Урок литературного чтения 4 класс ПНШ Самойлов "Красная осень"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Стихотворение Давид Самойлов «Красная осень».
Планируемые результаты:
Личностные
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
Регулятивные
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, работа в парах, группах.
Предметные
• самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
• видеть языковые средства, использованные автором;
• развивать умение чувствовать отношение автора к описываемым событиям;
• предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев;
• самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
• умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении.
Цель:
Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по овладению приемами выразительного чтения и применению умений чувствовать отношения автора к описываемым событиям.
Задачи:
1. Формирование умения выразительного чтения.
2. Развитие самостоятельности мышления, памяти, речи.
3. Формирование УУД, управление совместной познавательной деятельностью.
4. Воспитание ценностного отношения понимать другого и самому быть понятым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoylov_krasnaya_osen.doc | 87 КБ |
samoylov_krasnaya_osen.pptx | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Стихотворение Давид Самойлов «Красная осень».
Планируемые результаты:
Личностные
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
Регулятивные
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, работа в парах, группах.
Предметные
- самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
- видеть языковые средства, использованные автором;
- развивать умение чувствовать отношение автора к описываемым событиям;
- предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев;
- самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
- умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении.
Цель:
Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по овладению приемами выразительного чтения и применению умений чувствовать отношения автора к описываемым событиям.
Задачи:
- Формирование умения выразительного чтения.
- Развитие самостоятельности мышления, памяти, речи.
- Формирование УУД, управление совместной познавательной деятельностью.
- Воспитание ценностного отношения понимать другого и самому быть понятым.
Ход урока
1.Сообщение темы урока и постановка целей учащимися. Проверка домашнего задания.
- С произведениями какой главы учебника мы с вами работаем? («Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека») (слайд 1)
- Так чему же мы должны научиться на уроках по изучению этой главы? (Мы должны научиться видеть красоту природы и красоту человека переданную поэтами и художниками)
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Пожелайте друг другу успехов на уроке.
Что есть прекрасного в обычном?
Мир этот полон красоты!
И то, что кажется привычным,
Иначе вдруг увидишь ты…
Проверка домашнего задания:
- С каким произведением знакомились? Кто его автор? Как называется творчество Василия Жуковского? (пейзажная лирика) Что нужно было сделать дома? (5 человек рассказывают стихотворение наизусть – коллективное оценивание)
2. Введение в тему.
- Осень приходит не вдруг! Она крадётся медленно и незаметно, будто старается застать нас врасплох.
- Послушайте отрывок из стихотворения. Догадайтесь, о чём оно…
Мы ж лёгкое племя, цветём и блестим
И краткое время на сучьях гостим.
Но птички отпели, лучи побледнели,
Зефиры ушли. Так что же нам даром
Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними
И нам улететь?
- О чём это стихотворение? Ветерок качает деревья, и листики сыплются разноцветным дождём.
(слайд 2)
- Что напоминает этот первый красный лист в осеннем лесу? Какие ассоциации рождаются в вашем воображении? (работа в группах – запись ответов-ассоциаций)
- Какое настроение придаёт красный цвет картинке?
- Вчера на уроке мы увидели и узнали, чем пользуются художники при передаче своего настроения. А какие средства используют поэты...? Попробуем ответить на этот вопрос прочитав отрывок из стихотворения Давида Самойлова «Красная осень».
3.Учебно-познавательная деятельность.
- Обратите внимание на название стихотворения. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворении, которое имеет название «Красная осень»? (слайд 3)
Чтение стихотворения учителем (слайд 4)
- Проверим, кто был ближе к замыслу автора?
Сведения об авторе
Давид Самуилович Самойлов – настоящая фамилия Кауфман родился 1 июня 1920 года в Москве, в еврейской семье. С детства его, как ребёнка из интеллигентной семьи, обучали французскому, немецкому и музыке. В 21 год Давид Самойлов ушёл на войну. Прошёл путь от Волхова и до Берлина, служил в пулемётном расчёте, был разведчиком. В его стихах есть и светлая радость победы столь высокой ценой завоёванной мирной жизни и грусть. Он оставил потомкам стихи проникнутые своими мыслями, чувствами и переживаниями.
- Прочитайте 1строфу вслух.
- Чей образ создает поэт? (Леса) С какого слова начинается строфа?
Внезапно в зелень леса вкрался красный лист,
- Поясните слово «внезапно». (внезапно – вдруг, неожиданно наступивший).
- Случайно ли автор выбрал именно это слово? (Он хотел показать, что до этого картина была спокойная, привычная и красный лист, которого не ждали, нарушил эту идиллию).
- Почему автор выбрал именно красный лист, а не другого цвета? (Цвет крови, борьбы и праздника)
- Какой прием использовал Давид Самойлов в 1 строфе стихотворения? (Прием контраста)
Как будто сердце леса обнажилось,
Готовое на муку и на риск.
- Что за сердце увидел поэт в лесу?
- Поясните слово «обнажилось». (Обнажилось – здесь значит открылось, показалось.)
- О каком риске идет речь? ( Риск – обнажил сердце, доказывает, что он еще жив, не смотря ни на что, обнажать сердце – выставлять на показ – это больно не только физически, но и морально, т.е. мучительно.)
- Какое явление природы описано в 1 строфе? (Начало осени – начинают менять цвет листья на деревьях).
- Прочитайте вторую строфу.
Внезапно в чаще вспыхнул красный куст,
Как будто бы на нем расположилось
Две тысячи полураскрытых уст.
- Какое слово повторяется? Что произошло внезапно?
- От чего вспыхнул красный куст?
- Какие сравнения применил автор?
- Почему? Что он хотел этим сказать? (Уже ничего назад не вернуть, осень наступила)
- Все ли слова понятны? Поясните слово «уста». (уста – устр. губы.)
- Почему сравнивает именно с устами? (Они говорят о том, что произошли необратимые перемены).
- Что случилось с кустом в лесу осенью?.
- Какой прием использовал поэт во второй строфе? (Прием олицетворения.)
- Как вы определили? (Есть ли у леса сердце, а уста или губы? Прием, когда объекту неживой природы приписываются свойства объектов живой природы называется олицетворение)
- Прочитайте 3строфу.
Внезапно красным стал окрестный лес
И облако впитало красный отсвет
- В какой роли выступает красный цвет? (Победитель, создает красочную праздничную картину)
- В 1 строфе была праздничность? Ведь там тоже есть красный цвет. (Драма, цвет – разрушитель)
- Что можете сказать о второй строфе? (Красный цвет – напряженность, лес еще не смирился, надеялся вернуть былую зелень и свежесть красок)
- Поясните слово «окрестный». (окрестный – находящийся в окружающем пространстве, по близости)
- Поясните слово «отсвет» (отсвет – отраженный свет)
- Как вы понимаете слова «и облако впитало красный отсвет»? (Облако стало красным, так как в нем отразился красный цвет леса.)
физминутка
- Перечитайте самостоятельно стихотворение и подумайте, какой оттенок вносит в каждую строфу слово «внезапно».
Работа в парах.
– Распределите, укажите цифрами номера строф. К какой строфе относится каждое определение слова «внезапно»…
- неожиданность, испуг, оттенок раны, боли, какого – то насилия, которое совершил кранный цвет в лесу.
- нет такого обострения, т.к. добавили слово «вспыхнул», красный цвет начинает занимать все большее пространство, причем незаметно, возможно в ночное время красное пятно разрослось.
- привычное расширение победы красного цвета, его зона увеличивается: весь лес, облака, небеса
- С помощью какого цвета поэт передает своё переживание красоты осени? (Поэт передает своё переживание красоты осени с помощью красного цвета).
- Есть ли в этом что-то необычное: в какой гамме как правило, представляют красоту осени? (Обычно красоту осени передают в золотисто-желтой гамме, осень называют «золотой».)
- Что происходит с лесом осенью, сразу ли лес становится золотым и красным?
- Костя Погодин на уроке в школе села Мирного сказал, что красный цвет здесь потихоньку завоевывает все пространство леса. Согласны ли вы с ним?
- Докажите цитатами из стихотворения. (Осень наступает постепенно; красный цвет завоёвывает пространство исподволь, шаг за шагом – «…вкрался красный лист…вспыхнул красный куст…красным стал окрестный лес…»)
- Есть ли в этой красоте что-нибудь тревожное?
- Докажите цитатами из стихотворения. (Да. «…Как будто сердце леса обнажилось…Готовое на муку и на риск…Как будто бы…расположилось…Две тысячи полураскрытых уст…»)
- Как вы думаете, страшно ли для леса наступление осени?
- Давайте закончим чтение стихотворения и посмотрим, что об этом говорит Давид Самуилович Самойлов.
Светился праздник листьев и небес
В своём спокойном благородстве…
- Итак, страшно ли для леса наступление осени? (Для леса наступление осени не страшно: «…праздник листьев и небес…в своем спокойном благородстве...».)
- Какое настроение у этого стихотворения? (У стихотворения «Красная осень» праздничное настроение.)
- Итак, вспомните свои предположения о содержании стихотворения, о чем же стихотворение Давида Самуиловича Самойлова «Красная осень»? (Это стихотворение о том, как в природе постепенно, торжественно и празднично приходит осень.)
- Как вы поняли, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков – с полураскрытыми устами. Один единственный мазок красного среди зелени и в самом деле выглядит как обнаженное сердце леса?
- А красный куст – похож на лицо леса?
- Похожи ли красные листья на полураскрытые в ожидании осени уста, губы?
___________________________________________________________________
- Какие еще цвета царят в лесу осенью? Как вы считаете, если бы поэт, рисуя картину разрастающейся осени, использовал другой присущий осени цвет, например, желтый, смысл стихотворения изменился бы?
- Попробуем заменить красный цвет на другой. Вернитесь еще раз к стихотворению, прочитайте его еще раз: 1 группа – желтый; 2 группа – золотой.
- Поднимите руку, у кого ни чего не изменилось, кроме одного слова.
- Почему? (Исчезает основной литературный прием, который автор использовал для создания своего произведения – контраст)
______________________________________________________________________
- Какие разные чувства порождает этот необыкновенный красный цвет в стихотворении “Красная осень”? Красный цвет используется и как цвет крови, и как цвет праздника. Он символизирует красоту и драму одновременно, открытую рану и нарядное убранство. В этом его не просто сложный, но и противоречивый характер. Он объединяет контрастные настроения. Жёлтый цвет не вызывает таких богатых и противоречивых ассоциаций.
4.Домашнее задание: Выразительное чтение, стр.101.
5.Самооценка учащихся.
- Какое настроение осталось у вас от урока? Оцените свою работу и соседа по парте.
6.Рефлексия деятельности
- Вы сегодня хорошо работали. Давайте восстановим свои силы с помощью Мудры - «Знания». Методика исполнения: (сплетение пальцев) указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены).
- Эта мудра одна из наиболее важных. Снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску и депрессию. Улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности.
___ нет такого обострения, т.к. добавили слово «вспыхнул», красный цвет начинает занимать все большее пространство, причем незаметно, возможно в ночное время красное пятно разрослось. ___ неожиданность, испуг, оттенок раны, боли, какого – то насилия, которое совершил кранный цвет в лесу. ___ привычное расширение победы красного цвета, его зона увеличивается: весь лес, облака, небеса |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Давид Самойлов. Красная осень
Внезапно в зелень вкрался красный лист, Как будто сердце леса обнажилось, Готовое на муку и на риск. Внезапно в чаще вспыхнул красный куст, Как будто бы на нем расположилось Две тысячи полураскрытых уст. Внезапно красным стал окрестный лес, И облако впитало красный отсвет. Светился праздник листьев и небес В своем спокойном благородстве. И это был такой большой закат, Какого видеть мне не доводилось. Как будто вся земля переродилась И я по ней шагаю наугад. Давид Самойлович Самойлов (Кауфман) 1920 - 1990
1- я строфа Внезапно – вдруг, неожиданно наступивший Обнажилось - открылось, показалось Приём – контраст, олицетворение Явление природы – начало осени Внезапно в зелень вкрался красный лист, Как будто сердце леса обнажилось, Готовое на муку и на риск.
2- я строфа Уста - устар.: - губы Приём – сравнение, олицетворение Явление природы – начало осени Внезапно в чаще вспыхнул красный куст, Как будто бы на нем расположилось Две тысячи полураскрытых уст.
3- я строфа Окрестный - устар.: находящийся в окружающем пространстве, по близости О тсвет - отраженный свет Внезапно красным стал окрестный лес, И облако впитало красный отсвет. Светился праздник листьев и небес В своем спокойном благородстве.
Мудра – «Знания». Методика исполнения: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены) Эта мудра снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску и депрессию. Улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме "Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина"
Технология формирования типа правильной читательской деятельности...
Урок литературного чтения. А.С. Пушкина "Осень". 4 -й класс
Урок литературного чтения. А.С. Пушкина "Осень". 4 -й класс ...
Урок литературного чтения. Н.Некрасов "Славная осень!..."
Урок проводится в 3 классе по УМК "Школа России"...
Конспект урока литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"
Данный конспект поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"....
Конспект урока литературного чтения "А.Н. Майков "Осень", умк «Перспектива», 2 класс.
Майков "Осень"...
Презентация к уроку Литературное чтение "Люблю природу русскую. Осень" 2 класс
Презентация к уроку литературное чтение по теме"Люблю природу русскую направленна на повышение мативации к учебной деятельности обучающихся....
Конспект урока литературного чтения+ презентация "А. Екимцев "Осень", Ю.Коринец "Тишина" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством А. Екимцева и Ю. Коринца; с произведениями «Осень» и «Тишина»; формирование навыка осознанного ...