Конспект урока чтения "Звук и буква "Ч"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Конспект урока чтения и развития речи на тему "Знакомство с буквой и звуком Ч.ч" в 1 классе коррекционной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_bukvoy_i_zvukom_ch.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №9» с. Ижма

Конспект урока чтения и развития речи

в 1 классе.

Тема: «Знакомство с буквой «Ч» и звуком [ч]»

     

Составила: Рочева надежда Васильевна,

                   учитель начальных классов

Цели: познакомить с буквой и звуком [ч], научить выделять звук и произносить его правильно

Задачи:

-формирование умения определять местоположение звука в словах

-развитие фонематического слуха

-развитие и коррекция познавательных процессов

-развитие и коррекция речи

-привитие интереса к чтению

-воспитание положительных качеств личности

-развитие двигательных умений и навыков, мелкой моторики

Ход урока:

1 .Организационный момент.

2.Гимнастика для глаз (упражнения по тренажеру для глаз ∆∆∆,≈≈≈≈,∞∞,∩∩∩)

З.Пальчиковая гимнастика (упражнения с бигуди, с массажным шариком, кольцом, речевая пальчиковая гимнастика «Кружочки»- поочередно нажимать каждым пальцем на кружок из бархатной бумаги, наждачной бумаги)

Раз - кружок, два -  кружок,

Раз – шажок, два - шажок,

Наши пальчики шагают,

На кружочки наступают.

Раз, два, три, четыре, пять.

Ходят пальчики опять.

От мизинца - до большого,

А потом к мизинцу снова.  

Раз, два, три, четыре, пять.

Будут пальцы отдыхать!  

4.Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Вкусное варенье» (облизать сначала верхнюю губу, затем нижнюю)

Упражнение «Мячик» (кончиком языка касаемся щек)

Упражнение « Лошадка» (цокать языком)

5.3агадка.

Беда в пути ей не страшна-

Надежный щит - ее спина. (Черепаха)

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит,

Под ним, не зная страха,

Гуляет.. .(Черепаха)

Кто на себе свой дом носит? (Черепаха)

Смена поз. Сегодня к нам на урок пришла еще одна гостья. Это Мудрая Черепаха.

-Как понимаете слово «мудрая»? (умная, опытная). Некоторые черепахи живут до 150 лет, у многих народов являются воплощением мудрости. Делают все не спеша,  но хорошо подумав. 

6.Разучивание скороговорки.

Мудрая Черепаха будет очень рада, если выучите про нее скороговорку (показ картинки)

-Что делает черепаха? (пьет чай)

-Как она пьет? (долго, медленно)

-Какое у нее настроение? (веселое, она улыбается, не скучает)

Послушайте скороговорку: «Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой

чая» (по картинке)

Произнесем медленно хором.(2раза)

Произнесем в более быстром темпе хором. Произнесем самостоятельно.

Произнесет каждый 3 раза.

-Какой звук учит произносить скороговорка [ч]. 7.Сообщение темы урока.

а) Звук [ч] обозначается буквой «ч». Сегодня мы с ней и познакомимся (показ печатных букв)

-Из каких элементов состоит эта буква Ч? (крючка и прямой палочки или дуги  и прямой палочки)

-На что похожа буква «ч»? (чайник, сучок, 4, перевернутый стул); показываем

картинки

Стихи про букву:

«Ч» - ну чем не человек

Он учителю навстречу

Тянет руку!

Отвечать хочет он всегда на «5».(поднимают руку и показывают «ч»)

«Ч» - вы правильно решили

Пишут так же как «4».

Только с цифрами, друзья,

Путать буквы нам нельзя (показываем картинку перевернутый стул)

б) Выложите эту букву из ниток, семян арбуза.

в)        Произнесите звук [ч]. Как он произносится? (не можем пропеть, воздух
задерживается - согласный звук, значит, обозначим синим кружочком)

г)        Мудрая Черепаха просит составить схемы слов, которые даны в букваре на
с. 120 (Звуко-буквенный анализ, составляют схемы на наборном полотне).
-Где стоит звук [ч]
 в этих словах?        

Составьте предложения с этими словами. 

8.Физминутка. (Черепаха вместе с вами хочет выполнить упражнения, показываем картинки)

«Черепаха»- ползаем на четвереньках, выдвинув спину вверх, как панцирь у черепахи

«Чайник» - одна рука на поясе, другая - вытянута, выполняем наклоны

«Удочка»- сидя на полу, закидываем удочку - наклоняемся вперед с вытянутыми руками.

«Часы-будильник»- наклоны вправо-влево со словами тик-так, прыжок, руки

вверх, произносим «дзинь-дзинь».

-Какой звук часто повторяется в названиях упражнений? [ч]. Смена поз.

9. Чтение слов.

Мудрая Черепаха хочет услышать,  как вы умеете читать слова с её любимой «ч».

Прочитайте слова с  сенсорных крестовин и подберите к ним картинки из класса, покажите их Черепахе. И она предлагает вам игру «Скажи ласково»:

Захотелось ласковых мне слов.

Кто из звуков нам помочь готов?

[Ч] он очень мягкий звук

Не обойтись, пожалуй, без его услуг.

Скажите эти слова ласково:

мяч-мячик

чашка-чашечка                  

чайник-чайничек

ключ- ключик

10.Составление слов.

У черепахи растрескался панцирь от старости и на нем проступают слоги, составьте из них слова (зай-чик, че-ре-па-ха).

11.Чтение текста.

Черепаха предлагает прочитать сказку «Зайчик и Черепаха» (текст распечатан по слогам)

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.              Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: «Спеши, спеши, черепаха, всё равно я тебя обгоню». Но пока он так потешался, черепаха - хоть и тихо шла и оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

      Бегать-то он умел, но не знал того, что, лёжа на месте, и от черепахи можно отстать.

а) Чтение по цепочке.

 - О ком эта сказка? (черепахе и зайце)

б) Чтение текста целиком.

- О чем спорили заяц и черепаха? (кто быстрее обежит поляну)

-Что делал заяц? (лежал под кустом)

-Кто первым обежал поляну? (черепаха)

-Почему черепахе удалось обогнать зайца? Прочитайте (Пока он смеялся, черепаха тихо шла) 

12.Итог.

-С какой буквой познакомились? («ч»)

-Какой она звук обозначает?        

Мудрой Черепахе понравилось гостить у вас. А еще она принесла письмо от ее любимой буквы «ч». Прочитайте его. (Чу-дес-но! О-ча-ро-ва-тель-но! Ум-нич-ки! До встре-чи! Бук-ва «Ч»)

13. Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...