Конспект урока
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Садыкова Алина Айдаровна

Конспект урока 1 класс по литературному чтению на тему "Согласные звуки  [д] [д*]. Буквы Д д"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_d.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Согласные звуки [д] [д* ].Буквы Д, д.

Тип: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: Создать условия для знакомства с новыми звуками [д ] [д* ], буквами Д, д.

Планируемые результаты

Предметные:

Формировать умения выделять звуки в речи, определять место звука в словах;

Формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки;

Развивать культуру звукопроизношения;

Формировать умения выделять новые звуки в речи, находить их в словах, читать слова и предложения с новыми буквами.

Формировать элементарные навыки читательской культуры

Познакомить с новой буквой.

Метапредметные:

Способствовать  овладению способностью,  принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Личностные:

Развитие мотивов учебной деятельности;

Развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная

Ресурсы урока: Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова «Букварь» 1 класс, 1 часть; мультимедийная презентация, игрушки куклы с корзинками из картона, приложение на электронном носителе к учебнику «Азбука» В.Г. Горецкий и др.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

-Вспомним все буквы, которые мы изучили и звуки, которые они обозначают, покажем их на ленте букв. Я показываю, вы называете

-На слайде скороговорка:

Дед Додон в дуду дудел

Димку дед дудой задел

-Прочитаем скороговорку

-Прочитайте шёпотом и медленно

-Громко и медленно

-А теперь кто сможет прочитать громко и быстро?

Ученики называют буквы и звуки ( буква «А»-звук [а]  , буква «эС»-звуки [с ] [ с*]  и т.д.)

Называют глухие согласные звуки, звонкие.

Называют гласные, которые обозначают твёрдость(мягкость)согласных.

Один читает вслух, остальные про себя.

Учащиеся читают так, как говорит учитель.

Актуализация необходимых знаний

-Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

-Какие задачи поставим себе на уроке?

-Звуки [д ] и [д*]

-Знакомство со звуками [д ] и [д*] и с буквой, которой они обозначаются.

-Познакомиться с новой буквой; научиться слышать звуки [д ] и [д*] и обозначать их буквой; читать слоги и слова с новой буквой.

Организация познавательной деятельности

-Молодцы, вы определили тему и задачи нашего урока. Начнём работать. Посмотрите, кто это нам принес новую букву?

 Учитель достаёт из под стола куклу

-А кукла она кто? У нас же тоже в классе есть много куколок

-Как вы думаете почему именно девочка, а не мальчик?

- Звуки [д ] и [д*] обозначаются буквой «Дэ»

-А теперь давайте откроем наш Букварь на с. 98 (Приложение 1) Посмотрите внимательно, сколько букв д принесла с собой

наша девочка?

-А как могут звать нашу девочку, если она нам принесла букву д?

-Молодцы, вы знаете имена, которые начинаются на букву д. А как

они буду записываться? С заглавной или строчной? Почему?

-Давайте выберем для нашей девочки имя Даша и сделаем в тетрадях звуковую модель слова.

-Посчитайте сколько звуков в этом слове?

-Первый звук

-Второй звук

-Третий звук

-И последний звук

-Поделим на слоге. «Поболеем» за девочку Дашу

(прием скандирования)

-Определим место ударения. Позовем Дашу к нам

-Даша пришла к нам не одна (учитель достает куклу-мальчика). У нее есть друг. Его имя мы уже с вами произносили в начале урока.

Кого дед Додон задел дудкой?

-Совершенно верно. Это Дашин друг, его зовут Дима. А теперь давайте сделаем звуковую модель слова Дима.

 -Первый звук

-Второй звук

-Третий звук

-И последний звук

-Поделим на слоги. «Поболеем» теперь за Диму.

-Определим место ударения. Позовем Диму.

-Мы с вами сказали, что звуки [д ] и [д*] обозначаются буквой «Дэ».

Посмотрите на слайд. Сколько букв я вам предлагаю узнать?

-На уроке чтения мы будем учиться печатать буквы д и читать слоги

 с буквой д.

Оставляю только 2 печатные буквы (большую и маленькую)

-На что похожа большая буква Б?

-На что похожа маленькая буква д?

Учимся печатать буквы.

Создаются условия для практической работы:

- Сначала печатаем заглавную букву Д.

- Печатаем строчную букву д.

Используется  электронное приложение к «Азбуке» В.Г. Горецкого (Приложение 2)

-Назовите слова, для записи которых нужна заглавная буква Д.

                                                      Физкультминутка

Блок динамической нагрузки, связанный  с темой урока:

(психогимнастика)

Развитие фонематического слуха.

Учитель спрашивает:

-Кто сегодня пришёл к нам на урок?

-У Даши с Димой дома очень много игрушек. Вам нужно услышать какие игрушки у них есть. Если в этом слове есть мягкий согласный звук, то вы тихонечко подпрыгиваете, как это любит делать Дима, а если твердый согласный звук-хлопаете в ладоши, как это любит делать Даша.

Домино, дом, железная дорога, лошадь, лодка, Дед Мороз, гвоздики,  дротики, лебеди.

Чтение слогов с новой буквой по –разному:

-Открываем учебник с.98. Прочитаем слоги. Сначала читаем только те, в которых буква д обозначает мягкий согласный звук. (Приложение 1)

-Теперь только те, в которых буква д обозначает твердый согласный звук.

-Первую строчку со слогами прочитайте радостно

-Вторую строчку прочитайте грустно

-Третью строчку с вопросительной интонацией.

Игра в электронном приложении.

(Приложение 3)

Расположить слоги по твёрдости и мягкости согласных.

Чтение слов с новой буквой

-Прочитаем ниже слова в строчку. Чем отличаются эти слова?

-А слова обозначают что-то одно?

-Попробуйте составить предложения с каждым из слов.

-Прочитайте слова по столбикам, по строчкам.

-А теперь прочитайте слова, которые состоят из двух слогов.

-А теперь слова, которые состоят из одного слога.

-Даша пригласила с собой на урок ещё двух подружек, уж очень им хотелось посмотреть как вы работаете, но они к нам с чем-то пришли. Что это такое? (достаю еще две куклы с корзинками)

-Давайте узнаем как их зовут и что лежит у них в корзинках. На с. 99 прочитаем предложения про девочек. (Приложение 4)

-Прочитаем первое предложение. Как зовут девочек?

-Можно ли по этому предложению догадаться где Лида, а где Надя?

-Читаем следующее предложение. Теперь можем?

-Давайте посмотрим, что у первой девочке в корзине, у нее малина. Кто это?

-А у второй девочки-земляника. А это кто?

-Дети-Даша,Дима, Надя и Лида перед тем, как прийти к вам на урок собирали ягоды и гуляли у пруда. Давайте прочитаем, что они там увидели. Учебник с.99 (Приложение 4)

-Что они там  увидели?

-Что случилось у раков?

-Чем отличаются слова раки от драки?

Открывают учебник

-Кукла

-Девочка

-Потому что слово «девочка» начинается со звука [д*]

-7 (считают, сколько букв изображено на картинке рядом с девочкой)

Учащиеся высказывают предположения

-С заглавной, потому что имена пишутся с заглавной буквы, а это имя

 

Дети работают в тетрадях

-Четыре. Значит, чертим прямоугольник из 4 клеток.

-согласный [д]. Твердый, значит обозначаем синим цветом.

- гласный [а]. Обозначаем красным.

-согласный [ш]. Твердый, значит обозначаем синим цветом.

- гласный [а]. Обозначаем красным.

-В слове Даша два слога-Да-ша.

-Дааааша. Ударение падает на первый слог.

-Димку

-согласный [д*]. Мягкий, значит обозначаем зеленым цветом.

- гласный [и]. Обозначаем красным.

-согласный [м]. Твердый, значит обозначаем синим цветом.

- гласный [а]. Обозначаем красным.

-В слове Дима два слога. Ди-ма

-Диииима. Ударение на первый слог

-Четыре

Размышляют, высказывают предположения

Дети самостоятельно печатают в своих тетрадях, и объяснения учителя

Размышляют, высказывают предположения

-Даша и Дима

Да-дя-до-дё-ду-де

Ду-дю-да-дю-ды-ди

Дэ-де-дэ-дё-до-ды-дя

-Дом  дома`  до`ма –Слова, отличаются ударением.

-Да, они обозначают дом.

Ребята составляют устно предложения, высказываются.

Да    рад     Ада    Лида   Андрей

Дам  рада  Дима  Дина  Алексей

-Корзинки

У Лиды и Нади корзинки с ягодами. У Лиды-земляника,а у Нади-малина.

-Лида и Надя

-Нет

-Да

Один ученик подходит и достает из корзины ягоды

-Это Надя

-Это Лида

Букву «Д» на дне пруда. Отыскали раки. С той поры у них беда:То и дело драки.

-Раков

-Они нашли букву д, и теперь у них драки

-В слове раки-4 буквы, в слову драки-5 букв, первая буква д. Они отличаются буквой д. В первом слове её нет.

Рефлексия деятельности

-С какими звуками мы сегодня познакомились?

-Дайте характеристику звуку [д]

-Какой буквой обозначаются звуки [д] и [д*]?

-А теперь каждый самостоятельно проверит как он усвоил новую

 букву. Кто у нас дудел в дуду в начале урока?

-Самостоятельно сделайте звуковую модель слова дед.

-А как вы думаете в какой реке увидели раков дети? Какие реки вы знаете на букву д?

-Дон-крупная река, протекающая в европейской части России (показ

на карте)

-Сделайте звуковую модель слова Дон, и напечатайте над и звуками буквы, которыми обозначаются эти звуки

-Итак, проверим. Все смотрят на свои модели и проверяют правильно ли они сделали звуковые модели. В слове дед две буквы д, одна обозначает мягкий звук, другая твердый звук. Второй звук в этом слове э, который обозначается буквой е.

- В слове Дон первый звук [д], который обозначается заглавной буквой д. Все согласные твердые. Второй звук [о], обозначается буквой о.

-Кто сделал всё правильно поставили себе + возле каждой схемы, значит вы сегодня всё внимательно слушали и вам всё понятно. У кого есть ошибки, ничего страшного, мы еще будем повторять звуки и буквы, и тогда вы уже будете выполнять задания без ошибок.

-Звуки [д] и [д*]

-Согласный, так как при произношении встречает преграду ,воздух толчками выходит из ротовой полости, слышится шум и голос, значит звук звонкий ,бывает твёрдым и бывает мягким.

-Буквой «Дэ»

 -Дед

-Дон

Самостоятельно делают звуковые модели слов

Проверяют свои модели



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...