Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок по обучению грамоте в 1 классе с использованием учебника «Азбука», автора В.Г. Горецкого по УМК «Школа России»
Тема урока: «Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного
в слоге-слиянии».
Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях,
когда она стоит после согласного;
учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогослияния
в словах, систематизировать свои знания о букве «я»;
развивать речь учащихся и пополнять лексический запас.
Формируемые УУД
Познавательные УУД:
-соединение с другими буквами.
-нахождение путей выхода из проблемной ситуации.
Коммуникативные УУД:
– сотрудничество учеников в паре.
-планирование совместной деятельности.
-умение донести свою позицию и понять других.
Регулятивные УУД
– контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания.
Личностные УУД
- умение оценивать свои и чужие действия, стремления к созидательной деятельности.
Оборудование: учебник В. Г. Горецкий «Азбука», интерактивная доска, презентация к уроку, «Азбука»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_obucheniyu_gramote_v_1_klasse.docx | 32.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по обучению грамоте в 1 классе с использованием учебника «Азбука», автора В.Г. Горецкого по УМК «Школа России»
Тема урока: «Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного
в слоге-слиянии».
Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях,
когда она стоит после согласного;
учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогослияния
в словах, систематизировать свои знания о букве «я»;
развивать речь учащихся и пополнять лексический запас.
Формируемые УУД
Познавательные УУД:
-соединение с другими буквами.
-нахождение путей выхода из проблемной ситуации.
Коммуникативные УУД:
– сотрудничество учеников в паре.
-планирование совместной деятельности.
-умение донести свою позицию и понять других.
Регулятивные УУД
– контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания.
Личностные УУД
- умение оценивать свои и чужие действия, стремления к созидательной деятельности.
Оборудование: учебник В. Г. Горецкий «Азбука», интерактивная доска, презентация к уроку, «Азбука»
Ход урока. Слайд 1
- Организационный момент.
Приветствие. Организация внимания учащихся.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель:
— С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?
(с буквой «я»)
— Посмотрите на доску (на слайд):
— Сегодня у нас в гостях буква Я. Она приплыла к нам на
кораблике. Буква Я — настоящая морячка, Она подготовила
для вас интересные задания.
На слайде:
оликбя Слайд 2
ляноби
яоз
аря
— Составьте слова из каждой группы букв.
яблоки
яблони
Зоя
Рая
— Что можно сказать о словах яблоки и яблони?
(слово яблони – название фруктового дерева, слово яблоки
обозначает название плодов этого дерева)
— Что общего у этих двух слов? (они начинаются с буквы «я»)
— Сколько букв в этих словах? (по 6 букв)
— Сколько звуков в этих словах?
(яблоки – 7 звуков, яблони – 7 звуков)
— Почему количество букв и звуков не совпадает?
(т.к. буква «я» стоит в начале слова и имеет два звука [й’a])
— Что общего у слов Зоя и Рая?
- это женские имена;
- буква стоит после гласной и обозначает два звука [й’a];
- в этих словах по три буквы и 4 звука.
Учитель:
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
—А вы знаете, кто я?
Я не только буква Я –
Буква, слог и слово! (А. Шибаев)
— В каких из этих слов буква «я» образует слог? (Зо-я, Ра-я)
— Отгадайте имя девочки по первым звукам каждого слова: Слайд 3
ябеда, напёрсток, аквариум —Яна
— Что можно сказать о букве «я» в этом слове?
(Буква «я» стоит в начале слова, имеет два звука,
образует слог).
Работа в парах:
—Придумайте ещё имена с буквой «я», чтобы они
начинались со слога я.
(Я-ша, Я-ков, Я-ро-слав, Я – ро – сла – ва)
Проверка: заслушиваются ответы двух- трёх пар.
III. Слоговой аукцион. Работа в группах (3 группы). Слайд 4
— Найдите слова в слове. Кто больше найдёт таких слов?
ярмарка (яр, марка, мак, як, рама, арка, ар)
ябеда (я, беда, еда, да, яд)
ягода (я, год, да, Яга, яд, ода)
Проверка: один из учеников группы называет получившиеся
слова. Выигрывает группа, назвавшая большее
количество слов.
(* Яр - крутой, обрывистый берег реки, обрыв).
Учитель:
— Какое слово обозначает ежегодный регулярный большой торг, распродажу товаров обычно с увеселениями и развлечениями, проводимый в одном месте
и в одно время? (ярмарка)
У нас на Руси первые ярмарки появились примерно 500 лет назад! (16 век)
Учитель:
— Что общего у этих трёх слов? (Буква «я» стоит в начале слова,
имеет два звука[й’a]).
IV. Формулировка темы и целей урока. Слайд 5
Учитель:
— Прочитайте слова:
аллея
поляна
деревья
земляника
1.Наблюдение.
— Посмотрите на местонахождение буквы «я» в данных словах.
— В каких словах «я» имеет два звука? Почему?
(аллея – «я» стоит после гласной буквы «е» и имеет два звука [й’a];
деревья –«я » стоит после буквы «ь» и имеет два звука [й’a]).
— В каких словах буква «я» находится после согласной?
(поляна, земляника)
— Назовите слоги с буквой «я»: поляна – ля
земляника – ля.
— Что такое «поляна»? (Это небольшой ровный участок в лесу, без деревьев).
—Как называется поляна, на которой растёт много земляники?
(земляничная поляна)
— Верно. И мы сейчас окажемся вместе с буквой Я на такой поляне.
Эта поляна не простая –волшебная – поможет
запомнить новый материал.
2. Физминутка.
На полянку мы заходим,
Много ягод там находим.
Мы по ягоды идём, дружно ягоды берём.
Посмотри-ка, погляди-ка: ах, какая земляника!
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
Ниже, ниже приседай.
А теперь скорей вставай.
Выше, выше, высоко прыгайте легко-легко.
Ягодки покушайте, Слайд 6
Тишину послушайте.
3. Учитель:
— Сегодня на уроке мы познакомимся с новой работой
буквы «я», будем читать слоги, в которых буква «я» стоит
после согласной буквы.
V.Изучение нового материала.
1. Фонетический анализ слога. Интонирование звуков в слоге –ля- .
— Назовите в слоге –ля- первый звук – [л’]
— Какой это звук?(согласный, мягкий, звонкий)
— Назовите второй звук в этом слоге – потяните его. Какой звук вы слышите?
[а]
— Так какую работу выполняет буква «я», если стоит после согласного?
Вывод (делают учащиеся):
буква «я» обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного.
2. Осмысление новых умений и навыков. Слайд 7,8,9
Учитель:
— Прочитайте названия (читают сильные учащиеся):
мята, мятлик, ромашка, овсяница, одуванчик,
гвоздика травянка, трясунка,колокольчик.
— Выберите только те названия растений, где буква «я»
обозначает мягкость предшествующего согласного.
— Какие же растения будут расти на нашей поляне? (мя-та, мят-лик, ов-ся-ни-ца,гвоздика тра-вян-ка,тря-сун-ка).
3. Систематизация полученных знаний.
Учитель:
— Если буква «я» стоит после согласного, то она обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного звука.
VI. Физминутка. Слайд 10
Учитель:
— Нашу полянку облюбовали разные птицы.
Недавно у них вывелись детёныши. Я буду называть птичек,
которые любят бывать на поляне. Если в их названиях есть
слогослияние с буквой «я», вы изображаете полёт птиц,
а если нет – вы приседаете:
(Соколята, аистята, соловушки, утята, орлята, пеночки,
тетеревята, ласточки, жаворонки).
— Давайте закроем глаза и послушаем пение соловья (релаксация).
VII. Закрепление изученного материала. Слайд 11
1. Тренинг в чтении: мя, ня, ря, ля, вя, зя, бя, ся, пя, дя, тя.
— Прочитаем слоги:
а) в прямом порядке;
б) в обратном порядке.
2. Посмотрите, как образовался этот ряд слогов и
продолжите его: мям, нян, ...
3. Работа со словосочетаниями. Слайд 12,13
Учитель:
— Как можно сказать о поляне?.
Какая она?
лесная, небольшая, круглая, зелёная, благоухающая
— А что можно сказать о землянике?
земляника: ....
(садовая, крупная, красная, вкусная, душистая)
— Обратите внимание на слова, отвечающие на вопрос
какая?
— Что можно сказать о букве «я» в этих словах? (имеет два звука [й’a],
т.к. стоит после гласной буквы)
4. Работа с текстом «Земляника». Слайд 14
а)Земляника.
Летнее солнце пригрело лес. На низких кустиках
появились беленькие глазки цветков земляники.
По вкусу земляника занимает первое место среди ягод.
Учитель:
— Почему земляника занимает первое место среди ягод?
(Она самая сладкая и душистая ягода русского леса)
— Где созревает земляника? (на порубках)
( Рассказ учеников о землянике из дополнительного материала на карточках –
о порубках).
— Что такое порубки? (места вырубки сосен и елей)
— Подберите близкое по значению слово к слову душистая – ароматная)
б) Чтение по «Азбуке» стр. 116.
VIII. Итог урока. Слайд 15
Учитель:
— Давайте подведём итоги урока.
С какой буквой мы работали на уроке?
Что нового вы узнали сегодня о букве «я»?
— Приведите примеры таких слов. Вам может помочь
волшебная полянка и буква Я.
берёза ключ вишня туфля ягода Яша
IX. Рефлексия.
— Давайте оценим свою работу. На столах у вас сигнальные карточки.
Если вы считаете, что со всеми заданиями справились хорошо, то поднимите карточку зелёного цвета. А если вы не очень довольны своей работой на уроке, то поднимите карточку красного цвета.
Какие Вы молодцы!!! Буква «Я» не хочет с Вами расставаться и просит Вас выполнить её задание «Подобрать по три слова, в которых буква «Я» встречается в начале слова, в середине и в конце». Кто справится с заданием того «Я» примет в свои друзья!
′
В экспертную комиссию муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015», номинация «Педагогический дебют»
Русский язык
(обучение грамоте)
1 класс
УМК «Школа России»
учебник «Азбука», автор В.Г. Горецкий
Буква «я» - показатель
мягкости предшествующего
согласного в слоге-слиянии
Разработчик урока
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №3 г. Ессентуки
Быкова Екатерина Игоревна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии».
Урок обучения грамоте по программе "Школа России", но может быть использован по другим программам....
Технологическая карта по литературному чтению для 1 класса по теме "Функция буквы А в слоге-слиянии"
Для 1 класса по программе "Школа России"...
Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии.
Обучение грамоте...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...
Конспект урока обучение грамоте по теме "Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии"
Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях, когда она стоит после согласного; учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогосл...
Открытый урок по обучению грамоте по теме: «Буква «Е» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге - слиянии». 1 класс
Обучение чтению слияний слогов и слов с буквой "Е".Воспитание бережного отношения к лесу, природе.Значение пользы леса....
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе «Гласные буквы Ё,ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии»
Цель урока: создать условия для закрепления ознакомления учащихся с особенностью буквы ё (обозначать целый слог-слияние – два звука [й’о]), чтение слогов и слов с буквой «ё»....