Литературное чтение. А.Барто "Думают ли звери?"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цель: познакомить учащихся с произведением А. Л. Барто «Думают ли звери?» Ввести учащихся в проблему взаимоотношений людей и животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературное чтение. А.Барто "Думают ли звери?" | 34.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2
Составитель: Усманова Эльвира Руановна, учитель начальных классов
Тема урока: А.Барто. Думают ли звери
Цель: познакомить учащихся с произведением А. Л. Барто «Думают ли звери?» Ввести учащихся в проблему взаимоотношений людей и животных. Учить читать и анализировать стихотворные тексты;
-развивать навык чтения целыми словами. Совершенствовать навыки выразительного чтения. Формировать умения выделять нужные фрагменты текста. Развивать внимание к авторской позиции и способам её выражения;
-воспитывать бережное отношение к животному миру. Обогащать представление детей об окружающем мире. Воспитывать интерес к чтению.
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой на работу.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.…(Слайд №1)
- Ребята! Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня! Внимание на экран.
Работа по теме урока
? (Слайд №2)
- Что означает «?» на уроке литературного чтения? О чём мы размышляем на уроке литературного чтения? Что обогащает наше мышление и делает его всесторонним? (Разные взгляды людей на мир. Разные точки зрения.) Спасибо за рассуждения.
Словесный ряд (Слайд №3): Помощница Танюша, сорок внучат, любитель-рыболов, два Ивана, Таня и Тамара, лыжница, рыцари, бычок, зайка…
- Что объединяет все слова? (Это герои стихотворений одного автора – Агнии Львовны Барто). У нас на выставке есть книга, в которой собраны все эти стихотворения?
Портрет А.Барто. (Слайд №4)
- Узнаёте ли вы, кто на этой фотографии? Да, это Агния Львовна Барто – любимый поэт многих детей. Стихи поэтессы входят в жизнь каждого читателя с самого раннего детства.
(Слайд №5): разные издания книг).
- Какие стихотворения А. Барто вы знаете наизусть? Назовите. Можно и процитировать любимые строки (Слайды №6-9).
Физкультминутка. (Слайд №10)
Звучит песня М. Лазарева «Зоопарк»:
выполняем движения согласно тексту.
В зоопарк, дружок,
Мы пойдём с тобой. …………………………………………... (Шагаем)
Будем там смотреть
Как живёт лиса, как живёт барсук,
Как живёт медведь.
Как огромный морж
В голубой воде умывается.
И кричит павлин, птица царская,
Надрывается.
На лугу слоны в свои хоботы
Будут там трубить. ………………………...………….(Изображаем слонов)
Обезьянки вслед будут нам махать,
Будут нас дразнить. (Изображаем обезьянок)
А верблюд большой рыжей головой
Будет нам кивать. ……………………….……. (Изображаем верблюда)
И кукушечка на опушечке
Будет куковать. ………………………………………...….. (Ку-ку, ку-ку)
Там невдалеке, в небольшой реке
Крокодил живёт.
И зубастый весь, и ужасный весь
Раскрывает рот. …………………….. (Изображаем пасть крокодила)
А на берегу прямо у скалы
Грозный тигр-р рычит, (Изображаем тигра)
И по дереву своим носиком
Дятел там стучит. …………………..…… (Носом «стучим» о ладошку)
Зоопарк, зоопарк,
Для зверей дивный парк,
Заповедный покой,
Райский мир колдовской… …………(Плавные покачивания на месте)
В зоопарк открыли двери –
Здесь гостей встречают… (хором) ЗВЕРИ!
На импровизированную сцену выходят дети в костюмах и читают стихи про зверей, которые подобраны ими с помощью родителей.
Медведь :
«Я проснулся рано нынче
И за мёдом побежал.
Слаще мёда из гречихи
Ничего я не видал.
Обожаю я малину –
Съесть могу её ведро.
Запасаю жир на зиму,
Ведь зима недалеко».
Волк.
Тигрята
«У крошки тигрёнка
Повадки котёнка.
Он моет свой носик,
Он ловит свой хвостик.
Ещё у тигрёнка
На спинке полоски.
Скажите, а может,
Он даже Матроскин?»
Осмысление (реализация смысла).
- Как вы думаете, почему нас встретили звери?
Что вам показалось необычным в представлении зверей?
Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением А.Барто «Думают ли звери?» (Слайд №11).
- Сформулируйте задачи, которые поставите перед собой на урок.
(На доске слова – помощники: Познакомиться… Научиться…)
Что необычного в названии стихотворения?
Может быть, и вы наблюдали за животными. Выскажите своё мнение: умеют ли думать звери? Слушаем разные точки зрения, используя метод критического мышления «Шесть шляп».
-У нас 6 шляп, которые мыслят разноцветно. Со шляпами мы можем более уверенно доказывать свою точку зрения, управлять собой.
Цвет шляпы направляет мышление ученика в заданное русло – критического подхода, эмоционального отношения, прогностической деятельности и т.д. Приём позволяет провести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной, творческой атмосфере.
На сегодняшнем уроке используем шляпы 4-х цветов: белого, красного, жёлтого, синего.
- По желанию учащиеся выбирают цвет и приступают к осмыслению.
Ребята, папа Агнии Барто был ветеринарным врачом и очень любил литературу. Научил и свою дочку любить животных и книги. Наверно, не случайно появилось такое стихотворение.
Давайте подумаем, как отвечает на этот вопрос сам автор произведения Агния Львовна Барто.
Первичное чтение стихотворения: учителем (Слайд №12).
- Понравилось стихотворение? Поясните свой ответ.
Как, по вашему мнению, отвечает на вынесенный в название стихотворения вопрос сама Агния Львовна: думают ли звери?
Какое настроение было у вас, когда вы слушали стихотворение? Почему?
Физминутка для глаз. (Слайд№13).
Анализ произведения: работа с текстом.
- Прочитайте самостоятельно стихотворение и ответьте на вопрос: с кем вы согласны – с бабушкой или рассказчиком?
-Кто рассказчик?
- Какое наблюдение мальчика вам показалось самым интересным? Прочитайте этот отрывок.
Как вы думаете, каков мальчик из стихотворения Барто: умный, глупый, добрый, фантазёр, наблюдательный, внимательный? Объясните своё мнение.
- Итак, у нас есть 3 мнения на вопрос «думают ли звери»:
точка зрения А.Барто,
точка зрения рассказчика,
точка зрения бабушки.
-У каждого человека есть право на своё мнение. А какую точку зрения разделяете вы? Прочитайте стихотворение так, чтобы мы определили, к какому мнению склоняетесь вы? Чью точку зрения вы принимаете?
Чтение стихотворения учащимися.
- Что понравилось в чтении…? Как вы думаете, какая позиция у …? Как это … сумел (-а) передать в чтении?
- Как отвечают на этот вопрос писатели, произведения которых мы прочитали? (Высказывания детей подкрепляются чтением отрывков из ранее прочитанных произведений на уроке или самостоятельно.)
- Сегодня на уроке звучали разные точки зрения (у специалистов нет единого мнения о способности животных мыслить).
- Ребята, вы любите сюрпризы? Сегодня на уроке вслух читали это стихотворение: я, ваши товарищи…(называю имена детей).
- Скажите, чьё чтение вам ещё хотелось бы послушать? В чьём исполнении стихотворение ещё не звучало? Да, конечно, в исполнении самого автора – Агнии Львовна Барто! Хотите послушать?
Видеозапись: чтение стихотворения А. Барто.
- Прислушайтесь к интонациям. Что ещё, очень важное, хотела донести до нас, читателей, А. Барто?
(Мир животных всё-таки в чём-то похож на мир человека. Животные, как люди, способны чувствовать, рассуждать, осуждать, переживать, грустить, о чём-то думать. Человек не должен считать себя царём природы, он часть самой природы, поэтому должен её беречь.)
-Молодцы! Вы правильно поняли главную авторскую мысль. Именно эта мысль была главной на сегодняшнем уроке.
Творческое задание (Слайд №14)
1)Выразительно прочитать стихотворение «Думают ли звери?» родителям. По желанию выучить наизусть.
2)Если бы вы могли обратиться к поэтессе, то, какую тему для стихотворения вы могли бы предложить и почему?
3)Написать сочинение- размышление
«Думают ли звери?».
Рефлексия (размышление).
- Наш урок заканчивается. Подведём итог. Закончите, пожалуйста, предложения:
Я сегодня узнал…
Я научился…
Мне было…
Я рад…
Я понял, что …
(Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.)
Спасибо за урок! Молодцы! Горжусь вами!
Пусть подарком нашим уважаемым гостям будет «Песня про собаку» из к/ф «Приключения Электроника» в вашем исполнении, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....