Конспект урока по Литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цель урока: создать условия для знакомства с произведением К.Д. Бальмонта «У чудищ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnoe_chtenie.doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Учитель: Коробкина Н.М. ______________
Класс: 4 д
Тема: К.Д. Бальмонт «У чудищ»
Цель: создать условия для знакомства с произведением К.Д. Бальмонта «У чудищ»
УУД:
Предметные: ориентироваться в литературоведческих понятиях «рифма», «строка», «строфа», используют их в речи при обсуждении произведения.
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативные: читать осознанно произведение.
Личностные: проявлять свое отношение к произведению;
- оценивать собственную учебную деятельность.
Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 4 класс, ч.2, авт. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И, иллюстрации Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, карточки со словами «озорник, добрый, храбрый, смелый, отважный, фантазер, дерзкий».
Сценарий урока:
- Мобилизующая часть.
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!
- Актуализация знаний.
- Речевая разминка
Работа над скороговоркой.
У Сашки в кармашке шишки и шашки.
Саша шустро сушит сушки, сушек высушил штук шесть.
- Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения К.Д. Бальмонта «Камыши».
- Открытие темы урока.
- Посмотрите на доску. Каких сказочных героев вы здесь видите?
- Что объединяет этих героев?
- Как еще по-другому мы можем назвать этих героев?
- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением К.Д. Бальмонта «У чудищ».
- Работа до чтения текста.
- Прогнозирование.
- Как вы думаете, почему оно называется именно так?
- Кто такие чудища?
- Назовите близкие слова.
- Каких вы знаете чудищ?
- Каким должен быть человек, чтобы оказаться у чудищ?
- Работа во время чтения текста.
- Первичное чтение.
- Я буду читать, а вы попробуйте представить себе обстановку, в которой происходят события. Постарайтесь проследить, как ведет себя герой и какое у него настроение.
Чтение стихотворения.
- Моделирование обложки.
- Работа после чтения текста.
- Беседа
- От какого лица написано стихотворение?
- О чем рассказывает это стихотворение?
- Какую вы представили картину?
- Что вам понравилось, а что нет в поведении героя?
- Герой приглашает нас отправиться вслед за ним.
- Давайте закроем глазки. Представим, что идем по сказочному лесу, что шепчут деревья, под ногами ласково шелестит трава. Вперед бежит узкая тропинка и так зовет нас за собой. Мы идем по ней, прислушиваясь к лесным звукам, щебетанию птиц. Нам очень интересно. Что ждет нас впереди? И вот на светлой поляне стоит необычная избушка, тихонько поскрипывает приоткрытая дверь, как бы приглашая нас войти.
- Вторичное чтение
- А сейчас, прочитайте про себя и обратите внимание на то, как меняются чувства героя и подберите ту интонацию и силу голоса, с которой вы хотели бы передать его чувства и действия.
Чтение про себя
Физкультминутка
3. Анализ произведения
Почитаем вместе и поразмышляем над тем, что же произошло с нашим героем, и попутешествуем по дорогам сказки вместе с ним.
- Прочитаем первую строфу.
- У кого побывал наш герой?
- Давайте представим (нарисуем) словесный портрет Бабы-Яги.
- Из каких слов первой строки можно понять, что Баба-Яга не такая уж и злая?
- Что необычного в домике, в котором она живее?
- Кто знает, что собой символизирует избушка Бабы-Яги в русских волшебных сказках? (Переход в другой мир. Избушка Бабы-Яги находится на границе нашего мира и ирреального).
- Как вы думаете, наш герой бывал в гостях у Бабы-Яги раньше?
- Какие строчки это доказываю?
Там всё, как прежде.
Т.е. получается, наш герой бывал там не раз, и он проверяет, изменилось ли там что-нибудь.
- Как вы думаете, а зачем он туда вернулся?
Об этом мы узнаем, прочитав вторую строфу.
- Как вы думаете, испугался наш герой гнева Бабы-Яги?
- Почему он не испугался, что разозлил Бабу-Ягу? (Был в шапке-невидимке).
Смелый, с улыбкой встречает препятствия на своем пути. У него веселый нрав.
- Какие слова поддерживаю веселый нрав героя?
«Стянул».
- Какие слова можно употребить вместо этого слова?
- А почему автор выбрал именно это слово? (Это слово указывает, что он сделал это не в корыстных целях. Оно наиболее полно помогает нам представить картину происходящего. А если мы заменим его другим словом, герои предстанут перед нами в другом обличии).
- Что же за бусы стянул наш герой, что разгневал ведьму? Не случайно автор употребил именно это слово.
- Что значит «ведьма»? (Ведает, знает все секреты).
- Значит, что стянул наш герой?
Автор употребил слово «бусы», имея в виду секреты ведьмы. Бусы символизируют тайны.
- Как называется этот прием в литературе?
- А почему именно две нитки бус?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, где живет Баба-Яга.
- А где находится ее дом? (На границе двух миров).
- Значит, она знает секреты нашего и ирреального мира?
Наш герой разведал секреты ведьмы и «скрылся в дымке».
- Как вы понимаете это выражение? (Исчез, сбежал, растворился).
- Раз он сбежал, можно ли лирического героя назвать хулиганом?
- А может он поэт и хочет открыть людям тайны?
Прочитайте последнюю строчку в этой строфе.
- Почему он радуется? (Он неутомим, радуется предстоящим новым приключениям).
- К кому же мы теперь отправимся вместе с героем?
Прочитайте третью строфу.
- Кто такой Кощей?
- Каким он является нам в сказках?
- Почему его называют бессмертным? (Он – владыка сказочного ирреального мира).
В древности его называли Коша. Есть несколько предположений происхождения этого слова.
1. Кость – худой, костлявый (почему)?
2. Коша – слуга.
3. Коша – господин.
- Что хочет найти наш герой у Кащея?
- Что значит «жемчугов для песен»?
- Из чего состоят песни? (Из слов).
- Простые ли это слова?
Жемчуга в старину называли «перл», как нечто замечательное и прекрасное.
Как жемчуга являются драгоценными камнями, так и слов из песни не выбросишь. Они незаменимы и прекрасны. Такие слова дороже всяких сокровищ для настоящего поэта.
- К кому еще отправимся мы вместе с героем. Прочитайте.
- Как называли змея в сказках?
ГОРЫНЫЧ
- От какого слова произошло это слово?
Это указывает на связь не с горами, а с верхом вообще, т.е. обитающие наверху. Слово «гора» в древности имело значение «лес». В представлении народа связан со стихией огня, поэтому его изображали огнедышащим.
- Зачем наш герой приблизился к самой пасти Змея, ведь это опасно?
- А зачем ему нужно узнать тайны?
Русские народные сказки хранят многотайн, дошедших до нас из глубины веков и узнать их не каждому дано.
- А наш герой сумел это сделать?
- Какими же качествами нужно обладать для этого?
Давайте составим словесный портрет героя.
Перед нами несколько качеств личности, выберите нужное и обоснуйте свой ответ.
озорник
добрый
храбрый
смелый
отважный
фантазер
дерзкий
Настоящий пот всегда рискует, когда пытается открыть тайну людям в мире о людях. Настоящий поэт силой своего воображения бывает в самых немыслимых местах. Только поэт может сказать про избушку Бабе-Яге, что там всё, как прежде. Ибо этот чудесный мир, тот мир, в котором живет поэт.
4. Выразительное чтение
- Кто прочитает это произведение, передав все чувства и переживания автора?
- Итог урока.
1. Обобщение
- Итак, о чем идет речь в стихотворении? (О добре, зле и смелости).
- Что своим произведением хотел сказать поэт?
- Вот мы и закончили наше путешествие. Ответьте мне на вопрос:
- Каким должен быть человек, чтобы ему открыли все тайны прошлого, дошедшие до нас в сказках?
- Какие тайны мы узнали, идя по дорогам сказки?
2. Задание на дом
- Проиллюстрировать данное стихотворение
озорник
добрый
храбрый
смелый
отважный
фантазер
дерзкий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...