Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе. Образовательная система "Школа России"
методическая разработка по чтению (3 класс)
Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе. Тема:М.Ю.Лермонтов "Горные вершины", "На севере диком стоит одиноко".Цель: познакомить учащихся с творчеством М.Ю.Лермонтова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_uroka_konspekt._lermontov.docx | 29.83 КБ |
dlya_uroka_konspekt._lermontov.docx | 29.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение.
3 класс.
Образовательная система «Школа России»
Тема:
М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко»
Цель: знакомство учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить с биографией и стихами М. Ю. Лермонтова «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко»
2.Учить видеть скрытый смысл стихотворений М. Ю. Лермонтова.
3.Совершенствовать навык чтения: правильность, беглость, скорость, осознанность, выразительность.
4.Формировать читательские умения у детей при работе с текстом, умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
Развивающие:
1.Развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся, мышление, фонематический слух.
2.Формировать читательскую самостоятельность.
3.Расширять кругозор детей.
Воспитательные:
1.Прививать любовь к русской поэзии.
2.Воспитывать интерес к творчеству талантливых людей.
3.Воспитывать взаимоуважение к одноклассникам.
Оборудование: интерактивная доска
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Вопросы по статье Воскобойникова:
1. С биографией и творчеством какого писателя мы познакомились?
2. Что узнали о М.Ю.Лермонтове?
3. Кто воспитывал внука?
III. Введение в тему, сопровождается показом презентации.
Актуализация знаний.
Найдите и прочитайте о том, кто сказал, что он будет знаменитым поэтом?
1. Слово учителя о М. Ю. Лермонтове
Узнали, что когда он был маленьким, то часто говорил в рифму. И один из гостей сказал о том, «что вырастет, быть может, знаменитым поэтом сделается». Эти слова оказались пророческими.
- Давайте вспомним, что такое рифма? (Созвучие последних слов в строке.)
- Где встречаем рифму? (в стихах)
- Что ещё свойственно стихам, кроме рифмы? (ритм, чувства автора)
- Как называются стихотворения, передающие чувства автора, его настроение, переживания? (лирические)
- Что же мы сегодня будем изучать? (лирические стихи Лермонтова)
- Как нужно читать стихи (выразительно)
- Ещё на что надо обращать внимание? Не просто выразительно читать, но и находить языковые средства, которые помогают автору выразить свои чувства к тому, что он описывает в произведении. – это учебная задача
IV. Изучение новой темы.
1.Первичное чтение учителем и обсуждение стихотворения «Горные вершины»: Горные пейзажи всегда манили восторженные взоры русского поэта. Покрытые снегами вершины произвели на Лермонтова сильное впечатление еще в детстве, когда его, болезненного мальчика, возила на лечение на Кавказ бабушка. Стихотворение Гете оказалось очень созвучным мыслям и чувствам Лермонтова: величественный горный пейзаж, погрузившийся в сон, и одинокая душа поэта, жаждущая покоя. В год его создания поэт находился в ссылке на Кавказе и более всего мечтал об обретении жизненного равновесия.
В стихотворении органически соединились талант поэта и талант художника. Описанная Лермонтовым картина ночного сна природы настолько живописна, что в воображении читателя легко ложится на холст. Совершенным является и собственно поэтическое мастерство автора стихотворения.
Учитель читает стихотворение «Горные вершины»
Учитель: Какое настроение вызывает это стихотворение? Печальное, грустное или весёлое? (печальное, грустное)
- А почему грустное? (человек устал)
- Как вы думаете, когда и где могла возникнуть идея этого стихотв. у поэта? ( На Кавказе, потому что с детства он помнит красоту Кавказа, особенно горные вершины, покрытые снегами) Показать Горы - ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Через явления природы поэт передаёт свои переживания, чувства, грусть, печаль, тоску, видимо, что – то случилось. (В год его создания поэт находился в ссылке на Кавказе, ему хотелось домой) Горный пейзаж, погрузившийся в сон, и одинокая душа поэта, жаждущая покоя.
Учитель: - О чём оно? (о душевном состоянии человека, ему одиноко)
- Чувствуется ли присутствие человека? (да)
- Что это за человек? (путешественник)
(Это путешественник, который устал идти целый день запыленным путем; он остановился ночью на привал. Он наблюдает тихий, почти беззвучный сон природы. Он мечтает об отдыхе. ПРИРОДА СПИТ, а ЧЕЛОВЕК НЕТ.
- Как обращается к нам, читателям, путешественник? (на «ты». )
- Значит он нам доверяет, готов с нами поделиться своим душевным состоянием. И мы готовы понять его, как близкого человека, потому что только близкие люди на ТЫ
Учитель: - Как надо читать это стихотворение? (спокойно, медленно)
Учитель: - Почему?
- Будем читать это стихотворение. (дети читают вслух)
- Что нужно, чтобы прочитать стих. выразительно?(представить эту картину, о чём хочет сказать поэт)
Посмотрите еще раз внимательно на текст стихотворения и постарайтесь почувствовать те переживания и мысли, которые вложил в него поэт. Давайте скажем, как будем читать стихотворение:
При чтении первых шести строк – описания покоя природы – следует передать легкое, светлое, романтическое настроение. Затем на месте многоточия необходимо сделать длинную паузу и прочитать финал стихотворения с определенной грустью, но в то же время с надеждой в голосе – надеждой поэта на покой человека.
Учитель: Многие стихи Лермонтова переложены на музыку. И стих. «Горные вершины» не исключение.
- Как вы думаете, какими худож. средствами удалось передать музыкальность стихотв.:
олицетворение: вершины спят;
эпитеты: горные вершины, тихие долины, свежая мгла (Вырвавшись на миг из жизненного омута, он вдруг почувствовал пылающим сердцем свежесть, прохладу и тишину.)
повторы: не пылит дорога, не дрожат листы (Оно призвано сильнее подчеркнуть отсутствие какого-либо движения: «Не пылит дорога» – то есть никто по ней не ходит и не ездит; «не дрожат листы» – значит, нет даже ветра).
метафора: долины полны
инверсия: тьма ночная, подожди немного
Учитель: какую музыку вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины?»
Дети: печальную, грустную, протяжную.
v. Словесное рисование.
Учитель: - Попробуем словами нарисовать иллюстр. к этому стихотв.
- Какими словами описаны горные вершины? (спят во тьме ночной)
- Что расположим в центре картины? (долины.)
- Что такое долины? (впадина между горами или холмами. Горная долина)
(показать долину) - ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- А что такое мгла?(темнота)
Показ Картины по стих.
Вывод: Прочитали стих. у которого нет названия, но мы можем дать ему название. Какое? (по первым строчкам)
- Почему стих. грустное?
- А теперь прочтем другое стихотворение. «На севере диком». Оно было написано незадолго до смерти поэта. (Чтение учителем)
-Какое настроение вызывает это стихотворение? (грустное, т.е. такое же, как и первое)
5.Словарная работа
Учитель: какие незнакомые слова встретились в стихотворении «На севере диком стоит одиноко»?
Дети: риза, утёс
Учитель: попробуйте объяснить их значение
Риза – облачение, одежда священника при богослужении
Утёс – высокая скала (презентация)
На севере диком – нет жизни вокруг
На голой вершине –вокруг пустота
На утёсе горючем – горесть на душе
В пустыне далёкой – мечта не осуществится
6.Работа с репродукцией И.И. Шишкина «На севере диком»
Учитель: рассмотрите репродукцию картины художника Ивана Ивановича Шишкина. Что вы на ней видите? Как вы назвали бы эту картину?
Дети: «Одиночество», «Одинокая сосна», «Ночь», «Грусть»
Учитель: совпадают ли по настроению стихотворение и картина Ивана Ивановича Шишкина?
Дети: Они совпадают по настроению. Можно подумать, что картина написана специально к этому стихотворению
- Какие средства живописи помогают автору картины передать одиночество, грусть, покинутость, бесприютность, разобщенность? (Композиция картины; ее темный, мрачный колорит; контрастность черного и темно-зеленого цвета с белым).
6.Выразительное чтение стихотворения учащимися
Учитель: как нужно читать это стихотворение?
РЕФЛЕКСИЯ:
Учитель: с творчеством какого поэта познакомились сегодня на уроке?
Дети: Михаила Юрьевича Лермонтова
- Какие стихи читали?
- Понравились вам его стихи?
- Какая тема затронута в стихах? (грусти, печали, тоски, одиночества)
-С помощью каких языковых средств поэт добивался описать грусть, переживания, одиночество? (олиц., метафора, эпитеты, сравнения, инверсии)
Общее в стихотворениях:
Тема: грусти, печали, тоски, одиночества
Идея: передать своё настроение через явления природы
-
VI. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения ««На севере диком стоит одиноко», Горные вершины
Предварительный просмотр:
Литературное чтение.
3 класс.
Образовательная система «Школа России»
Тема:
М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко»
Цель: знакомство учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить с биографией и стихами М. Ю. Лермонтова «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко»
2.Учить видеть скрытый смысл стихотворений М. Ю. Лермонтова.
3.Совершенствовать навык чтения: правильность, беглость, скорость, осознанность, выразительность.
4.Формировать читательские умения у детей при работе с текстом, умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
Развивающие:
1.Развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся, мышление, фонематический слух.
2.Формировать читательскую самостоятельность.
3.Расширять кругозор детей.
Воспитательные:
1.Прививать любовь к русской поэзии.
2.Воспитывать интерес к творчеству талантливых людей.
3.Воспитывать взаимоуважение к одноклассникам.
Оборудование: интерактивная доска
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Вопросы по статье Воскобойникова:
1. С биографией и творчеством какого писателя мы познакомились?
2. Что узнали о М.Ю.Лермонтове?
3. Кто воспитывал внука?
III. Введение в тему, сопровождается показом презентации.
Актуализация знаний.
Найдите и прочитайте о том, кто сказал, что он будет знаменитым поэтом?
1. Слово учителя о М. Ю. Лермонтове
Узнали, что когда он был маленьким, то часто говорил в рифму. И один из гостей сказал о том, «что вырастет, быть может, знаменитым поэтом сделается». Эти слова оказались пророческими.
- Давайте вспомним, что такое рифма? (Созвучие последних слов в строке.)
- Где встречаем рифму? (в стихах)
- Что ещё свойственно стихам, кроме рифмы? (ритм, чувства автора)
- Как называются стихотворения, передающие чувства автора, его настроение, переживания? (лирические)
- Что же мы сегодня будем изучать? (лирические стихи Лермонтова)
- Как нужно читать стихи (выразительно)
- Ещё на что надо обращать внимание? Не просто выразительно читать, но и находить языковые средства, которые помогают автору выразить свои чувства к тому, что он описывает в произведении. – это учебная задача
IV. Изучение новой темы.
1.Первичное чтение учителем и обсуждение стихотворения «Горные вершины»: Горные пейзажи всегда манили восторженные взоры русского поэта. Покрытые снегами вершины произвели на Лермонтова сильное впечатление еще в детстве, когда его, болезненного мальчика, возила на лечение на Кавказ бабушка. Стихотворение Гете оказалось очень созвучным мыслям и чувствам Лермонтова: величественный горный пейзаж, погрузившийся в сон, и одинокая душа поэта, жаждущая покоя. В год его создания поэт находился в ссылке на Кавказе и более всего мечтал об обретении жизненного равновесия.
В стихотворении органически соединились талант поэта и талант художника. Описанная Лермонтовым картина ночного сна природы настолько живописна, что в воображении читателя легко ложится на холст. Совершенным является и собственно поэтическое мастерство автора стихотворения.
Учитель читает стихотворение «Горные вершины»
Учитель: Какое настроение вызывает это стихотворение? Печальное, грустное или весёлое? (печальное, грустное)
- А почему грустное? (человек устал)
- Как вы думаете, когда и где могла возникнуть идея этого стихотв. у поэта? ( На Кавказе, потому что с детства он помнит красоту Кавказа, особенно горные вершины, покрытые снегами) Показать Горы - ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Через явления природы поэт передаёт свои переживания, чувства, грусть, печаль, тоску, видимо, что – то случилось. (В год его создания поэт находился в ссылке на Кавказе, ему хотелось домой) Горный пейзаж, погрузившийся в сон, и одинокая душа поэта, жаждущая покоя.
Учитель: - О чём оно? (о душевном состоянии человека, ему одиноко)
- Чувствуется ли присутствие человека? (да)
- Что это за человек? (путешественник)
(Это путешественник, который устал идти целый день запыленным путем; он остановился ночью на привал. Он наблюдает тихий, почти беззвучный сон природы. Он мечтает об отдыхе. ПРИРОДА СПИТ, а ЧЕЛОВЕК НЕТ.
- Как обращается к нам, читателям, путешественник? (на «ты». )
- Значит он нам доверяет, готов с нами поделиться своим душевным состоянием. И мы готовы понять его, как близкого человека, потому что только близкие люди на ТЫ
Учитель: - Как надо читать это стихотворение? (спокойно, медленно)
Учитель: - Почему?
- Будем читать это стихотворение. (дети читают вслух)
- Что нужно, чтобы прочитать стих. выразительно?(представить эту картину, о чём хочет сказать поэт)
Посмотрите еще раз внимательно на текст стихотворения и постарайтесь почувствовать те переживания и мысли, которые вложил в него поэт. Давайте скажем, как будем читать стихотворение:
При чтении первых шести строк – описания покоя природы – следует передать легкое, светлое, романтическое настроение. Затем на месте многоточия необходимо сделать длинную паузу и прочитать финал стихотворения с определенной грустью, но в то же время с надеждой в голосе – надеждой поэта на покой человека.
Учитель: Многие стихи Лермонтова переложены на музыку. И стих. «Горные вершины» не исключение.
- Как вы думаете, какими худож. средствами удалось передать музыкальность стихотв.:
олицетворение: вершины спят;
эпитеты: горные вершины, тихие долины, свежая мгла (Вырвавшись на миг из жизненного омута, он вдруг почувствовал пылающим сердцем свежесть, прохладу и тишину.)
повторы: не пылит дорога, не дрожат листы (Оно призвано сильнее подчеркнуть отсутствие какого-либо движения: «Не пылит дорога» – то есть никто по ней не ходит и не ездит; «не дрожат листы» – значит, нет даже ветра).
метафора: долины полны
инверсия: тьма ночная, подожди немного
Учитель: какую музыку вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины?»
Дети: печальную, грустную, протяжную.
v. Словесное рисование.
Учитель: - Попробуем словами нарисовать иллюстр. к этому стихотв.
- Какими словами описаны горные вершины? (спят во тьме ночной)
- Что расположим в центре картины? (долины.)
- Что такое долины? (впадина между горами или холмами. Горная долина)
(показать долину) - ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- А что такое мгла?(темнота)
Показ Картины по стих.
Вывод: Прочитали стих. у которого нет названия, но мы можем дать ему название. Какое? (по первым строчкам)
- Почему стих. грустное?
- А теперь прочтем другое стихотворение. «На севере диком». Оно было написано незадолго до смерти поэта. (Чтение учителем)
-Какое настроение вызывает это стихотворение? (грустное, т.е. такое же, как и первое)
5.Словарная работа
Учитель: какие незнакомые слова встретились в стихотворении «На севере диком стоит одиноко»?
Дети: риза, утёс
Учитель: попробуйте объяснить их значение
Риза – облачение, одежда священника при богослужении
Утёс – высокая скала (презентация)
На севере диком – нет жизни вокруг
На голой вершине –вокруг пустота
На утёсе горючем – горесть на душе
В пустыне далёкой – мечта не осуществится
6.Работа с репродукцией И.И. Шишкина «На севере диком»
Учитель: рассмотрите репродукцию картины художника Ивана Ивановича Шишкина. Что вы на ней видите? Как вы назвали бы эту картину?
Дети: «Одиночество», «Одинокая сосна», «Ночь», «Грусть»
Учитель: совпадают ли по настроению стихотворение и картина Ивана Ивановича Шишкина?
Дети: Они совпадают по настроению. Можно подумать, что картина написана специально к этому стихотворению
- Какие средства живописи помогают автору картины передать одиночество, грусть, покинутость, бесприютность, разобщенность? (Композиция картины; ее темный, мрачный колорит; контрастность черного и темно-зеленого цвета с белым).
6.Выразительное чтение стихотворения учащимися
Учитель: как нужно читать это стихотворение?
РЕФЛЕКСИЯ:
Учитель: с творчеством какого поэта познакомились сегодня на уроке?
Дети: Михаила Юрьевича Лермонтова
- Какие стихи читали?
- Понравились вам его стихи?
- Какая тема затронута в стихах? (грусти, печали, тоски, одиночества)
-С помощью каких языковых средств поэт добивался описать грусть, переживания, одиночество? (олиц., метафора, эпитеты, сравнения, инверсии)
Общее в стихотворениях:
Тема: грусти, печали, тоски, одиночества
Идея: передать своё настроение через явления природы
-
VI. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения ««На севере диком стоит одиноко», Горные вершины
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс "Писатели России 19 века"
Урок -обощения по поризведениям и биографии Жуковского, Крылова, Лермонтова и Пушкина, метапредметные связи с уроком ИЗО, Работа в группах, получен реальный продукт....
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс "Школа России" по теме: "Е.Шварц. Сказка о потерянном времени"
Цуканова Е.А.,Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВауйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по литературному чтению 4 класс «Школа РоссииТема: Е. Л. Шварц «С...
Методическая разработка урока по литературному чтению 1 класс "Школа России" по теме: Е. Чарушин "Теремок"
Цуканова Е.А.учитель начальной школыМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской областиТема: Е. Чарушин «Теремок»Цель:создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию ...
Методическая разработка урока по литературному чтению 1 класс "Школа России" по теме: "Загадки. Песенки"
Цуканова Е.А.учитель начальной школыМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской областиТема: Загадки. ПесенкиЦель: создать условия для формирования умения находить сходство и различие между произв...
Методическая разработка урока по литературному чтению 1 класс "Школа России" по теме: Н. Артюхова "Саша-дразнилка"
Цуканова Е.А.учитель начальной школыМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской областиТема: Н. Артюхова «Саша-дразнилка»Цель: обеспечить условия для развития умения выявлять авторскую...
Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс "Школа России"
Цуканова Е.А.,учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по литературному чтению 2 класс «Школа РоссииТема: обобщающий урок по ...
Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс "Школа России"
Цуканова Е.А.,учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Методическая разработка урока по литературному чтению 2 классТема: К. И. Чуковс...