Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе. Образовательная система "Школа России"
методическая разработка по чтению (3 класс)

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе. Тема:М.Ю.Лермонтов "Горные вершины", "На севере диком стоит одиноко".Цель: познакомить учащихся с творчеством М.Ю.Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_uroka_konspekt._lermontov.docx29.83 КБ
Файл dlya_uroka_konspekt._lermontov.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение.

3 класс.

Образовательная система «Школа России»


Тема: 

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко» 


 Цель: знакомство учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова
 Задачи: 
 Образовательные: 
1.Познакомить с биографией и стихами М. Ю. Лермонтова «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко»
2.Учить видеть скрытый смысл стихотворений М. Ю. Лермонтова.
3.Совершенствовать навык чтения: правильность, беглость, скорость, осознанность, выразительность.
4.Формировать читательские умения у детей при работе с текстом, умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
 Развивающие: 
1.Развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся, мышление, фонематический слух.
2.Формировать читательскую самостоятельность.
3.Расширять кругозор детей.
 Воспитательные: 
1.Прививать любовь к русской поэзии.

2.Воспитывать интерес к творчеству талантливых людей.
3.Воспитывать взаимоуважение к одноклассникам.


 Оборудование: интерактивная  доска

 

 Ход урока:


 I.  Организационный момент.
 II. Проверка домашнего задания.
   Вопросы по  статье Воскобойникова:

1.  С биографией и творчеством какого писателя мы познакомились?

2.  Что узнали о М.Ю.Лермонтове?

3.  Кто  воспитывал внука?

 III. Введение в тему, сопровождается показом презентации.

  Актуализация знаний.

 Найдите и прочитайте о том, кто сказал, что он будет знаменитым поэтом?
1. Слово учителя о М. Ю. Лермонтове 

    Узнали, что когда он был маленьким, то часто говорил в рифму. И один из   гостей сказал о том, «что вырастет, быть может, знаменитым поэтом сделается». Эти слова оказались пророческими.

- Давайте вспомним, что такое рифма? (Созвучие последних слов в строке.)

- Где встречаем рифму? (в стихах)

-  Что ещё свойственно стихам, кроме рифмы? (ритм, чувства автора)

-  Как называются стихотворения, передающие чувства автора, его настроение, переживания? (лирические)

-  Что же мы сегодня будем  изучать? (лирические стихи Лермонтова)

  - Как нужно читать стихи (выразительно)

 -  Ещё на что надо обращать внимание? Не просто  выразительно читать, но и находить языковые средства, которые помогают автору выразить свои чувства к тому, что он описывает в произведении. – это учебная задача

 IV. Изучение новой темы.


 1.Первичное чтение учителем  и обсуждение стихотворения «Горные вершины»: Горные пейзажи всегда манили восторженные взоры русского поэта. Покрытые снегами вершины произвели на Лермонтова сильное впечатление еще в детстве, когда его, болезненного мальчика, возила на лечение на Кавказ бабушка. Стихотворение Гете оказалось очень созвучным мыслям и чувствам Лермонтова: величественный горный пейзаж, погрузившийся в сон, и одинокая душа поэта, жаждущая покоя. В год его создания поэт находился в ссылке на Кавказе и более всего мечтал об обретении жизненного равновесия. 
В стихотворении органически соединились талант поэта и талант художника. Описанная Лермонтовым картина ночного сна природы настолько живописна, что в воображении читателя легко ложится на холст. Совершенным является и собственно поэтическое мастерство автора стихотворения.


 
Учитель читает стихотворение «Горные вершины» 
 Учитель: Какое  настроение вызывает это стихотворение? Печальное, грустное или весёлое? (печальное, грустное)

- А почему грустное? (человек устал)

- Как вы думаете, когда и где  могла возникнуть идея этого стихотв. у поэта? ( На Кавказе, потому что с детства он помнит красоту Кавказа, особенно горные  вершины, покрытые снегами) Показать Горы - ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 Через явления природы поэт передаёт свои переживания, чувства, грусть, печаль, тоску, видимо, что – то случилось. (В год его создания поэт находился в ссылке на Кавказе, ему хотелось домой) Горный пейзаж, погрузившийся в сон, и одинокая душа поэта, жаждущая покоя.

Учитель: - О чём оно? (о душевном состоянии человека, ему одиноко)

      - Чувствуется ли присутствие человека? (да)

       - Что это за человек? (путешественник)

 (Это путешественник, который устал идти целый день запыленным путем; он остановился ночью на привал. Он наблюдает тихий, почти беззвучный сон природы. Он мечтает об отдыхе. ПРИРОДА СПИТ, а ЧЕЛОВЕК НЕТ.

 - Как обращается к нам, читателям, путешественник? (на «ты». )

 - Значит он нам доверяет, готов с нами поделиться своим душевным состоянием. И мы готовы понять его, как близкого человека, потому что только близкие люди на ТЫ

  Учитель:  -  Как надо читать это стихотворение? (спокойно, медленно)
  Учитель:    - Почему?

 - Будем читать это стихотворение. (дети читают вслух)

- Что нужно, чтобы прочитать стих. выразительно?(представить эту картину, о чём хочет сказать поэт)

Посмотрите еще раз внимательно на текст стихотворения и постарайтесь почувствовать те переживания и мысли, которые вложил в него поэт. Давайте скажем, как будем читать  стихотворение:  

При чтении первых шести строк описания покоя природы – следует передать легкое, светлое, романтическое настроение. Затем на месте многоточия необходимо сделать длинную паузу и прочитать финал стихотворения с определенной грустью, но в то же время с надеждой в голосе – надеждой поэта на покой человека.

Учитель:  Многие стихи Лермонтова переложены на музыку. И стих. «Горные вершины» не исключение.

- Как вы думаете, какими худож. средствами удалось передать   музыкальность стихотв.:

олицетворение: вершины спят;

эпитеты: горные вершины, тихие долины, свежая мгла (Вырвавшись на миг из жизненного омута, он вдруг почувствовал пылающим сердцем свежесть, прохладу и тишину.) 

повторы: не пылит дорога, не дрожат листы (Оно призвано сильнее подчеркнуть отсутствие какого-либо движения: «Не пылит дорога» – то есть никто по ней не ходит и не ездит; «не дрожат листы» – значит, нет даже ветра).
 метафора:  долины полны

инверсия: тьма ночная, подожди немного


 Учитель:  какую музыку вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины?»

 Дети:  печальную, грустную, протяжную.

v. Словесное рисование.

Учитель: - Попробуем словами нарисовать иллюстр. к этому стихотв.

- Какими словами описаны горные вершины? (спят во тьме ночной)

- Что расположим в центре картины? (долины.)

 - Что такое долины? (впадина между горами или холмами. Горная долина)

(показать долину) - ПРЕЗЕНТАЦИЯ

- А что такое мгла?(темнота)

 Показ Картины по стих.

Вывод: Прочитали стих. у которого нет названия, но мы можем дать ему название. Какое? (по первым строчкам)

- Почему стих. грустное?

 - А теперь прочтем другое стихотворение. «На севере диком». Оно было написано незадолго до смерти поэта. (Чтение учителем)

 -Какое настроение вызывает это стихотворение? (грустное, т.е. такое же, как и первое)

5.Словарная работа

 Учитель: какие незнакомые слова встретились в стихотворении «На севере диком стоит одиноко»?
 Дети: риза, утёс
 Учитель: попробуйте объяснить их значение
 Риза – облачение, одежда священника при богослужении
 Утёс – высокая скала (презентация)

На севере диком – нет жизни вокруг

На голой вершине –вокруг пустота

На утёсе горючем – горесть на душе

В пустыне далёкой – мечта не осуществится


 6.Работа с репродукцией И.И. Шишкина «На севере диком»

 Учитель: рассмотрите репродукцию картины  художника Ивана Ивановича Шишкина. Что вы на ней видите? Как вы назвали бы эту картину?
 Дети: «Одиночество», «Одинокая сосна», «Ночь», «Грусть»
  Учитель: совпадают ли по настроению стихотворение и картина Ивана Ивановича Шишкина?
 Дети: Они совпадают по настроению. Можно подумать, что картина написана специально к этому стихотворению

  • Какие средства живописи помогают автору картины передать одиночество, грусть, покинутость, бесприютность, разобщенность? (Композиция картины; ее темный, мрачный колорит; контрастность черного и темно-зеленого цвета с белым).

 6.Выразительное чтение стихотворения учащимися
 Учитель: как нужно читать это стихотворение?


 РЕФЛЕКСИЯ:
 Учитель: с  творчеством  какого поэта познакомились сегодня на уроке?
 Дети: Михаила Юрьевича Лермонтова
 - Какие стихи читали?

- Понравились вам его стихи?

- Какая тема затронута в стихах? (грусти, печали, тоски, одиночества)

-С помощью каких языковых средств поэт добивался описать грусть, переживания, одиночество? (олиц., метафора, эпитеты, сравнения, инверсии)

 Общее в стихотворениях:

 Тема: грусти, печали, тоски, одиночества

  Идея: передать своё настроение через явления природы

-
 VI. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения ««На севере диком стоит одиноко», Горные вершины



Предварительный просмотр:

Литературное чтение.

3 класс.

Образовательная система «Школа России»


Тема: 

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко» 


 Цель: знакомство учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова
 Задачи: 
 Образовательные: 
1.Познакомить с биографией и стихами М. Ю. Лермонтова «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко»
2.Учить видеть скрытый смысл стихотворений М. Ю. Лермонтова.
3.Совершенствовать навык чтения: правильность, беглость, скорость, осознанность, выразительность.
4.Формировать читательские умения у детей при работе с текстом, умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
 Развивающие: 
1.Развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся, мышление, фонематический слух.
2.Формировать читательскую самостоятельность.
3.Расширять кругозор детей.
 Воспитательные: 
1.Прививать любовь к русской поэзии.

2.Воспитывать интерес к творчеству талантливых людей.
3.Воспитывать взаимоуважение к одноклассникам.


 Оборудование: интерактивная  доска

 

 Ход урока:


 I.  Организационный момент.
 II. Проверка домашнего задания.
   Вопросы по  статье Воскобойникова:

1.  С биографией и творчеством какого писателя мы познакомились?

2.  Что узнали о М.Ю.Лермонтове?

3.  Кто  воспитывал внука?

 III. Введение в тему, сопровождается показом презентации.

  Актуализация знаний.

 Найдите и прочитайте о том, кто сказал, что он будет знаменитым поэтом?
1. Слово учителя о М. Ю. Лермонтове 

    Узнали, что когда он был маленьким, то часто говорил в рифму. И один из   гостей сказал о том, «что вырастет, быть может, знаменитым поэтом сделается». Эти слова оказались пророческими.

- Давайте вспомним, что такое рифма? (Созвучие последних слов в строке.)

- Где встречаем рифму? (в стихах)

-  Что ещё свойственно стихам, кроме рифмы? (ритм, чувства автора)

-  Как называются стихотворения, передающие чувства автора, его настроение, переживания? (лирические)

-  Что же мы сегодня будем  изучать? (лирические стихи Лермонтова)

  - Как нужно читать стихи (выразительно)

 -  Ещё на что надо обращать внимание? Не просто  выразительно читать, но и находить языковые средства, которые помогают автору выразить свои чувства к тому, что он описывает в произведении. – это учебная задача

 IV. Изучение новой темы.


 1.Первичное чтение учителем  и обсуждение стихотворения «Горные вершины»: Горные пейзажи всегда манили восторженные взоры русского поэта. Покрытые снегами вершины произвели на Лермонтова сильное впечатление еще в детстве, когда его, болезненного мальчика, возила на лечение на Кавказ бабушка. Стихотворение Гете оказалось очень созвучным мыслям и чувствам Лермонтова: величественный горный пейзаж, погрузившийся в сон, и одинокая душа поэта, жаждущая покоя. В год его создания поэт находился в ссылке на Кавказе и более всего мечтал об обретении жизненного равновесия. 
В стихотворении органически соединились талант поэта и талант художника. Описанная Лермонтовым картина ночного сна природы настолько живописна, что в воображении читателя легко ложится на холст. Совершенным является и собственно поэтическое мастерство автора стихотворения.


 
Учитель читает стихотворение «Горные вершины» 
 Учитель: Какое  настроение вызывает это стихотворение? Печальное, грустное или весёлое? (печальное, грустное)

- А почему грустное? (человек устал)

- Как вы думаете, когда и где  могла возникнуть идея этого стихотв. у поэта? ( На Кавказе, потому что с детства он помнит красоту Кавказа, особенно горные  вершины, покрытые снегами) Показать Горы - ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 Через явления природы поэт передаёт свои переживания, чувства, грусть, печаль, тоску, видимо, что – то случилось. (В год его создания поэт находился в ссылке на Кавказе, ему хотелось домой) Горный пейзаж, погрузившийся в сон, и одинокая душа поэта, жаждущая покоя.

Учитель: - О чём оно? (о душевном состоянии человека, ему одиноко)

      - Чувствуется ли присутствие человека? (да)

       - Что это за человек? (путешественник)

 (Это путешественник, который устал идти целый день запыленным путем; он остановился ночью на привал. Он наблюдает тихий, почти беззвучный сон природы. Он мечтает об отдыхе. ПРИРОДА СПИТ, а ЧЕЛОВЕК НЕТ.

 - Как обращается к нам, читателям, путешественник? (на «ты». )

 - Значит он нам доверяет, готов с нами поделиться своим душевным состоянием. И мы готовы понять его, как близкого человека, потому что только близкие люди на ТЫ

  Учитель:  -  Как надо читать это стихотворение? (спокойно, медленно)
  Учитель:    - Почему?

 - Будем читать это стихотворение. (дети читают вслух)

- Что нужно, чтобы прочитать стих. выразительно?(представить эту картину, о чём хочет сказать поэт)

Посмотрите еще раз внимательно на текст стихотворения и постарайтесь почувствовать те переживания и мысли, которые вложил в него поэт. Давайте скажем, как будем читать  стихотворение:  

При чтении первых шести строк описания покоя природы – следует передать легкое, светлое, романтическое настроение. Затем на месте многоточия необходимо сделать длинную паузу и прочитать финал стихотворения с определенной грустью, но в то же время с надеждой в голосе – надеждой поэта на покой человека.

Учитель:  Многие стихи Лермонтова переложены на музыку. И стих. «Горные вершины» не исключение.

- Как вы думаете, какими худож. средствами удалось передать   музыкальность стихотв.:

олицетворение: вершины спят;

эпитеты: горные вершины, тихие долины, свежая мгла (Вырвавшись на миг из жизненного омута, он вдруг почувствовал пылающим сердцем свежесть, прохладу и тишину.) 

повторы: не пылит дорога, не дрожат листы (Оно призвано сильнее подчеркнуть отсутствие какого-либо движения: «Не пылит дорога» – то есть никто по ней не ходит и не ездит; «не дрожат листы» – значит, нет даже ветра).
 метафора:  долины полны

инверсия: тьма ночная, подожди немного


 Учитель:  какую музыку вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины?»

 Дети:  печальную, грустную, протяжную.

v. Словесное рисование.

Учитель: - Попробуем словами нарисовать иллюстр. к этому стихотв.

- Какими словами описаны горные вершины? (спят во тьме ночной)

- Что расположим в центре картины? (долины.)

 - Что такое долины? (впадина между горами или холмами. Горная долина)

(показать долину) - ПРЕЗЕНТАЦИЯ

- А что такое мгла?(темнота)

 Показ Картины по стих.

Вывод: Прочитали стих. у которого нет названия, но мы можем дать ему название. Какое? (по первым строчкам)

- Почему стих. грустное?

 - А теперь прочтем другое стихотворение. «На севере диком». Оно было написано незадолго до смерти поэта. (Чтение учителем)

 -Какое настроение вызывает это стихотворение? (грустное, т.е. такое же, как и первое)

5.Словарная работа

 Учитель: какие незнакомые слова встретились в стихотворении «На севере диком стоит одиноко»?
 Дети: риза, утёс
 Учитель: попробуйте объяснить их значение
 Риза – облачение, одежда священника при богослужении
 Утёс – высокая скала (презентация)

На севере диком – нет жизни вокруг

На голой вершине –вокруг пустота

На утёсе горючем – горесть на душе

В пустыне далёкой – мечта не осуществится


 6.Работа с репродукцией И.И. Шишкина «На севере диком»

 Учитель: рассмотрите репродукцию картины  художника Ивана Ивановича Шишкина. Что вы на ней видите? Как вы назвали бы эту картину?
 Дети: «Одиночество», «Одинокая сосна», «Ночь», «Грусть»
  Учитель: совпадают ли по настроению стихотворение и картина Ивана Ивановича Шишкина?
 Дети: Они совпадают по настроению. Можно подумать, что картина написана специально к этому стихотворению

  • Какие средства живописи помогают автору картины передать одиночество, грусть, покинутость, бесприютность, разобщенность? (Композиция картины; ее темный, мрачный колорит; контрастность черного и темно-зеленого цвета с белым).

 6.Выразительное чтение стихотворения учащимися
 Учитель: как нужно читать это стихотворение?


 РЕФЛЕКСИЯ:
 Учитель: с  творчеством  какого поэта познакомились сегодня на уроке?
 Дети: Михаила Юрьевича Лермонтова
 - Какие стихи читали?

- Понравились вам его стихи?

- Какая тема затронута в стихах? (грусти, печали, тоски, одиночества)

-С помощью каких языковых средств поэт добивался описать грусть, переживания, одиночество? (олиц., метафора, эпитеты, сравнения, инверсии)

 Общее в стихотворениях:

 Тема: грусти, печали, тоски, одиночества

  Идея: передать своё настроение через явления природы

-
 VI. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения ««На севере диком стоит одиноко», Горные вершины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс "Писатели России 19 века"

Урок -обощения по поризведениям и биографии Жуковского, Крылова, Лермонтова и Пушкина, метапредметные связи с уроком ИЗО, Работа в группах, получен реальный продукт....

Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс "Школа России" по теме: "Е.Шварц. Сказка о потерянном времени"

Цуканова Е.А.,Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВауйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по литературному чтению 4 класс «Школа РоссииТема: Е. Л. Шварц «С...

Методическая разработка урока по литературному чтению 1 класс "Школа России" по теме: Е. Чарушин "Теремок"

Цуканова Е.А.учитель начальной школыМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской областиТема: Е. Чарушин «Теремок»Цель:создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию ...

Методическая разработка урока по литературному чтению 1 класс "Школа России" по теме: "Загадки. Песенки"

Цуканова Е.А.учитель начальной школыМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской областиТема: Загадки. ПесенкиЦель: создать условия для формирования умения находить сходство и различие между произв...

Методическая разработка урока по литературному чтению 1 класс "Школа России" по теме: Н. Артюхова "Саша-дразнилка"

Цуканова Е.А.учитель начальной школыМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской областиТема: Н. Артюхова «Саша-дразнилка»Цель: обеспечить условия для развития умения выявлять авторскую...

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс "Школа России"

Цуканова Е.А.,учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по литературному чтению 2 класс «Школа РоссииТема: обобщающий урок по ...

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс "Школа России"

    Цуканова Е.А.,учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Методическая разработка урока по литературному чтению 2 классТема: К. И. Чуковс...