Универсальная технологическая карта урока Литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова.
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Универсальная технологическая карта урока литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кировская гимназия имени Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова»
Универсальная технологическая карта урока
Литературного чтения
«Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу»
2 класс
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов
Соколова Елена Владимировна
2022-2023 учебный год
Универсальная технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
1. ФИО учителя: Соколова Елена Владимировна
2. Место работы: МБОУ «Кировская гимназия имени Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова»
3. Должность: учитель начальных классов
4. Предмет: Литературное чтение
5. Класс: 2
6. Тема урока: Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу.
7. Тип урока: урок знакомства с новым произведением.
8. Базовый учебник: Литературное чтение, Б.Г. Меркин, Г.С. Меркин, С.А. Болотова, 2 класс, часть 1.
Цели урока: познакомить учащихся с новым произведением, найти отражение тема урока в произведении, сформулировать главную мысль и тему произведения, способствовать развитию умения воспринимать информацию на слух.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: воспитывать положительное отношение к учебе; оценивать свою работу; формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля.
Метапредметные: развивать умения извлекать информацию, представленную в разных формах; развивать умение анализировать, сравнивать материал; развивать умение работать в паре, в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению).
Предметные: учащиеся научатся анализировать хжожественное произведение и находить информацию в тексте по заданным вопросам; обобщать и сравнивать информацию, полученную в ходе знакомства с текстом произведения; характеризовать героев произведения, давать характеристику их действиям и поступкам, составлять вопросы к тексту по типам, подбирать пословицы и поговорки к произведению, составлять пересказ по серии сюжетных рисунков к произведению.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
#1054;рганизационный момент. | Настрой на позитивную коллективную работу, положительную мотивацию учения. | Создает эмоциональный настрой на работу. Напоминает учащимся о правилах работы на уроке. Учитель входит в кабинет. Вслед за ним появляестя шляпа. Дети замечают и пытаются предположить, зачем же она появилась на уроке. СЛАЙД 1-2 | Ориентируются в ходе работы на уроке. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
#1040;ктуализация знаний. | Повторение знаний, необходимых для осмысления новой информации | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Предлагает вспомнить какой раздел они с детьми изучают сейчас. Предлагает разгадать ребус и выяснить с каким автором ученикам предстоит познакомиться на уроке. СЛАЙД 3 Учитель знакомит детей с биографией автора. СЛАЙД 4 | Высказывают и аргументируют свою точку зрения. Составляют законченные высказывания по заданному вопросу. Ученики разгадывают ребус и называют писателя (Н.Н. Носов). СЛАЙД 3 | Выслушивают мнение одноклассников. Осознанно строят речевые высказывания. Поочередно аргументируют своё мнение. | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения, оценивают получившийся результат |
3. Формулирование проблемы. | Организовывает погружение в тему. Задает вопрос, какие произведения автора Н.Н.Носова дети уже знают. Предлагает разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия произведений писателя. СЛАЙД 5, 6 Предлагает разгадать ребус, в котором зашифровано название произведении, с которым ученики познакомятся на уроке. Рассказывает об истории создания произведения. Помогает определить цель урока, предлагает сформулировать тему и спланировать деятельность на уроке. СЛАЙД 7 | Ученики называют произведения. Ученики разгадывают ребус и называют произведения Н.Н.Носова. СЛАЙД 5, 6 Ученики разгадывают ребус и называют произведение «Живая шляпа». Планируют деятельность на уроке: - познакомиться с новым произведением, - определить жанр и героев произведения, тему рассказа, определить главную мысль произведения и подобрать пословицу к произведению, -составить вопросы к рассказу. СЛАЙД 7 | Развивают умение слушать и понимать других. Строят речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформляют свои мысли в устной форме. | Исследуют условия учебной задачи, высказывают свои предположения, оценивают получившийся результат | |
4. Открытие новых знаний. | Знакомство с произведение Н.Н.Носова «Живая шляпа». | Предлагает ученикам познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Живая шляпа» с. 89-91 учебника. СЛАЙД 8 Предлагает перейти к работе в рабочих листах (РЛ). В парах определить и записать жанр произведения, героев рассказа, озвучить своё мнение. СЛАЙД 9 Фронтальная работа: предлагает определить тему рассказа, чему учит произведение. Определить главную мысль рассказа и подобрать пословицу к произведению. СЛАЙД 9 Осуществляет профилактику утомления. (ФИЗМИНУТКА) | Чтение произведение Н.Н.Носова «Живая шляпа» с.89-91 учебника. СЛАЙД 8 Определяют жанр произведения, героев, формулируют вывод. СЛАЙД 9 Совместно определяют тему рассказа, главную мысль и подбирают пословицу, записывают в РЛ. СЛАЙД 9 | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов с одноклассниками, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом. |
5. Развитие умений. | Умение составлять вопросы определенного вида к тексту рассказа. | Предлагает ученикам найти конверты для выполнения следующего вида задания в группах (приклеены под парты). СЛАЙД 10 Объясняет задание для групп: В каждом конверте находятся части картинки-иллюстрации (Приложение 1) к определенному эпизоду из произведения. Необходимо собрать пазл, приклеить его на лист, определить эпизод рассказа, найти и прочитать в тексте. К этому отрывку из текста составить и записать вопрос (тип вопроса также находится в конверте («ромашка Блума» (Приложение 2). Представить ответ каждой команды. Группы отвечают по очереди, следующей отвечает та группа, которая смогла ответить на вопрос предыдущей команды и найти и прочитать этот отрывок в тексте. СЛАЙД 11. После ответа всех команд, предлагает составить из получившихся пазлов (картинок) картинный план к рассказу. Предлагает по картинному плану составить и записать план пересказа. | Ищут задание, распределяются на группы по партам (командам присваивается номер). СЛАЙД 10 Планируют деятельность. Работая в группе, выполняют задание. Группы представляют результаты своей работы. СЛАЙД 11. Команды размещают свои пазлы на доске в соответствии с последовательностью событий рассказа. Совместно определяют названия пунктов плана для последующей подготовки пересказа, записывают план. | Учатся работать в группах. Взаимодействуют в паре, группе. Учатся взаимодействовать в группах. Представлять результат свой работы. | Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществляют познавательную и личностную рефлексию. |
#1050;онтроль на этапе окончания учебной темы | Контроль, подведение итогов урока. | Через подводящий диалог, анализ проведенной работы и выполненных заданий подводит к формулировке выводов о произведении. Уточняет, с какими видами деятельности сегодня работали на уроке. Предлагает обобщить знания, полученные на уроке и отгадать значение крылатого выражения «шапками забросать». Рассказывает о его значении, возвращаясь к шляпе, появившейся неожиданно в начале урока. Организовывает самооценку учениками результатов работы на уроке с помощью сервиса classroomscreen. СЛАЙД 12. Оценивает работу учеников в ходе урока. Озвучивает домашнее задание. СЛАЙД 13. | Делают выводы, анализируют, контролируют и оценивают результат своей работы («Лесенка успеха», classroomscreen). | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату. Использует критерии для обоснования получившего результата. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: "Юмор в произведениях Н. Н. Носова. Рассказ "Живая шляпа" "
Во 2 классе учитель передаёт детям полностью логику основного метода работы с книгой (чтение-рассматривание) и с текстом (творческое чтение), учит алгоритмам действий до чтения, в процессе чтения и по...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-751489-1454862769.jpg)
Технологическая карта урока по теме «Мир игрушек по произведению Б. Заходера «Песня игрушек»»
Общая информация об уроке Цель: познакомить учащихся с поэтическим взглядом Б. Заходера на взаимоотношения мира детей и игрушек.Задачи: Образовательные: - формировать умение прави...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-569702-1421843842.jpg)
Статья"Анализ художественного произведения на примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»"
Статья"Анализ художественного произведения на примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»"...
Технологическая карта. Литературное чтение. Тема урока И. Соколов-Микитов "Листопадничек".
УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/16/picture-849156-1479326097.jpg)
Технологическая карта урока по теме "Дружба и порядочность"
Технологическая карта урока по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") для 4 класса по теме "Дружба и порядочность". Предназначен для учителей, работающих по учебнику М.Т. Студеники...
Технологическая карта литературного чтения " Н.Н. Носов "Живая шляпа"" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с рассказом Н. Носова «Живая шляпа», для определения жанра, главной мысли рассказа, выявления о...
Технологическая карта урока чтения во 2 классе по теме «Рассказ «Вкусный урок» по Т. Шарыгиной
Урок по теме «Рассказ «Вкусный урок» по Т. Шарыгиной разработан на основе рабочей программы учебного предмета «Чтение и развитие речи&raqu...