Литературное чтение 2 класс Тема: Обобщение по разделу «Устное народное творчество»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Антощенко Татьяна Дмитриевна

Устное народное творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter_cht_2_klass.docx130.7 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 1.10.2020                                        

Школа: Гимназия

Учитель: Николаева А.А.

Студен: Антощенко Т.Д.

Тип урока: закрепление изученного материала

Класс: 2

Учебный предмет: Литературное чтение

ОС: Школа России

Тема: Обобщение по разделу «Устное народное творчество»

Цели:

Содержательная:   в игровой форме обобщить знания учащихся по изученным жанрам устного народного творчества.

                 Деятельностная: развивать фантазию, творческие способности, интерес к устному народному творчеству.

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать умение осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа.

2.Развивать умение соотносить  нравственный смысл пословиц и поговорок  с изучаемыми произведениями и реалиями жизни.

3.Развивать умение слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос.

Развивающие:

1.Развивать умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя.

2.Развивать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

3.Развивать умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

4.Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

5.Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других.

2.Развивать умение принимать участие в диалоге.

Воспитательные:

1.Формирование организации собственной деятельности.

2.Воспитывать доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Умение осмысливать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни.

2.Умение слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос.

Личностные:

1.Умение организовывать собственную деятельность.

2.Умение проявлять доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника.

Метапредметные:

 Регулятивные УУД

1.Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя.

2.Умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные УУД 

1.Умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

2.Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД 

1.Умение слушать собеседника и понимать речь других.

2.Умение принимать участие в диалоге.

Оборудование: Литературное чтение. 2 класс. Учеб.для общеобразовательных учреждений в комплексе с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1 /2-е издание – М. :Просвещение, 2013.-223 с. :ил.- (Школа России).-ISBN978-5-09-03-02-23-6, презентация.

План урока:

1.Этап мотивации.

1.1.Приветствие.

1.2.Проверка готовности к уроку.

1.3.Эмоциональный настрой.

2. Этап актуализации знаний и осуществление первичного действия.

2.1. Отгадывание загадок

2.2.Беседа об устном народном творчестве

3.Этап выявления индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

4.Этап построения плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

5.Этап реализации на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

5.1. Повторение жанров устного народного творчества (Задание №1, стр. 56-ая)

5.2. Литературная викторина

5.3.Творческий конкурс «Допиши»

5.4.Конкурс «Сказки»

6.Этап обобщения выявленных затруднений

7.Этап осуществления самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

7.1. Конкурс «Собери пословицу»

7.2. Конкурс «Сочини сказку»

8.Этап осуществления рефлексии.

Сценарий урока

Этапы урока

Описание деятельности учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1.Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу

1.1.Приветствие.

-Здравствуйте, меня зовут Татьяна Дмитриевна и сегодня урок  литературного чтения  проведу у вас я

1.2.Проверка готовности к уроку.

-Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку: учебник, пенал,  дневник.

1.3.Эмоциональный настрой.

-Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Повторенье – мать ученья.

- Как вы понимаете эту пословицу? (чтобы лучше запомнить)

- Как эта пословица относится к нам?

- Ребята, сегодня  на уроке  я вам желаю хорошо потрудиться, быть активными, чтобы достичь хорошего результата.

Приветствуют учителя

Проверяют все ли у них лежит на партах.

Слушают учителя, отвечают

Устный, визуальный внешний контроль за готовность детей к уроку

Л1,Л2

ПР1, ПР2,К1,К2.

2. Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

2.1. Отгадывание загадок

Сейчас спросить хочу у вас:
Делу — время, кому же — только час? (Потеха)

Не лежалось на окошке,

Покатилка по дорожке (колобок)

Какая песенка поется о дружбе?  (Дружба крепкая)

Красна девица грустна:

Ей не нравиться весна,

Ей на солнце жарко,

Слезы льет бедняжка

(Снегурочка)

Отворили дверь козлята,

И пропали все куда-то (Волк и семеро козлят)

У Алёнушки – сестрицы,

Унесли братишку птицы (Гуси-Лебеди)

Старик в сине море
Свой невод забросит.
Кого-то поймает
И что-то попросит.
Жадность старуху
Сводит с ума,
С разбитым корытом
Осталась она.
(Сказка о рыбаке и рыбке)

Посадили ее в землю глубоко,
Оказалось вытащить очень нелегко.
Ох, засела крепко
В доброй сказке …
(Репка)

Про принцессу вам загадка:

Ей нужна была кроватка

С сотней новеньких матрасов.

Говорю вам без прикрас я.

Добрая, хорошая

Принцесса на…(горошине)

Где-то в поле он стоит,
Из трубы дымок летит.
Заяц, мышь, лиса, лягушка,
Волк и косолапый мишка
Дружно, весело живут,
Хором песенки поют.
Отвечай скорей, дружок,
Это сказка…
(Теремок)

- Какую знаете пословицу о  труде?

(Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)

Полюбить его успели,
За спиной его пропеллер.
Может долететь до Марса.
Кто же это, дети?
(Карлсон)

Лечит он слонов и крыс,
Бегемотов, зайцев, лис.
Перевяжет ранку
На лапке обезьянки.
И любой вам подтвердит…
Это …
(Доктор Айболит)

- Какую знаете пословицу о ученье?(Ученье – свет, а не ученье – тьма)

Бабушка в лесу живёт,

Травы-зелье собирает,

Пол в избе метлой метёт.

 В ступе по небу летает,

Из кости её нога.

Эту бабу звать … (Яга)

Попала в болото ли
Лихая стрела.
А в этом болоте
Сидела она.
Но в конце знакомой сказки
Сделалась она прекрасной.
(Царевна – Лягушка)

 Вот и вечер наступает,
В королевстве шумный бал.
Фея ей наряд подарит,
Чтоб ее никто не знал.
С бала в полночь убежала,
Башмачок свой потеряла.
(Золушка)

- Ребята, какую вы знаете пословицу о ста рублях? (Не имей 100 рублей, а имей сто друзей)

 На базар ушла их мама,
Ну, а деткам наказала
Никому не открывать,
Никому не отвечать…
А когда пришла обратно –
В доме не было ребяток.
Обманул их страшный зверь,
Надо их спасать теперь.
(Волк и семеро козлят)

Баба била — не разбила.

Слабовата бабья сила!

Да не смог разбить и дед.

 Ведь ему сто лет в обед.

Кликнули они норушку —

Та разбила, как игрушку,

И сбежала под крыльцо.

Что разбила-то? … (Яйцо)

 Ехал он на печи,
Уплетал калачи.
Чудо-щуку он поймал
И желанья загадал.
(Емеля)

2.2.Беседа об устном народном творчестве

Наши отгадки: Сказки, песенки, пословицы

- Как их можем назвать одним словом? (устное народное творчество)

-А какие жанры вы знаете устного народного творчества?

 

3. Этап выявления индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

Задача: Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

- Все ли вы знаете об устно народной творчестве?

Это мы сегодня проверим

Фронтально, визуальный контроль

ПР2

4. Этап построения плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

Задача: постановка целейучебнойдеятельности и наэтой основе выбор способа исредств ихреализации.

-Ребята, тема нашего урока будет:  Обобщение по разделу «Устное народное творчество»

- Какую цель поставим?

(Цель: подвести итоги по пройденному материалу)

- Чему же мы должны научиться? Какие задачи поставим перед собой?

П1,К1

5. Этап реализации на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

Задача: построение учащимися нового способадействий иформированиеумений егоприменять какпри решениизадачи,вызвавшейзатруднение, таки при решениизадач такогокласса или типавообще.

5.1. Повторение жанров устного народного творчества (Задание №1, стр. 56-ая)

- Ребята, давайте вспомним, что такое пестушка и потешка? (Пестушка— это один из древнейших жанров русского народного фольклора для детей младенческого возраста

Потешка — жанр устного народного творчества. Это небольшие стихотворения, предназначенные для развлечения маленьких детей и одновременно обучения необходимым знаниям)

«Потягушечки!
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки — хватушечки.
Ноги — бегушечки»

- Что такое частушки? ( Частушка- короткая (обычно 4-х строчная), исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка,популярный жанр народного русского словесно-музыкального творчества)

Эх, раз, еще раз,
Мы поклонимся сейчас,
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас!

- А что такое прибаутка? (Прибаутка – складный и короткий смешной стишок)

Петя-Петя-Петушок,

Петя - красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке - сережки!

- Что такое считалки? ( Считалка – короткий стишок, который используется при распределении ролей в игре)

Гномик золото искал
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал: «Как же быть?!»
Выходи! Тебе водить!

- Что такое загадки? (Загадка – это выражение, которое описывает предмет при помощи его связи с каким-нибудь другим предметом, при наличии у этих предметов общего свойства.)

Над цветком цветок летает

И порхает, и порхает.    (Бабочка.)

- Что такое пословицы и поговорки? ( Пословица- это произведение фольклора, краткое, мудрое изречение Поговорка- выражение, переносная речь, простое иносказание)

Делу время — потехе час

- А что же такое скороговорка? (Скороговорка – это шуточная фраза, которую трудно произносить)

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

- Что такое небылицы? (Небылицы – это  стихотворное или прозаическое повествование со сказочным или фантастическим сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле.)

Встаю я под вечер,
А утром ложусь.
Гогочет петух,
Кукарекает гусь.
Я платье для куклы
Стираю метлой
И в печке дрова
Зажигаю пилой.
Вливаю три супа
В кастрюлю с яйцом.
Песенка с крышкой,
Кастрюля с концом.

- Что такое песни? (Песни - наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией.)

- А какие песни вы знаете?

5.2. Литературная викторина

1. В какое время года происходили события в сказке «По щучьему веленью»? (зимой)

2. Куда упала стрела старшего сына из сказки «Царевна-лягушка»? (в болото)

3. «Битый небитого везет...». Из какой сказки эти слова? («Лисичка-сестричка и серый волк»)

4. Какого цвета волосы Мальвины? (Голубого.)

5. Какую рыбу поймал Емеля? (Щуку.)

5.3.Творческий конкурс «Допиши»

- Ребята, я начала колыбельную, ваша задача додумать конец колыбельной

Баю- баюшки – баю

- Кто первый придумает, поднимите руку

5.4.Конкурс «Сказки»

- На столах лежат названия сказок, но не дописанные. Вам нужно будет дописать название сказки

1.Баба (Яга)

2.Царевна (Лягушка)

3.Сапоги (скороходы)

4.Скатерть (самобранка)

5.Сивка (Бурка)

6.Курочка (Ряба)

7.Жар (птица)

8.Иванушка (дурачок)

9.Гуси (лебеди)

10.Ковёр (самолет)

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

 И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

 И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)

ПР1, ПР2,Л1,Л2,Р1,П1, К1,К2

ПР1,ПР2,Р1,Р2,П1,П2,К1,К2

ПР1, ПР2, П1,К1.К2

ПР1, ПР2, П1,К1.К2

6. Этап обобщения выявленных затруднений

Задачи: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д

- Ребята, скажите, какие затруднения у вас возникли при выполнении данных заданий?

- А что вам помешало выполнить их хорошо?

- Какой вывод вы для себя сделали?

ПР2, Л1,Л2,Р1,Р2, П1,К1,К2

7. Этап осуществления самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.1. Конкурс «Собери пословицу»

- Ребята, в этом конкурсе работаем в паре

- На столах у вас лежит лист, на котором слева написано начало пословицы, а справа конец пословицы. Ваша задача соотнести начало пословицы с концом пословицы.

- Кто справиться, поднимите руку

1. В здоровом теле — здоровый дух

2. Старый друг лучше новых двух.

3.Любишь кататься – люби и саночки возить

4. Делу -  время, потехе час

5.Ученье- свет, а не ученье - тьма

6. На чужой каравай – роток не разевай

7. Друг познается в беде.

8. Глаза боятся, а руки делают.

9. Не имей 100 рублей, а имей сто друзей

10. Сделал дело – гуляй смело

7.2. Конкурс «Сочини сказку»

- Ребята, взгляните на слайд, там изображены герои из сказок, ваша задача сочинить свою сказку с данными героями

герои сказок.jpg

Фронтальная работа

ПР2,Л2,Р1,Р2, П1,К1,К2

8. Этап осуществления рефлексии.

Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

-Какова была тема нашего урока?

-Назовите цель нашего урока?

- Получилось ли у нас реализовать поставленные задачи?

- Ребята, посчитайте свои житоны, у кого получилось больше всего, получит закладку

- Спасибо за работу на уроке. До свидания.

Фронтальный опрос Определение поставленных целей и задач ранее на уроке

Подведение итогов работы урока, определение реализована либо нет цели на уроке

ПР1, ПР2,Л2,Р1,Р2, П1,П2,,К1,К2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение по разделу "Устное народное творчество" 3 класс

Данный материал предназначен для проведения обобщающего  урока литературного чтения в 3 классе по разделу "Устное народное творчество". Он содержит разнообразные задания, которые обучающимся пред...

Технологическая карта урока по литературному чтению. Обобщение по разделу "Устное народное творчество".

Урок-обобщение с элементами проектной и исследовательской деятельности по теме "Устное народное творчество" 3 класс....

Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....

Урок по литературному чтению 3 класс Обобщение по разделу "Устное народное творчество"

Урок по литературному чтению 3 класс Обобщение по разделу "Устное народное творчество"...

Литературное чтение 2 класс Тема: Повторение по разделу устно-народное творчество. Люблю природу русскую. Осенние загадки, образ осени в загадках.

Тема: Повторение по разделу устно-народное творчество. Люблю природу русскую. Осенние загадки,  образ осени в загадках....

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе: ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Презентация создана к уроку литературного чтения в третьем классе. В презентации ребята называют к  какому жанру устного народного творчества относятся произведения....