"Адыгейская литература"
рабочая программа (4 класс) на тему

Щепилова Алена Александровна

Рабочая программа по адыгейской литературе разработана для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adygeyskaya_literatura.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25»

«Рассмотрено»

на заседании  МО начальных классов

Протокол № _____   от

«___» __________ 2014 г.

Руководитель МО

__________ Карикова Л.Н.

«Согласовано»

Зам.  директора по УМР

___________ Бардюг И.М.

«___»___________2014 г

«Утверждаю»

   Директор школы

___________ Грахова Т. А.

«____»___________2014 г.

                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Педагога начальных классов

Щепиловой А.А.

по учебному курсу «Адыгейская литература»

(авторы: Ситимова С.С., Чуяко А.Б.)

для 4 класса

на 2014-2015 уч. год

УМК «Школа России»        

                                                     

Майкоп, 2014

Пояснительная записка

Данная национально-региональная программа по чтению «Адыгейская литература» для 4 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.

Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников.

Содержание материалов программы нацелено на:

  • приобщение младших школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
  • формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
  • укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.

Изучение малой Родины  имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Цели:

  • получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской детской литературы о природе, истории России и Адыгеи, о судьбах людей, осмыслить этические представления о таких понятиях, как «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнется формирование системы духовно-нравственных ценностей;
  • активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее;
  • создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами.

Задачи:

  • развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
  • учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
  • обогащать чувственный опыт ребёнка,
  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
  • расширять кругозор детей через чтение книг адыгейской культуры,
  • обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Место курса в учебном плане

Курс «Адыгейская литература» рассчитан на 237ч. В 4 классе 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии адыгейской природы,  культуры и религии;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре адыгского народа, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  • умение написать отзыв на прочитанное произведение;
  • развитие художественно-творческих способностей.

Планируемые результаты

Ученик научится:

  • называть, приводить примеры:
  • сказок народных и литературных;
  • стихов и рассказов из круга детского чтения;
  • читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и про себя;
  • выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
  • делить текст на смысловые части и оставлять простой план;
  • пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Ученик получит возможность использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
  • определять тему и жанр незнакомой книги;
  • работать со справочной литературой.
  • будет различать, сравнивать:
  • произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
  • жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
  • сказки народные и литературные;
  • словари и справочники;
  • элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
  • виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);

Формы организации учебного процесса

  • Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков.
  • Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Содержание курса (68ч.)

1. Адыгея Родина моя (9 ч.)

 Произведения поэтов и писателей о Республике Адыгея, об обычаях адыгов, о взаимопомощи народов республики.

Произведения: А. Гадагатль «Адыгея моя»; И. Машбаш «Не спорю», «Адыги», Дж. Чуяко «Добрый обычай»; Евг. Салов «Оштен»; М. Паранук «Родной язык»; Р.Нехай «Мой адыгейский язык», М. Меджажев.

2. Адыгейское устное народное творчество и национальные игры (13ч.)

Произведения:

1. Загадки о животных, птицах, растениях, явлениях природы.

2. Пословицы и поговорки о животных, добре, мужестве, честности, дружбе, профессиях.

3. Сказки о трудолюбии и лени, о животных: «Добрая девушка», «Дикий кот, лиса, волк и медведь», «Приключения пчеловода».

4. Произведения из нартского эпоса: «Нарт Шэуай на скачках», «Самоуправляемая стрела парта Тлепша», «Клещи Тлепша», «Нарты Тлепш и Худимиж».

5. Национальные игры: «Птичка из бузины», «Прыжок лягушки»,  «Кот-охотник», «Пастух», «Скакание на одной ноге», «Отбирание головных уборов».

3. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (37 ч.)

Произведения:

1. Литературная сказка: Х. Панеш «Птичка и арбузное семечко».

2. Произведения о дружбе и взаимопомощи народов Республики Адыгея: Х. Беретарь « Имя твое»; К. Жанэ «Адыг в Москве»; Дж. Чуяко « Степной простор», Р.Нехай «Склониться б пред тобой»; Евг. Салов «Лесной чемпион»; К. Жанэ «И не то еще увидишь»; Дж. Чуяко «Две дудки»; Евг. Салов «Лагонаки»; Р. Нехай «Адыгейский стол»; И. Машбаш «Черкеска»;  К. Кесебежев «Нашей матери»,  Д. Чамоков «Ты мне мать и отец», Ю. Крючков «Слово о маме», К. Жанэ «Дружба».

3. Произведения о временах года: И. Машбаш «Поющая синева», Р.Нехай «Ночной дождь», Х. Андрухаев  «Ласточка», Евг. Салов «Даховская мозаика», Х. Хурумов «Родник»; Н. Куек «Ким и дождь»;  К. Жанэ «Реченька-речка»; Дж. Чуяко «Ласточка».

4. Произведения о замечательных людях и их профессиях: К. Жанэ «Гармонистка», «Ашуг»,

«Слово о Шевченко».

5. Произведения о войне и мире: Д. Костанов «В годы войны» (из романа «Белая кувшинка»); К. Жанэ «Это было в бою, это было зимой»; К. Жанэ «Цветы как люди»; Н. Багов «Победитель», Ю. Крючков «Память».

4.Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея

(9ч.).

1. Загадки о растениях, животных, явлениях природы.

2. Пословицы о труде, профессии, мужестве, честности, уме, добре, зле.

З. Сказки о животных, людях и их профессиях: «Пастушья дудочка» (русская сказка), «Портной, медведь и бесенок» (татарская сказка), «Глупый Волк» (кабардинская сказка), « Лиса и собака» (кабардинская сказка), «Как одурачили царя» (армянская сказка), «Острый ум и ловкие руки» (адыгская сказка), «Кому подарить бешмет?» (абхазская сказка), «Как барин коней высиживал» (греческая сказка).

4. Стихотворения: А.С. Пушкин «Птичка», П. Хачатрян «Армянский язык», Ф. Балкарова «Я дочь Кавказа», С.Мурадян «Мама и весна», М. Джалиль «Колыбельная дочери».

5. Рассказы: Н. Фаттах «Наш дедушка», Н. Тынянский «Упрямый цыпленок».


Тематическое планирование

4 класс (68 ч.)

№ п\п

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности

учащихся

Д/з

УУД

По плану

Факти-

ческая

Адыгея — Родина моя (9 ч.)

Республика Адыгея. Майкоп - столица Адыгеи.

Знакомиться с учебником и учебными пособиями, целями и задачами раздела; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

обобщать знания, полученные во 3 классе; работать в паре:

анализировать текст учебника,

извлекать из него необходимую информацию; сравнивать произведения поэтов по темам; развивать речь, память, навыки чтения, образное мышление;

прививать любовь к родной земле, к природе; воспитывать толерантное отношение к другим народам;

формулировать выводы из изученного материала,

отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке.

подготовить сообщение о своей малой Родине.

Л-01

Л-02

Л-03

Л-05

Л-07

Л-09

Л-13

Л-15

Л-20

Л-21

Л-23

Р-01

Р-02

Р-07

Р-08

Р-13

Р-16

П-01

П-02

П-04

П-06

П-16

П-19

К-02

К-04

К-06

К-07

К-09

К-11

К-12

К-16

К-18

К-19

К-20

К-21

Ч1-01

Ч1-02

Ч1-04

Ч1-05

Ч1-06

Ч2-02

Ч2-07

Ч2-08

Ч3-03

Ч3-02

Ч3-08

Ч4-02

А. Гадагатль. Стихотворение  «Адыгея моя».

с.3-4 выраз. чит., вопросы.

И. Машбаш. Стихотворение «Не спорю».

с.4-5 выраз. чит., вопросы.

Евг. Салов. Стихотворение «Оштен».

с. 6 выучить наизусть, вопросы.

И. Машбаш. Стихотворение «Адыги».

с.6-8 выраз. чит., вопросы.

Дж. Чуяко. Стихотворение «Добрый обычай».

с.8-9 выраз. чит., вопросы.

М. Паранук. Стихотворение «Родной язык».

с.9-11 выраз. чит., вопросы.

Р. Нехай. Стихотворение «Мой адыгейский язык».

с.12-13 выраз. чит., вопросы.

М. Меджажев «Прекрасна моя Адыгея».

с.13-14 выраз. чит., вопросы.

Адыгейское устное народное творчество и национальные игры (13ч.)

Загадки о животных, разных предметах, явлениях природы. Пословицы и поговорки о животных, добре, мужестве, честности, дружбе, профессиях.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

находить сходства в произведениях адыгских и русских народов, их отличия;

анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе;

уметь пользоваться приёмом олицетворения в народном творчестве;

уметь различать малые жанры фольклора; проявлять интерес к устному народному творчеству;

развивать речь, память, навыки чтения; оценивать богатство внутреннего мира человека;

работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека;

формулировать выводы из изученного материала,

отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке.

найти загадки и пословицы о мужестве, честности, дружбе, профессиях.

Сказка о трудолюбии и лени: « Добрая девушка».

с.16-22 пересказ, вопросы.

Сказка о животных: «Дикий кот, лиса, волк и медведь».

с.22-27 пересказ, вопросы.

Произведения из адыгейского нартского эпоса. Сказание «Нарт Шэуай на скачках».

с. 27-31 пересказ, вопросы.

Сказание «Самоуправляемая стрела нарта Тлепша».

с.31-34 пересказ, вопросы.

Сказание «Клещи Тлепша».

с.34-35 пересказ, вопросы.

Сказание «Нарты Тлепш и Худимиж».

с.36-38 пересказ, вопросы.

Произведения из адыгейского нартского эпоса. Обобщающий урок.

сделать иллюстрацию к одному из сказаний.

Национальные игры: «Птичка из бузины», «Прыжок лягушки».

с.38-40 разучивание игры.

Игры: «Кот-охотник», «Пастух».

с.40-42 разучивание игры.

Игры: «Скакание на одной ноге», «Отбирание головных уборов».

с.42-44 разучивание игры.

Национальные игры. Повторение.

найти 2-3 национальные игры и разучить

Пословицы и поговорки. Повторение.

написать по 4-5 пословиц и поговорок, сделать к ним иллюстрацию

Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (37 ч.)

Х. Панеш. Сказка «Птичка и арбузное семечко».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать текст произведения с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком,

рассказывать о них;

уметь находить в тексте средства художественной выразительности; сопоставлять живопись и поэзию,

выражать свои мысли и чувства; 

передавать содержание и определять основную мысль произведения,

делить текст на части,

характеризовать героев; 

анализировать стихотворный текст;

развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста, сопоставление стихотворений и картин;

знать произведения адыгских поэтов наизусть; формулировать выводы из изученного материала,

отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

с.45-56 выраз. чит., вопросы.

Х. Беретарь. Стихотворение «Имя твое».

с.56-57 выраз. чит., вопросы.

К. Жанэ. Стихотворение «Адыг в Москве».

с.57-58 выраз. чит., вопросы.

Дж. Чуяко. Стихотворение «Степной простор».

с.59 выучить наизусть, с. 60 вопросы.

Р. Нехай. Стихотворение «Склониться б пред тобой».

с.60 выраз. чит., вопросы.

Евг. Салов. Стихотворение «Лесной чемпион».

с.61 выучить наизусть, вопросы.

К. Жанэ. Стихотворение «И не то еще увидишь».

с.61-62 выраз. чит., вопросы.

Дж. Чуяко. Стихотворение «Две дудки».

с.63-64 выраз. чит., вопросы.

Евг. Салов. Стихотворение «Лагонаки». Р. Нехай. Стихотворение «Адыгейский стол».

с.65 выучить наизусть, с. 66 выраз. чит.

И. Машбаш. Стихотворение «Черкеска».

с.66-68 выраз. чит., вопросы.

К. Кесебежев. Стихотворение «Нашей матери».

с.68-69 выраз. чит., вопросы.

Д. Чамоков. Стихотворение «Ты мне мать и отец».

с.69-70 выучить наизусть, вопросы.

Д. Костанов «В годы войны» (из романа «Белая кувшинка»).

с.70-71 пересказ, вопросы.

К. Жанэ. Стихотворение «Это было в бою, это было зимой».

с.72-73 выраз. чит., вопросы.

Евг. Салов. Стихотворение «Орлиная тоска».

с.73-74 выраз. чит., вопросы.

К. Жанэ. Стихотворения «Цветы как люди»,«Гость».

с.74-75, с.77-78 выраз. чит., вопросы.

Р.Нехай. Стихотворения «Нарты», «Друг».

с.75-77, 78-80  выраз. чит., вопросы.

К. Жанэ. Стихотворения «Я дарю людям песни», «Дружба».

с.80, с.84-86 выраз. чит., вопросы.

Н. Багов. Баллада «Победитель».

с.81-83 выраз. чит., вопросы.

Ю. Чуяко «Симсура» (отрывок из повести «Чужая боль»).

с.86-87 пересказ, вопросы.

Евг. Салов. Стихотворения «Зарецкий орех», «Мезмайские яблоки».

с.88-89 выучить наизусть по выбору, вопросы.

К. Жанэ. Стихотворение «Тост».

с.89-91 выраз. чит., вопросы.

Ю. Крючков. Стихотворение «Слово о маме».

с.91 выучить наизусть, вопросы.

К. Жанэ. Стихотворение «Реченька-речка».

с.92-93 выраз. чит., вопросы.

Н. Куёк. Стихотворение «Ким и дождь».

с.93-96 выраз. чит., вопросы.

Х. Андрухаев. Стихотворение «Ласточка».

с.97 выучить наизусть, вопросы.

Р. Ачмиз. Стихотворение «Танец адыгов».

с.97-98 выраз. чит., вопросы.

К. Жанэ. Стихотворение «Подарок».

с.99-100 выраз. чит., вопросы.

К. Жанэ. Стихотворения «Ашуг», «Слово о Шевченко».

с.100-103 выраз. чит., вопросы.

Х. Хурумов. Стихотворение «Принимаю вызов».

с.103 выучить наизусть

Х. Панеш. Стихотворение «Беч учится плавать».

с.104-105 выраз. чит., вопросы.

Х. Панеш. Стихотворение «День начинай с добра…».

с.105 выучить наизусть

Х. Хурумов. Стихотворение «Родник».

с.106  выраз. чит., вопросы.

Дж. Чуяко. Стихотворение «Ласточка».

с.107 выучить наизусть, вопросы.

И. Машбаш. Стихотворение «Поющая синева».

с.108 выучить наизусть, вопросы.

Х. Панеш. Стихотворение «Что за зверь?».

с.109-110 выраз. чит., вопросы

Р. Нехай. Стихотворения «Как красив жеребёнок в июле», «Ночной дождь».

с.111-112  выраз. чит., вопросы

Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея (9ч.).

Загадки о растениях, животных, явлениях природы.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

работать в паре: 

анализировать существенные признаки произведений,

обсуждать свои выводы,

осуществлять самопроверку;

уметь различать жанры народного творчества адыгов;

знать основные литературные произведения; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

с.115-117 отгадать загадки

Пословицы о труде, профессии, мужестве, честности, уме, добре, зле.

с.117-118 выраз. чит., вопросы.

Русская сказка «Пастушья дудочка».

с.118-124 пересказ, вопросы.

Татарская сказка «Портной, медведь и бесенок».

с.125-130 пересказ, вопросы.

Сказки о животных, людях и их профессиях: «Глупый Волк» (кабардинская сказка), « Лиса и собака» (кабардинская сказка), «Как одурачили царя» (армянская сказка).

с.130-137 пересказ, вопросы.

Адыгская сказка «Острый ум и ловкие руки».

с.137-140 пересказ, вопросы.

Абхазская сказка «Кому подарить бешмет?», греческая сказка «Как барин коней высиживал».

с.140-146 пересказ, вопросы.

Стихотворения.

с.148-152 выраз. чит., вопросы

Рассказы: Н. Фаттах «Наш дедушка», Н. Тынянский «Упрямый цыпленок».

с.152-156 пересказ, вопросы.


Книгопечатная продукция учебного предмета

  • А. Б. Чуяко, С.С. Ситимова. Родные просторы. Книга для чтения. 4 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005
  • А.А. Схаляхо, Х.А. Хот. Адыгейская литература. Хрестоматия для 10 классов. М., Ад. респ. кн. изд,2000.
  • А.Б. Чуяко. Адыгские народные сказки и произведения из нартского эпоса. Адыгские подвижные игры. - М., 1997.
  • Пер. садыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.
  • Адыгские сказания. М., адыг.кн. изд., 1993.
  • З. У. Блягоз. Жемчужины народной мудрости. Адыгейские пословицы и поговорки. М., адыг.кн. изд., 1992.
  • Адыгейский фольклор. В 2 кн. М., Адыг. НИИ, 1980.
  • Писатели Адыгеи. Биографический справочник. М., отд. кн. изд., 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса.

Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса....

Рабочая программа по адыгейской литературе в соответствии с ФГОС к УМК "Школа России"

Рабочая программа по адыгейской литературе (Ситимова) 2 класс...

Рабочая программа по Адыгейской литературе 2 класс

Данная национально- региональная программа "Адыгейская литература" для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составл...

Рабочая программа по адыгейской литературе 2 класс УМК "Школа России"

Основная цель программы:получит  возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыге...

Рабочая программа по адыгейской литературе 3 класс УМК "Школа России"

Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с уч...

Рабочая программа "Адыгейская литература", 3 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по адыгейской литературе (3 класс) по учебнику С.С.Ситимовой, А.б.Чуяко "Родные просторы"....

Адыгейская литература

Контрольные работы по литературе...