Технология проведения
| Содержание | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Организует начало урока, мотивацию к учебной деятельности Приветствие - Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: «Будет интересно!» - Ваши глазки все проснулись? - Ваши губки улыбнулись? - Итак, ребята, приступим к работе. | Дети улыбаются друг другу.
|
| Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви: Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
2. Актуализация знаний Цель: организовать повторение изученного и формулировку темы урока детьми
| Организует повторение жанров УНТ и формулировку темы детьми. Наш урок будет очень необычным, урок-КВН. Кто знает, что такое КВН? КВН - Клуб Веселых и Находчивых, это викторина, в которой соревнуются несколько команд. Я надеюсь, сегодня на уроке в командах вы проявите вашу эрудицию, остроумие и находчивость. С нами будет работать вот такая волшебная сказочная рыбка. Именно она сегодня принесла вам много разных заданий. И если кто-то из вас что-то забудет, она подскажет. Тех, кто волнуется - успокоит, стоит только на нее посмотреть. Итак, играть будут две команды: «Сивка-Бурка» и «Конек-Горбунок» (жребий). Вот ваши эмблемы. Выбираем капитанов команд (жребий). Я вам раздаю рабочие листы на каждую команду, на них вы будите выполнять некоторые задания. Давайте вспомним правила работы в группах: 1. Уважай своих товарищей. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен - предложи свой вариант. По мере выполнения заданий и конкурсов я буду раздавать вам жетончики вот в такие копилки, и в конце выберем команду победителей. Какая же тема нашего КВН? Для того, чтобы это узнать выполним первое задание. Вам нужно вытащить из конвертов карточки и отгадать, что на них написано. (В каждой команде дети по очереди читают карточки и отгадывают). (Сказка, пословица, считалка, колыбельная песня, дразнилка, загадка, скороговорка, небылица). Итак, вы отгадали, что это небылицы, скороговорки, считалочки и т.д. - А в каком разделе нашего учебника вы с ними знакомились? (УНТ). Раз вы уже познакомились с этим разделом, зачем же я еще раз про него напоминаю вам? (чтобы закрепить и обобщить ваши знания по этой теме) Ребята, прочитайте, как называется рубрика, с которой сегодня будем работать. Как вы понимаете это название, что значит проверить себя и оценить свои достижения? Правильно, это значит понять, всё ли ты запомнил, проверить ещё раз, умеешь ли ты делать хорошо то, чему учился на протяжении изучения темы. Итак, наш КВН посвящен обобщению по теме УНТ Давайте вспомним, что такое УНТ и почему его так называют? УНТ: Устное – передавалось из ус в уста, не записывалось. Народное – принадлежащее народу.. Автора установить нельзя. Творчество –от слова «творить» -создавать. Устное народное творчество возникло в глубокой древности. Все произведения сочиняли талантливые люди из простого народа и передавали из уст в уста. Каждый новый сказитель добавлял к услышанному что-то свое. | Отвечают на вопросы. С помощью учителя формулируют тему. | Знать понятие «устное народное творчество», жанры устного народного творчества.
| Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД) Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
3. Формулировка цели урока и планирование деятельности
Цель: организовать формулировку цели урока и планирование деятельности детьми | Организует формулировку цели урока и планирование деятельности детьми Работа над планом урока. Ребята, у меня и у вас на рабочих листочках команд написан план сегодняшнего урока (ученики читают план). План урока 1.Проверяем свои знания о малых произведениях устного народного творчества, оцениваем уровень достижений. 2.Проверяем свои знания о сказках, оцениваем уровень достижений. 3.Проверяем умения в выполнении практических упражнений, оцениваем уровень достижений. 4.Создаём свои произведения, творим, оцениваем результаты. -Ребята, давайте постараемся следовать этому плану. | С помощью учителя формулируют цель урока. Планируют с помощью учителя свою деятельность |
| -Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя, - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке (Регулятивные УУД), -ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД) |
4. Обобщение изученного Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания
| Конкурс 1. «Разминка» (самый-самый) Я буду командам по очереди задавать вопросы. Ваша задача, назвать сказочного героя или предмет из сказки. На обдумывание 10 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон -Самый многоголовый сказочный герой? (Змей Горыныч) -Самый непослушный ребёнок? (Иванушка) -Самый быстрый сказочный летательный аппарат? (Ступа, метла, ковёр-самолёт) -Самый гостеприимный, вместительный домик.(Теремок) -Самый долгоживущий сказочный герой.( Кащей Бессмертный) -Самый трудно вытаскиваемый овощ. (Репка) -Самое шустрое хлебобулочное изделие. (Колобок) -Самая говорящая речная рыба. (Щука)
- Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством? (Рассказывают, когда кто первый раз услышал колыбельную песенку и объясняют это понятие). Вывод учителя. - Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – вы родились, и над вашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки. - Я сказала про колыбельные песенки, а этот жанр относится к УНТ? Так давайте-ка с вами вспомним, какие жанры относятся к УНТ? Это будет второй конкурс нашей викторины. Конкурс 2. «Виды УНТ» За 2 минуты вы должны перечислить как можно больше видов УНТ. Капитан записывает, а другие перечисляют. (Раздать листочки и ручки). Но работать нужно очень тихо, чтобы другая команда не слышала ваших ответов. Время пошло! (Песня, потешка, прибаутка, пословица, поговорка, считалка, докучная сказка, былина, легенда, загадка, частушки, скороговорки, сказки). Команда, которая написала больше видов, получает 1 жетон. Итак, проверяем (учитель читает и считает жанры) | Выполняют задания, предложенные учителем, делают выводы | Знать жанры устного народного творчества, их отличительные признаки Развитие навыка выразительного чтения. | Уметь под руководством учителя определять последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
|
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА Цель: снятие усталости
| Конкурс 3. «Закончи пословицу» Проверим, как вы знакомы с таким жанром как пословицы. Вам нужно соединить начало и конец пословиц. Команда, которая соберёт их быстрее, получает 1 жетон. Была бы охота - …будет ладиться работа. Труд человека кормит, … а лень портит. Раз соврал – … навек лгуном стал. Кто других не любит - …сам себя погубит. Кончил дело - … гуляй смело. Человек от лени болеет, …а от труда здоровеет. На страницах вашего учебника вы познакомились с замечательными русскими народными сказками. Проверим ваши знания в этом жанре УНТ. Конкурс 4. «Викторина по сказкам» Блиц-опрос. Время на обдумывание 3 секунды. По очереди я задаю командам вопросы, ответьте на них и назовите сказку. За правильный ответ 1 жетон. - На чём предпочитала передвигаться Баба- яга? (На метле и ступе) - Какая избушка была у Бабы –Яги? (На курьих ножках) - В этой сказке всё по три .(Три медведя) - Из чего солдат варил кашу? ( Из топора) - Чем играл братец Иванушка у Бабы – яги из сказки «Гуси - лебеди» (Золотыми яблочками) - Кто из обитателей болота стал женой Царевича? (Лягушка). - Сказочное название скатерти? (Самобранка).
Рыбка предлагает вам еще один конкурс. Конкурс 5. «Что такое сказка?» Задание 1. Откройте в учебнике стр.55,№16 - Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста. - Подумайте, не надо ли включить еще что-то в это определение? ( Сказка - это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста. В сказке есть зачин, присказка и концовка.) После выслушивания ответов дается второе задание в этом конкурсе. Задание 2. Капитаны команд выходят и читают один из жанров УНТ по ролям, а участники команд внимательно слушают и чья команда отгадает жанр, получает 1 жетон.
Сказочники воплотили в главных героях волшебных сказок представления русского народа о самых хороших чертах характера. События в сказках происходят таким образом, чтобы многократно испытывать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к детям и животным. Вы уже знаете, что в русских народных сказках есть присказка, зачин и концовка. Давайте проверим это и выполним задание в учебнике.
Организует выполнение гимнастики для снятия усталости Прежде чем перейти к следующему заданию волшебная рыбка предлагает нам физкультминутку
Беленькое облако (Округленные руки перед собой) Поднялось над крышей (Поднять руки над головой) Устремилось облако Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх); (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону) Ветер это облако Зацепил за кручу. Превратилось облако в грозовую тучу. (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).
Итак, откройте стр.55 в учебнике и давайте посмотрим задание №15 Фронтальный опрос. Какие существуют сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных) Перечитав ещё раз сказки, представленные в разделе «Устное народное творчество», наша гостья – волшебная рыбка пришла к выводу, что у волшебных сказок есть отличительные особенности. И сделала нам вот такую таблицу , в которой перечислены все признаки волшебной сказки. Я раздам вам эти таблицы, они пригодятся вам на уроках чтения. Итак, давайте посмотрим, какие же признаки есть у волшебных сказок.
Народная волшебная сказка | Язык сказки | Признаки волшебной сказки | Композиция: присказка, зачин, (основная часть), концовка. Выразительные средства: повторы, эпитеты, просторечные слова | Испытание, превращение, волшебный предмет, сказочное существо, необычное место действия. |
Задание Уч. стр. 55, №19 Конкурс 6. «Русские народные сказки» . Сейчас нужно выполнить следующее задание. В этих конвертах рыбка прислала вам карточки с героями, нужно вспомнить, что это за сказки и собрать мозаику - иллюстрацию к одной из них. Брат, сестра, гуси-лебеди, баба Яга | Гуси-лебеди | Аленушка, Иванушка, купец, ведьма | Сестрица-Аленушка и братец-Иванушка | Бабушка, внучка, мышка, курочка | Курочка-ряба
| Иван-дурак 2 старших сына Сивка-Бурка | Сивка-Бурка |
Конкурс 7. «Узнай героя или назови сказку». Мы из сказки – ты нас знаешь. Если вспомнишь – отгадаешь! А не вспомнишь – ну так что ж… Сказку заново прочтешь!
Удивляется народ: Едет печка, дым идёт, А Емеля на печи Ест большие калачи! Чай сам наливается По его хотению, А сказка называется… («По щучьему велению»)
Прямо в болото упала стрела, А в этом болоте царевна жила, Как звали царевну, скажи мне на ушко. Я знаю, ты помнишь - … (Царевна - лягушка)
«Не пей, Иванушка, если устанешь…» А братец всё выпил до донышка. «Не пей, Иванушка, козлёночком станешь!» Плачет… (Сестрица Алёнушка )
Сидит в корзине девочка У мишки за спиной. Он сам того не ведая, Несёт её домой. Ну, отгадал загадку? Тогда ответь скорей! Названье этой сказки…(«Маша и медведь»)
Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кем же были эти Маленькие дети… (Семеро козлят). |
Выполняют гимнастику
|
| Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД) Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. (Коммуникативные УУД) Сбережение здоровья (Личностные) Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (Регулятивные УУД) Самостоятельное формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (Познавательные УУД) постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог (Коммуникативные УУД)
|
5. Включение в систему знаний Цель: -обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий (разгадывание кроссворда) | Организует фиксирование нового содержания. - Ребята, все жанры УНТ мы вспомнили? А кто из вас знает, как ещё называют народное творчество? Для того чтобы это узнать, предлагаю вам разгадать кроссворд в учебнике. 1. Кто был хозяином Жар-птицы? (Афрон) 2. В кого превратился Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (козленочек) 3. Имя героини, которую хотела погубить ведьма? (Аленушка) 4. О ком сказано: «…бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»? (конь) 5. К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя Кусмана?(уздечка) 6. Как звали невесту Иванушки-дурачка? (Елена) 7. Какие яблочки росли в саду у царя Берендея? (золотые) 8. Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха? (перстень) Народное творчество иначе называют ФОЛЬКЛОР (в переводе с английского языка это слово обозначает «народная мудрость») Устное народное творчество – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, не будем знать народных обычаев, пословиц, скороговорок, играть в народные игры, ценить свое прошлое. - Вспоминая все произведения устного народного творчества, с которыми мы знакомились ранее, глядя на выставку книг, можно сказать, что устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. - Как вы думаете, почему? - Когда вы родились, над вашей кроваткой звучали колыбельные песни, подрастая вы слушали потешки, небылицы, загадки, сказки, взрослея, задумывались над смыслом пословиц и поговорок. - Почему УНТ называют мудростью народа? - В фольклоре заложена народная мудрость. Мы должны гордиться своей Родиной, уважать русский народ, наших предков за то богатство, которое они передали нам в виде УНТ. - В 4 классе на уроках литературного чтения вы познакомитесь с новыми жанрами УНТ. Узнаете ещё много интересного о творчестве русского народа. Мы достигли с вами наших целей, ребята, мы выполнили план урока? | Отвечают на вопросы учителя, обобщают полученные знания, делают выводы о необходимости дальнейшего изучения народного творчества. | Знать жанры устного народного творчества, их отличительные признаки | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы, всего класса, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (Личностные УУД)
|
6. Подведение итогов, самооценка, взаимооценка работы Цель: соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших задач.
| Подводит итоги А сейчас, ребята, пришло время подвести итоги, посчитать, сколько ваша команда набрала жетонов при выполнении заданий. Подсчет жетонов. Определение команды победителей. Волшебная рыбка предлагает победу дружбы и я вручаю вашему классу грамоту заучастие в КВН двум командам. Ребята, пришло время узнать, как хорошо вы знаете произведения фольклора. Фронтальный опрос. Как называются: Детские стишки-забавы, которые сопровождаются определенными движениями (Потешки) Небольшое произведение, в основе которого лежит вымысел, неверное сообщение. (Небылица) Краткое описание событий, явлений, растений, животных, предметов, которые нужно узнать и отгадать по их признакам. (Загадка). Меткое образное выражение, имеющее поучительное содержание, в котором передана народная мудрость. (Пословица). Произведение с вымышленным, иногда фантастическим содержанием, героями, которых являются животные, растения, неживые предметы, которые по характеру и поступкам похожи на людей. (Сказка). Фраза, которая требует правильного и быстрого произношения звуков, слогов, слов. (Скороговорка). Стихотворение, положенное на музыку. (Песня). -Молодцы! | Высказывают свои впечатления от урока, оценивают работу групп, делают выводы. |
| Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. (Личностные УУД) Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. (Регулятивные УУД) Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
7. Рефлексия учебной деятельности Цель: Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки литературного чтения - В волшебных сказках часто встречается яблонька с наливными яблочками. Вот и у нас выросла яблонька, но на ней пока нет яблочек. Давайте украсим её яблочками.
- ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ - ИСПЫТЫВАЛИ ЗАТРУДНЕНИЯ - ПОЛУЧИЛОСЬ, НО НЕ ВСЁ
Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним все, что мы с вами делали сегодня на уроке. (ответы детей). Вам было интересно? Я думаю, что наш урок удался, и вы были дружными, активными, смело высказывали свое мнение. В заключении я хочу сказать: «Книжки могут рассказать Обо всем на свете. Очень любят их читать И взрослые и дети». | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, |
| Оценка – осознание качества и уровня освоения и овладения теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль (Регулятивные УУД) оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. (Личностные УУД) |
8. Домашнее задание Цель: Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Проводит разбор домашнего задания - Как вы думаете, какое будет домашнее задание? (Предположения детей) Давайте вспомним наш план урока, ведь мы выполнили только три пункта, а вот четвертый как раз и будет вашим домашним заданием! - Дома вам нужно будет сочинить волшебную сказку, соблюдая все её признаки. Таблички, которые принесла на урок волшебная рыбка, вам в этом помогут. Итак, д/з уч.стр.58, сочинить сказку. -Урок окончен. Всем спасибо за работу. Вы большие молодцы! | Записывают задание на дом, задают вопросы |
| Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (Регулятивные УУД) Построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (Познавательные УУД) Умение слушать и вступать в диалог (Коммуникативные УУД) |