Малые жанры фольклора. Н.Рубцов "Воробей". М.Горький "Воробьишко"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
План - конспект и презентация к уроку в 1 классе по системе Л.Занкова (учебник В.Ю.Свиридовой) в соответствии с новыми ФГОС. На уроке используется групповая работа, чтение по ролям, творческая работа учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения. (1 класс автор В.Ю.Свиридова)
Тема: Малые жанры фольклора. Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. (Н.Рубцов «Воробей», М.Горький «Воробьишко»)
Педагогическая цель: создать условия для развития умений анализировать средства, используемые автором для подчёркивания особенностей изображаемого, в том числе форму произведения.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся представлять разнообразие малых жанров фольклора, эмоционально реагировать на события произведения, отличать монолог от диалога; получать возможность научиться различать произведения малых фольклорных жанров, отличать литературный текст от фольклорного, понимать изобразительную природу художественного текста.
Метапредметные:
Регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, осуществлять контроль за своими действиями и действиями других.
Познавательные: осуществлять сравнение и выделять общее и различное, работать с текстом и внетекстовыми компонентами (поиск ответов на вопросы).
Коммуникативные: выполнять социальные функции, взаимодействовать с партнёром, передавать определённое настроение в исполняемой роли, ориентироваться на позицию другого человека, проявлять уважение к иной точке зрения.
Личностные: слушают собеседника, в ходе дискуссии проявляют доброжелательность.
Ход урока:
І. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Тем, кто любит приключенья,
Я открою свой секрет:
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
- Кто согласен с этим высказыванием? Кто из вас любит читать? Что вы любите читать?
А зачем необходимо читать?
Мы с книгой умней и богаче,
Нам с нею расти и дружить,
Она задаёт нам задачи
И учит, как думать и жить.
- Тогда вперёд! Нет, назад. Перенесёмся в далёкое прошлое.
На неведомой полянке,
Что от всех сторон - в сторонке,
Выбирал баран баранки,
Продавал ворон воронки.
Налетайте, гуси!
Покупайте гусли!
Шум – гам:
- Все к нам!
- Сколько стоит
- Так отдам!
У лошади – ложки,
Кошельки у кошки,
У коровы – каравай!
Покупай-продавай!
Ярмарка! Ярмарка!
Весёлая, яркая!
Заходи! Залетай! Заскакивай! (И.Гомазкова)
ІІ. Постановка учебной задачи.
- Что такое ярмарка? (Съезд торговцев для продажи и закупки товара).
Подумайте, что может продаваться на ярмарке литературного чтения? Какие тайны предстоит разгадать нам сегодня? Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать, различать фольклор и авторскую литературу).
Для чего вам это нужно? (Чтобы уметь красиво и правильно говорить самим, открыть все тайны литературы).
ІІІ. Совместное открытие знаний.
1) У п р а ж н е н и я п е р е д ч т е н и е м
-А как нужно читать любое произведение литературы? (выразительно, чётко, ставя логические ударения).
- А все ли умеют так читать? А что помогает нам этому научиться? (скороговорки, чистоговорки, различные упражнения).
1. Скороговорка.
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
- Какой звук тренируемся произносить? [щ']
2.Чтение чистоговорок.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Ать-ать-ать – мы пойдём гулять.
Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.
Су-су-су – было холодно в лесу.
3.Упражнение «Медвежата».
- Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, чётко произнося звук [м].
Мам, мёду б нам,
Мам, молока бы нам.
2) Р а б о т а н а д п р и б а у т к а м и и п о б а с ё н к а м и
- Детям в первые годы жизни их матери и бабушки пели песенки, потешки, прибаутки.
Ч т е н и е п р и б а у т к и у ч и т е л е м (с.41)
- Что такое прибаутка? (Своим содержанием они напоминают маленькие сказки в стихах.)
- Когда рассказывали прибаутки? (Когда успокаивали ребёнка, утешали)
Ч т е н и е п р и б а у т к и д е т ь м и х о р о м
- Что раньше рассказывали малышу: прибаутку или потешку? (Потешку)
- А может быть побасёнки?
Ч т е н и е п о б а с ё н о к х о р о ш о ч и т а ю щ и м и д е т ь м и
- Давайте ответим на поставленный вопрос. (Сначала читали потешки, потом прибаутки и, наконец, побасёнки).
- Почему, как вы думаете? (Цель- развлечь, успокоить, научить).
- Сколько лиц могло участвовать в разговоре? Побасёнки – это монолог или диалог?
- Какие слова подходят к характеру каждого героя?
Хитрый, глупый, умный, недогадливый, весёлый, жадный, насмешливый, нечестный, ленивый.
(учащиеся составляют характеристику каждого героя)
Ч т е н и е п о р о л я м
- Как вы думаете, у кого получилось лучше всех?
- Что необычного в прибаутках и побасёнках вы увидели? (Они смешные)
- Молодцы! Они написаны с юмором, с иронией. (Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние).
-Кто является автором потешки, прибаутки, побасёнки? (У них нет автора).
- Как вы думаете, почему? (Это устное народное творчество).
- Какие ещё произведения УНТ вы знаете? (Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки).
3) О б о б щ е н и е и з у ч е н н о г о
- С какими жанрами УНТ вы познакомились на ярмарке?
- С какой целью русский народ придумывал прибаутки и побасёнки? (Все эти тексты высмеивают человеческие пороки: лень, глупость, жадность, высмеиваются шутя).
- Оказывается, что в далеком прошлом учили уму-разуму, учили смеясь, по-доброму.
- Ребята, а прибаутка, побасёнка – это стихи или проза? (Прибаутка – стихи, есть рифма, побасёнка – проза, нет рифмы).
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А «Утята»
ІV. Формирование знаний.
Люди добрые, поспешите,
И друзей с собой ведите!
Здесь найдёте, что хотите!
Не толпитесь у дверей!
Проходите поскорей!
- Зачем устраивали ярмарки? (Что-то купить, что-то продать, повеселиться).
- Ярмарка всегда была праздником. На ярмарке встречались, чтобы себя показать – других посмотреть.
-Встретились на нашей ярмарке писатели и поэты. Герой произведения у них общий, а вот средства выражения авторского отношения разные.
Сформулируйте учебную задачу. (Выяснить, как писатели и поэты выражают авторское отношение к герою произведения, какие средства выражения используют).
- А кто будет героем произведений писателя и поэта, вы расскажете сами, разгадав загадки.
1) Р а б о т а п о г р у п п а м
-Отгадайте загадку. Подчеркните слова, которые помогли вам найти отгадку.
1. Маленький мальчишка (армяк –кафтан из толстого сукна)
В сером армячишке (карниз – 1)выступ в верхней части здания,
По дворам шныряет, над окном, дверью;
Крохи собирает. 2)перекладина над окном, на
По полям кочует, которую вешают шторы)
Зёрнышки ворует. (Воробей) (шныряет – спешно двигается в разных
2. Я весь день ловлю жуков, направлениях)
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю, (кочует – переходит с места на место,
Под карнизом обитаю. (Воробей) постоянно передвигается)
3. Чик-чирик!
К зёрнышкам – прыг!
Клюй – не робей!
Кто это? (Воробей)
- Откройте учебники на с.42, прочитайте фамилию автора и название стихотворения.
2)С о о б щ е н и е о б а в т о р е
Николай Михайлович Рубцов (1936-1971) – поэт, родился в январе 1936 года. Рано потерял отца и мать. С пяти лет воспитывался в различных детдомах Вологодской области. Учился в лесотехническом и горном техникумах, которые не закончил. Перепробовал много профессий, служил на Северном флоте.
Писать стихи начал ещё в детстве. При его жизни были изданы лишь четыре тоненькие книжки, а после смерти поэта вышло 20 изданий, в том числе и сборники для детей: «Про зайца», «Звезда полей», «Добрый Филя».
3) Р а б о т а н а д с т и х о т в о р е н и е м Н. Р у б ц о в а «В о р о б е й»
1. Словарная работа.
Подвода – конная повозка. Поклажа – груз, багаж.
2. Чтение стихотворения учителем.
3. Беседа.
- От имени кого написано стихотворение? (от имени автора)
- Какие картины рождались в вашем воображении во время чтения?
4. Самостоятельное чтение учащимися.
- Какие чувства вы испытывали по отношению к воробью?
- С помощью каких слов автору удалось вызвать у вас жалость к воробью?
5.Работа над выразительностью чтения.
- Определите, как надо читать это стихотворение: весело, грустно, удивлённо; быстро или медленно. Почему? После каких слов необходимо сделать паузу? Какие слова необходимо выделить логическим ударением (голосом)?
Логика – разумность, внутренняя закономерность чего-нибудь, ход рассуждений.
- Какие слова вас особенно растрогали?
6. Работа в парах.
- Прочитайте стихотворение друг другу выразительно.
7. Чтение учениками стихотворения вслух (2-3 учащихся).
- Какой характер у воробья? Докажите строчками из стихотворения. (последние 2 строчки, борется за жизнь, настойчивый, не злой, не вредный)
- Как же Н.Рубцов относится к своему герою? (сочувствует, жалеет)
- Совпадает ли ваше отношение к воробью с отношением автора?
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А «Поднимает руки класс»
4) Р а б о т а н а д о т р ы в к о м и з с к а з к и М. Г о р ь к о г о «В о р о б ь и ш к о»
1. Чтение учителем текста с.43.
- Угадайте, о ком следующий рассказ.
- Понравилось ли вам это произведение? Я вижу на ваших лицах улыбки. Что вызвало такое настроение?
- Это сказка или рассказ? Докажите свою мысль.
- У этой сказки нет заголовка. Как бы вы хотели озаглавить её? Почему? А может быть, озаглавим её «Воробей»?
В ы в о д : Пудик – озорной, наивный, неопытный, забавный, любопытный. В его имени и юмор, и игра, и добрая ирония. Поэтому название «Воробей» не соответствует содержанию. Название должно быть таким же озорным, как и сам воробьишко.
- Максим Горький так и назвал свою сказку. Дочитайте её самостоятельно.
- Значения каких слов вам непонятно?
2. Словарная работа.
Чваниться – зазнаваться, гордиться. Чебурахнуться – упасть, растянуться.
3. Беседа.
- Где происходит действие этого произведения? Устно попробуем нарисовать картинку.
- Перечитайте только те слова, которые говорят воробьи. Что в них общего? (Слова напоминают чириканье, во всех словах есть звук [ч'] ).
- Этот приём в литературе называется звукоподражанием (воспроизведение природного звучания какими-нибудь напоминающими его звуками).
Он комически воспроизводит чириканье воробьёв и в то же время служит средством обрисовки характера задорного фантазёра - воробьишки.
- Подумайте, что может означать слово «чив»? (Молодец, способный, ловкий и т.д.).
- О чём рассуждал Пудик? Как он при этом держался?
- Прочтите спор Пудика с мамой.
- В чём смысл фразы: «Что такое … мир и годится ли он для него?»
- Прочитайте последнее предложение. Что бы это значило? (Мечта Пудика).
5) Т в о р ч е с к а я р а б о т а
- У кого из вас есть мечта? Кто хочет о ней рассказать?
- Ребята, а как вам представляется, чем может закончиться история Пудика? Кто автор этого произведения?
- Максим Горький – это псевдоним автора. Настоящая фамилия – Пешков. Кому интересно прочитать это произведение полностью, может взять его в библиотеке и рассказать в классе на уроке.
- Что вам особенно понравилось в сказке М.Горького? Каким вам представляется автор? (Автор – наблюдательный человек, решил пофантазировать, он долго вслушивался в чириканье воробьёв и следил за поведением воробьиной семьи).
V. Домашнее задание (по желанию, по выбору).
- Выучить наизусть стихотворение Н.Рубцова.
- Подготовить чтение рассказа «Воробьишко» М.Горького по ролям.
VІ. Обобщение.
- Где больше авторского вымысла – в сказке М.Горького или в стихотворении Н.Рубцова?
VІІ. Итог урока. Рефлексия.
- Какие произведения были представлены на литературной ярмарке? Что вам понравилось? Что нового узнали? О чём расскажете дома?
- Что было самым ценным для вас из услышанного? Какие умения и навыки вы приобрели на уроке? Пригодятся ли они вам в повседневной жизни, можно ли их использовать на других уроках?
- Были ли трудности на уроке? Какие? Что необходимо сделать, чтобы их не было?
- Поднимите светофорчики. Зелёный цвет – всё получалось, я делал всё без ошибок. Красный цвет – надо ещё поработать, чтобы не испытывать трудности.
- Кого из одноклассников вы бы особо отметили за работу на уроке?
С П А С И Б О З А У Р О К! Для вас аплодисменты!
Подписи к слайдам:
Кафтан из толстого сукна.
Физкультминутка
Ярмарка
Подвода -
конная повозка
Поклажа -
груз, багаж
Молодцы!
Спасибо за урок!
Малые жанры фольклора. Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. (Н.Рубцов «Воробей», М.Горький «
Воробьишко
»)
Урок литературного чтения
Автор учебника В.Ю.Свиридова
1 класс
Презентацию подготовила учитель начальных классов
МБОУ «Брянский городской лицей №2 им. М.В.Ломоносова»
Егорова Анна Валентиновна
М.Горький
1868 – 1936
р
усский писатель, драматург
Прибаутки и побасёнки
Хитрый, глупый, умный,
недогадливый
, весёлый, жадный, насмешливый, нечестный, ленивый.
Николай Рубцов
1936 – 1971
русский поэт
«
Медвежата
»
Мам, мёду б нам,
Мам, молока бы нам
.
Звукоподражание -
воспроизведение природного звучания какими-нибудь напоминающими его звуками речи.
Воробей
Скороговорка
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
Карниз
Шныряет -
Выступ в верхней части здания, над окном, дверью.
спешно двигается в разных направлениях.
Кочует -
переходит с места на место, постоянно передвигается.
Чваниться -
зазнаваться, гордиться.
Чебурахнуться -
упасть, растянуться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник малых жанров фольклора
Данный материал можно использовать для внеклассных занятий...
Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения
Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...
Элективный курс "Поэтический мир малых жанров фольклора"
Элективный курс посвящен одной из острых проблем начальной школы-литературному чтению.Подбор материала проведен на основе фольклора, который поможет развить творческие способности школьников. обогатит...
Малые жанры фольклора
Потешки, прибаутки , побасенки...
Урок русского языка в 4 классе Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора.
Урок русского языка в 4 классе Великанова Е.А.Тема: Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора. (Урок 100, В. Иванов Русский язык 4 класс УМК "Начальна...
Виды малых жанров фольклора
Виды малых жанров фольклора...
урок - монопроек «Фольклор. Малые жанры фольклора»
проект по литературному чтению...