Конспект урока по литературному чтению "Что красивей всего?" Б.В.Заходер (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Кузнецова Елена Владимировна

Конспект урока в помощь учителю начальных классов. Цели и задачи: Создать условия для ознакомления со стихотворением Б. Заходера; способствовать развитию навыков чтения, умения отвечать на вопросы по тексту. Расширить представления детей об окружающем мире. Показать связь художественной литературы с реальностью. Воспитывать уважение к чужому мнению. Прививать интерес к чтению детской литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Козловская СОШ

Учитель начальных классов: Кузнецова Е.В.

                                                        2023 год.

Урок литературного чтения.

2 класс.

Б.В. Заходер

«Что красивей всего?».

Оборудование: презентация, раздаточный материал, воздушные шарики.

Цели и задачи деятельности учителя

Создать условия для ознакомления со стихотворением Б. Заходера;

способствовать развитию навыков чтения, умения отвечать на вопросы по тексту.

 Расширить представления детей об окружающем мире. Показать связь художественной литературы с реальностью. Воспитывать уважение к чужому мнению.

 Прививать интерес к чтению детской литературы.

Планируемые 
образовательные 
результаты

Предметные: научатся: прогнозировать содержание раздела, планировать виды работы с текстом, читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова-антонимы.

Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

Личностные: развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками

методы и формы 
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

 Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

 аудиозапись песни Юрия Антонова «Живёт повсюду красота» презентация, индивидуальные карточки

Ход урока.

  1. Организационный  момент.

- Здравствуйте, ребята!
- Какое у вас настроение?
- У всех?
- Мне очень хотелось встретиться с вами. Садитесь. У меня для вас  
  сюрприз с секретом.
(Вносит шары, на некоторых из них буквы: А, А, Т, О, С, К, Р).

  - Вот мой сюрприз… Мне хотелось бы, чтобы ваше настроение стало еще      лучше. Эти шарики – мой подарок для вас.
  А секрет заключается в следующем… На некоторых из шаров 
  написаны буквы. Попробуйте составить слово из этих букв. А чтобы 
  удобнее было выполнять задание, я на доске поместила шары с этими 
  буквами.
 
Составляют слово «красота».
  - Правильно! Молодцы! Это слово «красота». 
  Шарики пока пусть украшают наш класс, создают для нас приятную 
  атмосферу.
 
2. Актуализация знаний.
- А сейчас, ребята, немного поразмышляем, что для нас красота.
  Закройте глаза. (
 Звучит спокойная музыка). 
  Что вы представляете, когда слышите слово «красота»?
  Что вы считаете красивым?
(На фоне музыки ученики говорят о своих ассоциациях со словом «красота». Некоторые ответы записываются учителем на доске, а также своё мнение: мама, Родина).

 - Ой, ребята, как много ответов я сейчас услышала, и все такие разные!.. 
  Оказывается, нас окружает такая красота!..
  Вы знаете, о чем я сейчас подумала?!
  А что самое красивое из того, что вы назвали? Что красивее всего?
 
( Дети дают ответы и не могут определиться.)
  - Да, трудно решить… 
  Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос – что красивей всего?

3. Работа над проблемой урока.

- Мы с вами приступаем к изучению следующего раздела нашего учебника, который называется «И в шутку , и всерьёз». А автора его вы узнаете из следующих слов: «Смотрите сами: вот есть, например, детский писатель Борис Заходер!»  (слайды 1-7)

- Знакомо ли вам имя Бориса Заходера?

- Да! Тогда расскажите о нём вкратце что вы о нем знаете. Но это очень мало! Значит -мы должны узнать о писателе, поэте Б. Заходере и познакомиться с его произведениями. 

По своим воспоминаниям, он  был  очень  «приличным мальчиком».  Он  не  только  не  играл  в  футбол, но  даже  почти  не дрался.  Драться  он не  любил,  зато всё  время  читал  и ещё  …  очень любил  животных. Аля Т.

 В детстве самым главным увлечением Заходера были животные.

Он очень сильно любил читать и рано начал придумывать сказки, стихи, загадки.

Героями его стихов и сказок становятся “братья наши меньшие” – птицы, звери, рыбы. Паша Б.

Информация для учителя:

     (Слайд) Борис Владимирович Заходер родился 9 сентября 1918 года в Молдавии.

(Слайд)Отец Бориса Заходера  был человеком образованным, работал юристконсулом. Он любил русскую литературу: Пушкина, Лермонтова, Бунина. 

  (Слайд)  Мать Заходера знала несколько языков: английский, немецкий, румынский, украинский. Она занималась техническими переводами. В Молдавии семья прожила недолго, переехали сначала в Одессу, затем в Москву. В Москве прошло детство писателя. В детстве освоил немецкий язык, он получил домашнее музыкальное образование. Борис рано заинтересовался литературой, придумывал сказки и загадки, рассказывал их товарищам, и те слушали его с интересом.

  (Слайд)  В  годы  Великой  Отечественной войны  добровольцем уходит на фронт.  По окончании  войны  возвращается в  Москву  и заканчивает  с отличием Литературный институт. 

Борис Владимирович поступает в Литературный институт имени М. Горького.

Учитель.  - Вы меня порадовали своими знаниями об этом удивительном человеке.

Ребята, прочитайте название стихотворения. (с.131 учебника) ( Дети читают). 

Учитель: Почему возник этот вопрос? (Кто-то задал его.)

Учитель: Вас удивил этот вопрос? Вы задумывались над ним когда-нибудь раньше?  Нет. -  Мы никогда не задумывались над ним.

Учитель: Я предлагаю вам послушать, как на этот вопрос ответил Б. Заходер. Но не просто послушать, а ещё и посмотреть, как  этот ответ увидела я.

Но прежде  Словарная работа

Обитатели – жители

Сыч-птица

Чтение учителем или аудио  стихотворения.(слайды)

Учитель: Понравилось вам это стихотворение? Вы заметили, что оно построено в форме вопросов и ответов? Кто с кем разговаривал? А Б.Заходера удивил этот вопрос?  (Да, "Да, вот так вопрос".) ( Найдите строки, где это доказывается).

 

4.Физминутка. (Слайд)

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

Учитель: А теперь прочтите это стихотворение сами и попробуйте ответить: смог автор дать ответ на вопрос? Вспомним памятку выразительного чтения. (Слайд)

( Дети читают произведение про себя). Нет. Он решил спросить "обитателей нашей планеты"

Учитель: Кто обитатели нашей планеты? Люди, деревья, травы, цветы...   (картинки на доску) Поработайте в парах и попробуйте ответить  кто из обитателей и как ответил на вопросы. Это поможет нам в дальнейшей работе.

Учитель: Что же ответили деревья, травы, звери, рыбы, птицы?

Автор пишет, что совы "откликнулись". Это значит, они ответили из темноты.

Орёл "процедил" - это значит его не слышно, он высоко. (Дети зачитывают).

Учитель: Помогли ли обитатели нашей планеты ответить на вопрос? Они помогли Б.Заходеру, но ответы у всех разные.

Учитель: А почему у всех такие разные ответы? Могли все ответить одинаково?

Ответить нельзя одинаково.

Учитель: Почему? С чем это связано? У них разная среда обитания. (Живут в разных местах.)

Учитель: Какой можно из этого сделать вывод? Нам кажется, что это трудный вопрос, мы не можем на него ответить. Каждый по своему видит красоту.

Учитель: А кто вам помог сделать такой вывод? Борис Заходер.

Учитель: Найдите строки и прочитайте, как об этом написал автор.

(Дети читают последнюю строфу, делают вывод.) 

Учитель: Сейчас ребята, вы поработаете самостоятельно в группе. Ваша задача попробовать инсценировать это стихотворение. Посовещавшись в группах, вам нужно определить, с какой интонацией надо читать реплики героев и какоие слова (последнюю строчку) нужно прочитать всем вместе. Обсудив эти вопросы, вы распределяете роли между собой, то есть, кто, что будет читать. На подготовку я даю вам 5 минут, а потом мы послушаем каждую группу.

- Итак, время вышло. Давайте же послушаем вашу инсценировки. 

5. Выразительное чтение детьми.

Учитель: Для чего это стихотворение написал Б. Заходер?

Учитель: Вы же  не знали "что красивей всего?" Мы раньше не задумывались над этим вопросом.

6. Связь литературы с реальной жизнью.

Учитель: А теперь вернёмся к началу нашего урока. На вопрос : что такое «красота»? - вы дали разные ответы. И герои Б.Заходера тоже  ответили по-разному. Напомните мне, с чем это связано, от чего это зависит?

    А если спросят нас жители других планет: «Что красивей всего для вас?»,- что вы им ответите? Наша планета Земля.

   А если вас спросит президент другой страны: «Какая страна самая красивая?»

Наша страна – Россия. (слайд 33)

    А если спросит вас губернатор Новосибирской  области Травников Андрей     Александрович: «Какое место в нашей области самое красивое?»,- что вы ему ответите? Наше родное село Новокозловское, п.Пензино . (слайд 34)

А теперь самый трудный вопрос : кто самый дорогой и самый красивый человек для вас на нашей планете? 

Дети: Мама! (слайд 35)

7.  Итог урока.

А вот теперь подведём итог нашей удивительной беседе.

- Кто из авторов задал нам такой трудный вопрос?

- Могут ли все жители нашей планеты одинаково на него ответить?

- А можно ли заменить одним словом все ответы?

- С этого вопроса начнём мы следующий урок. А дома вы подготовите выразительное чтение стихотворения Б.Заходера.

- Спасибо вам за урок. А я отвечу на этот вопрос так: вы самые красивые дети нашей школы.

8. Рефлексия.

Итак, ребята, какую цель мы ставили в начале урока?

А сейчас на экране появятся фразы, которые вам нужно будет дополнить. Выберите и продолжите любую фразу..

 • На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

У меня прекрасное настроение. А у вас?

- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Ваша задача дома подготовить выразительное чтение стихотворений и нарисовать то, что красивее всего.

Карточка

Сопоставить обитателей с их ответами:

Дельфин            Лес

Павлин              Небеса

Кроты                Море

Волк                   Хвост

Орёл                   Ночная темнота

Назовите и запишите синонимы к слову красивей: __________________________________________________________________________________________________

Карточка

Сопоставить обитателей с их ответами:

Дельфин            Лес

Павлин              Небеса

Кроты                Море

Волк                   Хвост

Орёл                   Ночная темнота

Назовите и запишите синонимы к слову красивей: __________________________________________________________________________________________________

                                         

        

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления со стихотворением Б. Заходера; способствовать развитию навыков чтения, умения отвечать на вопросы по тексту.

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые 
образовательные 
результаты

Предметные: научатся: прогнозировать содержание раздела, планировать виды работы с текстом, читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова-антонимы.

Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

Личностные: развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками

методы и формы 
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

 Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

 аудиозапись песни Юрия Антонова «Живёт повсюду красота» презентация, индивидуальные карточки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗДЕЛ «И в шутку и всерьёз» 24.02.24

Слайд 2

24.02.24 http://aida.ucoz.ru «Красота». Что красивей всего?

Слайд 3

«Смотрите сами: Вот есть, например, Детский писатель Борис Заходер !»

Слайд 4

Борис Владимирович Заходер (1918 - 2000) 24.02.24 http://aida.ucoz.ru Поэт Сказочник Переводчик

Слайд 5

Детство Заходера Борис Владимирович Заходер родился 9 сентября 1918 года в Молдавии.

Слайд 6

Детство Заходера Детство писателя прошло в Москве. Его одарённость проявилась рано, он освоил немецкий язык, придумывал сказки и загадки.

Слайд 7

В годы Великой Отечественной войны добровольцем уходит на фронт. По окончании войны возвращается в Москву и заканчивает с отличием Литературный институт.

Слайд 8

Борис Заходер «Что красивей всего?»

Слайд 9

24.02.24 http://aida.ucoz.ru Обитатели - жители Сыч - птица

Слайд 11

Памятка выразительного чтения стихотворения 1.Не забудь сообщить фамилию автора и название произведения. 2. Постарайся понять настроение стихотворения. 3. Определи, где и какие паузы нужно сделать. Обрати внимание на знаки препинания. 4. При чтении стихотворения следует найти слова или словосочетания, которые надо выделить голосом, верно ставить ударение в словах. Не забудь: слушают и то, что ты читаешь, и то, как ты читаешь.

Слайд 12

И вот я решил Послушать ответы Других обитателей Нашей планеты.

Слайд 13

Деревья и травы Сказали в ответ: -Да что же прекрасней, Чем солнечный свет?

Слайд 14

-Леса!- Отвечали мне Волк и Лиса.

Слайд 15

Орёл свысока Процедил: -Небеса!

Слайд 16

-По-моему, море!- Ответил Дельфин.

Слайд 17

-Мой хвост, без сомнения! Крикнул Павлин.

Слайд 18

Спрошу у Мотылька, Отвечает: - Цветок!

Слайд 19

Спрошу у Цветка, Говорит: - Мотылёк!

Слайд 20

А как ты сейчас думаешь, что красивее всего на свете?

Слайд 21

24.02.24 http://aida.ucoz.ru «Что красивей всего для вас?» «Какая страна самая красивая?» «Какое место в нашей области самое красивое?» «Кто самый дорогой и самый красивый человек для вас на нашей планете?»

Слайд 22

24.02.24 http://aida.ucoz.ru Рефлексия. На сегодняшнем уроке я узнал... • На этом уроке я похвалил бы себя за... • После урока мне захотелось... • Сегодня я сумел...

Слайд 23

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный  урок разработан и проведен с...

Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Филиппок». 2 класс

Цели:прививать учащимся интерес к школе, предмету;работать над развитием грамотной, выразительной речи.Познакомить учащихся рассказом Л.Н Толстого «Филипок»;Развивать умение делить текст на части, сос...

Конспект урока по литературному чтению В Берестов "Хитрые грибы"2 класс.

Конспект урока по литературному чтению В. Берестов "Хитрые грибы" 2 класс....

Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.

Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....

Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.

Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии проектов. 2 класс. Русская народная сказка "Гуси-лебеди"

Урок с мультимедийным сопровождением. На этапе изучения нового материала используются мини-проекты, подготовленные учащимися....

Конспект урока по литературному чтению "Дедушка Мазай и зайцы" (3 класс) Школа России

Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного сужденияЗадачи урока: Образовательная: ...