Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии.
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного
в слоге-слиянии».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях, когда она стоит после согласного;
Задачи урока: образовательные:
учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогослияния в словах;
систематизировать свои знания о букве «я»;
развивать речь учащихся и пополнять лексический запас.
развивающая:
- развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
- развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
- развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
воспитательная:
- воспитывать интерес к чтению;
- привитие навыков культурного общения;
- воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Методы обучения:
- Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.
Формы обучения:
- фронтальная работа;
- парная;
- индивидуальная
Оборудование: АРМ учителя, презентация, фишки для обозначения звуков, образцы печатных букв «Ч» и «ч».
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент. | Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. На меня все посмотрели И за парты тихо сели. - Ребята, а какой у вас девиз? Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями. - А эпиграфом урока будут слова: «С малой удачи начинается большой успех». | Мы – дружные, Мы – внимательные, Мы – старательные, Мы отлично учимся, У нас все получится. | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: волевая саморегуляция. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | Речевая разминка: Артикуляционные упражнения: -Улыбнемся друг другу, вот какое у нас хорошее настроение; -Губы в трубочку, в ниточку. -Язычком помоем зубки. -Язычком сделаем укольчики щечкам. - Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград». Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы «проживают» в этом удивительном городе. - Посмотрите на ленту букв и скажите: а на какие две большие группы делятся все звуки и буквы русского алфавита? - Как отличить гласные звуки от согласных? - А почему гласные живут и на 1ом и на 2ом этаже? - На какие группы можно разделить все согласные звуки? - А почему согласные живут и на 1ом этаже и на 2ом ? Чем они отличаются? - А что вы знаете интересного о буквах Ш, Ч, | Гласные и согласные Гласные поются, а согласные не поются. Когда произносим гласные, то воздух не встречает преграды, а при произношении согласных – встречает преграду. На первом этаже живут гласные которые придают твердость согласным, на 2ом гласные которые придают мягкость предшествующим согласным. - Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие. На 1ом живут согласные буквы, обозначающие звонкие звуки. А на 2ом буквы обозначающие глухие звуки. Буква Ш - всегда обозначает твердый звук, буква Ч – мягкий звук | Познавательные: логические: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. |
3. Постановка учебной задачи. | - Мы с вами вспомнили всех известных нам «жителей» города «Буквоград» Вчера на уроке мы познакомимся с новой буквой. Какой? Я вам сейчас предложу несколько вариантов, как можно узнать, что это за буква, а вы послушайте и выберите какой – нибудь один, хорошо?
Ставьте ушки на макушку, слушайте внимательно, загадаю вам загадки, отгадайте обязательно! Круглое, румяное, я расту на ветке; Любят меня взрослые и маленькие детки. Всегда он в работе, Когда говорим, А отдыхает, когда мы молчим. Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. Сегодня у нас в гостях буква Я. Она приплыла к нам на кораблике. Буква Я — настоящая морячка. Она подготовила для вас интересные задания. На слайде: оликбя ляноби Что общего у этих двух слов? (они начинаются с буквы «я») — Сколько букв в этих словах? (по 6 букв) — Сколько звуков в этих словах? (яблоки – 7 звуков, яблони – 7 звуков) — Почему количество букв и звуков не совпадает? (т.к. буква «я» стоит в начале слова и имеет два звука [й’a]) Формулировка темы и целей урока. Учитель: — Прочитайте слова: аллея поляна деревья земляника Посмотрите на местонахождение буквы «я» в данных словах. — В каких словах «я» имеет два звука? Почему? (аллея – «я» стоит после гласной буквы «е» и имеет два звука [й’a]; деревья –«я » стоит после буквы «ь» и имеет два звука [й’a]). — В каких словах буква «я» находится после согласной? (поляна, земляника) - А теперь попытайтесь сформулировать тему урока. – Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться? Создание проблемной ситуации - Ребята, у нас появилась проблема. Жители города прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность. | Да Выбор варианта. Отгадывают загадки. Яблоко Язык Ягода (слайд 2) (слайд 3) (слайд 4) Формулируют тему урока: Буква я после согласного. Формулируют цели: учить читать слоги с буквой «я»; находить такие слогослияния в словах; . | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. |
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).
| - Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный? -Тогда давайте будем решать эту проблему. 1. Составление плана решения проблемы Исследование новой буквы вы будете проводить в парах. Давайте составим план исследования. Понаблюдать, что происходит с согласным звуком, который стоит перед буквой я. 2. Поиск решения проблемы – открытие нового знания. Работа в парах на карточках: Обведите слог с буквой я, поставьте в словах ударение. Мята, мятлик, ромашка, овсяница, одуванчик, гвоздика травянка, колокольчик, трясунка. 3. Представление результатов исследования. -А сейчас послушаем, что вы расскажете о результатах своих исследований. - Какие проблемы возникли при исследовании нового звука? - В чем особенность буквы я? - В каком районе «проживает» буква я?
На полянку мы заходим, Много ягод там находим. Мы по ягоды идём, дружно ягоды берём. Посмотри-ка, погляди-ка: ах, какая земляника! Земляника так душиста, Что не лень нам наклониться. Ниже, ниже приседай. А теперь скорей вставай. Выше, выше, высоко прыгайте легко-легко. Ягодки покушайте, Тишину послушайте.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с новой работой буквы «я», будем читать слоги, в которых буква «я» стоит после согласной буквы. 1. Фонетический анализ слога. Интонирование звуков в слоге –ля- . — Назовите в слоге –ля- первый звук – [л’] — Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий) — Назовите второй звук в этом слоге – потяните его. Какой звук вы слышите? [а] — Так какую работу выполняет буква «я», если стоит после согласного? Вывод (делают учащиеся): буква «я» обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного. 2. Чтение текста на слайде -Сколько предложений в тексте? -Как озаглавим текст? 2) Чтение по «Азбуке» стр. 116. VIII. Итог урока. Учитель: — Давайте подведём итоги урока. С какой буквой мы работали на уроке? Что нового вы узнали сегодня о букве «я»? — Приведите примеры таких слов. Вам может помочь волшебная полянка и буква Я. берёза ключ вишня туфля ягода Яша Рефлексия. — Давайте оценим свою работу. На столах у вас сигнальные карточки. Если вы считаете, что со всеми заданиями справились хорошо, то поднимите карточку зелёного цвета. А если вы не очень довольны своей работой на уроке, то поднимите карточку красного цвета. | Предшествующий согласный мягкий. -Выдвигают версии. (слайд5) (слайд 6) (слайды 7,8) Учащиеся работают в парах. Предшествующий согласный делает мягким. (слайд 11) Большие буквы нужны для того, чтобы писать имена, фамилии, названия рек, городов, сел, улиц. Печатные буквы у нас в книжках, газетах, журналах. Ими мы пишем в тетрадях. | Познавательные: логические: - анализ объектов с целью выделения признаков; - подведение под понятие, выведение следствий; общеучебные: - постановка и решение проблемы; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; (знаково - символические) - создавать и преобразовывать модели. Регулятивные: - планировать, определять последовательность действий; Коммуникативные: - умение работать в паре; - учитывать разные мнения; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические: - выбор оснований и критериев для сравнения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»
Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....
Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков".
Урок литературного чтения в 1 классе по теме:"Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"....
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Технологическая карта урока чтения...
Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Урок обучения грамоте в 1 классе по литературному чтению: "Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"...
Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии
Урок по обучению грамоте в 1 классе с использованием учебника «Азбука», автора В.Г. Горецкого по УМК «Школа России»Тема урока: «Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласногов слоге-слияни...
Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии».
Урок обучения грамоте по программе "Школа России", но может быть использован по другим программам....
«Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков»
Обучающие· познакомить с особенностями буквы ь;· учить выполнять звуко-бу...