Обобщение по разделу :"Устное народное творчество".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок проходит в форме путешествия героя сказки-Колобок. На уроке повторяют жанры фольклора: сказки,загадки,считалки,потешки,народные песни, небылицы, кулямасы-анекдоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Бектурганова Рауза Сеильбековна.
Название образовательного учреждения: МБОУ СОШ № 85 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республика Башкортостан.
Время реализации занятия: 40 минут. Задачи урока:
Обучающие:
- читать тексты, выполнять задания к ним.
Развивающие:
- развивать умение анализировать и обобщать;
- способствовать развитию фонематического слуха;
- развивать внимание, речь, логическое мышление.
Воспитывающие:
- воспитывать положительное отношение к чтению как к виду речевой деятельности;
- воспитывать аккуратность, желание трудиться;
- формировать позитивные взаимоотношения между учащимися классного коллектива.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание учебного материала;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике .
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию;
- моделирование;
- проводить сравнение;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Тип урока: Урок обобщение.
Интегрированный урок (русская литература,музыка, литература и культура Башкортостана)
Тема : «Обобщение по разделу «Устное народное творчество»».
- Вступительное слово:
-Сегодня ,ребята,мы отправляемся в страну,которая называется «Устное народное творчество».
Устное народное творчество-это история народа.Оно началось с древнейших времен и до сегодняшнего дня народ не прерывает своего творчества.
Итак ,сначала проведем речевую разминку и отправимся в путь.
П.Тренировочные упражнения:
- Поставьте логическое ударение. Выделите голосом ударную гласную.
Иуаоуыэ
- Прочитайте слоги:
чню нчи
вче лчу
пчу рчи
чнэ учк
- Прочитайте скороговорку:
В ночи не кирпичи
Лопочут на печи,
Лопочут на печи
В опаре калачи.
А)читают индивидуально 3 человека.
Б)читают хором по рядам.
В) Объяснение значения слова:
ОПАРА-заправленное дрожжами жидкое тесто.
КАЛАЧ-пшеничный хлеб.
Г)Какие скороговорки вы знаете?
Ш.Путешествие.
Учитель:-Отправляемся в путь.Поведёт нас по волшебным тропинкам сказочный персонаж.Отгадайте кто же это?
На сметане мешон,
На окошке стужон,
Круглый бок,румяный бок.
Кто же это? КОЛОБОК.
-Из какой сказки этот герой?
-Почему народная?
-Жанром какого большого раздела литературы являются сказки?
-Каким словом можно назвать «Устное народное творчество»? (ФОЛЬКЛОР)
-Какие еще жанры фольклора вы знаете?
-Остановимся более подробно на каждом из этих жанров, а поможет нам Колобок.
- СЧИТАЛКИ.
Учитель:-Испекла баба Колобок и положила на окошко студиться.А он с окна на завалинку,с завалинки на травку,с травки на тропинку и покатился по дорожке.
-Пойдем и мы за ним.
-А навстречу нам:
«Маленький,беленький
По лесочку прыг,прыг
По снежочку тык,тык
Кто это? ЗАЙЧИК.
-Зайчики решили поиграть в «догонялки», но никак не могут выбрать водящего.
Колобок решил помочь зайчатам и подсказал считалочки.
Дети, какие считалочки вы помните и можете рассказать.
-Зайчатам понравились считалочки , выучили они их и стали играть.
-В это время прибежал заяц-отец и говорит:
-Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Если не успокоишь моих малышек, они капризничают и шалят.
-Не ешь меня заяц, я твоим деткам потешки расскажу.
Учитель: Что такое потешки?
Дети:Потешка-это стихотворение, при помощи которого поучают и развлекают детей.
Дети читают.
1 потешка-«Петушок».
2 потешка-«Мыши»
3 потешка-«Кошка и курочка».
Учитель:-Сегодня мы познакомимся еще и с башкирскими потешками.
Дети читают:
1 потешка-«Ай не плачь.»
2 потешка-«Кисонька-мурысонька.»
Учитель: Заяц остался доволен и отпустил Колобка.
-Покатился Колобок дальше,а навстречу …
Отгадайте:
«Зубовато,серовато.
По полю рыщет,
Ягнят,телят ищет.
Кто это?
Дети отгадали. Волк.
Учитель:Колобок,Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня , я тебе песенку спою.
-Не хочу песню,-отвечает Волк.
-Я загадки люблю.
Учитель:-Наши ребята тоже любят загадки и сейчас их вам загадают.
(Несколько учеников загадывают заранее подготовленные загадки с отгадками-рисунками.)
Учитель:-Волк остался доволен загадками,отпустил Колобка.
Учитель:-А Колобок хочет напомнить вам, что раньше сообразительность,сме-калку людей проверяли по тому, как отгадывали загадки.Вот какую загадку предлагает Колобок:
«Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые,
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят, там и шумят.» (отгадка-береза).
Учитель:-По каким признакам вы догадались?
Учитель: Береза-это символ России. Ее воспевают в стихах-поэты, в песнях-композиторы, рисуют художники в картинах.
1 ученик-читает наизусть стихотворение о березе С Есенина.
Учитель:Покатился Колобок дальше, видит «красны девицы» хоровод вокруг березы водят и русскую народную песню поют.
физминутка
под песню «Во поле береза стояла.»
Учитель: Повеселился Колобок с красавицами и покатился дальше, а навстречу Медведь.
-Колобок, Колобок я тебя съем!.
-Не ешь меня, я тебе песенку спою.
-Не хочу песню-отвечает Медведь.
-Я люблю сказки.
-Дети ,давайте вспомним, что такое сказка?
Дети:-Сказка-это занимательный рассказ , в котором говорится о невероятной, но поучительной истории.
Учитель:-Какие бывают сказки?
Дети:волшебные,бытовые,о животных.
Учитель: -Пришлось Колобку рассказать сказки Медведю.
-Дети , угадайте сказки,
Викторина «Угадай сказку.!
(записи отрывков из сказок прослушивают дети)
По ходу отгадывания учитель задает вопросы:
1 сказка –«Кот и лиса.»
1)Из какой сказки этот отрывок?
2)К какой сказке относится?
3)Назовите героев сказки.
4)Охарактеризуйте героев сказки.
5)Инсценирование сказки «Кот и лиса».
2 сказка-«Как мужик гусей делил.»
1)К какому эпизоду относится иллюстрация?
2)Работа с учебником. (дети находят отрывок и читают «цепочкой») 3)К какому виду сказки относится? Почему?
4)Чтение по ролям.
Учитель:Медведю и этого мало.Он не отпускает.Просит,еще что-нибудь рассказать.
На уроках мы разбирали много пословиц .Они возникли давно, но и в современной жизни мы их часто вспоминаем и напоминаем .Что такое –пословицы?
Пословицы-это короткие выражения, содержащие большой смысл .
Игра:»Доскажи пословицу».
- Не дорого начало,а похвален…(конец)
2) На языке медок, а на уме… (ледок)
3)За добро добром и …(платят)
4)Не опирайся на силу, а опирайся …(на дело)
5)Умный и камень… (в еду превратит)
-Какие пословицы подходят по смыслу к прочитанным сказкам ?
Учитель:Наконец-то,отпустил Колобка Медведь.
Колобок вздохнул и покатился дальше, а навстречу Лиса.
Колобок рассказал веселое.
«Рано утром вечерком ,
Поздно, на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
На заборе чепуха
Жарила варенье
Куры съели петуха
В одно воскресенье.
Учитель: что же это ? (небылицы)
-Дети, сейчас мы прочитаем небылицу «У Иванова двора»…
(текст на партах)
Учитель: Лиса осталась довольна и отпустила Колобка.С тех пор Колобок стал потешат и развлекать всех.
Учитель: Прочитайте слово на доске «КУЛЯМАСЫ».
-Что это такое?
Дети: Кулямасы-это анекдоты, короткий рассказ о забавном происшествии.
Дети рассказывают и читают кулямасы.
Итог урока:
-Что понравилось на уроке?
-Какие жанры Устного народного творчества русского и башкирского народов вспомнили на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение по разделу "Устное народное творчество" 3 класс
Данный материал предназначен для проведения обобщающего урока литературного чтения в 3 классе по разделу "Устное народное творчество". Он содержит разнообразные задания, которые обучающимся пред...
Технологическая карта урока по литературному чтению. Обобщение по разделу "Устное народное творчество".
Урок-обобщение с элементами проектной и исследовательской деятельности по теме "Устное народное творчество" 3 класс....
Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....
Обобщение по разделу «Устное народное творчество» «Осень в загадках, потешках, песенках, пословицах и поговорках».
Тип урока: урок - обобщение.Цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать творческие способности, фантазию, наблюдательность, умения сравнивать, сопоставлять жанры устного народного творчества,...
Урок по литературному чтению 3 класс Обобщение по разделу "Устное народное творчество"
Урок по литературному чтению 3 класс Обобщение по разделу "Устное народное творчество"...
Литературное чтение 2 класс Тема: Обобщение по разделу «Устное народное творчество»
Устное народное творчество...