Конспект урока "Как люди научились считать" (УМК "Перспектива", 3 класс)+ раздаточный материал
план-конспект урока по математике (3 класс)
Цель урока: ознакомление учащихся с историей развития понятия числа.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать историю развития понятия числа;
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок открытия нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока математики "Как люди научились считать?" (УМК "Перспектива", 3 класс) | 1.6 МБ |
Раздаточный материал | 476.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Карточка №1
«Арифметика каменного века»
Числа и действия с ними не были придуманы каким-то одним человеком. Ещё в самые отдаленные времена людям понадобились арифметические знания, чтобы определять, когда надо засевать поля, начинать полив, когда ждать потомства от животных. Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна положено в амбары.
Однако первобытные люди не умели считать. И вот много тысяч лет тому назад древние пастухи стали использовать различные предметы - по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли хоть одна овца, пастух откладывал по одному предмету каждый раз, когда очередное животное проходило в загон.
Но в стаде у первобытных людей были не только овцы - они пасли и коров, и коз, и ослов. Поэтому пришлось делать из глины и другие фигурки. А земледельцы с помощью глиняных фигурок, камушков, зарубок вели учет собранного урожая. Они отмечали, сколько мешков зерна положено в амбар, сколько кувшинов масла выжато из оливок, сколько соткано кусков льняного полотна. Объединяя группы предметов и находя их части, они решали простейшие задачи на сложение и вычитание. Так древние люди готовились к освоению счета и действиям с числами.
Карточка №1
«Арифметика каменного века»
Числа и действия с ними не были придуманы каким-то одним человеком. Ещё в самые отдаленные времена людям понадобились арифметические знания, чтобы определять, когда надо засевать поля, начинать полив, когда ждать потомства от животных. Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна положено в амбары.
Однако первобытные люди не умели считать. И вот много тысяч лет тому назад древние пастухи стали использовать различные предметы - по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли хоть одна овца, пастух откладывал по одному предмету каждый раз, когда очередное животное проходило в загон.
Но в стаде у первобытных людей были не только овцы - они пасли и коров, и коз, и ослов. Поэтому пришлось делать из глины и другие фигурки. А земледельцы с помощью глиняных фигурок, камушков, зарубок вели учет собранного урожая. Они отмечали, сколько мешков зерна положено в амбар, сколько кувшинов масла выжато из оливок, сколько соткано кусков льняного полотна. Объединяя группы предметов и находя их части, они решали простейшие задачи на сложение и вычитание. Так древние люди готовились к освоению счета и действиям с числами.
Карточка №2
«Живая счетная машина»
Пальцы оказались прекрасной вычислительной машинкой. С их помощью можно было сосчитать до 5, а если взять 2 руки, то до 10. Затем люди сделали следующий шаг вперед и научились считать десятками. Правда, для этого пришлось приглашать сразу много счетчиков.
Пальцы оказались так тесно связаны со счетом, что на древнегреческом языке «считать» выражалось словом «пятерить». В русском языке слово «пять», напоминает «пясть»- часть кисти руки. А в Англии первые 10 чисел называют общим именем- «пальцы». Значит и англичане когда-то считали по пальцам.
Карточка №2
«Живая счетная машина»
Пальцы оказались прекрасной вычислительной машинкой. С их помощью можно было сосчитать до 5, а если взять 2 руки, то до 10. Затем люди сделали следующий шаг вперед и научились считать десятками. Правда, для этого пришлось приглашать сразу много счетчиков.
Пальцы оказались так тесно связаны со счетом, что на древнегреческом языке «считать» выражалось словом «пятерить». В русском языке слово «пять», напоминает «пясть»- часть кисти руки. А в Англии первые 10 чисел называют общим именем- «пальцы». Значит и англичане когда-то считали по пальцам.
Карточка №2
«Живая счетная машина»
Пальцы оказались прекрасной вычислительной машинкой. С их помощью можно было сосчитать до 5, а если взять 2 руки, то до 10. Затем люди сделали следующий шаг вперед и научились считать десятками. Правда, для этого пришлось приглашать сразу много счетчиков.
Пальцы оказались так тесно связаны со счетом, что на древнегреческом языке «считать» выражалось словом «пятерить». В русском языке слово «пять», напоминает «пясть»- часть кисти руки. А в Англии первые 10 чисел называют общим именем- «пальцы». Значит и англичане когда-то считали по пальцам.
Карточка №3
«Сорок и шестьдесят»
Похоже на то, что скачок от десятка к сотне был сделан не сразу. Следующим узловым числом у одних народов стало число 40, а у других -число 60.
Число играло важную роль и в старой русской системе мер: в пуде считалось 40 фунтов, в бочке – 40 ведер и т.д.
То, что это число играло столь важную роль у русских и их предков, можно объяснить тем, что раньше в их жизни особое значение имело число 4. Поэтому, когда начали считать десятками, то именно 4 десятка стало самым большим числом. Но были народы, у которых в самой глубокой древности счет шел до шести. Когда они перешли на счет десятками, то особое имя получили у них не 4, а 6 десятков.
Но самое удивительное, что следы счета десятками сохранились до наших дней. Ведь до сих пор мы делим час на 60 минут, а минуту на 60 секунд. Так что самые точные часы хранят в себе память о глубокой древности.
Но потребности людей и больших числах росли и росли. Наступил момент, когда уже и 40, и 60, и даже 100 перестали казаться слишком большими числами. Тогда для того, чтобы сказать «очень много», стали говорить «сорок сороков» или «шестьдесят шестидесятков». А у народов, пользующихся сотней, идею большого количества чего-либо воплощала «сотня сотен».
Карточка №3
«Сорок и шестьдесят»
Похоже на то, что скачок от десятка к сотне был сделан не сразу. Следующим узловым числом у одних народов стало число 40, а у других -число 60.
Число играло важную роль и в старой русской системе мер: в пуде считалось 40 фунтов, в бочке – 40 ведер и т.д.
То, что это число играло столь важную роль у русских и их предков, можно объяснить тем, что раньше в их жизни особое значение имело число 4. Поэтому, когда начали считать десятками, то именно 4 десятка стало самым большим числом. Но были народы, у которых в самой глубокой древности счет шел до шести. Когда они перешли на счет десятками, то особое имя получили у них не 4, а 6 десятков.
Но самое удивительное, что следы счета десятками сохранились до наших дней. Ведь до сих пор мы делим час на 60 минут, а минуту на 60 секунд. Так что самые точные часы хранят в себе память о глубокой древности.
Но потребности людей и больших числах росли и росли. Наступил момент, когда уже и 40, и 60, и даже 100 перестали казаться слишком большими числами. Тогда для того, чтобы сказать «очень много», стали говорить «сорок сороков» или «шестьдесят шестидесятков». А у народов, пользующихся сотней, идею большого количества чего-либо воплощала «сотня сотен».
Карточка №4
«Операции над числами»
С операциями сложения и вычитания люди имели дело задолго до того, как числа получила имена. Когда несколько групп рыболовов или сборщиков кореньев складывали в одно место свою добычу, они, по сути, объединяли непересекающиеся множества.
С операцией умножения люди познакомились, когда стали сеять хлеб и увидели, что собранный урожай в несколько раз больше, чем количество посеянных семян. Говорили: собрали урожай «сам ∙ двадцать» (в двадцать раз больше, чем посеяли). Наконец, когда добытое на охоте мясо делили поровну между всеми членами племени, выполняли операцию деления.
Сами названия этих операций показывают, с какими действиями нал предметами они связаны. Но должны были пройти тысячилетия, пока люди осознали, что, выполняя действия с группами предметов, они повторяют одни и те же операции. Они поняли, что каждый раз, когда кладут рядом два ореха и два ореха, получается 4 ореха. Так люди узнали, что «два плюс два равно четыре». Постепенно, накапливая такие знания, они обучались выполнять действия над всё большими и большими числами. Таким путем возникло учение о числах, необходимое для решения самых разнообразных практических задач.
Карточка №4
«Операции над числами»
С операциями сложения и вычитания люди имели дело задолго до того, как числа получила имена. Когда несколько групп рыболовов или сборщиков кореньев складывали в одно место свою добычу, они, по сути, объединяли непересекающиеся множества.
С операцией умножения люди познакомились, когда стали сеять хлеб и увидели, что собранный урожай в несколько раз больше, чем количество посеянных семян. Говорили: собрали урожай «сам ∙ двадцать» (в двадцать раз больше, чем посеяли). Наконец, когда добытое на охоте мясо делили поровну между всеми членами племени, выполняли операцию деления.
Сами названия этих операций показывают, с какими действиями нал предметами они связаны. Но должны были пройти тысячелетия, пока люди осознали, что, выполняя действия с группами предметов, они повторяют одни и те же операции. Они поняли, что каждый раз, когда кладут рядом два ореха и два ореха, получается 4 ореха. Так люди узнали, что «два плюс два равно четыре». Постепенно, накапливая такие знания, они обучались выполнять действия над всё большими и большими числами. Таким путем возникло учение о числах, необходимое для решения самых разнообразных практических задач.
Карточка №5
Тест
1.Для чего людям каменного века нужно было знание счета?
а) вести подсчет хозяйства (животных, урожая и т.д.)
б) вести счет дней
в) для самообразования
2. Как на языке папуаского племени звучало числительное 7?
а) окоза-окоза-окоза
б) окоза-окоза-урапун
в) окоза-окоза-окоза-урапун
3) Какой новый метод счета вытеснил старый?
а) счет с помощью предметов
б) счет по пальцам
в) счет в уме
4)Какие числа появились у разных народов за числом 10?
а) 40 и 60
б) 20 и 30
в) 90 и 100
5) Каким общим именем в Англии называют первые 10 чисел?
а) десяток
б) цифры
в) пальцы
Карточка №5
Тест
1.Для чего людям каменного века нужно было знание счета?
а) вести подсчет хозяйства (животных, урожая и т.д.)
б) вести счет дней
в) для самообразования
2. Как на языке папуаского племени звучало числительное 7?
а) окоза-окоза-окоза
б) окоза-окоза-урапун
в) окоза-окоза-окоза-урапун
3) Какой новый метод счета вытеснил старый?
а) счет с помощью предметов
б) счет по пальцам
в) счет в уме
4)Какие числа появились у разных народов за числом 10?
а) 40 и 60
б) 20 и 30
в) 90 и 100
5) Каким общим именем в Англии называют первые 10 чисел?
а) десяток
б) цифры
в) пальцы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию внеурочной деятельности по математике "Как люди научились считать" (3 класс)
Презентация к занятию №1 "Как люди научились считать" курса внеурочной деятельности "Математика вокруг нас". Содержит исторический материал по данному вопросу, задания устного типа на счет для третьек...
Устный счет 1 класс раздаточный материал
В файле представлены разработка для проверки знаний детей по составу числа, компонентов действи й сложения и вычитания...
Правило "Образование перфект - сложного прошедшего времени" 3 класс раздаточный материал
Правило "Образование перфект - сложного прошедшего времени" 3 класс раздаточный материал...
Упражнения по теме "Перфект" 3 класс раздаточный материал
Упражнения по теме "Перфект" 3 класс раздаточный материал...
Правило "Вопросительные предложения" 3 класс раздаточный материал
Правило "Вопросительные предложения" 3 класс раздаточный материал...
Правила чтения проверочная работа 2 класс раздаточный материал
Правила чтения проверочная работа 2 класс раздаточный материал...