Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему «Лев Николаевич Толстой - детям» (УМК «ПЕРСПЕКТИВА»)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Сорокина Екатерина Михайловна

Технологическая карта урока литературного  чтения

Тема: Лев Николаевич Толстой – детям

Цели деятельности учителя: Знакомство с произведениями Л.Н. Толстого, биографией писателя; развитие доброго отношения к людям, воспитание чувствадружбы, сопереживания; обогащение читательского опыта учащихся; обучениекраткой характеристике героев произведений.

Планируемые результаты

Предметные: Формировать умения работать с текстом; развивать речь, логическое мышление; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста, выразительно и внимательно читать, определять жанр, находить в тексте строки, которые могут стать подписью к иллюстрации.

                                                                                                                                                                                                                  

Личностные: Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. Воспитывать честность, чувство сопереживания;

Тип урока: урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lch_2018_1.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:        16.03.2018                                                                                                                ФИО учителя Слуднова Н.В.

Школа: 104                                                                                                                        ФИ студента Сорокина Екатерина

Класс:        1В                                                                                                                        ФИО методиста Галиуллина Н.К.

Кабинет:

Технологическая карта урока литературного  чтения

Тема: Лев Николаевич Толстой – детям

Цели деятельности учителя: Знакомство с произведениями Л.Н. Толстого, биографией писателя; развитие доброго отношения к людям, воспитание чувства дружбы, сопереживания; обогащение читательского опыта учащихся; обучение краткой характеристике героев произведений.

Планируемые результаты

Предметные: Формировать умения работать с текстом; развивать речь, логическое мышление; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста, выразительно и внимательно читать, определять жанр, находить в тексте строки, которые могут стать подписью к иллюстрации.

                                                                                                                                                                                                                   

Личностные: Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. Воспитывать честность, чувство сопереживания;

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «ПНШ», учебник Литературное чтение: 1кл.: Учебник:  В 2 ч./ Учебник, 2011.-Ч.2.; портрет Л.И. Толстова, презентация

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок.

-Я хочу начать урок с  красивого изречения.

«Мир освещается солнцем, а человек знанием»

-Как понимаете высказывание?

-На уроке литературного чтения мы будем читать, и учиться мыслить.

приветствуют учителя, друг друга.

Человек, который много читает, получает много знаний. С этим человеком интересно общаться.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

        Практический: выраз. чтение

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

4-5мин

-Посмотрите на экран, вы знаете этого человека?

- Это Лев Николаевич Толстой. Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в Тульской губернии (Россия) в семье, принадлежащей классу дворян. В 1860-х годах он написал свой первый большой роман – “Война и мир”.
- Может быть кто-то уже читал произведения Льва Николаевича, такие как «Мальчик и орехи», «Две козы»?

-Вы когда-нибудь искали оправдания своим поступкам?

-А вы знаете выражение «Оно само так сделалось». Обычно так дети говорят родителям, когда что-то сломают или потеряют. - А вы знаете откуда пошло такое оправдание?

 -Нам предстоит разобраться в этом и в том,  как стоит поступать в таких ситуациях.

Обнаруживают и формулируют учебную проблему. Высказывают предположения, отвечают на вопросы.

П: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

Наглядный: рассматривание иллюстрации

4-5м

Повторение изученного

Фронтальная форма работы

- Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с произведениями о поступках.

-Вспомните, с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? Кто был автором этих произведений?

-Как вы думаете, какова будет цель нашего урока сегодня?

-А тема урока?

-Прочитайте название произведения на странице 24. Кто автор?

- Как вы думаете, о чем этот рассказ?

- Давайте проверим наши предположения, познакомившись с произведением.

-«Мать» Лев Николаевич Толстой.

-Познакомиться с произведениями Л.Н. Толстого

-Лев Николаевич Толстой, «Мальчик и орехи»

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Практич: слушание и чтение Т

Первичное знакомство с текстом.

Фронтальная форма работы

Подготовленный ученик выразительно читает произведение.

-Оправдались ли наши предположения?

Слушают образец чтения

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление

Практич: чтение Т, сам.работа со словарем

        Словарная работа.

Индивидуальная и фронтальная формы работы

-Прочитайте произведение, подумайте, какие слова, кроме выделенных, вам непонятны.

- Кто знает, что такое кувшин?

-Кувшин это - сосуд для жидкости с ручкой и носиком. Делают кувшины чаще всего из глины.

Ищут необходимую информацию.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Практич:  чтение и анализ Т

Чтение и первичный анализ.

Анализ языковых особенностей.

Фронтальная форма работы

- Прочитайте рассказ очень внимательно и скажите мне, почему мальчик не хотел выпускать орехи из рук?

- У него это получилось?

- Как вы думаете, почему?

- Прочитайте слова после рассказа, как вы их понимаете?

- Как они относятся к прочитанному рассказу?

-Кто-нибудь из вас может отнести эти слова к своим поступкам?

Анализируют язык произведения

Читают выборочно

- Он хотел взять как можно больше орехов

-нет

-потому что горлышко было очень узкое

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Физминутка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Частично-поисковый: выборочное чтение, характеристика героев, выразительное чтение,

 само- и взаимоанализ чтения;

Практический: выборочное чтение, чтение в парах с анализом, поиск авторских оценок;

Словесный: обобщение по наблюдениям по тексту, выразительное чтение с взаимооценкой;

Литературоведческий анализ: толкование термина

Наглядный: предъявление термина в презентации;

7-8мин

Повторное чтение и углубленный анализ.

Анализ образов и подготовка к выразительному чтению.

Фронтальная и парная формы работы.

- Назовите главных героев рассказа.

- Что вы можете сказать о них?

-Какой по характеру мальчик? Выберите нужные слова.

-Какая по характеру мама? Выберите нужные слова.

-прочитайте пословицу на странице 124, как вы понимаете эту пословицу?

-Как вы можете отнести ее к рассказу?

Фронтальная и индивидуальная формы работы.

-Посмотрите на рассказ на странице 125, как он называется?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь?

-Давайте прочитаем рассказ по предложению.

- И так, о чем шла речь в рассказе?

-Почему они не могли уступить дорогу друг другу?

- Посмотрите слова в рамке, как они относятся к рассказу?

-Прочитайте второй рассказ на странице 125.

-О ком идет речь в рассказе?

- Что произошло между ними?

- Почему они смогли решить эту проблему?

- Посмотрите слова в рамке, как они относятся к нашему рассказу?

- а как вы поступаете в таких ситуациях?

- мама и мальчик

-жадный, упрямый, не послушный

- мудрая, умная, спокойная

-Тот, кто не делает добра, не получает его в ответ

-Два козлика

-Два козлика не могли уступить друг другу

- о двух козах

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: взаимодействие с партнером

П: осмысленное чтение худож. текста

К: контроль действий партнера

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

П: осознанное построение речевого высказывания

П: осмысленно читают худож

П: осуществляют синтез

VII. Включение в систему знаний, повторение

Частично-поисковый: чтение и анализ пословиц, соотнесение смысла пословиц и басни;

Сопоставление эпизода из басни и иллюстрации к эпизоду, сравнение словесного и живописного изображения;

Формулирование обобщения.

4-6мин

Работа с пословицами (синтез).

Фронтальная и парная формы работы

- Прочитайте пословицы и поговорки на экране. Обсудите в парах, как понимаете смысл пословиц и поговорок?

- Какие из них можно использовать в качестве морали к этим двум произведениям?

- Объясните свою точку зрения.

Работа с иллюстрацией (синтез).

Групповая форма работы.

План наблюдения над иллюстрацией:

- Рассмотрите иллюстрацию на странице 125 к первому произведению. Какой момент произведения изобразил художник? Перечитайте его.

-  Рассмотрите и опишите каждого героя в следующей последовательности:

- Чем занят персонаж?

- Какова поза героя, что она выражает?

- Каково общее впечатление от изображения?

Анализируют пословицы, соотносят их смысл с моралью произведения.

Все любят добро, но не всякого любит оно. Это значит, что все люди любят получать добро, но не всегда любят отдавать его обратно.

- Два козлика стоят на мосту и не могут решить, кто пройдет первым

- Козлики ругаются между собой

- Поза героя выражает настойчивость, так же как и его эмоции.

-Впечатление плохое, потому что между ними происходит ссора.

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К: планирование учебного сотрудничества;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: построение речевого высказывания;

Р: оценка результатов;

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

VIII. Рефлексия деятельности

Практический: заполнение признаков басни в таблице;

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

2-4мин

А. Предметная

- Вернемся к вопросам об особенностях произведения.

- О чем это произведение?

- Какая главная мысль?

 Б. Деятельностная

-Что нового вы узнали?

 -Что запомнили?

- Что смогли сделать?

В.Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

 -Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе?

Воспроизводят сведения об особенностях произведения. - Формулируют собственное понимание смысла в данном рассказе. Пытаются соотнести мораль, смысл с собственным практическим опытом (бывает ли такое в жизни?) Проводят самоанализ деятельности

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка"для чувашских школ 4 класс

Развёрнутый план-конспект урока составлен по литературному чтению (4 класс чувашских школ) на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка". Цель урока: формирование умения осмысленного чтения литературных произве...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Конспект урока по литературному чтению по программе "Школа России" для 3 класса...

Конспект урока по литературному чтению по теме: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка»

Конспект урока по литературному чтению по теме: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка»...

Конспект урока по литературному чтению на тему:"Дж. Родари «Волшебный барабан» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: ознакомление  учащихся с жизнью и творчеством Дж. Родари и с его переводной литературной сказкой «Волшебный барабан».Планируемые результатыПредметные: ...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "С. Михалков «Упрямый козлёнок»» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя:  создание  условий  для ознакомления обучающихся с фактами из биографии С. Михалкова и произведения «Упрямый козлёнок»; продолжить работу над форм...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Лев Николаевич Толстой «Как Гуси Рим спасли»

Конспект урока по литературному чтению.Лев Николаевич Толстой «Как Гуси Рим спасли»учебник 3 класс ,часть 1 ,стр 152-156.Программа «Школа России»....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс - Лев Николаевич Толстой «Акула»

Конспект урока по литературному чтениюЛев Николаевич Толстой «Акула»Учебник 3 класс,часть 1 ,стр 152-156.Программа «Школа России»....