Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Елена Валентиновна Клюшина

Обучение грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_chteniyu.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:  Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного

                      в  слоге-слиянии».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях,  когда она стоит после согласного;

Задачи урока:     образовательные:

                   учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогослияния  в словах;

                   систематизировать свои знания о букве «я»;

                   развивать  речь учащихся и пополнять лексический запас.

                         развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое,  наглядно – образное мышление;
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

                         воспитательная:

  • воспитывать интерес к чтению;
  • привитие навыков культурного общения;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

     Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная

Оборудование: АРМ учителя, презентация, фишки для обозначения звуков, образцы печатных букв «Ч» и «ч».

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный

момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

- Ребята, а какой у вас девиз?

  Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

- А эпиграфом урока будут слова:

«С малой удачи начинается большой успех».

Мы – дружные,

Мы – внимательные,

Мы – старательные,

Мы отлично учимся,

У нас все получится.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Речевая разминка:

 Артикуляционные упражнения:

-Улыбнемся друг другу, вот какое у нас хорошее настроение;

 -Губы в трубочку, в ниточку.

-Язычком помоем зубки.

-Язычком сделаем укольчики щечкам.

- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград». Но сначала давайте вспомним, какие  известные нам  буквы «проживают»  в этом удивительном городе.

- Посмотрите на ленту букв и скажите: а на какие две большие группы делятся все звуки и буквы русского алфавита?

- Как отличить гласные звуки от согласных?

- А почему гласные живут и на 1ом и на 2ом этаже?

- На какие группы можно разделить все согласные звуки?

- А почему согласные живут и на 1ом этаже и на 2ом ? Чем они отличаются?

- А что вы знаете интересного о буквах Ш, Ч,

Гласные и согласные

Гласные поются, а согласные не поются. Когда произносим гласные, то воздух не встречает преграды, а при произношении согласных – встречает преграду.

На первом этаже живут гласные которые придают твердость согласным, на 2ом гласные которые придают мягкость предшествующим согласным.

- Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие.

На 1ом живут согласные буквы, обозначающие звонкие звуки. А на 2ом буквы обозначающие глухие звуки.

Буква Ш - всегда обозначает твердый звук, буква Ч – мягкий звук

Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

3. Постановка учебной задачи.

- Мы с вами вспомнили всех известных нам «жителей»  города «Буквоград»

 Вчера  на уроке мы познакомимся с новой буквой. Какой?

Я вам сейчас предложу несколько вариантов, как можно узнать, что это за буква, а вы послушайте и выберите какой – нибудь один, хорошо?

  1. Я вам просто называю букву, которую мы будем учить.
  2. Можно открыть Азбуку и найти эту букву.
  3. Я буду загадывать вам загадки, а вы постараетесь их отгадать, и потом мы вместе узнаем, что за буква пришла сегодня на урок.

Ставьте ушки на макушку, слушайте внимательно, загадаю вам загадки, отгадайте обязательно!

Круглое, румяное, я расту на ветке;

Любят меня взрослые и маленькие детки.

 Всегда он в работе, Когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим.

Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая.

Сегодня у нас в гостях буква  Я. Она приплыла к нам на кораблике. Буква Я — настоящая морячка. Она подготовила

   для вас интересные задания.

   На слайде:

    оликбя                                                                                                 

    ляноби

 Что общего у этих двух слов? (они начинаются с буквы «я»)

— Сколько букв в этих словах? (по 6 букв)

— Сколько звуков в этих словах?

    (яблоки – 7 звуков,  яблони – 7 звуков)

— Почему количество букв и звуков не совпадает?

    (т.к. буква «я» стоит в начале слова и имеет два звука [й’a])

Формулировка темы и целей урока.                                                 

Учитель:

— Прочитайте слова:

аллея

поляна

деревья

земляника

Посмотрите на местонахождение буквы «я» в данных словах.

  — В каких словах «я» имеет два звука? Почему?

      (аллея – «я» стоит после гласной буквы «е» и имеет два звука [й’a];

       деревья –«я » стоит после буквы «ь» и имеет два звука [й’a]).

  — В каких словах буква «я» находится после согласной?

      (поляна, земляника)

- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.

– Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться?

Создание проблемной ситуации

- Ребята, у нас появилась проблема. Жители города прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем  его особенность.  

Да

Выбор варианта.

Отгадывают загадки.

Яблоко

Язык

Ягода

(слайд 2)

(слайд 3)

(слайд 4)

Формулируют тему урока:

Буква я после согласного.

Формулируют цели:

 учить читать слоги с буквой «я»;

 находить такие слогослияния  в словах;

.

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

4. Построение

проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

  1. Первичное закрепление

- Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный?

-Тогда давайте будем решать эту проблему.

1. Составление плана решения проблемы

Исследование новой буквы  вы будете проводить в парах.

Давайте составим план исследования.

Понаблюдать, что происходит с согласным звуком, который стоит перед буквой я.

2. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

Работа в парах на карточках:

Обведите слог с буквой я, поставьте в словах ударение.

Мята, мятлик, ромашка,  овсяница, одуванчик, гвоздика травянка, колокольчик, трясунка.

3. Представление результатов исследования.

 -А сейчас послушаем, что вы  расскажете о результатах своих исследований.  

- Какие проблемы возникли при исследовании нового звука?

- В чем особенность  буквы я?

- В каком районе «проживает» буква я?

  1. Физкультминутка

На полянку мы заходим,

Много ягод там находим.

Мы по ягоды идём, дружно ягоды берём.

Посмотри-ка, погляди-ка: ах, какая земляника!

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

Ниже, ниже приседай.

А теперь скорей вставай.

Выше, выше, высоко прыгайте легко-легко.

Ягодки покушайте,                                                                           

Тишину послушайте.

  1. Учитель:

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новой работой  буквы «я», будем читать слоги, в которых буква «я» стоит после согласной буквы.

1. Фонетический анализ слога. Интонирование звуков в слоге –ля-  .

— Назовите в слоге –ля-  первый звук – [л’]

— Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)

— Назовите второй звук в этом слоге – потяните его. Какой звук вы слышите?

   [а]

— Так какую работу выполняет буква «я», если стоит после согласного?

  Вывод (делают учащиеся):

  буква «я» обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного.

2. Чтение текста на слайде

-Сколько предложений в тексте?

-Как озаглавим текст?

2) Чтение по «Азбуке» стр. 116.

VIII. Итог урока.                                                                                   

Учитель:

— Давайте подведём итоги урока.

    С какой буквой мы работали на уроке?

    Что нового вы узнали сегодня о букве «я»?

— Приведите примеры  таких слов. Вам может помочь  волшебная полянка и буква Я.

  берёза   ключ   вишня   туфля   ягода   Яша

Рефлексия.

— Давайте оценим свою работу. На столах у вас сигнальные карточки.

Если вы считаете, что со всеми заданиями справились хорошо, то поднимите карточку  зелёного цвета. А если вы не очень довольны своей работой на уроке, то поднимите карточку красного цвета.

Предшествующий согласный мягкий.

-Выдвигают версии.

(слайд5)

(слайд 6)

(слайды 7,8)

Учащиеся работают в парах.

Предшествующий согласный делает мягким.

(слайд 11)

Большие буквы нужны для того, чтобы писать имена, фамилии, названия рек, городов, сел, улиц.

Печатные буквы у нас в книжках, газетах, журналах.

Ими мы пишем в тетрадях.

Познавательные: логические: 

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий;

общеучебные:

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково - символические)

- создавать и преобразовывать модели.

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий;

Коммуникативные:

- умение работать в паре;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

логические:

- выбор оснований и критериев для сравнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»

Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку   « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков".

Урок литературного чтения в 1 классе по теме:"Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"....

Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Урок обучения грамоте в 1 классе по литературному чтению: "Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"...

Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии

Урок по обучению грамоте в 1 классе с использованием учебника «Азбука», автора В.Г. Горецкого по УМК «Школа России»Тема урока: «Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласногов слоге-слияни...

Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии».

Урок обучения грамоте по программе "Школа России", но может быть использован по другим программам....

«Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков»

Обучающие·         познакомить  с особенностями буквы  ь;·         учить выполнять звуко-бу...