Конспект урока по литературному чтению на тему "Что красивей всего"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Коновалова Татьяна Валерьевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_krasivee_vsego.docx38.21 КБ
Файл dlya_teatra_i_biografii.docx14.3 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 10.04.2019

Школа: 75

Класс: 2 «Б»

Кабинет: 5

ФИО учителя: Никитина С. Ю.

ФИО студента: Коновалова Т. В.

ФИО методиста: Кондратьева И. И.

Конспект урока по литературному чтению

Тема: «Стихотворение Б. Заходера «Что красивей всего»»

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с биографией Бориса Заходера, со стихами и особенностями поэзии и знакомства с разделом «И в шутку и в серьез».

Планируемые результаты:

Предметные:

  • совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;
  • знать биографию Б.В. Заходера;
  • уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
  • уметь самостоятельно работать с информацией;
  • уметь отбирать информацию и самостоятельно искать ответы на вопросы.

Личностные:

  • учиться уважительно относиться к мнению одноклассников;
  • формировать способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм;
  • учиться взаимодействовать в парах, группе.
  • научаться уважительно относиться друг к другу.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Школа России, учебник Климанов Л. Ф., Горецкий В. Г., 2 класс 2 часть, стр.131 - 133, презентация, карточки.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

1 мин

- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть.

- Садитесь.

Приветствуют учителя

Л.: самоопределение

2. Актуализация знаний

3 мин

 - Ребята, я традиционно начинаю урок литературы с разминки, а именно со скороговорки. Посмотрите на слайд и послушайте меня.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

- Теперь давайте прочитаем эту скороговорку вместе, но медленно, проговаривая каждое слово.

- Молодцы! Теперь давайте попробуем чуть быстрее.

- Хорошо! Кто сможет быстро прочитать эту скороговорку? (спросить несколько человек)

- Хорошо! Мы подготовили наш речевой аппарат, теперь можем приступать к работе!

Внимательно слушают учителя

Хоровая работа

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

П.: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Р.: саморегуляция

3. Постановка учебной задачи

Проблемная ситуация

 3 мин

 - Ребята, прослушайте песенку Винни – Пуха и скажите какая она.

- Ребята, какая это песенка по настроению?

- Верно! А как вы думаете, она смешная или серьезная?

- Верно. А как появляются песенки?

- Совершенно верно! Так и эта песенка появилась точно так же. Ребята, сегодня мы начинаем новый раздел, который называется «И в шутку и в серьез». А кроме этого мы с вами познакомимся с одним замечательным автором. А с каким, вы должны догадаться сами. Благодаря песенке, которую мы с вами прослушали. Кто знает, кто написал песенки Винни-пуха?

- Это детский писатель Борис Заходер. Таким образом, какая тема сегодняшнего урока?

- Верно. Сегодня мы познакомимся с одним его произведением, которое называется «Что красивей всего?» Кто точнее скажет тему урока?

- Верно. А какие цели мы поставим на урок?

- Совершенно верно!

Слушают аудиозапись

- Веселая, задорная.

- Смешная

- Стихи накладываются на музыку.

Внимательно слушают учителя

- Не знаем.

- Произведения Бориса Заходера.

- Тоже о маме.

- Стихотворение «Что красивей всего?» Бориса Заходера.

- Познакомиться с новым разделом, с биографией Б. Заходера, выразительно читать стихотворение «Что красивей всего?»

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  

Р.: анализ, синтез

П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Р.: целеполагание

4. Открытие нового знания

Практический

Чтение стихотворения

Выразительное чтение стихотворения

Анализ стихотворения

Словесный метод

Беседа

Слово о писателе

Динамическая пауза

13 мин

1 мин

- Итак, сначала я предлагаю познакомиться с разделом. Посмотреть, что тут есть, каких авторов мы с вами узнаем или продолжим изучать. Открываем учебник на странице 127. Исходя из названия, как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел?

- Хорошо. А что значит серьезные?

-Замечательно. Теперь давайте прочитаем, с чем мы познакомимся в этом разделе. Кто прочитает?

- Есть ли вам уже известные авторы?

- Хорошо, а какие произведения Э. Успенского вы знаете?

- Какие вы молодцы! Теперь давайте прочитаем то, чему мы научимся.

- Так, а как вы это понимаете?

- Совершенно верно! Очень хороший ответ. И прочитайте, чему будем учиться.

- Хорошо. Григорий Кружков написал небольшую статью по этому поводу. Как раз вы только что изложили его мысль вкратце. Он считает, что роль юмористических произведений, небылиц и фантастических идей огромна в нашей жизни. Я вам зачитаю эту статью, а вы послушайте о том, что думает писатель по этому поводу. (чтение учителя)

- Так что вы ребята, сказали все верно, и ваше мнение полностью сошлось с мнением Григория Кружкова. С разделом мы познакомились и осознали его цель, что мы не просто будем читать и смеяться над смешными стихами и рассказами, но и искать большой смысл в этих произведениях.

- Теперь пришло время познакомиться с автором стихотворения, которое мы будем сегодня читать. Это Борис Заходер. Сегодня мы тоже будем в интересной форме знакомиться с его биографией. Задание называется «По осколкам биографии Э. Успенского». На этот раз я буду вам рассказывать его биографию и останавливаться в некоторых местах, а вы должны продолжить мой рассказ. Для этого я делю вас на группы из четырех человек и раздаю факты из его жизни.

- Итак, я даю вам минутку ознакомиться с материалом, а затем начнем, я буду наблюдать, какая группа работает активнее всех. Самой активной группе в конце урока я поставлю оценки за работу.

-  Бори́с Влади́мирович Заходе́р 

советский и российский детский прозаик,

поэтпереводчик, сценарист. Борис Заходер родился (В Бессарабии, город Кагул 9 сентября 1918 года) Был участником Первой мировой войны. Борис с детства интересовался (биологией, поступил на биологический факультет МГУ им. Ломоносова) Но любовь к литературе победила, и Борис Заходер поступил в Литературный институт, где и начал публиковать свои стихи. Но Заходер проучился в институте не долго, так как грянула (Вторая мировая война и Б. Заходер добровольцем ушел на фронт) Работал в редакции газеты «Огонь по врагу». Его стихи в эти годы неоднократно публиковались в армейских газетах. После окончания войны, он был награжден орденом за отвагу. После войны Борис смог вернуться в университет и в это же время он (опубликовал первое детское стихотворение «Морской бой») И в 1955 году (Вышла его первая книга с детскими стихами «На задней парте») В июне 2000 года Б. В. Заходеру была присуждена Государственная премия РФ в области литературы и искусства.

- Итак, мы узнали о фактах из жизни писателя. Теперь ответьте мне на вопросы. Б. Заходер писал только для детей?

- Верно. Под каким названием вышел первый сборник?

- Какие 2 важных события ворвались в его жизнь?

- Верно. И он их не обошел стороной, а наоборот был очень активным и отважным человеком, так как добровольцем ушел на фронт в период этих войн.

- Ну что ж, теперь давайте перейдем к стихотворению, которое находиться на странице 131. Зная название стихотворения, как вы думаете, о чем в нем пойдет речь?

- Верно. То есть, в стихотворении может говориться обо всем. Например, о природе, о небе, о любимом времени года, о любимых делах. Так? Возможно, иллюстрации к стихотворению нм помогут. Что на них изображено?

- А какое у мальчика выражение лица? Какое у него настроение?

- Конечно. Получается, что у нас удалось связать название с иллюстрациями, но верны ли наши догадки, мы можем узнать, только когда прочитаем это стихотворение.  Поэтому послушайте меня очень внимательно. (Выразительное чтение учителя)

- Вот такое вот, интересное стихотворение. Ответил ли автор на вопрос ребенка?

- А почему?

- Верно. Кто знает поговорку к этому стихотворенью?

- Верно. У всех разные вкусы и потребности. Ребята, а почему всем животным и деревьям хорошо днем, а сове и сычу и гроту хорошо ночью?

- Верно! Только ночью эти животные могут добывать себе пищу, а днем они спят. Теперь прочитайте стихотворение про себя, и мы начнем его анализировать.

- Скажите, сколько действующих лиц в диалоге? Назовите их.

- Хорошо,  а раз в диалоге так много персонажей, как мы будем читать это стихотворение?

- Верно! Как мы будем читать за ребенка?

- Почему настойчиво?

- Верно. Как будем читать за автора?

- Хорошо. За траву и деревья?

- Верно! За Сов, сычей и кротов?

- Верно! За волка и лису?

- А лисичка как разговаривает?

- А волк?

- Вот. Очень сложно это вместе передать! Как говорит орел?

- Совершенно верно! За дельфина?

- За павлина?

- За мотылька и цветок?

- Шуточные и веселые.

- Которые нас чему-нибудь научат.

- С веселыми стихотворениями и рассказами В. Драгунского, Ю. Тувима, Э. Успенского, И. Тогмаковой.

- Э. Успенский.

- Дядя Федор, пес и кот, Крокодил Гена и его друзья.

- Научимся понимать особенности юмористических произведений.

- Все произведения несут в себе какую-либо информацию или мыль и даже в смешных произведениях мы сможем найти что-то поучительное.

- Будем учиться пересказывать веселые рассказы и придумывать свои.

Слушают статью

Слушают инструктаж учителя.

Работа в группах

Дополняют биографию Б. Заходера

- Нет, до войны и в ее период он писал для взрослых.

- На задней парте.

- Первая и Вторая мировая война.

- О том, что больше всего нравиться автору, для всех разная красота.

- Яркое солнце, птицы, красивая бабочка, пестрый павлин, мальчик, который стоит в саду, где много цветов, подводный мир, с большим количеством разноцветных рыб.

- Он мечтательный, радостный, он смотрит на все вокруг с удивлением.

Слушают стихотворение

- Нет.

- Для всех красота разная.

- На вкус и цвет – товарища нет.

- Потому что ночью они охотятся.

- 10. Это ребенок, автор, травы, совы и сычи, волк с лисой, орел, дельфин, павлин, цветок, мотылек.

- Будем менять интонацию, настроение, при чтении каждого персонажа.

- Настойчиво и писклявым детским голоском.

- Потому что ребенку требуется ответ на интересующий его вопрос.

- Спокойно, рассуждая, задумчиво

- С вызовом, громко, так как их двое, с возмущением.

- Тоже громко, с вызовом и возмущением.

- Твердо.

- Ласково, нежно, хитро.

- Грозно и резко.

- Как будто отдаленно, так как орел всегда летает высоко, поэтому можно прочитать как эхо.

- Тихо, нежно.

- Громко и горделиво.

- Тихо, нежно и очень легко.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  

П.: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  

Лог.: синтез

П.: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

Лог.: анализ с выделением существенных признаков.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  

Лог.: анализ с выделением существенных признаков

Лог.: построение причинно-следственных связей

Р.: анализ

5. Первичное закрепление

Практический

Выразительное чтение по ролям

4 мин

 

 - Молодцы! Сейчас я предлагаю почитать по ролям. Пробы мы устроим на втором ряду. Как вы сидите по очереди и будут распределены роли. (распределение ролей по ряду)

- Давайте попробуем прочитать по ролям, мы обговорили интонацию, а остальные внимательно слушают, и в конце будем оценивать.

- Вы неплохо поработали.

Читают стихотворение по ролям

Оценивают одноклассников

К.: управление поведением партнера, оценка его действий и корректировка.

Р.: коррекция

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

творческое чтение стихотворения по ролям

6 мин

- Сейчас я предлагаю вам устроить конкурс чтецов. Но он будет не простой, это будет целый театральный батл. Ребята, вы знаете, что такое батл?

- Верно. Что есть обязательно на соревнованиях?

- Абсолютно верно! Для этого мне потребуется 6 человек в жюри. Кто хочет быть жюри?

- Итак, вы будете оценивать чтение нашего произведения по определенным критериям. Сидеть вы будете на первых партах. Садитесь, пожалуйста.

- Теперь нам надо сформировать 2 театральные труппы по 10 человек. Для этого вам надо вытащить из моего волшебного пакетика кружочек. Если вы вытянули зеленый то вы труппа №1 и ваш ряд третий, а если красный, то вы труппа №2 и ваш ряд первый. (Происходит разделение команд)

- Итак, вы разделились на команды, ваша задача сейчас очень быстро распределить роли и отрепетировать представление. Фантазируйте, помните, что это не просто чтение, это театр. А в театре еще люди выполняют разные движения. Поэтому творческий подход будет оцениваться отдельно. У вас на это 3 минуты.

- Пока труппы готовятся, я даю вам четкие критерии оценки ребят. Вы будете оценивать от пары, вас 3 пары. Вы должны оценить всю группу в целом и если вам кто-то очень понравился, кто-то  очень хорошо справился с задачей и передал настроение героя, то вы можете его выделить и похвалить.

- А вас как жюри, буду оценивать я. Ваше умение выражать свое мнение и объективность оценивания.

- Соревнование.

- Команды, судья или жюри.

Выбирают жюри

Слушают инструктаж учителя

Делятся на команды

Репетируют представление.

Критерии оценивания:

1. слаженная работа группы

2. чтение с правильной интонацией

3. творческий подход

4. выразительность

5. наличие движений

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил; оценка, взаимоконтроль, корректировка

7. Включение в систему знаний

Практический

творческое чтение стихотворения

8 мин

- Итак, время кончилось, На сцену приглашается труппа №1. Вставайте, как отрепетировали, у каждого должен быть свой учебник. Вторая труппа, представьте, что вы пришли в театр на очень известное юмористическое произведение Бориса Заходера «Что красивей всего?». Аплодисменты. Начинаем!

- Итак, выслушаем мнение посетителей театра. Понравилось ли вам? Что было хорошо, а над чем надо поработать?

- А теперь давайте выслушаем мнение жюри.

- Замечательно. Присаживайтесь на место слушателей, теперь на сцену выходит труппа №2.

- Итак, мнение зала!

- Что нам скажет компетентное жюри?

- Пора подводить итог, какая группа по мнению жюри справилась с этой задачей лучше?

- Теперь группа, которую назвали жюри и ребята, которых отдельно выделило жюри подходят ко мне за 5, а остальные за 4 после урока. А сейчас записываем домашнее задание. Выразительно читать это стихотворение дома, отвечать на вопросы

 

Выступает первая группа учеников.

Ученики высказывают мнение

Выступают жюри.

Выступает вторая группа учеников

Ученики высказывают мнение

Выступают жюри.

Оценивают учеников

Записывают домашнее задание

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил; оценка, взаимоконтроль, корректировка

К.: управление поведением партнера, оценка его действий и корректировка.

Р.: коррекция, оценка

8. Рефлексия деятельности

1 мин

- Ребята, поделитесь эмоциями. Интересно ли вам было сегодня работать на уроке? Что понравилось больше всего? Что было для вас не понятным или сложным?

- Спасибо за урок! За отзывы! И ваши эмоции.

Рефлексируют

Л.: смыслообразование

Р.: оценка деятельности



Предварительный просмотр:

Критерии оценивания:

1. слаженная работа группы

2. чтение с правильной интонацией

3. творческий подход

4. выразительность

5. наличие движений

Критерии оценивания:

1. слаженная работа группы

2. чтение с правильной интонацией

3. творческий подход

4. выразительность

5. наличие движений

Критерии оценивания:

1. слаженная работа группы

2. чтение с правильной интонацией

3. творческий подход

4. выразительность

5. наличие движений

Факты из жизни Б. Заходера

  • В Бессарабии, город Кагул 9 сентября 1918 года.
  • Биологией, поступил на биологический факультет МГУ им. Ломоносова.
  • Вторая мировая война и Б. Заходер добровольцем ушел на фронт.
  • Опубликовал первое детское стихотворение «Морской бой».
  • Вышла его первая книга с детскими стихами «На задней парте».

Факты из жизни Б. Заходера

  • В Бессарабии, город Кагул 9 сентября 1918 года.
  • Биологией, поступил на биологический факультет МГУ им. Ломоносова.
  • Вторая мировая война и Б. Заходер добровольцем ушел на фронт.
  • Опубликовал первое детское стихотворение «Морской бой».

Вышла его первая книга с детскими стихами «На задней парте».

Факты из жизни Б. Заходера

  • В Бессарабии, город Кагул 9 сентября 1918 года.
  • Биологией, поступил на биологический факультет МГУ им. Ломоносова.
  • Вторая мировая война и Б. Заходер добровольцем ушел на фронт.
  • Опубликовал первое детское стихотворение «Морской бой».

Вышла его первая книга с детскими стихами «На задней парте».

Факты из жизни Б. Заходера

  • В Бессарабии, город Кагул 9 сентября 1918 года.
  • Биологией, поступил на биологический факультет МГУ им. Ломоносова.
  • Вторая мировая война и Б. Заходер добровольцем ушел на фронт.
  • Опубликовал первое детское стихотворение «Морской бой».

Вышла его первая книга с детскими стихами «На задней парте».

Факты из жизни Б. Заходера

  • В Бессарабии, город Кагул 9 сентября 1918 года.
  • Биологией, поступил на биологический факультет МГУ им. Ломоносова.
  • Вторая мировая война и Б. Заходер добровольцем ушел на фронт.
  • Опубликовал первое детское стихотворение «Морской бой».

Вышла его первая книга с детскими стихами «На задней парте».

Факты из жизни Б. Заходера

  • В Бессарабии, город Кагул 9 сентября 1918 года.
  • Биологией, поступил на биологический факультет МГУ им. Ломоносова.
  • Вторая мировая война и Б. Заходер добровольцем ушел на фронт.
  • Опубликовал первое детское стихотворение «Морской бой».

Вышла его первая книга с детскими стихами «На задней парте».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Тема: «Б. Заходер. Что красивей всего?» УМК "Школа России"

Конспект урока по литературному чтениюТема: «Б. Заходер. Что красивей всего?» Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с творчеством Бориса Владимировича Заходера; развитие мышл...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Стихотворение Б. Заходера «Что красивей всего»»", 2 класс, УМК "Школа России"+ презентация

Цели деятельности учителя: Создание условий для ознакомления со стихотворениями Б.Заходера; способствование развитию навыков чтения, умения отвечать на вопросы по тексту. Планируемые результаты:...

Конспект урока по литературному чтению , УМК "Школа России" , 2 класс, тема:«Б. Заходер. Что красивей всего?»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с творчеством Бориса Владимировича Заходера; развитие мышления, речи.Планируемые результаты:Предметные: - уметь понимать эмоциональное состояние персонаж...

Конспект урока по литературному чтению "Б. Заходер.«Товарищам детям»,"Что красивее всего?"(2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с творчеством Бориса Владимировича Заходера; развитие мышления, речи.Планируемые результаты:Предметные: - уметь понимать эмоциональное состояние персонаж...

Конспект урока по теме "Б.Заходер «Что красивей всего»" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства со стихотворением Б.В. Заходера;Планируемые результатыПредметные: Знать: веселые стихи Б.Заходера; особенности юмористических произведений;ум...

Конспект урока по литературном чтению (2 класс). Тема: И В ШУТКУ И ВСЕРЬЁЗ Б. Заходер «Товарищам детям». «Что красивей всего?». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование знаний о жизни и творчестве Б. Заходера;развитие умения работать с текстом, выразительно читать.Планируемые результатыПредметные:знать биографию Б. Заходера и ег...

Конспект урока по литературному чтению "Что красивей всего?" Б.В.Заходер (2 класс)

Конспект урока в помощь учителю начальных классов. Цели и задачи: Создать условия для ознакомления со стихотворением Б. Заходера; способствовать развитию навыков чтения, умения отвечать на вопросы по ...