Методическая разработка урока по литературному чтению 1 класс "Школа России" по теме: Е. Чарушин "Теремок"
методическая разработка по чтению (1 класс)

Цуканова Е.А.

учитель начальной школы

МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

Белгородской области

Тема: Е. Чарушин «Теремок»

Цель:создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки.

Тип урока: изучение новых знаний.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

II. Постановка цели урока.

– Любите ли вы читать сказки?

– Какие сказки вы знаете?

– Назовите свои любимые сказки.

– Сегодня на уроке мы начнём знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите, как он называется.

III. Изучение нового материала.

1. Речевая разминка.

– Прочтите скороговорку:

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

2. Чтение диалога с писателем.

Учащиеся читают текст по цепочке.

– Почему говорят, что сказка – мудрость народа, его мечты и желания?

– Прочтите  записанную  на  доске  пословицу.

 

– Какие буквы закрыты карточками? (Буквы  к  и  м).

– Объясните смысл этой пословицы.

3. Подготовка к чтению сказки Е. Чарушина «Теремок».

– Сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется.

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.

(«Теремок».)

– Прочтите названия животных – героев сказки «Теремок» – сначала по слогам, затем целыми словами: мышка-норушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый.

– В чем необычность имён героев сказки?

– На какие особенности героев указывают их имена?

– В каком порядке появлялись в сказке герои?

– Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Теремок». Расположите их по порядку изложения событий в сказке.

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.

ос-та-но-ви-лась –       остановилась

в те-ре-моч-ке – в теремочке

не-вы-со-ком –    невысоком

не от-ве-ча-ет –          не отвечает

рас-пе-вать – распевать

у-вёр-тыш – увёртыш

за-бра-лась – забралась

Объясните значение слова «увёртыш».

Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности.

4. Чтение сказки заранее подготовленными учащимися.

– При чтении интонацией выделяйте слова и предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки.

5. Анализ произведения.

– Понравилась ли вам сказка?

– Что понравилось больше?

– Какие герои сказки вам понравились?

– Чем сказка Е. Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку?

– Чем отличается?

Учитель демонстрирует схему.

 

– Объясните, какие сказки называют народными, а какие – авторскими.

– Приведите примеры народных сказок.

– Какие авторские сказки вы знаете?

Физкультминутка

IV. Закрепление нового материала.

1. Выразительное чтение сказки по ролям.

2. Подготовка к пересказу сказки.

– Отгадайте загадки – имена героев сказки Е. Чарушина «Теремок».

Зимой белый, летом серый.                       Мала, а никому не мила.

(Заяц.)                                                                                    (Мышка.)

Скачет зверушка,                                       На овчарку он похож.

Не рот, а ловушка.                                     Что ни зуб – то острый нож!

Попадут в ловушку                                   Он бежит, оскалив пасть,

И комар, и мушка.                                     На овцу готов напасть.

(Лягушка.)                                                                                 (Волк.)

Рыжая, с пушистым хвостом,                    Хозяин лесной

Живёт в лесу под кустом.                          Просыпается весной,

(Лиса.)                                                        А зимой под вьюжный вой

                                                                    Спит в избушке снеговой.

                                                                                                  (Медведь.)

Учитель открывает на доске карточки с изображением героев сказки.

– Расположите карточки с героями в том порядке, в котором они появляются в сказке.

– Как ведут себя герои сказки?

– Чем она закончится?

– Чему учит эта сказка?

– Прочтите пословицы, записанные на доске:

• В темноте, да не в обиде.

• Знает сорока, где зиму зимовать.

• Согласие крепче каменных стен.

– Объясните смысл этих пословиц.

– Какая из них подходит к нашей сказке больше всего?

3. Пересказ сказки.

– Придумайте свой вариант окончания сказки.

– Какие слова произнесет волк?

– Какие слова произнесет медведь?

4. Игра «Чье это прозвище?».

На доске записаны прозвища:

• кумушка, сестричка (лиса);

• бирюк, хватыш, «зубами щёлк» (волк);

• толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь);

• норушка (мышка);

• квакушка (лягушка);

• побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц);

• серый лоб, бестолковый боб, мурлыка (кот);

• дереза (коза);

• ряба, татарушка, пеструшка (курица).

  • Где так называют животных?

5. Игра «Чей это голос?».

– Узнайте героев сказок о животных по их голосам:

• голос тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц);

• голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса);

• голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);

• голос хриплый, грубый, «толстый» (волк);

• голос звонкий, чёткий (петух);

• речь размеренная, простая, твёрдая, без затей (кот);

• голосок тоненький, притворный (коза);

• голос занудливый (баран).

V. Итог урока. Рефлексия.

– С какой сказкой мы сегодня познакомились?

– Кто автор этой сказки?

– Чему учит нас эта сказка?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цуканова Е.А.

учитель начальной школы

МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

Белгородской области

Тема: Е. ЧАРУШИН «ТЕРЕМОК»

Цель:создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки.

Тип урока: изучение новых знаний.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

II. Постановка цели урока.

– Любите ли вы читать сказки?

– Какие сказки вы знаете?

– Назовите свои любимые сказки.

– Сегодня на уроке мы начнём знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите, как он называется.

III. Изучение нового материала.

1. Речевая разминка.

– Прочтите скороговорку:

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

2. Чтение диалога с писателем.

Учащиеся читают текст по цепочке.

– Почему говорят, что сказка – мудрость народа, его мечты и желания?

– Прочтите  записанную  на  доске  пословицу.

– Какие буквы закрыты карточками? (Буквы  к  и  м).

– Объясните смысл этой пословицы.

3. Подготовка к чтению сказки Е. Чарушина «Теремок».

– Сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется.

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.

(«Теремок».)

– Прочтите названия животных – героев сказки «Теремок» – сначала по слогам, затем целыми словами: мышка-норушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый.

– В чем необычность имён героев сказки?

– На какие особенности героев указывают их имена?

– В каком порядке появлялись в сказке герои?

– Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Теремок». Расположите их по порядку изложения событий в сказке.

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.

ос-та-но-ви-лась –         остановилась

в те-ре-моч-ке –         в теремочке

не-вы-со-ком –         невысоком

не от-ве-ча-ет –         не отвечает

рас-пе-вать – распевать

у-вёр-тыш – увёртыш

за-бра-лась – забралась

Объясните значение слова «увёртыш».

Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности.

4. Чтение сказки заранее подготовленными учащимися.

– При чтении интонацией выделяйте слова и предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки.

5. Анализ произведения.

– Понравилась ли вам сказка?

– Что понравилось больше?

– Какие герои сказки вам понравились?

– Чем сказка Е. Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку?

– Чем отличается?

Учитель демонстрирует схему.

– Объясните, какие сказки называют народными, а какие – авторскими.

– Приведите примеры народных сказок.

– Какие авторские сказки вы знаете?

Физкультминутка

IV. Закрепление нового материала.

1. Выразительное чтение сказки по ролям.

2. Подготовка к пересказу сказки.

– Отгадайте загадки – имена героев сказки Е. Чарушина «Теремок».

Зимой белый, летом серый.        Мала, а никому не мила.

(Заяц.)        (Мышка.)

Скачет зверушка,        На овчарку он похож.

Не рот, а ловушка.        Что ни зуб – то острый нож!

Попадут в ловушку        Он бежит, оскалив пасть,

И комар, и мушка.        На овцу готов напасть.

(Лягушка.)        (Волк.)

Рыжая, с пушистым хвостом,        Хозяин лесной

Живёт в лесу под кустом.        Просыпается весной,

(Лиса.)        А зимой под вьюжный вой

        Спит в избушке снеговой.

        (Медведь.)

Учитель открывает на доске карточки с изображением героев сказки.

– Расположите карточки с героями в том порядке, в котором они появляются в сказке.

– Как ведут себя герои сказки?

– Чем она закончится?

– Чему учит эта сказка?

– Прочтите пословицы, записанные на доске:

• В темноте, да не в обиде.

• Знает сорока, где зиму зимовать.

• Согласие крепче каменных стен.

– Объясните смысл этих пословиц.

– Какая из них подходит к нашей сказке больше всего?

3. Пересказ сказки.

– Придумайте свой вариант окончания сказки.

– Какие слова произнесет волк?

– Какие слова произнесет медведь?

4. Игра «Чье это прозвище?».

На доске записаны прозвища:

• кумушка, сестричка (лиса);

• бирюк, хватыш, «зубами щёлк» (волк);

• толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь);

• норушка (мышка);

• квакушка (лягушка);

• побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц);

• серый лоб, бестолковый боб, мурлыка (кот);

• дереза (коза);

• ряба, татарушка, пеструшка (курица).

  • Где так называют животных?

5. Игра «Чей это голос?».

– Узнайте героев сказок о животных по их голосам:

• голос тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц);

• голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса);

• голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);

• голос хриплый, грубый, «толстый» (волк);

• голос звонкий, чёткий (петух);

• речь размеренная, простая, твёрдая, без затей (кот);

• голосок тоненький, притворный (коза);

• голос занудливый (баран).

V. Итог урока. Рефлексия.

– С какой сказкой мы сегодня познакомились?

– Кто автор этой сказки?

– Чему учит нас эта сказка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "Поэтические секреты"

          Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы  «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Тема: знакомство с творчеством Дж.Р.Р.Толкина.

В материале дана разработка урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления. Урок направлен на получение новых знаний и  формирование УУД...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению. Тема урока: "Александр Раскин «Как папа охотился на тигра»"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ...