3 класс. Конспект урока по литературному чтению Ю. Ермолаев «Проговорился».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Загитова Марина Галимовна

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «Проговорился»; формирование умения анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроение.

 

Планируемые результаты

        Предметные:

  • Знать содержание рассказа Ю. Ермолаева «Проговорился»;
  • Знать такие качества, как вежливость, воспитанность;
  • Уметь определять тему и идею произведения, совершенствовать навык чтения;
  • Уметь анализировать рассказ Ю. Ермолаева «Проговорился».

 

Личностные:

  • Формировать положительную мотивацию к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам;
  • Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
  • Проводить самооценку своей деятельности.

 

Тип урока: урок «открытия нового знания»

 

Оборудование: УМК «Школа России»; учебник: 3 класс. 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., раздаточный материал,  презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ю. Ермолаев «Проговорился».36.82 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 24. 04. 2019

Школа: № 54

Класс: 3 Г

ФИО студента: Загитова Марина Галимовна

ФИО учителя: Сюсина Татьяна Анатольевна___________  

ФИО руководителя практики: Кондратьева И.И._______

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема урока: Ю. Ермолаев «Проговорился»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «Проговорился»; формирование умения анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроение.

Планируемые результаты

        Предметные:

  • Знать содержание рассказа Ю. Ермолаева «Проговорился»;
  • Знать такие качества, как вежливость, воспитанность;
  • Уметь определять тему и идею произведения, совершенствовать навык чтения;
  • Уметь анализировать рассказ Ю. Ермолаева «Проговорился».

Личностные:

  • Формировать положительную мотивацию к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам;
  • Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
  • Проводить самооценку своей деятельности.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Оборудование: УМК «Школа России»; учебник: 3 класс. 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., раздаточный материал,  презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

30сек.

– Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Здравствуйте, все! Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало

- Одна хорошая минута

Сделала одно хорошее дело,

Десять хороших минут

Сделали десять хороших дел.

А сколько хороших дел

Можно сделать за урок?

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке.

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

7 мин.

- Давайте проверим, насколько хорошо вы выполнили домашнее задание по рассказу Льва Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

1)Расскажите пословицы, которые выражают главную мысль рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

2)А теперь послушаем ребят, которые расскажут нам пересказ от лица Риммы.

Вспоминают содержание рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

• Была бы охота, а выучиться можно.

• Знание и мудрость украшают человека.

• Наука даром не дается – наука трудом берется.

Пересказывают рассказ от лица Риммы.

П: выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

подводящий диалог

Наглядный

метод:

видео

 Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

5 мин.

Учитель начинает урок с чтения рассказа Ю. И. Ермолаева:

- Бежала через лесную дорожку речка. А через речку был мостик. Хороший мостик с перилами. Но прошла по нему девочка Таня и чуть не упала. У мостика доска оторвалась. « Вот какая плохая доска!» - подумала Таня и пошла по другой стороне мостика.

Прошли по мостику и два дружка – Николка с Петей. Тоже чуть не упали. «Вот противный мостик!» – рассердились мальчики.

Пришли Таня, Николка и Петя к себе в поселок и всем своим друзьям сказали: «Не ходите по мостику. Там одна доска оторвалась». Хорошо сделали, что сказали. А можно было ещё лучше сделать.

-Как бы вы поступили в этой ситуации?

- Определите главную мысль этого рассказа.

- Как вы думаете, полезный совет вам дал автор?

-Знаете ли вы, ребята, кто автор этого произведения?

- Да верно, это Юрий Иванович Ермолаев.

- Какие его произведения вам уже знакомы?

-Что вы знаете об авторе?

А название произведения вы прочитаете в учебнике на странице 179: «Проговорился».

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

• Мы познакомимся с…

• Мы узнаем…

• Мы сможем поразмышлять…

-Ребята, а для чего нужно читать книги, как вы считаете?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Ю. И. Ермолаева

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Лучше не говорить, а делать.

Да

Юрий Иванович Ермолаев.

«Лучший друг», «Два пирожных»

• Мы познакомимся с рассказом «Проговорился»

• Мы узнаем, кто проговорился.

• Мы сможем поразмышлять о поведении героев.

Узнать новое, развивать мышление, пополняют словарный запас, узнать ответы на вопросы, грамотно писать, рассуждать.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

Л: самоопределение;

Р: целеполагание;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

IV. Открытие нового знания

Словесный:

слово об авторе

Наглядный

метод:

презентация

Практический:

Чтение скороговорки

Практический

метод: чтение произведения

Динамическая пауза

10

мин.

 –Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам.

Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем.

- Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Проговорился».

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в новом произведении? Когда так говорят: «проговорился»?- откройте учебник на странице 180

-Рассмотрите иллюстрацию.

-Как вы думаете, о ком и о чем этот рассказ?

-Ребята, а у кого из вас в живом уголке дома есть попугай? Что вы знаете о них?

– Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте сердито, удивленно.

– Прочитайте скороговорку 3 раза.

• Говорит попугай попугаю:

– Я тебя, попугай, попугаю!

Попугаю в ответ попугай:

– Попугай, попугай, попугай!

Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

Словарная работа. Для чего мы проводим её?

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

2. Первичное чтение произведения

Первичное прослушивание текста. Читают подготовленные дети.

– Сейчас вы прослушаете текст. Постарайтесь ответить, кто и о чём же проговорился?

1.О чем проговорился попугай?

2.Как вы думает, почему получилась такая неприятность?

3. Смогла ли Ира показать ребятам, какая она способная дрессировщица? Почему?

4. А можно назвать Иру доброй?

Слушают учителя

О том, что кто-то выдаст чью-то тайну или расскажет о чём-нибудь.

О девочке и попугае

Рассказы детей

Попугаи – это птицы с ярким опереньем, которые обитают в тропических лесах. У них хорошая память и способность к звукоподражанию. Существует 316 видов попугаев. 27 видов попугаев занесены в Красную книгу.

-Разведение птиц- воспитывает бережное отношение к природе, ко всему живому. Если вы решили завести птицу или другое животное, подумайте, готовы ли вы заботиться, ухаживать за ним. Ведь мы в ответе за тех, кого приручили.

Читают скороговорку

Говорит попугай попугаю:

– Я тебя, попугай, попугаю!

Попугаю в ответ попугай:

– Попугай, попугай, попугай!

Чтобы знать значение слов и правильно воспринимать текст

Работают с толковым словарем.

Тренировка – систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения.

Дрессировщик – тот, кто занимается дрессировкой животных.

Похвала – одобрение.

Смущаться – испытывать неловкость, застенчивость, замешательство; стесняться.

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение.

Проговорился попугай о невоспитанности хозяйки, о её грубости

Потому что Ирочка невоспитанная девочка

Нет.

нет

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

П: поиск и выделение необходимой информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р:эмоциональный настрой

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа.

6

мин.

1.Работа в группах.

Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

1. Чему учила Ирочка попугая? (вычитать из учебника)

2. С каким настроением Ирочка шла в школу? Ответить устно.

Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

 1. Как ребята догадались о непослушании Иры?

2. Нравится ли вам Ирочка? Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она? Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная, упорная, ответственная

 Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

1.Найдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды?

2. Как вёл себя попугай? В ответе используйте только глаголы.

Работа в парах.

-Подумайте, какие слова, подходят к этому рассказу.

-Что же такое юмор?

-Какова же проблема у Иры?

Работают в группах

Улыбалась, ожидала похвалы одноклассников

Попугай повторял её грубые слова

Дают характеристику девочке

Чтобы помочь нам представить настроение Ирочки.

Взъерошился, покосился, отвернулся.

Юмористический, поучительный

Юмор – это кратчайшее расстояние между самой серьёзной проблемой и её решением. Невоспитанность, грубость, хвастовство.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

метод:

выполнение

заданий

3 мин.

-Придумайте продолжение рассказа, чтобы у Ирочки все закончилось благополучно.

На выполнение у вас 2 минуты.

Проверяем!

Как здорово у вас получилось!

Ребята придумывают благополучное продолжение

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

Практический:

составление синквейна

6

мин.

- Что хотел показать писатель в этом рассказе? Какие мысли он в вас пробудил?

-Какой совет автора можно прочитать между строк?

Учитель обращает внимание на плакат с надписью «Вежливым человек должен быть всегда».

- Убедил ли вас Ю. Ермолаев, что необходимо быть вежливыми всегда и во всем?

- Последнее задание. Попробуем составить СИНКВЕЙН о главной героине.

Но для этого вспомним, что такое синквейн?

А что нужно сделать, чтобы его составить?

Да верно, ребята, чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Приступаем к составлению к синквейну. Можете его записать у себя в тетрадях. У Вас на работу 3 минуты.

Проверяем!

Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием.

Запишите домашнее задание: выразительное чтение с.178-181. Подготовиться читать по ролям. Найти в любом детском журнале: загадки, пословицы, небольшой рассказ, стихи, поговорки и познакомить всех с этими произведениями.

Чтобы кого-то учить, надо самому быть образцом для подражания. Нужно со всеми быть вежливым. Если ты не всегда соблюдаешь это правило, то сильно рискуешь выдать себя, поскольку «шила в мешке не утаишь».

Каждый человек должен знать и понимать, что доброе, негрубое и понимающее отношение к старшему поколению – это одна из хороших черт воспитанного человека. Старшим, а также младшим и сверстникам, нужно помогать, уважать и понимать их.

Дети делятся впечатлениями об уроке: после урока мне захотелось…, нацеливают себя и друг друга: «Давайте будем вежливы»

Составляют синквейн

Синквейн – это необычное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

ИРОЧКА

Злая, невоспитанная

Грубит, хвастается, капризничает

В ком добра нет, в том правды мало

(Очень плохо себя вела)

Грубиянка

Капризуля

Хвастунишка

Дрессировщица

Записывают домашнее задание

П: обобщение и структурирование знаний в речи

П: поиск и выделение необходимой информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:

учебный диалог

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

3мин.

Давайте подведем итоги урока.

- Почему этот рассказ был напечатан в журнале «Мурзилка»?

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Чему учит рассказ?

- Что вам понравилось в рассказе?

- Что в рассказе вам НЕ понравилось?

- А у вас были такие случаи? Как должны поступать воспитанные дети?

Оцените свою работу на уроке с помощью веера-светофора: отлично – зеленый свет, хорошо – жёлтый, удовлетворительно – красный.

- Оцените свое отношение к уроку.

Потому что было мало журналов, он был поучительным и интересным

Проговорились.

Вежливости, доброте, учтивости.

поведение Ирочки

Оценивают свою деятельность на уроке

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение

Р: понимать причины успехов в учебе, осуществлять итоговый контроль по результатам работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Олицетворение в произведении"

УМК ПНШ 3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему "Олицетворение в произведении. С. Козлов «Июль». Поход в «Музейный дом»: А. Герасимов «После дождя»"...

УМК "Перспектива" 1 класс конспект урока по литературному чтению "С чего начинается общение?"

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Перспектива" 1 класс разработана в соответствии с ФГОС. На уроке используются приёмы технологии критического мышления : опорная схема-коллаж, а...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.В. Бианки "Мышонок Пик"

Предмет: Литературное чтениеКласс:  3Тема: В.В.Бианки «Мышонок Пик», составление плана к рассказу.Цели урока: познакомить с творчеством и произведениями В. В. Бианки; способствовать развитию навы...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.П.Астафьев "Капалуха"

Класс:  3 Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;- учить видеть и понимать поступки героев;Планируемые результаты:Предме...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "И.С. Соколов-Микитов "Лстопадничек"

Класс: 3 Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»Цели урока: познакомить с творчеством и произведением «Листопадничек» И.С. Соколова-Микитова ; развивать навыки выразительного чтения, учить выд...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "М.М.Пришвин "Моя Родина"

Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина»Цели урока: познакомить с творчеством и произведением М.М.Пришвина; развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.Планируемые р...

2 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: Ю. Ермолаев «Два пирожных».

Тема: Ю. Ермолаев «Два пирожных».Тип: комбинированныйЦель: ознакомить с рассказом Ю. Ермолаева, помочь осознать главную мысль, идею произведения; помочь осознать и сформулировать главную мысль р...