«Согласные звуки [д], [д']. Буквы Д, д.»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Бардина Анна Михайловна

Урок по чтению в 1 классе в период обучения грамоте был дан для родителей. УМК "Перспективная начальная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon d-d_-_1_kl.-bardina_a._m.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Согласные звуки [д], [д']. Буквы Д, д»

Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства со звонкими звуками [д], [д']; познакомить с буквами Д, д; учить давать характеристику звукам; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.

Задачи урока:

  • научить приёму практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков; упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов;
  • продолжить развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения, на примере сравнения минимальных пар слов (дом - дым) формировать у учащихся понимание смыслоразличительной функции фонем;
  • воспитывать культуру учебного труда.

Формирование УУД

  • Личностные УУД: самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет.
  • Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
  • Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных схемах-моделях слов; формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне; установление причинно-следственных связей: между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука.
  • Личностные УУД: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - тексты, в которых обсуждаются нравственные проблемы (в тексте «Данила» – проблема трудолюбия).
  • Познавательные УУД (информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации):  работа с текстом и иллюстрациями: перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.
  • Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах).
  • Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: планировать свою деятельность (вначале урока), оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока), анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).

Методы и приёмы организации деятельности учащихся: анализ одно- и двухъярусных моделей, звукопроизносительная деятельность; конструирование букв Д, д; беседа на основе иллюстраций учебника, чтение слогов, слов; чтение и перечитывание текстов и обсуждение нравственных проблем; поиск нужных слов и их сравнение.

Учебные пособия для ученика: учебник по обучению грамоте «Азбука», графические модели слов, звуковые фишки для обозначения звуков [д], [д’], шаблоны печатных букв, таблицы индивидуальные.

Оборудование, обеспечение:

компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Азбука», Миша и Маша, слоговые карточки.

Тип урока: урок открытия нового знания

Ход урока.

I.Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой класса.

- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Давайте пожелаем друг другу успехов в учении.

 Слайд 1                                                                

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы- старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

II. Проблемная ситуация.

- Ребята, в последнее время звуки не слушаются меня. Они стали убегать из слов. Вот и сегодня произошла аналогичная ситуация. Когда я несла новые звуки к вам на урок, они по дороге сбежали от меня. Вы поможете поймать их?  (Да)

III.Постановка цели урока.

-На уроке мы познакомимся … (со звуками) и …(буквами), которыми их обозначают  при  чтении или на письме.

IV.Открытие новых знаний.

1)Чтение моделей слов дыня и Динас выделением звуков  [д ] и [д ,].

  - Ребята, вы узнаете эти звуки, если правильно прочитаете звуковые модели следующих слов.

ЭФУ, стр.140

 - Что вы видите на картинке слева? (Это дыня).

- Прочитайте звуковую модель слова.      ( [д] [ы] [н ,] [а])

- Какой звук спрятался в этом слове?        ( [ д]) Вывешиваю на доску.

- Произнесите его.

.

- Выберите модель данного звука. Вывешиваю на доску

- Он гласный, согласный? Глухой, звонкий? Твёрдый, мягкий?

- Кого вы видите справа? (Кто это?)          (ЭтоДина)

- Прочитайте звуковую модель слова. ( [д ,] [и ] [н ] [а ])

- Какой звук спрятался в этом слове?        (  ,] ) Вывешиваю на доску.

- Произнесите его.

- Выберите модель данного звука. Вывешиваю на доску                    ,

.

- Он гласный, согласный? Глухой, звонкий? Твёрдый, мягкий?

- Какие же звуки решили сегодня поиграть с нами в «Прятки»? ( ] и [д ,]).

ВЫВОД. Они… (согласные, звонкие), бывают …(твёрдыми, мягкими).

V.Конструирование печатной буквы  д.

ЭФУ, стр. 142

VI.Сравнение звуковой и буквенной форм слов  (дом – дым - Дима).

1) Чтение  слова дом.

- Это… (дом).

- Прочитайте звуковую модель  слова.

-Назовите 1–ый звук.

- Дайте ему характеристику. Он гласный, согласный? Глухой, звонкий? Твёрдый, мягкий?

- Прочитайте буквенную модель  слова.

- В этом слове… (3 буквы).

- Назовите букву, которой обозначен  звук  ] (д строчная печатная).

- В этом слове  сколько слогов? (1)

2) Чтение  слова дым.

-Из трубы идёт… (дым).

- Прочитайте звуковую модель.

- Назовите 1–ый звук.

- Дайте ему характеристику. Он гласный, согласный? Глухой, звонкий?    Твёрдый, мягкий?

- Прочитайте буквенную модель  слова.

- В этом слове… (3 буквы).

- Назовите букву, которой обозначен  звук  ] (д строчная печатная).

- В этом слове  сколько слогов? (1)

3) Чтение  слова Дима.

- Это… (Дима).

- Прочитайте звуковую модель .

- Назовите 1–ый звук.

- Дайте ему характеристику. Он гласный, согласный? Глухой, звонкий? Твёрдый, мягкий?

- Прочитайте буквенную модель  слова.

-В этом слове… (3 буквы).

-Назовите букву, которой обозначен  звук  ] (Д ЗАГЛАВНАЯ печатная).

-Почему?

 -В этом слове  сколько слогов? (2)

VII. Физкультминутка (ВИДЕО).

- Сейчас мы с вами отправимся на экскурсию.

- Какими вы должны быть? ( Внимательными).

- Смотрите, слушайте и находите слова со звуками [д ] и [д ,]. Если  звук твёрдый - поднимайте руки вверх, если мягкий – приседайте.

Мы букву Д легко найдём

И в слове день,

И в слове дом.

А если в лес ты днём придёшь –

На дубе дятла ты найдёшь.

VIII.Чтение слогов по заданным схемам.

а) Чтение 1 группы слогов.

- Какие это слоги? (Закрытые).

-Звук [д ] какой ? (Твёрдый, находится на конце.)

б) Чтение 2 группы слогов.

- Какие это слоги? (Открытые).

- Звук [д ] какой ?(Твёрдый, после него находятся гласные буквы а, о, ы, у,

э ).

 в) Чтение 3 группы слогов.

_-Какие это слоги? (Открытые).

- Звук [д ]какой ? (Мягкий, после него находятся гласные буквы я, е, ю, и, ё ).

Вывод. 

-Звуки  ] и [д ,] … (согласные, звонкие), бывают …(твёрдыми, мягкими).

 -При чтении обозначаются…(печатными буквами Д, д).

Х. Чтение слогов и слов в строчках(стр. 47, учебник).

-Читаем хором, выделяя слоги и  ударные гласные.

ЭФУ, стр.145

-Найдите строки, в которых есть слова о рыбалке. Выделите их жёлтым цветом.

Словарная работа

-Удили – значит … (рыбачили).

Наудил - … (наловил много рыбы).

Надымил - … (напустил много дыма).

- А строку о настольной игре выделите их голубым цветом.

- Что такое домино? (Это настольная игра в пластинки, в которых нанесены очки).

– Прочитайте текст «Данила».

– Объясните значение слов «лён», «лодырь».

Лён – травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семени – масло.

XI. Работа с парами слов.

- Ребята, вы любите волшебство?

                                        (Да)

- Вот сейчас мы с вами и попадём в страну добрых фей к фее исполнения желаний.

- Она передала свою волшебную палочку, которая исполнит ваше желание. Но для этого нужно хорошо потрудиться.

ЭФУ, стр. 146.

- Работаем с парами слов на розовом фоне.

ХII. Итог урока. Рефлексия.

Вывод. 

-Звуки  ] и [д ,] … (согласные, звонкие), бывают …(твёрдыми, мягкими). -При чтении обозначаются…(печатными буквами Д, д).

Слайд 2

- Оцените свою работу на уроке.                                                                

        узнал

Я         понял

                      смог        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»

Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100»....

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...

Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"

Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р.  Урок объяснения нового материала....