4 класс. Конспект урока по литературному чтению "Пытаемся понять, как на нас воздействует красота"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Загитова Марина Галимовна

Цели деятельности учителя: ознакомление  с произведением И. Пивоваровой «Мы пошли в театр», обучение выразительному чтению, размышление над вопросом: что такое красота.

 

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать произведение И. Пивоваровой «Мы пошли в театр»;
  • знать биографию автора Ирины Пивоваровой;
  • уметь находить в тексте ответы на вопросы;
  • уметь определять, как воздействует красота на человека.

 

Личностные:

• Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

• Формировать уважительное отношение друг к другу.

 

Тип урока: «Открытие нового знания»

Оборудование: УМК ПНШ – хрестоматия, рабочая тетрадь  Н. А. Чуракова, 2-3 часть,   презентация, раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 16. 03. 2018

Школа: № 95

Класс: 4-3

Кабинет: № 206

     ФИО учителя: Белоярова Т. В.

     ФИ студента: Загитова Марина

     ФИО методиста: Кондратьева И. И.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота»

Цели деятельности учителя: ознакомление  с произведением И. Пивоваровой «Мы пошли в театр», обучение выразительному чтению, размышление над вопросом: что такое красота.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать произведение И. Пивоваровой «Мы пошли в театр»;
  • знать биографию автора Ирины Пивоваровой;
  • уметь находить в тексте ответы на вопросы;
  • уметь определять, как воздействует красота на человека.

Личностные:

• Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

• Формировать уважительное отношение друг к другу.

Тип урока: «Открытие нового знания»

Оборудование: УМК ПНШ – хрестоматия, рабочая тетрадь  Н. А. Чуракова, 2-3 часть,   презентация, раздаточный материал.

Этапы урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

Добрый день, ребята! Меня зовут Марина Галимовна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Я желаю, чтобы урок принес вам радость общения с друг другом и чтобы каждый ушел с урока с весомым багажом знаний. А теперь улыбнитесь и  тихо садитесь!

Приветствовать учителя, настраиваться на урок.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и мотивация

Практический: отгадывание ребуса.

Словесный: ответы на вопросы.

5 мин.

Для начала я предлагаю вам разгадать ребус, а слово, которое в нём спряталось, будет сопровождать нас на протяжении всего урока, оно одно из главных в нашей теме (слайд1).

image

- Какое слово получилось?

- Конечно, это слово красота!

- А что значит это слово, вы знаете?

- Красота- всё красивое, прекрасное. Например, красивые, прекрасные места в природе, в художественных произведениях.

- А эту красоту мы увидим в замечательном произведении писательницы Ирины Пивоваровой «Мы пошли в театр».

Слушать учителя

Красота

То что нас радует, красивые места в природе.

К: учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разных позиций

П: осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

К: оформление своих мыслей в устной форме.

3.Постановка

 учебной задачи

 Словесный-беседа

4 мин.

Давайте определим тему нашего урока.

Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

Пытаемся понять, как на нас воздействует красота.

Познакомиться с произведением И. Пивоваровой «Мы пошли в театр»

 Р: целеполагание

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

4.Открытие

 нового знания

Словесный: ответы на вопросы.

Антиципация

Практический: чтение произведения.

Словесный: анализ произведения.

Практический: выборочное чтение.

Словесный: ответы на вопросы.

10 мин.

- Вы уже знакомы с творчеством этой писательницы?

- Какие произведения вы читали?

- Ребята, откройте учебник русского языка  (2часть) на стр. 122-123 и прочитайте её биографию. Ваша задача выписать в группах  5 сведений.

- Какие качества мы можем отметить у этой писательницы?

- Откройте хрестоматию на странице 149.

- Прочтите как называется произведение?

- Как вы думаете, о чём и о ком в нём пойдет речь?

Вам нужно заполнить табличку. Ваша задача заполнить первый столбик «До».

- Начнем читать это произведение и узнаем, верны ли были наши предположения.

- Прочитаем по цепочке.

Мы шли парами, и всюду были лужи, лужи, лужи, потому что только что прошёл дождь. И мы прыгали через лужи. Мои новые синие колготки и мои новые красные туфли стали все в чёрных брызгах.

И Люськины колготки и туфли тоже!

А Сима Коростылева разбежалась и прыгнула в самую середину лужи, и весь подол нового зелёного платья стал у нее чёрный! Сима стала его выжимать, и платье стало как мочалка, всё мятое и мокрое внизу. И Валька решила ей помочь и стала платье разглаживать руками, и от этого на Симином платье образовались какие-то серые полосы, и Сима очень расстроилась.

Но мы сказали ей:

— Не обращай внимания! — и пошли дальше.

И Сима перестала обращать внимание и снова стала прыгать через лужи.

И всё наше звено прыгало — и Павлик, и Валька, и Бураков. Но лучше всех, конечно, прыгал Коля Лыков. Брюки у него были мокрые до колен, ботинки совершенно промокли, но он не унывал.

Да и смешно было унывать от таких пустяков!

Вся улица была мокрая и блестела от солнца.

Над лужами поднимался пар.

Воробьи трещали на ветках.

Красивые дома, все как новенькие, только что выкрашенные в жёлтый, светло-зелёный и розовый цвет, глядели на нас чистыми весенними окнами.

Они радостно показывали нам свои чёрные резные балкончики, свои белые лепные украшения, свои колонночки между окнами, свои разноцветные плиточки под крышами, своих вылепленных над подъездами весёлых танцующих тётенек в длинных одеждах и серьёзных печальных дяденек с маленькими рожками в кудрявых волосах.

Все дома были такие красивые!

Такие старинные!

Такие не похожие один на другой!

И это был Центр. Центр Москвы. Садовая улица. И мы шли в кукольный театр. Шли от самого метро! Пешком! И прыгали через лужи! Как я люблю Москву! Мне даже страшно, как я ее люблю! Мне даже плакать хочется, как я ее люблю! У меня всё в животе сжимается, когда я смотрю на эти старинные дома, и как люди куда-то бегут, бегут, и как несутся машины, и как солнце сверкает в окнах высоченных домов, и машины визжат, и орут на деревьях воробьи.

И вот позади все лужи — восемь больших, десять средних и двадцать две маленьких, — и мы у театра.

А дальше мы были в театре и смотрели спектакль. Интересный спектакль. Два часа смотрели, даже устали. И на обратном пути все уже торопились домой и не захотели идти пешком, как я ни просила, и мы сели в автобус и до самого метро ехали в автобусе.

- А теперь соотнесём наши предположения перед чтением. Проанализируем таблицу, какие у вас несовпадения?

- О ком и о чем шла речь в рассказе?

- Какие чувства у вас вызвало это произведение и почему?

- Найдите в рассказе отрывок в котором ребята шли парами и всюду были лужи: «Мы шли парами, и всюду были лужи, лужи, лужи, потому что только что прошёл дождь».

- Как вы думаете, почему слово «лужи» автор использует несколько раз?

- Теперь найдите отрывок в котором ребята прыгали через лужи: «И мы прыгали через лужи. Мои новые синие колготки и мои новые красные туфли стали все в чёрных брызгах. И Люськины колготки и туфли тоже! А Сима Коростылёва разбежалась и прыгнула в самую середину лужи, и весь подол нового зелёного платья стал у неё чёрный!»

- Как вы думаете, с каким настроение дети перепрыгивали лужи?

- Как вы считаете, кем приходятся дети друг другу?

- Найдите отрывок в котором Сима стала выжимать своё платье: «Сима стала его выжимать, и платье стало как мочалка, всё мятое и мокрое внизу. И Валька решила ей помочь и стала платье разглаживать руками, и от этого на Симином платье образовались какие-то серые полосы, и Сима очень расстроилась».

- Ребята, представьте себя на месте Симы, что бы вы почувствовали?

- Как вы поступили бы на ее месте, чтобы избежать этого расстройства?

- Ребята, а вы сталкивались с такой ситуацией как Сима в этом рассказе?

- А как, на ваш взгляд поступила Валька?

- Какие качества она проявила, по отношению к Симе?

- Но ребята сказали Симе: «Не обращай внимания!»  и пошли дальше.

- Подумайте, а какими словами вы бы поддержали друга, товарища?

- Какой вы представляете себе Симу? Вам нужно выписать 3-4 слова в группах на листок. Это может быть глагол,сущ,прилг.,чувства.  Поделитесь с другой группой своими вариантами.

- Какие качества вы у неё заметили?

Отвечать на вопросы.

Да

«Как провожают пароходы»

любовь к детям, к творчеству, трудолюбие, способность всегда учится, получать новую информацию.

Прогнозировать содержание произведения.

«Мы пошли в театр»

О друзьях, которые пошли в театр

Читать произведение по цепочке.

Анализировать произведение, делать выводы.

В чудесный солнечный день ребятишки после дождя шли по Москве от метро до театра и прыгали по лужам!

Грустное, потому что дети испачкали одежду.

Работать с отрывками произведения.

Обращает на это внимание, на то какая погода, чтобы мы представили определенную картину.

С веселым настроением, с радостью, для них это - как игра.

Близкими товарищами, одноклассниками.

Отвечать на вопросы.

Да.

Нет.

Она хотела помочь, но не думала, что так выйдет.

Она проявила заботу, помощь своему другу, друзьям нужно помогать в любых ситуациях.

Не печалься, платье можно постирать и оно будет снова чистым.

Беззаботность, быстрая смена настроения.

П: структурирование знаний

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации.

Физминутка

1 мин.

Выполнять упражнения

Р: эмоциональный настрой

5.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: выборочное чтение.

Выразительное чтение

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: выборочное чтение.

7 мин.

- Найдите в тексте отрывок, где говорится : «И всё наше звено прыгало — и Павлик, и Валька, и Бураков. Но лучше всех, конечно, прыгал Коля Лыков. Брюки у него были мокрые до колен, ботинки совершенно промокли, но он не унывал.

Да и смешно было унывать от таких пустяков!»

- Как вы понимаете слово «звено»?

- Ребята, были звеном чего?

- Как вы думаете, если проанализировать их поведение, к какому классу вы можете их отнести?

Найдите отрывок, где описывается улица.

Прочтите про себя.

Какие чувства нужно передать при чтении?

Прочитайте с выражением.

- Теперь давайте проанализируем отрывок: «Вся улица была мокрая и блестела от солнца. Над лужами поднимался пар. Воробьи трещали на ветках. Красивые дома, все как новенькие, только что выкрашенные в жёлтый, светло-зелёный и розовый цвет, глядели на нас чистыми весенними окнами. Они радостно показывали нам свои чёрные резные балкончики, свои белые лепные украшения, свои колонночки между окнами, свои разноцветные плиточки под крышами, своих вылепленных над подъездами весёлых танцующих тётенек в длинных одеждах и серьёзных печальных дяденек с маленькими рожками в кудрявых волосах. Все дома были такие красивые! Такие старинные! Такие не похожие один на другой!»

- Какие чувства, на ваш взгляд, испытывали ребята, наблюдая за улицей и домами?

- А куда отправлялись ребята?

- Ребята, в кукольном театре кто  главные актеры?

- Как воздействует красота на ребят?

- Какие чувства можно передать в этой фразе «Как я люблю Москву!»

- А какие чувства вы испытываете, гуляя по нашему городу, району? Опишите их.

Какие красивые места есть в нашем городе?

- Найдите и прочитайте отрывок: «У меня всё в животе сжимается, когда я смотрю на эти старинные дома, и как люди куда-то бегут, бегут, и как несутся машины, и как солнце сверкает в окнах высоченных домов, и машины визжат, и орут на деревьях воробьи. И вот позади все лужи — восемь больших, десять средних и двадцать две маленьких, — и мы у театра.

А дальше мы были в театре и смотрели спектакль. Интересный спектакль. Два часа смотрели, даже устали. И на обратном пути все уже торопились домой и не захотели идти пешком, как я ни просила, и мы сели в автобус и до самого метро ехали в автобусе.»

- Какая главная мысль в рассказе?

- Какой вывод мы можем сделать?

Работать с отрывками произведения.

Составная часть целого, общего.

Одного класса.

К 1-2 классу.

Рассуждать и отвечать на вопросы.

Удивление, они любовались красотой домов

В кукольный театр.

Куклы.

Положительно – они прыгают и радуются.

Любовь к родному городу, чувства патриотизма.

Оказывается, как важно видеть красоту в обычных предметах.

П: структурирование знаний

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: карточка

6 мин.

Ребята, у каждого на столе лежит карточка. Ваша задача состоит в том, чтобы правильно подчеркнуть ответ.  На выполнение этого задания у вас есть 4 минуты.

Через что прыгали ребята?

Через лужи/через бревна

Кто разглаживал платье Симе Коростылевой?

Валька/Коля

Что образовалось на Симином платье?

Чёрные пятна/Серые полосы

Кто прыгал лучше всех?

Сима Корыстылева / Коля Лыков

Кто трещал на ветках?

Вороны/Воробьи.

Какие были дома?

Красивые/Разноцветные

В какой театр ребята пошли?

В театр драмы/В кукольный.

Что ребята смотрели в театре?

Спектакль/Балет

На чём ребята добирались до метро?  

На машине/На автобусе

Ваше время вышло. Поменяйтесь с соседом по парте и сравните с образцом на доске.

Выполнять задание

П: структурирование знаний

7.Включение в систему знаний

  Практический: работа в группах.

Частично-поисковый

Выполнение творческий заданий

Словесный: устное выступление.

8 мин.

- А теперь поработаем в группах. Делимся на 5 групп.

Я раздам вам карточки с заданиями. На работу вам даётся 5 минут.

Карточка: Составьте небольшой рассказ, о том, как воздействует на вас красота нашего города. (5-7 предложений)

Слова для справок: такие красивые, удивительные, необычные, завораживающие, не похожие, как я люблю или как мы любим.

- Выберите одного из вашей группы, кто встанет и с места расскажет о вашем задании и о том, как вы с ним справились.

- А все остальные будут внимательно слушать ваше выступление.

Работать с отрывками произведения.

Работать в группах.

Выполнять задания на карточках.

Выступать с ответами на вопросы.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации.

К: аргументировать своё мнение.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

8.Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный: ответы на вопросы, подведение итогов.

3 мин.

Ребята, откройте свои дневники и запишите домашние задание:

Р.т. стр 27 № 7.

- А теперь подведем итоги нашего урока.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Что нового вы узнали для себя?

- Что вам показалось самым интересным на уроке?

- Что вызвало у вас трудность?

- Как воздействует на нас красота?

Ребята, Всем спасибо за урок, до скорых встреч!

Записывать домашние задание.

Отвечать на вопросы.

Р: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Олицетворение в произведении"

УМК ПНШ 3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему "Олицетворение в произведении. С. Козлов «Июль». Поход в «Музейный дом»: А. Герасимов «После дождя»"...

УМК "Перспектива" 1 класс конспект урока по литературному чтению "С чего начинается общение?"

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Перспектива" 1 класс разработана в соответствии с ФГОС. На уроке используются приёмы технологии критического мышления : опорная схема-коллаж, а...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.В. Бианки "Мышонок Пик"

Предмет: Литературное чтениеКласс:  3Тема: В.В.Бианки «Мышонок Пик», составление плана к рассказу.Цели урока: познакомить с творчеством и произведениями В. В. Бианки; способствовать развитию навы...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.П.Астафьев "Капалуха"

Класс:  3 Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;- учить видеть и понимать поступки героев;Планируемые результаты:Предме...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "И.С. Соколов-Микитов "Лстопадничек"

Класс: 3 Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»Цели урока: познакомить с творчеством и произведением «Листопадничек» И.С. Соколова-Микитова ; развивать навыки выразительного чтения, учить выд...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "М.М.Пришвин "Моя Родина"

Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина»Цели урока: познакомить с творчеством и произведением М.М.Пришвина; развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.Планируемые р...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится"

Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».Цели урока: познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»;учить понимать ценность человеческих отношений; осознавать любовь к ...