Урок литературного чтения. 2 класс. УМК «Школа России» Тема урока: К. Д. Бальмонт «Осень» («Поспевает брусника…»), А.Н. Плещеев «Осень» («Осень наступила…»)
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Создать условия для ознакомления со стихотворениями русских поэтов об осени; способствовать развитию речи, памяти, навыков чтения, образного мышления; содействовать воспитанию бережного отношения к природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_markelova.docx | 237.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Островновская СОШ»
Урок литературного чтения. 2 класс.
УМК «Школа России»
Тема урока: К. Д. Бальмонт «Осень» («Поспевает брусника…»), А.Н. Плещеев «Осень» («Осень наступила…»)
Учитель: Маркелова И.Н.
2022г.
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления со стихотворениями русских поэтов об осени; способствовать развитию речи, памяти, навыков чтения, образного мышления; содействовать воспитанию бережного отношения к природе |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать стихотворения, передавая Метапредметные: познавательные: находят и выделяют информацию, выбирают вид чтения в зависимости от цели; регулятивные: ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности; коммуникативные: координируют и принимают различные позиции во взаимодействии. Личностные: осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности |
Методы и формы | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность под звучание песни «Осень постучалась к нам» (И. Смирнова, Т. Прописнова) http://chudesenka.ru/load/7-1-0-226 (слайд шоу «Золотая осень») - Какой раздел мы начали изучать? | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка. 3. Определение темы, целей урока | Конкурс загадок об осени и рисунки. Аплодисментами оцениваем работу выступающих. Осень постучалась к нам золотым дождем, И с, увы, не ласковым солнечным лучом. Затянул печальную песню листопад, И под эту песенку засыпает сад. А рябина-ягода словно огонек Согревает, радует пасмурный денек. В лужицах, как лодочки, листики кружат, Серые, холодные тучи вдаль спешат. Птицы песни звонкие больше не поют. В стаи собираются и летят на юг. Вечерами тихими дождик моросит, Песню колыбельную по стеклу стучит. – Понравилась вам песня? – О чем рассказывает нам автор? – 1-й ряд: читает первый куплет с удивлением; 2-й ряд: с вопросительной интонацией; 3-й ряд: с восхищением. – Назовите приметы осени, описанные в тексте песни | Загадывают свои загадки, показывают рисунки. У учащихся текст песни (приложение) Отвечают на вопросы, выполняют задания. Формулируют тему и учебные задачи совместно с учителем | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Работа по теме урока | 1. Знакомство с творчеством поэтов. 2. Чтение стихотворений 3. Работа над стихотворением. | Краткое знакомство с творчеством К. Бальмонта (приложение, презентация) Первичное восприятие стихотворения: слушание аудиозаписи К. Бальмонт «Осень» («Поспевает брусника…»). https://sdelanovspb.ru/search/bal-mont-osen-slushat – Какие чувства испытали, слушая стихотворение? Почему? Найдите подтверждение своим словам в произведениях. -Какие картины осени представили? 1) Словарная работа. Благовонье – запах, аромат. Брусника – это кустарник, который является вечнозеленым и относящимся к семейству брусничных. Высота брусники достигает 30 см – О ком можно сказать «проснется и заплачет»? К кому поэт относит эти слова? Как вы представляете себе эту картину? Это одно из средств выразительности. Называется он - олицетворение - это когда неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета. Глагол, употребленный в переносном значении. - Найдите в стихотворении олицетворение. ( солнце смеется, осень проснется и заплачет) - Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная? 2) Работа над выразительным чтением. | Внимательно слушают. Выполняют задания Работа с учебником. Читают стихотворение в группах. Работают со словарем Ожегова. По одному представителю от группы конкурс «Лучший чтец» ( оцениваем аплодисментами) | Фронтальная, индивиду групповая | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: владеют навыками взаимного учебного сотрудничества | Устные ответы |
Физкультминутка (музыкальная зарядка) | https://songhouse.me/q/ls-8xbXo5caR8Irptvzn0arjc6DVt8a9z7bJpdWI6pLy6fVotI6q1uj-mv6FxL7FpOS51A/ | Выполняют движения согласно словам песенки. | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Выполнение движений | |
IV. Продолжение работы по теме урока. | 1. Знакомство с творчеством 2. Чтение стихотворений 3.Работа над стихотворениями | Краткое знакомство с творчеством Плещеева А. (приложение) Чтение стихотворения учителем. А. Плещеев «Осень» («Осень наступила…»). 1)Анализ стихотворения - Какие слова и выражения использует поэт для описания осени? - Где поэт наблюдает осеннюю картину? - Как осень изменила всю окружающую природу? - Какие краски для изображения осени использует автор? 2) Словарная работа. Озимь – зерновые, которые высаживаются 3) Работа над выразительным чтением - Какое настроение создают картины природы, описанные поэтом? - Как вы будете читать это стихотворение: громко или тихо, в быстром темпе или неторопливо? - Возьмите карандаши, и расставьте построчные паузы, потренируйтесь в соблюдении их при чтении. - Прочитайте стихотворение выразительно, передавая настроение. | Выступает ученик подготовивший сообщение, презентацию. Работа с учебником. Отвечают на вопрос. Читают стихотворение про себя. Работают со словарной статьей. Выразительно читают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск необходимой информации. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают; разные мнения, координируют в сотрудничестве разных позиции | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Как называется раздел, который начали изучать? – Кто авторы стихотворений? – Как ещё можно озаглавить стихотворения? - Достигли ли мы цели? – С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? – За что бы вы себя похвалили сегодня? Рефлексия «Дерево успеха» (приложение) ( у вас на партах лежат кленовые листочки, раскрасьте их и прикрепите на наше дерево на доске) «зеленый» - хорошо поработал, было интересно, все удалось. «желтый» - было трудно, но интересно, мне не все удалось, но я старался. «красный» - не интересное, не было никакой полезной информации | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Личностные: проявляют интерес к предмету. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | По выбору:
сделать рисунок к понравившемуся стихотворению.
| Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 ряд
Осень постучалась к нам золотым дождем, И с, увы, не ласковым солнечным лучом. Затянул печальную песню листопад, И под эту песенку засыпает сад. (С УДИВЛЕНИЕМ) | Осень постучалась к нам золотым дождем, И с, увы, не ласковым солнечным лучом. Затянул печальную песню листопад, И под эту песенку засыпает сад. (С УДИВЛЕНИЕМ) | Осень постучалась к нам золотым дождем, И с, увы, не ласковым солнечным лучом. Затянул печальную песню листопад, И под эту песенку засыпает сад. (С УДИВЛЕНИЕМ) |
Осень постучалась к нам золотым дождем, И с, увы, не ласковым солнечным лучом. Затянул печальную песню листопад, И под эту песенку засыпает сад. (С УДИВЛЕНИЕМ) | Осень постучалась к нам золотым дождем, И с, увы, не ласковым солнечным лучом. Затянул печальную песню листопад, И под эту песенку засыпает сад. (С УДИВЛЕНИЕМ) | Осень постучалась к нам золотым дождем, И с, увы, не ласковым солнечным лучом. Затянул печальную песню листопад, И под эту песенку засыпает сад. (С УДИВЛЕНИЕМ) |
2 ряд
А рябина-ягода словно огонек Согревает, радует пасмурный денек. В лужицах, как лодочки, листики кружат, Серые, холодные тучи вдаль спешат. ( С ВОПРОСИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ) | А рябина-ягода словно огонек Согревает, радует пасмурный денек. В лужицах, как лодочки, листики кружат, Серые, холодные тучи вдаль спешат. ( С ВОПРОСИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ) | А рябина-ягода словно огонек Согревает, радует пасмурный денек. В лужицах, как лодочки, листики кружат, Серые, холодные тучи вдаль спешат. ( С ВОПРОСИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ) |
А рябина-ягода словно огонек Согревает, радует пасмурный денек. В лужицах, как лодочки, листики кружат, Серые, холодные тучи вдаль спешат. ( С ВОПРОСИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ) | А рябина-ягода словно огонек Согревает, радует пасмурный денек. В лужицах, как лодочки, листики кружат, Серые, холодные тучи вдаль спешат. ( С ВОПРОСИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ) | А рябина-ягода словно огонек Согревает, радует пасмурный денек. В лужицах, как лодочки, листики кружат, Серые, холодные тучи вдаль спешат. ( С ВОПРОСИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ) |
3 ряд
Птицы песни звонкие больше не поют. В стаи собираются и летят на юг. Вечерами тихими дождик моросит, Песню колыбельную по стеклу стучит. ( С ВОСХИЩЕНИЕМ) | Птицы песни звонкие больше не поют. В стаи собираются и летят на юг. Вечерами тихими дождик моросит, Песню колыбельную по стеклу стучит. ( С ВОСХИЩЕНИЕМ) | Птицы песни звонкие больше не поют. В стаи собираются и летят на юг. Вечерами тихими дождик моросит, Песню колыбельную по стеклу стучит. ( С ВОСХИЩЕНИЕМ) |
Птицы песни звонкие больше не поют. В стаи собираются и летят на юг. Вечерами тихими дождик моросит, Песню колыбельную по стеклу стучит. ( С ВОСХИЩЕНИЕМ) | Птицы песни звонкие больше не поют. В стаи собираются и летят на юг. Вечерами тихими дождик моросит, Песню колыбельную по стеклу стучит. ( С ВОСХИЩЕНИЕМ) | Птицы песни звонкие больше не поют. В стаи собираются и летят на юг. Вечерами тихими дождик моросит, Песню колыбельную по стеклу стучит. ( С ВОСХИЩЕНИЕМ) |
К.Бальмонт. Биография
Родился 4 (16) июня 1867, деревня Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губ. В семье небогатого помещика. Он очень любил свою малую родину.
А.Блок назвал Бальмонта «поэтом с утренней душой», которому «никто… не равен в его певучей силе».
Родители оказали на маленького Костю огромное влияние. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела будущего поэта в мир музыки, литературы, истории. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. «Совсем иное влияние оказал на меня отец, - так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты».
Умер 23 декабря 1942, приют «Русский дом» в Нуази-ле-Гран, близ Парижа.
А.Плещеев. Биография
Алексей Николаевич Плещеев родился 22 ноября (4 декабря) 1825 г. в Костроме в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Детские годы его прошли в Нижнем Новгороде, где служил отец, рано умерший. Под руководством матери Плещеев получил хорошее домашнее образование.
В 1839 г. вместе с матерью переселяется в Петербург, учится в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, затем в университете, из которого ушел в 1845 г. В студенческие годы определился интерес Плещеева к литературе и театру.
В 1890 г. Плещеев получил огромное наследство. Это позволило ему избавиться от многолетней борьбы за существование. На эти деньги он оказывал помощь многим литераторам и внес в литературный фонд значительную сумму, учредив фонды имени Белинского и Чернышевского для поощрения талантливых писателей.
Музыкальность стихотворений Плещеева привлекала внимание многих композиторов: песни, и романсы на его тексты писали Чайковский, Мусоргский и др.
Умер А. Плещеев 26 сентября (8 октября н. с.) 1893 г. в Париже. Похоронен в Москве.
Алгоритм написания синквейна.
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. 1 класс. "Школа 2100". Тема урока: Обобщение раздела "Попрыгать, поиграть..."
Данный урок является восьмым уроком литературного чтения раздела «Попрыгать, поиграть». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на...
Урок литературного чтения. 2 класс. "Школа России". Тема: "Сравнение стихов русских поэтов о зиме"
Урок построен по технологии деятельностного подхода в обучении, используется для сравнения два стихотворения И.Бунина и К.Бальмонтапри помощи критериев, разработанных детьми на уроке совместно с учите...
Урок литературного чтения. 2 класс. "Школа России". Тема: "Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою...:
Урок построен по технологии деятельностного подхода в обучении, отражается работа над литературными приёмами,групповая работа....
Урок литературного чтения. 2 класс. "Школа России". Тема: С.А. Есенин "Белая берёза"
Урок литературного чтения построен по технологии деятельностного подхода в обучении, представлена технологическая карта урока, отражена работа над литературными приёмами, групповая работа и работа в п...
технологическая карта урока литературного чтения 3 класс "Школа России", тема: Стихи о детях. С. Михалков "Если"
Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России" 3 класс. Тема: Стихи о детях. С.В. Михалков "Если"...
Литературное чтение 4 класс "Школа России" Тема урока: В. Д. Одоевский «Городок в табакерке»
Предмет: Литературное чтениеКласс: 4 классТип урока: знакомство с новым произведениемТема урока: В. Д. Одоевский «Городок в табакерке»Цель урока: создать условия для формирования представлений о...
Урок литературного чтения 3 класс Школа России Тема урока: Г.Б.Остер «Как получаются легенды».
Изучение нового материала...