Урок литературного чтения 4 класс ПНШ Самойлов "Красная осень"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Стихотворение Давид Самойлов «Красная осень».

Планируемые результаты:

Личностные

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Регулятивные

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

адекватно воспринимать оценку учителя;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные

•   осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

•   осуществлять синтез как составление целого из частей;

•   осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные

•   допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

•   формулировать собственное мнение и позицию;

•   осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, работа в парах, группах.

Предметные

•   самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

•   видеть языковые средства, использованные автором;

•   развивать умение чувствовать отношение автора к описываемым событиям;

•   предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев;

•   самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

•   умения выразительно читать, выявляя  авторское отношение к изображаемому,  передавать настроение при чтении.

Цель:

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по овладению приемами выразительного чтения и применению умений чувствовать отношения автора к описываемым событиям.

Задачи:

1.                     Формирование умения выразительного чтения.

2.                     Развитие самостоятельности мышления, памяти, речи.

3.                     Формирование УУД, управление совместной познавательной деятельностью.

4.                     Воспитание ценностного отношения понимать другого и самому быть понятым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoylov_krasnaya_osen.doc87 КБ
Файл samoylov_krasnaya_osen.pptx1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. Стихотворение Давид Самойлов «Красная осень».

Планируемые результаты:

Личностные

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Регулятивные

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

адекватно воспринимать оценку учителя;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, работа в парах, группах.

Предметные

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  • видеть языковые средства, использованные автором;
  • развивать умение чувствовать отношение автора к описываемым событиям;
  • предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев;
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
  • умения выразительно читать, выявляя  авторское отношение к изображаемому,  передавать настроение при чтении.

Цель:

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по овладению приемами выразительного чтения и применению умений чувствовать отношения автора к описываемым событиям.

Задачи:

  1. Формирование умения выразительного чтения.
  2. Развитие самостоятельности мышления, памяти, речи.
  3. Формирование УУД, управление совместной познавательной деятельностью.
  4. Воспитание ценностного отношения понимать другого и самому быть понятым.

Ход урока

1.Сообщение темы урока и постановка целей учащимися. Проверка домашнего задания.

  •  С  произведениями какой главы учебника мы с вами работаем? («Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека»)     (слайд 1)        
  •  Так чему же мы должны научиться на уроках по изучению этой  главы? (Мы должны научиться видеть красоту природы и красоту человека переданную поэтами и художниками)

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Пожелайте друг другу успехов на уроке.

Что есть прекрасного в обычном?

Мир этот полон красоты!

И то, что кажется привычным,

Иначе вдруг увидишь ты…

Проверка домашнего задания:

- С каким произведением знакомились? Кто его автор? Как называется творчество Василия Жуковского? (пейзажная лирика) Что нужно было сделать дома? (5 человек рассказывают стихотворение наизусть – коллективное оценивание)

2. Введение в тему. 

- Осень приходит не вдруг! Она крадётся медленно и незаметно, будто старается застать нас врасплох.

- Послушайте отрывок из стихотворения. Догадайтесь, о чём оно…

Мы ж лёгкое племя, цветём и блестим

И краткое время на сучьях гостим.

Но птички отпели, лучи побледнели,

Зефиры ушли. Так что же нам даром

Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними

И нам улететь?

- О чём это стихотворение? Ветерок качает деревья, и листики сыплются разноцветным дождём.

(слайд 2)

- Что напоминает этот первый красный лист в осеннем лесу? Какие ассоциации рождаются в вашем воображении? (работа в группах – запись ответов-ассоциаций)

- Какое настроение придаёт красный цвет картинке?

 - Вчера на уроке мы увидели и узнали, чем пользуются художники при передаче своего настроения. А какие средства используют поэты...?  Попробуем ответить на этот вопрос прочитав отрывок из стихотворения Давида Самойлова «Красная осень».

3.Учебно-познавательная деятельность.

- Обратите внимание на название стихотворения. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворении, которое имеет название «Красная осень»?   (слайд 3)

        Чтение стихотворения учителем        (слайд 4)

-  Проверим, кто был ближе к замыслу автора?

Сведения об авторе

Давид  Самуилович Самойлов – настоящая фамилия Кауфман родился 1 июня 1920 года в Москве, в еврейской семье. С детства его,  как ребёнка из интеллигентной семьи, обучали французскому, немецкому и музыке. В  21 год  Давид Самойлов ушёл на войну. Прошёл путь от Волхова и до Берлина, служил в  пулемётном расчёте, был разведчиком.   В его стихах есть и светлая радость победы  столь высокой ценой завоёванной  мирной жизни и грусть. Он оставил потомкам стихи проникнутые своими мыслями, чувствами и переживаниями.    

  • Прочитайте 1строфу вслух.
  • Чей образ создает поэт? (Леса) С какого слова начинается строфа?

Внезапно в зелень леса вкрался красный лист,

  • Поясните слово «внезапно». (внезапно – вдруг, неожиданно наступивший).
  • Случайно ли автор выбрал именно это слово? (Он хотел показать, что до этого картина была спокойная, привычная и красный лист, которого не ждали, нарушил эту идиллию).
  • Почему автор выбрал именно красный лист, а не другого цвета? (Цвет крови, борьбы и праздника)
  • Какой прием использовал Давид Самойлов в 1 строфе стихотворения? (Прием контраста)

Как будто сердце леса обнажилось,

Готовое на муку и на риск.

  • Что за сердце увидел поэт в лесу?
  • Поясните слово «обнажилось». (Обнажилось – здесь значит открылось, показалось.)
  • О каком риске идет речь? ( Риск – обнажил сердце, доказывает, что он еще жив, не смотря ни на что, обнажать сердце – выставлять на показ – это больно не только физически, но и морально, т.е. мучительно.)

 

  • Какое явление природы описано в 1 строфе? (Начало осени – начинают менять цвет листья на деревьях). 
  • Прочитайте вторую строфу.

Внезапно в чаще вспыхнул красный куст,

Как будто бы на нем расположилось

Две тысячи полураскрытых уст.

  • Какое слово повторяется? Что произошло внезапно?
  • От чего вспыхнул красный куст?
  • Какие сравнения применил автор?
  • Почему? Что он хотел этим сказать? (Уже ничего назад не вернуть, осень наступила)
  • Все ли слова понятны? Поясните слово «уста». (уста – устр. губы.)
  • Почему сравнивает именно с устами? (Они говорят о том, что произошли необратимые перемены).
  • Что случилось с кустом в лесу осенью?.
  • Какой прием использовал поэт во второй строфе? (Прием олицетворения.)
  • Как вы определили? (Есть ли у леса сердце, а уста или губы? Прием, когда объекту неживой природы приписываются свойства объектов живой природы называется олицетворение)
  • Прочитайте 3строфу.

Внезапно красным стал окрестный лес

И облако впитало красный отсвет

  • В какой роли выступает красный цвет? (Победитель, создает красочную праздничную картину)
  • В 1 строфе была праздничность? Ведь там тоже есть красный цвет. (Драма, цвет – разрушитель)
  • Что можете сказать о второй строфе? (Красный цвет – напряженность, лес еще не смирился, надеялся вернуть былую зелень и свежесть красок)
  • Поясните слово «окрестный». (окрестный – находящийся в окружающем пространстве, по близости)
  • Поясните слово «отсвет» (отсвет – отраженный свет)
  • Как вы понимаете слова «и облако впитало красный отсвет»? (Облако стало красным, так как в нем отразился красный цвет леса.)

физминутка

  • Перечитайте самостоятельно  стихотворение и подумайте, какой оттенок вносит в каждую строфу слово «внезапно».

Работа в парах.

– Распределите, укажите цифрами номера строф. К какой строфе относится каждое определение слова «внезапно»…

  1. неожиданность, испуг, оттенок раны, боли, какого – то насилия, которое совершил кранный цвет в лесу.
  2. нет такого обострения, т.к. добавили слово «вспыхнул», красный цвет начинает занимать все большее пространство, причем незаметно, возможно в ночное время красное пятно разрослось.
  3. привычное расширение победы красного цвета, его зона увеличивается: весь лес, облака, небеса
  •  С помощью какого цвета поэт передает своё переживание красоты осени? (Поэт передает своё переживание красоты осени с помощью красного цвета).
  •  Есть ли в этом что-то необычное: в какой гамме как правило, представляют красоту осени? (Обычно красоту осени передают в золотисто-желтой гамме, осень называют «золотой».)
  •  Что происходит с лесом осенью, сразу ли лес становится золотым и красным?
  •  Костя Погодин на уроке в школе села Мирного сказал, что красный цвет здесь потихоньку завоевывает все пространство леса. Согласны ли вы с ним?

 - Докажите цитатами из стихотворения. (Осень наступает постепенно; красный цвет завоёвывает пространство исподволь, шаг за шагом – «…вкрался красный лист…вспыхнул красный куст…красным стал окрестный лес…»)

  • Есть ли в этой красоте что-нибудь тревожное?

- Докажите цитатами из стихотворения. (Да. «…Как будто сердце леса обнажилось…Готовое на муку и на риск…Как будто бы…расположилось…Две тысячи полураскрытых уст…»)

  • Как вы думаете, страшно ли для леса наступление осени?
  • Давайте закончим чтение стихотворения и посмотрим, что об этом говорит Давид Самуилович Самойлов.

Светился праздник листьев и небес

В своём спокойном благородстве…

  •  Итак, страшно ли для леса наступление осени? (Для леса наступление осени не страшно: «…праздник листьев и небес…в своем спокойном благородстве...».)
  •  Какое настроение у этого стихотворения? (У стихотворения «Красная осень» праздничное настроение.)
  • Итак, вспомните свои предположения о содержании стихотворения, о чем же стихотворение Давида Самуиловича Самойлова «Красная осень»? (Это стихотворение о том, как в природе постепенно, торжественно и празднично приходит осень.)
  •  Как вы поняли, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков – с полураскрытыми устами. Один единственный мазок красного среди зелени и в самом деле выглядит как обнаженное сердце леса?
  • А красный куст – похож на лицо леса?
  • Похожи ли красные листья на полураскрытые в ожидании осени уста, губы? 

___________________________________________________________________

  •  Какие еще цвета царят в лесу осенью? Как вы считаете, если бы поэт, рисуя картину разрастающейся осени, использовал другой присущий осени цвет, например, желтый, смысл стихотворения изменился бы?
  • Попробуем заменить красный цвет на другой. Вернитесь еще раз к стихотворению, прочитайте его еще раз:  1 группа – желтый;       2  группа – золотой.
  • Поднимите руку, у кого ни чего не изменилось, кроме одного слова.
  • Почему? (Исчезает основной литературный прием, который автор использовал для создания своего произведения – контраст)

______________________________________________________________________

  • Какие разные чувства порождает этот необыкновенный красный цвет в стихотворении “Красная осень”? Красный цвет используется и как цвет крови, и как цвет праздника. Он символизирует красоту и драму одновременно, открытую рану и нарядное убранство. В этом его не просто сложный, но и противоречивый характер. Он объединяет контрастные настроения. Жёлтый цвет не вызывает таких богатых и противоречивых ассоциаций.

4.Домашнее задание: Выразительное чтение, стр.101.

5.Самооценка учащихся.

- Какое настроение осталось у вас от урока? Оцените свою работу и соседа по парте.

6.Рефлексия деятельности 

  •  Вы сегодня хорошо работали. Давайте восстановим свои силы с помощью  Мудры  - «Знания».   Методика исполнения: (сплетение пальцев) указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены).
  • Эта мудра одна из наиболее важных. Снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску и депрессию. Улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности.  

 

___ нет такого обострения, т.к. добавили слово «вспыхнул», красный цвет начинает занимать все большее пространство, причем незаметно, возможно в ночное время красное пятно разрослось.

___ неожиданность, испуг, оттенок раны, боли, какого – то насилия, которое совершил кранный цвет в лесу.

___ привычное расширение победы красного цвета, его зона увеличивается: весь лес, облака, небеса

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека»

Слайд 3

Давид Самойлов. Красная осень

Слайд 4

Внезапно в зелень вкрался красный лист, Как будто сердце леса обнажилось, Готовое на муку и на риск. Внезапно в чаще вспыхнул красный куст, Как будто бы на нем расположилось Две тысячи полураскрытых уст. Внезапно красным стал окрестный лес, И облако впитало красный отсвет. Светился праздник листьев и небес В своем спокойном благородстве. И это был такой большой закат, Какого видеть мне не доводилось. Как будто вся земля переродилась И я по ней шагаю наугад. Давид Самойлович Самойлов (Кауфман) 1920 - 1990

Слайд 5

1- я строфа Внезапно – вдруг, неожиданно наступивший Обнажилось - открылось, показалось Приём – контраст, олицетворение Явление природы – начало осени Внезапно в зелень вкрался красный лист, Как будто сердце леса обнажилось, Готовое на муку и на риск.

Слайд 6

2- я строфа Уста - устар.: - губы Приём – сравнение, олицетворение Явление природы – начало осени Внезапно в чаще вспыхнул красный куст, Как будто бы на нем расположилось Две тысячи полураскрытых уст.

Слайд 7

3- я строфа Окрестный - устар.: находящийся в окружающем пространстве, по близости О тсвет - отраженный свет Внезапно красным стал окрестный лес, И облако впитало красный отсвет. Светился праздник листьев и небес В своем спокойном благородстве.

Слайд 8

Мудра – «Знания». Методика исполнения: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены) Эта мудра снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску и депрессию. Улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина"

Технология формирования типа правильной читательской деятельности...

Урок литературного чтения. А.С. Пушкина "Осень". 4 -й класс

Урок литературного чтения. А.С. Пушкина "Осень". 4 -й класс ...

Урок литературного чтения. Н.Некрасов "Славная осень!..."

Урок проводится в 3 классе по УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"

Данный конспект поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"....

Презентация к уроку Литературное чтение "Люблю природу русскую. Осень" 2 класс

Презентация к уроку литературное чтение по теме"Люблю природу русскую направленна на повышение мативации к учебной деятельности обучающихся....

Конспект урока литературного чтения+ презентация "А. Екимцев "Осень", Ю.Коринец "Тишина" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством  А. Екимцева и Ю. Коринца; с произведениями «Осень» и «Тишина»; формирование навыка осознанного ...