Учебное занятие по литературному чтению М.Горький "Воробьишко"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Солнцева Ирина Владимировна

Учебное занятие подготовлено по УМК "ПНШ" для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorkiy_vorobishko_1_klass.doc52.5 КБ
Файл draganddrop2013.pptm665.47 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие по литературному чтению в 1 классе.

Тема: Звукопись в поэзии и прозе. М. Горький «Воробьишко» (в сокращении)

Цели урока:

 Обучающие: Научить находить литературный приём звукописи в прозаическом тексте М. Горького «Воробьишко» и понимать смысл его использования. Формировать умение анализировать произведение, представлять и характеризовать героев, выявлять характер и мотивацию их поступков, оценивать их, извлекать ценностные установки. Развивать способность видеть художественные приёмы, при помощи которых создаются поэтические, прозаические и живописные образы. Формировать навыки грамотного, осознанного, выразительного чтения за счёт отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, развития поля чтения, оперативной памяти, скорости чтения.

 Развивающие: Развивать образное мышление, память (зрительную, слуховую, оперативную), устойчивое внимание, речь учащихся, развитие логического мышления ( учить рассуждать, делать самостоятельные выводы, устанавливать причинно- следственные связи, составлять логические цепочки – рассуждения) внимания (устойчивое, концентрированное), слуховой и зрительной памяти, познавательный интерес учащихся, речи, словарного запаса .

 Воспитательные: Воспитывать интерес к чтению (в том числе через библиотечный фонд), нравственные ценности: учимся у писателей видеть и наблюдать красоту природы, ценить и охранять её, культуру труда (умение следовать правилам сотрудничества: выслушивать одноклассников, корректно вести обсуждение в паре, группе); целеустремлённость в добывании знаний.

Формирование УУД

Личностные УУД: стремятся к достижению успехов в учебной деятельности, имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Учатся высказывать свою точку зрения, обосновывать её, формировать собственные нравственные ценности, делать выбор в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников учебного процесса и педагога; способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД: Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, принимать и соотносить их с инструкцией; осознавать необходимость осуществлять контроль по результату, контроль результата по просьбе учителя. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: учатся формулировать познавательные цели, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям и определять основания для объединения предметов в одну группу; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей; анализировать истинность утверждений, проводить аналогии между изученным материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. Оборудование: у учителя: компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

1. Введение в урок

Помним, что

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!

Урок начинаем с индивидуальной работы у доски, парной и коллективной работы.

  • Индивидуальная работа.

Соедини слово и его значение.

Гостиная                             буква

Литера                                письменное творчество

Литература                        хранитель книг

Библиотекарь                    комната

Диалог                               говорит один человек

  • Парная работа.

Собери пословицу, объясни её смысл.

(работает две пары постоянного состава).

Мало, читать, надо, уметь, уметь, думать.

  • Коллективная работа с классом

- Выбери из названных мною имён только те, которые принадлежат поэтам и писателям (хлопок в ладоши)

Заходер, Буратино, Цветаева, Незнайка, Щелкунчик, Носов, Драгунский, Винни-Пух, гайдар.

-Напомните мне, что такое звукопись?

Проверка индивидуальной работы.

- Правильно ли соединили слово и его значение?

Проверка парной работы.

- Как вы понимаете эту пословицу? (Мало просто читать книгу, надо осмысливать прочитанное, вникать в его содержание, находить для себя полезную информацию.

 -А почему я попросила объяснить смысл именно этой пословицы? (это умение пригодится нам на уроке, будем читать и думать)

2. Введение в тему. 

- Перечислите, какие качества нам понадобятся для успешной работы?

(внимание, терпение, усердие, трудолюбие, знания, полученные на прошлых уроках и осознание важности чтения книг)

- С каким ярким литературным приёмом мы познакомились на прошлом уроке? (со звукописью)

- На примере каких произведений мы знакомились со звукописью? (стихотворения).

-  Где мы обнаружили этот литературный приём? (в стихотворениях)

- Приготовьтесь прочитать понравившееся стихотворение, которое, как вам кажется, с полнотой раскрывает этот литературный приём - звукопись.

Чтение по выбору стихотворений Елены Благининой, Андрея Усачёва, Джеймса Ривза, доказательство присутствия литературного приёма.

-  Какой звук повторяется?

-  Какой литературный приём, помогает нам поверить, что говорит оса? (звукопись)

 - Какой литературный приём, помогает нам расшифровать всех животных в этом стихотворении? (звукопись)

  - И как называется творческий человек, который создаёт такие стихи? (поэт)

3. Подготовка к восприятию.

  -Как вы думаете, могут ли авторы прозаических произведений (рассказов, сказок) использовать в своём творчестве такой интересный литературный приём как звукопись? (ответы детей)

  -Сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на этот вопрос и выяснить, правы вы были или не правы. А героем нашего урока и помощником в поиске знакомого литературного приёма будет представитель, о котором говорится в речевой разминке – загадке.

Забияка и воришка

Ношу я серое пальтишко,

На лету хватаю крошки.

Не пропущу и мелкой мошки.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей.

Я бывалый…

Подберите однокоренные слова к нашей отгадке и определите общую часть.

(Воробьиха, воробьёнок, воробушки, воробьиная).

  -Молодцы, вы справились с заданием. А вот Максим Горький подобрал ещё однокоренное слово «Воробьишко». Именно так называется его произведение, с которым мы сегодня будем работать. (с.42)

-Какие цели мы поставим перед собой? (учиться читать без ошибок, учиться читать выразительно, бегло, быстро находить ответы на вопросы во время выборочного чтения.)

- Начинаем словарную работу. Из произведения я выбрала слова, которые могут быть вам непонятны. Объясним их значение.

Чадо – ребёнок, дитя.

Чваниться – гордиться.

Чин – обычай, порядок.

Божий мир – мир окружающий нас.

4. Работа с произведением.

– Приготовьтесь следить за чтением и после прочтения ответить предварительные вопросы. (по рядам)

1 группа ответит на вопрос, почему рассказ называется «Воробьишко»?

2 группа докажет, что речь в рассказе идёт о воробьиной семье?

3 группа попытается понять, каким нам показан воробьишко?

И задание для всех: исследовать, использует ли автор в этом рассказе звуковой приём звукопись.

5. Проверка первичного восприятия.

   -Понравился вам рассказ? Какой он? (забавный, интересный)

   -Можно его назвать, а поучительным? Докажите.

   -Почему рассказ так называется «Воробьишко», а не «Воробей»?

(Автор хотел подчеркнуть, что его история о совсем маленьком, недавно родившемся воробушке, ещё ничего не знающем об окружающем его мире)

- Свой вопрос я задаю 3 группе, каким показан воробьишко? (любопытный, любознательный, пытается объяснить по своему, задаёт родителям много вопросов, интересуется окружающим его миром)

- Докажите, что вы правы, зачитав соответствующие эпизоды? (Хотелось ему скорее узнать, что такое божий мир и годится ли он для него? Все должны иметь крылья, Чать на земле хуже, чем в воздухе!.Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали)

- Вопрос 1 группе.

Как вы думаете, почему автор так назвал своего героя?

(Воробушек был маленький, а маленьких всегда называют ласково.)

Вопрос 2 группе.

 - Докажите, что речь в рассказе идёт о воробьиной семье?

(У воробья есть имя, папа, мама, родители заботятся о сыночке, папа приносит букашек, мама волнуется, чтобы он не упал и предупреждает его об опасности)

Докажите, что вы правы зачитав соответствующий эпизод.

Работа с литературными приёмами.

 - Что вы заметили в воробьиной речи, в воробьиных слова? (В этих словах повторяется буква «ч», поэтому они созвучны с чириканьем воробьев) - Как называется такой прием? (звукопись)

- Вспомните главную цель урока. На какой главный вопрос мы все искали ответ?

(использует ли автор в этом рассказе звуковой приём - звукопись.)

- Какое открытие вы сделали на этом уроке? (в прозаических, т. е нестихотворных произведениях авторы также используют приём звукописи)

- Как вы считаете, для чего автор использует это прием? (Чтобы интереснее было читать)

- Зачитайте только те слова, которые произносят воробьи? (что-что, чересчур черна, чересчур, чив-чив, чем чванятся, чудо, червяка, чадо-чадо, чебурахнешься, чем - чем, чик, чушь)

- Как вы считаете, автор действительно знает воробьиный язык?

- Обычно человеку не дано понимать воробьиный язык, но М. Горькому очень нравилось наблюдать за воробьиной стаей, вслушиваться в их чириканье и представлять, о чём говорят пернатые. Именно такое чуткое отношение и любовь к природе помогли автору сочинить эту историю.

 - Какие нравственные уроки вы извлекли для себя из всего сказанного? (быть наблюдательным человеком, познавать, изучать окружающий нас мир, быть другом, природы, добрым другом для всех животных.

- Прочитайте вопрос Кота ответьте на него.

ЧЕм замеЧАтелен Воробьишко?

- Как бы вы ответили на этот вопрос? (Воробьишко убеждён, что все живущие на Земле

должны летать и для этого всем необходимы крылья.)

- Кто догадался, что означает слово «Чив» на воробьином языке?

(молодец, способный, ловкий)

- И на воробьином языке я хочу похвалить вас за работу и сказать: «Чив! Чив! Чив!» Переводите! (Молодцы, способные, ловкие)

6. Рефлексия

- Над каким рассказом мы сегодня работали? (Максим Горький «Воробьишка») Вам понравилась этот рассказ? - А кому из вас хотелось бы прочитать его снова, маленькому братику или сестре?

 - Чему бы он мог их научить? (Быть любознательным, познавать окружающий мир, Мечтать о прекрасном, обращать внимание на красоту, которая нас окружает, ухаживать за планетой, на которой мы живём, делать её красивее.)

- Какое настроение у вас в конце урока?

(были активны, много полезного узнали, сделали правильные выводы, прочитали мудрую историю, прием звукописи может быть использован не только в поэтическом, но и в прозаическом тексте.)

- Для чего автор использует этот приём? (Чтобы детям было интереснее читать эту историю, история становится сказочной)

- Кто читал это произведение полностью?

- У вас есть возможность узнать о приключениях Пудика самим и рассказать своим одноклассникам, прочитав эту книгу дома.

- Оцените результаты своего труда и приготовьтесь дать оценку своей деятельности (звёздочки)

Зелёный - на уроке чувствую себя комфортно, трудностей не испытываю. Жёлтый -испытываю трудности, но сам пытаюсь их преодолеть. Синий - испытываю трудности, прошу помощи.

- Сегодня в классе загорелось много зелёных звёздочек. Значит, вы были успешны, усвоили новый материал и можете собой гордиться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое учебное занятие по литературному чтению и изобразительному искусству. З класс.

Интегрированный урок изобразительного искусства и литературного чтения....

Конспект учебного занятия по литературному чтению в 3 классе на тему: «В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

Тема: В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»Цель: познакомить детей со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».Задачи: научить отличать народную сказку от авторской; учить давать характер...

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании)

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства  образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и синга...

Конспект учебного занятия по литературному чтению

Конспект учебного занятия по литературному чтению...

Учебное занятие по литературному чтению в 3 классе по теме "Что заслуживает описания" К. Паустовский "Мой дом"

Тема: Что заслуживает описания?    К. Паустовский «Мой дом». Цель:1.Познакомить учащихся с произведением К.Г. Паустовского “Мой дом”.2. Учить анализировать текст, составлять план р...

Проект учебного занятия по литературному чтению «Готовимся к празднику «Литературный новый год» (1-2 урока)

Данное учебное занятие по литературному чтению подготовлено в соответствии с рабочей программой по предмету для учащихся 2 класса по УМК «Перспектива». На занятии предполагается групповая работа, где ...

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

БАДМАЦЫРЕНОВА ЭРЖЕНИ ВЛАДИМИРОВНАУЧИТЕЛЬ НАЧАЬНЫХ КЛАССОВМБОУ СОШ № 5 Г. ГУСИНООЗЁРСКАФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...