Рабочая программа по адыгейской литературе 3 класс УМК "Школа России"
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников.
Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение младших школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.
Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Основная образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 4;
- Программа Адагабзэ для 1- 4 классов (составители: А.Б. Чуяко, Дж. М. Тамбый), рекомендованные Министерством образования и науки (2010 г.)
Актуальность рабочей программы
Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников.
Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение младших школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.
Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Цели обучения адыгейской литературе в 3 классе:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к адыгейской литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике адыгейской литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации;
- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении адыгейской и русской литературы;
- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений адыгейской и русской литературы, выявлять их сходство и национально обусловленное своеобразие художественных решений
Задачи:
- формирование техники чтения и приёмов понимания текста;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.
Читательская компетентность определяется:
-владением техникой чтения;
-приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
-знанием книг и умением их выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Адыгейская литература как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Адыгейской литературы» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
«Адыгейская литература» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Творческая деятельность» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 4 на 2015 – 2016учебный год на изучение адыгейской литературы в 3 классе отводится 2 учебных часа в неделю. Адыгейская литература изучается в течение четырех четвертей в следующем режиме:
I четверть | - 2 часа в неделю |
II четверть | - 2 часа в неделю |
III четверть | - 2 часа в неделю |
IV четверть | - 2 часа в неделю |
Результаты изучения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание курса
Изучение АДЫГЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в 3 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
- осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
Раздел «Творческая деятельность»
Выпускник научится:
- читать по ролям литературное произведение;
- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Выпускник получит возможность научиться:
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
- способам написания изложения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Выпускник научится:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
- отличать прозаический текст от поэтического;
- распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Адыгейская литература как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Адыгейская литература как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…
Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Требования к результатам освоения программы обучающимися 3 класса
К концу 3 класса обучающийся научится:
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
- свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;
- быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
- работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
- работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины - определения сборников не используются).
- работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
- понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
- осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У третьеклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на ми[ в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценно стей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художествен ной литературы;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственное отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У третьеклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений э Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
- умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Коррекционная работа
по образовательной программе начального общего образования, адаптированной для обучения детей с задержкой психического развития.
Вид работы | Сроки |
Проведение речевых разминок. | На каждом уроке |
Словарная работа | На каждом уроке |
3.Проведение мониторинга по технике чтения учащихся. | Ежемесячно. |
4.Проведение мониторинга по технике чтения учащихся. | Ежемесячно. |
Речевой образец чтения | На каждом уроке |
6.Индивидуальные коррекционные занятия | По мере необходимости (вторник) |
7.Использование планов, наглядного материала, вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие ) | По мере необходимости |
8.Включение в работу парами, тройками с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания. Включение в работу группами. | На уроках по мере необходимости |
9.Работа с родителями ( индивидуальные встречи, беседы, телефонные звонки, СМС – информирование, электронный журнал) | По мере необходимости |
10.Вовлечение детей в организацию внеурочной деятельности | Февраль игра – соревнование « В гостях у сказки», участие в неделе начальных классов – март. |
11.Работа со школьным психологом. Развитие личности ребёнка через изучение и осознание своих особенностей. | 1 раз в неделю( пятница) |
12.Работа над произношением, дикцией. | На коррекционных занятиях и по мере необходимости на уроке |
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения предмета. критерии оценивания
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуете? соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения; нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Критерии сформированности навыка чтения третьеклассников:
- умение читать текст бегло, выразительно;
- осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 80-90 слов в минуту (на конец года);
- умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
- безошибочность чтения.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
К концу второго полугодия в третьем классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
- индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
- индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
- индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости - в соответствии с характером текста);
индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
УЩЫЗЫГЪЭГЪУАЗ
Ящэнэрэ класс.
Еджэнымрэ жабзэм ихэгъэхъонрэ
(Тхьэмафэм сыхь. 2. ЗэкIэмкIи сыхь. 68 -рэ.
Класснэ еджэныр - сыхь. 60, унэ еджныр - сыхь.8.)
Тематикэр
Хымэ дышъэ унэ нахьи - тиунэжъ.
Тиреспубликэ ио изытет, икъушъхьэхэм, ипсыхъохэм, ичIыпIэ дахэхэм, ицIыф шIагъохэм, ибайныгъэ яхьылIэгъэ стаьяхэр, рассказхэр, усэхэр, орэдхэр, гущыIэжъхэр, сурэтхэр.
Гъэмэфэ тхьагъомрэ бжыхьэ дышъэмрэ.
Гъэмафэмрэ бжыхьэмрэ ом изытет, цIыфмэ IофшIэн зэфэшъхьафэу агъэцакIэхэрэм, кIэлэцIыкIухэр зэрыджэгурэ джэгукIэхэм яхьылIэгъэ произведениехэр, гущыIэжъхэр, хырыхыхьэхэр.
Ор къэтэухъумэ, псауныгъэр къэтэухъумэ.
Псэушъхьэхэм, къэкIыхэрэм зэкIэ ом цIыфхэр зэрафэгумэкIхэрэр, ащ кIэлэеджакIохэр зэрэхэлажьэхэрэр къэзгъэлъэгъорэ рассказхэр, усэхэр, гущыIэжъхэр, хырыхыхьэхэр.
КIымаф.
КIымафэм идэхагъэ, цIыфхэм Iофэу ашIэхэрэм, Родинэр зэрагъэбайрэм, псэушъхьэхэм ящыIакIэ, кIэлэцIыкIухэм яIофыгъохэм яджэгукIэхэмрэ яхьылIэгъэ усэхэр, рассказхэр, орэдхэр, пшысэхэр, гущыIэжъхэр, хырыхыхьэхэр, сурэтхэр.
Ти Родинэ тиIофхэмкIэ тэгъэбаи.
ЦIыфхэм Iофэу ашIэхэрэм, сэнэхьат зэфэшъхьафхэмкIэ Родинэр зэрагъэбайрэм, Iоф дэгъоу пшIэмэ ащ щытхъу пылъым, кIэлэеджакIохэм IофшIэнхэу агъэцакIэхэрэм яхьылIэгъэ усэхэр, рассказхэр, орэдхэр, пшысэхэр, гущыIэжъхэр, хырыхыхьэхэр, сурэтхэр.
Мамырныгъэм икъэухъумакIу.
Непэрэ тидзэкIолIмэ яхьылIэгъэ усэхэр, орэдхэр, рассказхэр, статьяхэр, сурэтхэр. Зэошхом илъэхьан лIыхъужъыгъэу зэрахьагъэр.
Гъатхэр.
Гъэтхэ IофшIэнхэр, псэушъхьэмэ ящыIакIэ, кIэлэцIыкIухэм яджэгукIэхэр, бзылъфыгъэхэм ямэфэкI къэзгъэлъэгъорэ произведениехэу писательхэмрэ поэтхэмрэ атхыгъэхэр. Темэм ехьылIэгъэ гущыIэжъхэр, хырыхыхьэхэр.
ДжэгукIэхэр зэдгъэшIэн, тишIэныгъэ хэдгъэхъон, чэфэу, дахэу тыджэгун, типсауныгъи дгъэпытэн.
ДжэгукIэу кIэлэцIыкIухэр зэрэджэгухэрэм, ахэмэ яшIэныгъэ зэрэхагъахъорэм, япсауныгъэ зэрагъэпытэрэм яхьылIэгъэ произведениехэр.
Адыгэ хабзэр адыгэ кIэныжъ.
Адыгэ хэбзэ дахэхэм (нахьыжъыр плъытэныр, зекIокIэ - шIыкIэ дахэр, Iушыгъэр, акъылыгъэр, шъхьэкIэфагъэр, шъыпкъагъэр, ныбджэгъугъэр, хьалэлыгъэр) яхьылIэгъэ усэхэр, рассказхэр, орэдхэр, пшысэхэр, хырыхыхьэхэр, сурэтхэр. Адыгэ джэгукIэхэр.
ЖэрыIо народнэ творчествэр.
ЦIыф лъэпкъ зэфэшъхьафхэм япшысэхэр, ягущыIэжъхэр, яхырыхыхьэхэр.
Езбырэу зэрагъашIэмэ хъущт усэхэм ащыщхэр:
Жэнэ Къ. Ныр. Мамыр бзыу. Хэти иIоф гъэнэфагъэ.
Бэгъ Н. КIалэмэ яIэшIагъ.
Цуекъо Дж. Шъукъеблагъи шъусхьакIэн.
Къуекъо Н. Iоф тшIэнэу зытэгъасэ.
Кощбае П. ХъяркIэ, гъэмафэр.
Нэхэе Р. Адыгэ къуай.
ЕджэнымкIэ къулайныгъэу агъотын фаехэр:
- тэрэзэу, зэхэугуфыкIыгъэу, IупкIэу текстым къеджэнхэр;
- ямынэIосэ текстым зы такъикъым гущыIэ 50-60 -м къыщымыкIэу къеджэнхэр;
- къеджэнхэ зыхъукIэ мэхьанэ шъхьаIэ зиIэ гыщыIэхэр текстым кIэлэеджакIохэм къыхагъэщынхэр;
- къеджэхэ зыхъукIэ гущыIэухыгъэхэм ахэт ыкIи аужы ит тамыгъэхэр макъэкIэ къыхагъэщынхэр.
Текстым Iоф дашIэнымкIэ кIэлэеджакIохэм къулайныгъэу агъотын фаехэр:
- зэджагъэхэм яхьылIэгъэ упчIэхэм яджэуапхэр текстым къыхагъэщыни къяджэнхэр;
- план къызэрыкIор къызфагъэфедэзэ, зэджагъэхэм къыIотэрэ хъугъэ - шIагъэм изэкIэлъыкIуакIэ амыукъоу къаIотэжьыныр;
- текстыр Iахь - Iахьэу агощыни, Iахь пэпчъ шъхьэ къыфаугушыпсыныр;
- мэхьанэ шъхьаIэр къэзгъэлъэгъорэ гущыIэухыгъэр текстым къыхагъэщыныр;
- гущыIэхэм ямэхьанэ къызэхафыныр, гущыIэм имэхьанэ нэмыкI гыщыIэкIэ къаIоныр, имэхьанэкIэ къыпыщыт гущыIэр къагъотыныр;
- поэтхэмрэ писательхэмрэ гущыIэ дахэхэу усэхэм ащагъэфедэхэрэр къахагъэщынхэр;
- зэджагъэхэм ахэт цIыфхэр зыфэдэхэр къагъэлъэгъонхэм пае ищыкIэгъэ гущыIэхэр тэрэзэу къыхахынхэр;
- кIэлэегъаджэр кIэлэеджакIом IэпыIэгъу афэхъузэ, геройхэм язекIуакIэхэм уасэ афашIыныр;
- зэджагъэхэм имэхьанэ кIэлэеджакIохэм жэбзэ тэрэзкIэ, жэбзэ дахэкIэ къаIотэжьыныр;
- зэдеIэжьхэзэ агъэхьазырыгъэ планым тетэу темэ зэфэшъхьафхэм афэгъэхьыгъэу рассказ мыиныщэр зэхагъэуцоныр;
- пшысэм инэшанэхэр, ар фольклорым ижанрэу зэрэщытыр, усэм гъэпсыкIэу хэлъыр зэтырагъэушъхьафыкIыныр;
- зэджагъэхэм имэхьанэ ехьылIагъэу сурэтхэр жэрыIокIэ къашIынхэр;
- ящыкIэгъэщт тхылъхэр библиотекэм къыщагъотынхэр, етIанэ тхылъым зэрэпсаоу къатегущыIэнхэр;
- тхылъым ыкIышъо зыфэдэр, ащ дэтхэр, гущыIапэр ашIэнхэр;
- зэджэнхэ фэе тхылъхэр зэрыт спискэр тэрэзэу къызфагъэфедэныр.
Циклограмма тематического контроля
четверть | Тема раздела | Проверка техники чтения | Проекты | Проверочные работы |
1 | Хымэ дышъэ унэ нахьи - тиунэжъ. | Проверочная работа по разделу « Хымэ дышъэ унэ нахьи - тиунэжъ». | ||
Гъэмэфэ тхьагъомрэ бжыхьэ дышъэмрэ. | Проект «Адыгэ пшысэхэр» | Проверочная работа по теме « Гъэмэфэ тхьагъомрэ бжыхьэ дышъэмрэ». | ||
Ор къэтэухъумэ, псауныгъэр къэтэухъумэ. | Входная проверка техники чтения | Проверочная работа по теме « Ор къэтэухъумэ, псауныгъэр къэтэухъумэ» | ||
КIымаф. | Проверка техники чтения за 1 полугодие. | Проверочная работа по разделу « КIымаф». | ||
2 | Ти Родинэ тиIофхэмкIэ тэгъэбаи. | Проверочная работа по раздел « Ти Родинэ тиIофхэмкIэ тэгъэбаи». | ||
Мамырныгъэм икъэухъумакIу. | Проверочная работа по разделу « Мамырныгъэм икъэухъумакIу». | |||
3 | Гъатхэр | Проверка техники чтения. | Проверочная работа по разделу « Гъатхэр». | |
ДжэгукIэхэр зэдгъэшIэн, тишIэныгъэ хэдгъэхъон, чэфэу, дахэу тыджэгун, типсауныгъи дгъэпытэн. | Проект «Адыгэ писательхэр» | Проверочная работа по разделу « ДжэгукIэхэр зэдгъэшIэн, тишIэныгъэ хэдгъэхъон, чэфэу, дахэу тыджэгун, типсауныгъи дгъэпытэн». | ||
Адыгэ хабзэр адыгэ кIэныжъ. | Проверка техники чтения. | Проверочная работа по разделу « Адыгэ хабзэр адыгэ кIэныжъ»э | ||
ЖэрыIо народнэ творчествэр. | Проверочная работа за год. | |||
ИТОГО | 4 | 2 | 10 |
Информационно-методическое обеспечение
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
Календарно - тематическое планирование уроков адыгейской литературы в 3 классе
на 2015 – 2016 учебный год.
№ п\п | Урокхэм ятемэхэр. | Сыхьат пчъагъэу темэм пыIухьагъэр | Урокым ащызэшIуахыщт Iофыгъохэм ащыщхэр. | IэпыIэгъухэу гъэфедагъэмэ хъущтхэр. | Мафэр мазэр. |
I четвертыр – 18ч | |||||
Хымэ дышъэ унэ нахьи тиунэжъ. | |||||
1 | Iоныгъом и1-р –ШIэныгъэм и маф. Пэрэнакъо М. «Сихэку». ЛъэпцIэрышэ И. «Сикъуадж». | 1 | Пычыгъохэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, родинэм «иIэшIугъэ» зыфэдэр агукIи ашъхьэкIи зэхашIэу, адыгэ гущыIэжъхэм мыщ щыгъэфедагъэхэм ямэхьанэхэр къагурыIохэу кIэлэеджакIохэр гъэхьазырыгъэнхэр. Укъызщалъфыгъэм фэдэ хъун щыIэп. | Тхылъым нэIуасэ фэшIыгъэныр. Адыгэ Республикэм ехьылIэгъэ сурэтхэр, Тиреспубликэ ехьылIэгъэ сурэтхэр, тхылъхэр. | |
2 | Къуикъо Ш. «Адыгэм иорэд». Кощбэе П. «Тиреспублик». Хьэдэгъэлlэ А. «О уихэгъэгу фэдэ щымыI» | 1 | |||
3 | ЩэшIэ К. «Лъапсэхэр». | 1 | Усэм IупкIэу, имэхьанэ къагурыIоу, псынкIэу къеджэнхэ алъэкIэу егъэсэгъэнхэр, къызщыхъугъэхэм шIу алъэгъоу, шъхьэкIафэ фашIынэу егъэсэгъэнхэр.. | Адыгэ чIыгум исурэтхэр, усэхэу нэмыкI усакIомэ атхыгъэхэр. | |
4 | Мэфэуд Хъ. «Сыфэягъэп IэкIыбым сыкъыщыхъуным…», «Теогъу пэпчъ», «Дэгу» | 1 | Пычыгъохэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, адыгэ чIыгоу къызщыхъугъэхэм шIу алъэгъоу, шъхьэкIафэ фашIынэу егъэсэгъэнхэр. | Тхылъыр, карочкэхэр | |
5 | Внекласснэ еджэн. «Цlыфыр зэратекlуагъэр»(адыгэ пшыс)н.97-100. | 1 | Пшысэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, гъэсэпэ тхыдэу иIэр агурыгъэIогъэнырэ. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
6 | Къуикъо Ш. «Адыгэ къуаджэхэр». Къэзэнэ Р. «Хэгъэгум гу иIа?» | 1 | Пычыгъохэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, адыгэ чIыгоу къызщыхъугъэхэм шIу алъэгъоу, шъхьэкIафэ фашIынэу егъэсэгъэнхэр. | Тхылъыр, карочкэхэр | |
7 | ЯхъулIэ С. «Родинэр». Жэнэ Къ. «Хэгъэгум ыгу». Темэм ехьылIэгъэ упчIэхэмрэ гъэцэкIэнхэмрэ. | 1 | Родинэм «иIэшIугъэ» зыфэдэр агукIи ашъхьэкIи зэхашIэу, адыгэ гущыIэжъхэм мыщ щыгъэфедагъэхэм ямэхьанэхэр къагурыIохэу кIэлэеджакIохэр гъэхьазырыгъэнхэр. | Тхылъыр, карочкэхэр | |
Гъэмафэмрэ бжыхьэмрэ. | |||||
8 | Кощбэе П. «ХъяркIэ, гъэмафэр», Бэгъ Н. «Бжыхьэпэ маф». | 1 | Бжыхьэм инэшанэхэр зыфэдэхэр, природэм изытет усакIомэ ярассказхэм яусэхэм къызэращагъэлъагъорэм кIэлэеджакIомэ анаIэ тетэу еджэнхэм егъэсэгъэныр. | Тхылъыр, карочкэхэр | |
9 | МэщбэшIэ И. «Бжыхьэ пчэдыжь» Жэнэ Къ. «Яшкол нэфы зэлIъэкIужьых» Къуекъо Н. «Iоф тшIэнэу зытэгъасэ» | 1 | Тхылъыр, карочкэхэр | ||
10 | Жабзэм ихэгъэхъон «Бжыхьэ мэзыр» (сурэтымкlэ рассказ) | 1 | Жабзэм ихэгъэхъон Iоф дэшIэгъэныр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
11 | Пэнэшъу С. «Бжыхьэ къыпцIэр» Кlэрэщэ Т.«Бжыхьэм иуахътэ мафэхэр». Темэм ехьылIэгъэ упчIэхэмрэ гъэцэкIэнхэмрэ. | 1 | Усэм IупкIэу, имэхьанэ къагурыIоу, псынкIэу къеджэнхэ алъэкIэу, бзыухэм яшIуагъэ къагурыгъэIогъэныр, къызэраухъумэн фаер кIэлэеджакIомэ къагурыгъэIогъэныр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
Природэр къэуухъумэмэ – дэхагъэр, псауныгъэр къэоухъумэ. | |||||
12 | Кэстэнэ Д. «Зэмыжэгъэ IукIэгъу» Бэгъ Н. «Бзыу цIыкIум сыд илажьа?» | 1 | Природэм изэрэщыт, зэхъокIыныгъэу фэхъухэрэр усэмрэ рассказымрэ къыхагъэщышъунхэу егъэсэгъэнхэр. | Тхылъыр, карочкэхэр | |
13 | Паустовский К. «Мэзым ишIуагъэу къакIорэр» МэщбэшIэ И. «Шъхьэзэкъо чъыгым орэд фэсэIо». | 1 | Тхылъыр, карочкэхэр | ||
14 | КIубэ Щ. «Тишы цIыкIу»(ебыр) | 1 | Усэм IупкIэу, имэхьанэ къагурыIоу, псынкIэу къеджэнхэ алъэкIэу, бзыухэм яшIуагъэ къагурыгъэIогъэныр, къызэраухъумэн фаер кIэлэеджакIомэ къагурыгъэIогъэныр. | Тхылъыр, карочкэхэр | |
15 | Внекласснэ еджэн. «Бэджэжъыемрэ тыгъужъымрэ»(урыс пшыс)н.81-84. | 1 | Пшысэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, гъэсэпэ тхыдэу иIэр агурыгъэIогъэнырэ. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
16 | Пэнэшъу С. «Дунаир ины, ныбгъури тефэн…» Къуекъо Н. «ЧIыгур, тыгъэр, мыIэрысэр». | 1 | Природэм изэрэщыт, зэхъокIыныгъэу фэхъухэрэр усэмрэ рассказымрэ къыхагъэщышъунхэу егъэсэгъэнхэр. | Тхылъыр, карочкэхэр | |
17 | КъумпIыл КIъ. «Пчэдыжь пчэндэхъум зегъэпскIы». Мэрзэ Дз. «Шъынэ цIыкIу». Темэм ехьылIэгъэ упчIэхэмрэ гъэцэкIэнхэмрэ. | 1 | Пычыгъохэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, адыгэ чIыгоу къызщыхъугъэр шIу алъэгъоу, шъхьэкIафэ фашIынэу егъэсэгъэнхэр. | Тхылъыр, карочкэхэр | |
Дунаир техъэ – текI, куцэр теуцогъу – теуцогъу. | |||||
18 | Пэрэныкъо М. «НэкIмэзэ пчэдыжь» Лъэустэн Ю. «Адыгэ къуадж». | 1 | Родинэм «иIэшIугъэ» зыфэдэр агукIи ашъхьэкIи зэхашIэу, адыгэ гущыIэжъхэм мыщ щыгъэфедагъэхэм ямэхьанэхэр къагурыIохэу кIэлэеджакIохэр гъэхьазырыгъэнхэр | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
2 четвертыр – 14ч | |||||
19 | ХьадэгъэлIэ А. «Сабыйхэр». Андрыхъое Хъ. «Дэу зысшIына, сытхьамыкI…» | 1 | Зэджэгъэ рассказым имэхъанэ къагурыIон алъэкIэу егъэсэгъэнхэр, адыгэ Iэмэ – псымэмэ нэIуасэ афэшIыгъэнхэр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
20 | Лъэустэн Ю. «ЦIыфмэ яшIоигъоныгъэкIэ…» В. Кузминов «КIэлэцIыкIу ныбаджэр…» | 1 | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | ||
21 | Внекласснэ еджэн. «Бзылъфыгъэ IэпэIас»(н.48-51) | 1 | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | ||
22 | Хьаткъо А. «Седжэщт сижъышъхьэм». Еутых А. «КIуачIэ нэмыкI къэрар зимыI» | 1 | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | ||
23 | Лъэустэн Ю. «Пшъашъэхэр еджакIо макIох». Хьаткъо А. «Къаштэ пIапэ» Темэм ехьылIэгъэ упчIэхэмрэ гъэцэкIэнхэмрэ. | 1 | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | ||
Зэдедгъаштэу, дахэу, чэфэу тыпсэун. | |||||
24 | Бэгъ Н. «Зэдедгъаштэр терэшэн»(езбыр) | 1 | Усэм IупкIэу, имэхьанэ къагурыIоу, псынкIэу къеджэнхэ алъэкIэу, бзыухэм яшIуагъэ къагурыгъэIогъэныр, къызэраухъумэн фаер кIэлэеджакIомэ къагурыгъэIогъэныр. | Тхылъыр | |
25 | Кlубэ Щ. «Уеджакlо дэгъумэ мыхэр гъэцакэх». Цуякъо Дж. «Шъукъеблагъи шъусхьакlэн»(езбыр) | 1 | Тхылъыр | ||
26 | Бэрэтэрэ Хь. «Зы лъытакl». Жэнэ Къ. «Дэхэнагъо хэлъ шэн шlагъор» lэшъынэ Хь. «Кlъэцгъуанэмрэ бжьэхэмрэ». | 1 | IэпыIэсэныгъэу пшъэшъэжъыем иIэн фаер ным зэрэфигъасэрэ усэм къызэрэщигъэлъагъорэр кIэлэеджакIом къыхигъэщын ылъэкIынэу егъэсэгъэнхэр | Тхылъыр | |
27 | Внекласснэ еджэн. «Бысым нэгъуцум къехъулlагъэр»н. 165-167 | 1 | Пшысэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, гъэсэпэ тхыдэу иIэр агурыгъэIогъэнырэ. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
28 | Бэгъ Н. «Кlалэмэ яlэшlагъ». А. Гайдар «Укlыт». Жэнэ Къ. «Хэти иlоф гъэнэфагъэ». | 1 | Зэджэгъэ рассказым имэхъанэ къагурыIон алъэкIэу егъэсэгъэнхэр, адыгэ Iэмэ – псымэмэ нэIуасэ афэшIыгъэнхэр. | Тхылъыр | |
29 | Кощбэе П. «Орэдыlохэр». Хьэдэгълlэ А. «Хьэсанэ ыкъохэр егъасэ». | 1 | Усэм IупкIэу, имэхьанэ къагурыIоу, псынкIэу къеджэнхэ алъэкIэу, бзыухэм яшIуагъэ къагурыгъэIогъэныр, къызэраухъумэн фаер кIэлэеджакIомэ къагурыгъэIогъэныр. | Тхылъыр, карочкэхэр | |
30 | lэшъынэ Хь. «Тыгъужъ». Жэнэ Къ. «Чемпион ар хъущт» » Темэм ехьылIэгъэ упчIэхэмрэ гъэцэкIэнхэмрэ. | 1 | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | ||
Кlымаф | |||||
31 | Къуекъо Н. «Кlымаф» Л. Воронков «Кlымаф». | 1 | КIымафэм зэхъокIыныгъэу природэм къыхэхъухьахэрэр зыфэдэр къагурыгъэIогъэныр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
32 | Внекласснэ еджэн. И. Крылов «Пкlаумрэ къамзэгумрэ»(басн) В. Даль «Илъэс – лlыжъыр» | 1 | Баснем IупкIэу, имэхьанэ къагурыIоу, псынкIэу къеджэнхэ алъэкIэу, бзыухэм яшIуагъэ къагурыгъэIогъэныр, къызэраухъумэн фаер кIэлэеджакIомэ къагурыгъэIогъэныр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
3 четвертыр – 20ч | |||||
33 | Пэрэныкъо М. «Илъэсыкl». Бэрэтэрэ Хь. «Илъэсыкlэи иорэд» Жэнэ Къ. «Кlымафэм кlалэмэ чэф къафихьыгъ».. | 1 | Кiымафэм тхьагъоу сабыйбэ къафихьырэр зыфэдэхэр ягъэшIэгъэныр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
34 | Бэгъ Н. «Шэкlуитlу ягущыl» | 1 | Ныбджэгъуныгъэр зыщыщыр, ныбджэгъу шъыпкъ зыфаIорэр къагурыгъэIогъэныр | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
Родинэр тиlофшlагъэхэмкlэ тэгъэлъапlэ. | |||||
35 | Жэнэ Къ. «Хьалыгъур гъэлъапlэ» «Ныбджэгъур зыщыпсэурэр»(адыгэ пшыс) | 1 | Пшысэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, гъэсэпэ тхыдэу иIэр агурыгъэIогъэнырэ. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
36 | Бэгъ Н. «Аферым, лэжьакlор». Цуякъо Дж. «Цlыфым инасып». | 1 | Зэджэгъэ рассказым имэхъанэ къагурыIон алъэкIэу егъэсэгъэнхэр, адыгэ Iэмэ – псымэмэ нэIуасэ | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
37 | Внекласснэ еджэн. «Зы пыхыгъо закъу ныlэп…» lэшъынэ Хь. «Тракторымрэ такъэмрэ» (басн) | 1 | Баснем IупкIэу, имэхьанэ къагурыIоу, псынкIэу къеджэнхэ алъэкIэу, бзыухэм яшIуагъэ къагурыгъэIогъэныр, къызэраухъумэн фаер кIэлэеджакIомэ къагурыгъэIогъэныр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
38 | Я. Тайц «Мам» | 1 | ТхакIом ныр зыфэдэр къызэрагъэлъагъорэр, ным игущыIэхэр зыфэдэхэр къэзгъэлъагъорэ сатырхэм къяджэн алъэкIэу егъэсэгъэнхэр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
39. | Пэнэшъу Хъ. «Псэушъхьэмэ яхьылlэгъэ усэ цlыкlухэр» | 1 | Псэушъхьэмэ яхьылlэгъэ усэ цlыкlухэр езбырэу зэрагъэшlэн алъэкlынэу егъэсэгъэнхэр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
40 | Бэрэтэрэ Хь. «Сыд псэушъхь ар?» | 1 | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | ||
41 | lэшъынэ Хь. «Кlэщыгъобэшl» | 1 | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | ||
Мамырныгъэм икъэухъумакlу. | |||||
42. | Кощбэе П. «Тидзэ кlочlэшху»(езбыр) Аулъэ П. «Народым ишъэо пlугъ» | 1 | Дзэкlолlэу зэо блэкlыгъэм хэтыгъэхэм шъхьакlэфэныгъэ, уасэ, лъытэныгъэ афашlэу кlэлэеджакlохэр егъэсэгъэнхэр. Усэм IупкIэу, имэхьанэ къагурыIоу, псынкIэу къеджэнхэ алъэкIэу, бзыухэм яшIуагъэ къагурыгъэIогъэныр, къызэраухъумэн фаер кIэлэеджакIомэ къагурыгъэIогъэныр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
43. | Еутых А. «lэнэтlэ дэгъу уцlыфэу дунаим утетыныр» Нэхэе Р. «Тэри псэр зыфэптыгъэр» | 1 | Мамырныгъэ тиIэным пае цIыфыхэм мэхьанэу яIэр зыфэдэр агурыгъэIогъэныр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
44. | Внекласснэ еджэн. « Аслъаныгу зиlэгъэ бзылъфыгъ» Хьадэгъэлlэ А. | 1 | Родинэм «иIэшIугъэ» зыфэдэр агукIи ашъхьэкIи зэхашIэу, адыгэ гущыIэжъхэм мыщ щыгъэфедагъэхэм ямэхьанэхэр къагурыIохэу кIэлэеджакIохэр гъэхьазырыгъэнхэр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
45 | Кощбэе П. «Модик иныбджэгъухэм алъэкlо». «Ищытхъу егъашlэм щыlэщт» | 1 | Дзэкlолlэу зэо блэкlыгъэм хэтыгъэхэм шъхьакlэфэныгъэ, уасэ, лъытэныгъэ афашlэу кlэлэеджакlохэр егъэсэгъэнхэр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
Гъатхэр. | |||||
46. | Цуякъо Дж. «Пчэндэхъур, орэд къаlо!» Кэстэнэ Д. «Гъатхэр къежьагъ» | 1 | Тигъатхэ идэхагъэ усакIохэм усэхэмрэ рассказхэмрэ къызэращэгъэлъагъорэр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
47. | lэшъынэ Хь. «Гъатхэр къэсыгъ» Нэхэе Р. «Гъэбэжъу ощхыр»(езбыр) М. Пришвин «Чlыгур къэлъэгъуагъ…» | 1 | Усэм IупкIэу, имэхьанэ къагурыIоу, псынкIэу къеджэнхэ алъэкIэу, бзыухэм яшIуагъэ къагурыгъэIогъэныр, къызэраухъумэн фаер кIэлэеджакIомэ къагурыгъэIогъэныр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
48. | Жабзэм ихэгъэхъон «Гъатхэ» (сурэтымкlэ рассказ) | 1 | Жабзэм ихэгъэхъон Iоф дэшIэгъэныр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
49 | Внекласснэ еджэн. «Ластычэу галстукыр зыхэшlыкlыгъэр»н. 122-125. | 1 | Родинэм «иIэшIугъэ» зыфэдэр агукIи ашъхьэкIи зэхашIэу, адыгэ гущыIэжъхэм мыщ щыгъэфедагъэхэм ямэхьанэхэр къагурыIохэу кIэлэеджакIохэр гъэхьазырыгъэнхэр. | Тхылъыр | |
50. | Пэрэныкъо М. «Сшыпхъумэ афэсэгъатэ»(езбыр) | 1 | Усэм IупкIэу, имэхьанэ къагурыIоу, псынкIэу къеджэнхэ алъэкIэу, бзыухэм яшIуагъэ къагурыгъэIогъэныр, къызэраухъумэн фаер кIэлэеджакIомэ къагурыгъэIогъэныр. | Тхылъыр | |
51 | Жэнэ Къ «Ныр»(езбыр) | 1 | Усэм IупкIэу, имэхьанэ къагурыIоу, псынкIэу къеджэнхэ алъэкIэу, бзыухэм яшIуагъэ къагурыгъэIогъэныр, къызэраухъумэн фаер кIэлэеджакIомэ къагурыгъэIогъэныр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
52 | Внекласснэ еджэн. «Бэджэжъыемрэ къанджымрэ»н.162-163. | 1 | Пшысэм IупкIэу, псынкIэу къяджэнхэ алъэкIэу, гъэсэпэ тхыдэу иIэр агурыгъэIогъэнырэ. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
4 четвертыр – 16ч | |||||
Тэ тищыкlагъэр мамырныгъ, зэкъошныгъ. | |||||
53 | Пэрэныкъо М. «Май». (езбыр) | 1 | Усэм IупкIэу, имэхьанэ къагурыIоу, псынкIэу къеджэнхэ алъэкIэу, бзыухэм яшIуагъэ къагурыгъэIогъэныр, къызэраухъумэн фаер кIэлэеджакIомэ къагурыгъэIогъэныр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
54 | Хьэдэгълlэ А. «О уигъатхэшъ, сихэку,сыпфэгушlо» Кощбэе П. «Текlоныгъэм имэфэкl» | 1 | Дзэкlолlэу зэо блэкlыгъэм хэтыгъэхэм шъхьакlэфэныгъэ, уасэ, лъытэныгъэ афашlэу кlэлэеджакlохэр егъэсэгъэнхэр. | Тхылъыр | |
55 | Жэнэ Къ. «Мамыр бзыу» Хьэдэгъэлlэ А. «Заор, нэлат осэхы!»(езбыр) | 1 | Мамырныгъэ тиIэным пае цIыфыхэм мэхьанэу яIэр зыфэдэр агурыгъэIогъэныр. Усэм IупкIэу, имэхьанэ къагурыIоу, псынкIэу къеджэнхэ алъэкIэу, бзыухэм яшIуагъэ къагурыгъэIогъэныр, къызэраухъумэн фаер кIэлэеджакIомэ къагурыгъэIогъэныр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
Джэгукlэхэр зэдгъшlэн – тишlэныгъи хэдгъэхъон, чэфэу, дахэу тыджэгун – типсауныгъи дгъэпытэн. | |||||
56 | Пэнэшъу Хь. «Нэнэжъ уасэу къысфишlыгъэр» Цуякъо Дж. «Къашlэ». Къуекъо Н. «Лъытакl», «Кlэлэцlыкlу джэгукlэхэр» | 1 | Кlэлэцlыкlу усэхэр, lурыlупчъэхэр. Джэгукlэхэр, лъытакlэхэр зыфоlохэрэр зэтрафын алъэкlынхэр. | Тхылъыр | |
57 | Внекласснэ еджэн. Кlэрэщэ Т. «Адыгэ хьакlэщ»н.149. | 1 | Адыгэ хапlэм игъэпсыкlэ мэхьанэшхо зыкlыратыщтыгъэр, бзэм идэхагъэрэ, икъэбзагъэрэ, унагъом илъ шэн зекlокlэ дахэхэр зыфэдагъэхэр ягъэшlэгъэныр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
58 | Цуякъо Дж. «Лъэс шыу» Кощбэе П. «Гъур» | 1 | Нахьыжъмэ узэрадэзекlон фаер, уиlэпкъ – лъэпкъыхэр зэрэбгъэпытэнхэ фаер, адыгэ джэгукlэу щыlэмэ нэlуасэ афэшlыгъэныр | Тхылъыр | |
59 | Бэрэтэрэ Хь. «Хырыхыхьэхэмкlэ тыджэгун». Къуекъо Н. «Гущыlэ джэгухэр» | 1 | Кlэлэцlыкlу усэхэр, lурыlупчъэхэр. Джэгукlэхэр, лъытакlэхэр зыфоlохэрэр зэтрафын алъэкlынхэр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
60 | Гъыщ Н. «lэгуау», «Хупl», «Зэпэкъудый», «Шыузэбэн». Нэхэе Р. «Къангъэбылъ» | 1 | Нахьыжъмэ узэрадэзекlон фаер, уиlэпкъ – лъэпкъыхэр зэрэбгъэпытэнхэ фаер, адыгэ джэгукlэу щыlэмэ нэlуасэ афэшlыгъэныр | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
61 | Бэрэтэрэ Хь. «Хырыхыхьэхэмкlэ тыджэгун». Нэхэе Р. «Дэшхоеу» | 1 | Кlэлэцlыкlу усэхэр, lурыlупчъэхэр. Джэгукlэхэр, лъытакlэхэр зыфоlохэрэр зэтрафын алъэкlынхэр. | Тхылъыр | |
Адыгэ хабзэр атэ кlэныжъ. | |||||
62 | Пэнэшъу С. «Сикlас» Жэнэ Къ «Хэбзэ дахэу тэ тиlэр джащ фэд» | 1 | Адыгэ хапlэм игъэпсыкlэ мэхьанэшхо зыкlыратыщтыгъэр, бзэм идэхагъэрэ, икъэбзагъэрэ, унагъом илъ шэн зекlокlэ дахэхэр зыфэдагъэхэр ягъэшlэгъэныр. | Тхылъыр | |
63 | Пэнэшъу Хь. «Къэрабгъэм иджан» Нэхэе Р. «Адыгэ къуай», «Адыгэ lанэр». | 1 | Родинэм «иIэшIугъэ» зыфэдэр агукIи ашъхьэкIи зэхашIэу, адыгэ гущыIэжъхэм мыщ щыгъэфедагъэхэм ямэхьанэхэр къагурыIохэу кIэлэеджакIохэр гъэхьазырыгъэнхэр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
64 | Бэгъ Н. «Гъэсэпэтхыд»зыфиlорэ усэм къыхэхыгъ. Пэнэшъу С. «Тыадыг»тэlо. Жэнэ Къ. «Тэтэжъым ипхъорэлъфы риlуагъэр» | 1 | Шэн дэгъумрэ шэн дэимрэ зэхафын алъэкIэу егъэсэгъэнхэр, адыгэ бзылъфыгъэм иунагъо кIоцI зыфэдагъэр, IэпыIэгъу фэхъущтыгъэхэр ягъэшIэгъэныр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
Жэрыlо народнэ творчествэр. | |||||
65 | Псэушъхьэхэр зыхэт пшысэхэр. | 1 | Псэушъхьэмэ яхьылlэгъэ усэ цlыкlухэр езбырэу зэрагъэшlэн алъэкlынэу, пшысэхэр ягъэшIэгъэныр. Усэмрэ рассказымрэ агъэфедэзэ псэушъхьэмэ шэнэу ахэлъхэр зыфэдэхэр къаIон алъэкIэу егъэсэгъэнхэр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | |
66 | Цlыфыр зыхэт пшысэхэр. | 1 | Тхылъыр | ||
Адыгэ гущыlэжъхэр. | 1 | lорыlуатэхэр. Гущыlэжъхэр. Хырыхыхьэхэр зыфоlохэрэр зэтрафын алъэкlынхэр. | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр | ||
68 | Гущыlэжъхэмрэ lорыlуатэхэмрэ къызхэкlыгъэхэр къэзlотэрэ къэбархэр. | 1 | Тхылъыр, ехьылIэгъэ сурэтхэр |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса.
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса....
Рабочая программа по адыгейской литературе в соответствии с ФГОС к УМК "Школа России"
Рабочая программа по адыгейской литературе (Ситимова) 2 класс...
Рабочая программа по Адыгейской литературе 2 класс
Данная национально- региональная программа "Адыгейская литература" для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составл...
Рабочая программа по адыгейской литературе 2 класс УМК "Школа России"
Основная цель программы:получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыге...
Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класс.
Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 4 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения....
Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класса составлена по авторской программе Апиш.ФН.
Рабочая программа по предмету «Адыгейская литература» разработана на основе ФГОС начального общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного...
Рабочая программа по адыгейской литературе, 1 класс, Школа России.
Рабочая программа учебного предмета «Адыгейская литература» (на русском языке) для 1 класса разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта на...