Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
методическая разработка (3 класс) на тему

Ермилова Наталья Николаевна

Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

 Методическая разработка урока литературного чтения, 3 класс

УРОК-КВН

«ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ

«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»»

                                                     Ермилова Н.Н.,

                                                                                  учитель начальных классов

ЦЕЛЬ: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество»; воспитывать любовь к книге; внимательное отношение друг к другу.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Коммуникативные – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместные действия, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, иметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли.

 Познавательные – отбор и  структуирование  необходимой информации.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные - коррекция своих действий, моделирование изучаемого содержания. Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные  установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Чувство сопричастности к культуре русского народа, гордость за свою страну.

                                                         Ход    урока.

I. Организационный момент.  

Сегодня КВН у нас,

Мы рады видеть вас  сейчас

Всех дорогих  гостей -

Ведь у нашей школы ЮБИЛЕЙ!

II. Постановка цели. Урока.  Речевая разминка.

(читают на карточках)

- Прочитайте стихотворение Валентина Берестова :

Недаром дети любят сказки.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

 -Скажите, к какому разделу можно отнести жанр сказка?

(Устное народное творчество)

Сегодня наш КВН посвящён устному народному творчеству. Вы покажите, как много знаете по этой теме, как умеете дружить, помогать друг другу. (Слайд 1)

       Играть будут 2 команды: «Сивка - Бурка» и « Жар- птица».

-Какой КВН без ЖЮРИ?  Это будут наши гости.

-Ребята,  чтобы время зря не терять вам надо КАПИТАНОВ выбирать!

- Итак, друзья, начнём программу.

Затей у нас большой запас! А для кого они? Для вас!

III. Конкурсы.

Конкурс  1 «Разминка» (самый-самый) ( Слайд 2)

Я буду командам по очереди задавать вопросы.

Вы должны назвать сказочного героя или предмет из сказки.

Оценки: За каждый правильный ответ 1 балл

На обдумывание 10 секунд.

 -Самый многоголовый сказочный герой? (Змей Горыныч)

 -Самый непослушный ребёнок? (Иванушка)

 -Самый быстрый  сказочный летательный аппарат? (Ступа, метла, ковёр-самолёт)

 -Самый гостеприимный, вместительный  домик.(Теремок)

 -Самый долгоживущий  сказочный герой.( Кащей  Бессмертный)

 -Самый  трудно вытаскиваемый овощ. (Репка)

 -Самое  шустрое хлебобулочное изделие. (Колобок)

 -Самая говорящая речная рыба. (Щука)

-  Прошу жюри огласить результаты.    

 Конкурс 2 «Кроссворд» (Слайд 3)

 Задание: Команды по очереди отвечают на вопросы, данные в кроссворде.

 За каждый правильный ответ 1 балл.

 

 Конкурс 3 «Виды фольклора» (Слайд 4)

 Задание: за 2 минуты вы должны перечислить как можно больше видов  

 фольклора. Один записывает, а другие перечисляют. Раздать листочки и

  ручки. Время пошло!

  (Песня, потешка, прибаутка, пословица, поговорка, считалка, докучная  

 сказка, былина, легенда, загадка, частушки, скороговорки, сказки).

 За каждый правильный ответ 1 балл.

  Конкурс 4 «Закончи пословицу»  (Слайд 5)

  На листочках у вас записано начало пословиц, вы напишите конец.

  1 балл за каждую правильную пословицу.

 - Труд человека кормит, а … лень портит.

 - Кончил дело - … гуляй смело.

 - Один за всех - … все за одного.

 -Терпение  и труд – …всё перетрут.

  Физкультминутка. (Слайд 6)

   Конкурс  5 «Конкурс капитанов» (Слайд 7)

   Блиц-опрос. Кто больше даст правильных ответов.

   Время на обдумывание 3 секунды.

 

 - На чём предпочитала передвигаться Баба- яга?    (На метле и ступе)

 - Русская народная  эпическая песня о богатырях – это…  (Былина)

 - Какая  избушка была у Бабы –Яги?    (На курьих ножках)

 - Кого вылепили старик со старухой из снега ?    (Снегурочку)

 - В этой сказке всё по три    .(Три медведя)

 - Из чего солдат вари кашу?     ( Из топора)

 - Кто выручал из беды Петушка в РНС «Кот, Петух и Лиса»     (КОТ)

 - Чем играл братец Иванушка  у Бабы – яги из сказки «Гуси - лебеди»      

   (Золотыми яблочками)

 - Из какой сказки пословица «Как аукнулось – так и откликнулось»    

   («Лиса и журавль»).

 - Кто из обитателей болота стал женой Царевича?      (Лягушка).

 - Как звали царя – отца Иванушки из сказки «Сивка - Бурка»?     (Афронт).

 - Сказочное название скатерти?      (Самобранка).

 Конкурс 6 «Составь название сказки» (Слайд 8)

  Соедини слова так, чтобы получилось  название сказки.

  За правильный ответ 1 балл.

 Конкурс 7 «Угадай сказку по опорным словам» (Слайд 9)

 Из данных слов  составьте название сказки

 За правильный ответ 1 балл.

Конкурс 8 «Викторина по сказкам» (Слайд 10)

Ответьте на вопросы и назовите сказку.

За правильный ответ 2 балла.

Конкурс 9. «Что такое сказка?» ( Слайд 11)
 Задание 1. 
- Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное;
раньше передавалось из уст в уста.
- Подумайте, не надо ли включить еще что-то в это определение?
(Например: 
Сказка это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста.
В сказке есть зачин, присказка и концовка.)

После выслушивания ответов дается второе задание в этом конкурсе.
Задание 2. 
- Прочитайте по ролям фрагмент сказки.

За выполненное правильно задание 5 баллов.

Конкурс 10.  «Узнай героя или назови  сказку». (Слайд 12)

Нужно выбирать загадку и отгадать её.  На обдумывание 5 секунд.

  1. – Колотил и колотил

По тарелке носом

Ничего не проглотил

И остался с носом.  («Лиса и журавль»)

  1.  -Удивляется народ:

            Едет печка, дым идёт,

            А Емеля на печи

            Ест большие калачи!

            Чай сам наливается

             По его хотению,

             А сказка называется… («По щучьему велению»)

  1. - Прямо в болото упала стрела,

             А в этом болоте царевна жила,

             Как звали царевну, скажи мне на ушко.

             Я знаю, ты помнишь - … (Царевна - лягушка)

       4) - «Не пей, Иванушка, если устанешь…»

             А братец всё выпил до донышка.

             «Не пей, Иванушка, козлёночком станешь!»

              Плачет…  (Сестрица  Алёнушка )

        5)  Сидит в корзине девочка

              У мишки за спиной.

              Он сам того не ведая,

              Несёт её домой.

              Ну, отгадал загадку?

             Тогда ответь скорей!

              Названье этой сказки…(«Маша и медведь»)

          6) Ждали маму с молоком,

               А пустили волка в дом.

               Кем же были эти

               Маленькие дети… (Семеро козлят).

 

   IV.  Рефлексия. (Слайд 13-25)

       - Ребята, пришло время узнать, как хорошо вы знаете произведения фольклора. Если вы правильно ответите на мои вопросы, то картинка раскрасится.

-Молодцы! Вы хорошо знаете материал по разделу «Устное народное творчество».

V. Подведение итогов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "Устное народное творчество. Обобщение по разделу"

С этим уроком я выступала на конкурсе "Самый классный классный"...

Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"

Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами"....

Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя — обобщение по разделу" (УМК «Начальная школа XXI века»)

Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя - обобщение по разделу" (УМК "Начальная школа ХХI века")...

«Поэт бессмертный и всегда молодой» Литературная викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова, 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Литературная викторина  по творчеству М.Ю. Лермонтова проведена рамках Фестиваля гуманитарных наук в честь 200-летия поэта. В ходе мероприятия закреплялись знания о биографии поэта и изученных пр...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу «Устное народное творчество». 3 класс «Школа России»

Проверочная работа создана на основе:Кутявина С.В Контрольно – измерительные материалы. Литературное чтение. 3 класс ФГОС  . –М.: Вако,  2015. Литературное чтение. Родная речь. У...

Контрольная работа по литературному чтению по разделу «Устное народное творчество»

Контрольная работа по литературному чтению по разделу«Устное народное творчество»...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "Устное народное творчество" 2 класс к УМК "Школа России"

Проверочная работа в двух вариантах к разделу "Устное народное творчество". Задания тестового характера....