Литературное чтение
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс)

Гончар Кристина Анатольевна

Рабочая программа по литературному чтению для 2 в класса МБОУ города Ростова - на - Дону «Школа № 81» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения, Программы по литературному чтению для 1- 4 классов начальной школы по образовательной системе «Школа России»  Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. и ориентирована на  учебник  по литературному чтению  для 2 класса  в 2-х частях Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.Ф. (М.: Просвещение, 2016)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_2_klass.doc479 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению для 2 в класса МБОУ города Ростова - на - Дону «Школа № 81» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения, Программы по литературному чтению для 1- 4 классов начальной школы по образовательной системе «Школа России»  Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. и ориентирована на  учебник  по литературному чтению  для 2 класса  в 2-х частях Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.Ф. (М.: Просвещение, 2016) 

Нормативные документы,

обеспечивающие реализацию программы

Нормативные документы

1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)

2.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576

3.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»

4.

Федеральный перечень учебников, утвержденный Приказом  Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего  образования»

Цели программы:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением, совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов,
  • развитие интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно — творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к слову и умение понимать художественное произведение;
  •  обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы, формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной литературе и литературе народов многонациональной России и стран.

Задачи программы:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы;
  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности:
  • обеспечивать развитие речи школьников;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

           Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно- нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире. В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.   Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства. «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине.   В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения. Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно 6 пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения. Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста. Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи). При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства. Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему. Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полно- ценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

           В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования   предметная область «Русский язык и литературное чтение» в учебном плане МБОУ  «Школа № 81»   включает обязательные учебные предметы «Русский язык» и  «Литературное чтение».  При 5-дневной учебной неделе обязательная часть учебного предмета «Литературное чтение» во 2 классе – 4 часа в неделю.

      Продолжительность учебного года во 2 классе – 35 учебных недель. За год во 2 классе -140 часов.   В соответствии с календарным  учебным графиком  на 2018-2019 учебный год  количество учебных занятий  за год составляет 133 часов.  Освоение программы  достигается за счет уплотнения  тем «О братьях наших меньших», «Писатели детям», «Люблю природу русскую. Весна», «Литература зарубежных стран» на 7 часов.

   Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков  являются:

   Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

   Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

   Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными.  Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

№ п/п

Раздел

Количество часов

Вводный урок.

1 ч.

Самое великое чудо на свете.

3 ч.

Устное народное творчество.

15 ч.

Люблю природу русскую. Осень.

8 ч.

Русские писатели.

14 ч.

О братьях наших меньших.

11 ч.

Из детских журналов.

9 ч.

Люблю природу русскую. Зима.

9 ч.

Писатели детям.

15 ч.

Я и мои друзья.

10 ч.

Люблю природу русскую. Весна.

10 ч.

И в шутку и всерьёз.

14 ч.

Литература зарубежных стран.

14 ч.

Всего

133 ч.

Вводный урок. (1 час)

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Самое великое чудо на свете. (3 часа)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя

Проект: «О чём может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга». Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний. Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия. Пересказ содержания научно-познавательных текстов.

Устное народное творчество. (15 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа.

В. Даль- собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице.

Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.

Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа.

Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.

Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев.

Люблю природу русскую. Осень. (8 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений.

Русские писатели. (14 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

А. С. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. И. А. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И. А. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей. Л. Н. Толстой. Басни Л. Н.Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение пословицы со смыслом басни. Рассказы Л. Н. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ.

О братьях наших меньших. (11 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н. Сладкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.

Из детских журналов. (9 часов)        

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов. Произведения из детских журналов. Игра в стихи. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский.

Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.

Проект: «Мой любимый детский журнал».

Люблю природу русскую. Зима. (9 часов)        

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.        

Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С. Дрожжина. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме. Русская народная сказка. Два Мороза. Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев. Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям. Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева.

Писатели детям. (15 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создании образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение но ролям.

С. Я. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. С. В. Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое стихотворение. 'Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. А. Л. Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения.

Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. Подробный пересказ на основе картинного плана.

Я и мои друзья. (10 часов)        

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В.Лунина. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления.

Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой. Смысл названия рассказа. Соотнесение

названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке.

Люблю природу русскую. Весна. (10 часов)

Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись.

И в шутку и всерьёз. (14 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова. И.Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок — «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Инсценирование стихотворения.

Весёлые рассказы для детей Э. Успенского. Г. Остера,В. Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов.

Литература зарубежных стран. (14 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставки книг. Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова. Л. Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок.

Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Творческий пересказ: дополнение содержания сказки. Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок.

Эни Хогарт. «Мафии и паук». Герои сказок. Составление плана сказки для подробного пересказа. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.

Проект: «Мой любимый писатель-сказочник».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

  Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

  • Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
  • Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков,  поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
  • Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
  • Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
  • Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (н-р, татарскую, коми, чеченскую и др.).
  • Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
  • Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.
  • Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
  • Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
  • Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.
  • Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.
  • Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в  процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
  • Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
  • Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
  • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Познавательные УУД:

  • Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
  • Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.
  • Осознавать сущность и   значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.
  • Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
  • Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
  • Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).

Коммуникативные УУД: 

  • Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из  5-6 предложений по предложенной теме.
  • Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
  • Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
  • Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства  (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо,  нравственно/ безнравственно и др.).
  • Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
  • Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.
  • Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» во втором классе является формирование следующих умений: 

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами  вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель);   выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
  • читать  целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст;  при чтении отражать  настроение автора читаемого текста;  
  • ориентироваться в информационном аппарате учебной  книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
  • соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер  литературных героев,  приводить примеры их поступков в соответствии с качествами  героя прочитанного или прослушанного текста;
  • читать текст, соблюдая при чтении  орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
  • пересказывать текст  подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
  • составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному;
  • различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
  • находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.
  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Календарно-тематическое планирование по предмету

 «Литературное чтение»

урока

Дата

Тема раздела/урока

Формы организации учебных занятий

Основные виды

учебной деятельности

Кол-во часов

Домашнее задание

I четверть

32

Раздел: «Вводный урок по курсу литературного чтения»

1

01.09.

Введение. Знакомство с учебником.

Комбинированный урок

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

 Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержании с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы.

 Пользоваться словарём в конце учебника.

1

Принести книгу, прочитанную летом, которая больше всего понравилась

Раздел: «Самое великое чудо на свете»

3

03.09

Игра «Крестики – нолики».

Урок - игра

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке.

Представлять выставку книг, прочитанную летом.

Представлять любимую книгу и любимых героев.

Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки.

Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке.

Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно.

Составлять список прочитанных книг.

Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге).

Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».

Находить нужную информацию о библиотеке в различных  источниках информации.

Готовить выступление на заданную тему.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Размышлять над прочитанным.

Находить информацию о старинных книгах из учебника.

Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса.

Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и  о чтении.

Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия

1

Подобрать пословицы о книгах

04.09

Библиотеки.

Комбинированный урок

1

Подготовить рассказ, как вы искали книгу

06.09

Книги.

Комбинированный урок

1

Принести старую книгу, если есть такая

Раздел: «Устное народное творчество»

15

10.09

Устное народное творчество.

Комбинированный урок

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Читать, выражая настроение произведения.

Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.

Объяснять смысл пословиц.

Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.

Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей.

Находить созвучные окончания слов в песне.

Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества.

1

Выписать в тетрадь пословицы о трудолюбии

11.09

Русские народные песни.

Комбинированный урок

1

Выучить любую песню, нарисовать иллюстрацию, попробовать сочинить колыбельную песню (по выбору)

13.09

Русские народные потешки и прибаутки

Комбинированный урок

1

с. 20 – 21, выразительное чтение, сочинить 3 потешки

14.09

Скороговорки, считалки и небылицы

Комбинированный урок

1

с. 22 – 23, выразительное чтение

17.09

Загадки, пословицы, поговорки

Комбинированный урок

1

с. 24 – 27, выразительное чтение

18.09

Работа над ошибками. Юнна Мориц «Сказка по лесу идёт…»

Урок изучения нового материала

Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.

Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества.

Анализировать загадки.

Соотносить загадки и отгадки.

Распределить загадки и пословицы по тематическим группам.

Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.

Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок.

Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.

Рассказывать сказку ( по иллюстрации, по плану,  от лица другого героя сказки).

Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками.

Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

1

с. 30 – 31, выразительное чтение

20.09

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

Урок изучения нового материала

1

с. 32 – 35, пересказ

21.09

Сказка «У страха глаза велики».

Урок изучения нового материала

1

с. 35 – 38, выполнить задание 6-7 с. 38

24.09

Сказка «Лиса и тетерев».

Урок изучения нового материала

1

с.39 – 41, выразительное чтение

25.09

Сказка «Лиса и журавль».

Урок изучения нового материала

1

с. 42 – 44, выразительное чтение, нарисовать иллюстрацию

27.09

Сказка «Каша из топора».

Урок изучения нового материала

1

с. 44 – 47, чтение по ролям

28.09

Сказка «Гуси-лебеди».

Урок изучения нового материала

1

с. 48 – 53, безошибочное чтение

01.10

Сказка «Гуси-лебеди».

Комбинированный урок

1

Пересказ, нарисовать иллюстрацию

02.10

Викторина по сказкам.

Урок - игра

1

Повторить произведения по разделу

04.10

КВН «Обожаем сказки».

Урок - игра

1

Нарисовать к понравившейся сказке иллюстрацию

Раздел: «Люблю природу русскую. Осень»

8

05.10

Люблю природу русскую. Осень.

Урок изучения нового материала

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор.

Различать стихотворный и прозаический текст.

Сравнивать их.

Сравнивать художественный и научно-познавательный текст.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Придумывать собственные сравнения.

Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту.

Представлять картины осенней природы.

Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок.

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные  картины.

Оценивать свой ответ.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.

1

Составить рассказ об осени

08.10

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Урок изучения нового материала

1

Выучить наизусть

С. 68

09.10

К. Бальмонт «Поспевает брусника…» А. Плещеев «Осень наступила…»

Урок изучения нового материала

1

с. 69 – 70, выучить наизусть одно понравившееся

11.10

А. Фет «Ласточки пропали…»

Урок изучения нового материала

1

с. 71 выучить наизусть

12.10

«Осенние листья» - тема для поэтов.

Урок изучения нового материала

1

с. 72 – 75, выразительное чтение, сочинить стих об осени

15.10

В. Берестов «Хитрые грибы»

Урок изучения нового материала

1

с.76 - 77 выразительное чтение, нарисовать грибы и подписать.

16.10

М.Пришвин «Осеннее утро»,  И.Бунин «Сегодня так светло кругом…»

Урок изучения нового материала

1

Повторить произведения по разделу.

18.10

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень».

Урок-обобщение

1

Сделать рисунок на тему «Осень».

Раздел: «Русские писатели»

14

19.10

А.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»  

Урок изучения нового материала

Прогнозировать содержание раздела.

Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события в сказках.

 Сравнивать авторские и народные произведения.

Отличать басню от стихотворения и рассказа.

Знать особенности басенного текста.

Соотносить пословицы и смысл басенного текста.

Характеризовать героев басни с опорой на текст.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты).

Придумывать свои собственные эпитеты; создать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования.

Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.

1

с. 86 – 87 выучить наизусть.

22.10

Стихи А. Пушкина.

Урок изучения нового материала

1

с. 88 – 89, выучить наизусть одно понравившееся.

23.10

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки.

Урок изучения нового материала

1

Дочитать сказку до конца.

25.10

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Комбинированный урок

1

Перечитать сказку.

26.10

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 

Комбинированный урок

1

Нарисовать рисунок к сказке.

II четверть

30

06.11

Обобщение по теме  «Сказки А. Пушкина».

Урок-обобщение

Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение ( при сравнении героев) по сказке.

Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые.

Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.

Слушать звуки, переданные в лирическом тексте.

Представлять картины природы.

Воспринимать на слух художественные произведения.

Соотносить пословицы и смысл прозаического текста.

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

 Выбирать книги по авторам и по темам.

Пользоваться тематической картотекой для  ориентировки в доступном кругу чтения. Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе.

1

Выучить наизусть отрывок.

08.11

И.Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

Урок изучения нового материала

1

с. 104, выразительное чтение.

09.11

И.Крылов «Стрекоза и Муравей».

Урок изучения нового материала

1

с. 106-107 выучить наизусть.

12.11

Л.Толстой «Старый дед и внучек».

Урок изучения нового материала

1

с. 110 – 111, выразительное чтение .

13.11

Л.Толстой «Филипок».

Урок изучения нового материала

1

с. 112 – 116, выразительное чтение.

15.11

Л.Толстой «Филипок».

Комбинированный урок

1

Выполнить задание 8 с. 123.

16.11

Л.Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже».

Урок изучения нового материала

1

с. 117 –119, пересказ, задание 7 с. 119.

19.11

Весёлые стихи.

Комбинированный урок

1

Повторить произведения изученного раздела.

20.11

Обобщение по разделу «Русские писатели».

Урок-обобщение

1

Выполнить задание 9

с. 124

Раздел: «О братьях наших меньших»

11

22.11

О братьях наших меньших.

Комбинированный урок

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением, Выбирать виды деятельности на уроке.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать художественный и

научно-познавательный тексты.

Определять последовательность событий.

Составлять план.

Пересказывать подробно по плану произведение.

Видеть красоту природы, изображённую в

Художественных произведениях.

Определять героев произведения; характеризовать их.

Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя и самостоятельно

оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Выбирать книги по темам и по авторам.

Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

1

Сочинить стих о животном.

23.11

Стихи Б. Заходера, И.Пивоваровой

Урок изучения нового материала

1

с. 127 – 129, выразительное чтение.

26.11

В.Берестов «Кошкин Щенок»

Урок изучения нового материала

1

с. 130 – 131, выразительное чтение.

27.11

Домашние животные.

Комбинированный урок

1

Найти любое стихотворение о животном и подготовить его выразительное чтение.

29.11

М. Пришвин «Ребята и утята»

Урок изучения нового материала

1

с. 132 – 135, пересказ текста от имени ребят.

30.11

Е.Чарушин «Страшный рассказ»

Урок изучения нового материала

1

с. 136 – 138  выразительное чтение.

03.12

Е.Чарушин «Страшный рассказ»

Комбинированный урок

1

Выполнить задание 7 с. 138.

04.12

Б. С. Житков «Храбрый утёнок»

Урок изучения нового материала

1

с. 139 – 141, выразительное чтение, выполнить задание 4.

06.12

В. В. Бианки «Музыкант»

Урок изучения нового материала

1

с. 142 – 145, пересказ, задание 6, 7

с. 145.

07.12

В. В. Бианки «Сова»

Урок изучения нового материала

1

с. 146 – 150, составит план сказки

10.12

Обобщение  по разделу «О братьях наших меньших».

Урок-обобщение

1

Составить рассказ по рис

с. 151..

Раздел: «Из детских журналов»

9

11.12

Из детских журналов

Комбинированный урок

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух прочитанное.

Отличать журнал от книги.

Ориентироваться в журнале.

Находить интересные и нужные статьи в журнале.

Находить нужную информацию по заданной теме.

Участвовать в работе пары и группы.

Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой.

Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление.

Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним.

Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.

Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Оценивать свои достижения.

1

Приготовить рассказ о своем журнале

13.12

Д. Хармс «Игра»

Урок изучения нового материала

1

с. 160 – 164, выразительное чтение.

14.12

Д. Хармс «Вы знаете?»

Урок изучения нового материала

1

с. 165 – 169, выразительное чтение.

17.12

Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»

Урок изучения нового материала

1

с. 170 – 173, выразительное чтение.

18.12

Д. Хармс «Что это было?»

Урок изучения нового материала

1

с.174

выучить наизусть

20.12

Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

Урок изучения нового материала

1

с. 175, выразительное чтение.

21.12

Ю.Д.Владимиров «Чудаки»

Урок изучения нового материала

1

с. 176, выразительное чтение.

24.12

А.  Введенский  «Учёный Петя», «Лошадка»

Урок изучения нового материала

1

с. 177 – 183, выразительное чтение. Повторить произведения изученного раздела

25.12

Обобщение   по разделу «Из детских журналов»

Урок-обобщение

1

Нарисовать обложку детского журнала.

Раздел: «Люблю природу русскую! Зима»

9

27.12

Люблю природу русскую! Зима.

Комбинированный урок

Прогнозировать содержание раздела.

Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника.

Соотносить загадки и отгадки.

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

1

Приготовить народные приметы на зимнюю тему

III четверть

39

10.01

Стихи о первом снеге

Урок изучения нового материала

Прогнозировать содержание раздела.

Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника.

Соотносить загадки и отгадки.

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

1

с.190-193

выучить наизусть

стихотворение (любое)

11.01

Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Урок изучения нового материала

Воспринимать на слух художественный

текст.

Соотносить пословицы с главной мыслью произведения.

Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.

Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть.

Понимать особенности были и сказочного текста.

Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

1

с. 194, выразительное чтение.

14.01

С. А. Есенин «Поёт зима -аукает …», «Берёза»

Урок изучения нового материала

1

с. 195 – 197 выучить наизусть «Береза»

15.01

Сказка «Два Мороза»

Урок изучения нового материала

1

с.198 – 202, выразительное чтение, задание 5 с.202

17.01

С. В. Михалков «Новогодняя быль»

Урок изучения нового материала

1

с. 203 – 207, пересказ от имени Елочки

18.01

А. Л. Барто «Дело было в январе …»

Урок изучения нового материала

1

с.208 - 209 выразительное чтение Повторить произведения изученного раздела

21.01

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую! Зима».

Урок-обобщение

1

Придумать загадки.

22.01

Игра «Поле чудес»

Урок - игра

1

Нарисовать рисунок к любому из прочитанных произведений.

Раздел: «Писатели – детям»

15

24.01

Писатели – детям

Комбинированный урок

Прогнозировать содержание раздела.

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Воспринимать на слух художественный текст.

Определять смысл произведения.

Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.

Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.

Определять особенности юмористического произведения;

характеризовать героя, используя слова-антонимы.

Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения.

 Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.

Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.

1

Узнать как можно больше о К.И. Чуковском.

25.01

К. И. Чуковский «Путаница»

Урок изучения нового материала

1

с. 6 – 10, выучить наизусть отрывок.

28.01

К. И. Чуковский «Радость»

Урок изучения нового материала

1

с. 11 – 12, выразительное чтение.

29.01

К. И. Чуковский «Федорино горе»

Урок изучения нового материала

1

с. 13 – 22, выразительное чтение.

31.01

К. И. Чуковский «Федорино горе»

Комбинированный урок

1

с.13-22 выучить наизусть отрывок.

01.02

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

Урок изучения нового материала

1

с. 26 – 29, выразительное чтение.

04.02

С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

Урок изучения нового материала

1

с. 32 – 34 выразительное чтение.

05.02

С. В. Михалков «Мой щенок»

Урок изучения нового материала

1

с. 35 – 37, выразительное чтение, рисунок питомца

07.02

А. Л. Барто «Верёвочка»

Урок изучения нового материала

1

с. 40 – 43, выразительное чтение.

08.02

А. Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу»  

Урок изучения нового материала

1

с. 44 – 46, выразительное чтение.

11.02

А. Л. Барто «Вовка – добрая душа» 

Урок изучения нового материала

1

с. 46 – 47, Выучить наизусть стихотворение (любое)

12.02

Н.Н. Носов «Затейники»

Урок изучения нового материала

1

с. 50  - 53, пересказ по плану

14.02

Н. Н. Носов «Живая шляпа»

Урок изучения нового материала

1

с. 54 – 59, подготовить краткий пересказ

15.02

Н. Н. Носов «На горке»

Урок изучения нового материала

1

с. 60 – 65, выразительное чтение. Повторить произведения изученного раздела

18.02

Обобщение по разделу «Писатели – детям»

Урок-обобщение

1

с. 66 – 67, чтение скороговорок

Раздел: «Я и мои друзья»

10

19.02

Я и мои друзья.

Комбинированный урок

Прогнозировать содержание раздела.

Читать вслух с постепенным переходом чтения про себя; увеличивать  темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.

Определять последовательность событий в произведении; придумывать продолжение рассказа.

Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей.

Объяснять нравственный смысл рассказов.

Объяснять и понимать поступки героев.

Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям.

Составлять план рассказа; пересказывать по плану.

Оценивать свой ответ в соответствии с образом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Составлять короткий рассказ на предложенную тему.

1

Подготовить рассказ о своем друге

21.02

Стихи о дружбе и обидах

Урок изучения нового материала

1

с. 74 – 78, выразительное чтение, подумать над смыслом пословиц с. 76

22.02

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

Урок изучения нового материала

1

с. 78 – 84, пересказ.

25.02

Ю. И. Ермолаев «Два пирожных»

Урок изучения нового материала

1

с. 85 – 86, выразительное чтение.

26.02

В. А. Осеева «Волшебное слово»

Урок изучения нового материала

1

с. 87 – 91, перечитать рассказ.

28.02

В. А. Осеева «Волшебное слово»

Комбинированный урок

1

Составить рассказ «Моя семья»

01.03

В. А. Осеева «Хорошее»

Урок изучения нового материала

1

с. 93 – 95, выразительное чтение, задание 6 с. 95

04.03

В. А. Осеева «Почему?»

Урок изучения нового материала

1

с. 96 – 103, подготовить чтение без ошибок

05.03

В. А. Осеева «Почему?»

Комбинированный урок

1

Выполнить задание 3 с. 103

Повторить произведения изученного раздела

07.03

Обобщение по разделу «Я и мои друзья»

Урок-обобщение

1

Нарисовать рисунок «Я и мои друзья»

Раздел: «Люблю природу русскую! Весна»

10

11.03

Люблю природу русскую! Весна.

Комбинированный урок

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.

Наблюдать за жизнью слова.

Отгадывать загадки.

Соотносить отгадки с загадками.

Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.

Представлять картины весенней природы.

1

Придумать загадку на весеннюю тему

12.03

Стихи Ф. Тютчева о весне. Н. Н.

Урок изучения нового материала

1

с. 110-112, выучить наизусть стихотворение (любое)

14.03

Стихи А. Плещеева о весне.

Урок изучения нового материала

1

с. 112-113, выучить наизусть стихотворение (любое)

15.03

А. А. Блок «На лугу»

Урок изучения нового материала

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.

Наблюдать за жизнью слова.

Отгадывать загадки.

Соотносить отгадки с загадками.

Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.

Представлять картины весенней природы.

1

с. 114, выразительное чтение.

18.03

С. Я. Маршак «Снег теперь уже не тот …»

Урок изучения нового материала

1

с. 115, выразительное чтение, рисунок

19.03

И. А. Бунин «Матери»  

Урок изучения нового материала

1

Найти и выучить наизусть стих о маме или о бабушке

IV четверть

32

01.04

А. Н. Плещеев «В бурю»

Урок изучения нового материала

Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев.

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов.

Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения.

1

с.117 – 118, выразительное чтение.

02.04

Е. А. Благинина «Посидим в тишине»

Урок изучения нового материала

1

с. 119 - 120 выразительное чтение.

04.04

Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Урок изучения нового материала

1

с. 120 – 121, выразительное чтение, повторить произведения изученного раздела

05.04

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»

Урок-обобщение

1

Нарисовать рисунок к разделу.

Раздел: «И в шутку, и всерьёз»

14

08.04

И в шутку, и всерьёз

Комбинированный урок

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать виды работы с текстом.

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

Понимать особенности юмористического произведения.

Анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением.

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них.

Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов.

Пересказывать весёлые рассказы.

Придумывать собственные весёлые истории.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

1

Подготовить веселую историю из жизни детей

09.04

Б. В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

Урок изучения нового материала

1

с. 128 – 131, выразительное чтение.

11.04

Б. В. Заходер. Песенки Винни - Пуха

Урок изучения нового материала

1

с. 134, выразительное чтение.

12.04

Б. В. Заходер. Песенки Винни - Пуха

Комбинированный урок

1

Выучить наизусть любую песенку

Вини-Пуха.

15.04

Э. Н. Успенский «Чебурашка»

Урок изучения нового материала

1

с.137 – 140, перечитать сказку.

16.04

Э. Н. Успенский «Чебурашка»

Комбинированный урок

1

с. 142 - 143 выразительное чтение.

18.04

Стихи Э. Успенского

Урок изучения нового материала

1

с. 144 –147, выразительное чтение.

19.04

Стихи В. Берестова

Урок изучения нового материала

1

Выполнить задание 1 с.150, красиво оформить

22.04

Стихи  И. Токмаковой

Урок изучения нового материала

1

С.151-152, выучить наизусть стихотворение (любое)

23.04

Г. Б. Остер «Будем знакомы»

Урок изучения

нового материала

1

с. 153 – 158, выразительное чтение, написать один вредный совет

25.04

Г. Б. Остер «Будем знакомы»

Комбинированный урок

1

с. 153 – 158, краткий пересказ сказки

26.04

В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

Урок изучения нового материала

1

с. 159 – 165, выразительное чтение, разделить на смысловые части

29.04

В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

Комбинированный урок

1

Повторить произведения изученного раздела

30.04

Обобщение по разделу  «И в шутку, и всерьёз»

Урок-обобщение

1

Нарисовать иллюстрацию к любому произведению

Раздел: «Литература зарубежных стран»

14

06.05

Литература зарубежных стран  

Комбинированный урок

Прогнозировать содержание раздела.

Выбирать книгу для самостоятельного чтения.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

 Воспринимать на слух художественное произведение.

Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками; находить общее и различия.

Объяснять значение незнакомых слов.

Определять героев произведений.

Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия.

Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок.

Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран.

Составлять план сказки, определять последовательность событий.

Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказках.

Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Инсценировать литературные сказки  зарубежных писателей.

Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составлять списки книг для чтения летом (с учителем).

Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.

1

Принести книгу (сказку) зарубежного писателя и рассказать о ней.

07.05

Американская и английская народные песенки

Урок изучения нового материала

1

с.172 – 177, выразительное чтение

13.05

Песенки  «Сюзон и мотылёк»,  «Знают мамы…»

Урок изучения нового материала

1

с.177 – 179, выучить наизусть любую песенку.

14.05

Ш. Перро «Кот в сапогах»

Урок изучения нового материала

1

с. 180 – 191, выразительное чтение.

16.05

Ш. Перро «Кот в сапогах»

Комбинированный урок

1

Пересказ сказки.

17.05

Ш. Перро «Красная Шапочка»

Урок изучения нового материала

1

с. 192 - 196 выразительное чтение.

20.05

Контрольная работа за курс 2 класса

Урок контроля

1

Повторить произведения изученного раздела.

21.05

Работа над ошибками

Комбинированный урок

1

Нарисовать рисунок к разделу

23.05

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

Урок изучения нового материала

1

с. 197 –199, краткий пересказ.

24.05

Э. Хогарт «Мафин и паук»

Урок изучения нового материала

1

с. 200 – 208, прочитать .

27.05

Э. Хогарт «Мафин и паук»

Комбинированный урок

1

Повторить произведения изученного раздела.

28.05

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»

Урок-обобщение

1

Подготовить выразительное чтение стихотворений.

30.05

КВН  «Цветик - семицветик»

Урок - игра

1

Придумать вопросы по изученному материалу за год.

31.05

Обобщение за год

Урок-обобщение

1

Годовой учебный график 2 «В» класса по литературному чтению на 2018-2019 учебный год

Период

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Количество часов

32

30

39

32

133

Контрольные работы

-

-

-

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...