План-конспект урока литературного чтения М.М.Зощенко "Ёлка"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Знакомство с произведением М. М. Зощенко «Елка»;

/работа с текстом в форме игры, характеристика героев произведения по вопросам учителя, выводы и обобщения по прочитанному, осуществление самооценки работы на уроке/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zoshchenko_yolka.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЗОЩЕНКО «ЁЛКА»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для понимания прочитанного произведения; формировать умение анализировать и оценивать поступки героев; развивать внимание на основе выборочного чтения, умения выделять главное в тексте, озаглавливать части текста

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением М. М. Зощенко «Елка»;

научатся формулировать учебную задачу урока, работать с текстом в форме игры по правилам, характеризовать героев произведения по вопросам учителя, идентифицировать с героями произведения, выстраивать аргументы защиты, делать выводы и обобщения по прочитанному, осуществлять самооценку работы на уроке

Метапредметные:

Познавательные: сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлет-воренность своей работой на уроке.

Коммуникативные: находить информацию о произведениях и творчестве В. Ю. Драгунского через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ

Личностные: осмыслить урок, преподнесенный родителями Лели и Миньки; воспроизводить наизусть заповедь, которой придерживался писатель М. Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни

Цель: расширение знаний учащихся о творчестве М. М. Зощенко

Задачи:

  • учить детей понимать глубину произведения;
  • анализировать свои поступки и поступки других, отличать хорошее от плохого;
  • воспитывать доброе отношение к людям, учить справедливости.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок.

Я желаю вам удачи,

За работу, в добрый час!

Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много нового и интересного.

Чтобы урок был плодотворным, достиг цели, мы должны помнить и следовать правилам ученика

На уроке будь старательным

Будь спокойным и …………(внимательным)

Работай не отставая,

Слушай ……………(не перебивая)

Говори всё чётко, внятно,

Чтобы было всё ………….(понятно)

Если хочешь отвечать

Надо руку ……..(поднимать)

Если друг стал отвечать,

Не спеши ……(перебивать)

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно …….(руку).

II.Речевая разминка. Работа со скороговорками и пятиминутное чтение

1. Развитие внимания

  • кёлкайтснегывц (елка, снег)
  • щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)  снег, мороз, пурга – это

а) Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.

Задание: Найти общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему?

2. Артикуляционная гимнастика.

  Скороговорки

  • У елки иголки колки.

– После такой разминки мы должны читать и говорить как?

– Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно.

III. Проверка домашнего задания

1.Работа с эпитетами и олицетворениями.

ЭПИТЕТ – художественное образное определение.

Эпитетом называют не только прилагательные, но и существительные-приложения, наречия, причастия и пр.: бродяга-ветер, Мороз-воевода.

Эпитет придаёт предметам особую живость, образность, эмоциональность. Он передаёт состояние, настроение автора в момент написания произведения.

Функции эпитетов:

  • подчёркивает постоянный признак предмета;
  • подчёркивает случайный признак предмета.

Эпитет в устном народном творчестве может переходить из одного произведения в другое. Такой эпитет называется постоянным: красна девица, добрый молодец, зелена трава.

Какие же эпитеты вы нашли в произведении К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»?

Грибной воздух, шелест листьев, горные леса, осенний наряд и др.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение признаков и свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.

Например: О чём ты воешь, ветр ночной,

                  О чём так сетуешь безумно?   (Ф. И. Тютчев)

Олицетворение часто используют в поэзии и басне.

Какие олицетворения вы встретили в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками?

Эхо – как птица пересмешник; рояль мог петь; клавиши тосковали, сеялись …

– Как изменилось бы произведение, если бы писатель не использовал данные приемы?

2. Выразительное чтение понравившегося отрывка.

IV. Изучение нового материала.

1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная.   (ЁЛКА)

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом «Ёлка», вновь встретимся с хорошо знакомыми нам мальчиком Минькой и девочкой Лёлей.

Помните, как однажды они решили совершить кругосветное путешествие и даже отправились в него с мальчиком Стёпкой?

А ещё эти дети очень любили ужины, когда к родителям приходили гости, так как им нравилось узнавать забавные факты из жизни, ну и, конечно, лакомиться вкусными блюдами.

Я  думаю,  что  вы  помните  также,  что  из  мальчика  Миньки  впоследствии вышел замечательный писатель…

Михаил Михайлович Зощенко.

 А  события  и  приключения,  которые  случились с ним в детстве, не прошли для него бесследно, многие он запомнил на всю жизнь, из многих извлёк урок.

Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова

– Сегодня на уроке нам предстоит:

•  Вспомнить биографию и творчество М. Зощенко.

•  Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов.

•  Познакомиться с произведением.

•  Проанализировать произведение и понять его основную мысль

Как вы думаете о чём это произведение?

Сегодня мы познакомимся ещё с одним эпизодом из жизни Лёли и Миньки. Рассказ, который мы прочитаем, поведает нам о том, как дети ждали весёлого новогоднего праздника, гостей и, конечно, подарков.

Что вы помните об этом писателе?

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии  Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя.  Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения.  Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.

Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте  64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.

Словарно – лексическая работа

Объясните значение выражения «золотушный ребёнок»   Больной, истощённый ребёнок

Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара.

Церемониться – проявлять излишнюю мягкость, стеснение.

Крымские яблоки – яблоки, привезенные с Крыма…

Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины.

Не ручаюсь – не уверена.

Длинновязая – высокая.

Подберите синонимы к словам.

Длинновязая    Высокая, высоченная, длинная.

Худенькие    Худощавые, сухие, исхудалые, жилистые, тощие, костлявые, отощалые.

Подберите антонимы к словам:

Длинновязая    Маленькая

Худенькие     Жирные, полные, толстые, хорошие

Добродушный     Злой, злобный, дурной, худой, жестокий

2. Первичное восприятие текста

Учитель читает рассказ М. М. Зощенко «Ёлка» (некоторые отрывки из рассказа могут читать учащиеся).

3.Проверка первичного восприятия

Я вижу, что рассказ вам понравился. А что особенно?

Кто главные герои рассказа?            Минька, Лёля

Чем наряжали ёлку в то время?    Бусами, флагами, крымскими яблочками, фонариками, золотыми орехами…

Как вы думаете, праздник получился весёлым?       Нет

А рассказ получился весёлым?   Да

Почему же весёлый смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?

Потому что дети не умели себя вести….

 

Повторное чтение «жужжащее чтение».

Проверьте себя, внимательно ли вы читали рассказ? Таблица, самооценка.

5.Выборочное чтение. Сопоставление двух главных героев Миньки и Лёли

На столе у учащихся лежит листок с вопросами. Девочки дают характеристику Лёле, а мальчики Миньке.

Леля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Удивительно маленького роста

Характер

Исключительно бойкая

Тихий

Что  могут достать?

Могла высоко достать

Ничего нельзя достать

Как ест?

Моментально съедает

Откусываю

Поведение

Не церемонится

Чуть не заревел

Проверка.

6. Выяснение главного смысла рассказа

В каких словах отражён самый главный смысл этого рассказа?

И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что поэтому я такой сравнительно весёлый и добродушный.

Как вы считаете, прав ли Михаил Михайлович в том, что об этом событии из своего детства он решил рассказать и другим детям? Почему так решили?

Зощенко решил нам рассказать о случае, который с ним произошёл для того, чтобы дети так не поступали

V. Итог урока.

Я хочу закончить урок словами М. М. Зощенко «Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился»

Умея буквально из всего извлечь нравственный урок, писатель учит детей быть добрыми, честными, смелыми, сильными и умными.

VI.Рефлексия

Продолжите фразы:

Сегодня на уроке я узнал …

Сегодня я сумел …

На этом уроке я похвалил бы себя за …

Мои оценки за урок !!!

    VII.Домашнее задание: 

перечитать  рассказ  М. М. Зощенко  «Ёлка» (с. 59–64, часть 2-я),

подготовить чтение по ролям;

подготовиться к обобщающему уроку по разделу «Страна детства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.

План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"

Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...

План-конспект открытого урока по чтению в 1 классе

Тема: Звук и буква о. Цель: познакомить с новым звуком и буквой о; формировать умения и навыки выделять слова, которые начинаются с буквы о, обучать чтению буквы о;развивать артикуляционный аппар...