - Музыкант? - какой инструмент будем использовать мы? - определим задачи: - Что мы умеем? - Чему научимся? Карточка №2 (на столах) На карточке написаны приметы весны – каждой группе разные приметы, если дети хотят, могут использовать свою примету. 1гр. - таяние снега, появление проталин 2гр.- ледолом, ледоход, половодье 3гр. - первоцветы, набухание почек 4гр. - прилёт птиц. Дети, возьмите карточку №2; - прочитайте приметы (примету) весны; - составьте предложение (можно несколько предложений) по примете весны; - запишите его (их) на карточке. - прочитайте предложения. (От каждой группы выходит ученик. Дети читают предложения друг за другом, получается текст.) - удалось ли создать картину весенней природы? | Дети работают в группах: - берут карточку №1, читают задание, рассуждают, предлагают варианты ответов, выбирают на их взгляд точные, записывают их на карточке. - слушание ответов по группам. Предполагаемые ответы детей: - снег был белый, лёгкий, пушистый, мягкий, а стал рыхлый, зернистый, тяжёлый, появились проталины. - пришла весна, снег стал таять Предполагаемые ответы детей: - тема-весна - мы познакомимся ещё с одним стихотворением о весне Цель – описать приход весны, рисовать словесную картину весенней природы. - красками - нотами - слово - учиться подбирать слова, строить (конструировать) предложения, - использовать средства художественной выразительности, - составлять текст. -анализировать -составлять предложения -строить текст -выразительно читать -словами создавать картину весенней природы; - применять в речи средства художест- венной выразительности - работают в группах: выбирают примету, обсуждают содержание, выясняют её смысл, подбирают слова, составляют предложение, записывают его или запоминают. Выходят и читают предложения. предполагаемые ответы: текст составили, а полной картины не получилось | ||
Физминутка | Мишка вылез из берлоги. | ||
Название этапа: Изучение нового материала Планируемый результат: Познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами. Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу. Коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Личностные: сравнивают поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев. | |||
-давайте сравним нашу картину с картиной МАСТЕРА Чтение учителем (можно прослушать аудиозапись) стихотворения С. Я. Маршака «Снег уже теперь не тот…» -Понравилось ли вам стихотворение? -Чем? 1) Вспомним средства художественной выразительности: (Дети работают со словарём) Слайд презентации Даны определения из словаря С. Ожегова. - метафора - олицетворение - сравнение 2) Найдем средства художественной выразительности в стихотворении Работа с учебником стр. 115 Анализ стихотворения - Какими словами МАСТЕР описал таяние снега? (уже не тот, потемнел - Слайд презентации) - Как он сообщил о ледоломе? (треснул, будто раскололи – метафора и сравнение) Слайд презентации - Как передал чистоту воздуха, прозрачность? (Небо стало выше - Слайд презентации) - Какими словами передана радость оживания природы? (зачирикал веселей) - Каким словом он назвал тропинки? (Стёжки –просторечье) -С чем сравнил серёжки на вербах? Слайд презентации ( с серебром –сравнение) - Какую метафору он применил к ним? (светятся – метафора) - подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения - прочитайте выразительно. | - слушают стихотворение, - отвечают на вопросы - Работают со словарём С. Ожегова - анализируют - находят средства художественной выразительности - готовят текст стихотворения для выразительного чтения - читают выразительно стихотворение | ||
Название этапа: Актуализация знаний на этапе закрепления Педагогические задачи: закрепить полученные знания. Планируемый результат: Познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами. Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу. Коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Личностные: сравнивают поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев. | |||
Получилась ли картина природы у МАСТЕРА? Почему? Что нам необходимо сделать, чтобы создать картину? -уточните пошагово ваши действия - дополним нашу картину средствами художественной выразительности: - подберите и вставьте в ваши предложения сравнение, олицетворение, метафору. Работа в парах Проговорите друг другу предложения. Отметьте в ваших предложениях средства художественной выразительности Прочитаем предложения (ученик от каждой группы читает предложение или несколько предложений. Получается текст.) Какую картину весенней природы вы представили? Сравните картину, написанную вами с картиной МАСТЕРА (С.Я. Маршака) Удалось ли нам создать при помощи слова картину весенней природы? Соотнесите свой вывод с целью урока. Достигли мы цели? | делают вывод Применить средства художественной выразительности - выделить слово из предложения - подобрать к нему сравнение ( олицетворение, метафору) - сконструировать предложение - включить его в текст Дети добавляют в предложения по мере необходимости метафоры, сравнения, олицетворения. - работают в парах; - читают предложения; - находят средства художественной выразительности. - читают предложения - слушают текст - анализируют -делают выводы | ||
Название этапа: Рефлексивно - оценочный Педагогические задачи: формировать умение самооценки своей деятельности. Планируемый результат: Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу. Коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления. | |||
С.115 – выразительное чтение: желающие могут нарисовать свою иллюстрацию к стихотворению | Записывают задание в дневники | ||
Слайд презентации Учитель: выберите и продолжите любое предложение: -на уроке я узнал - я похвалил бы себя за - мне захотелось - сегодня я сумел Оцените свою работу в группе (Дети заполняют таблицу) Определите ваше настроение (смайлики) Слайд презентации Спасибо за работу на уроке. | - выполняют задание Дети заполняют таблицу Определяют настроение |
Список использованной литературы:
1.С. И. Ожегов. « Словарь русского языка» М: «Русский язык» 1989 год.
2. «Литературное чтение» 2 класс ч. 2 УМК «Школа России» М: «Просвещение» 2012 год.
3.http://images.bugaga.ru/posts/1142927784_c67573c5598641883da8fbf2df8000e4_vesna.jpg - равноденствие
4.http://science.compulenta.ru/upload/iblock/01d/rook-2628.jpg - грач
5.http://www.photoworks.ru/Photos%5C4-2007%5C19%5C2053.jpg – проталины
6.http://ourflowers.ucoz.ru/_si/0/73839.jpg - март
7.http://peterwin.narod.ru/march01.jpg - март
8.http://peterwin.narod.ru/images/march10.jpg - март
9.http://migranov.ru/photoalbum/spring/mart.jpg - март
10.http://s41.radikal.ru/i094/0809/0c/8ee5ee870796.jpg - открытка
11.http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/21/452/21452655_CHUDOSERDCE.jpg - открытка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С. Маршак. Снег уже теперь не тот...
Урок литературного чтения во 2 классе. УМК "Школа России"...
С. Я. Маршак. "Снег теперь уже не тот..."
Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс...
С.Я.Маршак "Снег теперь уже не тот..."
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "С.Я.Маршак "Снег теперь уже не тот..."." (по ФГОС)....
ЛИРИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А. БЛОКА «НА ЛУГУ», С. МАРШАКА «СНЕГ ТЕПЕРЬ УЖЕ НЕ ТОТ…»
Создать условия для ознакомления со стихотворениями о весне; способствовать развитию памяти, навыков чтения и анализа стихотворного текста...
А. Блок "На лугу", С. Маршак "Снег уже теперь не тот..." ( 2 класс, школа России)
литературное чтение...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" "А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот…»"
Цели: знакомство учащихся со стихотворениями о весне А. Блока и С. Маршака; развитие навыков выразительного чтения, понимания и представления прочитанного....
Тема: Стихотворение С. Я. Маршака «Снег теперь уже не тот», 2 класс
Конспект по литературному чтению во 2 классе: Стихотворение С. Я. Маршака «Снег теперь уже не тот»...