Открытый урок литературного чтения в 3 классе. Программа "Школа России" Тема: Рассказ Ю. Ермолаева "Проговорился"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
При работе над рассказом Юрия Ермолаева "Проговорился"дети осознают значение юмора для отдыха, учатся читать вслух бегло, осознанно, выразительно, правильно, определять основную мысль произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям, бережно относиться к животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_v_3a_klasse.docx | 37.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения в 3А классе
4 четверть 27 апреля 2018 года
Ю. ЕРМОЛАЕВ «ПРОГОВОРИЛСЯ»
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказами Ю. Ермолаева «Проговорился», способствовать развитию навыков выразительного чтения, творческих способностей путем чтения по ролям, привлечению внимания к авторскому слову; содействовать воспитанию любви и интереса к чтению; бережному отношению к животным живого уголка, воспитание нравственных качеств посредством интеграции с курсом внеурочной деятельности «Азбука добра».
Планируемые результат:
Предметные:
познакомятся с юмористическими произведениями Ю. Ермолаева;
научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста.
Метапредметные:
познавательные: определяют основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
регулятивные: выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции.
Личностные:
осознают значение юмора для
отдыха, находят подтверждение этому в литературных текстах.
Образовательные ресурсы: портрет Ю. Ермолаева; презентация; карточки для детей, Толковый словарь, цветик-семицветик, карточка с фамилией Ермолаев
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируе мые способы |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организация начала урока | Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. | Сообщают о готовности | Слушают в соответст- вии |
Под музыку | 1)– Проверим готовность к уроку. - К нам пришли сегодня гости. Мы им очень рады. Повернитесь пожалуйста к ним и улыбнитесь – поделитесь своею радостью. Они вам тоже улыбнутся. От наших улыбок в классе стало так тепло и уютно! Правда? - Подарите каждому По кусочку солнышка, Пусть добром наполнится Ваша душа до донышка. - Одна хорошая минута Сделала одно хорошее дело, Десять хороших минут Сделали десять хороших дел. А сколько хороших дел Можно сделать за урок? (40). - Я желаю Вам всем новых успехов. Работать будем в группах и для этого давайте вспомним правила работы в группе. 2) Разминка. Игра «Счастливый билетик». - Возьмите маленькие карточки белого цвета и запишите ответы на мои задания. К нам в гости на урок чтения пришла математика. - 0 увеличить во столько раз, сколько уроков чтения у нас в неделю (0) - 81 уменьшить в 9 раз (9) - Кот Леопольд поймал 8 рыбок и угостил двух мышат. Каждому дал по 4. Сколько рыб у кота осталось?(0) - 35 уменьшить на 30? (5) - Проверьте, какой ряд чисел у вас получился. 0905 - У кого счастливый билетик? - Внимательно посмотрите на ряд чисел. - Разделите парами, поставьте точку после первой пары. Что получилось? Что это за число? 09.05 - А имеет ли она какое-то отношение к уроку? - Действительно, эта дата имеет отношение к ВОВ, так же, как и произведение, которое мы читали на прошлом уроке. - А какое произведение вам было задано на дом? - «Отметки Риммы Лебедевой». | Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») 1 ученик за компьютером, ответ распечатывает День Победы над фашистской Германией. Скоро праздник День Победы. Слушают отрывок песни из фильма "Три дня лейтенанта Кравцова" - Первый взвод, вторая рота | с целевой установкой, принимают и сохраняют организации онные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Давайте проверим, насколько внимательны вы были при изучении этого произведения. 1).– Поработайте в парах. Найдите пословицы, которые выражают главную мысль рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой». • Была бы охота, а выучиться можно. • Знание и мудрость украшают человека. • Наука даром не дается – наука трудом берется. (все подходят) - Давайте одну из них возьмём девизом урока. (Знание и мудрость украшают человека) 2) Тест Обведи букву правильного ответа в кружок. 1. Что случилось с селом, в котором жила Римма и её мама? А) сожгли немцы Е) бомбили немцы 2. Что подарила Маня Римме? Р) краски Т) альбом 3. Какое звание имел А. Тарасов Л) капитан М) лейтенант 4. О чём попросил лейтенант Римму? О) написать письмо своей дочери П) написать письмо своему сыну 5. «Фью! Это некрасиво получается, - сказал лейтенант Римме.» Почему он так сказал? И) потому что девочка очень грязно написала Л) потому что она сделала много ошибок в письме 6. Что предложил лейтенант Римме, чтобы помочь ей красиво и без ошибок писать? Б) учить правила А) писать письма друзьям лейтенанта 7. По каким предметам у Риммы стояли оценки «отлично»? В) по русскому языку Е) по русскому языку и географии 8. Почему вместо мамы Риммы расписался лейтенант? В) потому что мама уехала в командировку Д ) потому что Римма не захотела отдавать маме ведомость на подпись _________________________________________________________ - Взаимопроверка 3) - Какие умные мысли встретились в рассказе? Найдите и прочитайте. (Выборочное чтение)
| Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают Читают пословицы. Вспоминаем правила работы в парах Индивидуально, 1 за компьютером, ответ на экран выводит ключ (ЕРМОЛАЕВ) 1 – Е 2 – Р 3 – М 4 – О 5 – Л 6 – А 7 – Е 8 – В | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу получено го задания |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. | -Ребята, а для чего нужно читать книги, как вы считаете? (узнать новое, развивать мышление, пополняют словарный запас, узнать ответы на вопросы, грамотно писать, рассуждать) _ Какие же задачи мы будем сегодня решать на уроке? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с новым произведением, будем продолжать учиться находить главную мысль в тексте. 4). А теперь вернитесь к тесту и выпишите буквы правильных ответов в одну строку (ЕРМОЛАЕВ) - Что интересного вы заметили, проверяя свой тест? (Фамилия Ермолаев) - Это фамилия автора, с чьим произведением мы будем работать на сегодняшнем уроке. - А название произведения вы прочитаете в учебнике на странице 179 - «Проговорился». | Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее но строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора | - А сейчас мы послушаем Соню. Она нам расскажет о творчестве Юрия Ивановича Ермолаева. (Слайд 1 - 2.) –Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М.Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам. Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем. - Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Проговорился». | Слушают рассказ, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора | |
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. | Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь в этом произведении. Нос крючком Да чуб торчком, Яркий наряд- Болтает всё подряд, На жердочке сидит Да свысока глядит, То эхом отзовётся, То резко засмеётся. (попугай) Когда так говорят: «проговорился»? -Рассмотрите иллюстрацию (Слайд 3.) - откройте учебник на странице 179. -Как вы думаете, о ком и о чем этот рассказ? Когда так говорят: «проговорился»? -Ребята, а у кого из вас в живом уголке дома есть попугай? Что вы знаете о них? Попугаи – это птицы с ярким опереньем, которые обитают в тропических лесах. У них хорошая память и способность к звукоподражанию. Существует 316 видов попугаев. 27 видов попугаев занесены в Красную книгу. - Посмотрите на доску, вот какие красивые бывают попугаи! (Слайд 4.) -Разведение птиц- воспитывает бережное отношение к природе, ко всему живому. Если вы решили завести птицу или другое животное, подумайте, готовы ли вы заботиться, ухаживать за ним. Ведь мы в ответе за тех, кого приручили. А сейчас мы потренируемся в чтении скороговорки. Возьмите желтые карточки. (Слайд 5.) – Прочитайте скороговорку по слогам. – Прочитайте сердито, удивленно. – Прочитайте скороговоркой 3 раза. Говорит попугай попугаю: – Я тебя, попугай, попугаю! Попугаю в ответ попугай: – Попугай, попугай, попугай! - Хорошо, молодцы! | Осуществ ляют анализ объектов с опорой на визуализа цию, выделяют последовательность развития сюжета | |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем. | Словарная работа. Для чего мы проводим её? (чтобы знать значение слов и правильно воспринимать текст) – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Дрессировщик – тот, кто занимается дрессировкой животных. Похвала – одобрение. Смущаться – испытывать неловкость, застенчивость, замешательство; стесняться. | Работают с толковым словарем. | Осуществляют анализ произведе ния. Осознанно и произволь но строят речевое высказыва ние в устной форме, обосновывают свое |
2. Первичное чтение произведения | Первичное прослушивание текста. Читают подготовленные дети. – Сейчас вы прослушаете текст. Постарайтесь ответить, кто и о чём же проговорился? (проговорился попугай о невоспитанности хозяйки, о её грубости) 1. О чем проговорился попугай? 2.Как вы думает, почему получилась такая неприятность? 3. Смогла ли Ира показать ребятам, какая она способная дрессировщица? Почему? 4. А можно назвать Иру доброй? - А что ж такое доброта? Давайте поразмышляем вместе с барбариками. Физкультминутка (Слайд 6.) | Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения | |
VI. Повторное чтение и анализ произведения | 1.Работа в группах 1 группа. Выборочное чтение. Ответить на вопросы: - 1) 1. Чему учила Ирочка попугая? (вычитать из учебника) 2. С каким настроением Ирочка шла в школу? (Ответить устно) (улыбалась, ожидала похвалы одноклассников) 2 группа. Выборочное чтение. Ответить на вопросы: 6) 1. Как ребята догадались о непослушании Иры? (попугай повторял её грубые слова) 2. Нравится ли вам Ирочка? Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она? Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная, упорная, ответственная 3группа. Выборочное чтение. Ответить на вопросы: 1.Найдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды?( чтоб помочь нам представить настроение Ирочки). 2. Как вёл себя попугай? В ответе используйте только глаголы.(взъерошился, покосился, отвернулся) 4 группа. Выборочное чтение. Ответить на вопросы: 1.Прочитайте слова, которые повторил попугай Чико в школе? 2. Найдите слова Алеши. Как вы их понимаете? -Подумайте, какие слова, подходят к этому рассказу. (грустный, юмористический, научный, поучительный). Выберите соответствующую карточку и поднимите. -Что же такое юмор? (юмор – это кратчайшее расстояние между самой серьёзной проблемой и её решением) -Какова же проблема у Иры? (невоспитанность, грубость, хвастовство). Давайте вспомним курс внеурочной деятельности «Азбука добра». На доске записаны два слова: Этика, этикет. - Что общего у этих слов? (Это имена существительные, однокоренные слова.) - Кто сможет дать объяснения эти словам? /Уч-ся пытаются объяснить лексическое значение слов./ - Давайте сверим наши предположения по словарю. /Ученики находят слова и читают объяснение./ Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми. Этика– это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. -Как называют человека, который всегда следует правилам этикета? (Человек, который следует правилам этикета – это воспитанный человек). – Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми. - А можно назвать Иру воспитанной девочкой? А доброй? Какая у неё была душа? -Какая ваза больше подходит для сравнения? Давайте поможем ей стать добрее. - Вспомните, какой волшебный цветок исполняет желания? (цветик-семицветик). Если вы готовы ей помочь, то возьмите по лепестку и прикрепите их на доску, чтобы получился цветик-семицветик, при этом дав Ире совет. (не грубить, уважать старших, помогать, быть вежливой, заботливой, доброй, приходить на помощь) -Давайте вместе проговорим волшебные слова: Лети, лети лепесток Через запад на восток Через север, через юг Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли Быть по-моему вели! -В жизни каждый совершает ошибки, нужно их уметь исправлять. Как вы думаете, исправится ли Ира? Я Я надеюсь, что эти советы и произведения, которые мы читаем, п подскажут и вам как правильно поступать в какой – либо момент. Подготовка к чтению по ролям. - А сейчас мы попробуем прочитать этот рассказ по ролям. Интонацией постарайтесь передать характер героев. 3. Читать будем со слов «В школе ребята окружили Ирочку.» Каких героев нам нужно выбрать? (Ирочку, попугая, Алёшу, автора) (бабушка - терпение, Ира – глупость, наглость, хвалилась, затем стыд, одноклассники - осуждение)
| Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Читают самостоятельно рассказ Ю. И. Ермолаева. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения Выбирают с экрана 3 ученика работают со словарём Ожегова.
| Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению Осуществляют контроль Слушают собеседни ка. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение Делают выводы, извлекают информацию из различных источников |
VII. Д/з | |||
VIII. Итог урока. Рефлексия | Рефлексия. Попугайчик предлагает вам карточки двух цветов. На зелёной задание сложней, но только за правильное выполнение обоих заданий можете поставить себе 5 баллов. А на жёлтой одно задание ценой в 4 балла. Выбирайте. 1. Подчеркни пословицу, которая подходит к теме урока.. Сделав худо, не жди добра. Правда, что шило – в мешке не утаишь. Ошибся, что ушибся, - вперёд наука. 2. Продолжи предложение прилагательными: Воспитанный человек ___________________ (добрый, уважительный, вежливый, законопослушный, тактичный, сдержанный, доброжелательный, добросовестный, честный) Самопроверка с доски. (Слайд 8-9.) Вернёмся к девизу «Знание и мудрость украшают человека». Помог ли урокк стать вам красивее и мудрее? Спасибо за работу. Я верю в ваши способности, знаю, что вы можете радовать других. И желаю, чтобы эти волшебные слова звучали как можно чаще в ваш адрес. 2. Подготовка к чтению по ролям. - А сейчас мы попробуем прочитать этот рассказ по ролям. Интонацией постарайтесь передать характер героев. 3. Читать будем со слов «В школе ребята окружили Ирочку.» Каких героев нам нужно выбрать? ( Ирочку, попугая, Алёшу, автора) (бабушка - терпение, Ира – глупость, наглость, хвалилась, затем стыд, одноклассники - осуждение) Оцените работу ребят. Как вы поняли, что значит «ПРОГОВОРИЛСЯ»? Подводим итог. Кто доволен своим успехом? Самооценка учащимися: -Оцените свою деятельность на уроке. Я научился… Мне было интересно … Мне было легко… Я работал активно… Я теперь знаю… Мне было не интересно… Мне было трудно…. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию По одному человеку у доски. 1 за компьютером | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Приложение
• Была бы охота, а выучиться можно.
• Знание и мудрость украшают человека.
• Наука даром не дается – наука трудом берется.
2) Тест
Обведи букву правильного ответа в кружок.
1. Что случилось с селом, в котором жила Римма и её мама?
А) сожгли немцы
Е) бомбили немцы
2. Что подарила Маня Римме?
Р) краски
Т) альбом
3. Какое звание имел А. Тарасов
Л) капитан
М) лейтенант
4. О чём попросил лейтенант Римму?
О) написать письмо своей дочери
П) написать письмо своему сыну
5. «Фью! Это некрасиво получается, - сказал лейтенант Римме.» Почему он так сказал?
И) потому что девочка очень грязно написала
Л) потому что она сделала много ошибок в письме
6. Что предложил лейтенант Римме, чтобы помочь ей красиво и без ошибок писать?
Б) учить правила
А) писать письма друзьям лейтенанта
7. По каким предметам у Риммы стояли оценки «отлично»?
В) по русскому языку
Е) по русскому языку и географии
8. Почему вместо мамы Риммы расписался лейтенант?
В) потому что мама уехала в командировку
Д ) потому что Римма не захотела отдавать маме ведомость на подпись
3. Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
– Попугай, попугай, попугай!
1 группа. Выборочное чтение.
Ответить на вопросы:
1. Чему учила Ирочка попугая? (вычитать из учебника)
2. С каким настроением Ирочка шла в школу? (Ответить устно)
2 группа. Выборочное чтение.
Ответить на вопросы:
1. Как ребята догадались о непослушании Иры? (попугай повторял её грубые слова)
2. Нравится ли вам Ирочка? Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она? Выберите слова из скобок.
(Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная, упорная,
Ответственная)
3 группа. Выборочное чтение.
Ответить на вопросы:
1.Найдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды?
2. Как вёл себя попугай? В ответе используйте только глаголы.
4 группа. Выборочное чтение.
Ответить на вопросы:
1.Прочитайте слова, которые повторил попугай Чико в школе?
2. Найдите слова Алеши. Как вы их понимаете?
Этика, этикет – (лексическое значение)
Дрессировщик – словарная работа
Похвала –
Смущаться –
1. Подчеркни пословицу, которая подходит к теме урока. (Зеленая)
Сделав худо, не жди добра.
Правда, что шило – в мешке не утаишь.
Ошибся, что ушибся, - вперёд наука.
2. Продолжи предложение одним прилагательным: (Желтая)
Воспитанный человек вежливый,
тактичный, сдержанный.
грустный, юмористический, научный, поучительный (Карточки каждой группе)
3.Когда говоришь, хорошенько подумай.
Пословицы:
1.Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
2.Каков ум, такова и речь.
3.Когда говоришь, хорошенько подумай.
4.Глаза боятся, а руки делают.
5.Терпенье и труд всё перетрут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, литературное чтение, 4 класс
Тема урока: С. А. Есенин «Лебедушка»4 классЦели и задачи урока: создать условия для:формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в ст...
Открытый урок литературного чтения 2й класс
урок разработан в системе Л.В. Занкова по учебникам Лазаревой...
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...
открытый урок Литературное чтение 1 класс
СКАЗКА-ЦЕПОЧКА. «Теремок».С. Маршак «Багаж»Цель: создать условия для формирования представления о жанровом разнообразии фольклорных произведений, понятии «сказка-цепочка», развития речи, пополнения сл...
Конспект открытого урока. Литературное чтение 2 класс. Зарубежные сказки.
Подробный конспект урока по литературному чтению во 2 классе. "Зарубежные сказки"- повторение. Урок обобщения знаний, материал позволяет расширить читательский опыт учащихся знакомством с зарубе...
Открытый урок литературного чтения 4 класс Л.Н. Толстой "Два брата"
Литературное чтение 4 класс...
Урок литературного чтения 4 класса на тему "Рассказ Н.С. Тихонова «Поединок»"
Тема: Рассказ Н.С. Тихонова «Поединок» "Цель: Прочитать и осмыслить рассказ Н.С. Тихонова «Поединок» Знать: про ВОВПонимать: главную мысль текстаПрименять: уметь...