Урок обучения грамоте УМК "Гармония"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Одерова Людмила Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ ООШ №11 п.Новоберёзовка
Технологическая карта урока
Предмет | Обучение грамоте УМК «Гармония» |
Класс | 1 |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Технология построения урока | Проблемно-диалогическая |
Тема | Новая работа знакомых букв |
Цель | создание условий для овладения обучающимися знаниями об обозначении букв ё,е,я,ю двумя звуками |
Планируемый результат | |
Предметные умения - иметь представление о новой работе букв е,ё,ю и я, как обозначающие два звука; - уметь определят в слове количество звуков букв е,ё,ю и я . | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Формирование учебных мотивов. | ||
Слайд №1 Долгожданный дан звонок, Начинается урок… Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем! -Скажите, ребята, какое у нас сейчас время года? - А чем вы любите заниматься зимой? - Значит, зима – это весёлое время года. Вот и к нам на урок залетела девочка-снежинка. Её зовут Снеженика. Слайд №2 - Она приготовила для вас несколько заданий. Справимся? | Дети совместно с учителем проговаривают текст. Психологическая поддержка. Дети занимают свои места - зима. Дети дают свои ответы. | Метапредметные (УУД): регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; -эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
2. Актуализация знаний. | ||
- Она показывает вам буквы, а вы называете их звуки. (по щелчку выходит буква) - Послушай сказку, мой дружок. Жил-был на свете голосок. Он утром с солнышком вставал И песни-звуки напевал. Широко откроет рот, Песню первую споет - А. Как откроет рот колечком, Встанет солнце за крылечком - О. Сдвинет губы трубочкой, Пропоет он дудочкой - У. Если вдруг ворчать начнет, Тут уж каждый запоет - Ы. Любит голосок резвиться, Любит голосок дразниться. Он тогда кричит тебе: «Ну-ка, спой мне песню - Э». -Какие звуки мы произнесли? -Что мы можете сказать об этих буквах? щелчок - Все ли гласные буквы мы назвали? - Я открываю букв, а вы хором её называйте и приветствуйте дружными аплодисментами . - Внимание на экран. Слайд №3 На экране последовательно появляются буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я. И,и. -Какая же работа у этих букв? щелчок - Давайте проследим работу букв, которые придают мягкость и твердость согласным. Слайд №4 - Мальчики читают слоги с гласными придающими твердость, а девочки с гласными придающими мягкость. | Дети произносят звуки гласных букв А,О,У,Ы,Э. -Звуки гласных букв -Придают твердость согласным звукам. -Если они стоят после согласного, то согласный произноситься твердо. -Если они стоят после согласного, то согласный произноситься мягко. Дети читают слоги по заданию. Мальчики читают слоги с гласными придающими твердость, а девочки с гласными придающими мягкость. | Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли |
2.Постановка учебной задачи. Пробное действие. | ||
-Давайте ещё раз вернемся к буквам, которым мы аплодировали. Расскажите всё, что вы уже знаете о буквах е, ё, ю, я. -Как вы думаете, а все ли вы сказали об этих буквах? Слайд №5 -Прочитайте тему урока. Сначала дети читают самостоятельно, потом один хорошо читающий ученик читает тему урока вслух: «Новая работа знакомых букв». - Ставим цель урока. Чему будем учиться сегодня на уроке? (Высказывания детей учитель корректирует) - Итак , сегодня мы познакомимся с новой работой уже знакомых нам букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я и новыми словами с данными буквами. | Предполагаемые ответы учеников: 1. Данные буквы обозначают гласные звуки. 2. Буквы е , ё , ю, я служат для обозначения мягкости согласных. 3. Буква е обозначает звук [э], буква ё – звук [о], буква ю –звук [у], буква я – звук [а] после букв , обозначающих согласный звук. | Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. |
3.«Открытие» новых знаний . | ||
- Давайте вместе откроем первый секрет этих букв. - Назовите ещё раз букву а, теперь назовите букву я. -Вы сказали, что буква я после согласного обозначает звук [а], но когда мы называем буквы я и а, то они звучат по-разному. -В чём же отличие? -Давайте сравним название букв о и ё, э-е, у-ю. Вместе вы вслушиваетесь в звучание их названий и находите отличие. Вывод: В названии букв е,ё.ю,я мы слышим 2 звука и обозначаем их следующим образом: ( повесить схему) Слайд №7 -Открыть второй секрет нам поможет игра « Превращение слов» . Вы должны читать хором слова , появляющиеся на экране. Пел-мел-сел-ел - Что обозначает слово ел? ( Действие). - Какой звук обозначает буква е в слове ел? ( В этом слове буква е обозначает не один звук, а два звука [ й’ э ] - Итак, открываем второй секрет: не только в названии буквы е 2 звука , но и ….. (в словах эта буква может обозначать 2 звука). (повесить схему) - А третий секрет мы должны раскрыть, наблюдая в каком месте слова буквы е,ё,я,ю обозначают 2 звука. -Откройте букварь на стр. 94. Прочитайте слова, которые предлагает девочка-резвушка. Подчеркните карандашом те слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. -Что нужно для этого сделать? (прочитать и внимательно вслушаться в слово).
-Проверим. Слайд № 8
-Итак, когда же буквы е,ё, я,ю обозначают в словах 2 звука?
Слайд №9 Вывод: Буквы е,ё,я,ю обозначают 2 звука в начале слова. ( Это третий секрет). Молодцы! Физминутка | Варианты ответов детей Обучающиеся высказывают свои предположения. Работая в парах дети выполняют задание.
| Личностные: - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в парах; - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; - уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
4.Первичное закрепление знаний | ||
-Кто считает, что уже хорошо может определять количество звуков, которые обозначают буквы е,ё,ю,я? - Вот сейчас мы это проверим. Работа в парах. - Каждая пара получает вот такие карточки. Вы читаете слова, вслушиваетесь и раскладываете в два столбика. (один- у доски) - Проверим. (сигнальные светофоры) | Дети получают карточки со словами и выкладывают их в два столбика: 1- слова, в которых гласные обозначают один звук, 2- слова, в которых гласные обозначают два звука. Один ученик работает у доски. | Предметные: - уметь в словах находить буквы, обозначающие два звука. Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
5.Работа над лексическим значением слов. Повторение. | ||
- А теперь мы будет читать слова , которые начинаются на буквы е,ё,ю,я, и познакомимся с их лексическим значением . Слайд № 10 -Читаем первую группу слов. Ехали – Ели -Ехал - Чем похожи данные слова? (начинаются на букву е). - Что может обозначать слово ели? ( Ели-деревья, ребята – ели). - Что вы можете сказать о работе буквы е в этих словах? Слайд №11
-Читаем вторую группу слов. Ястреб – Якорь - Яхта - В каком слове опасное место – парная согласна на конце? (Ястреб) -Кто такой ястреб? ( Птица) -Посмотрите на эту птицу. Слайд №12
Читаем третью группу слова. Юнга – Юрта - Юла - Какое слово для вас непонятно? (Юнга) Кто-то сможет объяснить его значение? -Назовите слово, обозначающее жилище. ( Юрта). -Кто объяснит, как выглядит юрта? Слайд №13 -Читаем четвёртую группу слов. Ёлка – Ёж – Ёрш -Ребята, а кто такой ерш? -Вы видите данную рыбу, и я, думаю, вы сможете объяснить, почему её так назвали. | Коллективная работа | Метапредметные (УУД) коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
6.Рефлексия | ||
Итог урока подводится с опорой на ключевые слова: Слайд № 14 Я узнал … Я понял….. Мне интересно … Я хочу узнать …. -Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели? - Молодцы! Я вам тоже приготовила сюрприз (вывешиваю ёлочку). Учитель выносит искусственную ёлочку. «Ёлочка настроения» | Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях. Обучающиеся на снежинках рисуют «своё настроение» - улыбающееся, нейтральное или грустное лицо и наряжают ёлочку. | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....