Малые жанры фольклора. Н.Рубцов "Воробей". М.Горький "Воробьишко"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Егорова Анна Валентиновна

План - конспект и презентация к уроку в 1 классе по системе Л.Занкова (учебник В.Ю.Свиридовой) в соответствии с новыми ФГОС. На уроке используется групповая работа, чтение по ролям, творческая работа учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения.                                               (1 класс автор В.Ю.Свиридова)

Тема: Малые жанры фольклора. Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. (Н.Рубцов «Воробей», М.Горький «Воробьишко»)                                                                      

Педагогическая цель: создать условия для развития умений анализировать средства, используемые автором для подчёркивания особенностей изображаемого, в том числе форму произведения.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся представлять разнообразие малых жанров фольклора, эмоционально реагировать на события произведения, отличать монолог от диалога; получать возможность научиться различать произведения малых фольклорных жанров, отличать литературный текст от фольклорного, понимать изобразительную природу художественного текста.

Метапредметные:

     Регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, осуществлять контроль за своими действиями и действиями других.

     Познавательные: осуществлять сравнение и выделять общее и различное, работать с текстом и внетекстовыми компонентами (поиск ответов на вопросы).

     Коммуникативные:  выполнять социальные функции, взаимодействовать с партнёром, передавать определённое настроение в исполняемой роли, ориентироваться на позицию другого человека, проявлять уважение к иной точке зрения.

     Личностные: слушают собеседника, в ходе дискуссии проявляют доброжелательность.

                                                    Ход урока:

І. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

       Тем, кто любит приключенья,

       Я открою свой секрет:

       Увлекательнее чтенья

       Ничего на свете нет!

- Кто согласен с этим высказыванием? Кто из вас любит читать? Что вы любите читать?

  А зачем необходимо читать?

       Мы с книгой умней и богаче,

       Нам с нею расти и дружить,

       Она задаёт нам задачи

       И учит, как думать и жить.

- Тогда вперёд! Нет, назад. Перенесёмся в далёкое прошлое.

       На неведомой полянке,

       Что от всех сторон - в сторонке,

       Выбирал баран баранки,

       Продавал ворон воронки.

       Налетайте, гуси!

       Покупайте гусли!

       Шум – гам:

       - Все к нам!

       - Сколько стоит    

       - Так отдам!

       У лошади – ложки,

       Кошельки у кошки,

       У коровы – каравай!

       Покупай-продавай!

       Ярмарка! Ярмарка!

       Весёлая, яркая!

       Заходи! Залетай! Заскакивай!                                         (И.Гомазкова)

ІІ. Постановка учебной задачи.

 - Что такое ярмарка? (Съезд торговцев для продажи и закупки товара).

Подумайте, что может продаваться на ярмарке литературного чтения? Какие тайны предстоит разгадать нам сегодня? Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать, различать фольклор и авторскую литературу).

Для чего вам это нужно? (Чтобы уметь красиво и правильно говорить самим, открыть все тайны литературы).

ІІІ. Совместное открытие знаний.

1) У п р а ж н е н и я    п е р е д    ч т е н и е м

-А как нужно читать любое произведение литературы? (выразительно, чётко, ставя логические ударения).

- А все ли умеют так читать? А что помогает нам этому научиться? (скороговорки, чистоговорки, различные упражнения).

1. Скороговорка.

       Тощий немощный Кощей

       Тащит ящик овощей.

- Какой звук тренируемся произносить? [щ']

2.Чтение чистоговорок.

       Ло-ло-ло – на улице тепло.

       Ать-ать-ать – мы пойдём гулять.

       Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.

       Су-су-су – было холодно в лесу.

3.Упражнение «Медвежата».

- Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, чётко произнося звук [м].

       Мам, мёду б нам,

       Мам, молока бы нам.

2) Р а б о т а     н а д     п р и б а у т к а м и     и     п о б а с ё н к а м и

- Детям в первые годы жизни их матери и бабушки пели песенки, потешки, прибаутки.

       Ч т е н и е   п р и б а у т к и   у ч и т е л е м (с.41)

- Что такое прибаутка? (Своим содержанием они напоминают маленькие сказки в стихах.)

- Когда рассказывали прибаутки? (Когда успокаивали ребёнка, утешали)

       Ч т е н и е    п р и б а у т к и     д е т ь м и    х о р о м

- Что раньше рассказывали малышу: прибаутку или потешку? (Потешку)

- А может быть побасёнки?

 

      Ч т е н и е    п о б а с ё н о к    х о р о ш о    ч и т а ю щ и м и    д е т ь м и

- Давайте ответим на поставленный вопрос. (Сначала читали потешки, потом прибаутки и, наконец, побасёнки).

- Почему, как вы думаете? (Цель- развлечь, успокоить, научить).

- Сколько лиц могло участвовать в разговоре? Побасёнки – это монолог или диалог?

- Какие слова подходят к характеру каждого героя?

       Хитрый, глупый, умный, недогадливый, весёлый, жадный, насмешливый, нечестный, ленивый.

    (учащиеся составляют характеристику каждого героя)

       Ч т е н и е    п о    р о л я м

- Как вы думаете, у кого получилось лучше всех?

- Что необычного в прибаутках и побасёнках вы увидели? (Они смешные)

- Молодцы! Они написаны с юмором, с иронией. (Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние).

-Кто является автором потешки, прибаутки, побасёнки? (У них нет автора).

- Как вы думаете, почему? (Это устное народное творчество).

- Какие ещё произведения УНТ вы знаете? (Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки).

3) О б о б щ е н и е    и з у ч е н н о г о

- С какими жанрами УНТ вы познакомились на ярмарке?

- С какой целью русский народ придумывал прибаутки и побасёнки? (Все эти тексты высмеивают человеческие пороки: лень, глупость, жадность, высмеиваются шутя).

- Оказывается, что в далеком прошлом учили уму-разуму, учили смеясь, по-доброму.

- Ребята, а прибаутка, побасёнка – это стихи или проза? (Прибаутка – стихи, есть рифма, побасёнка – проза, нет рифмы).

        Ф   И   З   К   У   Л   Ь   Т   М   И   Н   У   Т   К   А            «Утята»

ІV. Формирование знаний.

       Люди добрые, поспешите,

       И друзей с собой ведите!

       Здесь найдёте, что хотите!

       Не толпитесь у дверей!

       Проходите поскорей!

- Зачем устраивали ярмарки? (Что-то купить, что-то продать, повеселиться).

- Ярмарка всегда была праздником. На ярмарке встречались, чтобы себя показать – других посмотреть.

-Встретились на нашей ярмарке писатели и поэты. Герой произведения у них общий, а вот средства выражения авторского отношения разные.

Сформулируйте учебную задачу. (Выяснить, как писатели и поэты выражают авторское отношение к герою произведения, какие средства выражения используют).

- А кто будет героем произведений писателя и поэта, вы расскажете сами, разгадав загадки.

1) Р а б о т а    п о    г р у п п а м

-Отгадайте загадку. Подчеркните слова, которые помогли вам найти отгадку.

     1. Маленький мальчишка                                   (армяк –кафтан из толстого сукна)

          В сером армячишке                                         (карниз – 1)выступ в верхней части здания,

          По дворам шныряет,                                                           над окном, дверью;

          Крохи собирает.                                                                   2)перекладина над окном, на

          По полям кочует,                                                                 которую вешают шторы)

          Зёрнышки ворует.                 (Воробей)          (шныряет – спешно двигается в разных

     2. Я весь день ловлю жуков,                                                    направлениях)

         Ем букашек, червяков.

         Зимовать не улетаю,                                           (кочует – переходит с места на место,

         Под карнизом обитаю.         (Воробей)                             постоянно передвигается)

    3. Чик-чирик!

         К зёрнышкам – прыг!

         Клюй – не робей!

         Кто это?                                    (Воробей)

- Откройте учебники на с.42, прочитайте фамилию автора и название стихотворения.

2)С о о б щ е н и е   о б    а в т о р е

    Николай Михайлович Рубцов (1936-1971) – поэт, родился в январе 1936 года. Рано потерял отца и мать. С пяти лет воспитывался в различных детдомах Вологодской области. Учился в лесотехническом и горном техникумах, которые не закончил. Перепробовал много профессий, служил на Северном флоте.

Писать стихи начал ещё в детстве. При его жизни были изданы лишь четыре тоненькие книжки, а после смерти поэта вышло 20 изданий, в том числе и сборники для детей: «Про зайца», «Звезда полей», «Добрый Филя».

3) Р а б о т а    н а д    с т и х о т в о р е н и е м    Н. Р у б ц о в а   «В о р о б е й»

1. Словарная работа.

Подвода – конная повозка. Поклажа – груз, багаж.

2. Чтение стихотворения учителем.

3. Беседа.

- От имени кого написано стихотворение? (от имени автора)

- Какие картины рождались в вашем воображении во время чтения?

 

4. Самостоятельное чтение учащимися.

- Какие чувства вы испытывали по отношению к воробью?

- С помощью каких слов автору удалось вызвать у вас жалость к воробью?

5.Работа над выразительностью чтения.

- Определите, как надо читать это стихотворение: весело, грустно, удивлённо; быстро или медленно. Почему? После каких слов необходимо сделать паузу? Какие слова необходимо выделить логическим ударением (голосом)?

Логика – разумность, внутренняя закономерность чего-нибудь, ход рассуждений.

- Какие слова вас особенно растрогали?

6. Работа в парах.

- Прочитайте стихотворение друг другу выразительно.

7. Чтение учениками стихотворения вслух (2-3 учащихся).

- Какой характер у воробья? Докажите строчками из стихотворения. (последние 2 строчки, борется за жизнь, настойчивый, не злой, не вредный)

- Как же Н.Рубцов относится к своему герою? (сочувствует, жалеет)

- Совпадает ли ваше отношение к воробью с отношением автора?

     

Ф   И   З   К   У   Л   Ь   Т   М   И   Н   У   Т   К   А                 «Поднимает руки класс»

4) Р а б о т а   н а д   о т р ы в к о м   и з   с к а з к и   М. Г о р ь к о г о    «В о р о б ь и ш к о»

1. Чтение учителем текста с.43.

- Угадайте, о ком следующий рассказ.

- Понравилось ли вам это произведение? Я вижу на ваших лицах улыбки. Что вызвало такое настроение?

- Это сказка или рассказ? Докажите свою мысль.

- У этой сказки нет заголовка. Как бы вы хотели озаглавить её? Почему? А может быть, озаглавим её «Воробей»?

В ы в о д : Пудик – озорной, наивный, неопытный, забавный, любопытный. В его имени и юмор, и игра, и добрая ирония. Поэтому название «Воробей» не соответствует содержанию. Название должно быть таким же озорным, как и сам воробьишко.

- Максим Горький так и назвал свою сказку. Дочитайте её самостоятельно.

- Значения каких слов вам непонятно?

2. Словарная работа.

Чваниться – зазнаваться, гордиться. Чебурахнуться – упасть, растянуться.

3. Беседа.

- Где происходит действие этого произведения? Устно попробуем нарисовать картинку.

- Перечитайте только те слова, которые говорят воробьи. Что в них общего? (Слова напоминают чириканье, во всех словах есть звук [ч']  ).

- Этот приём в литературе называется звукоподражанием (воспроизведение природного звучания какими-нибудь напоминающими его звуками). 

Он комически воспроизводит чириканье воробьёв и в то же время служит средством обрисовки характера задорного фантазёра - воробьишки.

- Подумайте, что может означать слово «чив»? (Молодец, способный, ловкий и т.д.).

- О чём рассуждал Пудик? Как он при этом держался?

- Прочтите спор Пудика с мамой.

- В чём смысл фразы: «Что такое … мир и годится ли он для него?»

- Прочитайте последнее предложение. Что бы это значило? (Мечта Пудика).

5) Т в о р ч е с к а я    р а б о т а

- У кого из вас есть мечта? Кто хочет о ней рассказать?

- Ребята, а как вам представляется, чем может закончиться история Пудика? Кто автор этого произведения?

- Максим Горький – это псевдоним автора. Настоящая фамилия – Пешков. Кому интересно прочитать это произведение полностью, может взять его в библиотеке и рассказать в классе на уроке.

- Что вам особенно понравилось в сказке М.Горького? Каким вам представляется автор? (Автор – наблюдательный человек, решил пофантазировать, он долго вслушивался в чириканье воробьёв и следил за поведением воробьиной семьи).

V. Домашнее задание (по желанию, по выбору).

- Выучить наизусть стихотворение Н.Рубцова.

- Подготовить чтение рассказа «Воробьишко» М.Горького по ролям.

VІ. Обобщение.

- Где больше авторского вымысла – в сказке М.Горького или в стихотворении Н.Рубцова?

VІІ. Итог урока. Рефлексия.

- Какие произведения были представлены на литературной ярмарке? Что вам понравилось? Что нового узнали? О чём расскажете дома?

- Что было самым ценным для вас из услышанного? Какие умения и навыки вы приобрели на уроке? Пригодятся ли они вам в повседневной жизни, можно ли их использовать на других уроках?

- Были ли трудности на уроке? Какие? Что необходимо сделать, чтобы их не было?

- Поднимите светофорчики. Зелёный цвет – всё получалось, я делал всё без ошибок. Красный цвет – надо ещё поработать, чтобы не испытывать трудности.

- Кого из одноклассников вы бы особо отметили за работу на уроке?

С П А С И Б О   З А    У Р О К!      Для вас аплодисменты!



Подписи к слайдам:

Армяк
Кафтан из толстого сукна.
Физкультминутка
Ярмарка
Подвода -
конная повозка

Поклажа -

груз, багаж

Молодцы!
Спасибо за урок!
Малые жанры фольклора. Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. (Н.Рубцов «Воробей», М.Горький «
Воробьишко
»)
Урок литературного чтения
Автор учебника В.Ю.Свиридова
1 класс
Презентацию подготовила учитель начальных классов
МБОУ «Брянский городской лицей №2 им. М.В.Ломоносова»
Егорова Анна Валентиновна
М.Горький
1868 – 1936
р
усский писатель, драматург
Прибаутки и побасёнки
Хитрый, глупый, умный,
недогадливый
, весёлый, жадный, насмешливый, нечестный, ленивый.
Николай Рубцов
1936 – 1971
русский поэт
«
Медвежата
»
Мам, мёду б нам,
Мам, молока бы нам
.
Звукоподражание -
воспроизведение природного звучания какими-нибудь напоминающими его звуками речи.
Воробей
Скороговорка
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
Карниз
Шныряет -
Выступ в верхней части здания, над окном, дверью.
спешно двигается в разных направлениях.
Кочует -
переходит с места на место, постоянно передвигается.
Чваниться -
зазнаваться, гордиться.
Чебурахнуться -
упасть, растянуться.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник малых жанров фольклора

Данный материал можно использовать для внеклассных занятий...

Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...

Элективный курс "Поэтический мир малых жанров фольклора"

Элективный курс посвящен одной из острых проблем начальной школы-литературному чтению.Подбор материала проведен на основе фольклора, который поможет развить творческие способности школьников. обогатит...

Малые жанры фольклора

Потешки, прибаутки , побасенки...

Урок русского языка в 4 классе Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора.

Урок русского языка в 4 классе  Великанова Е.А.Тема: Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора. (Урок 100, В. Иванов Русский язык 4 класс УМК "Начальна...

Виды малых жанров фольклора

Виды малых жанров фольклора...