Конспект урока "Как люди научились летать. Буква Э, звук "э"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Урок изучения нового, на котором учащиеся должны усвоить, что буква э обозначает звук "э", а воздушный транспорт имеет свою историю развития, которая ещё не окончена. К концу урока дети должны уметь дать ответ на вопрос «Как человек научился летать».
На уроке используются элементы разных педагогических технологий: технологии учебных ситуаций, технологии деятельностного метода обучения, технологии индивидуализации, технологии критеческого мышления и здоровьесберагающей технологий. Считаю, что эти технологии способствуют достижению метапредметных и личностных результатов. Все задания направлены на формирование познавательных УУД, в ходе урока обращалось внимание на формирование регулятивных УУД, таких как осуществление контроля в форме сличения своей работы с эталоном. Выполнение простейших инструкций. Организована работа по формированию коммуникативных УУД - вступать в диалог, отвечать на вопросы, сотрудничать с товарищами при выполнении задания в паре, группе. На уроке прослеживается межпредметная связь: окружающий мир и русский язык (текст, тема текста).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Буква Э. Звук «Э». Как люди научились летать»
УМК «Школа России»
Класс: 1
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: создать условия для знакомства обучающихся с новой буквой (звуком) через изучение истории возникновения воздушного транспорта.
Задачи:
1. активизировать познавательную деятельность младших школьников через разнообразие видов работ и практическое наблюдение.
2.формировать умение работать с текстом (находить конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; понимать информацию, представленную разными способами – словесно, в виде таблицы, схемы; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос). Преобразовывать информацию в опорный сигнал по тексту.
3. развивать коммуникативные способности: работа в паре, в группе (умение слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, умение уступать друг другу).
Учитель | Дети |
1.На доске элементы букв. Какие буквы можно составить, используя эти элементы? Э, М, Ч, Ы И -С какой буквой мы ещё не знакомы? -цель урока? | Пытаются составить буквы. -Буква «Э» -Изучить букву «Э». |
2. Я попрошу вас повернуться друг к другу лицом, посмотреть друг на друга, выполнить моё задание: назовите букву так, чтобы сосед видел, как выговорите, но не слышал, что вы говорите. А теперь, назовите так, чтобы сосед слышал, что вы говорите, но не видел. -Что можете сказать о букве «Э»? Какие слова нужно выбрать, чтобы дать характеристику буквы? -Докажите. | - Дети выполняют инструкцию учителя. -Дети выбирают из нескольких вариантов: гласный, согласный, мягкий, твёрдый, звонкий, глухой, ударный, безударный. -Буква «Э» обозначает гласный звук «Э», он может быть ударным или безударным. -на доске слова: эхо, экран, поэт. |
3.На доске слова: Автобус, аэростат, автомобиль, трамвай. Найди лишнее слово. Почему? -Если не знаем , то где можно узнать? -4 – ый из группы слушает задание. Найти в словаре слово «аэростат». На какую букву будем искать? Вам 2 минуты. -Пока ищут у нас задание: Ударение, сколько слогов в слове «аэростат», сколько букв, сколько звуков. -Что такое «аэростат»? Почему лишнее? Относится к воздушному транспорту. -Какие ещё слова с этой частью вы нашли? | (Дети работают на индивидуальном листочке). -Аэростат. Не знаем? -В словаре. На букву «А». -4 слога, 8 букв, 8 звуков. Укажите буквы гласных звуков. Укажите буквы согласных звуков. Карточка - В словаре нет такого слова, но есть «аэро…» первая часть сложных слов, означающая отношение к авиации, воздуху, воздухоплаванию. -Аэроклуб, аэронавигация, аэропорт, аэроплан, аэробус. |
4.А какой воздушный транспорт вы знаете? -Ребята приготовили для вас небольшие сообщения -загадки, внимательно слушайте, по описанию постарайтесь найти в классе иллюстрацию этого предмета. -Дети на доску вывешивают таблички со словом. Другие дети должны найти в классе иллюстрацию к табличке. «ПОВЕРНИСЬ» ФП Вывешивают на доску. -Что такое аэростат? -Кто может сказать «на ушко» ? (дети шепчут на ухо учителю – «воздушный шар» -ФП - Какой летательный аппарат самый современный? Самый древний? Расставьте цифры в порядке возникновения различных летательных аппаратов. | -Самолёт, вертолёт. -Сообщения детей: 4. Стас: Аэроплан – летательный аппарат с мотором и воздушным винтом, дающим движение вперёд, и неподвижными крыльями. 1.Кира: Воздушный шар (аэростат) – летательный аппарат, в котором для полёта используют газ,. Воздушный шар состоит из заполненной газом оболочки и прикреплённой к ней корзины или кабины. 3.Ника: Дирижабль – это воздушные корабли, отличаются от воздушных шаров своими размерами. Самый простой выглядит как большая сигара с установленными в ней кабиной и мотором. 2.Лиза: Вертолёт – винтокрылый летательный аппарат, у которого необходимые для полёта подъёмная сила и тяга создаются одним или несколькими винтами (пропеллерами). 5. Данил: Самолёт – летательный аппарат, оборудованный силовой установкой. При помощи этой части самолёта создаётся необходимая для полёта тяга – движущая сила, которую развивает на земле или в полёте мотор. 6.Тим: Ракета – летательный аппарат, двигающийся в пространстве за счёт действия реактивной тяги, которая возникает вследствие отброса части собственной массы аппарата и без использования вещества из окружающей среды. - Аэростат, дирижабль, аэроплан, самолёт, вертолёт, ракета. |
5. Работа в группе: -Прочитаем текст, для этого его нужно составить. Первый в группе: конверт открыл, раздал слова ребятам. Прочитали предложение про себя, соседу по плечу, соседу по лицу. Время 2 минуты. Составьте текст. - О каком летательном аппарате прочитали? -Проверяем. Нам трудно, сегодня нет слов- мостиков. Но есть подсказки – рифмы. Мы ещё не знаем что это такое, но если по простому, то можно заметить, что «хвосты» некоторых слов очень похожи, созвучны. Проверим. | 1.Пилот в космической ракете 2.На Землю глянул с высоты. 3. Ещё никто, никто на свете 4.Такой не видел красоты! -О ракете. |
6. 4. Найди ключ и прочитай слова: 2Г3а4г5а6р7и8н, 5В4о7с2т9о1к 0, 8а3п5р0е2л1ь7, 3З7е0м4л2я3 Как связаны между собой эти слова? -С полета Гагарина в космос началась космическая эра. | Гагарин, Восток, апрель, Земля. |
7. Рефлексия: А вы хотите увидеть звёздное небо? У вас на столе звёздочки разного цвета: красные, голубые, жёлтые. Если вам сегодня все удалось, то возьмите звездочку жёлтого цвета, если были затруднения, - голубого, а если было очень сложно и трудно – красного. Прикрепите свою звезду на доску. | На доске ракета и звёзды детей. |
Ф,И._________________________________________________ Ф.И. ____________________________________________
1.Прочитай. Подчеркни «лишнее» слово. Автобус, аэростат, автомобиль, трамвай. | 1.Прочитай. Подчеркни «лишнее» слово. Автобус, аэростат, автомобиль, трамвай. |
2.Сколько в слове букв, звуков: АЭРОСТАТ | 2.Сколько в слове букв, звуков: АЭРОСТАТ |
3.Соедини стрелочками последовательность развития воздушного транспорта. | 3.Соедини стрелочками последовательность развития воздушного транспорта.
|
4. Найди ключ и прочитай слова: 2Г3а4г5а6р7и8н, 5В4о7с2т9о1к 0, 8а3п5р0е2л1ь7, 3З7е0м4л2я3 | 4. Найди ключ и прочитай слова: 2Г3а4г5а6р7и8н, 5В4о7с2т9о1к 0, 8а3п5р0е2л1ь7, 3З7е0м4л2я3 |
Предварительный просмотр:
Тема: Странички для любознательных «Откуда берутся шоколад, изюм и мёд».
УМК «Школа России»
Класс: 1
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: создать условия для знакомства обучающихся с производством шоколада, меда, изюма, показать их природное
происхождение.
Задачи:
1. активизировать познавательную деятельность младших школьников через разнообразие видов работ и практическое наблюдение.
2.формировать умение работать с текстом (находить конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; понимать информацию, представленную разными способами – словесно, в виде таблицы, схемы; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос). Преобразовывать информацию в опорный сигнал по тексту.
3. развивать коммуникативные способности: работа в паре, в группе (умение слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, умение уступать друг другу).
Планируемый результат: учащиеся должны усвоить, что шоколад мы получаем благодаря шоколадным деревьям, изюм благодаря винограду, а мед благодаря цветам и пчелам. К концу урока дети должны уметь дать ответ на вопрос «Откуда берутся шоколад, изюм, мёд».
Считаю, что урок цели достиг, так как результат урока зафиксирован на листах индивидуальной работы.
На уроке были использованы элементы проектной технологии (эскиз шоколадки), технологии учебных ситуаций (, технологии деятельностного метода обучения (практическая работа), технологии индивидуализации (доклад детей), игровой (сценка) и здоровьесберагающей технологий. Считаю, что эти технологии способствуют достижению метапредметных и личностных результатов. Все задания были направлены на формирование познавательных УУД, в ходе урока обращалось внимание на формирование регулятивных УУД, таких как осуществление контроля в форме сличения своей работы с эталоном. Выполнение простейших инструкций. Была организована работа по формированию коммуникативных УУД - вступать в диалог, отвечать на вопросы, сотрудничать с товарищами при выполнении задания в паре, группе. На уроке прослеживалась межпредметная связь: окружающий мир и русский язык (текст, тема текста).
.
Задачи:
Учитель | Ученики |
1.Оргмомент. На доске тема «Странички для любознательных». -Ребята, о чём пойдет речь на уроке? - Что значит «любознательный человек»? Сколько страничек у нас? -Тихо, вы не слышите разговор какой-то? Сценка. | Сценка: Тая: Тимофей, дай, пожалуйста, конфетку? Тим: Не дам! Ева: Что тебе, жалко что ли, вот у тебя целая коробка! Тим: Вот именно, что только коробка и осталась. Конфет-то нет! Тая: Точно нет.. Ева: Пусто… Ева: Ну хоть одну малюсенькую конфеточку! Тим: А я бы большую шоколадку съел! Ева : А откуда бы ей взяться! Тим: Откуда, откуда… А, действительно, откуда берётся шоколад? |
2.Ребята, а вы знаете. Откуда берётся шоколад? Это будет первый вопрос для любознательных детей. Вывешиваю на доску «Откуда берётся шоколад?» | Высказывания детей? Тая: Вы что не знаете? Ну, так мы вам расскажем. Почти 2 столетия назад завоеватель Мексики Фердинандо Кортес первым из европейцев отведал любимый напиток мексиканских индейцев – «чокоатль», что в переводе с индейского языка значит «горькая вода». Тим: Индейцы приготовляли «горькую воду» из каких-то древесных плодов, которые они называли «какахуатль». Привезённые в Европу труднопроизносимые слова «чокоатль» и «какхуатль» превратились в «шоколад» и «какао», а предметы, которые они обозначали, быстро пришлись всем по вкусу. Ева: В науке это дерево носит торжественное название «теоброма какао», что в переводе с языка индейцев значит «божественный напиток какао». Тая: Это небольшое дерево, не выше 8 метров, раскидывает свою красивую крону в нижних, сильно затенённых ярусах. Там мало солнца, но зато сохраняется высокая температура и обильная влажность. Ева: Есть у этого дерева любопытная особенность – плоды его растут не на концах ветвей, как, например, у яблони или груши, а сидят прямо на стволе. Тая: В плодах под защитой мясистой оболочки ровными рядами лежат плоские красноватые семена. Они и есть так называемые «бобы» какао - твоя будущая шоколадка. Тим: В жарких странах выращивают шоколадные деревья, или деревья какао. Семена этих деревьев называют какао – бобы. Из них получают порошок какао. |
3. Ребята у вас на столах лежит какао порошок. Предлагаю рассмотреть его. Понюхайте, чем пахнет? -Как используя порошок сделать шоколад? Разбавим водой, перемешаем. Попробуйте. Вкусно? Почему шоколад сладкий? -Итак, давайте ещё раз повторим, откуда берётся шоколад. Для этого на «страничке» выполним задание: Соедини пары:
Маша и Настя выполняют на большом листе (контроль). | -Шоколадом. -Разбавить водой. -Нет, горький вкус. Тим: Порошок какао на кондитерской фабрике смешивают с молоком и сахаром и другими добавками. так получают шоколад. Семена - какао бобы Какао –бобы - порошок какао Кондитерская фабрика - сахар, молоко, какао Шоколадные деревья - плоды Ева: А я люблю шоколад с изюмом! Тим: А откуда берётся изюм? |
- И это второй вопрос для любознательных детей? Откуда, по-вашему, берётся изюм? -Посмотрите, у нас в классе развешены иллюстрации разных ягод. Подойдите к той картинке, из какой ягоды делают изюм. -Мнения разделились. Чтобы узнать правильный ответ нужно прочитать информацию. -Работа в группе. «Второй» – распечатал конверт, достал предложения, раздал ребятам. -Прочитайте свое предложение про себя. Прочитайте свое предложение соседу по плечу. Прочитайте свое предложение соседу по лицу. Составьте из предложений текст. Прочитайте получившийся текст. На задание 2 минуты. -О какой ягоде идёт речь в тексте? Найдите в классе ягоду, из которой изготавливают изюм. Покажите на неё рукой. Растёт она в наших краях? -Проверим ваш текст. А прежде вспомним признаки текста. -Первое предложение текста. .. Какие слова-мостики связали предложения. -Предложения связаны по смыслу? Какой темой объединены? -Так откуда берётся изюм? | -Ответы детей. -Дети выбирают ягоду, и подходят к ней. (ф\п). -Дети выполняют инструкцию учителя. Работают с деформированным текстом: 1.Изюм – это высушенные на солнце ягоды винограда. 2.Они бывают разного цвета: зелёного, красного, жёлтого. 3.Поэтому изюм может быть разноцветный. 4.Его кладут в шоколад, булочки и даже в плов. -Дети указывают на иллюстрацию. Нет, только на юге. -Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст можно озаглавить. В заголовке содержится тема и или главная мысль текста. -Ягоды – они; зелёный, красный, жёлтый – разноцветные; изюм – его. -Изюм. - Высушенные ягоды винограда. |
Тая: Шоколадные деревья растут в жарких странах, виноград тоже. А так хочется чего-то сладенького, своего, родного! Тим: Так у нас же есть мёд! Ева: А что мёд тоже растёт? Тим: У… получается, что да! | |
-Итак, третий вопрос для любознательных детей. Откуда берётся мёд? Работа в учебнике. Стр.77. Прочитайте текст про мёд. 2 мин. В своей «страничке» соедините последовательно Этапы получения мёда. -Проверяем, Лиза, расскажи, откуда появляется мёд. | -Его делают пчёлы? -Выполняют индивидуально. Лиза и Карина на большом листочке (контроль). -Рассказ по опоре. |
-Итак, странички для любознательных заполнены. -Скажите, можно смешать эти ингредиенты? Что получится? -Хотелось бы вам попробовать такую шоколадку? Представьте себе, что кондитеры создали такой шоколад. И дали ему название «Детский». Чтобы пустить в продажу, нужно создать обёртку для такого шоколада. Попробуем придумать обёртку – фантик для шоколада «Детский» с изюмом и мёдом. | -Мёд с изюмом, какао с изюмом, шоколад с изюмом и мёдом… -Творческая работа. |
- Вот вам награда за труды. Шоколад «Алёнка». ДЗ. Узнать девочка на обёртке выдуманный образ или настоящая девочка, сколько лет в России выпускают этот шоколад? |
Фамилия имя_________________________________ Фамилия, имя____________________________
Откуда берётся шоколад? Семена сахар, молоко, какао Какао-бобы плоды Кондитерская фабрика порошок какао Шоколадные деревья какао - бобы | Откуда берётся шоколад? Семена сахар, молоко, какао Какао-бобы плоды Кондитерская фабрика порошок какао Шоколадные деревья какао - бобы |
Откуда берётся изюм? | Откуда берётся изюм? |
Откуда берётся мёд? |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Золотое яблоко 2018»
«Инновационная деятельность педагога в рамках реализации приоритетных проектов системы образования Пермского муниципального района»
Формирование метапредметных УУД во внеурочной деятельности
В начале октября мои второклассники прошли независимую экспертизу –метапредметную олимпиаду «SAPIENTISAT», результаты которой показали (Приложение 1), что уровень сформированности метапредметных УУД находится на среднем уровне: выше среднего – 16 ч ( 59,2 %), средний уровень сформированности имеют 10 ч (37 %), и только один ребёнок имеет уровень ниже среднего (3,7 %). Если сравнивать в части сформированности познавательных УУД, то результат стал выше: 2017 год – 53 % (высокий, средний, выше среднего), а в 2018 – 73 % (средний, выше среднего). Проанализировав данные, я сделала вывод, что специально организованная, направленная на достижение результата внеурочная деятельность даёт положительную динамику в сфере формирования метапредметных компетенций. В данной работе я хочу представить опыт формирования метапредметных УУД во внеурочной деятельности.
Формирование метапредметных УУД - одно из приоритетных направлений в ФГОС НОО. УУД— совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Важным для современного педагога является понимание того, что формирование всех видов универсальных учебных действий происходит не только в ходе освоения всех учебных предметов, но и во внеурочной деятельности.
Стартовая диагностика (октябрь 2017 года) метапредметных УУД показала, что уровень их сформированности у первоклассников недостаточно высок, качество освоения метапредметных умений на уровне ниже среднего (53 %), хотя с работой справились 85 % обучающихся.
Уровень выполнения работы "Метапредметные результаты в части познавательных УУД"
Высокий уровень | 2 чел. | 7% |
Средний уровень | 6 чел. | 21% |
Выше среднего | 7 чел. | 25% |
Ниже среднего | 9 чел | 32% |
Низкий уровень | 1 чел. | 4% |
Очень низкий уровень | 3 чел. | 11% |
Низкие результаты показали не только первоклассники (что, в общем-то, естественно), но и другие обучающиеся начальной школы. Наиболее проблемными для детей оказались такие умения, как:
-интерпретировать информацию (делать выводы по содержанию текста); -использовать знаково-символические средства (таблица) при решении учебно-практических задач; -устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на основе установленных связей; - находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
Получив неутешительные результаты диагностики, педагоги начальной школы приняли решение о необходимости работать в данном направлении комплексно, создавая метапредметное пространство для формирования базовых УУД не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.
Согласно ФГОС НОО внеурочная деятельность ребёнка начальной школы должна занимать 10 часов в неделю. Часть этих часов и направлена на организацию специальной деятельности учеников, в процессе которой формируются метапредметные УУД: цикл кружков «Вертушка», метапредметный день («Метка»), занятия детско-родительского клуба «Ростки». Расскажу о том, как я использую этот ресурс для формирования метапредметных УУД.
"Метка" - это единое для всех классов начальной школы метапредметное событие. Это учебный день, в течение которого все дети начальной школы перемешиваются в разновозрастные группы по 12-15 человек и, используя путевой лист, проходят 7-8 занятий, на которых осваивают разные метапредметные умения. Для «Метки» выбирается общая тема и разрабатываются задания. На каждом из занятий этого дня создаются условия для развития какого-то одного метапредметного умения. Так, мной были разработаны задания, в результате выполнения которых обучающиеся освоили приёмы изготовления лепбука (тема "Родной школе 50"). Все дети, пришедшие на занятие, делятся на три группы по 4 человека, каждой группе даётся проектная задача (Приложение 2). На этом занятии формировались познавательные УУД: поиск информации, выделение лишнего, анализ данных, обобщение. Так же задания способствовали развитию регулятивных умений: выполнять задание в соответствии с поставленной задачей, контролировать себя и своих товарищей, так как занятие ограничено во времени. На следующей "Метке" мы учились создавать игру - бродилку "В здоровом теле здоровый дух" (тема "Всемирный день здоровья"). Игровое поле уже было заготовлено, был намечен маршрут игроков, только не было самих испытаний. Проектная задача для детей звучала так: "Составь задание-испытание для игры, используя раздаточный материал (на столе у каждой группы разные варианты раздаточного материала от режимных моментов до листа - раскраски)". Задания такого типа позволяют развивать вариативность мышления - никогда точно не угадаешь, что придумают дети с тем, что ты им предложил; формируют познавательные умения: работать с текстом, добывая информацию из таблиц, ребусов, анаграмм; работают на формирование коммуникативных УУД: распределить роли в группе, уметь слушать других, отстаивать свою точку зрения. В результате получилась замечательная настольная игра, в которую дети начальной школы играли на переменах. А главная ценность в том, что эту игру создали сами дети, каждый ребёнок начальной школы вложил свой труд: кто-то формулировал задание - испытание, кто-то вырезал, кто-то раскрашивал, клеил, собирал карман для хранения задания-испытания.
Задания на "Метке" формулируются и дифференцируются так, чтобы все дети были заняты. В основу заданий положен принцип "мини-макса", когда из множества умений ребёнок возьмёт то, что ему под силу в данный момент, все задания работают на "зону ближайшего развития".
«Вертушка». Так мы называем цикл кружков, которые проходят в течение года. За эти годы «Вертушка» трансформировалась несколько раз, и на это были свои причины. Первоначально «Вертушка» задумывалась как цикл кружков по интересам. В конце учебного года проводилось анкетирование детей, которое выясняло: какими видами деятельности они хотели бы заниматься. Затем, исходя из полученных результатов и наличия специалистов, составлялся перечень кружков. Обучающиеся могли выбрать для себя 4 разных кружка (по количеству четвертей) и, соответственно, пройти их в течение следующего года. Всех детей начальной школы мы делили на разновозрастные группы, в которых они и занимались. У каждого ребёнка была зачётная книжка, в которой делались отметки учителем, самим ребёнком и классным руководителем. В конце года подводился общий итог участия каждого ученика. На последнем заседании кружка проходил творческий отчёт о проделанной работе. Таким образом, обучающиеся начальной школы в течение года посещали 4 кружка. Вот так мы решали проблему занятия внеурочной деятельностью. Но были и свои недостатки. Дети в большей степени выбирали «облегчённые» кружки - рисовать, мастерить, играть в подвижные игры. А в «умные» кружки шли с неохотой. Разработать задания, адекватные возрасту, и так, чтобы были задействованы все дети кружковой группы, тоже было сложностью. Старшие делали, а малыши бездействовали. Пользы от этого было мало. Поэтому мы решили организовать «Вертушку» по - другому. Сейчас «Вертушка» проводится по параллелям. Параллель делится на группы (по 18-19 человек) соответственно направлениям, которые решают проблемы определённого возраста. Для цикла кружка "Вертушка" мной разработаны следующие программы для первоклассников: "Будущий отличник", "Моя родина Пермский край", "Черчу и рисую". Так программа кружка "Будущий отличник" направлена на формирование у первоклассников познавательных УУД, таких, как анализ и синтез, классификация, выделение лишнего. Большинство заданий направлено на развитие внимания, памяти, воображения, речи. Обучающиеся учатся разгадывать и сочинять загадки; составлять и решать кроссворды, крестословицы; понимать и читать ребусы, изографы, анаграммы. За основу программы "Черчу и рисую" взята авторская программа Н.Б.Истоминой "Наглядная геометрия", согласно которой обучающиеся 1-2 классов учатся чертить простые геометрические фигуры, работать с понятиями: точка, луч, отрезок, прямая линия, ломаная линия... Учатся видеть простые геометрические формы в окружающем мире, создавать на их основе рисунки, узоры. Через черчение и рисование обучающиеся осваивают и метапредметные умения: анализировать, сравнивать, находить общие и отличительные признаки; учатся извлекать информацию из визуальных объектов (чертёж, рисунок, схема, диаграмма, иллюстрация, ребус). Второклассники осваивают работу с информацией, выходя за рамки учебников, на следующих кружках: «Занимательная математика», «Нескучный русский», «Навыки жизни». Обучающиеся третьего класса во время «Вертушки» работают с научно-популярными текстами, где так же отрабатываются приёмы поиска и преобразования информации. Кружки цикла «Вертушка» органично вплелись и в подготовку четвероклассников к ВПР: «Как огромен этот мир», «Занимательная сеть», «Всё обо всём». На эти кружки были вынесены самые трудные вопросы из ВПР, которые связаны с поиском, преобразованием информации.
С 2014 года в нашей школе стали проходить заседания детско-родительского сообщества «Ростки». Это сообщество первоначально было создано в рамках общешкольного проекта «Школа – ресурсный центр профессионального самоопределения учащихся». Цель создания сообщества, познакомить детей с профессиями ближнего окружения, то есть профессиями родителей. Эти встречи проходят 1 раз в месяц, в один и тот же день. Родители рассказывают о своей профессии, проводят мастер-классы, пробы профессии и даже выезд на производство. За четырёхлетний период проведения «Ростков» на наших встречах побывали 254 мастера, множество детей и их родителей. Поскольку это сообщество существует уже не первый год и встречи стали традиционным мероприятием в начальной школе, то можно смело сказать, что «Ростки» это часть пространства, которое влияет на формирование метапредметных компетенций. На таких встречах дети учатся сотрудничать со сверстниками и взрослыми во внеуч6ебной деятельности; учатся понимать информацию, представленную в разном виде; выполнять простейшие инструкции во время выполнения заданий мастера. Результатом таких встреч является знакомство с множеством профессий современного мира, дети приобретают навык изготовления простейших вещей: подарков своими руками, бутербродов, пирожков, тортов; учатся плести косички, делать детский маникюр; осваивают искусство декупажа, канзаши, валяния, квилинга...
Ещё один из резервных часов, который позволяет работать над формированием метапредметных умений - это классный час. Большую часть классных часов стараюсь проводить в деятельностном режиме, формируя коммуникативные, познавательные и личностные умения. На классный час выносится и защита проектов. В этом году второклассники впервые попробовали реализовать и защитить кратковременные социальные проекты: "Оригами - нескучная игра", "Зелёный друг", "Игры весёлого карандаша"... Одним из условий реализации была - публичная защита, а именно, умение рассказать о своем проекте в течение 1 минуты, уметь ответить на вопросы аудитории (Приложение 5).
Формирование метапредметного результата «Построение монологического высказывания согласно поставленной цели» происходит только опытным путем, только в деятельности, поэтому уже с 1 класса я учу детей основам публичного выступления. В этом мне помогают разнообразные скороговорки; упражнения на "чувство времени"; игры с аудиторией. Детям больше всего нравится упражнение "Сказка с новым контекстом": я прошу рассказать ребёнка известную русскую народную сказку "Колобок" (показываю эпизоды сказки на слайдах) и в определённый момент рассказа на слайде появляется Баба-Яга (Лягушка-Царевна, Капризка), ребёнок должен продолжить сказку с измененным сюжетом, останавливаться нельзя, рассказывание длится ровно 2 минуты. Подобные упражнения формируют чувство времени, развивают речь, умение задавать вопросы и отвечать на них, снимают страх перед аудиторией.
Формированию познавательных УУД способствует участие обучающихся в разных конкурсах. В прошлом учебном году мои первоклассники стали участниками многих конкурсов разной направленности. Это были интеллектуальные конкурсы "Умный Я", "С книжной полки до кино"; конкурсы метапредметной направленности: "Финансовая грамотность", "Толерантный мир", "Интернет безопасность"; творческие конкурсы "Фотоосень"... Таким образом, все первоклассники, так или иначе, проявили себя в конкурсной деятельности (Приложение 3).
Учитывая всё вышесказанное, ещё раз убеждаюсь в том, что целенаправленная, систематическая работа по формированию метапредметных умений даёт свои результаты не только в учебное время, но и во внеурочной деятельности (Приложение 4).
Приложение 1
Мониторинг сформированности метапредметного результата
Метапредметная олимпиада «SAPIENTISAT»
26 чел. | Уровень сформированости регулятивных УУД | Уровень сформированности познавательных УУД | Уровень сформированности коммуникативных УУД | Уровень сформированности метапредметнх УУД | ||||
Ардашева Ева | 20 | Выше средн. | 35 | Выше среднего | 15 | средний | 70 | Выше среднего |
Ахмедов Данил | 15 | средний | 20 | Ниже средн. | 10 | Ниже средн | 45 | Средний |
Вуколова Саша | 20 | Выше средн. | 30 | средний | 15 | Выше средн | 70 | Выше среднего |
Запольских Ст. | 15 | средний | 35 | Выше сред | 10 | Ниже средн | 60 | Выше среднего |
Калашникова Д. | 15 | средний | 25 | Средний | 10 | Ниже средн | 50 | Средний |
Куртвапова К. | 10 | Ниже средн. | 35 | Выше сред | 5 | Низкий | 50 | Средний |
Логинов Егор | 10 | Ниже средн | 40 | Выше средн | 10 | Ниже средн | 55 | Выше среднего |
Лыскова Кира | 15 | Средний | 15 | Ниже средн | 10 | Ниже средн | 40 | Средний |
Мельчакова А. | 20 | Выше средн | 30 | Средний | 20 | Выше средн | 70 | Выше среднего |
Меркушев Дима | 0 | Низкий | 15 | Ниже средн | 20 | Средний | 30 | Средний |
Перина Лиза | 15 | Средний | 20 | Ниже средн | 15 | Средний | 50 | Средний |
Пищальникова | 5 | Низкий | 30 | Средний | 5 | Низкий | 40 | Средний |
Рангулова Ника | 15 | Средний | 35 | Выше сред | 10 | Ниже средн | 60 | Средний |
Садыкова Уля | 15 | Средний | 30 | Средний | 20 | Выше средн | 65 | Выше среднего |
Сединин Тим. | 5 | Низкий | 15 | Ниже средн | 10 | Ниже сред | 30 | Средний |
Сыромятникова | 10 | Ниже средн | 30 | Средний | 15 | Выше средн | 55 | Выше среднего |
Таникулов Тим. | 15 | Средний | 35 | Выше сред | 15 | Выше средн | 65 | Выше среднего |
Татауров Тим. | 20 | Выше средн | 30 | Средний | 20 | Выше средн | 75 | Выше среднего |
Тудвасева М. | 20 | Выше средн | 35 | Выше сред | 15 | Выше средн | 70 | Выше среднего |
Ульянов Федя | 15 | Средний | 25 | Средний | 15 | Выше средн | 60 | Выше среднего |
Филиппова Аня | 5 | Низкий | 25 | Средний | 10 | Ниже средн | 40 | Выше среднего |
Хамзина Адел. | 15 | Средний | 20 | Ниже средн | 15 | Выше средн | 50 | Средний |
Хасанова Карим | 10 | Ниже средн | 35 | Выше сред | 10 | Ниже сред | 55 | Выше среднего |
Четин Тимофей | 0 | Низкий | 5 | Низкий | 5 | Низкий | 10 | Ниже среднего |
ШадринМаксим | 10 | Ниже средн | 35 | Выше средн | 20 | Средний | 65 | Выше среднего |
Шилов Максим | 25 | Высокий | 30 | средний | 10 | Ниже средн | 65 | Выше среднего |
Уровень сформирован-ности УУД | 5 - низкий 10- ниже среднего 15 - средний 20- выше среднего 25 - высокий | 0-10 - низкий 15-20 - ниже среднего 25-30 - средний 35-40 - выше среднего 45-50 - высокий | 5 - низкий 10- ниже среднего 15 - средний 20- выше среднего 25 - высокий | 0-25 - ниже среднего 25-50 - средний 50-80- выше среднего 80-100 - высокий |
Приложение 2
Метапредметный день «Любимой школе 50!»
Тема занятия: « Книга на коленях».
Группа: разновозрастная (1-4 класс).
Цель: Способствовать формированию метапредметных умений через создание нового средства обучения – ЛЭПБУК.
Метапредметные УУД: Познавательные: анализировать, отбирать информацию, интерпретировать согласно цели.
Коммуникативные: работать в группе, договариваться о совместной деятельности, принимать разные роли, прислушиваться к мнению других, высказывать свою точку зрения.
Регулятивные: принимать цель, контролировать свою деятельность, соотносить свой результат с общей целью.
Ход занятия
1.Актуализация знаний: Отгадайте загадку: Не куст, а с листочками, не человек, а разговаривает.
О чём эта загадка? Вы все знаете, что такое книга. Знаете из каких частей она состоит: обложка, страницы, форзац… Скажите, а может ли быть так, чтобы обложка одновременно была и страницей книги? А может ли быть так, чтобы в книге была одна страница?
2.Знакомство с лэпбуком.
Я хочу показать вам интересную и необычную книгу. ЛЭПБУК (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «книга на коленях». Это такая небольшая самодельная папка, которую можно удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Лэпбук выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталях. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Как вы думаете, сможем ли мы с вами сделать такую книгу? Какую информацию будет содержать наш лэпбук? Тема метапредметного дня «Любимой школе 50!», может, мы расскажем о нашей школе? Достаточно ли 25 минут для того, чтобы выполнить такую работу? Разделимся на группы, а затем соединим получившиеся части книги.
3.Организация работы по изготовлению лэпбука.
1, 2 класс – среди разных загадок, нужно отобрать загадки о школе, вырезать и наклеить на страничку. Найти рисунки-отгадки, вырезать, раскрасить и наклеить на страничку.
Вырезать развёртку портфеля – кармашка. Раскрасить его, склеить и приклеить на страничку. В портфель сложить предметы – картинки, которые нужны в школе (предварительно вырезать, раскрасить).
3 класс – составить схему маршрута – «Мой путь в школу». Из полученной информации отобрать только актуальную для маршрута (Школа, детский сад, стадион, ул. Школьная, ул.Ташлыкова…). Составить схему – маршрут, приклеить на страницу, дополнить своими деталями.
4 класс – Используя разные фотографии школы и учителей, составить и оформить открытку -коллаж поздравлением - пожеланием – признанием на тему «Любимой школе 50!». Составить крестословицу с ключевыми словами «звонок», «урок», «школа».
4.Рефлексия
Составим лэпбук из страничек, соединим в одну книгу. Оформим лицевую часть – обложку. Оцените нашу работу. Кто сможет использовать полученные умения для подготовки других лэпбуков на уроке, дома?
Приложение 3
Участие в конкурсах обучающихся 1 «А» класса 2017-2018 учебный год
Фамилия | Я встречаю Новый год Р-н | Умный Я | Викторина Окр.ммд | Рысёнок | Почемучка |
Настроение | Старт Литератур | Всеолимп мд | Письмо водителю р-н | Скнижных стпниц | ОШ математика | ОШ РЯ | Чистая Вода | Калинка кр | ШК Фото | Пересвет | ||
1.Ардашева Ева |
| у |
| п | д | д | д |
| П | д | у | |||||||
2.Ахмедов Дан |
| п | д | д | д | У | П | |||||||||||
3.Бартов Дима |
|
|
|
|
| |||||||||||||
4.Безматерных В | уч | д | у | п | д | д | п |
| П | у | ||||||||
5.Запольских Ст | уч | У | У | п | д | д | п |
| П | д | у | |||||||
6.Калашникова |
| п | п | п | д |
| п | д | ||||||||||
7.Куртвапова К | уч | п | у | д | у | п | д | п |
| У | ||||||||
8.Логинов Егор | - | п | у | у | у |
| У | |||||||||||
9.Лыскова К | уч | д | у | УУ | У | п | п | д | п |
| У | у | ||||||
10.Мельчакова |
| д | у | УУ | д | д | п | д | д |
| П | п | ||||||
11.Меркушев Д | уч | У | п | д | п | п |
|
| ||||||||||
12.Перина Л. | - | У | п | п | д | д |
| У | д | п | ||||||||
13.Пищальникова | уч | УУ | У | п | д | д | д |
| Д | д |
|
| ||||||
14.Рангулова Н | уч | У | д | У | П | Д |
| Д | Д | |||||||||
15.Садыкова У. |
| П | П | П | П |
| П | У | ||||||||||
16.Сединин Т. |
|
|
| УУ | У |
|
|
| П | у | ||||||||
17.Сумишевская Т |
| УУ | У | п | п | у | п |
| Д | у | п | |||||||
18.Сыромятников |
| п | у | У | п | п | д | д | у | П | д | П |
| |||||
19.Таникулов Т |
| у | д | п | у | у | У | |||||||||||
20.Татауров Т |
|
|
| У | У |
|
|
| Д | у | ||||||||
21.Тимкин Т |
| У | д | п | п | д |
| Д | д | |||||||||
22.Тудвасева М | уч | д | у | У | уч | п | д | д | д | д | у | Д | п | у | П | У | ||
23.Ульянов Ф | п | д | п | д |
| У | у | |||||||||||
24.Филиппова У. |
| П | У | у | д | д | д |
| П | |||||||||
25.Хасанова К |
| У | п | д | п | п |
| У | у | |||||||||
26.Хамзина А | - | У |
|
|
| Д | ||||||||||||
27.Четина В. | уч | Д | У | у | П | д | д | д | у | Д | Д | |||||||
28.Шадрин М |
| п | д | д | д |
| П | у | ||||||||||
29.Шилов М. | - | П | у | П | д |
| У |
Приложение 4
Результаты участия во внеурочной деятельности
ученицы 1 "А" класса МАОУ "Нижнемуллинская средняя школа"
Тудвасевой Марии 2017-2018 учебный год
Внеурочная деятельность | Фактические результаты |
Кружки цикла "Вертушка": Кружок "Будущий отличник" Кружок "Оригами" Кружок «Черчу и рисую» | -Получен зачёт по посещениям кружка "Будущий отличник". Составлен кроссворд "Птицы нашего леса" -Получен зачёт по посещениям кружка "Оригами", в классе провела день "Базовая форма - воздушный змей". Получен зачёт по посещениям кружка «Черчу и рисую». Защита проекта «Форма, цвет, орнамент, геометрия» |
"Метка" 1."Родной школе - 50!" 2."Всемирный день здоровья" | -Выполнены индивидуальные задания, согласно учебной задаче. Полученные знания применяет в учебной деятельности, создан лэпбук по теме "Числа в загадках, пословицах и поговорках". |
Классный час. | Защита учебных проектов перед одноклассниками и родителями. В процессе подготовки проектов использовала работу с различными информационными источниками: книги, интернет ресурсы, электронные издания (помощь родителей) Математика: "Числа в загадках, пословицах и поговорках" проект представлен в фоме лэпбука. Окружающий мир: "Моя малая родина" - проект представлен в форме экскурсии по селу. |
ДРС «Ростки» | Посетила 5 встреч, провела совместно с мамой мастер-класс «Изготовление цветов из салфеток» |
Участие в конкурсах разного уровня и разной направленности. | Победитель дистанционных конкурсов: "Умный я" - диплом 1, "От книжных страниц до кино" - диплом 1, "Логика. Весенний сезон" - диплом 1, "Финансовая грамотность" - диплом - 1, "Толерантный мир" - диплом 1, "Интернет безопасность" - диплом 1, Участник всероссийских региональных конкурсов: "Рысёнок, "Почемучка". Победитель районного конкурса исследовательских работ "Чистая вода" в номинации "Литературное творчество" - 2 место ( в краевом конкурсе "Чистая вода" - участник): Участник районного конкурса "Письмо водителю". Победитель творческих конкурсов "Камские узоры", городского конкурса танцевальных коллективов "Разноцветное драже". Победитель школьного конкурса чтецов "Весна идёт - весне дорогу!". |
Уровень сформированности метапредметных умений: октябрь 2017 - средний уровень октябрь 2018 - уровень выше среднего |
Приложение 5
"Метка: Нашей школе
ДРС "Ростки",
"Вертушка": занятия кружка
"Черчу и рисую",
Защита проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) Е.Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву Р"
Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте....
Конспект урока литературного чтения в 1 кл. Тема: Е.И.Чарушин. "Как мальчик Женя научился говорить букву "р"
урок разработан по ФГОС....
Конспект урока Е. Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву "р"".
конспект урока по литературному чтению, в 1 классе, УМК "Школа России"...
Конспект урока "Как люди научились считать" (УМК "Перспектива", 3 класс)+ раздаточный материал
Цель урока: ознакомление учащихся с историей развития понятия числа.Планируемые результаты:Предметные:- знать историю развития понятия числа;Личностные: - принимать и осваивать социальную роль об...
Конспект урока на тему: «Большие буквы в именах людей»
Технологическая карта урокаПредмет:Русский языкКласс: 2Дата: 12.02.2020 г.Тема урока: «Большие буквы в именах людей»Учитель: Хуснутдинова А.А.Цель урока:Познакомить учащихся с правописание...
Конспект урока обучения грамоте "Как мальчик Женя научился говорить букву Р" Е. Чарушин
Материал представляет собой конспект открытого урока обучения грамоте по Азбуке Горецкого...
Конспект урока русского языка "Большая буква в именах, фамилиях людей" (вариант 2.2)
Технологическая карта урока русского языка для слабослышащих обучающихся 2 класса....