Методическая разработка урока по литературному чтению 1 класс "Школа России" по теме: "Загадки. Песенки"
методическая разработка по чтению (1 класс)
Цуканова Е.А.
учитель начальной школы
МОУ «СОШ №1» г. Валуйки
Белгородской области
Тема: Загадки. Песенки
Цель: создать условия для формирования умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Тип урока: комбинированный.
Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: карточки с загадками; кроссворд; изображения сороки, зайца.
Сценарий урока
I. Актуализация знаний.
По опорным словам учащиеся пересказывают сказку «Рукавичка».
– Кто автор этой сказки?
– Чему учит нас сказка «Рукавичка»?
II. Постановка цели урока.
Прочтите слова по первым буквам названий изображённых предметов.
Ответ: загадка.
Ответ: песенка.
– Какие слова у вас получились?
– Любите ли вы отгадывать загадки?
– Любите ли вы читать и слушать народные песенки?
Сегодня на уроке мы познакомимся с загадками и песенками.
III. Изучение нового материала.
1. Отработка навыка чтения.
– Прочтите на одном выдохе слоги:
ста-сто-сты-сту-стё
сна-сно-сны-сну-снё
ска-ско-скы-ску-скё
2. Чтение загадок. Анализ и сравнение.
Эвристическая беседа:
– Прочтите первую пару загадок.
– О чём эти загадки?
– С какими предметами сравнивается луна?
– На какие признаки луны указывают эти предметы?
– Какое сравнение вам нравится больше? Почему?
– Прочтите вторую пару загадок.
– О чём эти загадки?
– Как вы узнали, как догадались?
– Какие действия предмета описываются в загадках?
– С чем сравнивается листва (крона) дерева во второй загадке?
– Что же такое загадка?
Загадка – это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. Загадки – излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны. Многие загадки построены в виде вопросов.
У тебя есть, Что стучит без рук?
У меня есть, (Дождь.)
У дуба в поле,
У рыбы в море.
(Тень.)
– Прочтите третью пару загадок.
– О чём они?
– Как вы догадались?
– Какие действия предмета описываются в этих загадках?
– Прочтите четвёртую пару загадок.
– О ком эти загадки?
– О каких особенностях ёжика говорится?
– Сравните эти загадки.
– В какой загадке слова рифмуются?
– Прочтите последние три загадки.
– О ком они?
– В каких загадках описываются признаки котёнка?
– В какой загадке говорится о действиях отгадываемого предмета?
– Прочтите загадки, построенные в виде вопросов.
3. Игра «Кто это? Что это?».
– Отвечайте быстро, кто это или что это:
• Звонкий, быстрый, веселый –
• Вкусный, алый, сочный –
• Жёлтые, красные, осенние –
• Холодный, белый, пушистый –
• Бурый, косолапый, неуклюжий –
• Жёлтые, красные, зелёные –
• Старательный, послушный, вежливый –
• Зеленый, продолговатый, сочный –
• Аккуратная, послушная, веселая –
• Ветвистая, зелёная, колючая –
• Новая, интересная, библиотечная –
• Старый, кирпичный, четырёхэтажный –
• Красное, спелое, сладкое –
• Чистое, голубое, горное –
• Белый, пушистый, лесной –
• Пугливая, беленькая, маленькая –
• Белоствольная, высокая, стройная –
• Белое, пушистое, легкое –
4. Сочинение загадок.
– Как устроена загадка?
Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки, подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?
Учитель демонстрирует изображения зайца и сороки.
– Попробуем вместе сочинить загадки о сороке и зайце.
– Рассмотрите изображение сороки. Каковы особенности её окраски? (Белые бока, длинный хвост.)
– Какие особенности её поведения можете назвать? (Много «говорит», стрекочет.)
– Значит, можно сказать, что она разносит новости по лесу.
Запись загадки о сороке на доске:
По лесу летает,
Всегда всё знает,
Длиннохвоста, белобока,
А зовут её … (сорока).
Аналогично учащиеся отмечают отличительные признаки зайца и составляют загадку.
Физкультминутка
IV. Закрепление изученного.
– Прочтите самостоятельно народную песенку «Идёт матушка Весна».
– Как в песенке названа весна? Почему?
– Как еще можно было назвать весну?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами:
от-во-рил – отворил
при-гла-шай – приглашай
– Объясните значение выражений:
Отворяй-ка ворота – открывай ворота.
Солнце в терем приглашай – открывай окна.
Белый снег сошел – снег растаял.
– Какие признаки каждого весеннего месяца отмечены в песенке?
– С какой интонацией надо читать эту песенку?
– Прочтите песенку, передавая голосом радость прихода весны.
– Прочтите зашифрованные слова:
– Как их назвать одним словом?
– Рассмотрите иллюстрации на странице 44 к народным песенкам. Какой рисунок не относится к песенке «Идёт матушка Весна»? (Колосья.)
– Прочтите самостоятельно вторую песенку – «Иди, весна».
– Объясните значения слов и выражений:
Принеси ржаной колосок – просьба дать богатый урожай.
Снопок – связка стеблей с колосьями.
– Сравните эту песенку с предыдущей.
– Чем они похожи и чем отличаются?
– Какая из двух песенок похожа на закличку?
– Прочтите песенку «Иди, весна» так, как будто вы зазываете весну.
V. Итог урока. Рефлексия.
– С какими произведениями мы познакомились?
– Зачем люди придумывают загадки?
– Как придумывают загадки?
– Для чего придумывают песенки?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_1_klass_zagadkidocx.docx | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Цуканова Е.А.
учитель начальной школы
МОУ «СОШ №1» г. Валуйки
Белгородской области
Тема: ЗАГАДКИ. ПЕСЕНКИ
Цель: создать условия для формирования умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Тип урока: комбинированный.
Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: карточки с загадками; кроссворд; изображения сороки, зайца.
Сценарий урока
I. Актуализация знаний.
По опорным словам учащиеся пересказывают сказку «Рукавичка».
– Кто автор этой сказки?
– Чему учит нас сказка «Рукавичка»?
II. Постановка цели урока.
Прочтите слова по первым буквам названий изображённых предметов.
Ответ: загадка.
Ответ: песенка.
– Какие слова у вас получились?
– Любите ли вы отгадывать загадки?
– Любите ли вы читать и слушать народные песенки?
Сегодня на уроке мы познакомимся с загадками и песенками.
III. Изучение нового материала.
1. Отработка навыка чтения.
– Прочтите на одном выдохе слоги:
ста-сто-сты-сту-стё
сна-сно-сны-сну-снё
ска-ско-скы-ску-скё
2. Чтение загадок. Анализ и сравнение.
Эвристическая беседа:
– Прочтите первую пару загадок.
– О чём эти загадки?
– С какими предметами сравнивается луна?
– На какие признаки луны указывают эти предметы?
– Какое сравнение вам нравится больше? Почему?
– Прочтите вторую пару загадок.
– О чём эти загадки?
– Как вы узнали, как догадались?
– Какие действия предмета описываются в загадках?
– С чем сравнивается листва (крона) дерева во второй загадке?
– Что же такое загадка?
Загадка – это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. Загадки – излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны. Многие загадки построены в виде вопросов.
У тебя есть, Что стучит без рук?
У меня есть, (Дождь.)
У дуба в поле,
У рыбы в море.
(Тень.)
– Прочтите третью пару загадок.
– О чём они?
– Как вы догадались?
– Какие действия предмета описываются в этих загадках?
– Прочтите четвёртую пару загадок.
– О ком эти загадки?
– О каких особенностях ёжика говорится?
– Сравните эти загадки.
– В какой загадке слова рифмуются?
– Прочтите последние три загадки.
– О ком они?
– В каких загадках описываются признаки котёнка?
– В какой загадке говорится о действиях отгадываемого предмета?
– Прочтите загадки, построенные в виде вопросов.
3. Игра «Кто это? Что это?».
– Отвечайте быстро, кто это или что это:
• Звонкий, быстрый, веселый –
• Вкусный, алый, сочный –
• Жёлтые, красные, осенние –
• Холодный, белый, пушистый –
• Бурый, косолапый, неуклюжий –
• Жёлтые, красные, зелёные –
• Старательный, послушный, вежливый –
• Зеленый, продолговатый, сочный –
• Аккуратная, послушная, веселая –
• Ветвистая, зелёная, колючая –
• Новая, интересная, библиотечная –
• Старый, кирпичный, четырёхэтажный –
• Красное, спелое, сладкое –
• Чистое, голубое, горное –
• Белый, пушистый, лесной –
• Пугливая, беленькая, маленькая –
• Белоствольная, высокая, стройная –
• Белое, пушистое, легкое –
4. Сочинение загадок.
– Как устроена загадка?
Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки, подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?
Учитель демонстрирует изображения зайца и сороки.
– Попробуем вместе сочинить загадки о сороке и зайце.
– Рассмотрите изображение сороки. Каковы особенности её окраски? (Белые бока, длинный хвост.)
– Какие особенности её поведения можете назвать? (Много «говорит», стрекочет.)
– Значит, можно сказать, что она разносит новости по лесу.
Запись загадки о сороке на доске:
По лесу летает,
Всегда всё знает,
Длиннохвоста, белобока,
А зовут её … (сорока).
Аналогично учащиеся отмечают отличительные признаки зайца и составляют загадку.
Физкультминутка
IV. Закрепление изученного.
– Прочтите самостоятельно народную песенку «Идёт матушка Весна».
– Как в песенке названа весна? Почему?
– Как еще можно было назвать весну?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами:
от-во-рил – отворил
при-гла-шай – приглашай
– Объясните значение выражений:
Отворяй-ка ворота – открывай ворота.
Солнце в терем приглашай – открывай окна.
Белый снег сошел – снег растаял.
– Какие признаки каждого весеннего месяца отмечены в песенке?
– С какой интонацией надо читать эту песенку?
– Прочтите песенку, передавая голосом радость прихода весны.
– Прочтите зашифрованные слова:
– Как их назвать одним словом?
– Рассмотрите иллюстрации на странице 44 к народным песенкам. Какой рисунок не относится к песенке «Идёт матушка Весна»? (Колосья.)
– Прочтите самостоятельно вторую песенку – «Иди, весна».
– Объясните значения слов и выражений:
Принеси ржаной колосок – просьба дать богатый урожай.
Снопок – связка стеблей с колосьями.
– Сравните эту песенку с предыдущей.
– Чем они похожи и чем отличаются?
– Какая из двух песенок похожа на закличку?
– Прочтите песенку «Иди, весна» так, как будто вы зазываете весну.
V. Итог урока. Рефлексия.
– С какими произведениями мы познакомились?
– Зачем люди придумывают загадки?
– Как придумывают загадки?
– Для чего придумывают песенки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Тема: знакомство с творчеством Дж.Р.Р.Толкина.
В материале дана разработка урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления. Урок направлен на получение новых знаний и формирование УУД...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Методическая разработка урока по литературному чтению (внеклассное чтение) в 3 классе по теме «Лес и человек»
Взаимоотношения человека и природы...
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века
Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...
Технологическая карта по литературному чтению 1класс на тему: "Загадки, песенки потешки, небылицы. Н. В. Пикулева «Загадки»"
Тип урока: «открытия» нового знания.Цель урока: формирование представлений учащихся о жанрах устного народного творчества: загадках, песнях, потешках, небылицах; формирование умений: отгад...