Конспект урока литературного чтения " Русская народная сказка "Петух и собака" 1 класс.
план-конспект урока по чтению (1 класс)
На уроке применяется технология критического мышления. Анализ произведения проводится по ромашке Блума (Ромашка вопросов и ответов). Так как урок проводится в 1 классе, то детей нужно сначала познакомить с типами вопросов. При работе в группах, учащимся может понадобиться помощь. Учитель должен направлять и курировать работу детей. Урок проходит живо, эмоционально. Дети очень любят этот этап урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_petuh_i_sobaka_1_klass.docx | 33.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 1 классе.
Тема: русская народная сказка «Петух и собака»
Цели: познакомить с русской народной сказкой «Петух и собака»; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении, чтении по ролям; учить определять характер героев сказки, главную мысль сказки; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно по слогам, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; задавать и отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; различать народную и литературную сказки; сравнивать разные произведения на одну тему.
Оборудование: выставка книг с русскими народными, авторскими сказками, карточки для кластера, иллюстрации к сказке.
План урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка целей и определение темы.
4. Работа по теме урока.
- Первичное восприятие сказки.
- Вторичное восприятие сказки.
- Анализ произведения.
- Составление картинного плана. Выборочное чтение.
5. Итог урока.
- Работа с книжной полкой.
6. Рефлексия.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся |
I.Организационный момент II. Актуализация знаний. III. Постановка целей и определение темы. IV. Работа по теме урока. Первичное восприятие сказки Вторичное восприятие сказки. Анализ произведения Составление картинного плана. Выборочное чтение. V. Итог урока. Работа с книжной полкой. VI. Рефлексия. | Стихотворение «Доброе утро» Доброе утро (руки в стороны) Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе) И тогда весь день будет веселее. Я поглажу лобик, носик и щёчки (поглаживают) Будем мы красивыми, как в саду цветочки. (поворот головы влево-вправо) Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут), А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают). Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки) Улыбнулись снова Будьте все здоровы! (руки в стороны) Молодцы, садитесь. Сегодня на уроке у нас много гостей, повернитесь и поприветствуйте их. (СЛАЙД 1) -Ребята, какой раздел мы с вами изучаем? _-Какие произведения вам особенно запомнились? - Все эти произведения относятся к устному народному творчеству (СЛАЙД 2) А теперь, посмотрите на экран. Я предлагаю вам малый жанр устного народного творчества, с помощью которого мы проведём речевую разминку (СЛАЙД 3) Прочитайте про себя. Что это? Про пёст-рых птиц по-ёт пе-тух, про перь-я пыш-ны-е, про пух. Сначала прочитаем по слогам. Теперь поём только гласные. Читаем медленно по слогам, далее плавно, нараспев. Увеличиваем темп. А сейчас поиграем! « Я начну, а вы продолжите»
- Ребята, как вы думаете, из каких произведений эти строки? - А что вы знаете о сказках? - Какие бывают сказки? (составляется кластер на доске) - Если героями сказки являются Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, есть волшебные предметы. То как называются эти сказки? -Если сказки отражают мир и быт людей, то такие сказки называются…. - Если в сказке главные герои Заяц, Медведь, Лиса, Волк и другие животные, то такие сказки называются…. - А сейчас, откройте учебник на стр. 55. - Рассмотрите иллюстрацию. - Предположите, о ком, о чём будет это произведение. - Прочитайте название произведения. - Кто его автор? - Почему? - Сформулируйте учебную задачу на уроке. -А для чего нам нужно читать сказки, как вы думаете? -Пусть эпиграфом нашего урока будут слова из сказки А.С. Пушкина. Прочитаем его.(СЛАЙД 4) «Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок». А чтобы извлечь урок, мы должны выяснить главную мысль сказки, определить характер героев, обсудить их поступки. И научиться правильно, выразительно читать сказку. Послушайте сказку. Сейчас я начну читать это произведение, а ваша задача следить за моим чтением, продолжать чтение будете и вы. (Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.) -Итак, ребята, докажите, что это сказка? - Прочитайте зачин, концовку. - Какое впечатление произвела на вас сказка? Что понравилось? Что не понравилось? Так как сказка была написана давно, то в тексте встретились слова, которые вам могут быть не понятны. Словарная работа. -Как вы понимаете значение этих слов? -Давайте, прочитаем их объяснение.(СЛАЙД 5) Занялась заря – рассвело. Масленый праздник – праздник Масленицы. Припасла – заготовила про запас. Счастье привалило – появилось неожиданно. Дупло – пустота в стволе дерева. - А теперь прочтите слова, записанные на доске, по слогам, а потом целыми словами (СЛАЙД 6) Техническая подготовка перед чтением текста жи-во-тин-ки – животинки про-да-дим – продадим ис-пу-гал-ся – испугался ус-лы-хал – услыхал за-но-че-ва-ли – заночевали раз-ли-ва-ет-ся – разливается при-бе-жа-ла – прибежала рас-хва-ли-ва-ет – расхваливает по-ла-ко-мить-ся- полакомиться спра-ши-ва-ет – спрашивает об-ра-до-ва-лась – обрадовалась при-ва-ли-ло – привалило Прочитайте сказку самостоятельно. (Дети читают сказку.) А теперь я предлагаю вам поработать с «Ромашкой вопросов и ответов» (Ромашка Блума). Работать будем в группе. Вспомним правила работы в группе. (Дети получают лепестки ромашки и придумывают вопросы в группах. Учитель курирует работу уч-ся). Первый лепесток - вопросы простые, на них отвечаем односложно, т.е кратко, немногословно, лаконично. Второй лепесток - вопросы уточняющие, они начинается словами: Объясни… Если я правильно понял… Далее – объясняющие вопросы: Почему? Теперьвопросы творческого характера. Попробуем сделать предположение, прогноз. Пятый вопрос – оценочный Что хорошо? Что плохо? Правильно ли? Шестой лепесток-практический вопрос: свяжите теорию с практикой, дайте совет, рекомендацию. Начните со слов: Где или как можно использовать? Где в обычной жизни можно наблюдать? - А сейчас, посмотрите на доску. Определите правильную последовательность событий по картинкам. - Что происходило сначала, что потом? - Давайте зачитаем отрывки, которые подходят к первой картинке (ко второй, к третьей и т.д.) Найдите в тексте предложения и прочитайте, почему Петух испугался и к кому он обратился за помощью? - Прочитайте, как Лиса расхваливала Петуха. -Какие слова она ему говорила, каким голосом! (чтение диалога, чтение по ролям) - Чему обрадовалась Лиса? -Как мы охарактеризуем героев сказки. Каким оказался Петух? Собака? Лиса? (СЛАЙД 7) - Прочитайте пословицы (СЛАЙД 8). - Подумайте, кому из героев сказки они подходят? Не имей сто рублей, а имей сто друзей Не рой другому яму, сам в нее упадешь - Объясните их смысл и обоснуйте свой выбор. - С какой сказкой вы сегодня познакомились? Название? Автор? (На доске выкладывается кластер) - Чему учит сказка «Петух и Собака»? -Ребята, а если вам летом захочется перечитать эту сказку, где вы будете её искать? -Представьте, что вы пришли в библиотеку. Перед вами полка с книгами. Какую книгу вы возьмёте, чтобы найти эту сказку. - Мы на примере сказок рассмотрели, как нужно дружить. А так как в сказке герои – животные наделены человеческими чертами характера и я думаю, что вы, ребята, тоже умеете дружить и будете помогать друг другу в трудную минуту. А сейчас я предлагаю вам оценить вашу работу на уроке. На доске солнышко. Чтобы солнышко ярче засияло, у каждого на парте лежат лучики. Выберите свой лучик и приклейте его к солнышку. А как выбрать, послушайте. Если вам было всё понятно, вы решили задачу, которую ставили в начале урока, то выберите самый длинный лучик. Если вам на уроке было не всё понятно, и вы испытывали затруднения в работе, то возьмите средний. Если вам было очень трудно на уроке, и вы ничего не поняли, то возьмите самый короткий лучик. | Уч-ся приветствуют друг друга и учителя, повторяя движения за учителем. Сказки, загадки, небылицы. Дети называют произведения. Скороговорка. 1.(в некотором государстве жил-был царь) 2. не скоро дело делается) 3.(да добра наживать) 4.(старик со старухой) 5. (по усам текло, а в рот не попало) Из сказок. В сказках обязательно есть вымысел, чудеса, есть зачин, концовка. Авторские и народные. Волшебные Бытовые Сказки о животных О Петухе, собаке, лисе. «Петух и собака» Автора нет. Это народная сказка. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Петух и Собака» Каждая сказка нас чему-то учит, о чём-то заставляет задуматься. Животные думают и говорят, как люди. В жизни этого быть не может. Есть зачин и концовка. - Кто герои сказки? - Как жили старики? -Куда убежали животные? -Где ночевали петух и собака? - Если я правильно понял, Петух испугался и предложил убежать Собаке от стариков. - Я могу ошибаться, но по моему Собака не собиралась убегать из дома? - Почему животные убежали из дома? - Почему Лиса стала расхваливать Петуха? - Что было бы, если животные не убежали из дома? - Что было бы если бы Петух поверил Лисе? - Что было бы если животные вернулись домой? и т. д. Правильное ли решение приняли старики? Правильно ли, что собака убежала вместе с Петухом? Как бы вы поступили на месте животных? Петуха, Собаки) Могут ли в обычной жизни дружить петух с собакой? «Петух и собака». Русская народная сказка. О животных. Учит дружить, не бросать товарища в беде, не доверять незнакомым. В библиотеке, в Интернете. Русская народная сказка «Петух и собака» Сборник «Русские народные сказки». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения УМК «Планета знаний» 2 класс «Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учёбе»
Конспект урока...
Конспект урока литературного чтения " Сивка-бурка" для з класса.
Программа ,,Школа России’’. 3 класс . Уровень образования: начальное общее образование.Конспект урока - исследования по литературному чтению.Тема урока ,,Русская народная сказка ,,Сивка- б...
Конспект урока литературного чтения и риторики в 3 классе по теме "Текст. К.Паустовский "Какие бывают дожди".
Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированного урока литературного чтения и риторики в 3-ем классе по теме "Текст. Виды текста. К.Паустовский "Какие бывают дожди". К сожалению, видеофильм, на фо...
Конспект урока литературного чтения "Народные промыслы в литературе"
Конспект урока построен по технологии развития критического мышления. Работа ведется по учебнику Романовской...
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....
План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...
Конспект урока литературного чтения, проведенного во 2-м классе, по теме «Колыбельные песни»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема "Колыбельные песни". УМК "Школа 2100"...