2.Актуализация знаний и мотивация
Практический: отгадывание ребуса.
Словесный: ответы на вопросы.
| 5 мин. | Для начала я предлагаю вам разгадать ребус, а слово, которое в нём спряталось, будет сопровождать нас на протяжении всего урока, оно одно из главных в нашей теме (слайд1).
- Какое слово получилось? - Конечно, это слово красота! - А что значит это слово, вы знаете? - Красота- всё красивое, прекрасное. Например, красивые, прекрасные места в природе, в художественных произведениях. - А эту красоту мы увидим в замечательном произведении писательницы Ирины Пивоваровой «Мы пошли в театр».
| Слушать учителя
Красота То что нас радует, красивые места в природе. | К: учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разных позиций П: осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. К: оформление своих мыслей в устной форме.
|
4.Открытие нового знания Словесный: ответы на вопросы.
Антиципация
Практический: чтение произведения.
Словесный: анализ произведения.
Практический: выборочное чтение.
Словесный: ответы на вопросы.
| 10 мин. |
- Вы уже знакомы с творчеством этой писательницы? - Какие произведения вы читали?
- Ребята, откройте учебник русского языка (2часть) на стр. 122-123 и прочитайте её биографию. Ваша задача выписать в группах 5 сведений. - Какие качества мы можем отметить у этой писательницы?
- Откройте хрестоматию на странице 149.
- Прочтите как называется произведение? - Как вы думаете, о чём и о ком в нём пойдет речь? Вам нужно заполнить табличку. Ваша задача заполнить первый столбик «До».
- Начнем читать это произведение и узнаем, верны ли были наши предположения. - Прочитаем по цепочке. Мы шли парами, и всюду были лужи, лужи, лужи, потому что только что прошёл дождь. И мы прыгали через лужи. Мои новые синие колготки и мои новые красные туфли стали все в чёрных брызгах. И Люськины колготки и туфли тоже! А Сима Коростылева разбежалась и прыгнула в самую середину лужи, и весь подол нового зелёного платья стал у нее чёрный! Сима стала его выжимать, и платье стало как мочалка, всё мятое и мокрое внизу. И Валька решила ей помочь и стала платье разглаживать руками, и от этого на Симином платье образовались какие-то серые полосы, и Сима очень расстроилась. Но мы сказали ей: — Не обращай внимания! — и пошли дальше. И Сима перестала обращать внимание и снова стала прыгать через лужи. И всё наше звено прыгало — и Павлик, и Валька, и Бураков. Но лучше всех, конечно, прыгал Коля Лыков. Брюки у него были мокрые до колен, ботинки совершенно промокли, но он не унывал. Да и смешно было унывать от таких пустяков! Вся улица была мокрая и блестела от солнца. Над лужами поднимался пар. Воробьи трещали на ветках. Красивые дома, все как новенькие, только что выкрашенные в жёлтый, светло-зелёный и розовый цвет, глядели на нас чистыми весенними окнами. Они радостно показывали нам свои чёрные резные балкончики, свои белые лепные украшения, свои колонночки между окнами, свои разноцветные плиточки под крышами, своих вылепленных над подъездами весёлых танцующих тётенек в длинных одеждах и серьёзных печальных дяденек с маленькими рожками в кудрявых волосах. Все дома были такие красивые! Такие старинные! Такие не похожие один на другой! И это был Центр. Центр Москвы. Садовая улица. И мы шли в кукольный театр. Шли от самого метро! Пешком! И прыгали через лужи! Как я люблю Москву! Мне даже страшно, как я ее люблю! Мне даже плакать хочется, как я ее люблю! У меня всё в животе сжимается, когда я смотрю на эти старинные дома, и как люди куда-то бегут, бегут, и как несутся машины, и как солнце сверкает в окнах высоченных домов, и машины визжат, и орут на деревьях воробьи. И вот позади все лужи — восемь больших, десять средних и двадцать две маленьких, — и мы у театра. А дальше мы были в театре и смотрели спектакль. Интересный спектакль. Два часа смотрели, даже устали. И на обратном пути все уже торопились домой и не захотели идти пешком, как я ни просила, и мы сели в автобус и до самого метро ехали в автобусе.
- А теперь соотнесём наши предположения перед чтением. Проанализируем таблицу, какие у вас несовпадения? - О ком и о чем шла речь в рассказе?
- Какие чувства у вас вызвало это произведение и почему?
- Найдите в рассказе отрывок в котором ребята шли парами и всюду были лужи: «Мы шли парами, и всюду были лужи, лужи, лужи, потому что только что прошёл дождь». - Как вы думаете, почему слово «лужи» автор использует несколько раз?
- Теперь найдите отрывок в котором ребята прыгали через лужи: «И мы прыгали через лужи. Мои новые синие колготки и мои новые красные туфли стали все в чёрных брызгах. И Люськины колготки и туфли тоже! А Сима Коростылёва разбежалась и прыгнула в самую середину лужи, и весь подол нового зелёного платья стал у неё чёрный!» - Как вы думаете, с каким настроение дети перепрыгивали лужи?
- Как вы считаете, кем приходятся дети друг другу?
- Найдите отрывок в котором Сима стала выжимать своё платье: «Сима стала его выжимать, и платье стало как мочалка, всё мятое и мокрое внизу. И Валька решила ей помочь и стала платье разглаживать руками, и от этого на Симином платье образовались какие-то серые полосы, и Сима очень расстроилась».
- Ребята, представьте себя на месте Симы, что бы вы почувствовали? - Как вы поступили бы на ее месте, чтобы избежать этого расстройства? - Ребята, а вы сталкивались с такой ситуацией как Сима в этом рассказе? - А как, на ваш взгляд поступила Валька?
- Какие качества она проявила, по отношению к Симе?
- Но ребята сказали Симе: «Не обращай внимания!» и пошли дальше. - Подумайте, а какими словами вы бы поддержали друга, товарища?
- Какой вы представляете себе Симу? Вам нужно выписать 3-4 слова в группах на листок. Это может быть глагол,сущ,прилг.,чувства. Поделитесь с другой группой своими вариантами. - Какие качества вы у неё заметили?
| Отвечать на вопросы. Да «Как провожают пароходы»
любовь к детям, к творчеству, трудолюбие, способность всегда учится, получать новую информацию.
Прогнозировать содержание произведения. «Мы пошли в театр» О друзьях, которые пошли в театр Читать произведение по цепочке.
Анализировать произведение, делать выводы.
В чудесный солнечный день ребятишки после дождя шли по Москве от метро до театра и прыгали по лужам!
Грустное, потому что дети испачкали одежду.
Работать с отрывками произведения.
Обращает на это внимание, на то какая погода, чтобы мы представили определенную картину.
С веселым настроением, с радостью, для них это - как игра. Близкими товарищами, одноклассниками.
Отвечать на вопросы.
Да.
Нет. Она хотела помочь, но не думала, что так выйдет. Она проявила заботу, помощь своему другу, друзьям нужно помогать в любых ситуациях.
Не печалься, платье можно постирать и оно будет снова чистым.
Беззаботность, быстрая смена настроения. |
П: структурирование знаний К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
5.Первичное закрепление во внешней речи
Практический: выборочное чтение.
Выразительное чтение
Словесный: ответы на вопросы.
Практический: выборочное чтение.
| 7 мин. | - Найдите в тексте отрывок, где говорится : «И всё наше звено прыгало — и Павлик, и Валька, и Бураков. Но лучше всех, конечно, прыгал Коля Лыков. Брюки у него были мокрые до колен, ботинки совершенно промокли, но он не унывал. Да и смешно было унывать от таких пустяков!» - Как вы понимаете слово «звено»?
- Ребята, были звеном чего? - Как вы думаете, если проанализировать их поведение, к какому классу вы можете их отнести? Найдите отрывок, где описывается улица. Прочтите про себя. Какие чувства нужно передать при чтении? Прочитайте с выражением. - Теперь давайте проанализируем отрывок: «Вся улица была мокрая и блестела от солнца. Над лужами поднимался пар. Воробьи трещали на ветках. Красивые дома, все как новенькие, только что выкрашенные в жёлтый, светло-зелёный и розовый цвет, глядели на нас чистыми весенними окнами. Они радостно показывали нам свои чёрные резные балкончики, свои белые лепные украшения, свои колонночки между окнами, свои разноцветные плиточки под крышами, своих вылепленных над подъездами весёлых танцующих тётенек в длинных одеждах и серьёзных печальных дяденек с маленькими рожками в кудрявых волосах. Все дома были такие красивые! Такие старинные! Такие не похожие один на другой!» - Какие чувства, на ваш взгляд, испытывали ребята, наблюдая за улицей и домами?
- А куда отправлялись ребята? - Ребята, в кукольном театре кто главные актеры?
- Как воздействует красота на ребят? - Какие чувства можно передать в этой фразе «Как я люблю Москву!»
- А какие чувства вы испытываете, гуляя по нашему городу, району? Опишите их. Какие красивые места есть в нашем городе?
- Найдите и прочитайте отрывок: «У меня всё в животе сжимается, когда я смотрю на эти старинные дома, и как люди куда-то бегут, бегут, и как несутся машины, и как солнце сверкает в окнах высоченных домов, и машины визжат, и орут на деревьях воробьи. И вот позади все лужи — восемь больших, десять средних и двадцать две маленьких, — и мы у театра. А дальше мы были в театре и смотрели спектакль. Интересный спектакль. Два часа смотрели, даже устали. И на обратном пути все уже торопились домой и не захотели идти пешком, как я ни просила, и мы сели в автобус и до самого метро ехали в автобусе.» - Какая главная мысль в рассказе? - Какой вывод мы можем сделать?
|
Работать с отрывками произведения.
Составная часть целого, общего. Одного класса. К 1-2 классу.
Рассуждать и отвечать на вопросы. Удивление, они любовались красотой домов В кукольный театр. Куклы.
Положительно – они прыгают и радуются. Любовь к родному городу, чувства патриотизма.
Оказывается, как важно видеть красоту в обычных предметах.
| П: структурирование знаний П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
7.Включение в систему знаний
Практический: работа в группах.
Частично-поисковый Выполнение творческий заданий
Словесный: устное выступление.
| 8 мин. | - А теперь поработаем в группах. Делимся на 5 групп. Я раздам вам карточки с заданиями. На работу вам даётся 5 минут.
Карточка: Составьте небольшой рассказ, о том, как воздействует на вас красота нашего города. (5-7 предложений) Слова для справок: такие красивые, удивительные, необычные, завораживающие, не похожие, как я люблю или как мы любим. - Выберите одного из вашей группы, кто встанет и с места расскажет о вашем задании и о том, как вы с ним справились. - А все остальные будут внимательно слушать ваше выступление. | Работать с отрывками произведения.
Работать в группах.
Выполнять задания на карточках.
Выступать с ответами на вопросы. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументировать своё мнение. П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |