«Согласные звуки [д], [д']. Буквы Д, д.»
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Урок по чтению в 1 классе в период обучения грамоте был дан для родителей. УМК "Перспективная начальная школа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d-d_-_1_kl.-bardina_a._m.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Согласные звуки [д], [д']. Буквы Д, д»
Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства со звонкими звуками [д], [д']; познакомить с буквами Д, д; учить давать характеристику звукам; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.
Задачи урока:
- научить приёму практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков; упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов;
- продолжить развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения, на примере сравнения минимальных пар слов (дом - дым) формировать у учащихся понимание смыслоразличительной функции фонем;
- воспитывать культуру учебного труда.
Формирование УУД
- Личностные УУД: самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.
- Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
- Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных схемах-моделях слов; формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне; установление причинно-следственных связей: между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука.
- Личностные УУД: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - тексты, в которых обсуждаются нравственные проблемы (в тексте «Данила» – проблема трудолюбия).
- Познавательные УУД (информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации): работа с текстом и иллюстрациями: перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.
- Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах).
- Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: планировать свою деятельность (вначале урока), оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока), анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).
Методы и приёмы организации деятельности учащихся: анализ одно- и двухъярусных моделей, звукопроизносительная деятельность; конструирование букв Д, д; беседа на основе иллюстраций учебника, чтение слогов, слов; чтение и перечитывание текстов и обсуждение нравственных проблем; поиск нужных слов и их сравнение.
Учебные пособия для ученика: учебник по обучению грамоте «Азбука», графические модели слов, звуковые фишки для обозначения звуков [д], [д’], шаблоны печатных букв, таблицы индивидуальные.
Оборудование, обеспечение:
компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Азбука», Миша и Маша, слоговые карточки.
Тип урока: урок открытия нового знания
Ход урока.
I.Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой класса.
- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Давайте пожелаем друг другу успехов в учении.
Слайд 1
Мы умные, мы дружные
Мы - внимательные, мы- старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!
II. Проблемная ситуация.
- Ребята, в последнее время звуки не слушаются меня. Они стали убегать из слов. Вот и сегодня произошла аналогичная ситуация. Когда я несла новые звуки к вам на урок, они по дороге сбежали от меня. Вы поможете поймать их? (Да)
III.Постановка цели урока.
-На уроке мы познакомимся … (со звуками) и …(буквами), которыми их обозначают при чтении или на письме.
IV.Открытие новых знаний.
1)Чтение моделей слов дыня и Динас выделением звуков [д ] и [д ,].
- Ребята, вы узнаете эти звуки, если правильно прочитаете звуковые модели следующих слов.
ЭФУ, стр.140
- Что вы видите на картинке слева? (Это дыня).
- Прочитайте звуковую модель слова. ( [д] [ы] [н ,] [а])
- Какой звук спрятался в этом слове? ( [ д]) Вывешиваю на доску.
- Произнесите его.
. |
- Выберите модель данного звука. Вывешиваю на доску
- Он гласный, согласный? Глухой, звонкий? Твёрдый, мягкий?
- Кого вы видите справа? (Кто это?) (ЭтоДина)
- Прочитайте звуковую модель слова. ( [д ,] [и ] [н ] [а ])
- Какой звук спрятался в этом слове? ( [д ,] ) Вывешиваю на доску.
- Произнесите его.
- Выберите модель данного звука. Вывешиваю на доску ,
. |
- Он гласный, согласный? Глухой, звонкий? Твёрдый, мягкий?
- Какие же звуки решили сегодня поиграть с нами в «Прятки»? ([д ] и [д ,]).
ВЫВОД. Они… (согласные, звонкие), бывают …(твёрдыми, мягкими).
V.Конструирование печатной буквы д.
ЭФУ, стр. 142
VI.Сравнение звуковой и буквенной форм слов (дом – дым - Дима).
1) Чтение слова дом.
- Это… (дом).
- Прочитайте звуковую модель слова.
-Назовите 1–ый звук.
- Дайте ему характеристику. Он гласный, согласный? Глухой, звонкий? Твёрдый, мягкий?
- Прочитайте буквенную модель слова.
- В этом слове… (3 буквы).
- Назовите букву, которой обозначен звук [д ] (д строчная печатная).
- В этом слове сколько слогов? (1)
2) Чтение слова дым.
-Из трубы идёт… (дым).
- Прочитайте звуковую модель.
- Назовите 1–ый звук.
- Дайте ему характеристику. Он гласный, согласный? Глухой, звонкий? Твёрдый, мягкий?
- Прочитайте буквенную модель слова.
- В этом слове… (3 буквы).
- Назовите букву, которой обозначен звук [д ] (д строчная печатная).
- В этом слове сколько слогов? (1)
3) Чтение слова Дима.
- Это… (Дима).
- Прочитайте звуковую модель .
- Назовите 1–ый звук.
- Дайте ему характеристику. Он гласный, согласный? Глухой, звонкий? Твёрдый, мягкий?
- Прочитайте буквенную модель слова.
-В этом слове… (3 буквы).
-Назовите букву, которой обозначен звук [д ] (Д ЗАГЛАВНАЯ печатная).
-Почему?
-В этом слове сколько слогов? (2)
VII. Физкультминутка (ВИДЕО).
- Сейчас мы с вами отправимся на экскурсию.
- Какими вы должны быть? ( Внимательными).
- Смотрите, слушайте и находите слова со звуками [д ] и [д ,]. Если звук твёрдый - поднимайте руки вверх, если мягкий – приседайте.
Мы букву Д легко найдём
И в слове день,
И в слове дом.
А если в лес ты днём придёшь –
На дубе дятла ты найдёшь.
VIII.Чтение слогов по заданным схемам.
а) Чтение 1 группы слогов.
- Какие это слоги? (Закрытые).
-Звук [д ] какой ? (Твёрдый, находится на конце.)
б) Чтение 2 группы слогов.
- Какие это слоги? (Открытые).
- Звук [д ] какой ?(Твёрдый, после него находятся гласные буквы а, о, ы, у,
э ).
в) Чтение 3 группы слогов.
_-Какие это слоги? (Открытые).
- Звук [д ]какой ? (Мягкий, после него находятся гласные буквы я, е, ю, и, ё ).
Вывод.
-Звуки [д ] и [д ,] … (согласные, звонкие), бывают …(твёрдыми, мягкими).
-При чтении обозначаются…(печатными буквами Д, д).
Х. Чтение слогов и слов в строчках(стр. 47, учебник).
-Читаем хором, выделяя слоги и ударные гласные.
ЭФУ, стр.145
-Найдите строки, в которых есть слова о рыбалке. Выделите их жёлтым цветом.
Словарная работа
-Удили – значит … (рыбачили).
Наудил - … (наловил много рыбы).
Надымил - … (напустил много дыма).
- А строку о настольной игре выделите их голубым цветом.
- Что такое домино? (Это настольная игра в пластинки, в которых нанесены очки).
– Прочитайте текст «Данила».
– Объясните значение слов «лён», «лодырь».
Лён – травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семени – масло.
XI. Работа с парами слов.
- Ребята, вы любите волшебство?
(Да)
- Вот сейчас мы с вами и попадём в страну добрых фей к фее исполнения желаний.
- Она передала свою волшебную палочку, которая исполнит ваше желание. Но для этого нужно хорошо потрудиться.
ЭФУ, стр. 146.
- Работаем с парами слов на розовом фоне.
ХII. Итог урока. Рефлексия.
Вывод.
-Звуки [д ] и [д ,] … (согласные, звонкие), бывают …(твёрдыми, мягкими). -При чтении обозначаются…(печатными буквами Д, д).
Слайд 2
- Оцените свою работу на уроке.
узнал
Я понял
смог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.
Интегрированный урок обучения грамоте, письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...
Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)
Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...
Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»
Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100»....
Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.
Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....
Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....
Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.
Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...
Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"
Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р. Урок объяснения нового материала....