Урок литературного чтения(слушание),Ефросинина Л.А. "Мир сказок. Русская народная сказка "Кот,петух и лиса"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Негматуллина Светлана Васильевна

Урок литературного чтения(слушание),Ефросинина Л.А. "Мир сказок. Русская народная сказка "Кот,петух и лиса"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Урок  литературного слушания. Русская народная сказка  «Кот, петух и лиса».

Цель деятельности педагога:    создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»,для развития умения слушать произведение, выражать свои мысли и чувства о прочитанном произведении, классифицировать сказки(народные и авторские, о животных и волшебные), для развития навыка чтения.

Планируемые результаты:

Личностные: отношение к учению, произвольному поведению, уважительное отношение к собеседнику.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: уметь составлять характеристики объектов, выявлять их сходства и различия, формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения, составлять модель обложки книги.

Коммуникативные: уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: уметь определять жанр, тему произведений, понимать нравственное содержание произведения. Инсценировать произведение в парах.

Методы и формы обучения:  объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный,частично-поисковый,  практический; фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, проектная деятельность.

Образовательные ресурсы: презентация, мультимедиа-проектор, учебник «Литературное слушание», модель обложки сказки, выставка детских книг, толковый словарь.

Учитель      Негматуллина Светлана Васильевна 

                                                                                         

 

                                                                                    Ход урока                                                                                                         

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Универсальные учебные действия

I.Мотивация к учебной деятельности

Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Включение в деловой ритм.

Приветствие гостей и  детей.

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом ,гоним лень.
На уроке не скучать,

А работать и читать!

-Кто с работой дружен

Нам сегодня нужен?

-Кто с учебой дружен

Нам сегодня нужен?

-Кто с чтением дружен

Нам сегодня нужен?

-Таким ребятам хвала и честь!

Такие дети в классе есть?

-Ребята, покажите, пожалуйста, с помощью сигнальных карточек, с каким настроением вы начинаете этот урок.

-Я думаю, что прекрасное настроение будет у всех и в конце урока!

-Готовы работать! Тогда в путь!

Подготовка класса к работе. Приветствие гостей, учителя, друг друга.

-Нужен

-Нужен

-Нужен

-Есть

Учащиеся  сигналят, показывают свое настроение с помощью цвета. Зеленый- настроение прекрасное, желтый- настроение хорошее, красный- настроение плохое)

Фронтальная

Личностные: готовность к обучению, отношение к учению. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.

II.Актуализация знаний

Игра «Угадай сказку». Ответы на проблемные вопросы. Деление сказок на группы. Чтение обложки книги.

-Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Угадай сказку». С помощью сигнальных карточек покажите,  как вы считаете получится   ли у вас угадать сказки и авторов?

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…
Кем же были эти маленькие дети?

-Она красива и мила,

Имя ее от слова «зола».

-Возле леса на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки

Три кровати, три подушки
Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

-«Ловись рыбка мала и велика»!

-Как вы думаете, какая сказка лишняя?

Почему вы так считаете? Докажите. Найдите эту сказку на книжной выставке и прочитайте ее обложку.

-Какие еще знаете сказки о животных?

-Волшебные сказки?

-Молодцы, разделили сказки на 2 группы: волшебные и о животных.                                         -Подумайте, на какие еще группы можно разделить эти сказки?

-Что значит авторские?

-Как по-другому называют авторские сказки?

-Что значит народные сказки?

-Как вы думаете, как  народные сказки дошли до наших дней?


-Как вы считаете, чем отличаются сказки от других литературных произведений?

Учащиеся прогнозируют свою деятельность.  Сигналят: зеленый- я справлюсь, желтый-  мне будет трудно, но я справлюсь, красный- мне будет трудно и  понадобится помощь.                                                                        

«Волк и семеро козлят». Русская народная сказка.

«Золушка». Ш.Перро.

«Три медведя». Л.Толстой.

«Лисичка-сестричка и волк».

Русская народная сказка.

-Я  думаю, что лишняя  сказка «Золушка», так как  эта сказка волшебная, а остальные сказки о животных.

-«Теремок», «Колобок», «Заячья избушка».

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Огниво».

-Я считаю, что сказки можно разделить на авторские и народные.

Сказку написал автор.

-Литературные.

-Их придумал народ.

-Я думаю, что сказки передавались от родителей к детям, из уст в уста, из поколения в поколение. И таким образом дошли до наших дней.

-Я считаю, что в сказках есть вымысел, волшебство, разговаривают животные. А в рассказах описывают реальные события, то, что может случиться на самом деле.

Фронтальная

Предметные: определяют жанр и темы произведений.

Познавательные: сопоставляют характеристики объектов, выявляют их сходство и различие.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы.

Регулятивные: учатся прогностической оценке своей деятельности.

III.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Отгадывание загадок о героях сказки, над которой будут работать. Определение темы урока.  Постановка целей урока.

-  Просигнальте,  кто догадался над произведением какого жанра будем работать?

-Все минуточку вниманья,                Сказку я хочу начать.

Этой сказочки названье

Поспешите отгадать.

-Отгадайте без подсказки, кто герои этой  сказки?

-Полосатый, хвост трубой

Умный, шустрый, озорной

Мышкам ходу не дает, догадайся- это…

-Шпоры носит он на ножках

Ходит с гребнем и в сережках.

Кукарекнет во весь дух

И разбудит всех…

-Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто же это?...

-Догадались? Какую сказку будете слушать?

-Молодцы! Итак вы будете слушать русскую народную сказку «Кот, петух и лиса».

- Как вы думаете, какие цели поставим на уроке?

 Учащиеся прогнозируют свою деятельность.                                                                             -Будем работать над сказкой.

                                                                                                       

-Кот.

-Петух.

-Лиса.

-«Кот, петух и лиса»

- Учиться быть внимательными, запоминать сказку и непонятные слова, объяснять непонятные слова,  моделировать обложку, характеризовать поступки героев, сделать выводы  чему учит сказка.

Фронтальная

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему  и задачи урока, учатся прогностической оценке своей деятельности.   Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

IV.Работа по теме урока.

Слушание сказки.

Учитель читает сказку.

-Слушайте внимательно,  запоминайте непонятные слова и выражения. После чтения будем  их объяснять.

Учащиеся слушают сказку и запоминают непонятные слова и выражения.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.

V.Физминутка.

Физминутка по типу зарядки для снятия напряжения с мышц спины.

VI. Работа по теме урока.

Первичная беседа после слушания.

- Как вы думаете, что слушали?

-Почему считаете, что это - сказка? Докажите.

-Какие чувства и эмоции появлялись во время слушания?

-Что удивило в сказке? Какой важный для вас момент запомнили?

-Русскую народную сказку «Кот, петух и лиса».

-Я считаю, что мы слушали сказку, потому что животные в реальной жизни не разговаривают, не поют песни. Эта история-вымысел.

Негодование за поступок лисы.

-Радость, что Петю спасли.

-Тревогу, когда лиса несла петуха за темные леса.

-Любовь и уважение к коту.

-Меня удивило поведение Пети, потому что он не слушался кота.

- Мне запомнился момент, когда Петя кричал и звал кота на помощь. Было тревожно и страшно.

Фронтальная

Предметные: учатся определять жанр, тему сказки.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других, учатся выражать свои мысли и чувства.

Словарная работа.

-Какие слова были для вас  непонятны?

-Куда обращаемся, чтобы узнать смысл, значение непонятных слов?

-Учитель помогает объяснить слова, обращается за помощью к  толковому словарю.

-Дремучие боры- очень темные, густые леса.

-Настиг-догнал.

-Хоромы- богатый деревянный дом.

-Диковинка- необычная, любопытная вещь.

Гусли- старинный струнный музыкальный инструмент.

- Гусляр- народный певец, играющий на гуслях.

Учащиеся называют слова и пытаются объяснить значение. Дети приходят на помощь друг к другу.                

 -Дремучие боры.

-Настиг.

-Хоромы.

-Диковинка.

-Гусли, гусляр.

Фронтальная

Предметные: учатся определять значение слов и выражений.

VII.Физминутка.

Физминутка для рук, подготовка к моделированию.

-Перед тем как будем моделировать обложку, выполним пальчиковую гимнастику.

Моделирование обложки используя заместители.

Проверка по эталону. Взаимопроверка выполненной обложки  и оценка деятельности  товарища.

- Вспомните,  что слушали, какая тема сказки и выполните модель обложки самостоятельно.

-Просигнальте с помощью светофорика, кто  считает, что сможет справиться с заданием, а кому понадобится помощь?

-Обменяйтесь обложкой с соседом по парте.

-Сверьте обложку своего товарища с обложкой – эталоном.

-Оцените работу товарища используя сигнальные карточки.( зеленый сигнал- работа выполнена верно, желтый- есть 1 ошибка, красный- выполнена работа с большим количеством ошибок, товарищу небходима помощь.)

- Назовите правильно произведение над которым сегодня работаем.

 Учащиеся прогнозируют свою деятельность и самостоятельно выполняют модель обложки.

Учащиеся обмениваются обложками. Проверяют по эталону и оценивают работу одноклассника.

Индивидуальная, работа в парах.

Познавательные: составляют модель обложки.

VIII.Физминутка.

Физминутка для снятия напряжения с мышц спины,  шеи, ног, рук.

-Покажите, как двигаются: лисонька, кот, петушок.

Дети под  музыку показывают движения животных. С помощью пластики, жестов и мимики пытаются передать характер этих героев.

Предметные: учатся с помощью пластики, жестов и мимики передавать характер животных. Коммуникативные: постановка вопросов.

IX. Работа по теме урока.

Повторное слушание. Определение главных героев, анализирование их поступков. Чтение имен героев и песенки лисы. Ответы на проблемные вопросы.

-Как вы считаете, кто главные герои сказки?

-Переверните  модель обложки и запишите на обратной стороне главных героев с помощью заместителей.

-Вспомните , как в этой народной сказке называют  животных?

-Кого в этой  сказке величают по имени –отчеству? Почему?

- Как вы думаете  почему лисицу зовут Лисафья?

-Каким был Петушок?

- Зачем лиса приходила к Петушку? Что она хотела?

-Что помогло Лисе заманить Петушка? --Что она обещала Пете?

-Давайте вместе прочитаем слова этой песенки.

-Петушок, Петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка.

- Кто спасал Петушка?

-Как кот узнавал о беде?

-Прочитаем слова, которые кричал Петушок.

-Несет меня Лиса,

За темные леса,

За высокие горы,

За синие реки.

-Подумайте, какие еще вопросы вы можете задать по этой сказке.

-  Как вы считаете ,на какого героя вы хотели бы быть похожим? Обоснуйте свой выбор.

-Как думаете, кто в сказке положительный герой?

-Кто в сказке отрицательный герой?

-А Петушок какой герой: положительный или отрицательный? Кто считает, что Петушок положительный герой, покажите зеленый сигнал, кто считает, что  Петя отрицательный герой, покажите красный сигнал. (Сам учитель поднимает красный сигнал светофора и говорит, что считает Петушка отрицательным героем, так как он не слушался Кота, из-за него Кот переживал, нервничал, бросал свою работу. Идет спор с детьми.

-Я согласна с вами ребята, что Петушок поступал таким образом не со зла, а от своей неопытности.

-Как вы думаете, что хотел донести до нас  русский народ  этой сказкой? Чему хотел научить?

-Кот, петух и лиса.

-Кот Котонаевич, Лисафья, Петя-Петушок.

-Кота, потому что он серьезный, умный, смелый, ответственный.

- Я думаю, что лису зовут Лисафья, потому что она хитрая, льстивая, плутоватая, обманщица

-Он был наивным, глупым, доверчивым, неосмотрительным, маленьким.

- Она хотела выкрасть и съесть Петушка.

- Ей помогла песенка. Петушку она обещала дать горошка.

-Кот.

-Петя громко звал Кота на помощь.

-Учащиеся задают свои вопросы.

-Учащиеся выбирают на кого хотят быть похожим и объясняют свой выбор.

-Кот.

-Лиса.

Учащиеся доказывают какой Петушок. Кто-то говорит, что согласен с учителем, что Петушок отрицательный герой, так как он своим поведением наносил вред  и себе, и Коту.

Другие дети говорят, что Петушок не делал зла специально, как Лиса. Он так поступал потому, что был маленьким и глупым.

- Я думаю, что нельзя быть глупым и наивным,  как Петушок.

-Я считаю, что маленьким детям нельзя разговаривать со взрослыми, которые обещают конфеты или игрушки. Это может обернуться бедой.

- Я думаю  сказка учит тому, что нужно приходить друзьям на помощь.

Фронтальная, работа в парах.

Предметные: научатся понимать нравственное содержание сказки.

 Задания по выбору учащихся, дифференцированная работа. А)Инсценирование отрывка второго прихода Лисы . Работа в парах.

Б) Игра «Собери сказку». Индивидуальная.

 А)Учащиеся в парах инсценируют отрывок прихода Лисы к дому Петушка. Учитель просит детей сыграть героев,  используя мимику, жесты, движения тела, изменение  голоса, чтобы показать характер героя.  

Б) Учащиеся  располагают иллюстрации данной сказки в правильном порядке.

Учитель просит ребят, которые выбрали данное задание, расположить картинки из сказки  в правильном порядке.

 Учащиеся репетируют отрывок в парах, разыгрывают, аплодируют артистам,  затем пожимают руку своему соседу, благодарят за помощь и сотрудничество, потом гладят себя по голове- за свою хорошую работу.

Работа  по выбору учащихся либо в парах, либо индивидуальная.

Предметные: инсценировать эпизод в парах.

Личностные: применять правила делового сотрудничества

Познавательные: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Чтение конца сказки и подбор  к нему пословицы.

-Подумайте, какая  пословица подходит к сказке. Обоснуйте свой выбор.

Труд человека кормит, а лень портит.

Друзья познаются в беде.

Мягко стелет, да жестко спать.

 Учащиеся выбирают пословицу и объясняют свой выбор.

Фронтальная

X. Итог урока.

-Что слушали на уроке?

-Чему учит сказка? Какой урок возьмем из нее?

-Что не умели и не знали, а на этом уроке научились, узнали?

-Что на уроке понравилось, что запомнилось?

Ответы учащихся.

Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия.

XI.Рефлексия учебной деятельности.

Иллюстрации Кота, Петуха и Лисы.

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.

- Кто работал отлично в полную силу, чувствовал себя уверенно, доволен своей работой - подарит цветочек Коту.

-Кто работал хорошо, но не в полную силу, боялся, что ответит неправильно - подарит цветочек  Петушку.

-Кто считает, что он не доволен своей работой и  сегодня не его день - подарит цветочек Лисе.

-Учитель подводит итог работы всего класса.

-Ребята, мне понравилось как  вы работали, я вами очень довольна! Молодцы!

Учащиеся оценивают свою деятельность, выходят к доске и прикрепляют наклейку под картинкой.

Фронтальная

Регулятивные: оценка своей деятельности.

XII. Рекомендации для самостоятельной работы, задания по выбору.

А). Нарисуйте иллюстрацию к сказке.

Б).Сочините свою сказку

В).Найдите загадки о коте, петухе, лисе

Учащиеся выбирают по желанию задание для самостоятельной работы.

Регулятивные: контроль, коррекция;

Личностные: самоопределение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного слушания в 1 классе «Кот, петух и лиса» МБОУ СОШ №70,г.Киров Учитель Негматуллина СветланаВасильевна

Слайд 2

С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не скучать, А работать и читать!

Слайд 3

КОТ

Слайд 4

ПЕТУХ

Слайд 5

ЛИСА

Слайд 14

Дремучие боры- очень тёмные и густые леса.

Слайд 15

Хоромы- богатый деревянный дом.

Слайд 16

Гусли- старинный струнный музыкальный инструмент Гусляр-народный певец, играющий на гуслях.

Слайд 17

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

Слайд 19

К П Л

Слайд 20

Пе - ту - шок, Пе - ту-шок , Зо - ло - той гре - бе - шок, Вы - гля - ни в о - кош - ко, Дам те - бе го - рош - ку !

Слайд 21

Не - сёт ме - ня Ли - са , За тём - ны - е ле - са , За дре-му-чи-е бо-ры , За вы - со - ки - е го - ры !

Слайд 22

Труд человека кормит, а лень портит. Друзья познаются в беде. Мягко стелет, да жестко спать.

Слайд 23

Рекомендации для самостоятельной работы. Задания по выбору. 1.Нарисуйте иллюстрацию к сказке. 2.Сочините свою сказку о животных. 3. Найдите загадки о коте, петухе, лисе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по литературному чтению во 2 классе по системе Гармония.Русская народная сказка "Лисичка со скалочкой"

Конспект урока по литературному чтению по теме РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ» составлен в соответствии с ФГОС....

ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"

УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".

Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...

Урок литературного чтения по теме: "Образ Бабы Яги в русских народных сказках"

УМК "Гармония", 3 класс, р.н.с. «Баба Яга» и «Падчерица и мачехина дочка»...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Урок литературного чтения 2 класс. Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки

Урок литературного чтения во 2 классе с применением ИКТ разработан по программе УМК "Перспектива". Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На всех эта...