06. Урок литературного чтения в 1-ом классе «Джоэль Харрис. Смоляное чучелко»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Татьяна Михайловна Захарченко

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyova

Разработка открытого урока по литературному чтению в 1-ом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_dzh.harrisu.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1-ом классе

«Джоэль Харрис. Смоляное чучелко»

Автор разработки: Т.М. Чернышёва

УМК: «Планета знаний»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели и задачи урока: создать условия для формирования навыка:

- Выразительно читать литературное произведение.

- Читать по ролям художественный текст.

- Читать про себявыделять в тексте основные смысловые части, озаглавливать их.

- Отвечать на вопросы, используя текст.

- Находить в тексте доказательства выражения мыслей и чувств автора.

- Сравнивать персонажей произведения, определять авторское и свое отношение к ним.

- Определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку.

- Придумывать возможное развитие сюжета.

- Раскрывать смысл слова в контексте художественного произведения.

- Подбирать подписи к иллюстрациям в учебнике, опираясь на текст произведения.

 Образовательные результаты:

Предметные

Выразительное и правильное чтение, размышление о характерах героев, составление рассказа о персонажах, пересказа

Личностные:

Применение правил  делового сотрудничества -  считаться с мнением другого человека, проявлять  терпение и доброжелательность.

Коммуникативные:

Продолжить работу по умению оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Продолжить работу по формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные

Познавательные:

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- осуществление поиска необходимой информации в тексте произведения;

- установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свои предположения на основе ранее полученных знаний.

Образовательная среда урока:

Выставка  сказок Дядюшки Римуса ("Сказка про лошадь Братца Кролика"; "Как Братец Кролик перехитрил Братца Лиса"; "Смоляное чучелко"; "Братец Лис и Братец Кролик");  презентация;  конверт с листочками; рисунок тернового куста;

рабочие тетради;  детские раскраски к сказке.

Ход урока

СЛАЙД 1

1). Организационный этап.

Урок литературного чтения

 Словно приключение:

 С книгою в космосе ты побываешь,

 Пофантазируешь и помечтаешь.

Друзей неожиданно новых найдёшь.

И важное что-то о чём-то поймёшь.

Пусть книга с вами дружит всегда.

А вы урок чтения любите?

              (дети) Да!

2). Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель:  Ребята, перед уроком мне передали вот этот конверт. Давайте вместе проверим, что в нём (открывает, показывает листочки).

Оказывается, это первые весенние листочки. Ваша работа на уроке, хорошие ответы и чтение будут отмечены этими листочками. В конце урока вы сможете определить, настолько вы хорошо сегодня работали. А ещё эти листики найдут своё место. Где? Это пока секрет.

Итак…

СЛАЙД 2

Учитель: Жил на свете маленький мальчик по имени Джоэль. Жил он давным-давно в далёкой - далёкой стране Америке.  И он очень любил весёлые сказки про животных. Уж так он любил эти сказки, а также старого негра, дядюшку Римуса, который их рассказывал, что не удержался, и когда вырос, издал книгу и назвал её "Сказки Дядюшки Римуса", где написал про себя, маленького мальчика, соседей и друзей. 

Среди многих героев этого писателя-сказочника одними из самых известных детям являются Братец Кролик и Братец Лис. Сегодня на уроке мы с ними познакомимся.

  1.  Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, а вы можете мне назвать знакомые вам сказки, в которых есть такие же персонажи: или Лис, или Кролик?

СЛАЙД 3

Как Лиса волку шубу шила.

Как Лиса летать училась.

Кот и Лиса.

Кот, Петух и Лиса.

Лиса и Дрозд.

Лиса и кувшин.

Лиса и рак.

Лиса-странница.

Лисичка-сестричка и Серый Волк.

Медведь и Лиса.

СЛАЙД 4 СЛАЙД 5

Пол Стюарт «Сказка о Ёжике и Кролике»

Беатрис Поттер «Большая книга кролика Питера»

Женевьева Юрье «Огород крольчонка Одуванчика»

Учитель: Ребята, на что вы обратили внимание, перечисляя сказки с этими героями?

Как вы думаете, почему нет  русских сказок, в которых кролик был бы главным персонажем?

А за кем обычно охотится лиса?

Какая разница между кроликом и зайцем?(ответы детей)

Учитель: Вы уже знаете, что герои многих народных сказок – животные. В русских народных и авторских сказках – это волк, лиса, медведь, кот, петух и другие животные, которые живут в наших краях.

Писатели других стран рассказывают сказки о тиграх, черепахах, слонах, обезьянах, попугаях, и других животных, которые живут рядом с ними.

СЛАЙД 6

 (Наибольшее разнообразие в природе дикие кролики получили именно на Североамериканском континенте….и т. д.)

4). Первичная проверка понимания

Учитель: Пора нам, ребята, прочитать отрывок из  сказки  Джоэля Харриса. Но сегодня на уроке  мы никак не обойдёмся без словарной разминки (стр. 84, словарная разминка, работа со словарём «покорный», «терновый куст»)

Покорный  послушный, подчиняющийся во всём.

Терновый куст, терновник – низкий колючий кустарник с синими съедобными ягодами.

СЛАЙД 7

1 вариант – чтение текста учителем (стр. 84-86)

2 вариант – чтение текста подготовленными учениками (по предварительному заданию)

      5).  Первичное закрепление.

а) Работа по содержанию текста.

       Учитель:

- Поделитесь своими впечатлениями (ответы детей).

- Что вы можете сказать о героях? Чью сторону вы принимаете? Почему?

- На кого похожи своими поступками герои сказки? Чем похожи на людей?

СЛАЙД 8

Давайте порассуждаем вместе:

*Кто такой - этот дядюшка Римус?

*Родственник?

*Если Джоэль и Римус - настоящие люди, тогда почему появились вместе с ними такие необычные герои, как Братец лис и братец Кролик?

*Настоящие они были?

* На кого похожи?

 (На каждый вопрос ученики дают свои ответы - предположения).

Сообщение учителя:

Говорят, было в судьбе Джоэля Харриса, автора книги, кое-что важное, что повлияло на его сказочных героев. На самом деле, был маленький веснушчатый мальчик, застенчивый с незнакомыми и озорной с друзьями. Мать воспитывала его одна. Жилось им бедно и трудно. И в 13 лет он пошёл работать в типографию одного плантатора.

 *А кто такой - плантатор? (Это человек, у которого много земли - плантаций, где выращиваются растения - по-английски - plants.)

 *Как вы думаете, сам он работал? (Нет, на плантациях работали наёмные рабочие и рабы.)

 *А кто такие рабы? (Люди, которых привозили из других стран (в основном, из Африки насильно, не по их воле, заставляли работать бесплатно в тяжёлых условиях.

Жили они в старых хижинах, работали по 14 часов под палящим солнцем, не имели достаточно еды. Если они убегали от жестокого хозяина, их возвращали и наказывали. Иногда даже убивали. 

Вот и Джоэль ходил на работу к такому плантатору, но он был не рабом, а наёмным рабочим и получал деньги. В типографии он встречал рабов - негров, заходил к ним в хижины и слушал народные негритянские песни и сказки.

Герои сказок похожи на настоящих людей, с которыми общался Джоэль;  на негров, которые хотели стать свободными. Сказочные герои ходят, говорят как люди, обладают качествами человеческого характера.

б) Чтение вслух «цепочкой».

в) Осмысление и анализ.

Работа над выразительностью  чтения.

 Выборочное чтение.

- Как говорил Кролик? Выберите слова (тихо, вежливо, громко, сердить, быстро, медленно)

- Что говорил Кролик? Найдите его слова в тексте (выборочное чтение).

- Почему Кролик говорил с Чучелком по-разному? Как вы думаете?

- Вспомните и расскажите, как Кролик приклеился к Чучелку?

- Рассмотрите  внимательно иллюстрации. Найдите в тексте слова, которые могут стать подписями к рисункам («Кулак прилип, никак не оторвёшь его», «Повалился Лис на землю и ну смеяться»)

г) Придумывание вариантов развития сюжета

- Ребята, Братец Лис приготовился пообедать Кроликом? Как вы думаете, что будет дальше? (ответы детей)

6) Информация о домашнем задании.

Учитель: Какую работу вы бы с интересом выполнили дома?

*Раскраски по желанию

*Творческие работы в рабочей тетради

*Чтение сказки с родителями в учебнике

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель: Посмотрите, сколько листочков вы набрали сегодня на уроке?

- Молодцы,  ребята. Сейчас ваши листики украсят наш терновый куст.

«Дерево познания»
На листе ватмана изображен куст.  Около куста  герои сказки. Каждый ученик прикрепляет листочек зелёного цвета, выбирая один из вариантов:

*на кусте – если на уроке всё получалось и ты доволен собой;

*листик опадает с куста – если были трудные задания и не всё получалось;

*листик на земле – если было неинтересно на уроке.

Учитель: Я рада, ребята, что наш куст зазеленел, стал ярким и весенним. Спасибо всем за урок. Хочу пожелать вам приятного домашнего чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Д.Харрис "Почему у Братца Опоссума голый хвост"

Данная презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа"....

Технологическая карта урока литературного чтения "Дж. Харрис "Братец Лис и братец Кролик"" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе изучения содержания «Братец Лис и братец Кролик» Дж. Харриса.Задачи урока:Дидактические:узнать сведения из био...