Рабочая программа по адыгейской литературе 2 класс УМК "Школа России"
рабочая программа (2 класс) на тему
Основная цель программы:
- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской детской литературы о природе, истории России и Адыгеи, о судьбах людей, осмыслить этические представления о таких понятиях, как «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнется формирование системы духовно-нравственных ценностей;
- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.
- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_adygeyskoy_literature_2_klass.doc | 415 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка.
Основная цель программы:
- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской детской литературы о природе, истории России и Адыгеи, о судьбах людей, осмыслить этические представления о таких понятиях, как «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнется формирование системы духовно-нравственных ценностей;
- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.
- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.
Задачи:
- формирование техники чтения и приёмов понимания текста;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста;
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Основная образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 4;
- Программа Адагабзэ для 1- 4 классов (составители: А.Б. Чуяко, Дж. М. Тамбый), рекомендованные Министерством образования и науки (2010 г.)
Программа для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
4. Элементы литературоведческого анализа текста.
5. Развитие устной и письменной речи.
2. Место курса в учебном плане.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 4 на 2014– 2015 учебный год на изучение адыгейской литературы во 2 классе отводится 68 учебных часов в неделю. Адыгейская литература изучается в течение четырех четвертей:
I четверть | 18 часов |
II четверть | 14 часов |
III четверть | 20 часов |
IV четверть | 16 часов |
3. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, в том числе для проведения:
контрольных работ | - 4 часа |
проектов | - 1 час |
творческих работ | - 2 часа |
экскурсий | - 2 часа |
4. Результаты изучения курса.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии адыгейской природы, культуры и религии;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре адыгского народа, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей.
5. Планируемые результаты освоения программы по адыгейской литературе
Изучение адыгейской литературы в 2 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
- осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
Раздел «Творческая деятельность»
Выпускник научится:
- читать по ролям литературное произведение;
- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Выпускник получит возможность научиться:
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
- способам написания изложения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Выпускник научится:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
- отличать прозаический текст от поэтического;
- распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
6.Коррекционная работа
по образовательной программе начального общего образования, адаптированной для обучения детей с задержкой психического развития.
Вид работы | Сроки |
Проведение речевых разминок. | На каждом уроке |
Словарная работа | На каждом уроке |
3.Проведение мониторинга по технике чтения учащихся. | Ежемесячно. |
4.Проведение мониторинга по технике чтения учащихся. | Ежемесячно. |
Речевой образец чтения | На каждом уроке |
6.Индивидуальные коррекционные занятия | По мере необходимости (вторник) |
7.Использование планов, наглядного материала, вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие ) | По мере необходимости |
8.Включение в работу парами, тройками с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания. Включение в работу группами. | На уроках по мере необходимости |
9.Работа с родителями ( индивидуальные встречи, беседы, телефонные звонки, СМС – информирование, электронный журнал) | По мере необходимости |
10.Вовлечение детей в организацию внеурочной деятельности | Февраль игра – соревнование « В гостях у сказки», участие в неделе начальных классов – март. |
11.Работа со школьным психологом. Развитие личности ребёнка через изучение и осознание своих особенностей. | 1 раз в неделю( пятница) |
12.Работа над произношением, дикцией. | На коррекционных занятиях и по мере необходимости на уроке |
7. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
– искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
– неправильная постановка ударений (более 2);
– чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
– непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; – неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
– неумение выделить основную мысль прочитанного;
неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
– нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
– нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
– монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
– не более двух неправильных ударений;
– отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
– осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
– неточности при формулировке основной мысли произведения;
– нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
8.Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
1. Для обучения адыгейской литературе используется учебник «Реджэнхэу тхылъ» Хуако М.М., Шхапацева М.Х.. Мыекъуапэ, Адыгэ республикэм итхылъ тедзапI, 2002 г.
2. Т.М. Лаврентьева Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД, 2013, Волгоград.
3. Программы по адыгейскому языку и литературе для 1-4 кл.
Авторы: Тамбый Дж., Цуяко А.Б..
4. Национально – региональный компонент государственного образовательного стандарта.
Под редакцией Чуяко А.Б.
5. Портреты адыгейских поэтов и писателей /буклеты/ - на адыг. и русск. языках.
Под редакцией Чуяко А.Б.
6. .Сайты:
nsc.1september.ru›Материалы к уроку
http://1-4.prosv.ru литературное чтение
HelpMammy.ru›index.php?page_id=68 Биографии, портреты
http://shkola-abv.ru/arhiv_2012.html
http://www.uchportal.ru/load/47
Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»» (http://festival.1september.ru/)
Сайт «Потому» (http://potomy.ru/)
Сайт «Детские презентации» (http://viki.rdf.ru/)
Сайт «Методкабинет (газета «Начальная школа»)» (http://www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Nachalnaya.html)
Сайт «RusЕdu» (http://www.rusedu.ru/)
Сайт «Умничка» (http://ya-umni4ka.ru/?p=2103#more-2103)
Сайт « Умничка»
Кодификатор «Универсальные учебные действия»
Образовательной программы начального
общего образования МБОУ СОШ № 4
Л-00 | Личностные результаты освоения ООП НОО |
У выпускника будут сформированы | |
Л-01 | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» |
Л-02 | широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы |
Л-03 | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
Л-04 | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей |
Л-05 | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
Л-06 | основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности |
Л-07 | ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Л-08 | знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню |
Л-09 | развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения |
Л-10 | эмпатия как понимание чувства других людей и сопереживание им |
Л-11 | установка на здоровый образ жизни |
Л-12 | основы экологической культуры, принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения |
Л-13 | чувство прекрасного и этические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой |
Выпускник получит возможность для формирования | |
Л-14 | внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального опыта оценки знаний |
Л-15 | выраженной, устойчивой, учебно-познавательной мотивации учения |
Л-16 | устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач |
Л-17 | адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности |
Л-18 | положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности критерия социальной роли «хорошего ученика» |
Л-19 | компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности |
Л-20 | морального самосознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
Л-21 | установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках |
Л-22 | осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни |
Л-23 | эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия |
Р-00 | Регулятивные результаты освоения ООП НОО |
Выпускник научится | |
Р-01 | принимать и сохранять учебную задачу |
Р-02 | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем |
Р-03 | планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане |
Р-04 | учитывать установленные правила в планировании и контроль способа решения |
Р-05 | осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи) |
Р-06 | оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области |
Р-07 | адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей |
Р-08 | различать способ и результат действия |
Р-09 | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках |
Р-10 | выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме |
Выпускник получит возможность научиться | |
Р-11 | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
Р-12 | преобразовывать практическую задачу в познавательную |
Р-13 | проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
Р-14 | самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале |
Р-15 | осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания |
Р-16 | самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
П-00 | Познавательные результаты освоения ООП НОО |
Выпускник научится | |
П-01 | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий |
П-02 | осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ |
П-03 | использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая концептуальные) для решения задач |
П-04 | строить сообщения в устной и письменной форме |
П-05 | ориентироваться на разнообразие способов решения задач |
П-06 | основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) |
П-07 | осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
П-08 | осуществлять синтез как составление целого из частей |
П-09 | проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям |
П-10 | устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге изменений |
П-11 | строить рассуждения в форме связи простых суждения об объекте, его строении, свойствах и связях |
П-12 | обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи |
П-13 | осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза |
П-14 | устанавливать аналогии |
П-15 | владеть рядом общих приемов решения задач |
Выпускник получит возможность научиться | |
П-16 | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет |
П-17 | записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ |
П-18 | создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач |
П-19 | осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме |
П-20 | осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
П-21 | осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты |
П-22 | осуществлять сравнения, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций |
П-23 | строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей |
П-24 | произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач |
К-00 | Коммуникативные результаты освоения ООП НОО |
Выпускник научится | |
К-01 | адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе инструменты ИКТ и дистанционного общения |
К-02 | допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии |
К-03 | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества |
К-04 | формулировать собственное мнение и позицию |
К-05 | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов |
К-06 | строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет |
К-07 | задавать вопросы |
К-08 | контролировать действия партнера |
К-09 | использовать речь для регуляции своего действия |
К-10 | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи |
Выпускник получит возможность научиться | |
К-11 | учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной |
К-12 | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию |
К-13 | понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы |
К-14 | аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
К-15 | продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников |
К-16 | с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
К-17 | задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
К-18 | осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
К-19 | адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
К-20 | адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
Кодификатор «Чтение: работа с информацией»
Образовательной программы начального
общего образования МОУ СОШ № 4
Ч1-00 | Получение, поиск и фиксация информации |
Выпускник научится | |
Ч1-01 | воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты); |
Ч1-02 | осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации; |
Ч1-03 | использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения; |
Ч1-04 | работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); |
Ч1-05 | ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; |
Ч1-06 | составлять список используемой литературы и других информационных источников, заполнять адресную и телефонную книги. |
Выпускник получит возможность научиться | |
Ч1-07 | находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях; |
Ч1-08 | систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы или электронного каталога при подготовке собственных работ (сообщений, сочинений, простых исследований, проектов и т. п.); |
Ч1-09 | хранить информацию на бумажных (альбом, тетрадь и т. п.) и электронных носителях (диск, USB-накопитель) в виде упорядоченной структуры (статей, изображений, аудиоряда, ссылок и т. п.). |
Ч2-00 | Понимание и преобразование информации |
Выпускник научится | |
Ч2-01 | определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст; |
Ч2-02 | находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и убыванию); |
Ч2-03 | понимать информацию, представленную в неявном виде: например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение, и т. д.; |
Ч2-04 | интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста; |
Ч2-05 | преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста); преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; |
Ч2-06 | анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте. |
Выпускник получит возможность научиться | |
Ч2-07 | соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; |
Ч2-08 | для поиска нужной информации использовать такие внешние формальные элементы текста, как подзаголовки, иллюстрации, сноски; |
Ч2-09 | делать выписки из используемых источников информации, составлять письменные отзывы, аннотации. |
Ч3-00 | Применение и представление информации |
Выпускник научится | |
Ч3-01 | передавать собеседнику/партнеру важную для решаемой учебной задачи информацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного; |
Ч3-02 | использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; |
Ч3-03 | составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу; |
Ч3-04 | описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака; |
Ч3-05 | по результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности и т.п.; |
Ч3-06 | группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака; |
Ч3-07 | определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). |
Выпускник получит возможность научиться | |
Ч3-08 | на основе прочитанного принимать несложные практические решения; |
Ч3-09 | создавать небольшие собственные письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию разными способами, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию; |
Ч3-10 | выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). |
Ч4-00 | Оценка достоверности получаемой информации |
Выпускник научится | |
Ч4-01 | на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; |
Ч4-02 | в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию. |
Выпускник получит возможность научиться | |
Ч4-03 | критически относиться к рекламной информации; |
Ч4-04 | находить способы проверки противоречивой информации; |
Ч4-05 | определять достоверную информацию в случае наличия конфликтной ситуации. |
Календарно - тематическое планирование уроков адыгейской литературы во 2 классе
на 2015– 2016 учебный год.
№ п\п | Урокхэм ятемэхэр. | Сыхьат пчъагъэу темэм пыIухьагъэр | Урокым ащызэшIуахыщт Iофыгъохэм ащыщхэр. | IэпыIэгъухэу гъэфедагъэмэ хъущтхэр. | Мафэр мазэр. | УнэмкIэ гъэцэкIэн | |
I четвертыр | |||||||
1 | Iоныгъом и1-р –ШIэныгъэм и маф. Бэгъ Н. «Шlуфэс, сентябр!» | 1 | Пычыгъохэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, родинэм «иIэшIугъэ» зыфэдэр агукIи ашъхьэкIи зэхашIэу, адыгэ гущыIэжъхэм мыщ щыгъэфедагъэхэм ямэхьанэхэр къагурыIохэу кIэлэеджакIохэр гъэхьазырыгъэнхэр. | Тхылъым нэIуасэ фэшIыгъэныр. Адыгэ Республикэм ехьылIэгъэ сурэтхэр, Тиреспубликэ ехьылIэгъэ сурэтхэр, тхылъхэр. | |||
2 | Къумпlыл Къ. «Родинэр». Мэщбэшэ И. «Тихэгъэгу». Кощбэе П. «Тикъал» | 1 | Усэм IупкIэу, имэхьанэ къагурыIоу, псынкIэу къеджэнхэ алъэкIэу егъэсэгъэнхэр, къызщыхъугъэр шIу алъэгъоу, шъхьэкIафэ фашIынэу егъэсэгъэнхэр. | Адыгэ чIыгум исурэтхэр, усэхэу нэмыкI усакIомэ атхыгъэхэр. | |||
3 | Бэрэтэрэ Хь. «Тикъалэ лъапl» .Къуекъо Н. «Тикласс».. | 1 | Пычыгъохэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, адыгэ чIыгоу къызщыхъугъэр шIу алъэгъоу, шъхьэкIафэ фашIынэу егъэсэгъэнхэр. | ||||
4 | Внекласснэ еджэн. «Сэтэнай – къэгъагъ».(н. 38-38) | 1 | Пшысэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, гъэсэпэ тхыдэу иIэр агурыгъэIогъэнырэ. | ||||
5 | Жэнэ Къ. «Хэгъэгум исыхьат шъхьаl». Къуекъо Н. «Ти конституцие». Бэрэтэрэ Хь. «Дунаим ыцlэр чlыгу», «Ощ пай». | 1 | Пычыгъохэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, адыгэ чIыгоу къызщыхъугъэр шIу алъэгъоу, шъхьэкIафэ фашIынэу егъэсэгъэнхэр. | ||||
6 | Бэрэтэрэ Хь «Осэпс». Хьэдэгъэлlэ А. «Осэпсыцэ»,«Типцэжъые Лабэ щесы». | 1 | Пычыгъохэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, природэм изэрэщыт усакIомэ къатхы зэхъум гущыIэ дахэхэу агъэфедагъэхэм кIэлэеджакIохэр нэIуасэ фэшIыгъэныр. | ||||
7 | Адыгэ республикэм и гимн. Тиреспублик. | 1 | родинэм «иIэшIугъэ» зыфэдэр агукIи ашъхьэкIи зэхашIэу, адыгэ гущыIэжъхэм мыщ щыгъэфедагъэхэм ямэхьанэхэр къагурыIохэу кIэлэеджакIохэр гъэхьазырыгъэнхэр. | Адыгэ Республикэм ехьылIэгъэ сурэтхэр, Тиреспубликэ ехьылIэгъэ сурэтхэр, тхылъхэр. | |||
8 | Жэнэ Къ. «Ощх ужым». Кlэрэщэ Т. «Пхъэшъэбэ мэзыр» | 1 | Природэм изэрэщыт, зэхъокIыныгъэу фэхъухэрэр усэмрэ рассказымрэ къыхагъэщышъунхэу егъэсэгъэнхэр. | ||||
9 | Хьэдэгъэлlэ А. «Колхозым тыдэlэпыlэ». И. Исаковский «Бзыухэр мэбыбыжьых». В. Бианки «Къолэбзыухэм ябыбыжьыкl» | 1 | Пычыгъохэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу | ||||
10 | Внекласснэ еджэн. «Къамзэгур», «Чэтыур, атакъэр, баджэр» (пшыс)(н. 148- 152) | 1 | Пшысэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, гъэсэпэ тхыдэу иIэр агурыгъэIогъэнырэ. | ||||
11 | Кlэрэщэ Т. «Бжыхьэ кlас». Хьаткъо А. «Лэжьыгъэм имаф» | 1 | Бжыхьэм инэшанэхэр зыфэдэхэр, природэм изытет усакIомэ ярассказхэм яусэхэм къызэращагъэлъагъорэм кIэлэеджакIомэ анаIэ тетэу еджэнхэм егъэсэгъэныр. | ||||
12 | Мэщбэшэ И. «Бжыхьэм иикlыгъу». Природэм ишlухьафтын (сурэтымкlэ рассказ) | 1 | Жабзэм ихэгъэхъон Iоф дэшIэгъэныр. Пычыгъохэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу | ||||
13 | Жэнэ Къ. «Къутэмэ гъэгъэхэр». И. Сладков «Пцlашхъу» В. Бианки «Бзыу лэжьакlохэр» | 1 | Усэм IупкIэу, имэхьанэ къагурыIоу, псынкIэу къеджэнхэ алъэкIэу, бзыухэм яшIуагъэ къагурыгъэIогъэныр, къызэраухъумэн фаер кIэлэеджакIомэ къагурыгъэIогъэныр. | ||||
14 | Жэнэ Къ. «Адышэс бзыу благъэ иl» Бзыум дэlэпыlагъэх (сурэтымкlэ рассказ) | 1 | Усэм IупкIэу, имэхьанэ къагурыIоу, псынкIэу къеджэнхэ алъэкIэу егъэсэгъэнхэр. Жабзэм ихэгъэхъон Iоф дэшIэгъэныр. | Тхылъым дэт сурэтыр. | |||
15 | Внекласснэ еджэн. «Къушъхьэхэр», «Чlыхъумбый» (пшыс)(н.153-156) | 1 | Пшысэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, гъэсэпэ тхыдэу иIэр агурыгъэIогъэнырэ. | ||||
16 | Цуекъо Дж. «lэпэlасэу зытэгъасэ». Пэрэныкъо М. «Шъынахъу» | 1 | Усэм IупкIэу, имэхьанэ къагурыIоу, псынкIэу къеджэнхэ алъэкIэу егъэсэгъэнхэр Пычыгъохэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу | ||||
17 | Пэрэныкъо М. «Шъынахъу» | 1 | |||||
II четвертыр | |||||||
18 | Дзыбэ Н. «Хэшъаер сыд фэда?», «Пхъэф чъыгыр зыкlэфыжьыр». | 1 | Зэджэгъэ рассказым имэхъанэ къагурыIон алъэкIэу егъэсэгъэнхэр, адыгэ Iэмэ – псымэмэ нэIуасэ афэшIыгъэнхэр. | ||||
19 | Жабзэм ихэгъэхъон «Мэлэхъо пэрыт» (сурэтымкlэ рассказ) | 1 | Жабзэм ихэгъэхъон Iоф дэшIэгъэныр | Тхылъым дэт сурэтыр. | |||
20 | В. Осеев «Шэн дэгъу». М. Коцубинский «lэпыlэгъуипшl». Мэрзэ Дз. «Пкlау цlыкlур» | 1 | Шэн дэгъумрэ шэн дэимрэ зэхафын алъэкIэу егъэсэгъэнхэр, адыгэ бзылъфыгъэм иунагъо кIоцI зыфэдагъэр, IэпыIэгъу фэхъущтыгъэхэр ягъэшIэгъэныр. | ||||
21 | Пэнэшъу С. «Инэйпсыягъэ къыфихьыгъ». | 1 | Ныбджэгъуныгъэр зыщыщыр, ныбджэгъу шъыпкъ зыфаIорэр къагурыгъэIогъэныр. | ||||
22 | Внекласснэ еджэн. «Лlыжъымрэ мэзлlыныкъомрэ»(н. 156-158) | 1 | Пшысэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, гъэсэпэ тхыдэу иIэр агурыгъэIогъэнырэ. | ||||
23 | Жэнэ Къ. «Адыгэ къуаджэхэр». Пэнэшъу С. «Шъхьэщытхъужьым къехъулlагъэр». | 1 | Усэм IупкIэу къеджэнхэ алъэкIэу, намыс – дунееплъыкIэ идееу ахэлъыр къыгурыIоу, алъыIэсэу кIэлэеджакIохэр гъэхьазырыгъэнхэр, я родинэ шIулъэгъоу фыряIэр къуаджэу къызщыхъугъэм къызэрэщежьэрэр агурыгъэIогъэныр; жабзэм ихэгъэхъон, адыгабзэм дэхагъэу хэлъым усэхэмкIэ лъыгъэплъэгъэнхэр. | Адыгэ чIыгум исурэтхэр, усэхэу нэмыкI усакIомэ атхыгъэхэр. | |||
24 | К.Ушинский «Сыдри ичlыпlэ щылъын фае» Цуякъо Ю «Зэмыжэгъэхэ лlыгъэр» | 1 | Жабзэм ихэгъэхъон Iоф дэшIэгъэныр | Тхылъым дэт сурэтыр. | |||
25 | Пэрэныкъо М. «Бгъашхъомрэ чэтыужъымрэ», «Пкlэшъэхъумрэ бжьэмрэ». | 1 | Усэм IупкIэу къеджэнхэ алъэкIэу, имэхьанэ къагурыIоу, намыс идее шъхьаIэу хэлъыр алъыгъэIэсыгъэнэу урокыр зэхэщэгъэщт | ||||
26 | К. Ушинский «Димэ ышlагъэр». Жэнэ Къ. «Зыгъэкъабз». Мэшбэшlэ И. «Дэпкъ сыхьат». | 1 | Усэм IупкIэу, имэхьанэ къагурыIоу, псынкIэу къеджэнхэ алъэкIэу егъэсэгъэнхэр, къызщыхъугъэр шIу алъэгъоу, шъхьэкIафэ фашIынэу егъэсэгъэнхэр.. | ||||
27 | Цуэкъо Дж. «Буквэ ин». «Сэ мафэр зэрэзгъакlорэр»(сурэтымкlэ рассказ) | 1 | Жабзэм ихэгъэхъон Iоф дэшIэгъэныр | ||||
28 | Внекласснэ еджэн. К. Ушинский «Шъхьапэхэмрэ лъапсэхэмрэ»(пшысэ)(н. 73-74) | 1 | Пшысэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, гъэсэпэ тхыдэу иIэр агурыгъэIогъэнырэ. | ||||
29 | Къуекъо Н. «Кlымаф». Г. Скребитский «Щтыргъукl». И. Соколов-Микитов «Мэзыр кlымафэм». | 1 | КIымафэм зэхъокIыныгъэу природэм къыхэхъухьахэрэр зыфэдэр къагурыгъэIогъэныр. | ||||
30 | Бэгъ Н. «Осыр къесы». Г. Скребитский «Сыда кlымафэм пхъэlум ышхырэр?». | 1 | Усэр езбырэу къаIон алъэкIэу егъэсэгъэнхэр, мэзым хэс псэушъхьэхэмэ нэIуасэ афэшIыгъэныр. | ||||
31 | Бэгъ Н «Ёлкэм дэжь». Бэрэтэрэ Хь. «Кlымэфэ мыл» И. Соколов-Микитов «Осыр – джэдыгум ычlыпl». Нэхэе Р. «Тхъагъо кlымафэр». | 1 | Кiымафэм тхьагъоу сабыйбэ къафихьырэр зыфэдэхэр ягъэшIэгъэныр. | ||||
32 | Цуекъо Дж. «Пхъэшъхьэкlэ мыл». Бзыухэр тиныбджэгъух. | 1 | Жабзэм ихэгъэхъон Iоф дэшIэгъэныр | Тхылъым дэт сурэтыр. | |||
III четвертыр | |||||||
33 | Внекласснэ еджэн. Л. Толстой «Мышъищ»(пшыс)(н. 86-89) | 1 | Пшысэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, гъэсэпэ тхыдэу иIэр агурыгъэIогъэнырэ. | ||||
34 | Къуекъо Н. «Тэгъэтlысхьэ гъэтхэ сад». Жэнэ Къ. «Ситэтэжъ». | 1 | Усэхэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, родинэм «иIэшIугъэ» зыфэдэр агукIи ашъхьэкIи зэхашIэу, адыгэ гущыIэжъхэм мыщ щыгъэфедагъэхэм ямэхьанэхэр къагурыIохэу кIэлэеджакIохэр гъэхьазырыгъэнхэр. | ||||
35 | Мэщбэшlэ И. «Пшъэшъэ хъупхъ». Къуекъо Н. «Тиколхоз иlэхъогъу» | 1 | Усэхэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу. | ||||
36 | «Лlыжъым иосыет».(адыгэ пшыс) Жэнэ Къ. «Сурэтышl» | 1 | Пшысэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, гъэсэпэ тхыдэу иIэр агурыгъэIогъэнырэ. | ||||
37 | Внекласснэ еджэн. «Осымрэ тхьакlумкlыхьэмрэ».(н.158-159) | 1 | Пшысэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, гъэсэпэ тхыдэу иIэр агурыгъэIогъэнырэ. | ||||
38 | Жэнэ Къ. «Чэтыу цlыкlу». В. Бианки «Бэджэ тхьагъэпцlымрэ псычэт lушымрэ». lэшъынэХь. «Тыгъужъымрэ пыжъымрэ». | 1 | Усэмрэ рассказымрэ агъэфедэзэ псэушъхьэмэ шэнэу ахэлъхэр зыфэдэхэр къаIон алъэкIэу егъэсэгъэнхэр. | ||||
39. | Пэнэшъу Хъ. «Псэушъхьэмэ яхьылlэгъэ усэ цlыкlухэр» | 1 | Псэушъхьэмэ яхьылlэгъэ усэ цlыкlухэр езбырэу зэрагъэшlэн алъэкlынэу егъэсэгъэнхэр. | ||||
40 | Бэрэтэрэ Хь. «Сыд псэушъхь ар?» | 1 | Хырыхыхьэхэр зыфаlорэр ягъэшlэгъэныр, джэуап тэрэзэу къыратыжьыныр. | ||||
41 | Къумпlыл Къ. «Дзэкlолlым иорэд». Шъхьалэхъо А. «Советскэ Союзым и лlыхъужъ».Хьаткъо А. «Часовой». | 1 | Дзэкlолlэу зэо блэкlыгъэм хэтыгъэхэм шъхьакlэфэныгъэ, уасэ, лъытэныгъэ афашlэу кlэлэеджакlохэр егъэсэгъэнхэр. | ||||
42. | Кощбэе П. «Дзэкlолl лlыхъужъ». Шъхьалэхъо А. «Андыхъое Хъусен». Хьадэгъэлlэ А. «Тиухъумакlу». | 1 | |||||
43. | Внекласснэ еджэн. «Бэджэжъыемрэ къалыркъэщымрэ», «Сэрэп ар» (пшыс)( (н. 160-162) | 1 | Пшысэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, гъэсэпэ тхыдэу иIэр агурыгъэIогъэнырэ. | ||||
44. | Жэнэ Къ. «Даутэ имурад». Кощбэе П. «Заом тыфаеп». | 1 | Мамырныгъэ тиIэным пае цIыфыхэм мэхьанэу яIэр зыфэдэр агурыгъэIогъэныр. | ||||
45 | В.Бороздин «Космонавт». Пэрэныкъо М. «Мэбыбых тикосмэс къухьэхэр». Мэщбэшlэ И. «Маим ибгъур» | 1 | Космонавтхэу космосым игъогу къафыIузыхыгъэхэм нэIуасэ афэшIыгъэныр. | ||||
46. | В.Бороздин «Космонавт». Жэнэ Къ. «Март». Лъэустэн Ю. «Гъэтхэ пчэдыжь».К. Ушинский «Шъхьангъупчъэм тет сад». | 1 | Усэр езбырэу къаIон алъэкIыныр, усакIомэ природэм изэхъокIыныгъэ къызэрагъэлъэгъорэ гущыIэхэр къыхагъэщын алъэкIыныр. | ||||
47. | Пэрэныкъо М. «Мартым…». Нэхэе Р. «Ным игущыl». Цуекъо Ю. «Къэгъэгъэlэрам». | 1 | Поэтхэм ныр зыфэдэр къызэрагъэлъагъорэр, ным игущыIэхэр зыфэдэхэр къэзгъэлъагъорэ сатырхэм къяджэн алъэкIэу егъэсэгъэнхэр. | ||||
48. | Жэнэ Къ. «Дэкlо-бзакlоу зызгъэсэщт», «Синан». lэшъынэХь. «Мэзыцумрэ гъатхэмрэ». В. Бианки «Колхозым щыгъатх». | 1 | IэпыIэсэныгъэу пшъэшъэжъыем иIэн фаер ным зэрэфигъасэрэ усэм къызэрэщигъэлъагъорэр кIэлэеджакIом къыхигъэщын ылъэкIынэу егъэсэгъэнхэр. | ||||
49 | Внекласснэ еджэн. «Хэт lэгуаор къыхьыщт?»(пшыс)(н. 163-164) | 1 | Пшысэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, гъэсэпэ тхыдэу иIэр агурыгъэIогъэнырэ. | ||||
50. | Жэнэ Къ. «Апэрэ къэгъагъ». Бэрэтэрэ Хь. «Гъатхэм итхыд». Г. Скребитский «Пчэндэхъухэр». | 1 | Тигъатхэ идэхагъэ усакIохэм усэхэмрэ рассказхэмрэ къызэращэгъэлъагъорэр. | ||||
51 | Андырхъое Хъ. «Щэхъурадж». И.Соколов-Микитов «Бзыухэр къэбыбыжьых» | 1 | ПсыхъоуЩэхъураджэизэрэщытнэIуасэфэшIыгъэнхэр. | ||||
52 | Внекласснэ еджэн. «Аргъой шъхьащытхъур.» (къэбэртэепшыс)(н.165-166) | 1 | ПшысэмIупкIэу, псынкIэукъяджэнхэалъэкIэу, гъэсэпэтхыдэуиIэрагурыгъэIогъэнырэ. | ||||
53 | Кlэрэщэ Т.«Мэлахъом ихь». Пэнэшъу С. «Шыр – Цlыфым иныбджэгъушlу» | 1 | Тыкъэзыуцухьэрэ псэушъхьэхэм федэу цIыфым къафахьырэр зыфэдэр кIэлэеджакIохэмэ нэIуасэ фэшIыгъэныр | ||||
IV четвертыр | |||||||
54 | КlэрэщэТ. «ПсыхъоуПшызэгъатхэм». ЦуекъоЮ. «Зэныбджэгъухэр». | 1 | Природэмизэрэщыт, зэхъокIыныгъэуфэхъухэрэрусэмрэрассказымрэкъыхагъэщышъунхэуегъэсэгъэнхэр. | ||||
55 | МэщбэшlэИ. «Гъатхэрсипынджыркъытеуагъ». Пэрэныкъо М. «Май». | 1 | Гъатхэм изэрэщыт, зэхъокIыныгъэу фэхъухэрэр усэм къыхагъэщышъунхэу егъэсэгъэнхэр. | ||||
56 | Бэхъо Б. «Адыгэ лъэпкъым яорэд». Адыгэ республикэм и герб,и быракъ. | 1 | Адыгэ республикэм и герб,и быракъ тарихъэу пылъыр зыфэдэр къафэIотэгъэныр. | Адыгэ чIыгум исурэтхэр, усэхэу нэмыкI усакIомэ атхыгъэхэр. | |||
57 | Дзыбэ Н. «Адыгэ лъэпкъ щыгъыныр зыфэдагъэр» | 1 | Адыгэ лъэпкъ щыгъыныр тарихъэу пылъыр зыфэдэр къафэIотэгъэныр. | ||||
58 | Внекласснэ еджэн. lэшъынэХь. «Кlэщыгъобэшl».(н.142-143) | 1 | Пшысэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, гъэсэпэ тхыдэу иIэр агурыгъэIогъэнырэ. | ||||
59 | Бырсыр А. «Адыгэ хапlэм игъэпсыкlагъэр». Хьакlэмызэ Б. «Сыбзэконэу сыфаеп». Жэнэ Къ. «Хэти иlоф гъэнэфагъэ». | 1 | Адыгэ хапlэм игъэпсыкlэ мэхьанэшхо зыкlыратыщтыгъэр, бзэм идэхагъэрэ, икъэбзагъэрэ, унагъом илъ шэн зекlокlэ дахэхэр зыфэдагъэхэр ягъэшlэгъэныр. | ||||
60 | Нэхэе Р. «Чэщ шакlу» | 1 | Пычыгъохэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, къаIотэжьышъунэу егъэсэгъэнхэр. | ||||
61 | Жабзэм ихэгъэхъон «Лlыжъ lушым иджэуап». Адыгэмэ яшlуфэс зэхыкlэхэр. | 1 | Жабзэм ихэгъэхъон Iоф дэшIэгъэныр | Тхылъым дэт сурэтыр. | |||
62 | Нэхэе Р. «Тэтэжъ ичъыг», «Дахэугущыlэ». | 1 | Усэм IупкIэу, имэхьанэ къагурыIоу, псынкIэу къеджэнхэ алъэкIэу егъэсэгъэнхэр, къызщыхъугъэр шIу алъэгъоу, шъхьэкIафэ фашIынэу егъэсэгъэнхэр. | ||||
63 | lорыlуатэхэр. Гущыlэжъхэр. Хырыхыхьэхэр. | 1 | lорыlуатэхэр. Гущыlэжъхэр. Хырыхыхьэхэр зыфоlохэрэр зэтрафын алъэкlынхэр. | ||||
64 | Кlэлэцlыкlу усэхэр, lурыlупчъэхэр. Джэгукlэхэр, лъытакlэхэр. | 1 | Кlэлэцlыкlу усэхэр, lурыlупчъэхэр. Джэгукlэхэр, лъытакlэхэр зыфоlохэрэр зэтрафын алъэкlынхэр. | ||||
65 | Бэрэтэрэ Хь. «Тигъэмаф».Мырзэ Дз. «Шъошlа зыфэдэрилъэсыр?» Нэхэе Р. «Бэрэ маир къытфэрэкlу». | 1 | Природэм изэрэщыт, зэхъокIыныгъэу фэхъухэрэр усэмрэ рассказымрэ къыхагъэщышъунхэу егъэсэгъэнхэр. | ||||
66 | Мэщбэшlэ И. «Огум сыкъещы». Пэнэшъу С. «Нэнэжъ ихьатыркlэ».Бэрэтэрэ Хь. «Тиеджапl». | 1 | |||||
67 | Жэнэ Къ. «Джар пэрыт о ягъаlу». Кощбэе П. «Цыlашкl» | 1 | Нахьыжъмэ узэрадэзекlон фаер, уиlэпкъ – лъэпкъыхэр зэрэбгъэпытэнхэ фаер, адыгэ джэгукlэу щыlэмэ нэlуасэ афэшlыгъэныр. | ||||
68 | Кощбэе П. «Хэт нахь лъэшыр?», «Пэlокlадз» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса.
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса....
Рабочая программа по адыгейской литературе в соответствии с ФГОС к УМК "Школа России"
Рабочая программа по адыгейской литературе (Ситимова) 2 класс...
Рабочая программа по Адыгейской литературе 2 класс
Данная национально- региональная программа "Адыгейская литература" для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составл...
Рабочая программа по адыгейской литературе 3 класс УМК "Школа России"
Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с уч...
Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класс.
Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 4 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения....
Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класса составлена по авторской программе Апиш.ФН.
Рабочая программа по предмету «Адыгейская литература» разработана на основе ФГОС начального общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного...
Рабочая программа по адыгейской литературе, 1 класс, Школа России.
Рабочая программа учебного предмета «Адыгейская литература» (на русском языке) для 1 класса разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта на...