Урок литературного чтения В.Ф.Одоевский " Городок в табакерке"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
биография автора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 17.41 КБ |
odoevskiy_gorodok_v_tabakerke.ppt | 2.88 МБ |
biografiya_odoevskogo.docx | 14.41 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК Школа России Тема: В.Ф Одоевский «Городок в табакерке».
Цель: Познакомство учащихся со сказкой Одоевского, используя методы исследования.
Планируемые результаты:
Предметные:
1). Познакомить с произведением В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».
2). При помощи сказки познакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки.
Метапредметные:
1). Расширять словарный запас учащихся.
2). Формировать навыки выразительного чтения.
Личностные:
1).Воспитывать любознательность.
Формируемые УУД:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные: размышление над нравственными ценностями литературных сказок русских писателей, знание и умение оперировать понятиями «система нравственных ценностей», «литературная сказка». Определение основной мысли, деление текста на части, составление плана.
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Цель: создать условия для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность.
Улыбнитесь друг другу, садитесь
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
- Тогда начинаем наш урок.
2.Проверка домашнего задания.
-Какой раздел закончили изучать? Каким было д/з.? (сочинить акростих)
-Давайте вспомним, что это за стихотворение? (зачитывают свой акростих 5 человек)
3. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
Цель: создать условия для актуализации знаний учащихся.
СЛ. 1
-Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите перед собой? (стих-е) Прочитайте про себя.
-О чём говориться в стихотворении? (о волшебном городке, с интересными жителями)
-Объясните фразу «чудный народ».(необычные, волшебные, сказочные, загадочные жители)
- Прочитайте выразительно. К какому типу оно относится? (стих-е для детей)
-Как выдумаете, как это стих-е связано с нашим уроком?(ответы детей)
-Правильно, откройте учебник стр.156. Прочитайте название произведения.
СЛ. 2
-Все ли слова вам понятны в названии? (табакерка)
-Предположите, о чём пойдёт речь в произведении?
-Прочитайте автора, знаком ли он нам?
СЛ. 3 Итак, назовите тему урока. Какие задачи поставим на урок?
СЛ.4-5 Рассказывают биографию писателя дети и выясняем, что с этим писателем уже встречались в 3 классе при изучении сказки «Мороз Иванович»
4. Работа по теме.
Цель: создать условия для восприятия произведения, развития устной речи через ответы на вопросы и формирования умения устанавливать связи между прочитанным и иллюстрацией.
Просмотр отрывка из мультфильма (4 мин)
-Вы просмотрели фрагмент мультфильма. С чего начинается произведение? ( Папенька поставил на стол табакерку.)
- Кто такой «папенька»? Подберите слова- синонимы к этому слову. (отец, папа, папочка, батюшка, тятя, тятенька)
- Как вы думаете, почему именно это слово употребил автор? (Поясняю, что в те годы, когда жил автор, все называли так своих отцов, выражая этим, своё уважение, свою любовь, благодарность родителю.)
- Что было внешне необычного в шкатулке? (расписная).
-Как назывался городок? (Динь-Динь)
-Что захотел узнать мальчик? (что внутри, после того, как услышал музыку из шкатулки)
-Над каким вопросом размышлял Миша? (от чего звенят колокольчики)
- Как вы думаете, узнает ли мальчик, от чего звенят колокольчики? А как, предположите.
Просмотр отрывка из мультфильма (ещё 55сек)
- Кто поманил мальчика за собой?
-Как выглядел мальчик – колокольчик?
Чтение отрывков детьми.
Стр.159-160
- Что увидел Миша внутри шкатулки? (своды)
СЛ. 6- Что такое свод, разбираем на слайде.
- Чему удивится Миша, когда оглянется назад, предположите?
Стр.160-161
- Как объяснил ему колокольчик, почему это происходит? (чем дальше- тем меньше)
- Какую историю вспомнил мальчик? (про рисунок)
-Что показалось смешным в истории колокольчику? (неумение рисовать)
- Как Миша отреагировал на этот смех? (вежливо задал вопрос)
5.Физминутка.
Цель: снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.
СЛ. 7
Продолжаем работать. Давайте вспомним, что такое синквейн?
- Предлагаю поработать в парах, опираясь на прочитанный отрывок (стр.159-161), составьте синквейн
1ряд-колокольчик
2ряд-мальчик
3ряд-на выбор (заслушиваем с каждого ряда по одной паре)
Работа с иллюстрацией стр.161
-Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрацию и, прочитав отрывок жужжащим чтением стр.162-163 до последнего абзаца, найдите те предложения, которые соответствуют этому рисунку.
- А в чём ошибся Миша, когда посмотрел на колокольчики? (что они одинаковые)
-Чем колокольчики отличались друг от друга? (звоном)
- Объясните смысл отравка.стр.162-163 (читаю сама)
- Ребята, как вы думаете, недочитывая произведение, к какому жанру оно относится? (сказка)
-Почему, какие фрагменты помогли определить?
7..Итог урока. Рефлексия. Выставление отметок.
Цель: подведение итога урока, самооценивание по данной теме.
СЛ. 8-9
-Какие задачи мы ставили перед собой на этом уроке?
-Все ли задачи удалось решить?
-Оцените свою работу на уроке, продолжив одну из фраз.
8. Объяснение домашнего задания.
Цель: отрабатывать умения делить текст на части, находить в каждой часть главное и составлять план.
Дочитать сказку, разбить на части, составить план.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Табакерка - маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли.
* Познакомиться с произведением «Городок в табакерке.» * Развивать навыки осознанного выразительного чтения * Обогащать словарный запас речи.
Свод (от «сводить» — соединять, смыкать) — в архитектуре тип перекрытия или покрытия пространства (помещения), ограниченного стенами, балками или столбами
* Познакомиться с произведением «Городок в табакерке.» * Развивать навыки осознанного выразительного чтения * Обогащать словарный запас речи.
.
Предварительный просмотр:
Владимир Федорович Одоевский родился в 1803 году в Москве. Владимир Одоевский происходил из древнего и знатного рода. С одной стороны, он был в родстве и с русскими царями, и с самим Львом Толстым, а с другой, мать его – крепостная крестьянка. Особого значения титулам Одоевский никогда не придавал. Очень рано остался без родителей. После смерти родителей Владимир воспитывался у дяди. Позже его отдают на обучение в пансион. Пансион находился при Московском университете В нем он получил первоклассное по тому времени воспитание и образование. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А.С.Пушкиным.
В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”. Но В.Одоевский был не только талантливым писателем. А так же Владимир всегда участвовал в общественных кружках, занимался музыкой и литературой. Перебравшись в северную столицу, Одоевский женился. Вместе с женой они открыли популярный литературный салон, где много уделялось внимания и музыке, и даже кулинарии.Так же увлекался мистикой и магией. Он пишет публицистические статьи, издаёт сборник эссе. Также создаёт роман-утопию о 4338 году (одноименный), где предрекает появление Интернет сетей. Но со временем он разочаровался в мистицизме, Одоевский поверил в просвещение.
Вообще жизнь писателя можно разделить на 3 этапа: Московский (детство, юношество);Питерский этап: Занимает сенаторскую должность и пост директора музея (Румянцевского) радовался за отмену крепостного права С другой стороны, призывал запретить ввоз в Россию «вредных» книг. Московский этап: В последние годы Одоевский много помогал бедным. Даже не оставил наследства жене (детей у них не было). Владимир Фёдорович запомнился современникам как разносторонний человек. Его интересы иногда противоречили сами себе. И в этом противоречии развивались. Итак: можно сделать вывод: В.Одоевский - это князь-русский писатель, философ, педагог, музыковед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения В.М. Одоевский " Городок в табакерке" (2 урок)
Данный материал поможет учителям провести интересный урок по составлению плана к сказке "Городок в табакерке"...
Урок литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке"
Урок литературного чтения состоит из этапов, соответствующих требованиям ФГОС. В интересной форме организуется мобилизующий этап и этап определения темы урока, целеполагание.. (групповая работа). Необ...
Конспект урока по литературному чтению В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» 4 класс
Познакомить с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского, продолжить изучение литературной сказки «Городок в табакерке», пополнять словарный запас; формировать навы...
Презентация к уроку литературного чтения В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
Презентация к уроку литературного чтения В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»...
Урок литературного чтения В. Ф. Одоевский "Городок в табакерке"
Урок составлен по произведению В.Ф. Одоевского, по УМК "Школа России", был проведен в 4 классе, есть к нему презентация....
«Литературные сказки. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
Невероятно удивительная сказка "Городок в табакерке" написана замечательным писателем В. Одоевским. Эта сказка о мальчике, который узнает работу механизма табакерки, попав внутрь этой ...
Урок литературного чтения .В.Ф.Одоевский.Мороз Иванович. 1-й урок
В работе представлены приемы работы с первичным знакомством с текстом....