Рабочая программа по литературному чтению
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)
Рабочая программа по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_v_klass_uchitel_kirichenko_a.v.docx | 265.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012;
- Закон Республики Адыгея от 27 декабря 2013 № 264 «Об Образовании в Республике Адыгея»;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района;
- Учебный план МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района на 2018 – 2019 учебный год;
- Учебно – методический комплект«Школа России»:
1. Литературное чтение. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя.Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклореразных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности.
Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс (102 часа, из них 18 ч. внеклассного чтения).
В данной рабочей программе в 4 классе 102 часа (из них 18 часов отводится на внеклассное чтение и 11 часов на РОСО)
Тема | Количество часов |
Летописи, былины,сказания, жития. Легенды Республики Адыгея | 7+ 1 |
Чудесный мир классики. Классики Адыгеи. | 12 + 1 + 4 |
Поэтическая тетрадь. Стихотворения адыгских писателей о ребятах – сверстниках. | 7+ 1 |
Литературные сказки. Сказки писателей Республики Адыгея. | 10 + 1 |
Делу время, потехе час. Рассказы и стихи адыгских писателей о труде | 6 + 1 |
Страна детства. | 6+ 1 + 4 |
Поэтическая тетрадь. | 3 + 1 |
Природа и мы. Стихи о природе писателей Адыгеи | 7(2) |
Поэтическая тетрадь. | 4 |
Родина. Стихи о Родине адыгских поэтов. | 3+1+3 (в.чт) |
Страна-фантазия. | 4 + 6 |
Зарубежная литература. | 8 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
• понимать значимость творчества великих русских писателей и поэтов (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина, С. А. Есенина и др.) для русской культуры;
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;
• пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;
• участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
• формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
• делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;
• домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;
• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, учитывать особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
• находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);
• готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
• читать систематически, осознавать значимость чтения для жизни человека и успешного обучения по другим предметам;
• систематически просматривать и читать разнообразную литературу – от справочной, научно-познавательной, учебной до художественной;
• осознавать в ходе стилистического анализа и стилистического эксперимента точность, яркость, лаконичность художественного слова, создающего живописную картину или палитру чувств и переживаний героя;
• осмыслять нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать этому процессу нравственно-этическую оценку;
• соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
• составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
• подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их; готовить проекты по темам: «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвященных великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
• писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться: создавать свои собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• сравнивать, сопоставлять, проводить элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет).
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии (на основе авторского текста), используя средства художественной выразительности.
Приложение
Согласно ориентировочным показателям ФГОС, скорость чтения в 4 классе должна составлять:
· в 1 полугодии — 80-90 слов в минуту;
· во 2 полугодии — 100-120 слов в минуту.
Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС
отметки класс | «5» | «4» | «3» | «2» | ||||
I полугодие | II полугодие | I полугодие | II полугодие | I полугодие | II полугодие | I полугодие | II полугодие | |
IV | более 100 слов | более 120 слов | 85-100 слов | 105-120 слов | 70-84 слов | 90-104 слов | менее 70 слов | менее 90 слов |
Оценка «5»ставится ученику, если он:
- читает в 1 полугодии осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, темп чтения - не менее 60 слов в минуту;
- во 2 полугодии - бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию, темп чтения - не менее 75 слов в минуту;
- полно, кратко и выборочно пересказывать текст, самостоятельно составлять простейший пан, выявляет основной смысл прочитанного;
- самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
- знает и читает наизусть стихотворение.
Оценка «4»ставится ученику, если он:
- читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
- темп чтения - не менее 55 слов в минуту в 1 полугодии, во втором полугодии - не менее 70 слов;
- делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
- составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
- самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
- читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка «3»ставится ученику, если он:
- читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, темп чтения - не менее 50 слов в минуту в 1 полугодии;
- во 2 полугодии - целыми словами, недостаточно выразительно, темп чтения - не менее 65 слов в минуту, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок;
- передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. помощью наводящих вопросов учителя;
- воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправления их только с помощью учителя.
Оценка «2»ставится ученику, если он:
- читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, темп чтения - 35 слов в минуту в 1 полугодии, во 2 полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок, темп чтения до 50 слов в минуту;
- пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
- не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
- при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.
Чтение наизусть
Оценка "5" – твердо, безподсказок, знаетнаизусть, выразительно читает.
Оценка "4"– знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов,
самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3"– читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2"– нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
- Правильная постановка логического ударения
- Соблюдение пауз
- Правильный выбор темпа
- Соблюдение нужной интонации
- Безошибочное чтение
Оценка "5"– выполнены правильно все требования
Оценка "4" – не соблюдены 1–2 требования
Оценка "3"– допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2"– допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
- Своевременно начинать читать свои слова
- Подбирать правильную интонацию
- Читать безошибочно
- Читать выразительно
Оценка "5"– выполнены все требования
Оценка "4"– допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3"– допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2"– допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5"– пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4"– допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3"– пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2"– не может передать содержание прочитанного.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Особенности организации контроляпо литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читатьи пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтенияучитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контрольпо чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контрольпроводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контрольпо проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Календарно - тематическое планирование
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Стр. | Д/З |
Летописи. Былины. Жития (7 ч) | 1 часть | ||||
Знакомство с учебником. Учебная статья «Что такое летописи, былины, жития?» | |||||
Особенности летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» как исторического произведения. | с.6-9 | ||||
Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Летопись «И вспомнил Олег коня своего». | с. 10–11. | ||||
Особенности былины как жанра. Былина «Ильины три поездочки». | с. 12–16. | ||||
Былина и ее герои.Былина «Три поездки Ильи Муромца». | с. 17–20. | ||||
Особенности жития как жанра. «Житие Сергия Радонежского». | с. 21–31. | ||||
Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». | с. 32 - 34 | ||||
Чудесный мир классики(12 ч) | |||||
Проверочная работа по разделу «Летописи. Былины. Жития». Волшебная сказка и её своеобразие. П. П. Ершов «Конек-горбунок». | с. 36–61. | ||||
Сопоставление характеров героев сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок». | с. 36–61. | ||||
Авторское отношение к изображаемому. А. С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье», «Няне», «Туча». | с. 62–69. | ||||
Мотивы народной сказки в литературной сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | с. 70–91. | ||||
Герои пушкинской сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев сказки, отношения к ним. | с. 70–91 | ||||
Деление сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». на части. Составление плана. | с. 70-91 | ||||
Картины природы в стихотворении в М. Ю. Лермонтова «Дары Терека». | с. 92–96 | ||||
Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». | с. 97–111. | ||||
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». События рассказа. | с. 112–118. | ||||
Особенности басни Л. Н. Толстого «Как мужик убралкамень». | с. 119. | ||||
Главные герои рассказа – герои своего времени. А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики» | с. 120–134. | ||||
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Проверочная работа. | чтение по выбору | ||||
Поэтическая тетрадь (7 ч) | |||||
Средства художественной выразительности создания картин природы в произведениях Ф. И. Тютчева и А.А. Фета . | с. 138–141. | ||||
Передача настроения и чувства стихотворения Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!»,«Где сладкий шепот моих | с. 143–144 | ||||
Рисование словесных картин к литературному произведению. Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!» | |||||
Ритм стихотворения А. Н. Плещеева «Дети и птичка».Изменение картин природы в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…». | с. 145 - 146 | ||||
Творчество Н.А. Некрасова. Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». | с. 147–149 | ||||
Картина осени в стихах И.А. Бунина И. А. Бунин «Листопад». | с. 150–151 | ||||
Обобщение по разделу Поэтическая тетрадь». Проверочная работа. | с. 152–154. | ||||
Литературная сказка (10 ч) | |||||
Особенности данного литературного жанра. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | с. 156–168. | ||||
Деление текста «Городок в табакерке» на части. Составление плана. | с. 156–168. | ||||
Особенности литературного жанра. В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | с. 169–179. | ||||
Отношение автора к героям литературного произведения «Сказка о жабе и розе». | с. 169–179. | ||||
Мотивы народных сказок в авторском тексте П. П. Бажова «Серебряное копытце». Заглавие. | с. 180–192. | ||||
П. П. Бажов «Серебряное копытце». Герои произведения. Авторское отношение к произведению и героям. | с. 180–192. | ||||
Мотивы народных сказок в литературном произведении С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». | с. 193–214. | ||||
Характеристика героев художественного текста С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Деление на части. | с. 193–214. | ||||
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ. Словесное иллюстрирование. | С.193-214 | ||||
Обобщение по разделу «Литературная сказка». Проверочная работа. | с. 215. | ||||
Делу время – потехе час (6 ч) | |||||
Нравственный смысл произведения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | ч. 2, с. 4–16. | ||||
Инсценирование сказки Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени" | С. 4-6 | ||||
Особенности юмористического произведения В. Ю. Драгунского «Главные реки». | с. 17–23. | ||||
Нравственный смысл произведения В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка». | с. 24–28. | ||||
Скучен день до вечера, коли делать нечего. В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». | с. 29–34 | ||||
Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Проверочная работа. | с. 35–36. | ||||
Страна детства (6 ч) | |||||
Прогнозирование содержания раздела "Страна детства". Б. С. Житков «Как я ловил человечков». | с. 38–46. | ||||
Особенности развития сюжета в произведении Б. С. Житкова «Как я ловил человечков». | С.38-46 | ||||
Тема музыки в произведении К. Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками». | С.47-58 | ||||
Особенности развития событий в произведении "Корзина с еловыми шишками", выстраивание их в тексте. | с. 47–58. | ||||
Отношение автора к героям произведения М. М. Зощенко «Елка». | с. 59–64. | ||||
Обобщение по разделу «Страна детства». Проверочная работа. | с. 65–66. | ||||
Поэтическая тетрадь (3 ч) | |||||
Средства художественной выразительности в творчестве В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». | с. 68–70 | ||||
Тема детства в произведениях С.А. Есенина «Бабушкины сказки»и М.И.Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». | с. 71-72 | ||||
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа. | Чтение по выбору | ||||
Природа и мы (7 ч) | |||||
Прогнозирование содержания раздела. Анализ заголовка произведения Д.Н. Мамина - Сибиряка «Приёмыш». | С.76-83 | ||||
Поступок как характеристика героя. А. И. Куприн «Барбос и Жулька». | с. 85–91 | ||||
Характеристика героя на основе поступка.М. М. Пришвин «Выскочка». | с. 92–95. | ||||
Отношение автора произведения к животному миру. Е. И. Чарушин «Кабан». | с. 96–99 | ||||
Тема взаимопомощи и взаимовыручки в произведении В. П. Астафьева "Стрижонок Скрип". | С.100-109 | ||||
Составление характеристик героев рассказа "Стрижонок Скрип". | с. 100–110. | ||||
Обобщение по разделу «Природа и мы». Проверочная работа. | с. 111–112. | ||||
Поэтическая тетрадь (4 ч) | |||||
Времена года глазами поэтов. Б. Л. Пастернак «Золотая осень»С. А. Клычков «Весна в лесу». | с. 114–117. | ||||
Картины лета и осени в произведениях Д. Б. Кедрина «Бабье лето» и Н. М. Рубцова «Сентябрь». | с. 118 - 119 | ||||
Тема материнской любви в произведении С. А. Есенина «Лебёдушка». | с. 120–125. | ||||
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа. | Чтение по выбору | ||||
Родина (3 ч) | |||||
И. С. Никитин «Русь». | с. 128–132 | ||||
Образ Родины в произведениях поэтов второй половины ХХ века. С. Д. Дрожжин «Родине», А. В. Жигулин «О, Родина». | с. 133–139. | ||||
Обобщение по разделу «Родина». Проверочная работа. | с. 142. | ||||
Страна Фантазия (4 ч) | |||||
Особенности фантастического жанра. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». | с. 144–149. | ||||
Фантастика или сказка. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». | С.150-157 | ||||
Необычные герои фантастического произведения Киры Булычёва «Путешествие Алисы». | с. 150–157. | ||||
Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Проверочная работа. | с. 158. | ||||
Зарубежная литература (8 ч) | |||||
Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера». | |||||
Герои приключенческой литературы и особенности их характеров. Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера». | с. 160–166. | ||||
Авторская сказка. Г. Х. Андерсен «Русалочка». | С.167-193 | ||||
Сравнение героев сказки Г.Х. Андерсена с героями русских народных сказок. | с. 167–193. | ||||
Тема взаимоотношений людей в произведении Марка Твена «Приключения Тома Сойера». | |||||
Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы, их поступки. | с. 194–200. | ||||
Библейские сказания. СельмаЛагерлёф «Святая ночь», «В Назарете». | с. 201–216. | ||||
Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Проверочная работа. | с. 217. | ||||
РОСО | |||||
Легенды Республики Адыгея. | |||||
Знакомство с классиками Адыгеи. | |||||
Стихотворения и рассказы адыгских писателей о ребятах – сверстниках. | |||||
Сказки писателей Республики Адыгея. | |||||
Делу - время, потехе - час. Рассказы и стихи адыгских писателей о труде | |||||
Стихи о природе писателей Адыгеи | |||||
Времена года глазами писателей Адыгеи | |||||
Стихи адыгских поэтов о Родине . |
Внеклассное чтение
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во час. | Изучаемые | Методические приемы, формы работы с текстом | ||
1. | Отчётный урок. Произведения, прочитанные летом. | 1 | Повторение заповедей читателя и основных элементов книги. Заполнение читательской анкеты. | ||||
Раздел 1. «Все мы родом из детства…» | |||||||
2. | Подвиги моего детства. Н. Гарин-Михайловский. «Детство Темы». | 1 | Н. Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Повесть. Глава «Старый колодезь» | Выставка книг. Рассказ учителя о творчестве писателя. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нем. Комбинированное чтение главы «Старый колодезь». Проблемные ситуации. Самостоятельная работа учащихся над текстом с карандашом. Выразительное чтение наиболее драматических эпизодов главы. Анализ качеств характера главного героя повести. | |||
3. | . | Мечты моего детства. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». | 1 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».Сказка. Перевод Н.Галь. | Рассказ учителя о судьбе писателя и об истории создания сказки. Литературный диктант для знатоков сказки.Работа над главными персонажами сказки. Литературная игра. Краткий пересказ истории встречи принца и Лиса. Обсуждение проблемного вопроса: Какие открытия совершил Маленький принц на планете Земля? Выразительное чтение диалога между Лисом и принцем. Обобщающее задание: Что объединяет Летчика и Маленького принца и чем они отличаются от «взрослых» людей? | ||
4. | Приключения моего детства | 1 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Повесть. Перевод К. Чуковского. | Сообщения учащихся об американском писателе. Выставка его книг. Обмен читательскими впечатлениями. Литературная викторина «Узнайте героев по портретным характеристикам». Литературная игра «Внимательный читатель». Выразительное чтение по ролям диалога между Томом и Геком. Литературный диктант для знатоков повести. Творческое иллюстрирование. Литературный конкурс «Угадай-ка!». Командная игра: «Адвокаты» и «Прокуроры» Тома Сойера. Конкурс на тему «Кем собирался стать Том, когда вырастет?» | |||
5. | Сказки моего детства. Д. Барри. «Питер Пэн». | 1 | Д. Барри. «Питер Пэн». Сказочная повесть. Перевод И.Токмаковой. | Урок-путешествие на остров Нетинебудет.Выставкаразных изданий сказки Д. Барри. Просмотр фрагментов фильма «Капитан Крюк» (режиссер С.Спилберг, 1991г.). Обмен читательскими и зрительскими впечатлениями. Литературная игра «Угадай героя из сказки Джеймса Барри». Литературный тест «Знаешь ли ты сказку Барри?». Рассказ учителя об истории создания книги, о знакомстве Барри с семьей С. Дэвис. Просмотр эпизодов фильма «Волшебная страна» (2004 г.), снятого по материалам жизни Д. Барри. Сопоставительный анализ главных героев сказки. | |||
Раздел 2. Моя малая Родина | |||||||
6 | Мифы, легенды адыгского народа | 1 | По усмотрению педагога | ||||
Раздел 3. Мир удивительных путешествий и приключений | |||||||
7. | Сказочное путешествие по Швеции. С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с гусями». | 1 | С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с гусями». Сказочная повесть. Перевод З.Задунайской и А.Любарской. | Урок-путешествие по Швеции. Выставка книг Лагерлеф. Литературный отзыв о сказке. Защита творческих проектов.Чтение и обсуждение статьи о С.Лагерлефиз «Рабочей тетради». Дополнительный рассказ учителя об истории создания повести. Просмотр фрагментов мультфильма «Заколдованный мальчик». Литературная игра «Восстанови правильную нумерацию глав повести». Кроссворд для знатоков сказки Лагерлеф. Краткий пересказ наиболее запомнившегося эпизода. Работа над образом главного героя. Индивидуальное творческое задание. | |||
8 | Удивительный мир растений и насекомых. Я. Ларри. «Приключения Карика и Вали». | 1 | Я. Ларри. «Приключения Карика и Вали». Научно-художественная повесть | Урок-путешествие в страну биологических знаний. Выставка книг. Дополнительный рассказ подготовленного ученика о начале приключений героев сказочной повести. Просмотр эпизодов фильма-сказки «Необыкновенные приключения Карика и Вали». Конкурс на лучшего знатока жизни насекомых. Комбинированное чтение вслух главы 9. Краткий пересказ. Работа над образами главных героев сказки. Защита творческих работ. | |||
9 | «Волшебный праздник – Новый год». | Как встречают Новый год в разных странах. | Знакомство с информацией о традициях празднования Нового года в странах мира. Особенности традиций. | ||||
10-11 | Приключение длиною в жизнь | 2 | Д. Дефо. «Приключения Робинзона Крузо». Роман. Перевод К.Чуковского. | Просмотр фрагментов фильма «Робинзон Крузо» (1996 г). Выставка разных изданий книг Д. Дефо. Обсуждение названия книги. Рассказ учителя об истории создания книги. Самостоятельное чтение статьи о писателе из тетради. Обмен читательскими впечатлениями. Обсуждение содержания начальных глав романа. Ведение записей в «Дневнике жизни Робинзона Крузо на острове». Пересказ наиболее важных событий в жизни героя. Литературная викторина. Творческое задание «Нарисуй план острова». Литературная игра «Чему научился Робинзон во время жизни на острове?». Работа над образом главного героя романа. Составление его развернутой характеристики. | |||
12 | Отважные капитаны. Ж. Верн. «Дети капитана Гранта». Литературная игра «Знаешь ли ты персонажей романа Жюля Верна?» | 1 | Ж. Верн. «Дети капитана Гранта». Роман. Перевод А.Бекетовой. | Урок-приключение по материкам и океанам. Просмотр фрагментов фильма «Дети капитана Гранта» (СССР, 1986 г.) Выставка книг Ж.Верна, обмен читательскими впечатлениями. Самостоятельное чтение статьи о писателе из тетради. Рассказ учителя об истории создания книги. Литературная игра «Знаешь ли ты персонажей романа Жюля Верна?». Литературная викторина. Составление «Путевого дневника» шхуны «Дункан». Творческое задание «Обозначь на карте мира маршрут путешественников по 37 параллели». Краткий пересказ наиболее важных и интересных событий романа. Творческая работа «Мой любимый герой романа Ж. Верна» по заданному началу: «Если бы…». | |||
13 | «Нашей Армии славные сыны». | 1 | Стихи и рассказы об Армии. | Самостоятельный выбор произведений обучающимися. | |||
14 | «Слово о маме». | 1 | Стихи и рассказы о самом дорогом человеке в жизни каждого. | Самостоятельный выбор произведений обучающимися. | |||
Раздел 4. Страна Фантазия | |||||||
15 | «Музыканты и вовсе немузыкан-ты…» Самая романтическая сказка | 1 | Э. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король». Сказка. Перевод И.Татариновой. | Обмен читательскими впечатлениями. Чтение статьи о писателе из тетради. Литературный диктант для знатоков сказки Гофмана. Выборочное чтение и пересказ ключевых глав сказки. Рассказ учителя о своеобразии личности писателя и о его делении людей на «музыкантов» и «вовсе немузыкантов». Обсуждение проблемного вопроса: «Кто в сказке является «музыкантами»? Литературная викторина: «Кто из персонажей принадлежит волшебному, а кто – реальному миру?». Обсуждение проблемных вопросов, связанных образом главной героини. Просмотр балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Обсуждение театральных впечатлений. Сопоставление книги и балета. | |||
16 | Неведомое Средиземье… Самая героическая сказка Д. Толкиен. «Хоббит, или | 1 | Д. Толкиен. «Хоббит, или Сказка. Перевод Н.Рахмановой. | Урок-приключение по неведомомуСредиземью. Выставка книг Д. Толкиена. Обмен читательскими впечатлениями. Самостоятельное чтение статьи о писателе-ученом из тетради. Рассказ учителя об истории создания и опубликования книги. Литературная викторина «Знаешь ли ты героев Толкиена?». Литературная игра «Кто из персонажей носит эти имена?» Творческое задание: «Обозначь на карте Средиземья маршрут путешественников». Графическое иллюстрирование. Восстановление последовательности событий в сказке. Краткий пересказ наиболее увлекательных событий. Работа над образом главного героя сказки – БильбоБэггинса Обсуждение проблемного вопроса, направленного на осмысление нравственных уроков сказки. | |||
17 | Сказка о дружбе и верности. В. Крапивин. «Дети синего фламинго». | 1 | В. Крапивин. «Дети синего фламинго». Сказка. | Урок-путешествие в мир «летящих сказок» В. Крапивина. Выставка книг писателя. Составление аннотаций. Обмен читательскими впечатлениями. Самостоятельное чтение статьи о писателе из тетради. Рассказ учителя об истории крапивинского отряда «Каравелла». Литературный тест «Знаешь ли ты сказку Владислава Крапивина?». Групповая работа: характеристика сказочного острова Двид. Творческое задание: «Нарисуй карту острова Двид». Анализ образа жизни детей на острове Двид. Характеристика главного героя сказки. Обсуждение проблемных вопросов, связанных с осмыслением главных идей книги. | |||
18 | «Стихи, опалённые войной» | 1 | Стихи о великой Победе. | Самостоятельный выбор произведений обучающимися. | |||
Итого: | 18 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....