Смысл поступка в сказке М. Горького «Воробьишко»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Пастухова Елена Александровна

   Урок разработан в соответствии с тематическим планированием и выстроен в рамках системно-деятельностного подхода. В основе педагогических приемов, используемых на уроке, лежат следующие основные принципы: принцип деятельности, целостности, вариативности, свободы, творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vorobishko.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

  1. Орг.момент

- ребята, покажите мне, с каким настроением каждый из вас пришел на урок.

- начать сегодняшний урок мне бы хотелось с высказывания: «Чтение без размышления – пустое развлечение». Сегодня мы будем не только читать, но и много рассуждать.

  1. Речевая разминка:
  1. (на доске записаны столбики слов)

Воробей                     годен                  конец               чебурахнуться            пичужка

Воробьиха                 годится             кончится               чебурахнешься         пичужки

Воробьишко              пригодится       закончится

- ребята, готовим наш речевой аппарат к чтению. Перед вами столбики слов. Сначала слова каждого столбика читаем медленно, выразительно проговаривая каждое слово, затем быстрее, но все так же выразительно, а затем еще быстрее.

- посмотрите на эти столбики. Значение каких слов вам не понятно? (уточняем значение непонятных слов в « Справочной»)

- ребята, давайте поиграем в игру «Я знаю….». Я говорю вам слово, а вы пытаетесь объяснить его значение.

- наличник  -  1. Накладная планка на дверном или оконном проеме. Резные наличники. 2. Металлическая пластинка со скважиной для ключа (в 1 знач.).(слайд)

- пакля - Грубое волокно, отход обработки льна, конопли и других лубяных культур. (слайд)

- чваниться – быть тщеславным, гордым, важным.

              2) (На доске записаны 2 столбика)

Растопырив крылья                                                              очень быстро

Стоять дыбом                                                                        раздвинув в стороны

Сломя голову                                                                        торчать, поднявшись вверх

- в первом столбике записаны устойчивые словосочетания, а во втором – их значения. Но слова второго столбика перепутались… Найдите  значения, соответствующие словосочетаниям.

III. Подготовка к первичному восприятию:

Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.

 - ребята, какие чувства вы испытываете, когда видите воробья? А зимой?

- давайте попробуем прочитать эту загадку с жалостью к птичке.

- давайте вновь обратимся в справочную, чтобы узнать информацию о воробье.

(сообщение о воробье)

- какая это информация? Почему? (научно-познавательная, излагаются факты)

 - ребята, посмотрите на волшебный ящик. Вам знаком этот писатель?(М. Горький)

- что мы сейчас будем вспоминать? (факты из биографии писателя)

(Достаю из коробки напечатанные цифры и слова, а дети объясняют, какое отношение имеет данный материал к писателю)

-А вот и название произведения, но только хитрый ящик решил нас запутать и зашифровал его. Давайте попробуем расшифровать.

Отец    воробей     домишко     колесо

- Воробьишко.

(На экране.)

- сегодня мы будем знакомиться с произведением М. Горького  «Воробьишко».

- как вы думаете, почему М. Горький  назвал свое произведение «Воробьишко»?

(возможно, потому что речь пойдёт о маленьком воробье, а может быть, потому что автору очень нравилась эта птичка)

- позже мы вернёмся к этому вопросу.

IV. Первичное восприятие:

(задание перед чтением рассказа:

- какой это текст – художественный или научно-познавательный)

- открываем учебники на с. 135 и начинаем читать.

(читаю по логически законченным частям)

Физкультминутка:Встал воробышек на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо.

Приседанье сделал справно.

Клювиком почистил пух,

И скорей за парту плюх.

V. Чтение-анализ:

- мы прочитали произведение. Какой это текст? (Художественный, т.к. есть чувства, переживания)

- перечислите героев произведения(Пудик, воробьиха, кошка)

- где жил пудик? Найдите в тексте.

- что ему хотелось поскорее узнать? (что такое Божий мир и годится ли он для него)

- что чирикал воробей, глядя  из гнезда на землю? («чересчур черна, чересчур!»)

- что значит «чересчур»?

- почему беспокоилась мама-воробьиха? (она боялась, что Пудик упадет на землю и там его слопает кошка). Найдите этот фрагмент в тексте.

- почему воробьиха называет Пудика чадом? (чадо – дитя, ребёнок)

- как Пудик объяснял то, из-за чего дует ветер? (Деревья качаются и делают ветер) 

- объяснила ему мама почему так происходит на самом деле? (да, но он не поверил, т.к. любил объяснять все по-своему)

- Кого Пудик описывает так: "Чисто крылья ему оборвала кошка, одни косточки остались"?(человека)

- пыталась мама ему объяснить, что у людей не бывает крыльев? Что на это ответил Пудик? Найдите в тексте.

- верил Пудик маме? Чего он тогда ещё не знал? Найдите в тексте.

- когда Пудик сидел на краю гнезда и распевал песенку, какое настроение у него было? Покажите мне при помощи квадратиков.

- когда у него изменилось настроение? (когда он вывалился из гнезда)

- найдите в тексте описание поведения Пудика в тот момент.

- как  вела себя воробьиха? Найдите в тексте.

-  Что приподняло Пудика в воздух и помогло ему перелететь на окно?(страх)

- Кому обязан своей жизнью воробьишко?

- Что побудило воробьиху броситься на кошку?

(Она жертвует собой ради непослушного сына).

-Что сделало ее сильной? (Материнское сердце способно помочь, защитить, согреть, потому что в нем есть великая любовь)

- какое было настроение у мамы, когда она поднялась к Пудику, после драки с кошкой. Покажите. Что она сделала?

- ребята, как вы думаете, почему эта неприятность произошла с Пудиком?

- можно ли было её избежать? Каким он был? (непослушным, глупым..)

- а разве воробей может быть непослушным, глупым? Это же качества людей? Найдите в тексте.

VI. Обобщающая беседа:

- давайте подумаем, к какому жанру мы можем отнести это произведение? Почему?

- О чем просит автор помнить всегда?Найдите в тексте слова, в которых выражена основная мысль автора. («Если маме не верить, то  это может плохо кончиться»)

- а вы всегда и во всём слушаете своих родителей?

(работа в группах)

- на слайде картинный план этого рассказа. Давайте в группах постараемся выбрать из предложенных заголовков правильную последовательность и наклеить на отчетный лист.

VII. Рефлексия:

- Насколько затронуло, «растопило» ваши сердца это произведение? Покажите мне один из предложенных цветов: если не затронуло - синий, если затронуло - жёлтый, а если произвело сильное впечатление - красный.

- ребята, а зачем М. Горький написал эту сказку? (чтобы показать силу материнской любви, что если не слушать родителей, это может плохо кончиться)

VII. Итог урока:

- закончить урок мне бы хотелось словами И. С. Тургенева:

«Любовь, я думал, сильнее смерти и страха сильнее.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь!»

- Как вы понимаете значение слова - любовь? (Любовь - чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения)

- о какой любви говориться в сказке? (материнской)

-Молодцы, ребята! Вы все старались дружно работать. У вас на партах лежат сердечки.  Напишите на них теплые слова и подарите их своим мамам.

 (отметить тех, кто хорошо работал)

VIII.  Домашнее задание:

- в группах подготовиться к инсценировке фрагмента

  1. Заботливые родители
  2. «Честь имею»
  3. Сражение
  4. «Всему сразу не научишься»
  5. Бескрылый человек
  6. «Чересчур черна, чересчур»

Воробей – это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека. В России встречаются два вида воробьев: воробей домовой, или городской, и воробей полевой, или деревенский.

Вес воробья всего от 20 до 35 граммов. Между тем, воробей принадлежит к отряду воробьинообразных, в который помимо него входят более 5000 видов птиц.

Воробьи очень плодовиты и в течение лета в северных районах выводят два а в южных три выводка. Второе откладывание яиц происходит во второй половине июня, вылет птенцов — в июле.

Молодых воробьёв с их жёлтым окрасом вокруг клюва в народе называют «желторотиками». В разговорной речи термин «желторотик» может означать молодого, неопытного, наивного человека. Через 10 дней после вылупления птенцы воробья вылетают из гнёзда.

Питаются воробьи семенами. Обожают коноплю, подсолнечник, пшеничные зерна, но будут клевать и хлебные крошки. 

Купаясь в песке воробьи чистят перья и избавляются от паразитов. По народной примете подобная песчаная процедура предвещает дождь.

Об авторе (текст с сайта Центральной городской детской библиотеки Нижнего Новгорода):
Писателя Максима Горького считают одним из основоположников современной детской литературы — хотя произведений, написанных для детей, у него не так много. Это сказки «Воробьишко», «Самовар», «Сказка про Иванушку-дурачка», «Случай с Евсейкой», «Дед Архип и Лёнька», «Сказки об Италии» и некоторые другие. Главные отличительные черты этих произведений — умение писателя занимательно и просто говорить с детьми о важном, знание их интересов и языка.
Максим Горький вырос в народной среде, на русском народном творчестве, большим знатоком которого была его бабушка, Акулина Ивановна Каширина, балахнинская кружевница. Он унаследовал от своих родителей живой юмор, жизнелюбие и правдивость. Истинно русской народной чертой писателя была и любовь к детям, которых ему — всех! — хотелось защитить, накормить, выучить, поставить на ноги, помочь состояться как личности, как Человеку.
Горький искренне любил детей, жалел их, помня о своем непростом, а порой и трагическом детстве. Он сам организовывал для нижегородских детей из беднейших семей новогодние ёлки, бесплатный каток. Был организатором и редактором первого советского журнала для детей «Северное сияние», первого детского издательства «Детгиз». Он переписывался с детьми, и эти письма доставляли писателю радость, питали его творчество. Тема детства всегда находила живой отклик в его сердце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. «Максим Горький «Воробьишко». Инсценирование произведения.

Разработка урока литературного чтения по УМК "Перспектива". В урок включены методы сингапурского метода обучения. Урок совмещает в себе оба метода преподавания....

Малые жанры фольклора. Н.Рубцов "Воробей". М.Горький "Воробьишко"

План - конспект и презентация к уроку в 1 классе по системе Л.Занкова (учебник В.Ю.Свиридовой) в соответствии с новыми ФГОС. На уроке используется групповая работа, чтение по ролям, творческая работа ...

Учебное занятие по литературному чтению М.Горький "Воробьишко"

Учебное занятие подготовлено по УМК "ПНШ" для 1 класса....

Горький "Воробьишко"

Цель урока: Познакомить со сказкой М. Горького ...

Смысл поступка в сказке М. Горького «Воробьишко»

Презентация к открытому уроку чтения в 3 классе...