Урок литературного чтения в 4 классе. Б.Пастернак "Золотая осень"
методическая разработка по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения по программе "школа России". На уроке использованы современные образовательные технологии - ИКТ, исследовательская деятельность, групповая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya.docx | 25.34 КБ |
poeticheskaya_tetrad.docx | 115.15 КБ |
prilozheniya_k_uroku.docx | 14.5 КБ |
gelendzhikskie_kanikuly_b.pasternaka.docx | 43.28 КБ |
urok.ppt | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения в 4 классе
Тема: Б.Л.Пастернак «Золотая осень»
Цель:
- Воспитывать любовь к родному краю, через эстетическое переживание детьми прочитанного стихотворения.
Задачи:
-Научить детей анализировать стихотворный текст, уметь использовать в данной работе литературоведческие понятия (сравнение, олицетворение, эпитет)
-Развивать умение работать с заглавием произведения, соотносить заглавие с содержанием текста и иллюстрацией. Умение находить в стихотворном тексте слова и выражения, которые использовал автор для описания картин природы.
Целесообразность:
- пополнение словарного запаса;
- расширение кругозора младшего школьника;
- развитие образного мышления;
- формирование эстетически культурной личности.
Ход урока
- Орг. класса
-Я очень люблю уроки литературного чтения. А вы их любите? А за что?
-А чего вы ждете от сегодняшнего урока? Начните свои ответы со слов:
«Сегодня на уроке мне хотелось бы…»
-А чтобы все у нас с вами все получилось, что нам на уроке необходимо?
-Мы себя настроили на деловой лад. И пусть все у нас получится!
2. Актуализация знаний. Работа с текстом до чтения.
-Каждый урок литературного чтения это новые встречи. А с кем или с чем можно встретиться на уроке?
-Сегодняшний урок не исключение. Нас ждет встреча. Впрочем, вы скоро все узнаете.
-Предлагаю послушать музыкальный фрагмент (звучит «Осенняя симфония»), а вы закройте глаза и попробуйте себе представить….
-Что вы себе представили? (картины осени) С помощью чего нарисована картина осени? (ноты)
-А кто создает музыкальные произведения? (композитор)
-Посмотрите на картину Мусатова («Осенняя песня»).
-Какое название вы дали бы этой картине? А с помощью чего она нарисована?
- А кто создает произведения живописи? (краски, художник)
-А как вы думаете, можно ли картину осени нарисовать с помощью слов?(слово)
- А как называют мастера слова? (поэт, писатель)
Итак, композитор, художник, поэт или писатель с помощью своих инструментов могут создавать картины. А создание произведения – это ….творчество.
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Что мы должны сделать?
-Итак, хотите посмотреть, как мастер слова рисует картину осени?
-Я вас приглашаю в мастерскую художника слова.
- Работа с текстом во время чтения.
-Прочитайте заголовок. Что необычного? (все обычно, такой эпитет часто встречается в поэзии).
-Представьте себе, что вы в мастерской, и, взяв вас за руку, мастер повел вас…
Мы будем идти с мастером и вести с ним диалог – задавать ему вопросы, а также беседовать друг с другом.
Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог Заглядевшихся в озера. | -Какой вопрос у вас возникает? -Значение слова можно посмотреть в толковом словарике. -Кто скажет, что оно обозначает? -Что вначале показывает поэт? | Что такое чертог? Просеки лесных дорог. | |
Автор вводит нас в свою сказку. Он открывает нам дверь в свой сказочный мир. -А как вы себе представляете осенний сказочный дворец? Создание ассоциативного куста. сказочный дворец -А теперь давайте посмотрим, что же еще нам показывает автор? | |||
Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой. | -Зачем автор несколько раз повторяет одно и тоже слово? (мы же «как на выставке картин». Мы ходим и рассматриваем. -Что уже увидели? (залы разных деревьев в позолоте небывалой). -Продолжим путешествие по сказочному чертогу? | ||
Липы обруч золотой – Как венец на новобрачной. Лик березы - под фатой Подвенечной и прозрачной. | - | ||
Погребенная земля Под листвой в канавах, в ямах. В желтых кленах флигеля, Словно в золоченых рамах. | |||
Где нельзя ступить в овраг, Чтоб не стало всем известно: Так бушует, что ни шаг Под ногами лист древесный. | -Какой вопрос возникает? (почему нельзя тихо ступить в овраг? Почему становится всем известно?) Листья шуршат под ногами… | ||
Где звучит в конце аллей Эхо у крутого спуска И зари вишневый клей Застывает в виде сгустка. | Слайд – вишневый клей | ||
Осень. Древний уголок Старых книг, одежд, оружья, Где сокровищ каталог Перелистывает стужа. | -Путешествие по сказочному осеннему дворцу закончилось. Мы пришли в древний уголок. Здесь все старое, древнее. На что это похоже? (музей) Сказочный дворец опустел…и вся былая красота осталась только на страницах каталога… |
- Вам понравилось путешествие по дворцу? Что вас впечатлило? (высказывания детей)
-Что увидел автор и не увидели мы? (дополнение к ас.кусту)
-С помощью чего автору удалось прогулку по лесу превратить в сказочное путешествие по дворцу? (с помощью слов)
-А как называются эти средства изобразительности? (эпитеты, сравнения)
3. Работа с текстом после чтения.
Работа в парах.
-Найдите в тексте и выделите эпитеты и сравнения. Проверка.
-Сравните 1 и последнюю строфу. Что вы заметили? (приглашение во дворец и уже опустевший дворец)
-Давайте вернемся к заглавию. Золотая осень…Докажите, что это название подходит к стихотворению? (в тексте находят слова – позолота, золоченый, и т.д.)
Исследование.
По вариантам.
- Художники (найти примеры использования красок)
- Музыканты (найти звуковые образы)
- Историки (тема времени)
Во время работы можно включить музыку.
Проверка.
Вывод – возвращение к началу урока (по кластеру)
- Можно ли с помощью слова нарисовать картину? (убираю «ноты», «краски»)
-В стихотворении мы увидели руку художника, музыканта и поэта. Как вы думаете, кто этот таинственный талантливый мастер? (открываю детям фамилию поэта – Б.Пастернак + слайд с портретом)
Вписываем в поэтическую тетрадь его фамилию.
Борис Пастернак – личность многогранная. Сейчас мы отроем несколько секретов о поэте.
На листах вопросы:
- Где и когда родился Б.Пастернак?
- Кем были его родители?
- С кем из известных творческих людей был знаком Пастернак?
- Как Геленджик связан с его именем?
Детям читаю вопрос. Они предлагают свой ответ. Проверяем по секретному пакетику.
Предлагаю вам прослушать стихотворение в актерском исполнении. Совместим несовместимое. Стихотворение, написанное почти 60 лет назад…
(аудиозапись с презентацией)
-знакомы ли вам эти места? (это наш Геленджик)
-Представьте на минутку, что по улицам нашего города ходил этот мастер слова. И может быть, именно красота нашего города вдохновила его на написание стихотворения «Золотая осень».
- Рефлексия.
-Ребята, в начале урока мы с вами говорили о том, что литературное чтение это встречи. С кем состоялась сегодня встреча? Куда нас приглашал автор?
-меня удивило…
-меня впечатлило…
-мне захотелось…
На обратной стороне тетради вы увидите несколько вариантов домашнего задания. Вы можете выбрать одно или несколько и отметьте их маркером.
-Кому интересны все задания?
Я надеюсь, что путешествие в последний день зимы и в преддверии весны, было интересным ….
Предварительный просмотр:
Золотая осень.
Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просека лесных дорог, Заглядевшихся в озёра. | |
Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой. | |
Липы обруч золотой – Как венец на новобрачной. Лик берёзы – под фатой Подвенечной и прозрачной. | |
Погребённая земля Под листвой в канавах, ямах. В жёлтых листьях флигеля, Словно в золоченных рамах. | |
Где нельзя ступить в овраг, Чтоб не стало всем известно: Так бушует, что ни шаг, Под ногами лист древесный. | |
Где звучит в конце аллей Эхо у крутого спуска И зари вишнёвый клей Застывает в виде сгустка. | |
Осень. Древний уголок Старых книг, одежд, оружья, Где сокровищ каталог Перелистывает стужа. |
Толковый словарик * Сказочный чертог – большой, пышно убранный дворец *Вяз - крупные деревья с округлой , густой кроной; *Ясень - это дерево, «у которого редкие листья, много просвету» -от слова «ясный». (В.Даль) *Осина - лиственное дерево, родственное тополю *Венец – буквально венок *Лик – изображение святого на иконе *Фата – легкое женское покрывало из кружев, шелка *Погребённая – скрытая *Флигеля – небольшие, чаще всего нежилые домики-пристройки к большому дому *Вишневый клей – желтоватая, клейкая смола, которая выделяется из стволов плодовых деревьев, например из вишни *Просека – узкая дорога, прорубленная в лесу *Каталог- список, перечень картин, музейных экспонатов, собранных в залах. |
Эпитет- это образное определение предмета или действия. Чаще всего выражается именами прилагательными. Сравнение - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. |
Фамилия имя автора | Название | Жанр | Тема | Главная мысль |
Мое домашнее задание
Научусь выразительно читать стихотворение | |
Выучу наизусть | |
Найду в стихотворении другие средства художественной изобразительности | |
Сделаю рисунок | |
Узнаю и найду, где жил Б.Пастернак в Геленджике | |
Узнаю, где находится ул.Б.Пастернака | |
Найду интересные факты из жизни мастера | |
Прочитаю другие стихи Пастернака | |
Придумаю свое задание |
Поэтическая тетрадь
Мы познакомимся с лирическим произведением;
Мы научимся: определять в стихотворении настроение и чувства поэта;
Мы будем учиться: сравнивать произведения живописи, музыки и литературы
Предварительный просмотр:
КАРТИНЫ ОСЕНИ
НОТЫ
КОМПОЗИТОР
КРАСКИ
ХУДОЖНИК
СЛОВО
ТВОРЧЕСТВО
ПОЭТ, ПИСАТЕЛЬ
БОРИС ПАСТЕРНАК
ГДЕ И КОГДА РОДИЛСЯ
БОРИС ПАСТЕРНАК?
КЕМ БЫЛИ ЕГО РОДИТЕЛИ?
С КЕМ ИЗ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ БЫЛ ЗНАКОМ ПОЭТ?
КАК ГЕЛЕНДЖИК СВЯЗАН С ЕГО ИМЕНЕМ?
Борис Пастернак родился в Москве 10 февраля 1890 года | Борис Пастернак родился в Москве 10 февраля 1890 года |
Борис Пастернак родился в Москве 10 февраля 1890 года | Борис Пастернак родился в Москве 10 февраля 1890 года |
Борис Пастернак родился в Москве 10 февраля 1890 года | Борис Пастернак родился в Москве 10 февраля 1890 года |
Борис Пастернак родился в Москве 10 февраля 1890 года | Борис Пастернак родился в Москве 10 февраля 1890 года |
Борис Пастернак родился в Москве 10 февраля 1890 года | Борис Пастернак родился в Москве 10 февраля 1890 года |
Борис Пастернак родился в Москве 10 февраля 1890 года | Борис Пастернак родился в Москве 10 февраля 1890 года |
Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой. | Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой. |
Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой. | Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой. |
Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой. | Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой. |
Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой. | Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой. |
Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой. | Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой. |
Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой. | Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой. |
Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов. | Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов. |
Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов. | Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов. |
Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов. | Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов. |
Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов. | Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов. |
Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов. | Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов. |
Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов. | Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов. |
Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов. | Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов. |
Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города. | Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города. |
Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города. | Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города. |
Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города. | Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города. |
Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города. | Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города. |
Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города. | Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города. |
Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города. | Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города. |
ХУДОЖНИКИ
МУЗЫКАНТЫ
ИСТОРИКИ
Предварительный просмотр:
Геленджикские каникулы Бориса Пастернака
«Одна из улиц курортного города, что вдали от центра, носит имя поэта, лауреата Нобелевской премии благодаря не одной лишь любви к литературе: почти 90 лет назад Борис Пастернак и его семья провели в Геленджике три летних месяца.»
«…ул. доктора Гаазе, 22»
…Конец 1920-х, короткий период принятия официальной советской литературой Бориса Пастернака. Вышел сборник «Темы и вариации» (1923), роман в стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». Поздней весной 1928-го Пастернак работает над прозой и готовит к переизданию сборник «Поверх барьеров». Он счастливо женат на художнице Евгении Лурье, их сыну Жене уже пять. В мае 1928 года Пастернак в письме к двоюродной сестре Ольге Фрейденберг пишет об идее отдохнуть на Черном море: «Кругом же только и говорят, что о дешевизне Кавказа и Крыма… Так с осени Кавказ пускает глубокие корни, по закону озимых… и только остается эту галлюцинацию дополнительным образом оформить».
В воспоминаниях сына литератора, Евгения Пастернака, находим: «…Проводить лето решили в Геленджике, на берегу Черного моря, 5 июня мамочка со мной и няней, молоденькой деревенской девушкой Маней, собрались и уехали. Папа оставался на попечении соседки Прасковьи Петровны Устиновой». Борис Леонидович задержался в Москве в ожидании денег за переиздание сборника «Поверх барьеров». В июле в письме к Фрейденберг он напишет: «Уезжаю совершенно истомленный. Геленджик, ул. доктора Гаазе, 22».
- Дом, где с июня по сентябрь жили Пастернаки, находился на углу нынешних улиц Садовой и Мира и принадлежал греку Ивану Кара-Кузьме, приехавшему из Трапезунда. Границы его большого подворья доходили до современного ресторана «Катальпа». Дом был полутораэтажным, рядом находился флигель, в котором жили хозяева, а по северной стороне двора вдоль забора располагались домики с открытыми террасами - меблированные номера, которые хозяин вместе с основным домом сдавал приезжим. Видимо, семья Пастернака в них занимала несколько комнат, так как с ними были няня и помощница по хозяйству, - говорит старший научный сотрудник отдела фондов Геленджикского историко-краеведческого музея Тамилла Небиеридзе.
Пастернак писал жене из Москвы: «Извести меня, все же нравится тебе в Геленджике и рада ли, что в нем поселилась?» Ее ответы - своеобразная зарисовка курортной жизни: «На каждой террасе трещит примус» (25 июня); «Сюда все едут с детьми, прислугами, бабушками, тетями, ванночками, посудой, кастрюльками, примусами и утюгами из Москвы» (30 июня); «С продуктами все же трудно: за хлебом почти всегда очередь, белый дают на каждый день по две булочки; мясо и другие портящиеся продукты можно доставать на базаре в 6-7 утра... Здесь уже поспели персики и абрикосы» (3 июля).
Каким был тогда центр Геленджика, где остановились Пастернаки? Вот как вспоминал о нем один из курортников: «…Главная улица города вся была застроена маленькими балаганчиками, где греки, многочисленное население Геленджика, торговали пляжной обувью, изделиями из морских раковинок и другими мелочами. В таких же фанерных балаганчиках помещалось множество примитивных фотоателье. Везде красовалась излюбленная декорация со скачущим на коне всадником с обнаженным мечом и дыркой вместо лица. В эту дырку клиенту предлагалось всунуть лицо, фотограф щелкал, и курортник уезжал из Геленджика с изображениями, которыми он затем потешал своих друзей».
И вот 22 июня в Геленджик приехал Борис Леонидович: «Папа привез с собой Прасковью Петровну, мастерицу своего дела. При южном изобилии и Бориной любви к съестной красоте, она в Геленджике превосходила саму себя: жарила барабульку, тушила баклажаны, запекала яблоки в тесте», - вспоминал сын Пастернака Евгений. До воссоединения семьи Пастернаки столовались у Кара-Кузьмы, чей дом был известен домашними обедами. Их готовили геленджичанки Пелагея Дегтярева с дочерью Варварой Щиплецовой - часть курортников столовалась в доме, другие уносили судки.
- В первом письме из Геленджика от 19 июня Евгения Владимировна уговаривала мужа проехать вдоль Черного моря: «Красотой я здесь не затронута… Если бы у тебя случились лишние деньги, то отсюда часов шесть езды до Сочи, а там рядом Гагры и т.д. Может, как-нибудь вышло бы, что мы бы немножко поездили… Конечно, в самом конце лета... я говорю об осени». И в подарок жене Пастернак привез в
Геленджик путеводитель
С. Анисимова «Кавказский край» с дарственной надписью: «Моей Женюре. 20/ VII-28, по сдаче книги в ГИЗ». С его помощью и составили маршрут, - добавляет заведующая научно-экспозиционным отделом Сочинского литературно-мемориального музея Н. Островского Ольга Матвиенко.
В воспоминаниях сына, Евгения Борисовича Пастернака, находим: «Папочка мечтал о поездке в горы, они с мамой частью на автомобиле, частью по железной дороге и на пароходе отправились по приморскому шоссе до Туапсе, а потом морем в Мацесту. Меня оставили на Прасковью Петровну. Вернулись счастливые, хотя, кажется, их путешествие было со всякими приключениями, - в пути их обокрали. Вспоминали золотую кукурузу и душистый виноград».
Оставшиеся недели в Геленджике Пастернаки жили размеренной курортной жизнью: ходили по несколько раз в день купаться к купальням Николайшвили и кубанского историка Федора Щербины, что были в районе современного городского пляжа: «Но главное море, Черное море папиного детства. Папа великолепно и помногу плавал, мгновенно раздеваясь и ныряя, он сразу исчезал из глаз. Мама же толком не умела, проплывала лишь несколько метров. Они ходили на пляж для взрослых, а меня пасли на детском», - писал Евгений Борисович.
«Мы ездили на фаэтоне… в Джанхот - удивительно красивую бухту по направлению к Туапсе и, сидя на мягкой мелкой гальке у прозрачной морской воды с легким прибоем, жалели, что живем в городке с довольно плохим берегом и мутной из-за известковых камней морской водою», - писал сын поэта. Ездили на Тонкий мыс, любовались Голубой бухтой. В Геленджике Пастернак встречался с другим литератором-курортником - Александром Серафимовичем, жившим в поселке Солнцедар на Тонком мысе на даче писателя Ивана Гребенюка. Об этой встрече Серафимович написал своему приятелю П.Г. Низовому 7 сентября 1928 года: «В Геленджике Пастернак»..
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок русского языка в 5 классе НЕ С ГЛАГОЛАМИ Учитель русского языка Солдатова Лариса Евгеньевна
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ НЕ С ГЛАГОЛАМИ УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА СОЛДАТОВА ЛАРИСА ЕВГЕНЬЕВНА
Урок русского языка в 5 классе НЕ С ГЛАГОЛАМИ Учитель русского языка Солдатова Лариса Евгеньевна
Спасибо за работу!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"
Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха....
Урок литературного чтения 4 класс ПНШ Самойлов "Красная осень"
Стихотворение Давид Самойлов «Красная осень».Планируемые результаты:Личностные• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу...
Урок литературного чтения 2 класс "Какая разная осень!"
Урок литературного чтения проводится во 2 классе по теме: «Какая разная осень!». Цель данного урока- через художественные и музыкальные образы произведений, дать характеристику стихотворению как жанру...
План урока Литературное чтение 4 класс Б. Пастернак "Осень"
Борис Леонидович Пастернак в стихотворении "Золотая осень" изобразил русскую осень. Пастернак сам любуется и восхищается золотой осенью. В разработке урока стремилась показать Любовь поэта к...
Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» Тип урока: комбинированный
Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России»Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»Тип урока: комбинированный...
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. УМК Климановой. Тема урока: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Данный материал будет полезен для учителей начальной школы....