Учебное занятие по литературному чтению М.Горький "Воробьишко"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Учебное занятие подготовлено по УМК "ПНШ" для 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorkiy_vorobishko_1_klass.doc | 52.5 КБ |
draganddrop2013.pptm | 665.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебное занятие по литературному чтению в 1 классе.
Тема: Звукопись в поэзии и прозе. М. Горький «Воробьишко» (в сокращении)
Цели урока:
Обучающие: Научить находить литературный приём звукописи в прозаическом тексте М. Горького «Воробьишко» и понимать смысл его использования. Формировать умение анализировать произведение, представлять и характеризовать героев, выявлять характер и мотивацию их поступков, оценивать их, извлекать ценностные установки. Развивать способность видеть художественные приёмы, при помощи которых создаются поэтические, прозаические и живописные образы. Формировать навыки грамотного, осознанного, выразительного чтения за счёт отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, развития поля чтения, оперативной памяти, скорости чтения.
Развивающие: Развивать образное мышление, память (зрительную, слуховую, оперативную), устойчивое внимание, речь учащихся, развитие логического мышления ( учить рассуждать, делать самостоятельные выводы, устанавливать причинно- следственные связи, составлять логические цепочки – рассуждения) внимания (устойчивое, концентрированное), слуховой и зрительной памяти, познавательный интерес учащихся, речи, словарного запаса .
Воспитательные: Воспитывать интерес к чтению (в том числе через библиотечный фонд), нравственные ценности: учимся у писателей видеть и наблюдать красоту природы, ценить и охранять её, культуру труда (умение следовать правилам сотрудничества: выслушивать одноклассников, корректно вести обсуждение в паре, группе); целеустремлённость в добывании знаний.
Формирование УУД
Личностные УУД: стремятся к достижению успехов в учебной деятельности, имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Учатся высказывать свою точку зрения, обосновывать её, формировать собственные нравственные ценности, делать выбор в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников учебного процесса и педагога; способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД: Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, принимать и соотносить их с инструкцией; осознавать необходимость осуществлять контроль по результату, контроль результата по просьбе учителя. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: учатся формулировать познавательные цели, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям и определять основания для объединения предметов в одну группу; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей; анализировать истинность утверждений, проводить аналогии между изученным материалом и собственным опытом.
Коммуникативные: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. Оборудование: у учителя: компьютер, интерактивная доска.
Ход урока
1. Введение в урок
Помним, что
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно!
Урок начинаем с индивидуальной работы у доски, парной и коллективной работы.
- Индивидуальная работа.
Соедини слово и его значение.
Гостиная буква
Литера письменное творчество
Литература хранитель книг
Библиотекарь комната
Диалог говорит один человек
- Парная работа.
Собери пословицу, объясни её смысл.
(работает две пары постоянного состава).
Мало, читать, надо, уметь, уметь, думать.
- Коллективная работа с классом
- Выбери из названных мною имён только те, которые принадлежат поэтам и писателям (хлопок в ладоши)
Заходер, Буратино, Цветаева, Незнайка, Щелкунчик, Носов, Драгунский, Винни-Пух, гайдар.
-Напомните мне, что такое звукопись?
Проверка индивидуальной работы.
- Правильно ли соединили слово и его значение?
Проверка парной работы.
- Как вы понимаете эту пословицу? (Мало просто читать книгу, надо осмысливать прочитанное, вникать в его содержание, находить для себя полезную информацию.
-А почему я попросила объяснить смысл именно этой пословицы? (это умение пригодится нам на уроке, будем читать и думать)
2. Введение в тему.
- Перечислите, какие качества нам понадобятся для успешной работы?
(внимание, терпение, усердие, трудолюбие, знания, полученные на прошлых уроках и осознание важности чтения книг)
- С каким ярким литературным приёмом мы познакомились на прошлом уроке? (со звукописью)
- На примере каких произведений мы знакомились со звукописью? (стихотворения).
- Где мы обнаружили этот литературный приём? (в стихотворениях)
- Приготовьтесь прочитать понравившееся стихотворение, которое, как вам кажется, с полнотой раскрывает этот литературный приём - звукопись.
Чтение по выбору стихотворений Елены Благининой, Андрея Усачёва, Джеймса Ривза, доказательство присутствия литературного приёма.
- Какой звук повторяется?
- Какой литературный приём, помогает нам поверить, что говорит оса? (звукопись)
- Какой литературный приём, помогает нам расшифровать всех животных в этом стихотворении? (звукопись)
- И как называется творческий человек, который создаёт такие стихи? (поэт)
3. Подготовка к восприятию.
-Как вы думаете, могут ли авторы прозаических произведений (рассказов, сказок) использовать в своём творчестве такой интересный литературный приём как звукопись? (ответы детей)
-Сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на этот вопрос и выяснить, правы вы были или не правы. А героем нашего урока и помощником в поиске знакомого литературного приёма будет представитель, о котором говорится в речевой разминке – загадке.
Забияка и воришка
Ношу я серое пальтишко,
На лету хватаю крошки.
Не пропущу и мелкой мошки.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей.
Я бывалый…
Подберите однокоренные слова к нашей отгадке и определите общую часть.
(Воробьиха, воробьёнок, воробушки, воробьиная).
-Молодцы, вы справились с заданием. А вот Максим Горький подобрал ещё однокоренное слово «Воробьишко». Именно так называется его произведение, с которым мы сегодня будем работать. (с.42)
-Какие цели мы поставим перед собой? (учиться читать без ошибок, учиться читать выразительно, бегло, быстро находить ответы на вопросы во время выборочного чтения.)
- Начинаем словарную работу. Из произведения я выбрала слова, которые могут быть вам непонятны. Объясним их значение.
Чадо – ребёнок, дитя.
Чваниться – гордиться.
Чин – обычай, порядок.
Божий мир – мир окружающий нас.
4. Работа с произведением.
– Приготовьтесь следить за чтением и после прочтения ответить предварительные вопросы. (по рядам)
1 группа ответит на вопрос, почему рассказ называется «Воробьишко»?
2 группа докажет, что речь в рассказе идёт о воробьиной семье?
3 группа попытается понять, каким нам показан воробьишко?
И задание для всех: исследовать, использует ли автор в этом рассказе звуковой приём звукопись.
5. Проверка первичного восприятия.
-Понравился вам рассказ? Какой он? (забавный, интересный)
-Можно его назвать, а поучительным? Докажите.
-Почему рассказ так называется «Воробьишко», а не «Воробей»?
(Автор хотел подчеркнуть, что его история о совсем маленьком, недавно родившемся воробушке, ещё ничего не знающем об окружающем его мире)
- Свой вопрос я задаю 3 группе, каким показан воробьишко? (любопытный, любознательный, пытается объяснить по своему, задаёт родителям много вопросов, интересуется окружающим его миром)
- Докажите, что вы правы, зачитав соответствующие эпизоды? (Хотелось ему скорее узнать, что такое божий мир и годится ли он для него? Все должны иметь крылья, Чать на земле хуже, чем в воздухе!.Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали)
- Вопрос 1 группе.
Как вы думаете, почему автор так назвал своего героя?
(Воробушек был маленький, а маленьких всегда называют ласково.)
Вопрос 2 группе.
- Докажите, что речь в рассказе идёт о воробьиной семье?
(У воробья есть имя, папа, мама, родители заботятся о сыночке, папа приносит букашек, мама волнуется, чтобы он не упал и предупреждает его об опасности)
Докажите, что вы правы зачитав соответствующий эпизод.
Работа с литературными приёмами.
- Что вы заметили в воробьиной речи, в воробьиных слова? (В этих словах повторяется буква «ч», поэтому они созвучны с чириканьем воробьев) - Как называется такой прием? (звукопись)
- Вспомните главную цель урока. На какой главный вопрос мы все искали ответ?
(использует ли автор в этом рассказе звуковой приём - звукопись.)
- Какое открытие вы сделали на этом уроке? (в прозаических, т. е нестихотворных произведениях авторы также используют приём звукописи)
- Как вы считаете, для чего автор использует это прием? (Чтобы интереснее было читать)
- Зачитайте только те слова, которые произносят воробьи? (что-что, чересчур черна, чересчур, чив-чив, чем чванятся, чудо, червяка, чадо-чадо, чебурахнешься, чем - чем, чик, чушь)
- Как вы считаете, автор действительно знает воробьиный язык?
- Обычно человеку не дано понимать воробьиный язык, но М. Горькому очень нравилось наблюдать за воробьиной стаей, вслушиваться в их чириканье и представлять, о чём говорят пернатые. Именно такое чуткое отношение и любовь к природе помогли автору сочинить эту историю.
- Какие нравственные уроки вы извлекли для себя из всего сказанного? (быть наблюдательным человеком, познавать, изучать окружающий нас мир, быть другом, природы, добрым другом для всех животных.
- Прочитайте вопрос Кота ответьте на него.
ЧЕм замеЧАтелен Воробьишко?
- Как бы вы ответили на этот вопрос? (Воробьишко убеждён, что все живущие на Земле
должны летать и для этого всем необходимы крылья.)
- Кто догадался, что означает слово «Чив» на воробьином языке?
(молодец, способный, ловкий)
- И на воробьином языке я хочу похвалить вас за работу и сказать: «Чив! Чив! Чив!» Переводите! (Молодцы, способные, ловкие)
6. Рефлексия
- Над каким рассказом мы сегодня работали? (Максим Горький «Воробьишка») Вам понравилась этот рассказ? - А кому из вас хотелось бы прочитать его снова, маленькому братику или сестре?
- Чему бы он мог их научить? (Быть любознательным, познавать окружающий мир, Мечтать о прекрасном, обращать внимание на красоту, которая нас окружает, ухаживать за планетой, на которой мы живём, делать её красивее.)
- Какое настроение у вас в конце урока?
(были активны, много полезного узнали, сделали правильные выводы, прочитали мудрую историю, прием звукописи может быть использован не только в поэтическом, но и в прозаическом тексте.)
- Для чего автор использует этот приём? (Чтобы детям было интереснее читать эту историю, история становится сказочной)
- Кто читал это произведение полностью?
- У вас есть возможность узнать о приключениях Пудика самим и рассказать своим одноклассникам, прочитав эту книгу дома.
- Оцените результаты своего труда и приготовьтесь дать оценку своей деятельности (звёздочки)
Зелёный - на уроке чувствую себя комфортно, трудностей не испытываю. Жёлтый -испытываю трудности, но сам пытаюсь их преодолеть. Синий - испытываю трудности, прошу помощи.
- Сегодня в классе загорелось много зелёных звёздочек. Значит, вы были успешны, усвоили новый материал и можете собой гордиться.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое учебное занятие по литературному чтению и изобразительному искусству. З класс.
Интегрированный урок изобразительного искусства и литературного чтения....
Конспект учебного занятия по литературному чтению в 3 классе на тему: «В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»
Тема: В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»Цель: познакомить детей со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».Задачи: научить отличать народную сказку от авторской; учить давать характер...
Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании)
Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и синга...
Конспект учебного занятия по литературному чтению
Конспект учебного занятия по литературному чтению...
Учебное занятие по литературному чтению в 3 классе по теме "Что заслуживает описания" К. Паустовский "Мой дом"
Тема: Что заслуживает описания? К. Паустовский «Мой дом». Цель:1.Познакомить учащихся с произведением К.Г. Паустовского “Мой дом”.2. Учить анализировать текст, составлять план р...
Проект учебного занятия по литературному чтению «Готовимся к празднику «Литературный новый год» (1-2 урока)
Данное учебное занятие по литературному чтению подготовлено в соответствии с рабочей программой по предмету для учащихся 2 класса по УМК «Перспектива». На занятии предполагается групповая работа, где ...
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
БАДМАЦЫРЕНОВА ЭРЖЕНИ ВЛАДИМИРОВНАУЧИТЕЛЬ НАЧАЬНЫХ КЛАССОВМБОУ СОШ № 5 Г. ГУСИНООЗЁРСКАФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...