Внеклассное чтение Д.Н. Мамин-Сибиряк "Емеля-охотник"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Урок внеклассного чтения по произведению Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка "Емеля-охотник". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения  в 4 классе.

 Раздел «Мир детства в произведениях русских классиков 19-20вв.

Д.Н. Мамин- Сибиряк «Емеля - охотник»

Цель урока: создание условий  

  • для развития художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  • формирования  читательской компетентности младшего школьника  и осознания себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования

Задачи:

  • формировать осмысленный читательский навык, который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам;
  • научить работать с художественным  текстом, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире;
  • понимать художественное произведение как особый вид искусства; формировать умение определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности;
  • развивать  умения размышлять над прочитанным, высказывать свою точку зрения, слушать и принимать мнения других, а также  осваивать основные нравственно - этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получая навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий;
  • ориентировать детей на истинные ценности: уважение и любовь  к матери,  любовь к природе, добро, понимание, сострадание

УМК:  «Школа 2100»

Интеграция технологий:  технология продуктивного чтения (обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников), РО, личностно-интегрированное обучение,  ИКТ.

Планируемые результаты  

Учащиеся должны

  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки,   отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
  • понимать  ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи,  строить рассуждения

Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная;  парная; групповая; индивидуальная.


Методы :  объяснительно- иллюстративный, практический; наблюдение;  частично – поисковый,  информативный,

 Оборудование:  для учащихся: тексты рассказа «Емеля-охотник»,  «свитки» и «перья» для сочинения

                              для учителя: технические средства (компьютер, проектор, колонки, экран); презентация

ХОД УРОКА

  1. Психологический настрой (Звучит песня Аиды Ведищевой «Олень»)

 Здравствуйте, ребята. Мы с вами совсем мало знакомы.  Я хотела бы поближе познакомиться с вами. Приглашаю вас встать в круг.  Я хочу передать вам своё хорошее настроение, тепло  своей души, доброту своего сердца. Вложите частицу своего тепла, доброты  и вы и передайте друг другу. Прошу вас сесть на свои места и начнём урок.

2  Актуализация знаний.

Как вы думаете, почему звучала именно эта песня?

Да, дома вы прочитали рассказ. (песня про оленя и рассказ читали про оленя)

-Как он называется?          СЛАЙД 1

-Кто его автор?

-Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном, что понравилось, что не понравилось?

-Какой эпизод в этом рассказе вас испугал?

-Когда вы прочитали рассказ до конца, какое чувство вы испытали?

3 Работа с текстом 

Беседа с учащимися

Давайте подтвердим свои слова отрывками из тескта.

(выборочное чтение)

 Найдите место в тексте, где:      СЛАЙД 2,3,4,5,6,7                                                              

  • говорится о красоте деревни Тычки
  • Гришук просит дедушку добыть телёночка
  • почему мальчик  остался сиротой
  • как мать –олениха уводила деда от своего детёныша
  • как дед наконец-то выследил телёночка –оленёнка
  • как дедушка объяснил Гришутке,  почему он не принёс  оленёнка

-Чему учит этот рассказ? (он учит любви, добру, пониманию, состраданию, умению поставить себя на место другого, даже не человека, а животного)

-Почему мальчик  уснул спокойным сном и даже улыбался во сне? (он был рад тому, что  олениха с оленёнком остались живы, он вспомнил свою маму)

СЛАЙД8

  - Мама!

 Слов дороже нет на свете!

 По какой бы ты ни шёл тропе,

 Мамина любовь над нею светит,

 Чтобы в трудный час помочь тебе.

 Мама озаряет светом нежным

 Дни, дороги и дела твои.

 Оправдай же мамины надежды –

 Повседневно лишь добро твори!

4 Творческая работа.

 А  сейчас представьте, что вы писатели. Каждый писатель по-своему  чувствует и переживает.

 У вас на парте лежат перышки,  чтобы вы почувствовали себя настоящими писателями. Сейчас поработайте в парах и предложите своё продолжение рассказа. (Дети пишут, экран закрыт. Далее прослушиваем  несколько записей)

Ребята, мне очень интересно ваше продолжение рассказа, я обязательно всё прочитаю позже.

5  О творчестве  писателя.

Как вы думаете, какой человек мог написать такой замечательный, трогательный рассказ. (Добрый, душевный, отзывчивый, умеющий чувствовать боль другого)

СЛАЙД 9 (ФОТО И БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ)

-Знакомы ли вам другие произведения писателя?

СЛАЙД 10  (с  обложками книг и  кусочками аудиозаписей рассказов)

Домашнее задание сочинить стихотворение о маме;

 из пластилина вылепить скульптуру мамы и ребёнка;

нарисовать борьбу белого и чёрного, добра и зла, любви и смерти.

Задания дети выбирают по желанию

Итоги (отметки)

6  Выставка книг.

Эти книги я принесла вам сегодня из библиотеки. Я приглашаю вас на переменке посмотреть,  полистать эти книги и, может быть, прочитать.

Я хочу, чтобы всё, о чём мы с вами говорили, осталось  с вами на всю жизнь.

 Благодарю вас за урок. Я почувствовала ваше доверие, ваше тепло, доброту. Большое вам спасибо!

Заключение

Берегите эти земли, эти воды!

 Каждую былиночку любя

 Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"

Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для ...

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема «Друзья-товарищи» С.Я. Маршак. Внеклассное чтение.

Цель:познакомить с произведением о дружбе.Задачи: Осмысление проблемы дружбы: кого можно назвать другом? Раскрыть содержание понятия: «настоящий друг».Закрепление представлений школьников о...

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Конспект открытого внеклассного чтения по "Литературному чтению" в 3 Г классе на тему "Мама и мы", на основе рассказа А.Платонова "Ещё мама".

Расширение читательского кругозора и создание условий для формирования привычки и способности учащихся к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг. Необычное проведение урока (урок-конфе...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....