Рабочая программа по Адыгейской литературе
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)
Рабочая программа по Адыгейской литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_adygeyskoy_literature_4v_klass_kirichenko_a.v._34_uch.nedeli.docx | 255.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по Адыгейской литературе для II - IV классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом обучающихся составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012;
- Закон Республики Адыгея от 27 декабря 2013 № 264 «Об Образовании в Республике Адыгея»;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района;
- Учебный план МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района на 2018 – 2019 учебный год;
Программа для каждого класса состоит из следующих разделов:
- Наша Республика Адыгея.
- Адыгейское устное народное творчество и национальные игры.
- Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея.
- Загадки, пословицы, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея.
Тематическое планирование
Тема | Количество часов |
1.Адыгея моя | 8 |
2. Адыгейское устное народное творчество и национальные игры | 14 |
3. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея | 31 |
4. Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея | 15 |
Итого | 68 часов |
Коли- чество часов | Тематическое планирование разделов курса и последовательность его изучения |
8 часов | Адыгея – Родина моя. Произведения: Гадагатль А. «Адыгея моя» Машбаш И. «Не спорю» Чуяко Дж. «Добрый обычай» Салов Е. «Оштен», «Радада» Паранук М. «Родной язык» Нехай Р. «Мой адыгейский язык» |
14 часов | Адыгейское устное народное творчество и национальные игры. Загадки о животных, птицах, растениях, явлениях природы. Пословицы и поговорки о животных, о добре, мужестве, честности, дружбе, профессиях. Сказки о трудолюбии и лени, о животных: «Добрая девушка», «Дикий кот, лиса, волк и медведь», «Приключения пчеловода». Произведения из адыгейского нартского эпоса: «Нарт Шэуай на скачках», «Самоуправляемая стрела нарта Тлепша», «Легенда о трёх камнях», «Нарты Тлепш и Худимидж». Национальные игры: «Птичка из бузины», «Кот-охотник», «Пастух», «Скакание на одноц ноге», «Прыжок лягушки», «Отбирание головных уборов». |
31 час | Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея. Литературные сказки. Панеш Х. «Птичка и арбузное семечко» Гадагатль А. «Петух-хвастун» Произведения о дружбе и взаимопомощи народов Республики Адыгея Машбаш И. «Черкеска Паранук М. «Родной язык» Беретарь Х. «Имя твоё» Жанэ К. «Адыг в Москве» Чуяко Дж. «Степной простор», «Добрый обычай» Кесебежев К. «Нашей матери» Крючков Ю. «Слово о маме» Чуяко Ю. «Берегите лес» (отрывок из повести «Чужая боль») Салов Е. «Лаго-Наки» Чамоков Д. «Ты мне мать и отец» Произведения о временах года Машбаш И. «Поющая синева» Нехай Р. «Ночной дождь» Чуяко Дж. «Ласточка» Салов Е. «Даховская мозаика» Хурумов Х. «Родник» Произведения о замечательных людях и их профессиях Жанэ К. «Гармонистка», «Ашуг», «Слово о Шевченко» Произведения о войне и мире. Багов Н. «Победитель» Костанов Д. «В годы войны» (из романа «Белая кувшинка») Жанэ К. «Это было в бою, это было зимой» Крючков Ю. «Память» |
15 часов | Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея Загадки о растениях, животных, явлениях природы. Пословицы о труде, профессиях, мужестве, честности, уме, добре, зле. Стихотворения: Пушкин А.С. «Птичка» Хачатрян П. «Армянский язык» Балкарова Ф. «Я дочь Кавказа» Мурадян С. «Мама и весна» Далиль М. «Колыбельная дочери» Сказки о животных, людях и их профессиях: «Пастушья дудочка» (русская сказка) «Лиса и собака», «Волк и перепёлка» (кабардинские сказки) «Как барин коней высиживал» (греческая сказка) |
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Предметные результаты:
• осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;
• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
• применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;
• составлять план к прочитанному (краткий, картинный);
• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
• уметь слушать, осознанно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;
• осуществлять поиск необходимой информации в художественных, научно-познавательных и учебных произведениях, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
• давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания;
• формировать потребность в самостоятельном чтении художественных произведений, «читательскую самостоятельность».
Обучающиеся научатся: | Обучающиеся получат возможность: |
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями; читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам; строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя; слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием; называть имена 2—3 классиков русской и зарубежной литературы, называть имена 2—3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание; перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание; определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя)оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки; | развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель; устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем); анализировать смысл названия произведения; пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов; читать наизусть 5-6 стихотворений разных авторов (по выбору); пересказывать текст небольшого объема; использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»; привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек; задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов. |
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: различать сказку о животных и волшебную сказку; определять особенности волшебной сказки; различать сказку и рассказ; | обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки; обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка — элементы сказки о животных и т. д.); понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений); находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу, звукопись, контраст, повтор); обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе. |
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста; читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование; эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой. | читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; рассматривать иллюстрации в учебнике и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний; устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема | Д/З | |
Адыгея моя (8) | |||||
Государственная символика России и Адыгеи. А. Гадагатль «Адыгея моя». Адыгея – Родина моя. | С.3-4, наизусть | ||||
Малая родина глазами И. Машбаша «Не спорю». | С.4-5, чтение,? | ||||
Кавказские горы. Е. Салов «Оштен». | С.6, отрывок наиз. | ||||
Тема гордости за свой народ в стихотворении И. Машбаша «Адыги». | С.6-8, отрывок наизусть, ? | ||||
Обычаи и традиции. Дж. Чуяко «Добрый обычай». | С.8-9, вопросы | ||||
Что значит «Родной язык»? М. Паранук «Родной язык». | С.9-11, вопросы | ||||
Описание чувства гордости в стихотворении Р. Нехая «Мой адыгейский язык». | С.12-13, вопросы | ||||
Тема мира и добра в стихотворении М. Меджажева «Моя Адыгея» | С.13-14, вопросы | ||||
Адыгейское устное народное творчество и национальные игры (14) | |||||
Произведения адыгейского народного творчества. Загадки. | С.15-16, загадки с рисунком | ||||
Пословицы и поговорки адыгского народа. | С.16 пословицы наизусть, объяснен | ||||
Напевы и песни адыгского народа. | Сообщ. «О чём поют в Адыгее?» | ||||
Тема доброты и сердечности в сказке «Добрая девушка». | С.16-22, чтение по ролям | ||||
Составление характеристик главных героев произведения «Добрая девушка». | С.16-22, вопросы, пересказ | ||||
У страха глаза велики. Сказка «Дикий кот, лиса, волк и медведь». | С.22-27, чтение, пересказ | ||||
Тема благородства в произведении «Нарт Шэуай на скачках». | С.27-31 чтение | ||||
Характеристика героев сказки «Нарт Шэуай на скачках». | С.27-31 чтение, пересказ | ||||
Тема зависти и злобы в сказке «Самоуправляемая стрела нарта Тлепша». | С.31-34, чтение, пересказ | ||||
Тема сообразительности в сказке «Клещи Тлепша» | С.34-35 чтение, пересказ | ||||
Тема гостеприимства в сказке «Тлепш и Худимиж». | С.36-38, чтение, пересказ | ||||
Тема смелости в легендах о нартах. | Чтение по выбору | ||||
Национальные игры «Кот охотник», «Прыжок лягушки», «Птичка из бузины». | С.38-41 правила игры | ||||
| Национальные игры «Пастух», «Скакание на одной ноге», «Отбирание головных уборов». | С.41-44 правила игры | |||
Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (31) | |||||
Тема щедрости и жадности в сказке Х. Панеша «Птичка и арбузное семечко» | С.45-56 выразительное чтение | ||||
Деление сказкиХ.Панеша «Птичка и арбузное семечко» на части. Составление плана. | Чтение по выбору | ||||
Образ малой родины в стихотворении Х. Беретаря «Имя твоё». | С.56 выразительное чтение | ||||
Тема дружбы в стихотворении К. Жанэ «Адыг в Москве».Россия – Родина моя! Дж. Чуяко «Степной простор». | С.57-59 выраз. чтение по выбору | ||||
Братья наши меньшие. Е. Салов «Медовый ведун», «Лесной чемпион». Что такое хорошо и что такое плохо? Дж.Чуяко «Две дудки». | С.61-64 наизусть по выбору | ||||
Красоты Адыгеи Е. Салов «Лагонаки». Д. Чамокова «Ты мне мать и отец». | С.65 наизусть | ||||
Народные ценности. Нехай «Адыгейский стол». К. Жанэ «И не то ещё увидишь». И. Машбаш «Черкеска». | Выразительное чтение по выбору | ||||
Поговорим о маме. К. Кесебежева «Нашей матери». Д. Костанов «В годы войны» (из романа «Белая кувшинка»). | С.68-69 выраз.чтен С.70-71 чтение пересказ | ||||
Поговорим о войне. К. Жанэ «Это было в бою…», Е. Салов «Орлиная тоска». | С.72-74 выразит.чтение | ||||
Обычаи предков. Р.Нехай «Нарты», К. Жанэ «Гость». | С.75-77 выраз. чтение | ||||
Тема дружбы в стихотворении Р. Нехай «Друг». | С.78-80 выраз. чт | ||||
Передача настроения и чувства стихотворения К. Жанэ «Я дарю людям песни». | С.80 наизусть | ||||
Дети – герои. Н. Багов «Победитель». Дружба проверяется веками. К. Жанэ «Дружба». | С.81-86 выраз. Чтен по выбору | ||||
Повесть «Чужая боль. Симсура». | С.86-87 чтение, пересказ | ||||
Изобразительные средства языка в произведениях Е. Салова «Зарецкий орех», «Мезмайские яблоньки». | С.88-89 наизусть по выбору | ||||
Старость мудростью сильна. К. Жанэ «Тост» | С.89-90 выразит.чтен. | ||||
Ю. Крючков «Слово маме». | С.91 наизусть | ||||
Тема бережного отношения к воде в стихотворении К. Жанэ «Реченька – речка». | С.92—93 выразит.чтение | ||||
Рисование словесных картин. Н. Куёк «Ким и дождь». | С.93-96 выразит.чт | ||||
Пернатые друзья. Х. Андрухаев «Ласточка». | С.97 наизусть | ||||
И. Машбаш «Радость счастливой ласточки». | С.98 наизусть | ||||
Анализ стихотворения К. Жанэ «Подарок». | С.99 наизусть | ||||
Воспоминания о великих людях Адыгеи. К. Жанэ«Ашуг». | С.100-102 выразит.чтение | ||||
Воспоминания о великих людях Адыгеи. К. Жанэ «Слово о Шевченко». | С.102-103 наизусть | ||||
Делу время – потехе час. Х. Хурумов «Принимаю вызов». | С.103 выразит.чтение | ||||
Весёлые стишки Х. Панеша «Беч учится плавать» | С.104-105, чтение по ролям | ||||
Анализ стихотворения Х. Панеша «День начинается с добра…» Мудрые советы старших. Х. Хурумов «Родник». | С.105-106 наизусть по выбору | ||||
Вестники весны. Дж. Чуяко «Ласточка». | С.107 наизусть | ||||
Весенние стихи. И. Машбаш «Поющая синева», Любовь к живому. Р. Нехай «Как красив жеребёнок… | с.108, 111 наизусть по выбору | ||||
Весёлые стихи. Х. Панеш «Что за зверь?» | С.109-110 выразит.чтение | ||||
Анализ стихотворения Р. Нехая «Ночной дождь» | С.111-112 выразит.чтение | ||||
Загадки народов Республики Адыгея. | С.113-117, загадки, иллюстр-отгадки к ним | ||||
Пословицы народов Республики Адыгея. | С.117-118 объяснение смысла | ||||
Сказки. Тема жадности и смекалки в русской народной сказке «Пастушья дудочка». | С.118-124 чтение пересказ | ||||
Характеристика героев произведения «Портной, медведь и бесёнок» | С.125-130 чтение | ||||
Характеристика героев произведения «Портной, медведь и бесёнок» | С.125-130 чтение, пересказ | ||||
Высмеивание глупости в кабардинской сказке «Глупый волк». | С.130-133 чтение, пересказ | ||||
Тема глупости в кабардинской сказке «Лиса и собака» | С.133—134 | ||||
Поговорим о находчивости. Армянская сказка «Как одурачили царя». | С.134-137 | ||||
За добро добром платят. Кабардинская сказка «Волк и перепёлка». Какими качествами должен обладать человек? Адыгская сказка «Острый ум и ловкие руки» | С.137-140 чтение пересказ по группам | ||||
Тема семейных ценностей в абхазской сказке «Кому подарить бешмет?» | С.140-144 | ||||
Высмеивание зависти в сказке «Как барин коней высиживал» | С.144-146 | ||||
Тема Родины в стихотворениях А. Пушкина «Птичка», П. Хачатряна «Армянский язык». | С.146-147 наизусть | ||||
Малая Родина глазами Ф. Балкаровой «Я дочь Кавказа» | С.147-148 | ||||
Поговорим о маме. С. Мурадян «Мама и весна». М. Джамиль «Колыбельная дочери». | С.149-151 | ||||
Н. Фаттах «Наш дедушка», Н. Тынянский «Упрямый цыплёнок». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса.
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса....
Рабочая программа по адыгейской литературе в соответствии с ФГОС к УМК "Школа России"
Рабочая программа по адыгейской литературе (Ситимова) 2 класс...
Рабочая программа по Адыгейской литературе 2 класс
Данная национально- региональная программа "Адыгейская литература" для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составл...
"Адыгейская литература"
Рабочая программа по адыгейской литературе разработана для 4 класса....
Рабочая программа по адыгейской литературе 2 класс УМК "Школа России"
Основная цель программы:получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыге...
Рабочая программа по адыгейской литературе 3 класс УМК "Школа России"
Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с уч...
Рабочая программа "Адыгейская литература", 3 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по адыгейской литературе (3 класс) по учебнику С.С.Ситимовой, А.б.Чуяко "Родные просторы"....