Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» Тип урока: комбинированный
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения
4 класс
УМК «Школа России»
Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»
Тип урока: комбинированный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse_po_programm1.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
4 класс
УМК «Школа России»
Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»
Тип урока: комбинированный
Цели урока: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста;
учить чувствовать и понимать язык поэтической речи.
Формировать универсальные учебные действия (УДД)
метапредметные
познавательные
-учить извлекать необходимую информацию из электронных ресурсов при выполнении заданий;
-закреплять знания о литературоведческих понятиях;
-упражнять в работе с поэтическим произведением;
-приобщать к литературной классике;
-коммуникативные
-развивать умение учитывать позицию собеседника;
-продолжить формирование умения слушать и вступать в диалог;
-привлекать к участию в коллективном обсуждении проблемы;
регулятивные
-учить высказывать собственную точку зрения;
-совершать действия сравнительного анализа;
-осуществлять контроль результатов деятельности;
-упражнять в самоконтроле;
личностные
-развивать воображение, речь, внимание, упражняться в декламации,
-совершенствовать навык анализа текста.
Использованы методики:-аудирование; -лингвистический анализ текста; -выразительное чтение, декламация;
-говорение; - создание текста-зарисовки; -открытия нового знания; -чтение про себя; -выразительное чтение;
-конкурс на лучшее выразительное чтение стихотворения.
Информационное обеспечение: на уроке используется материал Большой электронной энциклопедии ( БЭЭ) , при возможности выхода во время урока в сеть интернет - электронная свободная энциклопедия «Википедия», Большая Советская Энциклопедия, словари.
Информационная компетентность: формировать умение найти в интернете, других источниках информации необходимый для выполнения задания материал, правильно сформулировать запрос для поисковой системы, определить необходимый источник среди найденных.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые УУД |
Орг.момент Введение в тему урока Создание словесной зарисовки | Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Осень» / Октябрь/ Выбрать картину, соответствующую мелодии. Объяснить свой выбор. Какое чувство вызывает картина? -Подберите слова, передающие настроение автора картины от увиденного пейзажа? -Почему художник захотел запечатлеть этот прекрасный вид? -Попробуйте самостоятельно описать картину В. Д. Поленова. | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Развитие воображения Развитие речи |
Работа по теме урока Подготовка к аудированию Аудирование | - Сегодня мы познакомимся со стихотворением известного русского поэта Бориса Пастернака. Где можно найти информацию о биографии и творчестве поэта? -Через какую поисковую систему в интернете это можно сделать? -Как сформулировать запрос для поисковой системы? Пастернак Борис Леонидович, (1890-1960) русский поэт и прозаик родился в Москве, в семье известного художника. После окончания гимназии в 1909 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Серьёзно увлёкся философией. Его первые сборники стихов – «Близнец в тучах» вышел в свет 1914 году. В 1922 вышла книга его стихов «Сестра моя жизнь», сразу выдвинувшая автора в ряд мастеров современной поэзии. В 1930-е в основном занимался переводами (В. Шекспира, И, -В. Гёте, И.Ф. Шиллера, грузинских поэтов и других авторов). В 1943 совершил поездку на фронт, результатом чего стали очерки и книга стихов «На ранних поездах» (1943). Мировую известность ему принёс роман «Доктор Живаго». За этот роман Пастернак был удостоен Нобелевской премии в 1958. Борис Леонидович очень любил свою родину и не представлял жизни без нее. Он вынужден был отказаться от престижной награды, чтобы остаться жить в стране. Вы попробовали создать небольшие рассказы об осени, трудно ли это было? Почему? Послушайте, какую картину осени увидел и нарисовал в стихах Борис Леонидович Пастернак. Чтение стихотворения учителем. -Подумайте, каким настроением проникнуто стихотворение? -Прочитайте стихотворение самостоятельно. Определите, какие слова не понятны. Ребята находят в тексте незнакомые, редко употребляемые слова. -Какие слова выделены? -Слова «чертог» и «каталог» выделены красным цветом. -Что это значит? Учащиеся объясняют, что значение данных слов нужно найти в энциклопедии или в толковом словаре. -Как найти в БЭЭ необходимые слова? -На главной странице энциклопедии найти рамочку «Справочники», открыть поле, выбрать толковый словарь, набрать слово «чертог». -Почему слово «каталог» не найдено? -Нужно посмотреть его в другом словаре, например иностранных слов. Находим его по тому же маршруту. Дети находят нужные слова в БЭЭ. Чертог - большое, пышное, великолепно убранное помещение, великолепное здание, дворец. Каталог - в общем случае, это некий список объектов, составленный с целью облегчения поиска этих объектов по какому-то одному общему признаку. Список или опись собрания книг в библиотеках… -Кроме выделенных слов были те, которые вызвали интерес? Их значение мы тоже можем найти в словаре. Флигель - вспомогательная пристройка к жилому дому или отдельно стоящая второстепенная постройка, входящая в комплекс городской или сельской усадьбы… Подвенечный- надеваемый во время венчания. Бушевать - шуметь, буянить, озорничать. | Ребята находят в тексте незнакомые, редко употребляемые слова. Отвечают на вопросы | Формирование познавательных УУД Развитие ИКТ компетентности, Выход в интернет или работа по БЭЭ Активизация внимания Развитие ИКТ компетентности Выход в интернет или работа по БЭЭ |
Работа с текстом, анализ языка художественного текста. | Найдите в тексте «метафоры»: залы картин в позолоте небывалой, Сказочный чертог, бушует лист древесный, застывает в виде сгустка, липы обруч золотой, осень, древний уголок, ступить в овраг; (самопроверка по слайду) «олицетворения»: Лик березы под фатой подвенечной, просеки, заглядевшиеся в озера, перелистывает стужа, эхо звучит; (самопроверка по слайду) «эпитеты»: зари вишневый клей; (самопроверка по слайду) «сравнения»: флигеля, словно в рамах золоченных, как венец на новобрачной; (самопроверка по слайду). Ученики должны объясняют значение используемых средств. Каждая строфа прочитывается отдельно и анализируется в беседе: -Что называет автор «сказочным чертогом»? -Как вы думаете, какую картину увидел автор и написал о ней «просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера»? ( отражение леса в воде) -Что за картина представилась Б. Пастернаку «в позолоте небывалой»? -С кем сравнивает автор стихотворения березу? -Почему флигеля оказались в «золоченой раме»? -Почему «нельзя ступить в овраг» и что «бушует под ногами»? -Какого цвета зарю описывает поэт? -Видели ли кто-нибудь из вас такого цвета зарю? -С каким местом сравнивает автор осенний лес? (музей) | Формирование коммуникативных УУД. | |
Подготовка к декламации, упражнение в самостоятельном чтении. | Учащиеся читают стихотворение, определяя логические ударения, паузы, интонацию. | Работа над дикцией, интонирование | |
Конкурс на лучшее выразительное чтение стихотворения Б.Пастернака «Золотая осень». | По желанию несколько учащихся читают стихотворение. | Формирование регулятивных УУД. | |
Итоговая рефлексия | -Понравилось ли стихотворение, с которым познакомились на уроке? | Формирование личностных УУД | |
Задание на дом | Выучить стихотворение Б. Пастернака наизусть |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения УМК «Школа России» Класс 3 Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки».
Урок литературного чтения УМК «Школа России» .Класс 3Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки». Игровая технология....
Тема: БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК. «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
Цель деятельности учителя: дать учащимся первичное представление о поэзии Б. Л. Пастернака; расширять кругозор учащихся; прививать интерес к литературе; показать красоту, образность поэзии Б...
Технологическая карта урока Литературного чтения Тема: Борис Леонидович Пастернак "Золотая Осень".
Литературное чтение...
Урок по литературному чтению "Борис Леонидович Пастернак "Золотая осень"
Тема: «Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака; учить понимать язык поэзии, читать поэтические произведения; обогащат...
Борис Леонидович Пастернак "Золотая осень"
Разработка презентации к уроку по литературному чтению для 4 класса....
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова» (УМК"Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова».Цели деятельности учителя:знакомствос жизнью и творчеством писателя М.М.Зощенко , с произведением &laq...