Обобщение по разделу «Устное народное творчество» «Осень в загадках, потешках, песенках, пословицах и поговорках».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Тельденова Руслана Сергеевна

Тип урока: урок - обобщение.

Цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать творческие способности, фантазию, наблюдательность, умения сравнивать, сопоставлять жанры устного народного творчества, используя ряд средств художественной выразительности; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты: 

Предметные: учащиеся научатся различать жанры УНТ, научатся читать тексты, передавая с помощью интонации настроение народа, наблюдать за жизнью слов в текстах.

 Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: уметь работать в группе (распределять обязанности; выслушивать товарища по группе, отстаивать своё мнение);проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы.

Личностные: самостоятельно оценивают свои достижения.

Образовательные ресурсы: иллюстрации на тему осени, запись музыки П. И.Чайковского «Времена года. Осенняя песнь. Октябрь», презентация к уроку, карточки – задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r4.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщение по разделу «Устное народное творчество» «Осень в загадках, потешках, песенках, пословицах и поговорках».

Тип урока: урок - обобщение.

Цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать творческие способности, фантазию, наблюдательность, умения сравнивать, сопоставлять жанры устного народного творчества, используя ряд средств художественной выразительности; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты: 

Предметные: учащиеся научатся различать жанры УНТ, научатся читать тексты, передавая с помощью интонации настроение народа, наблюдать за жизнью слов в текстах.

 Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: уметь работать в группе (распределять обязанности; выслушивать товарища по группе, отстаивать своё мнение);проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы.

Личностные: самостоятельно оценивают свои достижения.

Образовательные ресурсы: иллюстрации на тему осени, запись музыки П. И.Чайковского «Времена года. Осенняя песнь. Октябрь», презентация к уроку, карточки – задания.

Ход урока

Ι. Организационный момент. 

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

II. Речевая разминка.

Произносите текст чётко, выделяя голосом ударные слоги:

Гроздья рябины на солнце горят,   (Слайд №1)

Рябит от рябины в глазах у ребят (медленно  и постепенно ускоряя темп, быстро и постепенно замедляя темп).

- Назовите жанр данного текста (скороговорка)

- Что такое скороговорка?  Для чего нужны скороговорки? ( для отработки правильной речи)

ΙΙ. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня на уроке мы отправимся в удивительную страну, название которой вы отгадаете, решив ребусы. (Слайд №2)

А) Старинное название губ(рта),+ное =устное

Б) Синоним слова ЛЮДИ +ное= народное

В) (твори-и)+(честь-ь)+(волк-лк)=творчество

(Устное народное творчество)

Назовите жанры УНТ (потешки, пословицы, скороговорки, сказки, загадки, небылицы, заклички, песенки)

Посмотрите репродукции известных картин. Какое время года на них изображено? (Осень)

- По каким признакам вы определили, что это осень?    

 (На кустах и деревьях пожелтела листва. По небу плывут серые тучи. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины). 

- О каком времени года скороговорка? ( про осень)

-Какое название вы дали бы  нашему уроку? (народное слово об осени, осень в жанрах УНТ )

III. Постановка учебной задачи.

- Какие задачи вы поставите перед собой на урок?

(Будем учиться правильно формулировать свои ответы, работать в группах.  Вспомним, жанры УНТ связанные с осенью.)

ΙV. Работа по теме урока.

- Представим, что мы в осеннем лесу. (Слайд №3)  В воздухе пахнет грибами, сырыми листьями:

- вдохнём запах осеннего леса (вдох носом, выдох через рот);

- в воздухе запахло грибами (вдох, задержка дыхания, выдох);

- повсюду пахнет листьями.  Возьмите осенний листочек, который лежит на парте.

Этот лист укажет в какой группе вы будете работать на уроке. ( у детей на партах лежат берёзовые, кленовые, дубовые, рябиновые листья). Дети делятся на 4 группы.

-Вспомните  правила работы в группах: (распределение ролей в группе ,на выполнение задания отводится определенное время, совместное обсуждение задания ; принятие совместного решения; выбор кандидата, который публично вслух будет зачитывать ответ, группа слушает внимательно ответы других групп)

-В каких произведениях устного народного творчества заключена народная мудрость?

( в пословицах и поговорках) (Слайд №4)

- Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми пословицами и поговорками об осени.

( на партах лежат жёлтые конверты с пословицами и поговорками)

-  Налетел осенний ветерок и разлетелись слова из пословиц и поговорок. Каждой группе надо  восстановить в них порядок слов.

Поработайте в группе, а потом озвучьте вашу пословицу и поговорку и объясните ее смысл.

1группа: В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.

2 группа: Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

В осеннее ненастье семь погод на дворе.

3 группа: Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

Сентябрь птиц в дорогу погнал.

4 группа: День прозевал — урожай потерял.

Осень идет и за собою дождь ведет.

 (По очереди читают составленную пословицу или поговорку и объясняют ее смысл.)

- А это что за произведение?

-Летит, а не птица, (Слайд№5)

 Воет, а не зверь.(загадка)

- Что же такое загадка? ( на столе лежат словари)

- Обратитесь к словарю и найдите определение слову загадка

(Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.)

- Сейчас вы будете отгадывать загадки. В конвертах красного цвета лежат тексты загадок. Ваша задача найти и отгадать загадки про осень.

1группа

Листья желтые летят, 
Падают, кружатся, 
И под ноги просто так 
Как ковер ложатся! 
Что за желтый снегопад? 
Это просто ... 
 (Листопад )

Пусты поля, мокнет земля, 
Дождь поливает, когда это бывает? 
 (Осенью)

Шагает красавица, 
дыханием земли касается, 
Придёт и на поле, и на речку, 
Оденет в платьице цветочек.

 (Весна)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

(Зима)

Солнце печёт, липа цветёт. 
Рожь поспевает, когда это бывает?

(Лето)

2группа

Дни стали короче, 
Длинней стали ночи, 
Кто скажет, кто знает, 
Когда это бывает? 
 (Осенью)

Все мрачней лицо природы: 
Почернели огороды, 
Оголяются леса, 
Молкнут птичьи голоса, 
Мишка в спячку завалился. 
Что за месяц к нам явился? 
  (Октябрь)

Я раскрываю почки, 
в зелёные листочки. 
Деревья одеваю, 
посевы поливаю, 
Движения полна, 
зовут меня ...

 (Весна)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

(Зима)

Солнце печёт, липа цветёт. 
Рожь поспевает, когда это бывает?

(Лето)


3группа.

Утром мы во двор идём — 
Листья сыплются дождём, 
Под ногами шелестят 
И летят, летят, летят... 
 (Осень ) 
Поле чёрно-белым стало: 
Падает то дождь, то снег. 
А ещё похолодало — 
Льдом сковало воды рек. 
Мёрзнет в поле озимь ржи. 
Что за месяц, подскажи? 
  (Ноябрь)

Зазвенели ручьи, 
прилетели грачи. 
В улей пчела 
первый мёд принесла. 
Кто скажет, кто знает, 
когда это бывает?

(Весна)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

(Зима)

Солнце печёт, липа цветёт. 
Рожь поспевает, когда это бывает?

(Лето)

4группа

Несу я урожаи, 
Поля вновь засеваю, 
Птиц к югу отправляю, 
Деревья раздеваю, 
Но не касаюсь сосен и елочек. 
Я — ... 
 (Осень) 
Вслед за августом приходит, 
С листопадом хороводит 
И богат он урожаем, 
Мы его, конечно, знаем! 
  (Сентябрь)

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
- Заглянул к нам месяц ...

(Март)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

(Зима)

Солнце печёт, липа цветёт. 
Рожь поспевает, когда это бывает?

(Лето)

V. Физкульминутка. (Слайд №6)

 (Дети выполняют движения под музыку)

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

VΙ. Продолжение работы по теме урока. 

- Есть такой жанр в УНТ заклички.(Слайд№7)

Обратитесь к словарю и найдите определение слову заклички. ( обрядовые песни)

- Осенние заклички это  - обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие обряд кликания осени. В них народ обращался к осени, как одушевленному существу. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве - заклинание богатого урожая (с обильными хлебами).

В оранжевых конвертах лежат тексты песен - закличек. Вам нужно проинсценировать эту песню. Время на подготовку 5 минут

1 группа.

Осень, осень,
В гости просим.
Птицы в лесу: шуг-шуг,
Улетают с севера на юг;
Курлы-сИ, курлы-сИ -
Улетают до весны,
Улетают до весны,
По Руси! По Руси!

2 группа

Осень, осень пришла, 
Что ты нам принесла? 
В корабью - холста, 
На гумно - зерна, 
На прялку - шерстинку 
Да молока кринку, 
На стол - каравай, 
Дождик, дождик, поливай!

3 группа.

Осень! Осень!
Сноп последний носим.
Приходи с ливнем,
С хлебом обильным,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С толком, обмолокой,
Золотым венцом!

4 группа.

Осень не браните,
Осень не журите,
Осень славную,
Листопадную.
Пышки, лепешки,
Свиные ножки
В печи сидели,
На нас глядели,
В кошель полетели
Осенинщикам,
Славильщикам!

(театральное представление закличек)

VΙΙ. Итог урока. Рефлексия.

- Давайте нарядим наше осеннее дерево настроения.  В зелёных конвертах лежат осенние листочки. если вам было легко и интересно работать – выберите красный лист и прикрепите его на наше дерево. Если не всё получалось – жёлтый. А если было трудно – коричневый.

VΙΙΙ. Домашнее задание(Слайд №8)

( работа в группах)

Синий конверт – дом. задание

(надо соединить отрывок и жанр УНТ )

А) Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно вёдрышко.

пословица

Потянушеньки,потягушеньки,
Поперёк толстунушеньки!
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки.
А в роток говорок,
В головку разумок.

сказка

Добры бобры идут в боры.

Закличка

Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.

пестушка

Семь раз отмерь, один отрежь.

Скороговорка.

Б) От топота копыт пыль по полю летит.

Считалка

Во поле берёзка стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Ой,люли,стояла,
Ой,люли,стояла!

Былина

Захотелось Илье свою силу попробовать. Он подъехал к Оке-реке, упёрся плечом в высокую гору, что на берегу была, и свалил её в реку Оку…

скороговорка

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет:
Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой…

загадка

Золотое коромысло
Над рекою повисла.

Песня

В) Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка-на кошке,
По кривой дорожке.

сказка

Катилось яблоко
Мимо сада, мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.

Потешка

Свалился как снег на голову.

Небылица

Растёт Снегурочка не по дням, а по часам. Что ни день – всё умнее да милее становится…

считалка

Старину скажу стародавнюю,
Небывальщину да неслыхальщину.
Как среди моря овин горит,
А по чистому полю корабль бежит.

Поговорка

Г) – Ты пирог съел?
– Нет, не я!
– А вкусный был?
– Очень!

Былина

Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят…

пословица

Верное слово молвил поповский сын –не гоже богатырю на пиру сидеть, живот растить. Отпусти меня, князь, в широкие степи, поглядеть, не рыщет ли враг по родной Руси…

песня

Родина – мать, умей за неё постоять.

Шутка

Я с горы на гору шла,
Я серых гусей гнала,
Ой-ли, ой-ли, ой-люли,
Я серых гусей гнала

игровой приговор

                      

123


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение по разделу "Устное народное творчество" 3 класс

Данный материал предназначен для проведения обобщающего  урока литературного чтения в 3 классе по разделу "Устное народное творчество". Он содержит разнообразные задания, которые обучающимся пред...

Технологическая карта урока по литературному чтению. Обобщение по разделу "Устное народное творчество".

Урок-обобщение с элементами проектной и исследовательской деятельности по теме "Устное народное творчество" 3 класс....

Обобщение по разделу :"Устное народное творчество".

Урок проходит в форме путешествия героя сказки-Колобок. На уроке повторяют жанры фольклора: сказки,загадки,считалки,потешки,народные песни, небылицы, кулямасы-анекдоты....

Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....

Урок по литературному чтению 3 класс Обобщение по разделу "Устное народное творчество"

Урок по литературному чтению 3 класс Обобщение по разделу "Устное народное творчество"...