Литературное чтение. А.Барто "Думают ли звери?"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Усманова Эльвира Руановна

Цель: познакомить учащихся с произведением А. Л. Барто «Думают ли звери?» Ввести учащихся в проблему взаимоотношений людей и животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2

Составитель: Усманова Эльвира Руановна, учитель начальных классов

Тема урока: А.Барто. Думают ли звери

Цель: познакомить учащихся с произведением А. Л. Барто «Думают ли звери?» Ввести учащихся в проблему взаимоотношений людей и животных. Учить читать и анализировать стихотворные тексты;

-развивать навык чтения целыми словами. Совершенствовать навыки выразительного чтения. Формировать умения выделять нужные фрагменты текста. Развивать внимание к авторской позиции и способам её выражения;

-воспитывать бережное отношение к животному миру. Обогащать представление детей об окружающем мире. Воспитывать интерес к чтению.

Ход урока

Организационный момент. Психологический настрой на работу.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.(Слайд №1)

- Ребята! Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня! Внимание на экран.

Работа по теме урока

? (Слайд №2)

- Что означает «?» на уроке литературного чтения? О чём мы размышляем на уроке литературного чтения? Что обогащает наше мышление и делает его всесторонним? (Разные взгляды людей на мир.  Разные точки зрения.) Спасибо за рассуждения.

Словесный ряд (Слайд №3): Помощница Танюша,  сорок внучат, любитель-рыболов, два Ивана,  Таня и Тамара, лыжница, рыцари, бычок, зайка…

- Что объединяет все слова? (Это герои стихотворений одного автора – Агнии Львовны Барто). У нас на выставке есть книга, в которой собраны все эти стихотворения?

Портрет А.Барто. (Слайд №4)

- Узнаёте ли вы, кто на этой фотографии? Да, это Агния Львовна Барто – любимый поэт многих детей. Стихи поэтессы входят в жизнь каждого читателя с самого раннего детства.

(Слайд №5): разные издания книг).

- Какие стихотворения А. Барто вы знаете наизусть? Назовите. Можно и процитировать любимые строки (Слайды №6-9).

Физкультминутка. (Слайд №10)

Звучит песня М. Лазарева «Зоопарк»:

выполняем движения согласно тексту.

В зоопарк, дружок,

Мы пойдём с тобой. …………………………………………... (Шагаем)

Будем там смотреть

Как живёт лиса, как живёт барсук,

Как живёт медведь.

Как огромный морж

В голубой воде умывается.

И кричит павлин, птица царская,

Надрывается.

На лугу слоны в свои хоботы

Будут там трубить. ………………………...………….(Изображаем слонов)

Обезьянки вслед будут нам махать,

Будут нас дразнить. (Изображаем обезьянок)

А верблюд большой рыжей головой

Будет нам кивать. ……………………….……. (Изображаем верблюда)

И кукушечка на опушечке

Будет куковать. ………………………………………...….. (Ку-ку, ку-ку)

Там невдалеке, в небольшой реке

Крокодил живёт.

И зубастый весь, и ужасный весь

Раскрывает рот. …………………….. (Изображаем пасть крокодила)

А на берегу прямо у скалы

Грозный тигр-р рычит, (Изображаем тигра)

И по дереву своим носиком

Дятел там стучит. …………………..…… (Носом «стучим» о ладошку)

Зоопарк, зоопарк,

Для зверей дивный парк,

Заповедный покой,

Райский мир колдовской… …………(Плавные покачивания на месте)

В зоопарк открыли двери –

Здесь гостей встречают… (хором) ЗВЕРИ!

На импровизированную сцену выходят дети в костюмах и читают стихи про зверей, которые подобраны ими с помощью родителей.

Медведь :

«Я проснулся рано нынче

И за мёдом побежал.

Слаще мёда из гречихи

Ничего я не видал.

Обожаю я малину –

Съесть могу её ведро.

Запасаю жир на зиму,

Ведь зима недалеко».

Волк.

Тигрята

«У крошки тигрёнка

Повадки котёнка.

Он моет свой носик,

Он ловит свой хвостик.

Ещё у тигрёнка

На спинке полоски.

Скажите, а может,

Он даже Матроскин?»

Осмысление (реализация смысла).

- Как вы думаете, почему нас встретили звери?

Что вам показалось необычным в представлении зверей?

Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением А.Барто «Думают ли звери?» (Слайд №11).

- Сформулируйте задачи, которые поставите перед собой на урок.
(На доске слова – помощники:
Познакомиться…  Научиться…)

Что необычного в названии стихотворения?

Может быть, и вы наблюдали за животными. Выскажите своё мнение: умеют ли думать звери? Слушаем разные точки зрения, используя метод критического мышления «Шесть шляп».

-У нас 6 шляп, которые мыслят разноцветно. Со шляпами мы можем более уверенно доказывать свою точку зрения, управлять собой.

Цвет шляпы направляет мышление ученика в заданное русло – критического подхода, эмоционального отношения, прогностической деятельности и т.д. Приём позволяет провести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной, творческой атмосфере.

На сегодняшнем уроке используем шляпы 4-х цветов: белого, красного, жёлтого, синего.

- По желанию учащиеся выбирают цвет и приступают к осмыслению.

Ребята, папа Агнии Барто был ветеринарным врачом и очень любил литературу. Научил и свою дочку любить животных и книги. Наверно, не случайно появилось такое стихотворение.

Давайте подумаем, как отвечает на этот вопрос сам автор произведения Агния Львовна Барто.

Первичное чтение стихотворения: учителем (Слайд №12).

- Понравилось стихотворение? Поясните свой ответ.

Как, по вашему мнению, отвечает на вынесенный в название стихотворения вопрос сама Агния Львовна: думают ли звери?

Какое настроение было у вас, когда вы слушали стихотворение? Почему?

Физминутка для глаз. (Слайд№13).

Анализ произведения: работа с текстом.

- Прочитайте самостоятельно стихотворение и ответьте на вопрос: с кем вы согласны – с бабушкой или рассказчиком?

-Кто рассказчик?

- Какое наблюдение мальчика вам показалось самым интересным? Прочитайте этот отрывок.

Как вы думаете, каков мальчик из стихотворения Барто: умный, глупый, добрый, фантазёр, наблюдательный, внимательный? Объясните своё мнение.

- Итак, у нас есть 3 мнения на вопрос «думают ли звери»:

точка зрения А.Барто,

точка зрения рассказчика,

точка зрения бабушки.

-У каждого человека есть право на своё мнение. А какую точку зрения разделяете вы? Прочитайте стихотворение так, чтобы мы определили, к какому мнению склоняетесь вы? Чью точку зрения вы принимаете?

Чтение стихотворения учащимися.

- Что понравилось в чтении…? Как вы думаете, какая позиция у …? Как это … сумел  (-а) передать в чтении?

- Как отвечают на этот вопрос писатели, произведения которых мы прочитали? (Высказывания детей подкрепляются чтением отрывков из ранее прочитанных произведений на уроке или самостоятельно.)

- Сегодня на уроке звучали разные точки зрения (у специалистов нет единого мнения о способности животных мыслить).

- Ребята, вы любите сюрпризы? Сегодня на уроке вслух читали это стихотворение: я, ваши товарищи…(называю имена детей).

- Скажите, чьё чтение вам ещё хотелось бы послушать? В чьём исполнении стихотворение ещё не звучало? Да, конечно, в исполнении самого автора – Агнии Львовна Барто! Хотите послушать?

Видеозапись: чтение стихотворения А. Барто.

- Прислушайтесь к интонациям. Что ещё, очень важное, хотела донести до нас, читателей, А. Барто?

(Мир животных всё-таки в чём-то похож на мир человека. Животные, как люди, способны чувствовать, рассуждать, осуждать, переживать, грустить, о чём-то думать. Человек не должен считать себя царём природы, он часть самой природы, поэтому должен её беречь.)

-Молодцы! Вы правильно поняли главную авторскую мысль. Именно эта мысль была главной на сегодняшнем уроке.

Творческое задание (Слайд №14)

1)Выразительно прочитать стихотворение «Думают ли звери?» родителям. По желанию выучить наизусть.

2)Если бы вы могли обратиться к поэтессе, то, какую тему для стихотворения вы могли бы предложить и почему?

3)Написать сочинение- размышление

«Думают ли звери?».

 Рефлексия (размышление).

- Наш урок заканчивается. Подведём итог. Закончите, пожалуйста, предложения:

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

Я рад…

Я понял, что …

(Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.)

Спасибо за урок! Молодцы! Горжусь вами!

Пусть подарком нашим уважаемым гостям будет «Песня про собаку» из к/ф «Приключения Электроника» в вашем исполнении, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...