Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе Тема: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
методическая разработка по чтению (4 класс)
Форма проведения урока – квест. Тип урока: закрепление пройденного материала. Используемые методы и технологии: технология проблемного обучения, продуктивного чтения, технология деятельностного метода обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aksakov_st.docx | 37.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
литературного чтения
в 4 классе
Тема: С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек».
(второй урок) Форма проведения – квест.
Сидорова Евгения Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Трёхозёрская СОШ»
Спасского муниципального района
Республики Татарстан
Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек».
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Планируемые результаты:
Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С. Т. Аксакова.
Используемые методы и технологии: технология проблемного обучения, продуктивного чтения, технология деятельностного метода обучения.
Оборудование:
- Учебник «Родная речь» (авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова);
- портрет писателя С. Т. Аксакова;
- мультимедийный проектор,
- электронная презентация;
- конверты, карточки с заданиями.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Самоопределение к деятельности.
Любят все дети на свете
Игрушки, загадки и краски,
Но нет ничего интереснее,
Чем волшебные сказки.
Живут они рядом с нами,
Всегда нас хотят удивить.
Они поведут нас лесами, морями,
Стоит только страницы открыть.
- За что вы любите сказки?
Назовите главные признаки сказки как жанра литературы и фольклора.
Торжество добра над злом, наличие волшебства и чудес, а также мораль.
-Да, нет ничего интереснее сказки. Послушайте загадку о сказке.
Жил да был один купец,
Уважаемый вдовец.
Был он сказочно богат,
Но казне своей не рад.
Он в казне не видел прока,
Если сердце одиноко.
Торговался все ж до ночи
Ради трех красавиц дочек.
Их наряды на подбор –
Шитый золотом узор.
Словно лебеди плывут,
Разговор как нить ведут.
Старшие хотя бойчее,
Младшая купцу милее.
Как то раз купец собрался
Да и за море подался
За каким-то интересом:
За прибытком аль привесом.
Долго за морем он был,
Наконец домой приплыл.
Дочерям привез подарки.
Старшеньким – каменьев ярких.
Младшей, спрятав в узелок,
Чудный ...
Ответ: Аленький цветок
-Догадались о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
-Многие поэты и писатели в своих воспоминаниях делятся своими первыми детскими впечатлениями о русских народных сказках. Народные сказки побудили их к созданию своих собственных сказок. В этом мы убедились на прошлом уроке.
-С этим произведением мы знакомились на прошлом уроке.
-Кто автор этого произведения?
-Что вы о нем знаете?
-О чём эта сказка?
-Назовите главных героев сказки.
- Какую роль сыграли родители и ключница Пелагея в жизни писателя?
Ответы детей
- мама – любовь к чтению (стал умным, образованным);
- папа – любовь к природе (писал много о природе);
- ключница Пелагея – увлечение сказками (написал сказку «Аленький цветочек»)
-Сегодня продолжаем работу над содержанием этой сказки.
Используя слова-помощники, определите задачи урока:
-Заглянем в творческую лабораторию…… (писателя С.Т. Аксакова)
-Исследуем…. (содержание сказки, художественные особенности сказки)
-Раскроем…. (авторский замысел)
-Сегодня на уроке я предлагаю вам стать участниками литературного квеста. Вам предстоит выполнить много интересных заданий и в конце урока ответить на главный вопрос: «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке «Аленький цветочек»?
Условия для проведения квеста:
- Нужна дружная команда, которая умеет работать сообща.
- Нельзя получить следующее задание, не выполнив предыдущего.
- Хорошее настроение
3) Работа над темой урока.
Задание 1 «Блиц-опрос»
- Сколько дочерей было у купца?
- Куда собирался уезжать купец?
- Какие гостинцы просили привезти его дочери?
- Где увидел отец цветок?
- Как купец понял, что это именно тот цветок?
- Что случилось, когда он сорвал цветок?
- Как можно было попасть во дворец к «зверю лесному»?
- Скажите, как же «зверь лесной» сначала разговаривал с младшей дочерью?
- Довелось ли купецкой дочери повидаться с отцом и сёстрами?
- Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок?
- Чем закончилась сказка?
Задание 2 «Восстановите сказку»
Деформированный текст на разрезанных карточках
Проснулся купец. Встал он со кровати высокой, платье ему все приготовлено, и фонтан воды бьет в чашу хрустальную; он одевается, умывается и уже новому чуду дивуется: чай и кофей на столе стоят, и при них закуска сахарная… |
Вот видит он в окна растворенные, что кругом дворца разведены сады диковинные… |
Захотелось ему по тем садам прогулятися. |
Ходит честной купец, дивуется…И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. |
У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и возговорил он голосом радостным: |
Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая. |
И, проговорив таковы слова, он подошел и сорвал аленький цветочек. В ту же минуту, безо всяких туч, блеснула молния, и ударил гром, инда земля зашаталася под ногами, - и вырос, как будто из земли, перед купцом зверь не зверь, человек не человек, а так какое-то чудище, страшное мохнатое, и заревел он голосом диким: – Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? |
Я хранил его пуще ока моего, и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни. |
Задание 3 «Дать характеристику героям»
Запиши в таблицу.
Герой | Характеристика | Положительный или отрицательный |
Старшая сестра | ||
Средняя сестра | ||
Младшая сестра | ||
Купец | ||
Чудище |
Слова для справок: добрый, вежливый, отзывчивый, жадный, обидчивый, злой, простой, задумчивый, честный, справедливый, несдержанный, общительный, воспитанный, завистливый, молчаливый, внимательный, жестокий, грустный, веселый, скромный, искренний
- Как могла красавица полюбить страшное чудище?
ВЫВОД: Не суди о людях по внешности, а суди по их делам. Мы часто судим о человеке по внешности, а в народе говорят: «Важно не то, что снаружи, …а то что внутри».
Задание 4 «Найдите в тексте»
1. Мы уже говорили о том, что отец воспитал в Сергее Аксакове любовь к природе. В каких фрагментах сказки проявилась эта любовь? Найдите в тексте.
Описание сада во дворце чудовища: сам сад, деревья, плоды, птицы; зачитывают строки.
2. Прочитайте описание зверя
-Почему девушка перестала его боятся?
-Почему она решила побывать дома?
-Как вы думаете, а почему заболел отец?
-Возможно ли такое на самом деле, что дочка увидела такой сон? Или это волшебство вмешалось?
Такое бывает на самом деле. Человек может чувствовать близкого человека даже на расстоянии. Часто такие сны видят мамы о своих детях.
Задание 5 «Вспомните признаки народной сказки. Есть ли эти признаки в сказке «Аленький цветочек»? Если есть, докажите. (Заполняют таблицу)
Признаки народной сказки. | Есть ли эти признаки в сказке «Аленький цветочек» |
Добро побеждает зло | Чары злой колдуньи разрушены |
Герои делятся на положительных и отрицательных | Положительные герои – купец, младшая дочь, чудище лесное Отрицательные – колдунья, сестры |
Построение: зачин, присказка, концовка | Зачин – «В некотором царстве, некотором государстве…» Присказка – «много ли мало времени прошло…», «скоро сказка сказывается, да не скоро делается…» Концовка: «И стали они жить поживать да добра наживать» |
Волшебные предметы | аленький цветочек, золотой перстень, огненные слова |
Устойчивые выражения | как среди бела дня, ни в сказке сказать, ни пером описать, за тридевять земель |
Волшебные числа | 3 сестры, срок 3 дня, дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, 30 лет провёл королевич в образе зверя |
Вывод: «Аленький цветочек» - литературная сказка. Её автором является известный русский сказочник Сергей Тимофеевич Аксаков. В этой сказке много особенностей, характерных народным сказкам.
Задание 5 «Художественные средства»
Автор использует в сказке такие художественные средства, как прием олицетворения, сравнение, эпитеты, метафоры. Найдите их в тексте. Заполните таблицу.
Сравнение - это когда один предмет сравниваем с другим предметом. Часто используем союзы: как, словно, как будто. | Олицетворение - перенос признаков живого существа на неживой предмет. | Эпитет - это образное определение предмета, явления в виде сравнения. Метафора - это скрытое сравнение. Признак метафоры - ее можно пересказать с помощью слов «как» и «похож». | Пословицы и поговорки: |
«свет как от месяца полного», «как среди бела дня», «Как от солнца было светло в темную ночь», «словно деревья расступаются», «Будто зарево огонь», «запах словно струя», «как у беркута». | «красота прибавлялася», «струя бежит», «земля зашаталась», «В сердце ужалило», «вылетел цветочек», «явились яства», «появились словеса», «пришли сумерки», «опустилось солнышко», «стояла тишина», «шумели ключи», «зверь закручинился», «затряслась земля». | красавицы писаные, дочери пригожие, серебряной парчи, красоту поднебесную, тридевятое царство, тридесятое государство, венца самоцветного, хрусталя беспорочного, батюшка родимый, крепче прежнего, аленький цветочек, заветный гостинец, по лесу дремучему, непроездному, зайцу косому, смерть неминучая, чертог королевский, богатство несказанное, на белом свете, голосом диким, заповедный цветок, сыру землю, горе сердешное, тело безобразное, часу урочного, солнышко красное, глаза совиные, руки кривые, нос крючком и т.д. | Богатство – дело наживное, двух смертей не бывать, а одной не миновать, от страха зуб на зуб не попадал. |
Вывод: Мы убедились, что автор использовал художественные средства, которые придают сказке поэтичность, выразительность, делают её волшебной.
4.Рефлексия. Итог урока.
-Вы успешно справились со всеми заданиями. Готовы ответить на главный вопрос литературного квеста: Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”
Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла; добрые чувства способны победить зло. Добро и любовь побеждают зло.
-Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке?
-Что же самое главное хотел сказать С.Т. Аксаков читателям? Какова идея сказки?
Учащиеся стараются сформулировать авторский замысел сказки: нужно добиваться своей цели добротой, щедростью души – все это заслуживает вознаграждения, только добрые могут быть счастливы по-настоящему, подлые и завистливые люди никогда счастья не найдут.
-Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки?
-Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких на все были готовы.
-Сказка «Аленький цветочек» живет уже около 160 лет, и не стареет, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будешь счастлив. Это сказка о любви. Автор очень просто и задушевно поведал нам историю любви, которая может произойти с каждым.
-Оцените свою работу на уроке?
Оценочный лист
Критерии оценки | Оцениваю себя сам | Оценка товарища |
1. Активно работал в группе |
|
|
2. Выполнял свои обязанности |
|
|
3. Соблюдал культуру общения |
|
|
| ++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе | ++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, но ты справился - у тебя не получилось работать в группе |
4.Оценка работы группы (поставить знак + или -) | ||
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. | У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя |
5. Домашнее задание:
Сказка «Аленький цветочек» - результат творческого союза С.Т.Аксакова и ключницы Пелагеи. Предлагаю и вам внести свой вклад:
(на выбор)
- придумайте начало истории, (по какой причине злая волшебница прогневалась на отца королевича.)
-Представьте, что вас попросили написать продолжение этой сказки, чтобы вы написали?
-Составь кроссворд по сказке или викторину.
-Подготовь пересказ любой сказки от лица одного из героев
- Нарисовать рисунок к любому эпизоду сказки.
Подготовить пересказ этого эпизода.
-Подумайте над вопросом: "Почему купеческая дочка попросила именно аленький, а не красный цветочек?"
(ОТВЕТ НА ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС (МОЖНО ДАТЬ В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА, ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ):
Сначала уточним, что такое алый цвет. Наиболее точно его определяет в своем "Толковом словаре живого великорусского языка" В. И. Даль: "светло-, ярко-красный; самого густого цвета розы, яркой (не золотистой) зари; багряный, багрецовый (не багровый), краски крови боевых жил».
…Вот почему в нашей бедной теплыми ярко-красными цветками стороне, героиня сказки Аксакова как лучший подарок пожелала себе заморский аленький цветочек.
Еще раз присмотритесь к пылающим пунцовым цветом растениям наших садов: все они - гости издалека. Пионы несут китайскую "кровь", флоксы -
североамериканскую, алые тюльпаны напоминают о Средней Азии, гладиолусы - о Южной Африке.
Прилагательное "красный" в старину не имело непосредственного отношения к цвету. Достаточно вспомнить пословицу "Не красна изба углами, красна пирогами" или фольклорное "красна девица". На современный язык его можно перевести как однокоренное "красивый", "прекрасный". Центральная площадь Москвы - Красная получила свое имя отнюдь не по цвету стен Кремля и не по цвету крови, пролитой на Лобном месте. Она заслужила названия "красивой" исключительно благодаря шедеврам своих строителей. В значении "красивый" порой используют и слово "алый". Недаром говорили в народе: "Алый цвет мил на весь свет")
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока чтения во 2-м классе по теме "Н.Носов "На горке"
Цели урока:1. Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.2. Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, пам...
Методическая разработка урока чтения "Три поросенка"
Программа «Начальная школа XXI»Сказки народов мира. Английская народная сказа «Сказка про трех поросят»Цель: формирование умения анализировать литературное произведение.Задачи:·...
Методическая разработка урока чтения в 4 классе
Урок литературного чтения в 4 классе Тема:А....
Методическая разработка по чтению 2 класс по теме <<Формирование интереса к чтению у младших школьников>>
В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...
Методическая разработка "Обучение чтению по методу Домана" (методика глобального чтения)
В методической разбаботке описан опыт обучения глобальному чтению, который можно использовать в работе с умственно отсталыми детьми....
Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Интегрированный урок ( чтение + ИЗО) по басням И.А.Крылова
Обобщающий урок по творчеству И.А.КрыловаТема урока: "Басни И.А. Крылова"Цель:показать нравоучение, мораль басен Крылова;проверить знание басен;учить выразительному чтению басен, ин...
Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Интегрированный урок ( чтение + ИЗО) по басням И.А.Крылова
Обобщающий урок по творчеству И.А.КрыловаТема урока: "Басни И.А. Крылова"Цель:показать нравоучение, мораль басен Крылова;проверить знание басен;учить выразительному чтению басен, ин...