"Адыгейская литература"
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа по адыгейской литературе разработана для 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adygeyskaya_literatura.doc | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25»
«Рассмотрено» на заседании МО начальных классов Протокол № _____ от «___» __________ 2014 г. Руководитель МО __________ Карикова Л.Н. | «Согласовано» Зам. директора по УМР ___________ Бардюг И.М. «___»___________2014 г | «Утверждаю» Директор школы ___________ Грахова Т. А. «____»___________2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Педагога начальных классов
Щепиловой А.А.
по учебному курсу «Адыгейская литература»
(авторы: Ситимова С.С., Чуяко А.Б.)
для 4 класса
на 2014-2015 уч. год
УМК «Школа России»
Майкоп, 2014
Пояснительная записка
Данная национально-региональная программа по чтению «Адыгейская литература» для 4 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников.
Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение младших школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.
Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Цели:
- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской детской литературы о природе, истории России и Адыгеи, о судьбах людей, осмыслить этические представления о таких понятиях, как «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнется формирование системы духовно-нравственных ценностей;
- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее;
- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами.
Задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг адыгейской культуры,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Место курса в учебном плане
Курс «Адыгейская литература» рассчитан на 237ч. В 4 классе 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии адыгейской природы, культуры и религии;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре адыгского народа, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- называть, приводить примеры:
- сказок народных и литературных;
- стихов и рассказов из круга детского чтения;
- читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и про себя;
- выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
- определять тему и главную мысль произведения;
- ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на смысловые части и оставлять простой план;
- пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему.
Ученик получит возможность использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- для самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
- определять тему и жанр незнакомой книги;
- работать со справочной литературой.
- будет различать, сравнивать:
- произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
- жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
- сказки народные и литературные;
- словари и справочники;
- элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
- виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);
Формы организации учебного процесса
- Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков.
- Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Содержание курса (68ч.)
1. Адыгея — Родина моя (9 ч.)
Произведения поэтов и писателей о Республике Адыгея, об обычаях адыгов, о взаимопомощи народов республики.
Произведения: А. Гадагатль «Адыгея моя»; И. Машбаш «Не спорю», «Адыги», Дж. Чуяко «Добрый обычай»; Евг. Салов «Оштен»; М. Паранук «Родной язык»; Р.Нехай «Мой адыгейский язык», М. Меджажев.
2. Адыгейское устное народное творчество и национальные игры (13ч.)
Произведения:
1. Загадки о животных, птицах, растениях, явлениях природы.
2. Пословицы и поговорки о животных, добре, мужестве, честности, дружбе, профессиях.
3. Сказки о трудолюбии и лени, о животных: «Добрая девушка», «Дикий кот, лиса, волк и медведь», «Приключения пчеловода».
4. Произведения из нартского эпоса: «Нарт Шэуай на скачках», «Самоуправляемая стрела парта Тлепша», «Клещи Тлепша», «Нарты Тлепш и Худимиж».
5. Национальные игры: «Птичка из бузины», «Прыжок лягушки», «Кот-охотник», «Пастух», «Скакание на одной ноге», «Отбирание головных уборов».
3. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (37 ч.)
Произведения:
1. Литературная сказка: Х. Панеш «Птичка и арбузное семечко».
2. Произведения о дружбе и взаимопомощи народов Республики Адыгея: Х. Беретарь « Имя твое»; К. Жанэ «Адыг в Москве»; Дж. Чуяко « Степной простор», Р.Нехай «Склониться б пред тобой»; Евг. Салов «Лесной чемпион»; К. Жанэ «И не то еще увидишь»; Дж. Чуяко «Две дудки»; Евг. Салов «Лагонаки»; Р. Нехай «Адыгейский стол»; И. Машбаш «Черкеска»; К. Кесебежев «Нашей матери», Д. Чамоков «Ты мне мать и отец», Ю. Крючков «Слово о маме», К. Жанэ «Дружба».
3. Произведения о временах года: И. Машбаш «Поющая синева», Р.Нехай «Ночной дождь», Х. Андрухаев «Ласточка», Евг. Салов «Даховская мозаика», Х. Хурумов «Родник»; Н. Куек «Ким и дождь»; К. Жанэ «Реченька-речка»; Дж. Чуяко «Ласточка».
4. Произведения о замечательных людях и их профессиях: К. Жанэ «Гармонистка», «Ашуг»,
«Слово о Шевченко».
5. Произведения о войне и мире: Д. Костанов «В годы войны» (из романа «Белая кувшинка»); К. Жанэ «Это было в бою, это было зимой»; К. Жанэ «Цветы как люди»; Н. Багов «Победитель», Ю. Крючков «Память».
4.Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея
(9ч.).
1. Загадки о растениях, животных, явлениях природы.
2. Пословицы о труде, профессии, мужестве, честности, уме, добре, зле.
З. Сказки о животных, людях и их профессиях: «Пастушья дудочка» (русская сказка), «Портной, медведь и бесенок» (татарская сказка), «Глупый Волк» (кабардинская сказка), « Лиса и собака» (кабардинская сказка), «Как одурачили царя» (армянская сказка), «Острый ум и ловкие руки» (адыгская сказка), «Кому подарить бешмет?» (абхазская сказка), «Как барин коней высиживал» (греческая сказка).
4. Стихотворения: А.С. Пушкин «Птичка», П. Хачатрян «Армянский язык», Ф. Балкарова «Я дочь Кавказа», С.Мурадян «Мама и весна», М. Джалиль «Колыбельная дочери».
5. Рассказы: Н. Фаттах «Наш дедушка», Н. Тынянский «Упрямый цыпленок».
Тематическое планирование
4 класс (68 ч.)
№ п\п | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Д/з | УУД | |
По плану | Факти- ческая | |||||
Адыгея — Родина моя (9 ч.) | ||||||
Республика Адыгея. Майкоп - столица Адыгеи. | Знакомиться с учебником и учебными пособиями, целями и задачами раздела; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обобщать знания, полученные во 3 классе; работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать произведения поэтов по темам; развивать речь, память, навыки чтения, образное мышление; прививать любовь к родной земле, к природе; воспитывать толерантное отношение к другим народам; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке. | подготовить сообщение о своей малой Родине. | Л-01 Л-02 Л-03 Л-05 Л-07 Л-09 Л-13 Л-15 Л-20 Л-21 Л-23 Р-01 Р-02 Р-07 Р-08 Р-13 Р-16 П-01 П-02 П-04 П-06 П-16 П-19 К-02 К-04 К-06 К-07 К-09 К-11 К-12 К-16 К-18 К-19 К-20 К-21 Ч1-01 Ч1-02 Ч1-04 Ч1-05 Ч1-06 Ч2-02 Ч2-07 Ч2-08 Ч3-03 Ч3-02 Ч3-08 Ч4-02 | |||
А. Гадагатль. Стихотворение «Адыгея моя». | с.3-4 выраз. чит., вопросы. | |||||
И. Машбаш. Стихотворение «Не спорю». | с.4-5 выраз. чит., вопросы. | |||||
Евг. Салов. Стихотворение «Оштен». | с. 6 выучить наизусть, вопросы. | |||||
И. Машбаш. Стихотворение «Адыги». | с.6-8 выраз. чит., вопросы. | |||||
Дж. Чуяко. Стихотворение «Добрый обычай». | с.8-9 выраз. чит., вопросы. | |||||
М. Паранук. Стихотворение «Родной язык». | с.9-11 выраз. чит., вопросы. | |||||
Р. Нехай. Стихотворение «Мой адыгейский язык». | с.12-13 выраз. чит., вопросы. | |||||
М. Меджажев «Прекрасна моя Адыгея». | с.13-14 выраз. чит., вопросы. | |||||
Адыгейское устное народное творчество и национальные игры (13ч.) | ||||||
Загадки о животных, разных предметах, явлениях природы. Пословицы и поговорки о животных, добре, мужестве, честности, дружбе, профессиях. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить сходства в произведениях адыгских и русских народов, их отличия; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; уметь пользоваться приёмом олицетворения в народном творчестве; уметь различать малые жанры фольклора; проявлять интерес к устному народному творчеству; развивать речь, память, навыки чтения; оценивать богатство внутреннего мира человека; работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке. | найти загадки и пословицы о мужестве, честности, дружбе, профессиях. | ||||
Сказка о трудолюбии и лени: « Добрая девушка». | с.16-22 пересказ, вопросы. | |||||
Сказка о животных: «Дикий кот, лиса, волк и медведь». | с.22-27 пересказ, вопросы. | |||||
Произведения из адыгейского нартского эпоса. Сказание «Нарт Шэуай на скачках». | с. 27-31 пересказ, вопросы. | |||||
Сказание «Самоуправляемая стрела нарта Тлепша». | с.31-34 пересказ, вопросы. | |||||
Сказание «Клещи Тлепша». | с.34-35 пересказ, вопросы. | |||||
Сказание «Нарты Тлепш и Худимиж». | с.36-38 пересказ, вопросы. | |||||
Произведения из адыгейского нартского эпоса. Обобщающий урок. | сделать иллюстрацию к одному из сказаний. | |||||
Национальные игры: «Птичка из бузины», «Прыжок лягушки». | с.38-40 разучивание игры. | |||||
Игры: «Кот-охотник», «Пастух». | с.40-42 разучивание игры. | |||||
Игры: «Скакание на одной ноге», «Отбирание головных уборов». | с.42-44 разучивание игры. | |||||
Национальные игры. Повторение. | найти 2-3 национальные игры и разучить | |||||
Пословицы и поговорки. Повторение. | написать по 4-5 пословиц и поговорок, сделать к ним иллюстрацию | |||||
Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (37 ч.) | ||||||
Х. Панеш. Сказка «Птичка и арбузное семечко». | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать текст произведения с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, рассказывать о них; уметь находить в тексте средства художественной выразительности; сопоставлять живопись и поэзию, выражать свои мысли и чувства; передавать содержание и определять основную мысль произведения, делить текст на части, характеризовать героев; анализировать стихотворный текст; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста, сопоставление стихотворений и картин; знать произведения адыгских поэтов наизусть; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | с.45-56 выраз. чит., вопросы. | ||||
Х. Беретарь. Стихотворение «Имя твое». | с.56-57 выраз. чит., вопросы. | |||||
К. Жанэ. Стихотворение «Адыг в Москве». | с.57-58 выраз. чит., вопросы. | |||||
Дж. Чуяко. Стихотворение «Степной простор». | с.59 выучить наизусть, с. 60 вопросы. | |||||
Р. Нехай. Стихотворение «Склониться б пред тобой». | с.60 выраз. чит., вопросы. | |||||
Евг. Салов. Стихотворение «Лесной чемпион». | с.61 выучить наизусть, вопросы. | |||||
К. Жанэ. Стихотворение «И не то еще увидишь». | с.61-62 выраз. чит., вопросы. | |||||
Дж. Чуяко. Стихотворение «Две дудки». | с.63-64 выраз. чит., вопросы. | |||||
Евг. Салов. Стихотворение «Лагонаки». Р. Нехай. Стихотворение «Адыгейский стол». | с.65 выучить наизусть, с. 66 выраз. чит. | |||||
И. Машбаш. Стихотворение «Черкеска». | с.66-68 выраз. чит., вопросы. | |||||
К. Кесебежев. Стихотворение «Нашей матери». | с.68-69 выраз. чит., вопросы. | |||||
Д. Чамоков. Стихотворение «Ты мне мать и отец». | с.69-70 выучить наизусть, вопросы. | |||||
Д. Костанов «В годы войны» (из романа «Белая кувшинка»). | с.70-71 пересказ, вопросы. | |||||
К. Жанэ. Стихотворение «Это было в бою, это было зимой». | с.72-73 выраз. чит., вопросы. | |||||
Евг. Салов. Стихотворение «Орлиная тоска». | с.73-74 выраз. чит., вопросы. | |||||
К. Жанэ. Стихотворения «Цветы как люди»,«Гость». | с.74-75, с.77-78 выраз. чит., вопросы. | |||||
Р.Нехай. Стихотворения «Нарты», «Друг». | с.75-77, 78-80 выраз. чит., вопросы. | |||||
К. Жанэ. Стихотворения «Я дарю людям песни», «Дружба». | с.80, с.84-86 выраз. чит., вопросы. | |||||
Н. Багов. Баллада «Победитель». | с.81-83 выраз. чит., вопросы. | |||||
Ю. Чуяко «Симсура» (отрывок из повести «Чужая боль»). | с.86-87 пересказ, вопросы. | |||||
Евг. Салов. Стихотворения «Зарецкий орех», «Мезмайские яблоки». | с.88-89 выучить наизусть по выбору, вопросы. | |||||
К. Жанэ. Стихотворение «Тост». | с.89-91 выраз. чит., вопросы. | |||||
Ю. Крючков. Стихотворение «Слово о маме». | с.91 выучить наизусть, вопросы. | |||||
К. Жанэ. Стихотворение «Реченька-речка». | с.92-93 выраз. чит., вопросы. | |||||
Н. Куёк. Стихотворение «Ким и дождь». | с.93-96 выраз. чит., вопросы. | |||||
Х. Андрухаев. Стихотворение «Ласточка». | с.97 выучить наизусть, вопросы. | |||||
Р. Ачмиз. Стихотворение «Танец адыгов». | с.97-98 выраз. чит., вопросы. | |||||
К. Жанэ. Стихотворение «Подарок». | с.99-100 выраз. чит., вопросы. | |||||
К. Жанэ. Стихотворения «Ашуг», «Слово о Шевченко». | с.100-103 выраз. чит., вопросы. | |||||
Х. Хурумов. Стихотворение «Принимаю вызов». | с.103 выучить наизусть | |||||
Х. Панеш. Стихотворение «Беч учится плавать». | с.104-105 выраз. чит., вопросы. | |||||
Х. Панеш. Стихотворение «День начинай с добра…». | с.105 выучить наизусть | |||||
Х. Хурумов. Стихотворение «Родник». | с.106 выраз. чит., вопросы. | |||||
Дж. Чуяко. Стихотворение «Ласточка». | с.107 выучить наизусть, вопросы. | |||||
И. Машбаш. Стихотворение «Поющая синева». | с.108 выучить наизусть, вопросы. | |||||
Х. Панеш. Стихотворение «Что за зверь?». | с.109-110 выраз. чит., вопросы | |||||
Р. Нехай. Стихотворения «Как красив жеребёнок в июле», «Ночной дождь». | с.111-112 выраз. чит., вопросы | |||||
Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея (9ч.). | ||||||
Загадки о растениях, животных, явлениях природы. | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; работать в паре: анализировать существенные признаки произведений, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку; уметь различать жанры народного творчества адыгов; знать основные литературные произведения; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | с.115-117 отгадать загадки | ||||
Пословицы о труде, профессии, мужестве, честности, уме, добре, зле. | с.117-118 выраз. чит., вопросы. | |||||
Русская сказка «Пастушья дудочка». | с.118-124 пересказ, вопросы. | |||||
Татарская сказка «Портной, медведь и бесенок». | с.125-130 пересказ, вопросы. | |||||
Сказки о животных, людях и их профессиях: «Глупый Волк» (кабардинская сказка), « Лиса и собака» (кабардинская сказка), «Как одурачили царя» (армянская сказка). | с.130-137 пересказ, вопросы. | |||||
Адыгская сказка «Острый ум и ловкие руки». | с.137-140 пересказ, вопросы. | |||||
Абхазская сказка «Кому подарить бешмет?», греческая сказка «Как барин коней высиживал». | с.140-146 пересказ, вопросы. | |||||
Стихотворения. | с.148-152 выраз. чит., вопросы | |||||
Рассказы: Н. Фаттах «Наш дедушка», Н. Тынянский «Упрямый цыпленок». | с.152-156 пересказ, вопросы. |
Книгопечатная продукция учебного предмета
- А. Б. Чуяко, С.С. Ситимова. Родные просторы. Книга для чтения. 4 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005
- А.А. Схаляхо, Х.А. Хот. Адыгейская литература. Хрестоматия для 10 классов. М., Ад. респ. кн. изд,2000.
- А.Б. Чуяко. Адыгские народные сказки и произведения из нартского эпоса. Адыгские подвижные игры. - М., 1997.
- Пер. садыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.
- Адыгские сказания. М., адыг.кн. изд., 1993.
- З. У. Блягоз. Жемчужины народной мудрости. Адыгейские пословицы и поговорки. М., адыг.кн. изд., 1992.
- Адыгейский фольклор. В 2 кн. М., Адыг. НИИ, 1980.
- Писатели Адыгеи. Биографический справочник. М., отд. кн. изд., 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса.
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса....
Рабочая программа по адыгейской литературе в соответствии с ФГОС к УМК "Школа России"
Рабочая программа по адыгейской литературе (Ситимова) 2 класс...
Рабочая программа по Адыгейской литературе 2 класс
Данная национально- региональная программа "Адыгейская литература" для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составл...
Рабочая программа по адыгейской литературе 2 класс УМК "Школа России"
Основная цель программы:получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыге...
Рабочая программа по адыгейской литературе 3 класс УМК "Школа России"
Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с уч...
Рабочая программа "Адыгейская литература", 3 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по адыгейской литературе (3 класс) по учебнику С.С.Ситимовой, А.б.Чуяко "Родные просторы"....
Адыгейская литература
Контрольные работы по литературе...