Урок литературного чтения(слушание),Ефросинина Л.А. "Мир сказок. Русская народная сказка "Кот,петух и лиса"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Урок литературного чтения(слушание),Ефросинина Л.А. "Мир сказок. Русская народная сказка "Кот,петух и лиса"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного слушания. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»,для развития умения слушать произведение, выражать свои мысли и чувства о прочитанном произведении, классифицировать сказки(народные и авторские, о животных и волшебные), для развития навыка чтения.
Планируемые результаты:
Личностные: отношение к учению, произвольному поведению, уважительное отношение к собеседнику.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Познавательные: уметь составлять характеристики объектов, выявлять их сходства и различия, формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения, составлять модель обложки книги.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные: уметь определять жанр, тему произведений, понимать нравственное содержание произведения. Инсценировать произведение в парах.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный,частично-поисковый, практический; фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, проектная деятельность.
Образовательные ресурсы: презентация, мультимедиа-проектор, учебник «Литературное слушание», модель обложки сказки, выставка детских книг, толковый словарь.
Учитель Негматуллина Светлана Васильевна
Ход урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодействия | Универсальные учебные действия |
I.Мотивация к учебной деятельности | Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Включение в деловой ритм. Приветствие гостей и детей. С добрым утром! Начат день. Первым делом ,гоним лень. А работать и читать! -Кто с работой дружен Нам сегодня нужен? -Кто с учебой дружен Нам сегодня нужен? -Кто с чтением дружен Нам сегодня нужен? -Таким ребятам хвала и честь! Такие дети в классе есть? -Ребята, покажите, пожалуйста, с помощью сигнальных карточек, с каким настроением вы начинаете этот урок. -Я думаю, что прекрасное настроение будет у всех и в конце урока! -Готовы работать! Тогда в путь! | Подготовка класса к работе. Приветствие гостей, учителя, друг друга. -Нужен -Нужен -Нужен -Есть Учащиеся сигналят, показывают свое настроение с помощью цвета. Зеленый- настроение прекрасное, желтый- настроение хорошее, красный- настроение плохое) | Фронтальная | Личностные: готовность к обучению, отношение к учению. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу. |
II.Актуализация знаний | Игра «Угадай сказку». Ответы на проблемные вопросы. Деление сказок на группы. Чтение обложки книги. | -Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Угадай сказку». С помощью сигнальных карточек покажите, как вы считаете получится ли у вас угадать сказки и авторов? Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом… -Она красива и мила, Имя ее от слова «зола». -Возле леса на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки Три кровати, три подушки Кто герои этой сказки? -«Ловись рыбка мала и велика»! -Как вы думаете, какая сказка лишняя? Почему вы так считаете? Докажите. Найдите эту сказку на книжной выставке и прочитайте ее обложку. -Какие еще знаете сказки о животных? -Волшебные сказки? -Молодцы, разделили сказки на 2 группы: волшебные и о животных. -Подумайте, на какие еще группы можно разделить эти сказки? -Что значит авторские? -Как по-другому называют авторские сказки? -Что значит народные сказки? -Как вы думаете, как народные сказки дошли до наших дней? -Как вы считаете, чем отличаются сказки от других литературных произведений? | Учащиеся прогнозируют свою деятельность. Сигналят: зеленый- я справлюсь, желтый- мне будет трудно, но я справлюсь, красный- мне будет трудно и понадобится помощь. «Волк и семеро козлят». Русская народная сказка. «Золушка». Ш.Перро. «Три медведя». Л.Толстой. «Лисичка-сестричка и волк». Русская народная сказка. -Я думаю, что лишняя сказка «Золушка», так как эта сказка волшебная, а остальные сказки о животных. -«Теремок», «Колобок», «Заячья избушка». «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Огниво». -Я считаю, что сказки можно разделить на авторские и народные. Сказку написал автор. -Литературные. -Их придумал народ. -Я думаю, что сказки передавались от родителей к детям, из уст в уста, из поколения в поколение. И таким образом дошли до наших дней. -Я считаю, что в сказках есть вымысел, волшебство, разговаривают животные. А в рассказах описывают реальные события, то, что может случиться на самом деле. | Фронтальная | Предметные: определяют жанр и темы произведений. Познавательные: сопоставляют характеристики объектов, выявляют их сходство и различие. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы. Регулятивные: учатся прогностической оценке своей деятельности. |
III.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. | Отгадывание загадок о героях сказки, над которой будут работать. Определение темы урока. Постановка целей урока. | - Просигнальте, кто догадался над произведением какого жанра будем работать? -Все минуточку вниманья, Сказку я хочу начать. Этой сказочки названье Поспешите отгадать. -Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? -Полосатый, хвост трубой Умный, шустрый, озорной Мышкам ходу не дает, догадайся- это… -Шпоры носит он на ножках Ходит с гребнем и в сережках. Кукарекнет во весь дух И разбудит всех… -Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост-краса. Кто же это?... -Догадались? Какую сказку будете слушать? -Молодцы! Итак вы будете слушать русскую народную сказку «Кот, петух и лиса». - Как вы думаете, какие цели поставим на уроке? | Учащиеся прогнозируют свою деятельность. -Будем работать над сказкой.
-Кот. -Петух. -Лиса. -«Кот, петух и лиса» - Учиться быть внимательными, запоминать сказку и непонятные слова, объяснять непонятные слова, моделировать обложку, характеризовать поступки героев, сделать выводы чему учит сказка. | Фронтальная | Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и задачи урока, учатся прогностической оценке своей деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
IV.Работа по теме урока. | Слушание сказки. | Учитель читает сказку. -Слушайте внимательно, запоминайте непонятные слова и выражения. После чтения будем их объяснять. | Учащиеся слушают сказку и запоминают непонятные слова и выражения. | Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата. | |
V.Физминутка. | Физминутка по типу зарядки для снятия напряжения с мышц спины. | ||||
VI. Работа по теме урока. | Первичная беседа после слушания. | - Как вы думаете, что слушали? -Почему считаете, что это - сказка? Докажите. -Какие чувства и эмоции появлялись во время слушания? -Что удивило в сказке? Какой важный для вас момент запомнили? | -Русскую народную сказку «Кот, петух и лиса». -Я считаю, что мы слушали сказку, потому что животные в реальной жизни не разговаривают, не поют песни. Эта история-вымысел. Негодование за поступок лисы. -Радость, что Петю спасли. -Тревогу, когда лиса несла петуха за темные леса. -Любовь и уважение к коту. -Меня удивило поведение Пети, потому что он не слушался кота. - Мне запомнился момент, когда Петя кричал и звал кота на помощь. Было тревожно и страшно. | Фронтальная | Предметные: учатся определять жанр, тему сказки. Коммуникативные: слушают и понимают речь других, учатся выражать свои мысли и чувства. |
Словарная работа. | -Какие слова были для вас непонятны? -Куда обращаемся, чтобы узнать смысл, значение непонятных слов? -Учитель помогает объяснить слова, обращается за помощью к толковому словарю. -Дремучие боры- очень темные, густые леса. -Настиг-догнал. -Хоромы- богатый деревянный дом. -Диковинка- необычная, любопытная вещь. Гусли- старинный струнный музыкальный инструмент. - Гусляр- народный певец, играющий на гуслях. | Учащиеся называют слова и пытаются объяснить значение. Дети приходят на помощь друг к другу. -Дремучие боры. -Настиг. -Хоромы. -Диковинка. -Гусли, гусляр. | Фронтальная | Предметные: учатся определять значение слов и выражений. | |
VII.Физминутка. | Физминутка для рук, подготовка к моделированию. | -Перед тем как будем моделировать обложку, выполним пальчиковую гимнастику. | |||
Моделирование обложки используя заместители. Проверка по эталону. Взаимопроверка выполненной обложки и оценка деятельности товарища. | - Вспомните, что слушали, какая тема сказки и выполните модель обложки самостоятельно. -Просигнальте с помощью светофорика, кто считает, что сможет справиться с заданием, а кому понадобится помощь? -Обменяйтесь обложкой с соседом по парте. -Сверьте обложку своего товарища с обложкой – эталоном. -Оцените работу товарища используя сигнальные карточки.( зеленый сигнал- работа выполнена верно, желтый- есть 1 ошибка, красный- выполнена работа с большим количеством ошибок, товарищу небходима помощь.) - Назовите правильно произведение над которым сегодня работаем. | Учащиеся прогнозируют свою деятельность и самостоятельно выполняют модель обложки. Учащиеся обмениваются обложками. Проверяют по эталону и оценивают работу одноклассника. | Индивидуальная, работа в парах. | Познавательные: составляют модель обложки. | |
VIII.Физминутка. | Физминутка для снятия напряжения с мышц спины, шеи, ног, рук. | -Покажите, как двигаются: лисонька, кот, петушок. | Дети под музыку показывают движения животных. С помощью пластики, жестов и мимики пытаются передать характер этих героев. | Предметные: учатся с помощью пластики, жестов и мимики передавать характер животных. Коммуникативные: постановка вопросов. | |
IX. Работа по теме урока. | Повторное слушание. Определение главных героев, анализирование их поступков. Чтение имен героев и песенки лисы. Ответы на проблемные вопросы. | -Как вы считаете, кто главные герои сказки? -Переверните модель обложки и запишите на обратной стороне главных героев с помощью заместителей. -Вспомните , как в этой народной сказке называют животных? -Кого в этой сказке величают по имени –отчеству? Почему? - Как вы думаете почему лисицу зовут Лисафья? -Каким был Петушок? - Зачем лиса приходила к Петушку? Что она хотела? -Что помогло Лисе заманить Петушка? --Что она обещала Пете? -Давайте вместе прочитаем слова этой песенки. -Петушок, Петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко, Дам тебе горошка. - Кто спасал Петушка? -Как кот узнавал о беде? -Прочитаем слова, которые кричал Петушок. -Несет меня Лиса, За темные леса, За высокие горы, За синие реки. -Подумайте, какие еще вопросы вы можете задать по этой сказке. - Как вы считаете ,на какого героя вы хотели бы быть похожим? Обоснуйте свой выбор. -Как думаете, кто в сказке положительный герой? -Кто в сказке отрицательный герой? -А Петушок какой герой: положительный или отрицательный? Кто считает, что Петушок положительный герой, покажите зеленый сигнал, кто считает, что Петя отрицательный герой, покажите красный сигнал. (Сам учитель поднимает красный сигнал светофора и говорит, что считает Петушка отрицательным героем, так как он не слушался Кота, из-за него Кот переживал, нервничал, бросал свою работу. Идет спор с детьми. -Я согласна с вами ребята, что Петушок поступал таким образом не со зла, а от своей неопытности. -Как вы думаете, что хотел донести до нас русский народ этой сказкой? Чему хотел научить? | -Кот, петух и лиса. -Кот Котонаевич, Лисафья, Петя-Петушок. -Кота, потому что он серьезный, умный, смелый, ответственный. - Я думаю, что лису зовут Лисафья, потому что она хитрая, льстивая, плутоватая, обманщица -Он был наивным, глупым, доверчивым, неосмотрительным, маленьким. - Она хотела выкрасть и съесть Петушка. - Ей помогла песенка. Петушку она обещала дать горошка. -Кот. -Петя громко звал Кота на помощь. -Учащиеся задают свои вопросы. -Учащиеся выбирают на кого хотят быть похожим и объясняют свой выбор. -Кот. -Лиса. Учащиеся доказывают какой Петушок. Кто-то говорит, что согласен с учителем, что Петушок отрицательный герой, так как он своим поведением наносил вред и себе, и Коту. Другие дети говорят, что Петушок не делал зла специально, как Лиса. Он так поступал потому, что был маленьким и глупым. - Я думаю, что нельзя быть глупым и наивным, как Петушок. -Я считаю, что маленьким детям нельзя разговаривать со взрослыми, которые обещают конфеты или игрушки. Это может обернуться бедой. - Я думаю сказка учит тому, что нужно приходить друзьям на помощь. | Фронтальная, работа в парах. | Предметные: научатся понимать нравственное содержание сказки. |
Задания по выбору учащихся, дифференцированная работа. А)Инсценирование отрывка второго прихода Лисы . Работа в парах. Б) Игра «Собери сказку». Индивидуальная. | А)Учащиеся в парах инсценируют отрывок прихода Лисы к дому Петушка. Учитель просит детей сыграть героев, используя мимику, жесты, движения тела, изменение голоса, чтобы показать характер героя. Б) Учащиеся располагают иллюстрации данной сказки в правильном порядке. Учитель просит ребят, которые выбрали данное задание, расположить картинки из сказки в правильном порядке. | Учащиеся репетируют отрывок в парах, разыгрывают, аплодируют артистам, затем пожимают руку своему соседу, благодарят за помощь и сотрудничество, потом гладят себя по голове- за свою хорошую работу. | Работа по выбору учащихся либо в парах, либо индивидуальная. | Предметные: инсценировать эпизод в парах. Личностные: применять правила делового сотрудничества Познавательные: импровизировать, изменять, творчески переделывать. | |
Чтение конца сказки и подбор к нему пословицы. | -Подумайте, какая пословица подходит к сказке. Обоснуйте свой выбор. Труд человека кормит, а лень портит. Друзья познаются в беде. Мягко стелет, да жестко спать. | Учащиеся выбирают пословицу и объясняют свой выбор. | Фронтальная | ||
X. Итог урока. | -Что слушали на уроке? -Чему учит сказка? Какой урок возьмем из нее? -Что не умели и не знали, а на этом уроке научились, узнали? -Что на уроке понравилось, что запомнилось? | Ответы учащихся. | Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. | ||
XI.Рефлексия учебной деятельности. | Иллюстрации Кота, Петуха и Лисы. | Учитель предлагает оценить свою работу на уроке. - Кто работал отлично в полную силу, чувствовал себя уверенно, доволен своей работой - подарит цветочек Коту. -Кто работал хорошо, но не в полную силу, боялся, что ответит неправильно - подарит цветочек Петушку. -Кто считает, что он не доволен своей работой и сегодня не его день - подарит цветочек Лисе. -Учитель подводит итог работы всего класса. -Ребята, мне понравилось как вы работали, я вами очень довольна! Молодцы! | Учащиеся оценивают свою деятельность, выходят к доске и прикрепляют наклейку под картинкой. | Фронтальная | Регулятивные: оценка своей деятельности. |
XII. Рекомендации для самостоятельной работы, задания по выбору. | А). Нарисуйте иллюстрацию к сказке. Б).Сочините свою сказку В).Найдите загадки о коте, петухе, лисе | Учащиеся выбирают по желанию задание для самостоятельной работы. | Регулятивные: контроль, коррекция; Личностные: самоопределение. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не скучать, А работать и читать!
КОТ
ПЕТУХ
ЛИСА
Дремучие боры- очень тёмные и густые леса.
Хоромы- богатый деревянный дом.
Гусли- старинный струнный музыкальный инструмент Гусляр-народный певец, играющий на гуслях.
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»
К П Л
Пе - ту - шок, Пе - ту-шок , Зо - ло - той гре - бе - шок, Вы - гля - ни в о - кош - ко, Дам те - бе го - рош - ку !
Не - сёт ме - ня Ли - са , За тём - ны - е ле - са , За дре-му-чи-е бо-ры , За вы - со - ки - е го - ры !
Труд человека кормит, а лень портит. Друзья познаются в беде. Мягко стелет, да жестко спать.
Рекомендации для самостоятельной работы. Задания по выбору. 1.Нарисуйте иллюстрацию к сказке. 2.Сочините свою сказку о животных. 3. Найдите загадки о коте, петухе, лисе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по литературному чтению во 2 классе по системе Гармония.Русская народная сказка "Лисичка со скалочкой"
Конспект урока по литературному чтению по теме РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ» составлен в соответствии с ФГОС....
ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"
УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....
Открытй урок литературного чтения по произведениям В.Даля "Снегурочка" и русской народной сказки "Снегурочка"
Автор: Черентаева Людмила Ивановна...
Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".
Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...
Урок литературного чтения по теме: "Образ Бабы Яги в русских народных сказках"
УМК "Гармония", 3 класс, р.н.с. «Баба Яга» и «Падчерица и мачехина дочка»...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Урок литературного чтения 2 класс. Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки
Урок литературного чтения во 2 классе с применением ИКТ разработан по программе УМК "Перспектива". Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На всех эта...