Литературное чтение
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)
программы курса «Литературное чтение», автор Е.И.Матвеева (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 63.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма
Рассмотрено на педагогическом совете протокол от 31.08.2018 №1 | Утверждено приказом директора школы от 01.09.2018 №515 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Литературное чтение
3 класс
Учитель: Маяцкая О.В.
Когалым, 2018год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Литературное чтение (136 часов, 4 часа в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 с изменениями внесёнными приказами Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 18.05.2015г. № 507, от 31.12.2015г. № 1576.
3. Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015г. № 1/15).
4.образовательной программы МАОУ СОШ № 7, учебного плана школы на 2018-2019 учебный год.
С учетом:
- программы курса «Литературное чтение», автор Е.И.Матвеева (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова);
- учебно-методического комплекта учебного предмета «Литературное чтение», автор Е.И.Матвеева.
Программа составлена по учебникам Е.И.Матвеевой: литературное чтение в двух частях, разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, из расчёта 4 часа в неделю.
Цель предлагаемого курса чтения – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребёнка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребёнка в творческом чтении.
Достижение данной цели предполагает решение задач:
1) образовательных задач:
- развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;
- развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;
- открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;
- формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;
2) развивающих задач:
- развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;
- развитие коммуникативных способностей;
- развитие речи;
3) воспитательных задач:
- формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;
- воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.
Основное содержание 3 класс (136 часов)
№ | Содержательная линия | Круг чтения | Планируемые результаты |
1 | Мир, созданный автором (42 ч) Рождение замысла (16 ч) Замысел сочинения, произведения, книги. Окружающая действительность – источник для создания художественного образа в произведениях разных авторов. Сопоставление предметов и явлений – способ создания новой художественной «картины». Впечатления автора, передаваемые в произведении. Мироощущения поэта, писателя. Авторская позиция. Автор и читатель. Сравнение как изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ в произведении. Элементы описания в авторских работах. | Н. К. Абрамцева «Шелковая сказка»; Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами»; Д. Хармс «Что это было?»; С. Черный «Крокодил»; А. Е. Екимцев «Дедушка туман»; Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане»; А. Е. Екимцев «Комары»; В. А. Бахревский «Скучный осенний дождик»; В. И. Белов «Катюшин дождик». В. В. Маяковский «Тучкины штучки»; Ф. А. Миронов «Тучи». С.С. Милосердов «Колосья». «Родники». «Июль». «Солома». «Колыбель». «Деревья» Тамбовские писатели – детям. Жизнь и творчество С.С. Милосердова. С.С. Милосердов Избранные произведения. | В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать: изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (сравнение); уметь: -определять выбор изобразительных средств, в зависимости от замысла создаваемого текста; -выявлять внутренний мир героев в оценке рассказчика в эпическом произведении, настроение лирического героя в лирическом произведении; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -самостоятельного чтения книг; -высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; -работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). |
2 | В царстве пейзажа (10 ч) Описание природы. Роль пейзажа в художественном произведении. Настроение автора и героя, переданное в художественном описании природы. Внутренний мир автора и героя. Способы изображения природы – способы показа внутреннего мира автора и героя. Эпитет как изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ в произведении. Лирическое стихотворение. Его отличие от шуточного, юмористического текста. Способы изображения одной темы у разных авторов. | И. С. Тургенев «Осень»; Ю. Качаев «Осенние странники»; П. П. Потемкин «Мухоморы»; В. А. Бахревский «Опоздавший мухомор»; Ю. И. Коваль «Последний лист»; И. А. Бунин «Листопад» (отрывок); В. Д. Берестов «Капля»; Ф. А. Миронов «Капля». П.Ф.Шаповалов «Необыкновенные свидания». «Уточка». «Обманчивые ягоды» Тамбовские писатели – детям. С.С. Милосердов Избранные произведения. Жизнь и творчество П.Ф.Шаповалова. П.Ф.Шаповалов Избранные произведения. | знать/понимать: -изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (эпитет, сравнение), особенности лирического произведения; уметь: -выразительно читать лирическое произведение, предъявляя в чтении читательскую и авторскую позиции; -определять выбор изобразительных средств, в зависимости от замысла создаваемого текста; -выявлять внутренний мир героев в оценке рассказчика и настроение лирического героя в лирическом произведении; -выявлять роль заглавия произведения, портрета, пейзажа, интерьера в выражении авторской позиции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -самостоятельного чтения книг; -высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). |
3 | «И сразу стало все не так…» (16 ч) Описание неживого предмета. Создание художественного образа неживого предмета, способы его изображения. Разные способы воплощения авторского замысла в связи с созданием образа – неодушевленного предмета. Использование прямого и переносного значения слов для изображения персонажа – листка, посуды, чайника, кастрюли, самовара – с целью создания шуточного образа, интересного для ребенка-читателя. Олицетворение как яркое изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ необычного героя в произведениях разных жанров. Звукопись как средство подражания «голосу» героя, которое используют авторы при описании объектов неживого мира. Глаголы-действия, помогающие автору «оживить» персонаж в сказке, стихотворении, рассказе. | Э. Э. Мошковская «Листок бумаги»; Э. Э. Мошковская «Лесная пятёрка»; Е. И. Матвеева «Мечта»; А. Е. Екимцев «Арбуз»; М. Я. Бородицкая «Тетушка Луна»; Ю. П. Мориц «Разговаривали вещи»; Г. Х. Андерсен (перевод с датского А. Ганзен) «Чайник»; Ю. П. Мориц «Пузатый чайник»; О. Э. Мандельштам «Кухня»; А. М. Горький «Самовар». П.Ф.Шаповалов «Свет весны». «Раненая мать». Тамбовские писатели – детям. П.Ф.Шаповалов Избранные произведения. | знать/понимать: -изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (олицетворение, звукопись); особенности лирического произведения; -выразительно читать эпическое и лирическое художественные произведения, предъявляя в чтении читательскую и авторскую позиции; -определять выбор изобразительных средств, в зависимости от замысла создаваемого текста; уметь: -выявлять роль заглавия произведения, портрета, пейзажа, интерьера в выражении авторской позиции; -выразительно читать эпическое и лирическое художественные произведения, предъявляя в чтении читательскую и авторскую позиции; -определять выбор изобразительных средств, в зависимости от замысла создаваемого текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -самостоятельного чтения книг; -самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). |
4 | Секреты рождения образа (50 ч) Доброе слово и кошке приятно (11 ч) Описание животного (кошки, кота, котенка) в художественных произведениях разных жанров: сказке, рассказе, рассказе-этюде, юмористическом стихотворении. Способы изображения внешнего вида и внутреннего мира героя. Главный герой произведения о животном, способы создания образа. Изображение одинакового животного в произведениях разных авторов. Изображение одинакового животного в прозаических и поэтических произведениях, в текстах разной жанровой специфики. Средства художественной изобразительности, помогающие авторам создавать образ животного в художественном произведении. Способы изображения кота у одного автора-прозаика, особенности раскрытия темы в каждом из произведений: этюде и рассказе. Образ героя-рассказчика, который общается с животным, способы изображения авторского отношения к ним и происходящим событиям. Особенности жанров этюда и миниатюры. | М. С. Пляцковский «Как попался кот на удочку»; С. Черный «Как кот сметаны поел»; Н. К. Абрамцева «Загадка»; М. М. Пришвин «Кот»; Ю. И. Коваль «Летний Кот», «Солнечное пятно». И.В.Шамов «Тополёк». «Первый луч». Тамбовские писатели – детям. Жизнь и творчество И.В.Шамова. И.В.Шамов Избранные произведения. | знать/понимать: -изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (эпитет, сравнение, олицетворение, звукопись); -особенности художественного и нехудожественного текстов; - «модель» жанров: послания, сказки; уметь: -определять выбор изобразительных средств, в зависимости от замысла создаваемого текста; -выявлять внутренний мир героев в оценке рассказчика в эпическом произведении; -определять жанры: рассказ, повесть, миниатюра, сказка, басня, стихотворение, послание; -ставить перед собой творческие задачи перед созданием текста собственного сочинения, определять критерии творческих работ; -создавать текст собственного сочинения (в жанре послания, миниатюры, рассуждения, текста-описания) согласно авторскому замыслу с использованием выразительных средств; подбирать заголовок к тексту собственного сочинения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -самостоятельного чтения книг; -высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; -самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; -работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). |
5 | «О всякой живности» (14 ч) Животное – любимый герой литературы для детей. Выбор писателем или поэтом объекта описания в произведении. Показ события в произведениях повествовательного жанра с целью заинтересовать читателя необычным (обычным) образом животного. Ритмический рисунок поэтического произведения о животном – способ передачи настроения в стихотворении. Философское стихотворение – жанр, позволяющий глубже понять внутренний мир автора, его восприятия живого мира. Понятие литературной эпохи. Метафора (скрытое сравнение) как яркое изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ обычного героя (животного, птицы, насекомого) в произведениях разных жанров. Художественное и научное описание животного. Позиция автора в разных видах описания. Художественное и нехудожественное произведения: сходства и различия между ними. Художественный образ – центральное понятие художественной литературы. Цикл рассказов о животных, объединенный общей идеей создания образов деревенской жизни. | В. Д. Берестов «Жуки»; М. В. Ломоносов «Кузнечик»; Г. Новицкая «Ливнем грива падает седая…»; Ю. Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот»; научно-популярное описание бегемота (отрывок из энциклопедической статьи «Аванты+»); Д. Хармс «Бульдог и таксик»; В. А. Бахревский «Дом с жабой»; Ю. И. Коваль «Лось»; В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности» («Рома», «Петух», «Последняя синичка»). И.В.Шамов «Заря космической весны». «Русский лес». Тамбовские писатели – детям. И.В.Шамов Избранные произведения. | знать/понимать: -изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (метафора); -особенности художественного и нехудожественного текстов; -особенности текстов описательного и повествовательного характера; уметь: -определять выбор изобразительных средств в зависимости от замысла создаваемого текста; -ставить перед собой творческие задачи перед созданием текста собственного сочинения, определять критерии творческих работ; -создавать текст собственного сочинения (в жанре рассуждения, текста-описания) согласно авторскому замыслу с использованием выразительных средств; подбирать заголовок к тексту собственного сочинения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -самостоятельного чтения книг; -высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). |
6 | Каждый сам о себе (10 ч) Художественные произведения разных жанров, в которых используется прием изображения героев – рассказ персонажа от его имени. Самопрезентация героя. Речевая характеристика персонажа. Монолог и диалог как средства раскрытия его характера. Способы изображения авторского отношения к герою-животному. Использование звукописи для передачи настроения героя, автора. Хвалебная речь персонажа, способы ее произнесения. Описание интересного события в произведениях повествовательных жанров – прием характеристики героя, выявляющий достоинства и недостатки его характера. Басня о животных, особенности жанра, иносказание и мораль в басне. Дневниковые записи собаки. Нестандартная ситуация, раскрывающая характер героя, его взаимоотношения с окружающим миром. Юмор в произведении. Способы характеристики животного и человека через дневники. Особенности «молитвы», которую произносит собака: добрая тональность и тонкий юмор произведения. | Р. С. Сеф «Полночь…»; В. Д. Берестов «Песня лягушек»; С. Чёрный «Индюк»; Д. С. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»; В. Д. Берестов «Гусь и его критики»; С. Чёрный «Дневник фокса Микки» (глава «О Зине, о еде, о короке и т. п.), «Арапкина молитва». М.А.Белихова «Драгоценный груз». «Пожар в самолёте». Тамбовские писатели – детям. Жизнь и творчество М.А.Белиховой. М.А.Белихова Избранные произведения. | знать/понимать: -изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, звукопись); -особенности художественного и нехудожественного текстов; уметь: -определять жанры: рассказ, повесть, миниатюра, сказка, басня, стихотворение, послание; -определять выбор изобразительных средств, в зависимости от замысла создаваемого текста; -выявлять внутренний мир героев в оценке рассказчика в произведении, настроение героя в произведении; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -самостоятельного чтения книг; -высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; -самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; -работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). |
7 | Необычные уроки письма (15 ч) Послание как способ передачи авторских мыслей и чувств. Авторская позиция в послании (автор – «адресант»). Адресность послания. Адресат и адресант. Цели и свойства послания. Происхождение послания: бытовые и литературные послания. Виды посланий: эпистола, телеграмма, записка, личное письмо, поздравление, деловое письмо, открытое письмо в газету. Жанровые особенности литературного послания. Этикетные нормы послания. Тон послания. Комплимент как обязательный компонент послания. Комплимент (антикомплимент) как особое выразительное средство адресности. | Ю. Н. Кушак «Почтовая история»; Ю. П. Мориц «Тетрадка для сказок»; Д. Родари (перевод с итальянского С. Я. Маршака) «Письмо фее»; А. Е. Екимцев «Деревушка на сосне»; Л. Мезинов «Соседи»; М. С. Пляцковский «Козлёнок в почтовом конверте»; А. П. Чехов «Ванька»; А. С. Пушкин «19 октября» (отрывок), «И. И. Пущину», «Няне»; В. В. Лунин «Записка»; Я. Аким «Пишу тебе письмо»; М. Я. Бородицкая «Лето прошло»; Э. Э. Мошковская «Письмо»., Ю. Я. Яковлев « К читателю». М.А.Белихова «Ничего особенного». «Дела попутные». Тамбовские писатели – детям. Жизнь и творчество М.А.Белиховой. М.А.Белихова Избранные произведения. | знать/понимать: -понятия «адресат и адресант»; -виды посланий: эпистола, телеграмма, записка, личное письмо, поздравление, деловое письмо, открытое письмо в газету; -этикетные нормы послания; уметь: -ставить перед собой творческие задачи перед созданием текста собственного сочинения, определять критерии творческих работ; -создавать текст собственного сочинения (в жанре послания, миниатюры, рассуждения, текста-описания) согласно авторскому замыслу с использованием выразительных средств; подбирать заголовок к тексту собственного сочинения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -самостоятельного чтения книг; -высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; -работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
4. Матвеева Е. И. Обучение литературному чтению в начальной школе. 3 класс: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2014 5. Интернет-ресурсы: http://www.bibliogid.ru – BIBLIO Гид; http://www.kykymber.ru – литературный иллюстрированный журнал для детей «Кукумбер»; http://www.epampa.narod.ru – литературный журнал для детей и взрослых «Литературные пампасы»; http://www.rgdb.ru – сайт Российской государственной детской библиотеки, www.strumishka.ru – Блог Н. К. Абрамцевой; http://www.slovotvorhestvo.ru – сайт «Твори, обучаясь!» |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел | Тема | Количество часов |
Раздел 1 | Мир, созданный автором (59 ч) Рождение замысла (19 ч) | 19 часов |
Раздел 2 | В царстве пейзажа (15 ч) | 15 часов |
Раздел 3 | «И сразу стало все не так…» (25 ч) | 25 часов |
Раздел 4 | Секреты рождения образа (77 ч). Доброе слово и кошке приятно (18 ч) | 18 часов |
Раздел 5 | «О всякой живности» (22 ч) | 22 часа |
Раздел 6 | Каждый сам о себе (14 ч) | 14 часов |
Раздел 7 | Необычные уроки письма (23 ч) | 23 часа |
Итого | 136 часов |
К концу 3 класса обучающиеся должны:
знать:
- изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, звукопись);
- особенности художественного и нехудожественного текстов;
- особенности эпического и лирического произведений;
- особенности текстов описательного и повествовательного характера;
- «модель» жанров: послания, сказки;
уметь:
- выразительно читать эпическое и лирическое художественные произведения, предъявляя в чтении читательскую и авторскую позиции;
- определять выбор изобразительных средств в зависимости от замысла создаваемого текста;
- выявлять внутренний мир героев в оценке рассказчика в эпическом произведении, настроение лирического героя в лирическом произведении;
- определять жанры: рассказ, повесть, миниатюра, сказка, басня, стихотворение, послание;
- выявлять роль заглавия произведения, портрета, пейзажа, интерьера в выражении авторской позиции;
- ставить перед собой творческие задачи перед созданием текста собственного сочинения, определять критерии творческих работ;
- создавать текст собственного сочинения (в жанре послания, миниатюры, рассуждения, текста-описания) согласно авторскому замыслу с использованием выразительных средств; подбирать заголовок к тексту собственного сочинения;
- выбирать тексты для самостоятельного чтения согласно своим читательским интересам;
- читать вслух любой незнакомый текст целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения на конец 3 класса не менее 80 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; оценивать своё чтение;
иметь представление:
- о текстах одной тематики; одинаковой жанровой специфики; одинаковой (различной) авторской принадлежности;
- о способах построения текста (рассказ от имени героя-рассказчика, от имени рассказчика-повествователя, диалог).
В результате освоения предметного содержания литературного чтения в 3 классе планируется достижение следующих результатов
Формирование УУД
Личностные | Метапредметные | Предметные |
-учащиеся принимают как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знания, дружбу, справедливость; -представляют многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве; -принимают этикетные нормы поведения в коллективе, в группе, в паре в процессе анализа и интерпретации художественных произведений; -различают эмоции и чувства персонажа; -различают эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений; -проявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре. | -правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией; -в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного; -определяют тему прочитанного текста объёмом около 150 слов; -выбирают заглавие к тексту объёмом около 150 слов из нескольких предложенных; -имеют представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы; -имеют представление о многообразии книг; -в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию; -оценивают ответ одноклассника по предложенным критериям; -могут пользоваться сносками и справочными разделами учебника; -подбирают к художественным произведениям иллюстративный материал из предложенного в учебнике; -могут соотнести разные способы создания художественного образа; | -имеют представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке – пьесе, притче, сказке – притче; -имеют представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах; -определяют вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам; -имеют опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя; -составляют партитуру поэтического текста; -критически оценивают своё интонирование и чтение других; -наблюдают композицию сказки; -соотносят классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских, зарубежных сказок; -определяют отношение автора к персонажу, главную мысль в сказке; -раскрывают смысл пословиц, соотносят их с содержанием других прочитанных произведений; -пересказывают фрагмент произведения близко к тексту; -создают миниатюры на заданную тему; -выразительно читают фрагменты произведений «по ролям». |
Тематическое планирование по литературному чтению Е.И.Матвеевой
3 класс (136 ч, 4 ч в неделю)
Учебник, книга 1 «Мир, созданный автором»
№ № | Дата проведения | Фактическая дата | Содержание, тематика | Кол-во часов | Деятельность учеников на уроке, основные виды, формы, способы действий | Сопровождающая внеурочная деятельность, её вид | |
Речевая и читательская деятельность | Литературоведческая пропедевтика | ||||||
Раздел 1. Мир, созданный автором (59 часов) Рождение замысла (19 ч.) | |||||||
1 | 03.09. | Н.К.Абрамцева «Шелковая сказка». | 1 | Наблюдение за впечатлениями автора в сказке и рассказе. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции. Сочинение-прогнозирование как продолжение развития сюжета, созданного автором. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | Способы выражения авторской позиции в сказке и рассказе. Способы взаимодействия автора и читателя. | Обсуждение мультфильма «Шелковая сказка». | |
2 | 04.09 | Тема авторства. Н.К.Абрамцева «Шелковая сказка» (волшебная история). | 1 | Обсуждение мультфильма «Шелковая сказка». | |||
3 | 05.09 | Разное видение мира. Автор и мир. Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами». | Определение роли описания для выражения основной авторской идеи. | Экскурсия в библиотеку с целью знакомства с творчеством Ю. И. Коваля. Презентация его произведений. | |||
4 | 07.09 | Способы воплощения мировосприятия в произведениях разных жанров. Ю.И. Коваль «Вода с закрытыми глазами». | 1 | Сочинение-прогнозирование как продолжение развития сюжета, созданного автором. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | Определение роли описания для выражения основной авторской идеи. | Презентация произведений Ю.И. Коваля. | |
5 | 10.09 | Д. Хармс. «Что это было?».Способ изображения характера героя. | 1 | Наблюдение за изобразительным средством – сравнением в текстах разных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств для создания образа. Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Сочинение-прогнозирование волшебной истории. Моделирование средства – сравнения. Подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Создание текста «этюда» по модели. Наблюдение за жанром «этюд». Самостоятельная деятельность учащихся. | Раскрытие смысла произведения через осмысление характера персонажа. | ||
6 | 11.09 | С.Черный «Крокодил». Способ изображения характера животного. | 1 | ||||
7 | 12.09 | Способы изображения одного явления природы разными авторами. А.Е.Екимцев «Дедушка туман». | 1 | Знакомство со способами изображения явлений природы разными авторами. | |||
8 | 14.09 | Н.К.Абрамцева «Сказка о тумане». Стартовая проверочная работа. | 1 | ||||
9 | 17.09 | Сходства и различия образов тумана. | 1 | ||||
10 | 18.09 | Н.К.Абрамцева «Сказка о тумане». Сходства и различия образов тумана. | 1 | ||||
11 | 19.09 | А.Е.Екимцев «Комары». Творческие секреты автора. | 1 | Выявление особенностей интонации автора при создании «веселого» художественного образа. | Конкурс рисунков к произведениям о тумане. | ||
12 | 21.09 | В.А.Бахревский «Скучный осенний дождик». | 1 | Выявление особенностей интонации автора при создании «грустного» художественного образа. | |||
13 | 24.09 | Форма рассказа о событии, ее соответствие содержанию. | 1 | ||||
14 | 25.09 | В.И.Белов «Катюшкин дождик». Настроение героя. | 1 | Знакомство со способами изменения настроения (авторской интонации) в рассказе. | |||
15 | 26.09 | Событие, изменяющее настроение. | 1 | Знакомство со способами изменения настроения (авторской интонации) в рассказе. | |||
16 | 28.09 | В.В.Маяковский «Тучкины штучки». | 1 | Выявление в тексте сравнений, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения. Знакомство с особенностями жанра этюд. | Конкурс сочинителей текстов с употреблением сравнений. | ||
17 | 01.10 | Ф.А.Миронов «Тучи». Проверочная работа №1. | 1 | Выявление в тексте сравнений, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения. Знакомство с особенностями жанра этюд. | |||
18 | 02.10 | Сравнение как средство художественной изобразительности. | 1 | Выявление в тексте сравнений, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения. Знакомство с особенностями жанра этюд. | |||
19 | 03.10 | Урок-рефлексия. | 1 | Викторина «Творчество авторов, создающих необычные образы». | |||
Раздел 2. В царстве словесного пейзажа (15 ч.) | |||||||
20 | 05.10 | И.С.Тургенев «Осень». | 1 | Наблюдение за изобразительным средством – эпитетом в текстах разных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств для создания образа. Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Моделирование средства – эпитета. Подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Создание текста «описания» природы по модели. Наблюдение за пейзажем в разных авторских сочинениях. Сопоставление шуточного и лирического произведений. Работа с разными информационными источниками. Иллюстрирование. Самостоятельная деятельность учащихся. | Знакомство с понятием «пейзаж» в произведении (словесном, живописном). | Экскурсия в музей, картинную галерею. | |
21 | 08.10 | Способы выражения авторского отношения к природе. | 1 | Виртуальная экскурсия с использованием Интернет-ресурсов, посвященная знакомству с произведениями пейзажной живописи. | |||
22 | 09.10 | И.Качаев «Осенние странники». Описание осени. | 1 | Выявление оттенков настроений в прозаическом описании осени. | Подготовка страницы портфолио. | ||
23 | 10.10 | «Событие» осеннего дня. | 1 | Выявление оттенков настроений в прозаическом описании осени. | Подготовка страницы портфолио. | ||
24 | 12.10 | П.П.Потемкин «Мухоморы». Способы передачи авторского настроения. | 1 | Выявление оттенков настроений в юмористическом описании грибов. | Подготовка страницы портфолио. | ||
25 | 15.10 | В.А.Бахревский «Опоздавший мухомор». Способы передачи авторского настроения | 1 | Выявление оттенков настроений в юмористическом описании грибов. | Подготовка страницы портфолио. | ||
26 | 16.10 | Ю.И.Коваль «Последний лист». | 1 | Выявление оттенков настроений в прозаическом описании осени. | Подготовка страницы портфолио. | ||
27 | 17.10 | Художественная деталь. | 1 | Выявление оттенков настроений в прозаическом описании осени. | Подготовка страницы портфолио. | ||
28 | 19.10 | И.А.Бунин «Листопад» (отрывок). | 1 | Выявление оттенков настроений в поэтическом описании осени. Выявление в тексте эпитетов, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения. | Подготовка страницы портфолио. | ||
29 | 22.10 | Роль эпитета в создании образа природы. | 1 | Выявление оттенков настроений в поэтическом описании осени. Выявление в тексте эпитетов, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения. | Подготовка страницы портфолио. | ||
30 | 23.10 | В.Д.Берестов «Капля». | 1 | Выявление оттенков настроений в лирическом и шуточном стихотворениях. | Подготовка страницы портфолио, мультимедийной презентации. | ||
31 | 24.10 | Ф.А.Миронов «Капля». | 1 | Выявление оттенков настроений в лирическом и шуточном стихотворениях. | Подготовка страницы портфолио, мультимедийной презентации. | ||
32 | 26.10 | Способы создания образов, выражения настроения. | 1 | Выявление оттенков настроений в лирическом и шуточном стихотворениях. | Подготовка мультимедийной презентации. | ||
33 | 06.11 | Урок-рефлексия. | 1 | Презентация страницы портфолио, мультимедийной презентации «Любимый образ явления природы в литературе, живописи». | |||
34 | 07.11 | Проверочная работа № 2. | 1 | ||||
Раздел 3. «И сразу стало все не так…» (25 часов) | |||||||
35 | 09.11 | Э.Э.Мошковская «Листок бумаги». | 1 | Наблюдение за изобразительными средствами – олицетворением, метафорой, звукописью, звукоподражанием в текстах разных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению разных средств для создания образа. Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Моделирование указанных средств. Подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Создание текста «описания» неживого предмета в роли одушевленного существа по модели. Наблюдение за сюжетом в разных авторских сочинениях. Сопоставление повествовательного и лирического произведений. Работа с разными информационными источниками. Иллюстрирование произведений. Самостоятельная деятельность учащихся. | Знакомство с описанием неодушевленного предмета – художественного образа. Открытие способов изображения «характера» героя. | Конкурс сочинений о листке. Презентация сочинений. Иллюстрирование работ. | |
36 | 12.11 | Неживой предмет – объект внимания разных авторов. Э.Э.Мошковская «Лесная пятерка». | 1 | ||||
37 | 13.11 | Способы выражения авторского отношения к объекту описания. | 1 | Знакомство с описанием неодушевленного предмета – художественного образа. Открытие способов изображения «характера» героя. | Конкурс сочинений о листке. Презентация сочинений. Иллюстрирование работ. | ||
38 | 14.11 | Е.И.Матвеева «Мечта». Работа в позиции автора. | 1 | ||||
39 | 16.11 | А.Е.Екимцев «Арбуз». | 1 | Выявление в тексте олицетворений, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения. | |||
40 | 19.11 | Описание предмета. А.Е.Екимцев «Арбуз». | 1 | Выявление в тексте олицетворений, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения. | |||
41 | 20.11 | Действия героя стихотворения. А.Е.Екимцев «Арбуз». | 1 | Выявление в тексте олицетворений, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения. | |||
42 | 21.11 | М.Я.Бородицкая «Тетушка Луна». «Событие» в шуточном стихотворении. | 1 | Знакомство со способом «оживления» персонажа: описанием его действий. | |||
43 | 23.11 | Ю.П.Мориц «Разговаривали вещи». | 1 | Определение роли диалога в юмористическом стихотворении как способе раскрытия «характеров» персонажей. | |||
44 | 26.11 | Способы «оживления» неживых предметов. | 1 | Определение роли диалога в юмористическом стихотворении как способе раскрытия «характеров» персонажей. | |||
45 | 27.11 | Г.Х.Андерсен «Чайник». | 1 | Знакомство со способом повествования от первого лица, образом рассказчика. | |||
46 | 28.11 | Ю.П.Мориц «Пузатый чайник». История жизни героя. | 1 | Знакомство со способом повествования от первого лица, образом рассказчика. | |||
47 | 30.11 | Г.Х.Андерсен «Чайник». История жизни героя. | 1 | Знакомство со способом повествования от первого лица, образом рассказчика. | |||
48 | 03.12 | Проверочная работа № 3. | 1 | Знакомство со способом повествования от первого лица, образом рассказчика. | |||
49 | 04.12 | О.Э.Мандельштам «Кухня». | 1 | Определение роли звукописи и звукоподражания в юмористическом стихотворении. | |||
50 | 05.12 | Жизнь кухни. О.Э.Мандельштам «Кухня». | 1 | Определение роли звукописи и звукоподражания в юмористическом стихотворении. | |||
51 | 07.12 | О.Э.Мандельштам «Кухня». Жизнь кухни и способы ее воссоздания. | 1 | Определение роли звукописи и звукоподражания в юмористическом стихотворении. | |||
52 | 10.12 | Проверочная работа № 4. | 1 | Определение роли звукописи и звукоподражания в юмористическом стихотворении. | |||
53 | 11.12 | А.М.Горький «Самовар». | 1 | Определение роли темпа, ритма, тона, мелодики в авторской сказке. | Драматизация произведений на «кухонную» тематику. Выступления перед учащимися 2-3-х классов. | ||
54 | 12.12 | Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении. | 1 | Определение роли темпа, ритма, тона, мелодики в авторской сказке. | |||
55 | 14.12 | А.М.Горький «Самовар». Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении. | 1 | Определение роли темпа, ритма, тона, мелодики в авторской сказке. | Драматизация произведений на «кухонную» тематику. Выступления перед учащимися 2-3-х классов. | ||
56 | 17.12 | Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении. А.М.Горький «Самовар». | 1 | Определение роли темпа, ритма, тона, мелодики в авторской сказке. | Драматизация произведений на «кухонную» тематику. Выступления перед учащимися 2-3-х классов. | ||
57 | 18.12 | Выражение авторской позиции в произведении А.М. Горького «Самовар». | 1 | Определение роли темпа, ритма, тона, мелодики в авторской сказке. | |||
58 | 19.12 | Итоговая полугодовая проверочная работа. | 1 | Знакомство с Интернет-ресурсами: детских электронных журналов «Кукумбер», «Литературные пампасы». Презентация самых интересных материалов. | |||
59 | 21.12 | Урок-рефлексия. | 1 |
Учебник, книга 2 «Секреты рождения образа»
№ п/п | Дата проведения/ фактическая дата | Содержание, тематика | Часы | Деятельность учеников на уроке, основные виды, формы, способы действий | Сопровождающая внеурочная деятельность, ее вид | ||||
Речевая и читательская деятельность | Литературоведческая пропедевтика | ||||||||
Раздел 4. Секреты рождения образа (77 часов) Доброе слово и кошке приятно (18 часов) | |||||||||
60 | 24.12 | Описание животного. | 1 | Наблюдение за описанием кошки, кота, котенка в произведениях разных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств для создания образа. Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Моделирование текста «описание животного». Подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Создание текста «описания животного» по модели. Наблюдение за описанием животного, его поведением и отношением к нему человека в разных авторских произведениях. Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений. Работа с разными информационными источниками. | Выявление особенностей авторского отношения к персонажу – коту, кошке, котенку. | ||||
61 | 25.12 | Способы выражения авторского отношения к животному. | 1 | Выявление особенностей авторского отношения к персонажу – коту, кошке, котенку. | |||||
62 | 26.12 | М. С. Пляцковский «Как кот попался на удочку». | 1 | Описание поступка персонажа, выявление смены настроений в юмористическом стихотворении. Знакомство с юмором как приемом создания образа. | |||||
63 | 29.12 | «Как кот попался на удочку» М. С. Пляцковский. | 1 | Описание поступка персонажа, выявление смены настроений в юмористическом стихотворении. Знакомство с юмором как приемом создания образа. | Перевод юмористического стихотворения на язык драмы (комедии). Внеклассное занятие. | ||||
64 | С.Черный «Как кот сметаны поел». | 1 | |||||||
65 | Образ кота – шуточный образ. | 1 | Перевод юмористического стихотворения на язык драмы (комедии). Внеклассное занятие. | ||||||
66 | Проверочная работа № 5. | 1 | Самостоятельная деятельность учащихся. | Перевод юмористического стихотворения на язык драмы (комедии). Внеклассное занятие. | |||||
67 | Н.К.Абрамцева «Загадка». | 1 | Выявление особенностей изображения столкновения двух точек зрения на окружающую действительность. | Работа с Интернет ресурсами: материалами сайтов, посвященных творчеству Натальи Абрамцевой. | |||||
68 | Лирическая сказка о чуде. | 1 | Выявление особенностей изображения столкновения двух точек зрения на окружающую действительность. | Работа с Интернет ресурсами: материалами сайтов, посвященных творчеству Натальи Абрамцевой. | |||||
69 | Н.К.Абрамцева «Загадка». Лирическая сказка о чуде. | Выявление особенностей изображения столкновения двух точек зрения на окружающую действительность. | Работа с Интернет ресурсами: материалами сайтов, посвященных творчеству Натальи Абрамцевой. | ||||||
70 | М.М.Пришвин «Кот». | 1 | Знакомство со способами передачи чувств и переживаний рассказчика к персонажу, объяснение смысла заключения рассказа. | ||||||
71 | Взаимоотношения человека и животного. | 1 | Знакомство со способами передачи чувств и переживаний рассказчика к персонажу, объяснение смысла заключения рассказа. | ||||||
72 | Способы изображения взаимоотношений человека и животного. | 1 | Наблюдение за поведением животного, птицы, насекомого в произведениях разных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств для создания образа. Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Моделирование текста «описание любимого животного». | Знакомство со способами передачи чувств и переживаний рассказчика к персонажу, объяснение смысла заключения рассказа. | |||||
73 | Ю.И. Коваль «Летний кот». | Подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Создание текста «описания любимого животного» по модели. Редактирование работы. Наблюдение за описанием животного, его поведением и отношением к нему человека в разных авторских произведениях. Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений. Работа с разными информационными источниками. Самостоятельная деятельность учащихся. | Конкурс иллюстраций и этюдов на темы «Весенний кот», «Осенний кот», «Зимний кот». | ||||||
74 | Ю.И.Коваль «Солнечное пятно». | Конкурс иллюстраций и этюдов на темы «Весенний кот», «Осенний кот», «Зимний кот». | |||||||
75 | Одна тема в творчестве автора – разные способы ее воплощения. | Конкурс иллюстраций и этюдов на темы «Весенний кот», «Осенний кот», «Зимний кот». | |||||||
76 | Урок-рефлексия. | Обсуждение иллюстраций и этюдов на темы «Весенний кот», «Осенний кот», «Зимний кот». Использование способов оценивания творческих работ по критериям. | |||||||
77 | Проверочная работа № 6. | 1 | Иллюстрирование произведений о кошке. Презентации работ. Подготовка портфолио | ||||||
Раздел 5. «О всякой живности» (22 часа) | |||||||||
78 | В.Д.Берестов «Жуки». | Выявление ритмического рисунка в стихотворении о жуках и поиск сравнений в тексте. | |||||||
79 | Описание разных животных в художественных и нехудожественных текстах. | Выявление ритмического рисунка в стихотворении о жуках и поиск сравнений в тексте. | |||||||
80 | М.В.Ломоносов «Кузнечик». | 1 | Знакомство с понятием «историческая эпоха». Раскрытие темы философских размышлений о жизни человека. | ||||||
81 | Размышления автора. | 1 | Знакомство с понятием «историческая эпоха». Раскрытие темы философских размышлений о жизни человека. | ||||||
82 | М.В.Ломоносов «Кузнечик». Размышления автора. | 1 | |||||||
83 | Г.Новицкая «Ливнем грива падает седая». | 1 | Выявление в тексте метафор, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения. | ||||||
84 | Переносное значение слова – основа метафоры. | 1 | Выявление в тексте метафор, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения. | ||||||
85 | Поэтический образ. | 1 | |||||||
86 | Ю.Я.Яковлев «Мой знакомый бегемот». | 1 | Сопоставление художественного и научного описаний бегемота в рассказе и научно-популярной статье энциклопедии. | ||||||
87 | Научно-популярная статья из энциклопедии «Бегемоты». | 1 | Сопоставление художественного и научного описаний бегемота в рассказе и научно-популярной статье энциклопедии. | ||||||
88 | Размышления героя-рассказчика. | 1 | |||||||
89 | Проверочная работа № 7. | 1 | |||||||
90 | Д. Хармс «Бульдог и таксик». Способы изображения героев в юмористическом стихотворении. | 1 | Способы изображения персонажей-животных в литературе, анимации, на радио. Внеклассное занятие. | ||||||
91 |
| В. А. Бахревский «Дом с жабой». | 1 | Выделение микротем в рассказе. Передача лирического настроения в прозе. | Подготовка иллюстрированного издания по творчеству В. А. Бахревского. Внеклассное занятие. | ||||
92 | Сказочность сюжета рассказа. В. А. Бахревский «Дом с жабой». | 1 | Выделение микротем в рассказе. Передача лирического настроения в прозе. | ||||||
93 | В. А. Бахревский «Дом с жабой». Тонкий лиризм автора. | 1 | |||||||
94 | Ю. И. Коваль «Лось». Удивительный мир природы. Образ животного. | 1 | |||||||
95 | В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности. Петух». | 1 | |||||||
96 | В. И. Белов «Рома.». Изображение характеров животных. | 1 | |||||||
97 | В.И.Белов «Последняя синичка». Выражение авторского отношения к животным. | 1 | Анализ лирического стихотворения Н. А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке», содержащего художественное пиисание птицы. | Экскурсия в библиотеку с целью поиска и презентаций книг о животных, птицах, насекомых. | |||||
98 | Урок-рефлексия. | 1 | |||||||
99 | Итоговая годовая проверочная работа по технике чтения. | 1 | Самостоятельная деятельность учащихся. | ||||||
Раздел 6. Каждый сам о себе (14 часов) | |||||||||
100 | Рассказ о герое от первого лица. Р. С. Сеф «Полночь…» | 1 | Наблюдение за описанием персонажа в произведениях разных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств для создания образа. Подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Наблюдение за описанием персонажа, его поведением и отношением к нему человека в разных авторских произведениях. Моделирование жанра басни. Работа с разными информационными источниками. | Определение роли звукописи в юмористическом стихотворении. Знакомство с особенностями самопрезентации и выбор тона для выступления. | |||||
101 | В.Д. Берестов «Песня лягушек». Комическая ситуация, созданная автором. | 1 | Определение способов изображения характеров персонажей в комической ситуации. | ||||||
102 | С. Черный «Индюк». Звукопись – прием, помогающий создать смешной образ. | 1 | Создание виртуального мультфильма или драматизация по сказке. | ||||||
103 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех». | 1 | |||||||
104 | Образ «умного» индюка. | 1 | Определение способов изображения характеров персонажей в комической ситуации (на птичьем дворе). | Создание виртуального мультфильма или драматизация по сказке. | |||||
105 | Способы создания образа «умного» индюка. | 1 | |||||||
106 | Каждый сам о себе. Д.Н. Мамин - Сибиряк «Умнее всех». | 1 | Определение способов изображения характеров персонажей в комической ситуации (на птичьем дворе). | Создание виртуального мультфильма или драматизация по сказке. | |||||
107 | В.Д.Берестов «Гусь и его критики». Речевые характеристики героев. | 1 | Знакомство с речевыми характеристиками персонажей, выявление приема авторской иронии. | Конкурс чтецов басен (по выбору учащегося). | |||||
108 | В.Д.Берестов «Гусь и его критики». Ирония автора. | 1 | Выявление особенностей жанра басни: иносказания, сюжета и морали. | Подготовка страницы портфолио. | |||||
109 | С.Черный «Дневник Фокса Микки». | 1 | Выявление особенностей жанра дневниковых записей. | Иллюстрирование прочитанных произведений темы. | |||||
110 | С.Черный «Арапкина молитва». | 1 | |||||||
111 | С.Черный Дневниковые записи. | 1 | Выявление особенностей жанра дневниковых записей. | ||||||
112 | Урок-рефлексия. | 1 | Презентация книги или произведения о животном, птице, насекомом с последующим оцениванием. | ||||||
113 | Итоговая годовая проверочная работа по анализу произведений. | 1 | Самостоятельная деятельность учащихся. | Презентация страницы портфолио, «Изображение животного в литературе и искусстве». | |||||
Раздел 7. Необычные уроки письма (23 часа) | |||||||||
114 | Введение в тему. | 1 | Наблюдение за жанром «послание». Моделирование жанра. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Парная и групповая работа по моделированию жанра. Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Создание текста «послания» по модели. Сопоставление художественного и риторического посланий. Работа с разными информационными источниками. Иллюстрирование произведений о кошке. Презентации работ. Подготовка портфолио. | ||||||
115 | Первый урок. Ю.Н.Кушак «Почтовая история». | 1 | Выявление особенностей жанра послания: адресность, тон, стиль и др. | ||||||
116 | Первый урок. (Продолжение). Ю.Н.Кушак «Почтовая история». | 1 | |||||||
117 | Ю.Н.Кушак «Почтовая история». | 1 | Выявление особенностей жанра послания: адресность, тон, стиль | ||||||
118 | Второй урок. Ю. П. Мориц «Тетрадка для сказок» . | 1 | Знакомство с видами посланий: письмом, запиской, телеграммой, деловым письмом и открыткой. | ||||||
119 | Второй урок (Продолжение). Дж. Родари «Письмо фее». | 1 | |||||||
120 | Второй урок (Продолжение). А.Е.Екимцев «Деревушка на сосне ». | 1 | |||||||
121 | Второй урок (Продолжение). Л.Мезинов «Соседи». | 1 | Знакомство с видами посланий: письмом, запиской, телеграммой, деловым письмом и открыткой. | ||||||
122 | Третий урок. М.С.Пляцковский «Козленок в почтовом конверте». | 1 | Знакомство со способом передачи посланий, критериями грамотного послания | Конкурс на лучшего редактора безграмотного послания. | |||||
123 | М.С.Пляцковский «Козленок в почтовом конверте». Третий урок (Продолжение). | 1 | |||||||
124 | М.С.Пляцковский «Козленок в почтовом конверте». | 1 | Знакомство со способом передачи посланий, критериями грамотного послания | Конкурс на лучшего редактора безграмотного послания. | |||||
125 | Четвертый урок. А.П.Чехов «Ванька». | 1 | Знакомство с содержанием письма, его частями, настроением адресанта, способами его передачи, целями написания писем и формами обращений в них. | Конкурс на лучшего адресанта, отвечающего на письмо Ваньки Жукова. | |||||
126 | А.П.Чехов «Ванька». Четвертый урок (Продолжение). | 1 | Конкурс на лучшего адресанта, отвечающего на письмо Ваньки Жукова. | ||||||
127 | Четвертый урок. А.П.Чехов «Ванька». (Продолжение). | 1 | Знакомство с содержанием письма, его частями, настроением адресанта, способами его передачи, целями написания писем и формами обращений в них. | Конкурс на лучшего адресанта, отвечающего на письмо Ваньки Жукова. | |||||
128 | Пятый урок. А. С. Пушкин «И. И. Пущину». | 1 | Выявление особенностей художественного послания А. С. Пушкина. | Подготовка страницы портфолио. | |||||
129 | Пятый урок. (Продолжение.) А.С.Пушкин «Няне». | 1 | Выявление особенностей художественного послания А. С. Пушкина. | Подготовка страницы портфолио. | |||||
130 | Шестой урок. В.В.Лунин «Записка». | 1 | Знакомство с Интернет-ресурсами по теме «История переписки в разные исторические эпохи». | ||||||
131 | Шестой урок (Продолжение). Я.Л.Аким «Пишу тебе письмо». | 1 | Подготовка страницы портфолио. Знакомство с Интернет-ресурсами по теме «История переписки в разные исторические эпохи». | ||||||
132 | Шестой урок (Продолжение) М.Я.Бородицкая «Лето прошло». | 1 | Подготовка письма будущим первоклассникам. | ||||||
133 | Шестой урок. (Продолжение). Э.Э.Мошковская «Письмо». | 1 | Подготовка страницы портфолио. «Создание послания». | ||||||
134 | Урок-рефлексия. | 1 | |||||||
135 | Рефлексия изученного. Проверочная работа по анализу произведения. | 1 | Подготовка письма будущим первоклассникам. | ||||||
136 | Ю. Я. Яковлев «К читателю». | 1 | Работа с рубрикой «Проверь себя!». Выбор интересных вопросов и подготовка ответов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....