Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "СОЗВУЧНЫЕ «ХВОСТЫ» СЛОВ. Д. ХАРМС, Н. ГЕРНЕТ «ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ ПИРОГ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Бархатова Анна Николаевна

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "СОЗВУЧНЫЕ «ХВОСТЫ» СЛОВ. Д. ХАРМС, Н. ГЕРНЕТ «ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ ПИРОГ" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_16_04.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 16.04.2019

ФИО учителя: Карманова Елена Петровна __________

Школа: МКОУ СОШ № 2 г. Нязепетровск

ФИ студента: Бархатова Анна

Класс: 1

ФИО методиста: Галиуллина Нажия Камиловна   __________

Кабинет: 3

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: СОЗВУЧНЫЕ «ХВОСТЫ» СЛОВ.

Д. ХАРМС, Н. ГЕРНЕТ «ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ ПИРОГ»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования понятия «рифма», развития умения находить рифмы в стихах; способствовать воспитанию культуры речи.

Планируемые результаты

Предметные:

знать фактическое содержание текста, понятие «рифма»,

уметь: выделять рифмы в тексте стихотворения, составлять пары рифмующихся слов;              

                                                                                                                                                                                 

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;  понимать  причины  успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: учебник литературного чтения: «Школа России»  1 класс, 1 часть автор: Л.Ф.Климанова,  В.Г.Горецкий

презентация, рабочие тетради учащихся, карточки с заданием, карточки самооценки.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометр.

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

Парная  форма работы

Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок.

Фронтальная форма работы

-Я хочу начать урок с  изречения Д.Дидро-французкого писателя, философа:

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

-Как понимаете высказывание?

-На уроке литературного чтения мы будем читать и учиться мыслить.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Если люди не будут читать, то они перестанут мыслить, рассуждать, размышлять. Чтение книг расширяет кругозор.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

         

Наглядный: рассматривание иллюстрации

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

4-5мин

Фронтальная форма работы

- В начале урока литературного чтение выполним дыхательную гимнастику.

Упражнение 1.

Сели, спинки выпрямили, голову подняли, улыбнулись. Правую руку положили на верх живота. Вдохнули... Плавно, не спеша, выдохнули. Плечи неподвижны, «работают» живот и грудная клетка. Повторите 5–6 раз.

Упражнение 2.

Сели прямо, улыбнулись. Вдохнули. На выдохе считаем от 1 до 10. Слова произносим громко, четко,  красиво.  Особо выделяем гласные звуки. Плечи неподвижны, «работают» живот и грудная клетка. Повторите 3–4 раза.

Выполняют гимнастику в соответствии с заданием

П: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Практич.: заполнение таблицы

Словес.: подводящий диалог

4-5м

Повторение изученного

Фронтальная форма работы

- С каким произведением вы познакомились уроком ранее?

- Кто его автор?

- Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по таинственной пещере.

 - сегодня нам придётся дополнить стихотворение Даниила Хармса и Нины Гарнет нужными словами.

– Это стихотворение  поможет  нам  открыть  важный  секрет  стихосложения.

-Какова тема нашего урока?

-А цель?

- С произведение «Эхо»

- Георгий Остер

Тема: СОЗВУЧНЫЕ «ХВОСТЫ» СЛОВ.

Д. ХАРМС, Н. ГЕРНЕТ «ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ ПИРОГ»

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Практич: слушание и чтение Т

Первичное знакомство с текстом.

Фронтальная форма работы

Прочитайте название.

Учитель выразительно читает стихотворение.

- Подумайте, какими словами можно дополнить стихотворение.

«Очень-очень вкусный пирог».

Слушают образец чтения

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление

Практич: чтение Т, сам.работа с словами.

3 мин

Чтение и первичный анализ.

Фронтальная форма работы

Прочитайте стихотворение очень внимательно и приготовьтесь ответить на вопросы.

– Прочитайте фамилию автора.  Что заметили?

- Теперь я буду снова читать стихотворение, а вы будете дополнять его нужными словами.

- Что вам помогло подобрать подо подходящие слова?

- Какой вывод мы можем сделать?

- где еще встречаются такие хвосты?

– Созвучные концы слов делают текст длинным? Коротким? Складным?

Анализируют язык произведения

Читают выборочно

- У этого стихотворения два автора.

Чтение стихотворения учителем, добавление нужных слов учащимися.

- смысл и хвосты слов прошлой строчки.

два разных слова могут иметь сходные «хвосты» (концы); правильно дополнить стихотворение помогла не только рифма (говорим: сходные «хвосты» слов), но и смысл.

- В сказках, загадках, считалках

- Созвучные концы делают текст складным. Строчки могут быть длинными, могут быть короткими, важно, чтобы в конце они имели созвучные концы, тогда текст будет складным.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Практич:  чтение и анализ Т

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: осмысленное чтение худож. текста

П: смысловое чтение, поиск и выделение информация

Физминутка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: выборочное чтение, чтение в парах с анализом, поиск авторских оценок;

Словесный: обобщение по наблюдениям по тексту, выразительное чтение с взаимооценкой;

7-8мин

Повторное чтение и углубленный анализ.

Анализ образов и подготовка к выразительному чтению.

Фронтальная и парная формы работы.

- Кто готов прочитать это стихотворение с выражением и с пропущенными словами.

 Я поставлю оценку тем, кто хорошо прочитает.

Читают стихотворение с выражением

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: поиск и выделение необходимой информации

П: осознанное построение речевого высказывания

П: осмысленно читают худож Т

П: осуществляют синтез

VII. Включение в систему знаний, повторение

Частично-поисковый: чтение и анализ

4-6мин

- Сейчас с дам вам задание на группу по карточке.

Карточка 1 – загадка.

Карточка 2 – закличка.

Карточка 3 – сказка.

Карточка 4 – считалка.

Карточка 5 – скороговорка.

Задание: определите жанр, найдите (если есть) «созвучные концы» («двойные хвосты»).

- Сделайте вывод, для каких жанров характерна рифма?

Выполняют задание в паре

«двойные хвосты» слов характерны для стихотворных текстов; в сказках они не используются, а используются в стихотворном тексте, будь то скороговорка, загадка, считалка, закличка и т. д.

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К: планирование учебного сотрудничества;

П: анализ объектов

VIII. Рефлексия деятельности

Практический: заполнение признаков басни в таблице;

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

2-4мин

Б. Деятельностная

-Что нового вы узнали?

-Что запомнили?

- Что смогли сделать?

В.Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе?

Спасибо за урок!

Воспроизводят сведения об особенностях произведения.

 Формулируют собственное понимание и навык произношения.

Смысл с собственным практическим опытом

Проводят самоанализ деятельности

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по произведению Хармса, Гернет "Очень, очень вкусный пирог"

Урок по произведению Хармса, Гернет "Очень, очень вкусный пирог"...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Волшебное слово» В.А.Осеевой УМК «Школа России» Урок 2

Конспект урока по литературному чтению«Волшебное слово» В.А.Осеевой  УМК «Школа России» Урок 2. Цель урока : обучение анализу текста...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему Д.Хармс "Весёлый старичок"

В этих документах предлагается конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему Д.Хармс "Весёлый старичок", презентация об авторе...

Конспект урока по литературному чтению: М.М.Зощенко "Золотые слова"(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по литературному чтению: М.М.Зощенко "Золотые слова"(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Зощенко "Золотые слова (2-ой час)" 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понимания юмористического текста; создание условий для дальнейшего совершенствования навыков правильного, осознанного и выразительного чтения.Планируемые резуль...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Тема урока: Даниил Хармс «Бульдог и таксик». Способы изображения героев в юмористическом стихотворении.

Урок литературного чтения в 3 классе по теме  "Даниил Хармс «Бульдог и таксик». Способы изображения героев в юмористическом стихотворении."Цель урока: изучение способа ...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Созвучные хвосты слов"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «Созвучные хвосты слов» Цели деятельности учителя: создание условий для формирования понятия «рифма»; формирование умений...