Конспект урока по Литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Цель урока: создать условия для знакомства с произведением К.Д. Бальмонта «У чудищ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literaturnoe_chtenie.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Учитель: Коробкина Н.М. ______________

Класс: 4 д

Тема: К.Д. Бальмонт «У чудищ»

Цель: создать условия для знакомства с произведением К.Д. Бальмонта «У чудищ»

УУД:

Предметные: ориентироваться в литературоведческих понятиях «рифма», «строка», «строфа», используют их в речи при обсуждении произведения.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные: читать осознанно произведение.

Личностные: проявлять свое отношение к произведению;

- оценивать собственную учебную деятельность.

Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 4 класс, ч.2, авт. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И, иллюстрации Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, карточки со словами «озорник, добрый, храбрый, смелый, отважный, фантазер, дерзкий».

Сценарий урока:

  1. Мобилизующая часть.

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперед, за новыми знаниями!

  1. Актуализация знаний.
  1. Речевая разминка

Работа над скороговоркой.

У Сашки в кармашке шишки и шашки.

Саша шустро сушит сушки, сушек высушил штук шесть.

  1. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения К.Д. Бальмонта «Камыши».

  1. Открытие темы урока.

- Посмотрите на доску. Каких сказочных героев вы здесь видите?

- Что объединяет этих героев?

- Как еще по-другому мы можем назвать этих героев?

- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением К.Д. Бальмонта «У чудищ».

  1. Работа до чтения текста.
  1. Прогнозирование.

- Как вы думаете, почему оно называется именно так?

- Кто такие чудища?

- Назовите близкие слова.

- Каких вы знаете чудищ?

- Каким должен быть человек, чтобы оказаться у чудищ?

  1. Работа во время чтения текста.
  1. Первичное чтение.

- Я буду читать, а вы попробуйте представить себе обстановку, в которой происходят события. Постарайтесь проследить, как ведет себя герой и какое у него настроение.

Чтение стихотворения.

  1. Моделирование обложки.
  1. Работа после чтения текста.
  1. Беседа

- От какого лица написано стихотворение?

- О чем рассказывает это стихотворение?

- Какую вы представили картину?

- Что вам понравилось, а что нет в поведении героя?

- Герой приглашает нас отправиться вслед за ним.

- Давайте закроем глазки. Представим, что идем по сказочному лесу, что шепчут деревья, под ногами ласково шелестит трава. Вперед бежит узкая тропинка и так зовет нас за собой. Мы идем по ней, прислушиваясь к лесным звукам, щебетанию птиц. Нам очень интересно. Что ждет нас впереди? И вот на светлой поляне стоит необычная избушка, тихонько поскрипывает приоткрытая дверь, как бы приглашая нас войти.

  1. Вторичное чтение

- А сейчас, прочитайте про себя и обратите внимание на то, как меняются чувства героя и подберите ту интонацию и силу голоса, с которой вы хотели бы передать его чувства и действия.

Чтение про себя

Физкультминутка

3. Анализ произведения

Почитаем вместе и поразмышляем над тем, что же произошло с нашим героем, и попутешествуем по дорогам сказки вместе с ним.

- Прочитаем первую строфу.

- У кого побывал наш герой?

- Давайте представим (нарисуем) словесный портрет Бабы-Яги.

- Из каких слов первой строки можно понять, что Баба-Яга не такая уж и злая?

- Что необычного в домике, в котором она живее?

- Кто знает, что собой символизирует избушка Бабы-Яги в русских волшебных сказках? (Переход в другой мир. Избушка Бабы-Яги находится на границе нашего мира и ирреального).

- Как вы думаете, наш герой бывал в гостях у Бабы-Яги раньше?

- Какие строчки это доказываю?

Там всё, как прежде.

Т.е. получается, наш герой бывал там не раз, и он проверяет, изменилось ли там что-нибудь.

- Как вы думаете, а зачем он туда вернулся?

Об этом мы узнаем, прочитав вторую строфу.

- Как вы думаете, испугался наш герой гнева Бабы-Яги?

- Почему он не испугался, что разозлил Бабу-Ягу? (Был в шапке-невидимке).

Смелый, с улыбкой встречает препятствия на своем пути. У него веселый нрав.

- Какие слова поддерживаю веселый нрав героя?

«Стянул».

- Какие слова можно употребить вместо этого слова?

- А почему автор выбрал именно это слово? (Это слово указывает, что он сделал это не в корыстных целях. Оно наиболее полно помогает нам представить картину происходящего. А если мы заменим его другим словом, герои предстанут перед нами в другом обличии).

- Что же за бусы стянул наш герой, что разгневал ведьму? Не случайно автор употребил именно это слово.

- Что значит «ведьма»? (Ведает, знает все секреты).

- Значит, что стянул наш герой?

Автор употребил слово «бусы», имея в виду секреты ведьмы. Бусы символизируют тайны.

- Как называется этот прием в литературе?

- А почему именно две нитки бус?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, где живет Баба-Яга.

- А где находится ее дом? (На границе двух миров).

- Значит, она знает секреты нашего и ирреального мира?

Наш герой разведал секреты ведьмы и «скрылся в дымке».

- Как вы понимаете это выражение? (Исчез, сбежал, растворился).

- Раз он сбежал, можно ли лирического героя назвать хулиганом?

- А может он поэт и хочет открыть людям тайны?

Прочитайте последнюю строчку в этой строфе.

- Почему он радуется? (Он неутомим, радуется предстоящим новым приключениям).

- К кому же мы теперь отправимся вместе с героем?

Прочитайте третью строфу.

- Кто такой Кощей?

- Каким он является нам в сказках?

- Почему его называют бессмертным? (Он – владыка сказочного ирреального мира).

В древности его называли Коша. Есть несколько предположений происхождения этого слова.

1. Кость – худой, костлявый (почему)?

2. Коша – слуга.

3. Коша – господин.

- Что хочет найти наш герой у Кащея?

- Что значит «жемчугов для песен»?

- Из чего состоят песни? (Из слов).

- Простые ли это слова?

Жемчуга в старину называли «перл», как нечто замечательное и прекрасное.

Как жемчуга являются драгоценными камнями, так и слов из песни не выбросишь. Они незаменимы и прекрасны. Такие слова дороже всяких сокровищ для настоящего поэта.

- К кому еще отправимся мы вместе с героем. Прочитайте.

- Как называли змея в сказках?

ГОРЫНЫЧ

- От какого слова произошло это слово?

Это указывает на связь не с горами, а с верхом вообще, т.е. обитающие наверху. Слово «гора» в древности имело значение «лес». В представлении народа связан со стихией огня, поэтому его изображали огнедышащим.

- Зачем наш герой приблизился к самой пасти Змея, ведь это опасно?

- А зачем ему нужно узнать тайны?

Русские народные сказки хранят многотайн, дошедших до нас из глубины веков и узнать их не каждому дано.

- А наш герой сумел это сделать?

- Какими же качествами нужно обладать для этого?

Давайте составим словесный портрет героя.

Перед нами несколько качеств личности, выберите нужное и обоснуйте свой ответ.

озорник

добрый

храбрый

смелый

отважный

фантазер

дерзкий

Настоящий пот всегда рискует, когда пытается открыть тайну людям в мире о людях. Настоящий поэт силой своего воображения бывает в самых немыслимых местах. Только поэт может сказать про избушку Бабе-Яге, что там всё, как прежде. Ибо этот чудесный мир, тот мир, в котором живет поэт.

4. Выразительное чтение

- Кто прочитает это произведение, передав все чувства и переживания автора?

  1. Итог урока.

1. Обобщение

- Итак, о чем идет речь в стихотворении? (О добре, зле и смелости).

- Что своим произведением хотел сказать поэт?

- Вот мы и закончили наше путешествие. Ответьте мне на вопрос:

- Каким должен быть человек, чтобы ему открыли все тайны прошлого, дошедшие до нас в сказках?

- Какие тайны мы узнали, идя по дорогам сказки?

2. Задание на дом

- Проиллюстрировать данное стихотворение


озорник

добрый

храбрый

смелый

отважный

фантазер

дерзкий




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...