Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе Э.Шим "Глухарь"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Урок литературного чтения в 1 классе по УМК "Начальная школа 21 век"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.docx | 38.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
Класс: 1 «А»
Дата: 29.04.19 г.
Учитель: Короткова В.И.
Тема урока: Работа с рассказом Э.Шим «Глухарь».
Тип урока: усвоение новых знаний и способов действий.
Цель урока создать условия для ознакомления с произведением о животных, для развития умения выделять в тексте особенности, характерные для того или иного животного, для развития умения прогнозировать текст.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывают свою точку зрения;
метапредметные: регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия, оценивают правильность выполнения действий, высказывают предположения, коммуникативные - сравнивают разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; получат возможность научиться высказывать суждения о произведениях
Оборудование: учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» 1 класс, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, презентация
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Приветственное слово учителя: Тем, кто любит приключенья, Я открою свой секрет: Увлекательнее чтенья Ничего на свете нет! Помогите своему ряду сесть. Отгадайте загадки. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая. Вещунья белобока, а зовут ее Cорока Они на ласточек похожи, А в небе очень даже схожи. Я правду говорю, скажи! Есть – ласточки, а есть Стрижи Рано-рано по утру, Я танцую на току. Брови алые вразлёт, Потеснись лесной народ, Хвост как веер у меня, И обут в сапожки я. Правда, всё вокруг, друзья, В тот момент не слышу я! Глухарь | Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места. | УУД Личностные УУД: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.. |
Речевая гимнастика. | - Давайте проведём речевую гимнастику. 1.Артикуляционная разминка.
2.Весёлое стихотворение - Прочитать весёлое стихотворение с разной интонацией. Грачи. Птицам этим очень рады, Прячь, зима, свои наряды! Даже маленький ручей Рад приветствовать грачей. 3. «Жужжащее» чтение по методике Зайцева. -Положили перед собой текст для дополнительного чтения. -Опустили глазки. -Читаем. -Стоп! Поставили метку. Отложили текст на край стола. | Обучающиеся повторяют за учителем. Один ученик выбирает смайлик и показывает детям, с какой интонацией нужно произнести данное стихотворение. Обучающиеся читают. | Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с заданной интонацией. |
Актуализация знаний учащихся | У нас урок чтения. А чтение – лучшее учение. А сейчас, внимательно посмотрите на рисунки, расположенные на доске. (серия картинок- иллюстраций из прочитанных произведений) 1.Л.Толстой «Солнце и ветер». 2.Э.Мошковская «Лед тронулся». 3.Русская народная песня «Березонька». 4. С. Михалков «Аисты и лягушки» 5.Э. Шим «Глухарь». 6. Ю. Коваль «Бабочка». 7. Е. Чарушин « Томкины сны». 8.М. Пришвин «Ёжик». 9.М. Пришвин «Норка и Жулька». | Работают по презентации Формулируют тему и цели урока. Отвечают на вопросы
| Познавательные: логические универсальные действия: решение проблемы Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные- слушать одноклассника, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Изучение новых знаний и способов действий | Какое произведение вам не известно? -Как Вы думаете, о ком пойдет речь в новом произведении?(о животных) Да, правильно. Какую цель мы ставим сегодня перед собой на уроке литературного чтения? ( Прочитать новые произведения о птицах, узнать интересные факты из жизни птиц.) Нет человека, который бы не знал Кого паук боится? Угадали? Это... (птица). - Сегодня мы познакомимся с новым произведением о птицах, узнаем интересные факты из жизни птиц. Птицы дороги нам как часть природы. Их мелодичные, звонкие, весёлые песни, яркое оперение оживляют любой пейзаж, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва. Птицы везде - над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Звучит запись «Голоса птиц». • Шумят, галдят птицы, кричат с утра до вечера. Угадайте, кто как голос подаёт. • Синь-синь! (Синица.) • Чи-чи! (Чиж.) • Гра-гра! (Грач.) • Ку-ку! (Кукушка.) • Тэке-тэке! (Глухарь.) 1.Словарная работа перед чтением. -Приготовились читать глазками слова, а первый ряд читает вслух, по моей команде, сначала плавно, а затем целым словом. ГЛУ-ХАРЬ ГЛУХАРЬ -1 и 3-ий ряд глазками, а 2-ой ряд вслух. ПО-СЛУ-ШАЙ-ТЕ ПОСЛУШАЙТЕ -1 и 2-ой глазками, а 3-ий внимательно вслух. ВЫ-РУ-ЧИ-ЛА ВЫРУЧИЛА -Ребята, а как Вы понимаете смысл слова: выручила? Где можно посмотреть это слово, если оно не понятно? (в словаре) -Прочитав слова, можно ли предположить о чем или о ком будет идти речь в новом тексте? -А теперь откройте учебник на стр. 59 и прочитайте заглавие текста. -О чем или о ком, по Вашему мнению, пойдет речь в этом произведении? -А кто автор этого произведения? Учитель: Да, ребята, Эдуард Шим. Эдуард Юрьевич Шим родился в Ленинграде в 1930 году. Настоящая фамилия писателя Шмидт. Во время войны его эвакуировали из Ленинграда. Вырос он в детском доме. С 16 лет работал. Был и плотником, и столяром, и грузчиком. После войны он вернулся в Ленинград и окончил художественное училище. Работал архитектором. Уже в 19 лет напечатал свою первую книгу для детей, в которой рассказывал о столярном ремесле. Писал для детей, большинство произведений о природе. Это сказки, рассказы, стихи и даже песни. В произведениях чувствуется любовь к окружающему миру. Давайте прочитаем и подтвердим или опровергнем наше предположение. 2.Первичное чтение хорошо читающими учащимися. Работа со сказкой Э. Шима «Глухарь». Читают хорошо читающие дети, остальные следят по тексту. -Поставили пальчик на начало текста. -Секеркина Мария начинает, а вы внимательно следите. -Продолжает ….. -Оказалось ли наше предположение верным или нет и почему? • Понравилась сказка? За что глухаря назвали глухарём? • О чём в сказочной форме рассказал вам Э. Шим? - Какие сведения узнали о глухаре? - Что в сказке придумано? 3.Работа в тетрадях. 1 и 2 задание . • Попробуйте сами объяснить, почему некоторых птиц назвали именно так. (Изображения птиц представлены на слайдах.) • Кукушка. (Из-за звуков, которые она подаёт.) • Горихвост. (Сама птица чёрно-белая, а хвост - рыжий.) • Поползень. (Ползает по стволу вверх-вниз, крылья нужны, чтобы перелетать с одного дерева на другое.) | Фронтальная работа Работают по учебнику над текстом. Чтение произведения Работают по учебнику над текстом. | Познавательные: работать с разными видами информации . Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками |
Физкультминутка | Буратино | Выполняют движения | Регулятивные УУД: самоорганизация отдыха на уроке. |
Закрепление новых знаний и способов действий Обобщение новых знаний и способов действий | Работа над произведением Работа в парах Дети у вас на партах маршрутные листы для продолжения нашего путешествия в мир литературного чтения. - Первое задание – дорисовать модель обложки к прочитанной сказке. - Докажите, что это сказка? -Чем отличается модель от иллюстрации? - Второе задание – составить небольшой рассказ по вопросам на листах. Откройте учебник на с.60, рассмотрите иллюстрацию глухаря. 1. Укажите размер птицы (крупная, мелкая). Начни так: Глухарь - _________________________ 2. Какого цвета у него голова и спина. 3. Какого цвета шея 4. Какого цвета брюшко, крылья. 5. Опиши хвост глухаря (цвет, на что похож) 6. Рассмотри подбородок. Какие там перья (длинные, короткие) На что похожи? 7. Опиши брови. Вариант ответа: Глухарь крупная птица. Голова и спина у него серые. Шея зеленоватая. Брюшко темное, с белыми пятнами. Крылья рыжие. Хвост черный, с белыми пятнами. Похож на веер. Перья подбородка длинные и напоминают бороду. Хорошо выступают красные брови над глазами. - Придумайте другое название сказке. - Третье задание – соединить описание птицы с героем из сказки. (важный, неторопливый, спокойный, степенный, крикливая, болтушка, говорливая, шустрая) Игра «Прилетели птицы». • Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи... (Дети хлопают.) - Что неправильно, почему? (Мухи - насекомые.) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны. (Дети хлопают.) Прилетели птицы: Голуби, куницы. (Дети хлопают.) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, комары, кукушки. (Дети хлопают.) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки Даже совы-сплюшки, Лебеди, скворцы... Все вы молодцы! - Сколько героев в этой сказке? - А как нужно читать слова этих героев? - А сколько ролей? Чтение по ролям. Давайте вспомним вместе порядок работы при чтении по ролям: 1.Прочитать автора и название произведения 2.Прочитать диалог или текст беседы (Что такое диалог?) 3.Обсудить героев (кто они, какие, как ведут себя, о чем говорят) 4. распределение ролей 5.чтение произведения, так чтобы было понятно, кто кого из героев изображает. Анализ произведения. -За что глухарь поблагодарил сороку? -Найдите и прочитайте. -Как понимаете эти слова? -Какими ещё устойчивыми выражениями можно закончить сказку? Выберите: 1. Держать язык за зубами 2. Попасть впросак 3. Ученье - свет, а неученье – тьма. | Работа в парах. Фронтальная работа Чтение по ролям. Читать целыми словами, без ошибок, с нужными интонацией, темпом, тембром, соблюдая паузы и логические ударения. | Личностные: объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм. Регулятивные: организация работы на уроке. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения об изученных произведениях. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному; Отвечать на вопросы, используя текст. Установление причинно- следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений. Коммуникативные : развивать умения вступать в диалог с учителем и сверстниками, высказывать собственные мысли, участвовать в коллективном обсуждении. |
Итог урока | С каким автором познакомились? Что узнали нового? - Какие чувства вызвало у вас произведение? - Достигли мы цели, которую ставили в начале урока? У нас осталось не задействовано одно слово из загадок СТРИЖи. Предлагаю вам завтра познакомиться с этой птицей поближе. Оцените свою работу закончив следующие выражения -Теперь я могу… -Мне было трудно………. -Мне сегодня было интересно…. -Я поделюсь своими знаниями…… | Отвечают на вопрос учителя | Коммуникативные УУД: умение полно и грамотно выражать свои мысли. Личностные УУД: содействие осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитание уважения к товарищам |
Рефлексия деятельности. | 1. Рефлексия деятельности. - Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. Выберите смайлик соответствующий вашему настроению после сегодняшнего урока и нарисуйте его на заготовке. - Спасибо за урок. | Дети оценивают свою деятельность. | Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения своей |
Приложение
Э. Шим «Глухарь» | Э. Шим «Глухарь» | Э. Шим «Глухарь» |
СОСТАВЬТЕ РАССКАЗ 1. Укажите размер птицы (крупная, мелкая). Начни так: Глухарь - __________________________________ _______________________________________________ 2. Какого цвета у него голова и спина______________ _______________________________________________ 3. Какого цвета шея______________________________ _______________________________________________ 4. Какого цвета брюшко, крылья__________________ _______________________________________________ 5. Опиши хвост глухаря (цвет, на что похож)________ _______________________________________________ 6. Рассмотри подбородок. Какие там перья (длинные, короткие) На что похожи?________________________ ______________________________________________ 7. Опиши брови.________________________________ ___________________________________________________________ | СОСТАВЬТЕ РАССКАЗ 1. Укажите размер птицы (крупная, мелкая). Начни так: Глухарь - __________________________________ _______________________________________________ 2. Какого цвета у него голова и спина______________ _______________________________________________ 3. Какого цвета шея______________________________ _______________________________________________ 4. Какого цвета брюшко, крылья__________________ _______________________________________________ 5. Опиши хвост глухаря (цвет, на что похож)________ _______________________________________________ 6. Рассмотри подбородок. Какие там перья (длинные, короткие) На что похожи?________________________ ______________________________________________ 7. Опиши брови.________________________________ ___________________________________________________________ |
Важный
Крикливая
Неторопливый ГЛУХАРЬ
Говорливая
Степенный СОРОКА
Болтушка
Спокойный
Шустрая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс
Урок литературного чтения по программе "Гармония" на тему "Осень"...
Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс «Былины и богатырские сказки» (обобщающий урок)
конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа 2100"...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...